Обременение лесного участка это

Обновлено: 17.05.2024

1. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса и многолетние насаждения были исключены из объектов недвижимости, перечисленных в ст. 130 ГК РФ. При этом согласно ст. 7 ЛК РФ лесные участки являются земельными участками, в связи с чем требования о государственной регистрации прав, предусмотренные Федеральным законом N 122-ФЗ, на них также распространяются.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной Федеральным законом N 122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

3. Государственную регистрацию прав осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) .

--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

Идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который также присваивается ему Росреестром.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка. Представление указанного плана не требуется в случае, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ в случае государственной регистрации аренды земельного участка к договору аренды также прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

4. Согласно ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости; кадастровый план территории - тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

5. Правила ведения Единого государственного реестра прав определяются Правительством РФ .

--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В Федеральном законе содержится ряд статей, связанных с особенностями государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними.

Также предусмотрено, что внесение в ЕГРП записей о праве собственности Российской Федерации на указанные лесные участки, об ограничениях (обременениях) этого права и о сделках с ними осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и помещенных в дела правоустанавливающих документов.

При этом государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с ЛК РФ, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).

Согласно ст. 4.4 Федерального закона о введении в действие ЛК РФ для проведения государственной регистрации прав на лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых до 1 января 2015 г. не осуществлялся, вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков. В итоге идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру , который присваивается такому лесному участку в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 122-ФЗ.

--------------------------------
См.: Приказ Минюста России от 08.12.2004 N 192 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер".

Лесной кодекс > Глава 10 ЛК РФ. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ > Статья 92. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки

Комментарии к ст. 92 ЛК РФ

Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий. Следовательно, речь идет о государственном учете не только лесов, составляющих лесной фонд, но и иных лесов. В любом случае порядок ведения государственного учета лесов, а также порядок и условия представления сведений государственного учета лесов должны устанавливаться специальными нормативными документами. В настоящее время нормативную базу по ведению государственного учета лесов составляют документы, которые следует применять в части, не противоречащей вновь принятому законодательству, а именно:

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда", согласно которому установлено, что государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов;

Приказ Рослесхоза от 30 мая 1997 г. N 72 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда", которая была разработана во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда". Согласно Инструкции документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет.

Государственный учет лесного фонда ведется по следующим формам: форма N 1 - распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защитности лесов I группы; форма N 2 - распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста; форма N 3 - общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд. Для анализа динамики основных показателей лесного фонда за длительный период документация государственного учета лесного фонда, независимо от даты проведения, подлежит постоянному хранению. "Без комплексной информации о лесном фонде невозможно осуществлять какое-либо регулирование в целях рационального использования и охраны природного ресурса и объекта; тем более, невозможно осуществлять государственное управление и регулирование. Поэтому государство обладает общей функцией по ведению государственного учета целого ряда природных объектов и ресурсов, одним из которых, в частности, является лес" .

Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 141.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство осуществляет государственный учет лесного фонда. Учитывая новую редакцию Лесного кодекса РФ, в ряде нормативных документов требуется уточнение о порядке осуществления государственного учета лесов в целом, а не только лесного фонда, а также об органе, уполномоченном осуществлять государственный учет иных лесов, т.е не входящих в лесной фонд, об условиях предоставления сведений государственного учета лесов. Приказом МПР России от 12 ноября 2003 г. N 1006 утверждены Перечни информации о лесном фонде Российской Федерации, предоставляемой на безвозмездной основе и за плату.

Согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В связи с принятием настоящего Кодекса п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" был изложен в новой редакции: сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

Федеральной службой земельного кадастра России была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Приказом от 17 октября 2002 г. N П/336. Данная Методика содержит: определение кадастровой стоимости земель лесного фонда в пределах территорий субъектов РФ; определение базовой оценочной продуктивности 1 га лесных земель; определение базовых оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; расчет кадастровой стоимости 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости земель лесного фонда РФ в пределах территории лесхозов; определение оценочной продуктивности лесных земель; определение оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости участков лесных земель в границах лесхозов; расчет кадастровой стоимости участка лесных земель; расчет значения лесной ренты.

Покупая земельный участок, начиная строительство дома или в процессе других действий можно столкнуться с таким понятием как обременение. Это ограничение собственника в его праве использовать или распоряжаться своим земельным участком. Существуют такие ограничения как ипотека, сервитут, рента, аренда, арест и прочие.

Одним из видов ограничений на использование земельного участка являются зоны с особым условием использования территории (Далее – ЗОУИТ). Это буферная зона, устанавливаемая в связи с эксплуатацией объектов, в границах которой установлены запреты на совершение определенных действий.

ЗОУИТ устанавливается в зависимости от вида охраняемого объекта. Согласно статье 105 Земельного кодекса РФ определено 28 видов ЗОУИТ, например, охранные зоны трубопроводов, линий связи, линий электропередачи (ЛЭП) и т.д. В зависимости от вида зоны устанавливаются соответствующие ограничения на использование земельного участка.

Важно! Любая охранная зона предполагает ограничения по использованию участка. Например, охранная зона ЛЭП или газопровода предполагает запрет на строительство зданий и сооружений, а санитарно-защитная зона - на строительство объектов жилого использования.

Отметим, что ограничения, которые наложены на земельный участок, подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (Далее - ЕГРН).

Следовательно, наложены ли обременения на Ваш участок можно узнать, запросив информацию в Росреестре.

Однако, на практике такой порядок работает не во всех случаях.

Дело в том, что до вступления в силу 03.08.2018 года поправок в Земельный и Градостроительный кодексы РФ, предусматривающих выдачу разрешения на строительство линейного объекта только после утверждения ЗОУИТ, порядок внесения таких зон в сведения ЕГРН в целом носил несистемный характер. В основном считалось, что ЗОУИТ в отношении построенного объекта существует в силу закона, то есть с момента ввода в его в эксплуатацию. Необходимость же внесения его в сведения ЕГРН была вторичной.

Соответственно, в выписке из ЕГРН на такой участок информация о наличии обременений может попросту отсутствовать.

К сожалению, достаточно часто выясняется это слишком поздно, на стадии подготовки градостроительных документов, когда обнаруживается, что на генеральном плане муниципального образования или иных документах территориального планирования существует или уже утвержден к размещению объект, границы ЗОУИТ которого обременяют Ваш земельный участок.

В связи с этим, рекомендуем перед покупкой земельного участка, особенно если это крупная покупка и касается земельных участков, расположенных на межселенных территориях провести следующую работу:

Главная задача выявить уже существующие ЗОУИТ, которые накладывают обременение в связи с непосредственной эксплуатацией объекта, а также промышленные объекты, строительство и эксплуатация, которых запланированы и утверждены разрешительными документами (разрешение на строительство, проекты планировки и межевания территории).

Например, охранная зона волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), ширина которой действует в пределах 2 м. в каждую сторону от его оси, ограничивает возможность высадки сельскохозяйственных культур на глубину более 30 см. Это значит, что, если Вы планируете высаживать сельскохозяйственные культуры глубиной до 30 см., то имеющееся ограничение для Вас некритично и не повлияет на использование земельного участка по назначению.

Также отметим, что в отдельных случаях, если ЗОУИТ не позволяет использовать Ваш земельный участок по назначению, с собственника объекта недвижимости, в связи с эксплуатацией которого установлена ЗОУИТ, можно взыскать убытки.

Для того, чтобы понять можно ли строить дом в охранной зоне, Вам необходимо знать какая именно зона проходит через Ваш участок и после этого посмотреть правила установления данной охранной зоны, в которых содержатся все ограничения и обременения.

Но как же быть, когда участки были выделены гораздо раньше и люди законно живут и строятся на этой земле?

Если охранная зона появилась после строительства домов, то к собственникам не может быть предъявлено никаких требований, кроме этого суды не имеют права признавать дома незаконным самовольным строением в случае, если владелец участка не мог знать, что в отношении его земельного участка действуют какие-то ограничения.

Суд указал, что запрет на переуступку прав и обязанностей договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вступил в силу после заключения соглашения о переуступке


Эксперты отметили, что положения п. 7 ст. 448 ГК оказались слишком жесткими и не вполне отвечающими реалиям экономической деятельности в стране – на основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимой уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

В Определении № 306-ЭС20-21765 Верховный Суд отказал в удовлетворении иска Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, требовавшего признать недействительным соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, на которое ранее дало согласие.

В соответствии с положениями ч. 9 и 18 ст. 83 Лесного кодекса Федеральным агентством лесного хозяйства в период с 16 июля по 2 августа 2019 г. была проведена плановая выездная проверка исполнения министерством переданных полномочий РФ в области лесных отношений и расходования средств субвенций, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.

В акте от 2 августа 2019 г. агентство указало, что на момент уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка действовал п. 7 ст. 448 ГК в редакции Закона № 42-ФЗ, которым были внесены изменения в часть первую ГК. Согласно ей, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом. Таким образом, по мнению агентства, соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка имеет признаки недействительной сделки и подлежит отмене.

Министерство обратилось в арбитражный суд. Оно сослалось на необходимость выполнения до 1 мая 2020 г. предписания агентства, учитывая ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса и п. 7 ст. 448 ГК. Министерство попросило признать соглашение о переуступке недействительным в соответствии со ст. 166 ГК.

Более того, заметил ВС, ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса предусматривала запрет на уступку прав по договорам аренды, заключенным по конкурсу, тогда как право на заключение договора аренды лесного участка по настоящему делу было реализовано министерством посредством такого вида конкурентной процедуры, как аукцион.

Таким образом, Верховный Суд отказал в удовлетворении иска.

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что cложившаяся практика применения п. 7 ст. 448 ГК все это время ограничивала победителя торгов на переуступку его прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность исполнить обязательство лично. На основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимыми уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

Вместе с тем, указала она, существует и иная позиция, которую подтвердил ВС в определении относительно возможности уступки права с согласия арендодателя. Эта позиция также имеет свое правовое обоснование. Так, из содержания п. 2 ст. 607 ГК, п. 3 ст. 3 ЗК РФ и из положений п. 5 ст. 22 ЗК РФ прямо следует возможность арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды, а значит, требования п. 7 ст. 448 ГК не подлежат применению в случае согласования арендодателем, отметила Валентина Ященко.

Валентина Ященко обратила внимание, что в указанных случаях ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Следовательно, уступка этого права другому лицу не посягает на публичные интересы, а также не противоречит принципу конкуренции при проведении торгов и недопущения предоставления лицу, не участвующему в проведении торгов, необоснованных преимуществ, не посягает на исключение возможности для лица, не участвующего в торгах.

По мнению адвоката, такой подход будет применим только к правоотношениям, возникшим из соглашений об уступке прав, заключенных до 4 февраля, то есть до внесения изменений в ст. 71 ЛК РФ, запретившую передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка независимо от формы торгов, а значит, определение существенно не изменит дальнейшую сложившуюся судебную практику.

Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отметил, что в определении ВС прослеживается начало тенденции, по которой в связи со значимостью объекта договора аренды ради публичного интереса не были проигнорированы существенные обстоятельства.

Адвокат указал, что ранее в судебной практике возникали споры, где оспаривалась возможность переуступки прав в данной сфере. Как правило, государственные органы и прокуроры ссылались на нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц. Также, отметил он, были ссылки на п. 7 ст. 448 ГК. Данные доводы отклонялись с указанием на приоритет норм лесного законодательства перед нормами гражданского законодательства, так как на тот момент в п. 6 ст. 71 ЛК был установлен запрет на уступку права и перевод долга по обязательствам, возникшим из договора аренды, а также на передачу предоставленного лесного участка в субаренду только для победителя конкурса или единственного участника конкурса, с которым заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Читайте также: