Основанием возникновения права собственности является лов рыбы в реке

Обновлено: 09.05.2024

Относится ли разводимая предприятием в озере рыба к объектам природы? Законодательство какой отрасли права регулирует отношения, возникшие в связи с ловом рыбы в указанном озере?.

Ответы на вопрос:

решение данного вопроса - услуга платная. Спасибо за выбор нашего сайта. Всего доброго, до свидания! С Новым Годом!

К объектам природы относят само озеро, а не рыба. Регулирует данные правоотношения Водный кодекс. А также законодательство в области рыболовства

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2016)

Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

7. Особенности правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возникающих в связи с функционированием территорий опережающего социально-экономического развития, определяются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными "законами" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 420-ФЗ.

(см. текст в предыдущей "редакции")

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Часть пятая утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 420-ФЗ.

(см. текст в предыдущей "редакции")

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Части седьмая - восьмая утратили силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 420-ФЗ.

(см. текст в предыдущей "редакции")

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.

Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.

Законно ли осуществление добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по доверенности

Согласно утвержденному Минсельхозом России от 24.12.2015 № 659 Административному регламенту заявителями получения государственной услуги являются лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также их общины в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р, Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р для получения водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.

Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на граждан, принадлежащих к вышеуказанным группам населения, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, принадлежащих к вышеуказанным группам населения.

Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не указанным в части первой статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещена.

Статьи 128 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность перехода от одного лица к другому права на природные ресурсы в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Право пользования водными биоресурсами в целях осуществления традиционного рыболовства является одним из видов деятельности коренных малочисленных народов, предоставленных им по закону.

Действующим законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов возможность уступки права добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении традиционного рыболовства не допускается. Указанные лица не могут передавать свои права кому бы то ни было.

Таким образом, переуступка лицами из числа коренных малочисленных народов Севера права пользования водными биологическими ресурсами иным лицам запрещена. Исключение составляют лица, не достигшие возраста 18 лет, и недееспособные граждане, право пользования водными биологическими ресурсами которых вправе реализовать их законные представители в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом, лицо, осуществляющее добычу водных биоресурсов, должен представить документы, подтверждающие, что он является законным представителем несовершеннолетнего либо опекуном недееспособного.

1 Изображения

Амурская бассейновая природоохранная прокуратура

Амурская бассейновая природоохранная прокуратура

21 октября 2019, 15:50

Законно ли осуществление добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по доверенности

Согласно утвержденному Минсельхозом России от 24.12.2015 № 659 Административному регламенту заявителями получения государственной услуги являются лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также их общины в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р, Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р для получения водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.

Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на граждан, принадлежащих к вышеуказанным группам населения, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, принадлежащих к вышеуказанным группам населения.

Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не указанным в части первой статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещена.

Статьи 128 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность перехода от одного лица к другому права на природные ресурсы в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Право пользования водными биоресурсами в целях осуществления традиционного рыболовства является одним из видов деятельности коренных малочисленных народов, предоставленных им по закону.

Действующим законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов возможность уступки права добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении традиционного рыболовства не допускается. Указанные лица не могут передавать свои права кому бы то ни было.

Таким образом, переуступка лицами из числа коренных малочисленных народов Севера права пользования водными биологическими ресурсами иным лицам запрещена. Исключение составляют лица, не достигшие возраста 18 лет, и недееспособные граждане, право пользования водными биологическими ресурсами которых вправе реализовать их законные представители в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом, лицо, осуществляющее добычу водных биоресурсов, должен представить документы, подтверждающие, что он является законным представителем несовершеннолетнего либо опекуном недееспособного.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 февраля 2019 года N 206

(с изменениями на 10 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

УТВЕРЖДЕНО

от 28 февраля 2019 года N 206

Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

(с изменениями на 10 июня 2021 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок и критерии отнесения водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения, а также порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

2. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются для всего водного объекта по всей его площади или длине, а также для отдельных частей водного объекта (проливов, заливов, в том числе бухт и лиманов).

3. Отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного из следующих критериев:

а) водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);

б) водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

в) водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.

4. Пруды или обводненные карьеры, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица и юридического лица, могут быть отнесены к водным объектам рыбохозяйственного значения по заявлению собственника такого водного объекта, указанному в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, при их соответствии критериям, указанным в пункте 3 настоящего Положения.

5. Водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.

6. Высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

7. Первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

8. Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

9. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются:

а) в отношении водных объектов или частей водных объектов, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, - Федеральным агентством по рыболовству;

б) в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов - территориальными органами Федерального агентства по рыболовству, осуществляющими полномочия в пределах установленной компетенции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.

10. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются органами, указанными в пункте 9 настоящего Положения (далее - уполномоченный орган), по собственной инициативе или на основании заявления (в письменной форме) юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (далее соответственно - заявление, заявитель), поданного лично или направленного почтовым отправлением.

11. Заявление содержит:

а) наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта или части водного объекта и (или) его границы, описываемые в географических координатах (с указанием системы координат), а также площадь или длину водного объекта или части водного объекта;

б) данные о видах водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется рыболовство, а также данные о местах обитания, размножения, зимовки, нагула, путях миграций водных биологических ресурсов с информацией об источнике таких данных и дате их получения (при наличии у заявителя);

в) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов (при наличии у заявителя).

12. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются уполномоченным органом в виде решения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категории водного объекта рыбохозяйственного значения (далее - решение).

13. Решение принимается уполномоченным органом на основании обосновывающих материалов, которые формируются на основании данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов, данных, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящего Положения, а также данных ресурсных исследований водных биологических ресурсов, проводимых федеральными государственными бюджетными научными учреждениями и бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящимися в ведении Федерального агентства по рыболовству (далее - обосновывающие материалы).

14. Содержание и состав обосновывающих материалов, а также методика подготовки и оценки обосновывающих материалов устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству.

15. При поступлении заявления уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 30 рабочих дней и подготовить решение. Указанный срок может быть продлен однократно, не более чем на 30 рабочих дней, в случае, если для определения категории водного объекта рыбохозяйственного значения требуется дополнительный сбор данных, указанных в подпункте "б" пункта 11 настоящего Положения.

16. Решение содержит:

а) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

б) наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта или части водного объекта и (или) его границы, описываемые в географических координатах (с указанием системы координат), а также площадь или длину водного объекта или части водного объекта;

в) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;

г) обосновывающие материалы, в том числе обосновывающие материалы, на основании которых присваивается конкретная категория водному объекту рыбохозяйственного значения;

д) наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) образования (образований) и населенных пунктов, на территории (территориях) которых находится или к территориям которых прилегает водный объект или часть водного объекта, в отношении которого принимается решение;

е) данные об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и присвоении ему соответствующей категории.

17. Решение подписывается руководителем (либо уполномоченным заместителем руководителя) уполномоченного органа.

18. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после принятия решения уведомляет (в письменной форме почтовым отправлением) заявителя о рассмотрении его заявления.

19. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после принятия решения вносит в установленном порядке сведения, указанные в решении, в государственный рыбохозяйственный реестр.

20. Основанием для пересмотра решения является возникновение хотя бы одного из условий:

а) изменение видового состава водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте рыбохозяйственного значения;

б) появление или утрата мест размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте рыбохозяйственного значения.

21. При наличии гидрологической связи водного объекта рыбохозяйственного значения с водным объектом высшей или первой категории установление категории или понижение пересматриваемой категории одного водного объекта рыбохозяйственного значения не должно наносить ущерб гидрохимическим и гидробиологическим характеристикам другого водного объекта рыбохозяйственного значения.

22. Уполномоченный орган ежегодно осуществляет анализ обосновывающих материалов и других сведений за предшествующий календарный год и при наличии оснований, указанных в пункте 20 настоящего Положения, в течение 30 рабочих дней осуществляет внесение изменений в решение.

Внесение изменений в решение на основании заявлений осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11, 15, 16 и 18 настоящего Положения.

23. Основанием для приостановления пересмотра решения является наличие информации о незавершенных мероприятиях по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством об охране окружающей среды.

24. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений в решение вносит в установленном порядке сведения, указанные в решении, в государственный рыбохозяйственный реестр.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

Комментарий к Ст. 221 ГК РФ

1. Сбор общедоступных вещей — одно из самых интересных с точки зрения присвоения как экономической категории оснований возникновения права собственности. Лицо, осуществившее сбор или добычу (в соответствии с наименованием комментируемой статьи — сбор) ягод, рыбы или иных объектов природного мира, становится их собственником при соблюдении условий, указанных в настоящей статье. Основанием присвоения в данном случае выступает труд, усилия человека, приложенные им при сборе или добыче.

К числу объектов, приобретаемых в результате сбора, относятся, например, плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные и иные растения, соки растений, смола, ветки, листья, шишки, животные, рыбы, другие водные животные и водные растения.

Указанные объекты в большинстве случаев являются плодами (ст. 136 ГК). В этой связи право собственности на них принадлежит собственнику земельного участка, на котором эти плоды произрастают. Таким образом, нет никакой возможности отнести такие предметы к бесхозяйным вещам (ст. 225 ГК).

Таким образом, сбор общедоступных вещей осуществляется в отношении имущества, имеющего собственника.

2. Несмотря на то что в подавляющем большинстве случаев сбора общедоступных вещей имеет место переход права собственности от собственника вещи к лицу, осуществившему сбор, рассматриваемый способ возникновения права собственности относят к первоначальным, точно так же, как, например, с возникновением права собственности на бесхозяйные вещи.

Спецификой перехода права собственности в данном случае является отсутствие волеизъявления первоначального собственника, направленного на отчуждение каждой конкретной вещи, в отношении которой осуществляется сбор. Имеет место волеизъявление в виде некоего общего разрешения, в том числе существующего в виде прямого указания закона (для случаев, когда собственником является Российская Федерация).

3. Комментируемая статья не указывает субъекта права собственности, возникающего в результате сбора общедоступных вещей. Не исключается возникновение права собственности по этому основанию не только у физического, но и у юридического лица. Так, например, уставу производственного кооператива (артели) может не противоречить деятельность по ловле рыбы. При условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве улов такой артели переходит в собственность этого юридического лица.

4. Условиями возникновения права собственности, в соответствии с комментируемой статьей, являются правомерность завладения вышеназванными объектами, а также самостоятельный сбор этих объектов лицом, ими завладевшим. Цель завладения при этом не имеет значения. Лицо может осуществить сбор общедоступных вещей как для себя, в целях домашнего (семейного) потребления, так и с целью отчуждения, реализации третьим лицам. Единственным обстоятельством, которое в последнем случае требуется учесть, может быть количество добытых растительных или животных ресурсов, поскольку зачастую нормативными правовыми актами ограничен объем допускаемой добычи.

В соответствии с комментируемой статьей сбор (добыча) считается правомерным, если осуществляется в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем. Как указывается в п. 3 ст. 129 ГК РФ, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о природных ресурсах.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.

В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях, предназначенных для обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Интересно заметить, что даже арендаторы лесных участков (лица, которым предоставлены лесные участки — ст. 71 Лесного кодекса) не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбора находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов.

———————————
Собрание законодательств РФ. 1998. N 2. Ст. 238.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 утвержден Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Таким образом, допускается свободная добыча только тех видов млекопитающих и птиц, которые занесены в этот Перечень. В соответствии со ст. 43 Закона о животном мире добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и др.) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 Закона о животном мире).

5. Помимо прямого указания закона на правомерность добычи (сбора) общедоступных вещей комментируемая статья упоминает также общее разрешение, данное собственником. Таким разрешением следует считать прямое и недвусмысленное волеизъявление, допускающее пребывание на участке, принадлежащем собственнику, третьих лиц с целью сбора плодов и т.п. Так, в период сбора урожая собственники садов — юридические лица зачастую приглашают граждан для свободного сбора ягод или фруктов с условием последующей оплаты собранных плодов.

Молчание собственника, отсутствие его реакции на сбор общедоступных вещей на его территории нельзя считать разрешением.

Еще одним условием правомерности добычи является местный обычай. Местный обычай наряду с национальным обычаем (ст. 19 ГК) менее распространен, чем такой источник гражданского права, как обычай делового оборота (ст. 5 ГК). Местным обычаем, дающим основание для правомерного сбора общедоступных вещей, следует считать только такое сложившееся правило, которое не вступает в противоречие с законом, в частности с нормами публичного права, регулирующими охоту, рыболовство и пр.

Читайте также: