Куда жаловаться на незаконную рекламу на доме

Обновлено: 30.04.2024

Индивидуальный предприниматель, снимающий в аренду жилую площадь на первом этаже многоквартирного дома (квартира, скорее всего, не переведа в нежилой фонд т.к. в квартиру нет отдельного входа) на фасаде здания вывесил две вевески-растяжки площадью несколько квадратных метров с наименованием своей организации, номером телефона, адресом сайта и т.д. На вывеске есть надпись "временная вывеска".

Собрания собственников по этому вопросы не собиралось. Решения совета дома не было. Разрешения от управляющей компании не было.

Сам индивидуальный предприниматель выражает уверенность в том, что это не реклама, а "временная вывеска" и никакие разрешения на нее не нужны.

Есть основание полагатать, что этот индивидуальный предприниматель нарушает мои права как собственника квартиры в этом многоквартирном доме, в частности, а) использует на безвозмездной основе общее имущество - фасадную стену дома в личных целях с целью обогащения , нанес вред общему имуществу во время крепления этой вывески путем сверления стены.

Прав я или индивидуальный предприниматель? В какие контролирующие органы мне стоит обратиться для решения этой проблемы: в жилищную инспекцию, в прокуратуру или какие-то другие организации? Какие законные основания можно использовать в качестве аргументов за снятие этой вывески?

Данные действия ИП не законны.

Обращайтесь в Жилищную инспекцию, прокуратуру.

Статья 19 Закона О рекламе.

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.


Расклеенные по подъездам и лифтам листовки раздражают многих жителей.
Обсудили с подписчиками телеграм канала ЖКХ, как можно избавиться от наклеек и бумажек в местах общего пользования.


Можно попробовать, но этот способ работает крайне редко. Большинство Управлений ФАС считает, что в использовании общедомового имущества нет нарушений законодательства о рекламе, и посылают собственников в суд, разбираться с расклейщиками или рекламодателями самостоятельно.

Положительная практика встречалась у Камчатского УФАС (решение по делу № 041/05/5 – 222/2019), УФАС по Ульяновской области (решение по делу № 15087/05 – 2018, по делу № 15086/05 – 2018, решение по делу № 15085/05 – 2018, решение по делу № 15084/05 – 2018).

Чтобы повысить шансы на положительное рассмотрение жалобы, стоит указывать в качестве нарушения не использование общедомового имущества, а содержание рекламы, которое нарушает закон:
  • в рекламе медицинских услуг нет информации о наличии противопоказаний,
  • стоимость услуг указана в иностранной валюте без перерасчета на рубли,
  • в листовке про акцию не указан срок её проведения и место, где почитать её полные правила,
  • рекламируются услуги по написанию дипломных работ,
  • рекламируется крепкий алкоголь,
  • существенно искажен смысл информации, чем потребители вводятся в заблуждение и т.д.


Масло покупается за копейки, наносится на стены. Тот, кто использовал, утверждает, что приклеить потом что-то на стены становится нереально.
Желательно потом не обтирать стены одеждой, иначе придется докупать спирт, растворитель или уксусную кислоту для стирки вещей.

Многие рекомендуют поставить на домофон замок, к которому не подходят универсальные ключи. Это существенно сокращает поток навязчивой рекламы как на стенах, так и в почтовых ящиках.


Сторонники способа возражают, что нельзя достоверно знать, какой это бизнес, качественные ли услуги, не развод ли; очень часто расклеивают объявления провайдеры и другие вовсе не маленькие компании.


Один читатель всё же пошел дальше:
Однажды провайдер наклеил стикеры на двери лифтов на каждом этаже. Читатель позвонил курирующему менеджеру, но она предложила обращаться письменно, так как это не её направление. После этого что-то случилось с питанием центрального ящика провайдера на доме, а доступ к нему оказался заблокированным (в доме СКУД на технический этаж). Дальше уже искали самого читателя – позвонил инженер. Ему объяснили, что возникла неисправность с питающим автоматом, который быстро починится, если все стикеры удалят. Через два часа вся реклама была отклеена.

Не рекомендуем заниматься явным самоуправством, так как могут быть неприятности.

Кому-то помогает установка камер или хотя бы их муляжей. Это наиболее эффективно в совокупности с устрашающими объявлениями об административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, о нескромном прайсе на размещение рекламных листовок.


У некоторых жильцов работает самый элементарный способ – позвонить по указанному в объявлении номеру и поговорить с рекламодателем. Бывают адекватные люди, иногда попадаются наглые.

Переписка подписчика с Ростелекомом и Магнитом:





Начинать лучше с дипломатических способов, а заканчивать – агрессивными. Кто-то не стремится бороться с расклейщиками, а просто берет шпатель и растворитель для наклеек, очищает свой подъезд. Так работает теория разбитых окон: если подъезд чистый, то и клеят меньше или хотя бы в специально выделенных местах.

Реклама в подъездах жилых домов не является такой уж редкостью, она встречается повсеместно. Многие компании готовы воспользоваться таким методом, поскольку он является доступным, эффективным и довольно простым по сравнению с другими видами рекламы.

Никто не поспорит с тем, что реклама сама по себе является двигателем торговли. Важно понимать, что распространение брошюр в жилых домах очень выгодно многим организациям, потому вряд ли удастся добиться того, чтобы в ваш дом вообще не поступали рекламные плакаты.

Если размещение является законным, то с ней ничего не сделать. Но часто такая реклама является незаконной, она может восприниматься как обыкновенный спам. Для размещения рекламы могут использовать:

  • территория снаружи, а именно это могут быть стены, стенды на подъездах, сами двери;
  • можно обнаружить листовку с каким-то предложением в Почтовом ящике;
  • внутри подъезда, обыкновенно там имеются специально установленные стенды, щиты в лифтах;
  • не так давно появившиеся дорхенгеры, которые вешаются на дверную ручку.

Размещение рекламы

Также может размещаться и незаконная реклама, в таком случае жильцы могут требовать чтобы установки были демонтированы. Кстати, прибыль, полученная с аренды места для рекламы, должна направляться на благоустройство дома или же на уменьшение кварплаты, об этом говорится в Законе.

Практика показывает, что на самом деле все происходит не так, как должно, выручка с аренды попадает управляющей организации.

ВНИМАНИЕ! В нашей стране многие лифты похожи на места для сбора спама. В целом же мир уже нашел применение данной рекламной площадке и использует ее креативно.

В качестве места для размещения объявлений, листовок активно используется лифт. Но некоторые смотрят на это, как будто все идет так, как должно быть. Проблема кроется в том, что многие не считают лифт своей собственностью.

Но вообще разрешение на установку рекламной конструкции и ее использование должно оформляться в связи с заявлением, к которому должно прилагаться согласие собственника. То есть организация, которая будет заниматься размещением рекламы, должна иметь разрешение.

Реклама в подъездах жилых домов

В качестве подтверждение может использоваться протокол общего собрания. На протяжении двух месяцев управляющая организация в праве рассматривать такое заявление, после прошествии данного времени она обязана вынести отказ или же согласие в установке конструкции для размещения рекламы.

Но разрешения управляющей организации недостаточно, помимо нее, помимо соглашения с управляющей компанией, организация должна обратиться в соответствующий орган и получить там разрешение на установку и использование рекламной конструкции.

А именно это должен быть орган, который решает соответствующие вопросы, так в Москве, к примеру, это Депортамент средств массовой информации и реклам города Москвы. В столице данная организация функционирует уже с 2016 года, осуществляет прием различных запросов и документов, которые требуются для получения данных разрешений на установку и применении рекламных конструкций.

При этом департамент функционирует в электронном виде, принимая все бумаги в электронной форме посредством интернета.

Законность

В любом случае Распространение рекламы — дело неизбежное, но нужно понимать, что оно может быть законным, а может быть и не законным. Если рассматривать ситуацию с незаконной расклейкой объявлений, то она попадает под статью 8 Закона об административных правонарушениях.

Данная статья определяет ответственность за нарушение установленного порядка по размещению рекламной информации. Имеется в виду то, что клеится не на специально отведенных для этого досках.

ВНИМАНИЕ! Для расклейщиков полагаются небольшие штрафы, они могут варьироваться от 1 до 1,5 тысяч рублей. Должностные лица могут получить наказание от 3 до 10 тысяч рублей. Юридические лица могут рассчитывать на штраф до 50 тысяч рублей.

Если размещение информации согласовано с соответствующими органами, управляющей или другой организацией, которая занимается обслуживанием жилого дома. Именно этот орган управления, который и занимался размещением рекламного щита, должен иметь две трети голосов собственников, которые проголосовали на общем собрании.

Важно, чтобы все жильцы получили достоверную информацию о том, что планируется устанавливать доску для размещения рекламы. Согласно статье 47 ЖК РФ этот вопрос должен подняться на общем собрании, где будут присутствовать все собственники. Должно использоваться очное голосование. Нужно понимать, что это не просто право, но и обязанность жильца.

Если конструкция была установлена на законной основе, то также на собрании должно быть решено, куда будут направлены средства, получаемые от стенда. Считается, что денежное вознаграждение должно идти на благо собственников. В частности это решение текущих нужд. Но чаще всего установка не имеет соответствующих согласований, либо средства направляются в неизвестном жильцам направлении.

Нередко происходит и так, что управление вообще не знает об установленном в доме стенде. Разбирательства по поводу данной установки полностью ложатся на плечи управления. Снимать стенд, который был установлен незаконно, должны представители организации, которая занималась установкой. Это необходимо для того, чтобы избежать возможных взысканий за порчу чужого имущества.

Прямой обязанностью управляющей организации являются разбирательства с незаконной рекламой. Поэтому не стоит отчаиваться, пишите заявления, ждите ответ. В том случае, если на ваше беспокойство никак не реагируют, тогда стоит обращаться уже в прокуратуру. Там довольно быстро реагируют на жалобы, поэтому нелегальный щит скоро будет демонтирован.

Как бороться

Некоторые собственники придерживаются мнения, что лестничная клетка, подъезд не относится к их имуществу, но это совсем не так. Это имущество общего пользования, в том числе и каждого собственника. Даже придомовая территория является общей собственностью каждого владельца в доме. Потому проблемы, которые возникают с объявлениями, касаются каждого.

При этом нужно отметить, что расклейка без соответствующего разрешения недопустима в подъезде также как и в вашей квартире. Многие задаются вопросом о том, как бороться с рекламой подъезде. Ответ является довольно простым, нужно придерживаться стандартных мер:

  1. Установите на подъезд домофон, который позволит не пускать в дом посторонних лиц. Не бойтесь спрашивать у людей, которые заходят в дом, цель их посещения. Вы имеете на это полное право.
  2. Если в лифте устанавливается или уже установлен щит для распространения рекламы, стоит сделать запрос о его законности. Также можно узнать о том, куда направляются средства, которые управляющая получает за размещение рекламы. Если документов нет, то вы можете заставить снять установку.
  3. Примите на работу консьержа, который будет следить за тем, кто проникает в здание. Также он будет следить за состоянием подъезда, чистотой.
  4. Установите доску в специальном месте, она поможет свести на нет порчу стен, а также дверей.
  5. Поставьте камеры, по которым вы при необходимости сможете выследить того, что занимается распространением рекламы. Не забудьте о том, что нужно расклеить таблички, которые предупреждают о том, что ведется видеонаблюдение.

Ответственность

Чаще всего за выполнение такой работы, как расклейка рекламных листовок, берутся подростки, студенты, которые нуждаются в дополнительном доходе. Для такой работы не требуется каких-либо знаний или же диплома, также как и документов для разрешения деятельности.

 Реклама в подъездах жилых домов

Молодежь обычно не задумывается о том, что за такую деятельность можно получить штраф. Это зря, поскольку штрафы являются довольно реальными. Обычно более опытные работники отправляют молодежь, обучают, как вести себя при появлении конфликтных ситуаций.

Обычно руководители не предупреждают о том, что молодые люди могут получить штраф, эта информация опускается. Конечно, жильцы могут вызывать полицию, но они не имеют право задерживать распространителей до ее приезда. Поэтому крайне сложно привлечь таких рекламщиков к ответственности. Остается проводить поучительные беседы.

Куда обращаться

Не менее волнующий вопрос, которым задаются многие, — куда жаловаться на рекламу. Стоит разобраться, какие органы стоит привлекать для борьбы с расклейщиками. Стоит перечислить следующие организации:

  • Федеральная антимонопольная служба, она поможет, если был поврежден фасад зданий,
  • Роспотребнадзор стоит привлекать, если распространяется реклама спиртного, сигарет,
  • участковый, обращение к нему поможет решить ситуацию, для этого вы можете сделать фотографию расклейщика за его работой,
  • волонтерские организации, которые могут помочь уничтожить листовки в подъездах,
  • городские власти, которые и отвечают за удаление рекламных надписей.

Распространение рекламных листовок, буклетов, разнообразных предложений — выгодное дело. В связи с особенностями такого распространения и закона о рекламе, довольно сложно бороться с такими работниками.

Сражаться в одиночку с подобной рекламой практически невозможно, добиться чего-то можно только, если объединить усилия. Вполне реально добиться правильного размещения рекламы, но полностью от нее избавиться нельзя.

ВАЖНО! Обращаясь в соответствующие организации, можно избавить ваш подъезд от нежелательной макулатуры, несанкционированных конструкций, которые могут разместить различные компании.

Не стоит отчаиваться, все возможно. Но перед тем, как заняться этим непростым вопросом, подумайте о том, а нужно ли вам это, стоит ли это занятие ваших нервов и драгоценного времени. Часто реклама в подъездах является умеренной и никому не мешает.


Назойливая реклама стала бичом нашего времени. Объявления, флайеры, стикеры, рассылки преследуют нас всегда и везде. Подчас наши почтовые ящики завалены рекламными буклетами и вместе с пачками этой ненужной макулатуры мы выкидываем нужные нам квитанции и письма.

Кто отвечает за чистоту подъезда и придомовой территории?

Ответственность за содержания дома в надлежащем виде несет Управляющая компания или ТСЖ. Определить, кто отвечает за содержание Вашего подъезда можно по информации, размещенной на информационном стенде. Если же его в парадной нет, то эта информация размещена на квитанции за коммунальные платежи.

Именно в компетенцию этих компаний входит не только ремонт и обслуживание дома в целом, его территории, но и содержание их в чистоте. Любая расклейка объявлений, даже в местах специально отведенных для этого, должна согласовываться с управляющей компанией (далее – УК). Однако без решения двух третей жильцов управляющая компания также не может самовольно размещать щиты для объявлений ни на здании ни внутри его подъездов.

Пример: В лифтах появились рекламные щиты. Законно ли это? В любом случае нет, если они там размещены без ведома и согласия большинства жильцов. Так как владельцами дома являются проживающие в нем, УК не имеет права без их согласия размещать рекламные конструкции. Вся суть в том, что за размещение рекламы УК получает деньги, которые должны идти на обустройство дома или на улучшение жизни жильцов.

Как же заставить ТСЖ убрать незаконную рекламу? Есть два варианта:

  1. Собрать общедомовое собрание, на котором решить вопрос о целесообразности размещения щитов в том или ином месте.
  2. Написать заявление в УК с просьбой разъяснить, на каком основании в лифте появились щиты.

Конечно, разместить щиты могли и без ведома УК, но тогда именно они должны позаботиться о том, чтобы их снять.

Как заставить ТСЖ убрать незаконную рекламу

Часто жители своими силами стараются избавиться от навязчивой рекламы в подъездах. На обращение в управляющую компанию они получают ответ, что это не входит в их полномочия. В этом случае необходимо написать официальное письмо с просьбой убрать следы рекламы в подъезде, при этом, чтобы не получить отказ важно сослаться на Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020) “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения”, где четко указано, что именно ТСЖ отвечает за чистоту подъездов и фасадов домов.

Соответственно договор заключенный вами с УК не может противоречить этому постановлению. Если же компания не отреагирует на обращение можно подать заявление в Комитет по благоустройству в вашем регионе, Роспотребназор и Прокуратуру.

Что делать если расклейщики испортили подъезд?

Однако не всегда ТСЖ или УК могут проследить, чтобы в подъездах и на зданиях не было рекламы. Зачастую жильцы, зайдя в подъезд, сталкиваются с ужасающей картиной – весь подъезд и двери обклеены объявлениями. И здесь начинаются трудности. Хотя в законе РФ и есть статья о рекламе

Но чаще всего бывает иначе. Расклейщик знает о незаконности своих действий и если вы его заметили, не будет дожидаться приезда полиции, но вы вполне можете его сфотографировать – фото послужит доказательством в суде. Без фото-факто наказать расклейщика рекламы практически невозможно.

Можно ли наказать заказчика расклейки объявлений

Привлечь же заказчиков административным путем также очень сложно, так как в листовках указаны только номера телефонов. Определить заказчика по номеру не представляется возможным, а если там указаны реквизиты, то он всегда может сослаться на происки конкурентов.

В любом случае следует зафиксировать факт расклейки объявлений в не согласованных местах путем фото или видеосъемки для дальнейшего предоставления в компетентные органы вместе с жалобой.

Это интересно:

В некоторых из городов РФ был опробован интересный способ борьбы с недобросовестными рекламодателями. Их телефоны администрация ставила на функцию автодозвон. Робот бесконечно набирал номер абонента и просил убрать незаконные объявления со стен подъездов. В итоге работа предпринимателя была полностью заблокирована. Однако эта практика еще не до конца прижилась, так это инструмент стали использовать недобросовестные конкуренты, и разбирательства кто прав, кто виноват, занимали много времени.

Куда жаловаться на заказчика рекламы

Написать жалобу на заказчика рекламы все же возможно. Но для этого у вас должны быть доказательства, что именно эта компания или юр. лицо являются ими. Сделать это можно двумя способами:

  1. Если расклейщик является официальным представителем или сотрудником компании.
  2. Если расклейщик объявлений согласен дать показания на заказчика.

Если такая информация есть можно написать жалобу:

  • В местный комитет по благоустройству;
  • В прокуратуру;
  • В администрацию города;

Если имеются достаточные доказательства в причастности компании или юр. лица в нарушении закона, его оштрафуют. Кроме того, при наличии веских доказательств можно подать на заказчика рекламы в суд и взыскать с него средства на ремонт подъезда.

Правильно составить жалобу или составить иск вам поможет юрист по административному праву нашей компании, наши контакты здесь.

Как еще можно бороться с рекламой в подъезде

В разных регионах жители многоквартирных домов ищут свои способы борьбы с незаконной рекламой и порчей общего имущества. Ведь зачастую обклеенные стены не так легко очистить. Некоторые жители объединяются, чтобы проучить рекламодателей – они несколько дней звонят им весь рабочий день, тем самым блокируя работу компании.

Читайте также: