Практическое занятие виды собственности

Обновлено: 19.05.2024

2. Содержание права государственной собственности. Пределы правомочий по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом.

3. Субъекты права государственной собственности. Система государственных органов, обеспечивающих управление государственной собственностью и реализацию правомочий государства как собственника.

4. Объекты права государственной собственности. Объекты права исключительной государственной собственности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Какие органы государственной власти и государственного управления наделены полномочиями по осуществлению правомочий собственника государственного имущества?

2. Каков механизм распределения имущества между Российской Федерацией и ее субъектами?

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и содержание права муниципальной собственности.

2. Субъекты и объекты права муниципальной собственности.

3. Особенности осуществления права муниципальной собственности.

4. Приватизация государственного и муниципального имущества.

5. Право частной собственности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Какие органы наделены полномочиями осуществлять правомочия собственника муниципального имущества?

2. Может ли муниципальное имущество быть передано в государственную собственность?

3. На какие виды подразделяется право частной собственности?

Тема 13. Основания приобретения и прекращения права собственности

Практическое занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Понятие оснований возникновения (приобретения) права собственности и их классификация.

2. Первоначальные основания возникновения права собственности.

3. Производные основания возникновения права собственности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

2. Какими нормативными правовыми актами, кроме ГК РФ, могут быть предусмотрены основания возникновения права собственности?

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение права собственности у приобретателя по договору: особенности юридического состава, определение момента возникновения права собственности и перехода риска случайной гибели или порчи имущества.

2. Возникновение права собственности на вновь создаваемое и возникшее в результате переработки имущество.

3. Возникновение права собственности на бесхозяйные вещи.

4. Особенности возникновения права собственности на безнадзорных животных.

5. Возникновение права собственности в силу приобретательной давности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. В какой момент происходит переход права собственности к покупателю при заключении договора купли-продажи?

2. Может ли возникнуть право собственности на жилой дом в результате его капитального ремонта?

3. Какие вещи относятся к бесхозяйным?

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Понятие оснований прекращения права собственности и их классификация.

2. Прекращение права собственности по воле собственника.

3. Прекращение права собственности помимо воли собственника: основания, порядок.

4. Отдельные основания прекращения права собственности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности прекращения права собственности на животных?

2. При каких условиях и в каком порядке возможно прекращение права собственности на жилое помещение (жилой дом)?

3. Возможно ли прекращение права собственности на культурные ценности, принадлежащие физическому лицу?

Тема 14. Право общей собственности

Практическое занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды права общей собственности.

2. Субъекты права общей собственности.

3. Объекты права общей собственности.

4. Основания возникновения и прекращения права общей собственности.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Может ли быть объектом права общей собственности домашнее животное (например, собака)? Если да, к какому виду права общей собственности это право будет относиться?

2. В каком порядке может быть прекращено право общей собственности на единый объект (например, жилой дом)?

3. Как осуществляется раздел объекта права общей собственности, если он является неделимой вещью?

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Право общей долевой собственности: понятие, содержание.

2. Особенности оснований возникновения и прекращения права общей долевой собственности.

3. Особенности порядка осуществления права общей долевой собственности.

4. Порядок определения размера, выдела и отчуждения доли в праве общей долевой собственности.

5. Особенности права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Могут ли быть субъектами права общей долевой собственности супруги?

2. Как определяется размер доли в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома?

3. В каком порядке и по каким основаниям возможно изменение размера доли в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома?

4. Каковы особенности распоряжения своей долей в праве собственности на общее имущество собственником помещения многоквартирного дома?

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Право общей совместной собственности: понятие, виды, основания возникновения и прекращения.

2. Особенности порядка осуществления права общей совместной собственности.

3. Право общей совместной собственности супругов.

4. Право общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. На какое имущество возможно возникновение права общей совместной собственности у родителей (супругов) и их детей?

2. В каком порядке супруг может продать автомобиль, являющийся объектом права общей совместной собственности?

3. Может ли член крестьянского (фермерского) хозяйства требовать выдела его доли в натуре в случае выхода из хозяйства?

Тема 15. Защита права собственности и других вещных прав

Практические занятия 1

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и система гражданско-правовых средств защиты права собственности.

2. Вещно-правовые способы защиты права собствен­ности и иных вещных прав. Виндикационный иск: понятие, условия предъяв­ления и удовлетворения.

3. Расчеты по доходам и расходам при истребовании вещи из чужого незаконного владения.

4. Негаторный иск: понятие, условия предъявления и удовлетворения.

5. Иск о признании права собственности.

Практическое занятие 2

6. Иск о защите прав владельца, не являющегося соб­ственником.

7. Иск об освобождении имущества от ареста (об исключении имущества из описи).

8. Иски к государственным (муниципальным) органам, направленные на защиту права собственности.

9. Защита права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

10. Защита прав на самовольную постройку.

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Условия предъявления виндикационного иска.

2. Условия удовлетворения виндикационного иска.

3. Условия предъявления негаторного иска.

4. Условия удовлетворения негаторного иска.

Решение задач

Практическое занятие 4

Вопросы для обсуждения

1. Условия предъявления и удовлетворения исков о признании права собственности

2. Условия предъявления и удовлетворения исков к государственным органам и органам местного самоуправления, направленным на защиту права собственности.

Решение задач

Практическое занятие5

Вопросы для обсуждения

1. Условия предъявления и удовлетворения иска о признании права собственности.

2. Условия предъявления и удовлетворения иска к государственным и муниципальным органам в случае нарушения ими права собственности.

3. Условия предъявления и удовлетворения иска об освобождении имущества от ареста (исключении имущества из описи).

Решение задач.

Вопросы для самопроверки

1. Можно ли предъявить виндикационный иск к перевозчику в случае утраты им груза, переданного для перевозки?

2. Будет ли удовлетворен виндикационный иск, если спорная вещь погибла?

3. Будет ли удовлетворен негаторный иск, если препятствия в праве пользования жилым помещением чинятся строительной организацией, осуществляющей строительные работы во дворе многоквартирного дома?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- создать условия для развития экономического мышления, интеллектуальной самостоятельности: учить выделять в экономической ситуации сущность, условия возникновения, причины, формы проявления. Привитие умений в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

- воспитание эмоциональной и информационной культуры учащихся, расширение кругозора.

Тема урока 3: Собственность. Формы собственности.

Цели урока: - формирование знаний о собственности и ее видах, систематизация знаний с помощью тренировочных упражнений;

- создать условия для развития экономического мышления, интеллектуальной самостоятельности: учить выделять в экономической ситуации сущность, условия возникновения, причины, формы проявления. Привитие умений в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

- воспитание эмоциональной и информационной культуры учащихся, расширение кругозора.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение д/з. Подготовка обуч-ся к восприятию материала.

Опрос: 1) Что такое экономическая система? Какие виды эконом. системы вы знаете?

2) Охарактеризуйте каждую систему. Приведите примеры.

3. Изучение нового материала.

Как вы понимаете эти цитаты?

1. Человек серьезно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя. ( А.И. Герцен)

2. Все, что не прибито – мое. Все, что могу оторвать – не прибито. ( Приписано Антингтону)

- Что такое собственность? (То, чем владею, пользуюсь, распоряжаюсь).

- Как вы думаете, когда появилась собственность? (Практически собственность возникла с появлением человека на Земле. Как только человек взял в руки палку или дубинку, она стала уже не только орудием труда, но и его личным оружием, его имуществом, его собственностью).

- Итак, тема сегодняшнего урока – Что такое собственность?

Доходы люди получают только тогда, когда могут что-то продать. А значит, каждый человек, желающий иметь доход, должен обладать тем, что можно продать, а так же правом на продажу этого. Иными словами, чтобы получить доходы, надо иметь собственность – нечто ценное, принадлежащее тебе на законных основаниях. Вся современная экономика построена на собственности, и поэтому нам стоит разобраться в том, что же это такое – собственность, как она возникает и какие виды ее существуют. Собственность - все, что кому-то принадлежит на законных основаниях.

- Поясните, что значит на законных основаниях.

- Как вы думаете, что было первой личной собственностью? (Предметы быта. Они и сейчас для людей являются их первой собственностью).

С точки зрения экономической науки, собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения определённых вещей. Они возникают лишь при условии существования как минимум двух человек. Например, Робинзон Крузо имел различные вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них. Поэтому его нельзя назвать собственником в полном смысле этого слова, по крайней мере, пока на острове не появился Пятница. Ему Робинзон уже мог говорить о своём имуществе, делиться им.

Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ для удовлетворения личных и производственных потребностей. Это отношение между людьми и вещами, предметами, которые заключается в том, что один человек присваивает себе вещи, отчуждая их от другого человека, отсоединяя в свою пользу. Из этого определения следует, что в отношениях собственности есть две стороны: одна присваивает себе что-то – это субъект, другая, которую присваивают – это объект.

Объект собственности – это пассивная сторона. Им может быть все, что принадлежит субъекту.

Субъект собственности – (собственник) – активная сторона отношений собственности.

Это: 1. Человек. Он обладает в собственности своим телом, способностями, своей рабочей силой, так же обладает какими-то вещами, имуществом и т.д.

2. Семья. Члены семьи обладают совместно каким-либо имуществом на равных или долевых началах.

3. Социальная группа. Совокупность людей, добровольно объединенные в какое-то общество и владеющие имуществом этого общества.

4.Трудовой коллектив предприятия. Люди, работающие на предприятии и пользующиеся имуществом данного предприятия.

5. Население территории любого региона. Оно является коллективным субъектом собственности всего, что находится на территории региона.

6. Народ страны. Является собственником частей национального богатства страны, представляющих общенациональное достояние.

7. Органы управления всех уровней. От руководителей предприятий до правительства государства. Они выполняют роль собственника-распорядителя, который обладает правами принимать решение об использовании, применении ряда объектов собственности.

Быть собственником – это значит иметь признаваемое другими людьми право владеть, пользоваться и распоряжаться теми или иными вещами.

Владение – это фактическое обладание вещью, возможность воздействовать на неё. Если у вещи есть конкретный владелец, то пользование ею всеми другими людьми затруднено. Вашими вещами может воспользоваться кто-то ещё только с вашего ведома и разрешения. В противном случае этот кто-то ещё вступит в противоречие с Уголовным кодексом.

Пользованием называют возможность применять вещь по её назначению, присваивать её полезные свойства. Например, как собственник шоколадки, вы можете её съесть, присвоив себе её полезное свойство утолять голод и доставлять удовольствие. Одежда защищает нас от холода и превращает в модных дам и джентльменов. Мобильный телефон даёт возможность связаться с нужным человеком в любом удобном для нас месте и в любое удобное время.

Распоряжение – это право и возможность собственника поступать со своими вещами любым желаемым способом. Свою шоколадку вы можете не только съесть, но и подарить, обменять, продать. Можете даже её выбросить. Если речь пойдёт о более ценных вещах, до наступления совершеннолетия вы не сможете так свободно ими распоряжаться без ведома ваших законных представителей, но это уже тема другого урока.

Собственник несёт ответственность за то, чтобы использование или распоряжение имуществом соответствовало законам. Так что если вы уж решите избавиться от шоколадки, то выбрасывайте её в урну или мусорный контейнер, чтобы не нарушать административный кодекс.

Три типа отношений собственности:

1. Владение – характеризует принадлежность объекта собственности определенному субъекту по юридическому праву. Владелец наделяется правом самостоятельного ведения дела, распоряжением продуктом, произведенным с помощью объекта собственности.

2. Распоряжение – это наиболее предметный, конкретный способ осуществления отношений между субъектом и объектом собственности. Собственник-распорядитель имеет право поступать с объектом и использовать его любым желаемым способом, в том числе передавать другому субъекту, видоизменять и даже ликвидировать, если это не противоречит закону.

3. Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию собственника.

Говоря о собственности, люди особенно часто обращают внимание на вид, точнее на то, кому собственность принадлежит и как люди ею владеют: индивидуально или совместно. С этой точки зрения различают несколько видов собственности.

Прежде всего собственность принято делить на частную и общественную.

Частной собственностью называют все то, что принадлежит отдельным людям, семьям или группам людей и удовлетворяет его потребности через применение чужого (наемного труда). Это индивидуальная (собственность, принадлежащая субъекту, которой он пользуется не применяя наемный труд – одежда, обувь, квартира и т.д.), семейная, коллективная и акционерная собственность.

К общественной же собственности относят муниципальную и государственную собственность. Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее в праве собственности городским или сельским поселениям. В России к муниципальным относятся школы, поликлиники, больницы, библиотеки, городские парки и прочее, все, чем могут пользоваться все жители города. Государственная собственность – это железные дороги, имущество армии, милиции, пограничной службы. Принадлежат пока Российскому государству и многие предприятия промышленности и других отраслей экономики.

Главное различие между частной и общественной собственностью состоит в том, что частная собственность служит источником доходов отдельных людей – тех, кому она принадлежит. Общественная же собственность равнодоступна всем гражданам данного населенного пункта или страны в целом.

Оборудование. Карточки с терминами – понятиями, слайды, рабочие листки учащегося.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Садитесь.

img1.jpg (43992 bytes)

  • Чем становится приз в игре для человека? (Имуществом)
  • Какие виды имущества вы знаете?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделить слова на две группы.
ДВИЖИМОЕ НЕЖВИЖИМОЕ
мебель
компьютер
машина
календарь
куртка
земля
квартира
лес
горы
реки
  • Откуда появились горы, реки, леса? (Созданы природой)

img2.jpg (43992 bytes)

  • А как появились дома, школы, больницы? (Созданы человеком)



  • Обозначим то, что создано человеком и природой, условными значками.

Создано природой - облачком.

Создано человеком – фигуркой человека.

    Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила календарь и хочу подарить его Антону.
  • А ещё мне очень понравилась куртка вашей одноклассницы Оли. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Тане.
  • Оцените мой поступок.
  • В экономике есть точное определение, что личная вещь является собственностью.
  • В рабочем листке найдите точное определение понятия собственность из словаря Ожегова. Читает один ребёнок из класса.
  • Почему я не могу распоряжаться Олиной собственностью?
  • Могу ли я подарить телевизор, который стоит в вашем классе, своей дочери? (Если дети ответят, что он наш)
  • Чей ваш?
  • А коллектив можно назвать обществом?
  • Тогда телевизор будет чьей собственностью?
    Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)
  • А парк, ледовый дворец?

В ходе рассуждений мы вместе вывели виды собственности. Назовите их.

Виды собственности

Частная. Общественная.
Личная. Государственная. Муниципальная.

Обратимся к экономическому словарю делового человека.

Первое определение зачитает Оля.

Второе прочти Сергей и т.д.

4. Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….

  • Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?

Проверь себя:

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;

б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).
Собственность есть частная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
Чтобы каждый гражданин ( маршируем)
Был за неё ответственным. (маршируем).

- получить в подарок

- получить в наследство

  • Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

Как- то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.

- Ура! – закричала принцесса – приезжает бабушка.

Два дня готовились к этому событию.

И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.

- Ты путешествуешь? – удивился король. – Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?

- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход – ответила бабушка.

- Расскажи – попросил король – как так может быть.

- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.

- Ты продала дачу? – огорчённо воскликнула принцесса.

  • Спасибо.
  • Итак, ребята, что сделала бабушка?
  • Как называется передача собственности во временное пользование?

На доске слово АРЕНДА.

  • Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.
  • Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.
  • Что интересного заметили?
  • Какие виды собственности вы узнали?
  • Определите вид собственности некоторых объектов.

Узнай вид собственности:

img5.jpg (129721 bytes)

img6.jpg (37397 bytes)

img7.jpg (139886 bytes)

img8.jpg (29363 bytes)

  • Есть ли у вас в городе любимые заведения, к какому виду собственности они относятся?
  • У нас есть предприятия, у которых, как и у нашего города будет юбилей. Знаете ли вы их?
  • Какой юбилей у нашего города?

img9.jpg (72394 bytes)

  • Кто стоит на охране нашей муниципальной собственности?

img10.jpg (59136 bytes)

мэр города Междуреченска Щербаков Сергей Федорович

9. Домашнее задание.

Узнайте, на каких предприятиях работают ваши родители, и к какому виду собственности эти предприятия относятся.

Нарисуйте своё любимое заведение в городе.

Рабочий листок учащегося

Экономический словарь делового человека.

Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная собственность – когда собственником выступает государство.

Муниципальная собственность – собственником является город.

Аренда – временное право пользования чужим имуществом.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………………….

Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.

Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?

Аренда 10 монет в месяц

img11.jpg (88494 bytes)

img12.jpg (28591 bytes)

Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить этот участок или взять его в аренду на 5 лет.

Форма проведения занятия: решение задач, разбор кейсов.

Вопросы к практическому занятию

1. Понятие вещных прав и их место в системе гражданских прав. Виды вещных прав.

2. Собственность как экономическая категория и формы собственности по Конституции РФ. Понятие права собственности. Правомочия собственника, их содержание, пределы осуществления и защиты.

3. Субъекты права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности.

4. Первоначальные и производные основания приобретения права собственности. Последствия самовольной постройки. Находка. Клад. Бесхозяйные, бесхозяйственно содержимые, брошенные вещи, их правовой режим. Приобретательная давность как основание возникновения права собственности.

5. Иные основания возникновения права собственности.

6. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору. Передача вещи.

7. Прекращение права собственности. Основания прекращения.

Задачи

Задача 1. Между собственниками прилегающих друг к другу земельных участков возник спор, кто имеет право на сбор плодов фруктовых деревьев, корни которых расположены на одном участке, а ветви с плодами свешиваются на другой участок. Собственник участка, на котором растут деревья, настаивал на том, что право сбора плодов принадлежит ему, поскольку именно корни питают деревья. Собственник соседнего участка полагал, что его власть распространяется не только на поверхность земельного участка, но и на все, что простирается над ним. К тому же плоды созревают благодаря солнечным лучам, падающим на его участок, а он вовсе не обязан допускать соседа на свой участок для сбора плодов.

Как разрешить возникший спор?

Задача 2.Чернышев купил у Колесова легковой автомобиль, удостоверив эту сделку у нотариуса. Через несколько дней после этого Колесов самовольно забрал автомобиль и отказался возвратить его до тех пор, пока Чернышев дополнительно не уплатит ему, Колесову, 30 000 руб. Чернышев обратился в суд с иском к Колесову, требуя возврата машины. Суд в иске отказал, ссылаясь на то, что Чернышев не успел зарегистрировать машину в ГИБДД на свое имя, а потому право собственности на нее у Чернышева не возникло. Сделка же между Чернышевым и Колесовым должна считаться несостоявшейся.

Решите дело.

Задача 3.К фермерскому хозяйству Хохлова пристала корова. Поскольку корову нечем было кормить, фермер забил корову, мясо продал на рынке, а шкуру передал на кожевенный завод в обмен на изделия из кожи. Через два месяца объявился собственник коровы.

К кому и какие требования он может предъявить?

Задача 4.Соловьев заключил с бригадой рабочих договор на капитальный ремонт своей дачи. При разборке изразцовой печи один из рабочих обнаружил шкатулку с золотыми монетами и драгоценностями. Узнав об этом, собственник дачи потребовал передачи ему шкатулки с обнаруженными ценностями. Рабочий отказался от передачи ценностей, заявив, что они принадлежат ему, поскольку он их нашел. На свою долю в ценностях стали претендовать и другие члены бригады, выполнявшие ремонтные работы.

Сотрудники полиции обнаруженные ценности изъяли и передали финансовому органу, который зачислил их в доход казны. Между собственником дачи, рабочими и финансовым органом возник спор: кто имеет право на ценности и как их разделить?

Как и в каком порядке может быть разрешен этот спор?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Укажите признаки вещного права, характерные для права собственности. Проиллюстрируйте изложенное примерами судебной практики.

Задание 2.Напишите заявление в орган местного самоуправления об обнаружении какого – либо животного.

На что и в каком размере может рассчитывать по закону лицо, обнаружившее безнадзорное животное и возвратившего его собственнику?

Задание 3.Сравните содержание права собственности граждан и публичных образований, проанализировав соответствующие статьи ГК РФ.

Задание 4.Составьте перечень объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности.

Задание 7.Подготовка реферата.

Практическое занятие 2. Ограниченные вещные права

Форма проведения занятия: решение задач, разбор кейсов.

Вопросы к практическому занятию

1. Понятие, субъекты и содержание права хозяйственного ведения. Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

2. Понятие, субъекты и содержание права оперативного управления. Распоряжение имуществом казенного предприятия и имуществом учреждения.

3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику.

4. Понятие и виды сервитутов.

5. Право собственности и иные вещные права на землю.

6. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

7. Право постоянного (бессрочного) пользования

Задачи

Задача 1.Учреждение, состоящее на федеральном бюджете, за счет доходов, по лученных от коммерческой деятельности, приобрело компьютеры. Впоследствии оказалось, что компьютеры по своему классу учреждению подходят, и оно решило их продать, поместив об этом объявление в газете. Узнав об объявлении, Управление Росимущества запретило совершать сделку, мотивировав запрет тем, что компьютеры подлежат безвозмездной передаче другому государственному учреждению, которое испытывает в них острую нужду. Управление Росимущества предупредило учреждение, что если оно продаст компьютеры, то ассигнования из бюджета будут ему сокращены.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Управления Росимущества не чинить препятствий в продаже компьютеров тому, кто предложит наиболее выгодные условия сделки.

Решите дело.

Задача 2.Учреждение, состоящее на федеральном бюджете, за счет коммерческой деятельности приобрело несколько квартир, передав их в собственность своим работникам. Узнав об этом Управление Росимущества потребовало признания договоров о передаче квартир в собственность работников недействительными, поскольку учреждению, во всяком случае, не предоставлено право самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, по каким бы основаниям оно ни было приобретено. Поскольку учреждение и Управление Росимущества к согласию не пришли, спор передан в арбитражный суд.

Читайте также: