Основания для отказа в передаче муниципального имущества в федеральную собственность

Обновлено: 01.05.2024

Сегодня "Российская газета" публикует Определение Конституционного суда, которое посвящено именно этому вопросу.

В главный суд страны обратились сразу два заявителя - Законодательное собрание Республики Карелия и глава города Екатеринбурга. Их жалобы объединили в одно дело, потому как оба заявления были по сути об одном и том же.

Заявители просили судей Конституционного суда обратить внимание на некоторые положения Закона с невероятно длинным названием - "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На самом деле этот закон со сложно выговариваемым именем сегодня стал головной болью очень многих органов муниципальной власти, и они-то научились залпом произносить это название.

Этот документ предусматривает, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов. Но такое возможно не всегда, а лишь в строго определенных ситуациях - если нахождение этого имущества в муниципальной собственности не допускается в результате разграничения полномочий между властями и если это имущество уже используется федеральными органами госвласти, субъектов, государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, которые создала Российская Федерация или ее субъекты.

По мнению Заксобрания Карелии, некоторые положения закона допускают возможность бесплатно передавать муниципальное имущество властям федеральным или субъектов без согласия собственника - органа местного управления. А это ограничивает права местной власти и противоречит сразу пяти статьям Основного Закона страны.

В жалобе главы города Екатеринбурга называются не только те положения, которые озаботили карельских депутатов, но и дополнительные. По ним в случае передачи муниципальной собственности в федеральную предложения о передаче имущества направляются органами госвласти субъекта или органами местного самоуправления федеральному органу или органу субъекта, который имеет полномочия собственника имущества. А там делаются списки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые меняют собственника. Эти перечни предприятий утверждаются, и такой документ становится основанием для возникновения права собственности на имущество. При этом ликвидация таких муниципальных предприятий как юридических лиц и регистрация права госсобственности и муниципальной собственности на них как на объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Перечень же документов, нужных для принятия решения о передаче имущества, устанавливается правительством страны. А это, по мнению заявителя, нарушает сразу шесть статей Конституции, потому как в решении таких серьезных вопросов игнорируется воля органов местного самоуправления.

В своем решении главный суд страны подчеркнул, что Конституция одинаково признает и защищает все виды собственности. Еще суд напомнил, что по Основному Закону страны местное самоуправление самостоятельно решает вопросы владения и управления муниципальной собственностью и ограничивать права местных администраций нельзя. Именно поэтому разграничение полномочий должно обеспечивать учет интересов всякой власти - большой и маленькой. Ограничить право собственности любой из них может только федеральный закон, если это необходимо, но в строго определенных случаях - для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным. То есть характер ограничений соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Еще Конституционный суд напомнил, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому он уже рассматривал в прошлом году. И тогда суд говорил, что порядок передачи предполагает достижение договоренностей между органами власти и не допускает принудительного отчуждения.

Вывод Конституционного суда - порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную и в собственность субъектов одинаков с порядком передачи имущества субъекта в федеральную собственность. И этот порядок включает направление местному самоуправлению соответствующего предложения. Передача имущества без предложения не допускается. Это значит, что безвозмездная передача муниципальной собственности в две другие предполагает согласованные действия всех трех.

В итоге главный суд страны определил, что надо договариваться и необходимо "волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу". Поэтому госвласть и власть субъектов, принимая решение о передаче имущества, не может действовать в одностороннем порядке.

Такое разъяснение, подчеркивает Конституционный суд, является "общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике".

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

  • 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
  • 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
  • 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
  • 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

9. Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Группа компаний

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи муниципального имущества Еловского сельского поселения в безвозмездное пользование.

УТВЕРЖДЕНО решением Совета депутатов Еловского сельского поселения от 10.04.2015 № 5
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Общие положения

1.2. Положение устанавливает порядок и единые на территории Еловского сельского поселения правила передачи в безвозмездное пользование имущества Еловского сельского поселения (за исключением земельных участков, средств бюджета поселения, муниципальных ценных бумаг).

1.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование может осуществляться в целях повышения эффективности решения социально значимых вопросов местного значения.

1.4. В безвозмездное пользование может быть передано имущество, являющееся муниципальной собственностью Еловского сельского поселения и учтенное в Едином реестре муниципальной собственности.

1.5. Объектами муниципальной собственности, переданными в безвозмездное пользование, могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, отдельные помещения и части зданий, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое муниципальное имущество, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования.

1.6. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по договору безвозмездного пользования (договору ссуды).

2.1. Сторонами по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом являются ссудодатель и ссудополучатель.

2.1.1. Ссудодателем при передаче муниципального имущества казны в безвозмездное пользование выступает Администрация Еловского сельского поселения (далее - Администрация).

2.1.2. В случаях предоставления в безвозмездное пользование имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или муниципальным казенным, муниципальным бюджетным учреждением на праве оперативного управления, ссудодателем будет являться соответственно это муниципальное предприятие или муниципальное учреждение.

При этом передача в безвозмездное пользование осуществляется с предварительного согласия в письменной форме Администрацией:

муниципальным унитарным предприятием недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;

муниципальным бюджетным учреждением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного муниципальным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

муниципальным казенным учреждением муниципального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

2.3. Ссудополучатель не вправе каким-либо образом распоряжаться имуществом: передавать его во владение и пользование третьим лицам по любым видам договоров, отчуждать имущество и совершать иные действия, влекущие утрату имущества его собственником. Отказ ссудополучателя от договора безвозмездного пользования в пользу другого лица в любой форме (по договору уступки, по договору совместной деятельности и др.) не допускается и не является основанием для передачи имущества последнему.

2.4. Срок безвозмездного пользования муниципальным имуществом устанавливается в договоре по соглашению сторон, если иной срок не установлен действующим законодательством.

3.1. Решение о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальным предприятием, учреждением, на торгах либо без проведения процедуры торгов принимается Администрацией в форме постановления Администрации в соответствии с действующим законодательством.

в) без проведения торгов в качестве муниципальной преференции в соответствии с целями, установленными статьей 19 вышеназванного Федерального закона. При этом имущество предоставляется ссудодателем при наличии предварительного письменного согласия антимонопольного органа Пермского края на передачу запрашиваемого имущества ссудополучателю;

3.3. Проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования осуществляется в соответствии с порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечнем видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.

3.4. Для проведения торгов ссудодателем создается постоянно действующая единая комиссия по проведению торгов.

3.5. Решение о передаче имущества ссудодателем, являющимся муниципальным учреждением, муниципальным предприятием, принимается в порядке, установленном для принятия решения о передаче муниципального имущества, находящегося в составе муниципальной казны.

3.6. Для получения согласия Администрации на передачу в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципальное унитарное предприятие или муниципальное казенное, бюджетное учреждение представляет в Администрацию следующие документы:

3.6.1. заявление, подписанное руководителем, с указанием имущества, предполагаемого к передаче в безвозмездное пользование, обоснования необходимости передачи его в безвозмездное пользование, срока безвозмездного пользования, целей передачи имущества в безвозмездное пользование, сведений о ссудополучателе, анализа влияния последствий сдачи в безвозмездное пользование этого имущества на деятельность предприятия, учреждения;

3.6.2. копию свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, предполагаемое к передаче в безвозмездное пользование;

3.6.3. проект договора безвозмездного пользования, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Положения;

3.6.4. информацию органов технической инвентаризации об объекте, передаваемом в безвозмездное пользование (технический паспорт);

3.6.5. иные документы, подтверждающие возможность заключения договора безвозмездного пользования без проведения торгов, в случае, если передача имущества в безвозмездное пользование предполагается без проведения торгов.

3.7. Администрация в течение 15 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.

3.8. Администрация принимает решение об отказе в заключении договора безвозмездного пользования в следующих случаях:

3.8.1. неполная или недостоверная информация в представленных документах, указанных в пункте 3.6 настоящего раздела;

3.8.2. нарушение требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего процедуру передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества;

3.8.3. несоответствие условий проекта договора безвозмездного пользования требованиям настоящего Положения;

3.8.4. невозможность муниципальным унитарным предприятием, муниципальным казенным, бюджетным учреждением в результате передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены их уставами, или ограничение такой возможности.

4.1. Для принятия решения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование на имя главы поселения подается заявление от лиц, претендующих на предоставление муниципального имущества. При передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятием, учреждением заявление представляется на имя руководителя муниципального предприятия, учреждения.

4.5. Общий срок рассмотрения заявки - один месяц с момента подачи заявления. При расширении перечня документов, прилагаемых к заявке, ссудодатель вправе продлить срок рассмотрения заявки до получения информации, необходимой для принятия решения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

4.7. Ссудодатель вправе самостоятельно выступать с предложением о проведении процедуры торгов на право заключения договора безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества.

5.1. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, являются постановление Администрации или протокол по итогам проведенных торгов.

В случае, когда ссудодателем по договору безвозмездного пользования выступает муниципальное предприятие или учреждение с согласия собственника, основанием являются постановление Администрации или протокол по итогам проведенных торгов.

5.2. Договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключаются в письменной форме между ссудодателем муниципального имущества с одной стороны и ссудополучателем муниципального имущества с другой стороны.

- наименование сторон договора, должностных лиц, их фамилии, имена, отчества и основания, в соответствии с которыми действуют указанные лица;

- предмет договора (указывается то, на что направлен договор, что составляет его основное содержание или на что направлено какое-нибудь действие);

- перечень (наименование) муниципального имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование (указываются данные, позволяющие определенно установить муниципальное имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта безвозмездного пользования);

- права, обязанности и ответственность сторон договора (указываются права сторон, обязанности по предоставлению, использованию, содержанию и возврату муниципального имущества, ответственность за недостатки имущества, переданного в безвозмездное пользование, за вред, причиненный в результате использования имущества, иные обязанности и ответственность сторон договора);

- права третьих лиц на муниципальное имущество, передаваемое в безвозмездное пользование (указываются все права третьих лиц на указанное имущество: сервитут, право залога и т.п.);

5.4. Договор безвозмездного пользования считается заключенным, если по всем условиям достигнуты согласования, он подписан правомочными лицами и скреплен печатями сторон договора.

5.5. В случае если заявитель (ссудополучатель) в течение 10 календарных дней с момента получения договора не подписал его и не представил протокол разногласий, договор считается незаключенным, о чем заявитель (ссудополучатель) извещается письменно.

В случае возникновения разногласий при подписании договора они разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

6.1. В соответствии с заключенным договором ссудодатель передает муниципальное имущество ссудополучателю в безвозмездное пользование по акту приема-передачи в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и его назначению.

6.2. Муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование вместе с относящимися к нему документами (техническим паспортом и т.п.) или копиями этих документов.

6.3. Договор безвозмездного пользования имуществом может быть досрочно расторгнут в следующих случаях:

- по требованию одной из сторон в порядке, установленном действующим законодательством и условиями заключенного договора.

6.4. При прекращении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом объект передается по акту приема-передачи ссудодателю.

7.1. Пользование муниципальным имуществом, переданным в безвозмездное пользование, должно осуществляться в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования и назначением муниципального имущества.

7.2. Ссудополучатель обязан поддерживать муниципальное имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

7.3. Улучшения муниципального имущества в процессе пользования осуществляются с согласия ссудодателя на условиях договора безвозмездного пользования.

7.4. Если ссудополучатель пользуется муниципальным имуществом не в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования или назначением муниципального имущества, ссудодатель муниципального имущества имеет право потребовать расторжения договора безвозмездного пользования и возмещения убытков.

8.1. Контроль за использованием переданного в безвозмездное пользование имущества осуществляет ссудодатель.

8.2. В случае несоблюдения ссудополучателем условий договора, требований настоящего Положения и норм действующего законодательства ссудодатель предпринимает все предусмотренные настоящим Положением и договором меры воздействия на ссудополучателя, включая обращение в суд и принудительное изъятие имущества у ссудополучателя.

8.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также: