Нарушения в учете имущества

Обновлено: 07.05.2024

Должна ли организация применять ФСБУ 6/2020 к уже введенным в эксплуатацию и используемым основным средствам, или правила стандарта распространяются только на ОС, приобретенные (созданные) уже после перехода на его применение?

Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2020 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2020 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

Наша организация планирует перейти на ФСБУ 6/2020, установив лимит стоимости основных средств в 100 000 рублей. Как нам в таком случае вести учет малоценных основных средств, которые ниже этой стоимости?

Организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2020 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

ФСБУ 6/2020 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Сделано это было для того, чтобы по возможности максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет организаций. Но это не значит, что организация не может установить лимит по ОС ниже 100 000 рублей. ФСБУ 6/2020 на данный счет не содержит никаких ограничений и позволяет компаниям самим определяться с лимитом по ОС.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 считать налог на имущество по недвижимости, учтенной в качестве ОС, если новый стандарт не содержит правил расчета остаточной стоимости ОС?

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Нужно ли после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать дорогостоящие запчасти (стоимость – свыше 100 000 рублей) в составе основных средств?

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Как при переходе на ФСБУ 6/2020 учитывать малоценные ОС? Нужно ли их относить к запасам?

Нет, не нужно. Все затраты на приобретение и создание таких активов в рамках применения нового стандарта признаются расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта).

Наша организация применяет ФСБУ 6/2020 с начала 2021 года. При этом все малоценные ОС на начало года были переведены в состав материальных запасов. Не является ли это нарушением?

shutterstock_1182908518.jpg

По общему правилу (исходя из установленных сроков перехода на ФСБУ 6/2020) активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в течение 2021 года могут отражаться в бухгалтерском учете и раскрываться в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2020 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

ФСБУ 6/2020 допускает одновременный учет недвижимости как на балансе самой организации, так и на балансе ее структурных подразделений. Кто в таких случаях признается налогоплательщиком налога на имущество и должен платить налог за недвижимость?

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать капитальные вложения в арендованную недвижимость?

Должна ли некоммерческая организация с 2022 года (обязательный переход на ФСБУ 6/2020) начать начислять амортизацию по имеющимся и приобретаемым ОС, или она может продолжить начислять износ в забалансовом учете?

По действующим правилам в отношении объектов основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом (п. 17 ПБУ 6/01).

Однако ФСБУ 6/2020, который станет общеобязательным для применения с 2022 года, таких оговорок в отношении основных средств НКО не делает. Следовательно, с нового года НКО должны будут начислять амортизацию по ОС на общих основаниях.

Обязательно ли начислять амортизацию по ОС непременно с даты признания объекта в бухучете? Нельзя ли перенести начало амортизации на более поздний срок?

Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2020 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2020 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

Нужно ли по новым правилам прекращать амортизацию, если ОС временно выводится из производственного процесса и перестает эксплуатироваться?

Нет, не нужно. Начисление амортизации по ОС не приостанавливается даже в тех в ситуациях, когда организация объявляет простой или временно прекращает использовать ОС.

Исключение составляют случаи, когда ликвидационная стоимость ОС становится равной или превышает балансовую стоимость ОС. Здесь амортизацию следует прекратить. Но если через какое-то время ликвидационная стоимость ОС становится меньше его балансовой стоимости, амортизация по ОС возобновляется (п. 30 Стандарта).

Бухгалтеры несут не только материальную ответственность перед своим работодателем. Их практическая деятельность сопряжена еще и с риском привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности. Рассказываем о самых популярных "бухгалтерских" статьях КоАП и УК РФ.

Административная ответственность бухгалтера

Грубые нарушения требований к бухучету

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ. Она предусматривает для бухгалтеров штрафы в размере от 5 000 до 10 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок от года до двух лет.

Эти санкции применяются, в частности, за следующие нарушения:

  • занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • составление отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

С 9 июня 2019 года бухгалтер несет ответственность за искажение отчетности не во всех случаях (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ).

Штраф не назначается, если искажение произошло из-за того, что первичные документы были получены с опозданием или не получены вовсе. Также штрафа не будет, если бухгалтеру изначально передали первичные документы с искаженными данными.

Просрочка сдачи налоговых деклараций

Ст. 15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. За эти нарушения бухгалтеры несут ответственность в форме штрафов в размере от 300 до 500 рублей.

Такие же штрафы предусматриваются за несдачу/несвоевременную сдачу расчета по форме 4-ФСС (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

При этом, с учетом конкретных обстоятельств дела (например, несдача отчетности по причине болезни) бухгалтера могут освободить от уплаты штрафа и ограничиться только предупреждением.

Несдача в ИФНС запрошенных документов

Отказ от представления в налоговые органы документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на бухгалтеров в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Такие же штрафы устанавливаются и за несвоевременное предоставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Нарушение кассовой дисциплины

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является основанием для привлечения бухгалтера к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. По данной статье штрафуют, в частности, за наличные расчеты с другими организациями сверх установленных лимитов, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности и накопление в кассе наличных денег сверх установленных пределов.

Также по данной статье штрафуют и за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. Все вышеуказанные нарушения грозят бухгалтеру наложением административных штрафов в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Непредставление бухотчетности

Ст. 19.7 КоАП РФ устанавливает для бухгалтеров штрафы за непредставление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней. За непредставление в ИФНС годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтеры несут административную ответственность в форме штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Такие же штрафы назначаются бухгалтерам и за несдачу обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в Росстат. С 2020 года обязанность по направлению обязательного экземпляра годовой отчетности в Росстат отменена (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Неудержание алиментов

Бухгалтер несет административную ответственность за незаконное неудержание алиментов из зарплаты работника-должника по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. По данной норме бухгалтера могут наказать за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и представление недостоверных сведений об имущественном положении должника.

За данные действия бухгалтер может быть оштрафован на сумму от 15 000 до 20 000 рублей. Такие же штрафы назначаются за утрату исполнительного документа и неисполнение требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

Несдача статистической отчетности

shutterstock_366805019 (1)-1.jpg

Непредставление первичных статистических данных в Росстат, а также представление недостоверных первичных статистических данных является основанием для привлечения к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение штрафов на бухгалтеров в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

Такие же штрафы назначаются за предоставление недостоверных первичных статистических данных. Повторное непредставление отчетности в Росстат грозит бухгалтерам повышенным штрафом – от 30 000 до 50 000 рублей.

Непредставление сведений в рамках контроля за применением ККТ

Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, осуществляющих контроль применения ККТ, влечет ответственность по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

За данное нарушение бухгалтеру может грозить административный штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

Неисполнение требований ИФНС

Неисполнение законного требования должностного лица налогового органа влечет для бухгалтера административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

За данное нарушение последует предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Такие же меры ответственности последуют и за неповиновение законному распоряжению сотрудника ИФНС.

Уголовная ответственность бухгалтеров

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от уплаты налогов и страховых взносов бухгалтеры несут уголовную ответственность по ст. 199 и 199.1 УК РФ (неперечисление НДФЛ). По данным статьям бухгалтеров могут наказать за непредставление налоговых деклараций, а также за включение в налоговые декларации заведомо ложных сведений.

При этом уголовная ответственность наступает исключительно за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером считают сумму налогов более 5 млн рублей за 3 налоговых периода подряд, а особо крупным – более 15 млн рублей.

Уклонение в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 2 лет, арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

Уклонение в особо крупном размере грозит бухгалтеру штрафом от 200 000 до 500 000 рублей, принудительными работами на срок до 5 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой или лишением свободы на срок до 6 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

То есть, пугать никого не хотим. Обычному среднему бухгалтеру уголовная ответственность обычно не грозит. Чтоб, как говорится, "сесть", нужно иметь умысел и оперировать очень крупными суммами.

Неуплата взносов в ФСС

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлена в соответствии со ст. 199.4 УК РФ. По этой статье бухгалтеры могут быть наказаны за следующие действия:

  • занижение базы для начисления страховых взносов;
  • заведомо неправильное исчисление страховых взносов;
  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • включение в расчет заведомо недостоверных сведений.

Уголовная ответственность наступает за уклонение, совершенное в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером здесь считается сумма взносов свыше 2 млн рублей в пределах 3 лет, особо крупным – свыше 10 млн рублей в пределах 3 лет.

Уклонение от уплаты в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 1 года либо лишением свободы на срок до 1 года. Если преступление совершено в особо крупном размере, то бухгалтер может быть оштрафован на сумму до 500 000 рублей либо лишен свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать должность или на срок до 3 лет.

При этом виновный в уклонении бухгалтер может быть освобожден от уголовной ответственности, если:

  • совершил преступление впервые;
  • полностью погасил задолженность по взносам и пеням, а также уплатил штраф.

Подделка документов

Подделка первичной документации и доверенностей наказывается по ст. 327 УК РФ. Согласно этой статье, подделка официального документа организации, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, влечет одно из следующих наказаний:

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

Как правило, данная статья выступает в качестве дополнительной, и бухгалтера привлекают к ответственности по совокупности преступлений (уклонение от уплаты налогов и подделка документации).

Неудержание алиментов

Неудержание с работников алиментов может быть квалифицировано следствием как злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст. 315 УК РФ.

Злостными действия посчитают, например, непредставление запрошенной информации судебному приставу, указанному в постановлении об обращении взыскания на зарплату работника организации.

Неудержание алиментов наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо лишением права занимать должность бухгалтера на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

9 июня 2019 года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Наибольшее количество поправок касается классификации нарушений в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской отчетности в целях привлечения к ответственности за них.

Статья 15.11 "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" на организации госсектора больше не распространяется. Ранее она применялась ко всем организациям, поскольку для учреждений не было специальных норм. Теперь для них предусмотрена статья 15.15.6 КоАП РФ, которая изложена в новой редакции. До внесения изменений эта статья касалась только нарушений порядка представления бюджетной отчетности. В новой редакции в ней детально описаны нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бухгалтерской отчетности, а также ответственность за них. Статья 15.15.6 КоАП РФ распространяется не только на органы власти, органы управления внебюджетных фондов и казенные учреждения, но и на бюджетные, автономные учреждения.

Штраф за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности остался прежним – от 10 000 до 30 000 руб. на должностных лиц.

Новшеством является деление нарушений бюджетного (бухгалтерского) учета в зависимости от степени искажения показателей отчетности. Искажение может быть:

  • незначительное;
  • значительное;
  • грубое.

Критерии, по которым нарушения относятся к тому или иному виду, установлены в пп. 2 – 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ:

  • от 1% до 10%, сумма искажения не более 100 000 руб.;
  • не более 1%, сумма искажения от 100 000 до 1 000 000 руб.
  • не более 100 000 руб.
  • от 1% до 10%, сумма искажения от 100 000 руб. до 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
  • от 100 000 до 1 000 000 руб.
  • более 10%;
  • от 1 до 10%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
    более 1 000 000 руб.
  • искажение показателя бюджетной отчетности в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных учетными регистрами и (или) первичными документами;
  • отражение в регистрах учета мнимого объекта (в т.ч. неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых учетных регистров;
  • отсутствие в течение установленных сроков хранения:
    • первичных документов;
    • регистров учета;
    • отчетности;
    • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита отчетности обязательно)

    В статье 15.15.6 КоАП РФ также перечислены случаи, когда должностные лица освобождаются от административной ответственности.

    Бухгалтер или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, не может быть привлечен к ответственности за искажение показателей отчетности, если:

    • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
    • первичные учетные документы не переданы или переданы несвоевременно для отражения сведений в регистрах бухгалтерского учета.

    Должностные лица освобождаются от административной ответственности в случае подачи уточненной налоговой декларации (расчета), уплаты недоимки по налогу (сбору, страховому взносу) и пеней в соответствии с требованиями НК РФ.

    Наказания не последует, если представить отчетность с уточненными (исправленными) показателями:

    • до принятия отчетности финансовым органом, ГРБС, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • после принятия отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до того, как орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибку в отчетности;
    • после проверки отчетности органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, если по ее результатам исправляемые ошибки не были обнаружены.

    Таким образом, в КоАП РФ обеспечена адекватность наказания по совершенному нарушению. При незначительном нарушении контролеры могут ограничиться предупреждением или минимальным штрафом. Однако чем серьезнее нарушение, тем выше штрафные санкции.

    Существенно скорректирована ст. 15.15.7 КоАП РФ. Ранее она касалась только нарушений порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенными учреждениями. Также по этой статье казенные учреждения штрафовались за нарушения ведения бюджетного учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств.

    Теперь ст. 15.15.7 КоАП РФ охватывает более широкий спектр нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений, которые используются при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, при исполнении бюджетов. К ответственности по этой статье теперь могут привлекаться не только казенные учреждения, но и ГРБС (за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований).

    Получатели бюджетных средств также будут привлекаться к ответственности за нарушение более чем на 10 рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.

    Размер штрафа за любое нарушение по ст. 15.15.7 КоАП РФ остался прежним – от 10 000 до 30 000 руб.

    Руководителям структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства, их заместителям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях:

    • при планировании закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе (ч. 2 – 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
    • невозврате либо несвоевременном возврате бюджетного кредита (ч. 3, 4 ст. 15.15 КоАП РФ);
    • неперечислении либо несвоевременном перечислении платы за пользование бюджетным кредитом (ч. 1, 3, 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ);
    • невыполнении государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
    • нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в т.ч. к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ);
    • нарушении порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, исполнении бюджетов (ст. 15.15.7 КоАП РФ);
    • нарушении сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (ст. 15.15.11 КоАП РФ);
    • нарушении срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (ст. 15.15.14 КоАП РФ);
    • нарушении порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ).

    Ранее такое право было предоставлено непосредственно руководителям территориальных органов Казначейства России (ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ). Аналогичные нормы введены в отношении руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, выполняющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместителей (ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ).

    Читайте также: