Нарушение норм морали связано с имущественным неравенством

Обновлено: 28.04.2024

Мораль и право

Содержание:

Что такое право и мораль?

Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.

Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Основной девиз права, в отличие от морали, — поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.

Общее между правом и моралью

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель — сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и правоотражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.

Отличия норм морали от норм права

При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:

  1. Время происхождения: мораль появляется раньше права с возникновением общества, право появляется с возникновением государства.
  2. Сфера (предмет) регулирования общественных отношений: у морали гораздо шире, чем у права. Мораль затрагивает практически все области, как индивидуального, так и коллективного поведения, в том числе, оказывая влияние на частную жизнь человека, отношение к самому себе, профессиональную деятельность, политику, экономику, культуру и т.д. В отличие от этого, право регулирует лишь наиболее значимые, жизненно важные общественные отношения, которые касаются частной, общественной и государственной сферы.
  3. Процесс создания: мораль формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании, право возникает организованно и целенаправленно в результате законотворческого процесса.
  4. Время формирования и действия. Мораль формируется постепенно, по мере того, как ее нормы принимаются большинством членов общества, и также постепенно утрачивает свое значение. Правовые нормы могут возникать одномоментно и становиться общеобязательными с определенной даты. Право действует в конкретных временных рамках, пока не отменен закон, для морали временное действие норм размыто.
  5. Скорость изменения. Мораль более динамичная категория, быстро реагирующая на изменения в сознании в людей, право – более консервативно, поскольку имеет письменное закрепление в нормах права, и действует, пока закон официально не отменен.
  6. Источник происхождения. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей.
  7. Форма выражения. Нормы морали не обладают признаком формальной определенности, они не закреплены в письменной форме, а содержатся только в сознании людей и общества. В отличие от этого, нормы права всегда имеют формально определенный характер, письменную форму выражения, находя свое выражение в различных нормативно-правовых актах, имеющих строгую иерархию.
  8. Содержание норм. Нормы морали имеют высокий уровень обобщения, они не конкретны (абстрактны) и для них не свойственна какая-либо детализация, кроме этого, они не унифицированы. В отличие от этого, нормы права конкретны, имеют определенную структуру (в идеале – гипотеза, диспозиция и санкция), детализированы, имеют иерархию.
  9. Уровни и однородность. В одном государстве существует только одна единая система права, в то время как мораль разнородна и имеет несколько различных уровней. Право унифицировано воздействует на всех членов общества равным образом (перед законом все равны и закон для всех един), в то время как разные нормы морали приняты в различных социальных группах (профессиональных, религиозных, возрастных).
  10. Уровень осознания членами общества. Несмотря на то, что нормы морали письменно не закреплены (т.е. их нельзя где-то прочитать), они абстракты, однако, при этом, практически все члены общества прекрасно осознают их содержание. В отличие от этого, содержание норм права известно далеко не всем членам общества (при этом, незнание закона не освобождает лицо от ответственности).
  11. Авторитетность. Мораль носит авторитетный характер, поскольку основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению. В отличие от этого, правовые нормы далеко не всегда могут приниматься большинством членов общества (например, непопулярные законы), в связи с чем сознательно игнорируются или нарушаются.
  12. Средства и механизм обеспечения. Нормы права защищены государственными, а нормы морали – индивидуальными и общественными санкциями. Так, средствами обеспечения соблюдения норм морали выступают внутренние факторы — убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, и внешние — общественное осуждение. Государство обеспечивает властный, обязательный и принудительный характер соблюдения норм права. В случае нарушения норм права виновное лицо будет нести установленную законом ответственность.

В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.

Соотношение и взаимовлияние морали и права

Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.

В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.

Идеал существования человеческой цивилизации — это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.

В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:

1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.

2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.

Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства — долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).

3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.

Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.

Таким образом, мораль и право — это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Домашняя школа InternetUrok

Далее в произведении отец начинает читать сыну мораль…

Мораль и право дополняют друг друга. То, что в поведении людей не регламентируется правом, регулируется моралью и наоборот.

Мораль для индивида – это правила и нормы поведения, которые могут как ограничивать его, так и помогать принимать решения в сложной и неоднозначной обстановке. Например, согласно морали, нужно помочь пожилой женщине, тогда как закон к этому не обязывает.

Мораль для общества – это способ сохранения себя. В любой успешной организации есть неписаный кодекс – свод правил поведения, которые называют корпоративной этикой.

Регулятором и исполнителем права является государство, а моральных норм – общество. Они взаимно дополняют друг друга, но часто их границы достойны отдельного рассмотрения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что Анна Каренина не нарушает закон. Ее действия неподсудны, однако она преступила мораль общества, к которому принадлежала. И это стало её проблемой.

И есть обратный пример: Ленский и Онегин нарушили закон. Дуэль как способ выяснения отношений была запрещена. Монополия на насилие есть только у государства. Они нарушают закон, сами разбираются между собой, но их поступок не выходит за рамки морали их окружения.

Таким образом, мораль – это распространённое в обществе или каком-то его слое понятие, определяющее, что такое добро и зло, что такое правильное и неправильное поведение. Вас не будут судить за то, что вы не помогли беременной женщине, когда она выходила из автобуса и оступилась, но обществом это поведение порицается.

Нам известно, что чем больше общество, тем комфортнее жить. В нём присутствуют разделение труда, длинные технологические цепочки и, соответственно, все блага цивилизации. То есть жить нужно вместе, но у нас могут быть разные точки зрения по бытовым вопросам. Мораль и право обеспечивают спокойствие в обществе, создавая возможность проявиться каждому в тех границах, которые не будут мешать другим.


Каково же происхождение этих древних законов? До тех пор пока история, биология и зоопсихология не дали ответы на основные вопросы о возникновении и развитии всего живого на Земле, оно наделялось божественным происхождением. Огонь был доставлен Прометеем, да и полезные растения даны высшей силой.

Проведённые научные исследования показали, что законы морали и сама мораль имеют естественную основу в животном мире. У обезьян бонобо есть нормы поведения, которые можно описать терминами, приписываемыми исключительно человеку: жалость, сочувствие и дружеская поддержка. У млекопитающих наличие этих чувств – довольно частое явление, которое развивается вместе с эволюцией. Сочувствие, или, говоря иначе, эмпатия, нужно, чтобы помочь своему ребёнку, который растёт, меняется, но долго не способен быть самостоятельным во взрослом мире.

Как только возникает эмпатия, на её основе может возникнуть и мораль. Потому что если ты способен представить себя на месте того, кому доставили страдания, то сможешь пожалеть его и помочь. В сообществе обезьян зафиксированы случаи, когда совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.

В современном мире можно провести параллель: база Гуантанамо, где пытают людей, несмотря на то что в цивилизованных странах, в том числе в США, это запрещено законом (см. рис. 2). Но это происходит в далекой стране, с другими гражданами. Очень полезно замечать, как действуют законы внутри страны и вне её. Мерки допустимого сильно различаются.


Другая сложная граница зависит от состояния общества: если где-то идет война, то там разрешено многое, но и законы более жёсткие. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска на нашей территории поступали недопустимо, если опираться на немецкие законы мирного времени. Но их командование сняло с них ответственность и разрешило бесчинства по отношению к славянским народам.

Из-за зыбкости границ морали человеку тяжело даётся переход на мораль военного времени. Мы судим военачальников по канонам мирного времени, хотя они были вынуждены действовать в совершенно других условиях. Прежде чем судить кого-либо, нужно помнить, что в другое время и при других обстоятельствах нормы морали могли быть иными.

Пример тому: один из выдающихся математиков Англии Алан Тьюринг сделал много для своей страны во время войны (см. рис. 3).


Но он был гомосексуалистом и практически был затравлен обществом – тогда в Англии действовали довольно жесткие законы и осуждающая мораль. Теперь мы видим, что гомосексуализм в европейских странах не запрещён и законы изменены, а в некоторых странах можно даже заключать однополые браки.

Важно понимать, что иногда следование нормам морали ведёт к нарушению закона. Нужно чётко различать их границы. Даже если вы совершаете что-то, с вашей точки зрения, абсолютно верное, например, вы единственный свидетель преступления и решаете наказать преступника. Но в этом случае закон накажет вас. Потому что его преступление нужно доказать в соответствии с этим законом. Известный пример: у гражданина России погибла семья, потому что швейцарский авиадиспетчер допустил халатность. Отец семейства поехал и убил диспетчера. Его осудили, но после экстрадиции он не был осуждён даже моралью.

Закон отличается тем, что он один для всех – в нём заложена презумпция равенства людей. А мораль многообразна. Она разнится в возрастных группах, в прослойках общества и производственных коллективах.

Современные законы гораздо сложнее законов Хаммурапи и библейских заповедей. Их разработке уделялось много внимания. Одних кодексов – масса. Иногда они предусматривают такие случаи, которые сложно даже представить.

Пример: я вижу курящую беременную женщину. Должен ли я что-то сделать? Противодействие нарушает закон, ведь беременным курить не запрещено.

Почему законы сложны? Есть принуждение к исполнению законов и есть судьи. Чем больше вопросов мы оставим на произвол судей, тем меньше мы будем удовлетворены законом. Поэтому законы разрабатываются и дополняются. Их сложность ограничивает судебные вольности.

Или вот мы постоянно сталкиваемся с ювенальной юстицией. Где заканчивается моё право воспитывать детей и вести себя в семье как я считаю нужным? А где может вмешаться государство? Когда-то в семье взрослые по отношению к детям могли вести себя как им заблагорассудится. Дети были собственностью. Это постепенно менялось. Понятно, что рано или поздно установится равновесие.

Итак, мораль устанавливается постепенно. Философ Витгенштейн приводит такой пример: представьте, что вы появились в обществе, где принято снимать шляпы и кланяться, видя знакомых. Но вы не знаете, как применять это правило. Когда именно снимать шляпу, как глубоко поклониться, как долго стоять в наклонённой позе? Всё это постепенно впитывается с опытом, тысячами примеров, рассказами, указаниями родителей. Постепенно этот процесс станет естественным, но для другой группы людей он останется противоестественным. На этом фоне могут возникать коллизии.

Есть некие правила, которые могут быть естественными для всех, потому что они природные, логичные и исходят из простых постулатов. Например, есть мужчина и женщина. Женщина – более ценный член общества. Представьте племя, где 5 мужчин и 95 женщин. Следующее поколение может быть достаточно большим. Если соотношение обратное, то следующего поколения может не быть вовсе. Раз женщины важнее, значит, им нужно уступать дорогу и помогать, что в нашем обществе считается правилами хорошего тона.

Другой момент – это проявление себя. Все физиологические проявления на людях считаются дурным тоном: мы не должны залезать в чужое пространство.

Мораль и право – два механизма, дополняющие друг друга. Они направлены на сохранение общества. Для индивида это нормы поведения, которые облегчают жизнь. И это правила общежития, внутри которых каждый человек может проявить себя.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию в 7 классе

1.Символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека-это

а) ритуалы; б) традиции ; в) обряды ; г) мифы

а) Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении мира и явлений природы

б) Идеи, ценности, и формы поведения людей, элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

а) возникли позднее правовых норм

б) фиксируются в нормативных актах

в) устанавливаются и поддерживаются государством

г) отражают представления о добре и зле

4.Что такое "социальные нормы"

а ) это правила установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

б ) это правила записанные в законах, за нарушение которых следует наказание.

в)это правила записанные в священных книгах.

г) это определенная система запретов.

5.Морально-этическое понятие, которое означает развитую способность человека к моральному самоконторлю своей жизни и деятельности называется

а) долг; б) совесть; в) честь г) достоинство

6.Правила поведения, регулирующие имущественные и неимущественные отношения - это

а) нормы политических отношений

б) нормы культурных отношений

в) нормы гражданских отношений

7.Что такое мораль:

а) нормы, которые установило общество;

б) нормы, которые установило государство.

9.Что следует за несоблюдение моральных норм:

б) общественное осуждение

10. Моральные нормы:

а) поддерживаются страхом наказания

б) обеспечиваются силой государственного принуждения

в) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение

г) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту

11.Верны ли следующие суждения:

А.Задача морали - оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла

Б.Задача морали – регулировать человеческие отношения

а) верно только А б) верно только Б

в) верно А и Б в) оба суждения неверны

12. К нормам морали относ ятся :

1) умение пользоваться компьютером

2) преданность и любовь к Отечеству

3) стремление к саморазвитию

4) соблюдение религиозных обрядов

6) честное исполнение долга

7) любовь и уважение к близким

8) умение красиво одеваться

9) бережное отношение к природе

13.Закончите следующее утверждение:

14. Объясните, как вы понимаете выражение:

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию в 7 классе

  1. Правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения - это

а) обычаи; б) ритуалы; в)традиции; г) мифы

а)образцы поведения человека в обществе, обеспеченные силой общественного мнения;

б) образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве

в) законы, за нарушение которых человек несет уголовную ответственность;

г) правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения

а) правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг.

б) социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность".

в)система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

г)правовая норма, издаваемая государством, четко определяющая границы поведения.

а) неизменны на протяжении всей истории человечества

б) неукоснительно выполняются всеми членами семьи

в) распространяются на всех членов общества

а) поведение людей, прописанное в законе.

б) правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг.

в) это внешние формы поведения человека.

г) традиционно установившийся порядок поведения.

6. .За соблюдением, каких норм следит суд:

7. Как, с точки зрения морали, будут называть поведение грубияна, преступника

8. Способность личности к моральному самоконтролю называется: а) эмоцией б) талантом в) убеждением г) совестью

9.Золотое правило нравственности провозглашает принцип:

а)действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества;

б) живи сам - давай жить другим;

в) относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

10. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию в 7 классе

1.Символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека-это

а) ритуалы; б) традиции ; в) обряды ; г) мифы

а) Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении мира и явлений природы

б) Идеи, ценности, и формы поведения людей, элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

а) возникли позднее правовых норм

б) фиксируются в нормативных актах

в) устанавливаются и поддерживаются государством

г) отражают представления о добре и зле

4.Что такое "социальные нормы"

а ) это правила установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

б ) это правила записанные в законах, за нарушение которых следует наказание.

в)это правила записанные в священных книгах.

г) это определенная система запретов.

5.Морально-этическое понятие, которое означает развитую способность человека к моральному самоконторлю своей жизни и деятельности называется

а) долг; б) совесть; в) честь г) достоинство

6.Правила поведения, регулирующие имущественные и неимущественные отношения - это

а) нормы политических отношений

б) нормы культурных отношений

в) нормы гражданских отношений

7.Что такое мораль:

а) нормы, которые установило общество;

б) нормы, которые установило государство.

9.Что следует за несоблюдение моральных норм:

б) общественное осуждение

10. Моральные нормы:

а) поддерживаются страхом наказания

б) обеспечиваются силой государственного принуждения

в) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение

г) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту

11.Верны ли следующие суждения:

А.Задача морали - оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла

Б.Задача морали – регулировать человеческие отношения

а) верно только А б) верно только Б

в) верно А и Б в) оба суждения неверны

12. К нормам морали относ ятся :

1) умение пользоваться компьютером

2) преданность и любовь к Отечеству

3) стремление к саморазвитию

4) соблюдение религиозных обрядов

6) честное исполнение долга

7) любовь и уважение к близким

8) умение красиво одеваться

9) бережное отношение к природе

13.Закончите следующее утверждение:

14. Объясните, как вы понимаете выражение:

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию в 7 классе

  1. Правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения - это

а) обычаи; б) ритуалы; в)традиции; г) мифы

а)образцы поведения человека в обществе, обеспеченные силой общественного мнения;

б) образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве

в) законы, за нарушение которых человек несет уголовную ответственность;

г) правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения

а) правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг.

б) социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность".

в)система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

г)правовая норма, издаваемая государством, четко определяющая границы поведения.

а) неизменны на протяжении всей истории человечества

б) неукоснительно выполняются всеми членами семьи

в) распространяются на всех членов общества

а) поведение людей, прописанное в законе.

б) правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг.

в) это внешние формы поведения человека.

г) традиционно установившийся порядок поведения.

6. .За соблюдением, каких норм следит суд:

7. Как, с точки зрения морали, будут называть поведение грубияна, преступника

8. Способность личности к моральному самоконтролю называется: а) эмоцией б) талантом в) убеждением г) совестью

9.Золотое правило нравственности провозглашает принцип:

а)действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества;

б) живи сам - давай жить другим;

в) относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

10. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

Читайте также: