Национализация собственности цели основания варианты масштабы

Обновлено: 06.05.2024

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивание. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве. Если вы автор книги и не хотите чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена.

Другим отражением приватизации экономики является процесс формирования акционерных обществ (АО) как современной коллективной формы частного капитала.

В целом разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Разгосударствление является исходным этапом процесса при­ватизации.

1.2. Цели национализации, основания.

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

К широкой практике национализации отдельных производств и отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны. Эта мера используется и до настоящего времени. Рассмотрим его более детально, нежели это обсуждается на декларативном уровне. Начнём с того, что же такое национализация. Между процессом приватизации в России и странах с развитой рыночной экономикой скорее больше отличий, чем сходств. 1. Приватизация в России осуществлялась в сроки, во много раз меньшие, чем в развитых странах. Так, по данным Госкомстата, на начало 1998 г. из 2,7 млн предприятий и организаций в России…

Цели и последствия национализации

Право государства на национализацию частной собственности вытекает из общепризнанного принципа международного права о суверенитете государства.
Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований.

Под имуществом следует понимать в первую очередь отрасли и производства народного хозяйства, требующие больших и долгосрочных вложений. Передача или возврат может быть как принудительной, так и компромиссом или договорённость между собственником и государством.

Она осуществляется либо рево­люционным путем, либо эволюционным. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодатель­ством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособ­ности национальной экономики.

Выявлены слабые и сильные стороны ряда работ по данному направлению. Высказано предположение о необходимости научной интерпретации и оценки процессов приватизации и национализации в рамках их диалектического единства и повторяемости. Доказывается значимость комплексного, системного подхода как основного метода научного поиска и анализа таких взаимосвязанных явлений, как национализация и приватизация. Результатом оригинального подхода к сравнению экономических исследований является классификация причин НПЦ. В работе делается вывод, что существование цикла национализации-приватизации (НПЦ) можно трактовать как эмпирически, логически и математически доказанное экономическое явление. Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться.

Только в 1991 г. начали разрабатывать соответствующую нормативную базу, и в 1992 г. Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих… It identifies the strengths and weaknesses some researches within this area. It is suggested that there should be a scientific interpretation and evaluation of the processes of privatization and nationalization in their dialectical unity and repeatability. The importance of a comprehensive, systematic approach as the main method of scientific research and analysis of such related phenomena as nationalization and privatization has been shown in this paper. The result of the original approach to the comparison of economic researches is the classification of the causes of the NPC. It is concluded that the existence of a nationalization-privatization cycle (NPC) can be interpreted as empirically, logically and mathematically proven economic phenomenon.

Суть курса на приватизацию — максимальная свобода предпринимательства, которая должна привести к следуюицим результатам: усилению конкуренции между производителями, ликвидации убыточности предприятий,…

Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инве­стиционных программ. При этом право собственности пере­дается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций. Анализ проблем национализации в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века.

При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.
Предметом курсовой работы является исследование вопросов процесса национализации в рамках негосударственных предпринимательских фирм.

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Главными отличительными особенностями приватизации в России являются: ■ бесплатная раздача части национального богатства членам общества в виде обезличенных ваучеров, что не характерно для приватизации в большинстве развитых стран; ■ применение большого количества форм приватизации; ■…

Источники средств для приватизации (соответственно для акционирова­ния предприятий) можно подразделить на внутренние и внешние. К внутрен­ним относятся средства, имевшиеся в распоряжении частного капитала для приобретения приватизируемых государственных предприятий — денежные сбережения наиболее состоятельной и предприимчивой части населения, включая капитализированные доходы теневой экономики, а также капитал, сформированный в период рыночных реформ. К внешним следует отнести дополнительные доходы, образовавшиеся в частном секторе благодаря госуда­рственной политике поддержки приватизации и сокращения расходов част­ного капитала на приобретение приватизируемых объектов. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня — не более 15%. Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы: совре­менное производство не может развиваться без государствен­ного регулирования. Это эффективно в определенных грани­цах. Разгосударствление означает снятие с государства боль­шинства функций хозяйственного управления, передачу соот­ветствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Реквизиционная национализация свойственна всем революциям. Так, во время французской и английской революций национализировали сначала земли и имущество церкви, затем короны и, наконец, побежденных врагов. Или, например, в США во время войны Севера и Юга собственность противников северян также была национализирована. Характерной чертой буржуазных революций был раздел и немедленная ре-приватизация конфискованной собственности между правящей и военной верхушками победителей. При этом использовались различные механизмы приватизации — от прямой раздачи до продажи за символическую цену.

Ха­рак­тер национализации за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торическую эпо­ху она про­во­дит­ся. Национализация мо­жет дик­то­вать­ся эко­но­мической це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го на­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, за­да­чей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тическими це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (национализация час­ти ак­ций или национализация отдельных ком­па­ний и от­рас­лей) и гло­баль­ной (национализация иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во го­су­дар­ст­ва на­цио­на­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974 год).

За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет национализацию как эко­но­мическую ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. ин­те­ре­сах на ос­но­ва­нии специального ак­та ком­пе­тентно­го государственного ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. За­кон о национализации име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, при­ни­маю­щее ре­ше­ние о национализации, мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­народных со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­щественных пре­тен­зи­ях с го­су­дар­ст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Национализацию от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са пе­ре­да­чи в кол­лек­тив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тель­но­сти хо­зяйственного ме­ха­низ­ма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра - временного ог­ра­ни­че­ния или за­пре­та на поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Государственная соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва в пе­рио­ды эко­но­мических спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни - спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей национализация и рас­ши­ре­ния государственного уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся со­ци­ал-де­мо­кра­тические пар­тии, а так­же пра­ви­тель­ст­ва, где цен­три­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чительное пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее национализации про­ти­во­сто­ит ли­бе­раль­ная эко­но­мическая мо­дель, пре­ду­смат­ри­ваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки. В за­ви­си­мо­сти от ис­то­рических и эко­но­мических об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то дру­гая из этих мо­де­лей.

Ого­су­дар­ст­вле­ние бан­ков­ских ка­пи­та­лов соз­да­ло бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­ди­каль­ной и по­сле­до­ва­тель­ной национализации круп­ной промышленности. Дек­ре­том СНК от 28.06.1918 года на­ча­та национализация це­лых от­рас­лей. К осе­ни 1918 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 9,5 тыс. пред­при­ятий, вес­ной 1919 года национализация круп­ной промышленности бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью окон­че­на. Ле­том 1919 года мас­со­вая национализация рас­про­стра­не­на на сред­ние и не­большие пред­при­ятия, по­ста­нов­ле­ни­ем ВСНХ от 29.11.1920 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­лись все пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 5 при ме­ха­ническом дви­га­те­ле или свыше 10 - без ме­ха­нического дви­га­те­ля. В ре­зуль­та­те об­щее чис­ло на­цио­на­ли­зи­рованных пред­при­ятий пре­вы­си­ло 37 тыс. В ус­ло­ви­ях про­ве­де­ния но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки советское пра­ви­тель­ст­во в 1921-1922 годах про­ве­ло час­тич­ную де­на­цио­на­ли­за­цию (её ито­ги свёр­ну­ты с окон­ча­ни­ем НЭПа). Од­на­ко все важ­ней­шие сред­ст­ва про­изводства, железнодорожный, вод­ный и воздушный транс­порт, бан­ки, сред­ст­ва свя­зи, объ­ек­ты хо­зяйственной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры ос­та­ва­лись в государственной соб­ст­вен­но­сти, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но статьей 15 Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 года, на со­юз­ном уров­не - статьей 6 Кон­сти­ту­ции СССР 1936 года и статьей 11 Кон­сти­ту­ции СССР 1977 года.

Для управ­ле­ния на­цио­на­ли­зи­рованной соб­ст­вен­но­стью соз­дан ог­ром­ный государственный ап­па­рат во гла­ве с ВСНХ. На­ря­ду с государственной соб­ст­вен­но­стью, имев­шей оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для советской эко­но­ми­ки, про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать соб­ст­вен­ность кол­хоз­ная и коо­пе­ра­тив­ная, а так­же соб­ствен­ность ос­но­ван­ных на лич­ном тру­де без при­вле­че­ния на­ём­ной ра­бо­чей си­лы мел­ких ча­ст­ных хо­зяйств еди­но­лич­ных кре­сть­ян и кус­та­рей. В свя­зи с низ­кой эф­фек­тив­но­стью цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­руе­мой государственной эко­но­ми­ки советское ру­ко­вод­ство в хо­де пе­ре­строй­ки вновь на­ча­ло про­во­дить по­ли­ти­ку де­на­цио­на­ли­за­ции: в 1987-1990 годах рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти для пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти коо­пе­ра­тив­ных пред­при­ятий в сфе­ре ус­луг, про­из­вод­ст­ве по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, сельском хозяйстве, бы­ла на­ру­ше­на государственная мо­но­по­лия в бан­ков­ской сфе­ре и пр.

В Российской Фе­де­ра­ции с 1992 года раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция государственной соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Российской Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, государственной, му­ни­ци­паль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (статья 235), национализаци долж­на про­во­дить­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп пред­при­ятий го­су­дар­ст­вом воз­мо­жен на ос­но­ва­нии обыч­ных до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к национализации об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мических кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чительной сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную национализацию про­вёл ряд ев­ропейских стран, например пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло несколько во­енных за­во­дов, в 1937 году об­ра­зо­ва­ло Национальное общество же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все французские же­лез­ные до­ро­ги. После Второй ми­ро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная промышленность, про­изводство элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли.

Про­цесс по­стко­ло­ни­аль­но­го раз­ви­тия со­про­во­ж­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­народный эко­но­мический по­ря­док. Оно на­шло вы­ра­же­ние в ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ре­сур­са­ми (1962 год), за­кре­пив­шей воз­мож­ность национализации в це­лях обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях национализации в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом и со­блю­де­ни­ем пра­вил ме­ж­ду­народного пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­ме­ще­ние соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва.

Ис­то­рический опыт по­ка­зы­ва­ет, что национализация, как и об­рат­ный про­цесс - при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мической по­ли­ти­ки, а не в ка­че­ст­ве спо­со­бов дос­ти­же­ния док­три­наль­ных це­лей.

Исторические источники:

На­цио­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти в СССР. Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов 1917–1920 гг. М., 1954.

Национализация, или же национализация, это процесс преобразования частной активы в общественные активы, передав их под общественная собственность из национальное правительство или штат. [1] Национализация обычно относится к частным активам или к активам, принадлежащим более низким уровням власти (например, муниципалитеты) передаются государству. Противоположности национализации приватизация и демутуализация. [ нужна цитата ] Когда ранее национализированные активы приватизируются и впоследствии возвращаются в государственную собственность на более позднем этапе, считается, что они подверглись ренационализация. Отрасли, которые часто подвергаются национализации, включают командные высоты экономики - телекоммуникации, электроэнергия, ископаемое топливо, железнодорожные пути, авиакомпании, железная руда, средства массовой информации, почтовые услуги, банки, и воды.

Национализация может происходить с или без компенсация к бывшему собственники. Национализация выделяется [ кем? ] из передел собственности в том, что правительство сохраняет контроль над национализированными свойство. Некоторые национализации происходят, когда государство конфискует собственность, приобретенную незаконным путем. Например, в 1945 году французское правительство захватило автопроизводитель. Renault потому что его владельцы сотрудничал с Нацистский оккупанты Франции. [2]

Национализацию можно отличить от социализация, который относится к процессу реструктуризации экономической основы, организационной структуры и институтов экономики на социалист основание. Напротив, национализация не обязательно подразумевает социальную собственность и реструктуризацию общества. экономическая система. Сама по себе национализация не имеет ничего общего с социализм - исторически государства проводили национализацию для различных целей при самых разных политические системы и экономические системы. [3] Однако в большинстве случаев экономические либералы выступать против национализации, потенциально воспринимая ее как чрезмерное вмешательство государства в экономические дела отдельных граждан и контроль над ними.

Содержание

Компенсация

Поскольку национализированные отрасли промышленности принадлежат государству, правительство несет ответственность за выполнение любых долги. Национализированные отрасли обычно не заимствуют на внутреннем рынке, кроме краткосрочных заимствований. Если они приносят прибыль, прибыль часто используется для финансирования других государственных услуг, таких как социальные программы и государственные исследования, которые могут помочь снизить налоговое бремя.

Противоположную позицию заняли в основном развивающиеся страны, утверждая, что вопрос о компенсации следует полностью оставить на усмотрение суверенное государство, в соответствии с Доктрина Кальво.

Социалистические государства постановили, что никакой компенсации не причитается, основываясь на мнении, что частная собственность над социализированные активы является незаконным, эксплуататорским или препятствием для дальнейшего экономического развития.

В Соединенных Штатах Пятая поправка требует справедливой компенсации, если частная собственность изъята в общественное пользование.

Политическая поддержка

в объединенное Королевство после Вторая мировая война, национализация получила поддержку Лейбористская партия и некоторые социал-демократические партии по всей Западной Европе. Хотя иногда это делается как часть стратегии построения социализма, чаще национализация также предпринималась и использовалась для защиты и развития отраслей, которые считались жизненно важными для конкурентоспособности страны (например, аэрокосмической и судостроительной), или для защиты рабочих мест в определенных отраслях.

Экономический анализ

Национализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. [6] Стэнфордское исследование китайских фирм в 2018 г. Государственные предприятия (ГП), чтобы быть значительно более продуктивным. [7] В 2019 году исследование, основанное на исследованиях Гринвичского университета, показало, что национализация ключевых услуг, таких как водный, автобусный, железнодорожный и широкополосный доступ, может ежегодно экономить 13 миллиардов фунтов стерлингов. [8]

И наоборот, оценка Института фискальных исследований показала, что это добавит как минимум 150 миллиардов фунтов стерлингов к государственному долгу и затруднит стране достижение своих целей по изменению климата. Этот анализ был основан на предположении, что Правительству придется платить за эти отрасли по рыночной ставке. [9]

Экспроприация

Экспроприация захват частной собственности государственным агентством с целью, которая, как считается, отвечает общественным интересам. Это также может быть использовано в качестве наказания в уголовном процессе. [10] В отличие от принудительное отчуждениеэкспроприация может также относиться к изъятию частной собственности частный субъект, уполномоченный государством забирать собственность в определенных ситуациях.

В связи с политическими рисками, которые возникают при участии стран в международном бизнесе, важно понимать риски экспроприации и законы каждой из стран, в которых ведется бизнес, чтобы понимать риски как инвестор в этой стране. [11]

Марксистская теория

Примеры

Другой пример - экспроприация Granahorrar Bank принадлежит Хулио Карризоса Мутис в Колумбия в 1998 году в рамках экономического плана колумбийского правительства по смягчению последствий финансового кризиса. В конце 90-х Центральный банк попытался сократить ликвидность, вызванную финансовым кризисом, и Гранахоррар, который в то время был одним из самых рейтинговых финансовых учреждений, пострадал от проблем с ликвидностью, вызванных решениями правительства. [15] В результате банк был экспроприирован без компенсации и продан 31 октября 2005 г. Испанскому банку. BBVA.

В 1972 году чилийское правительство получило контроль над основным иностранным сектором чилийской горнодобывающей промышленности. Процесс, обычно описываемый как Chilenización del Cobre, [18] началось при правительстве Карлос Ибаньес дель Кампо и достигла высшей точки в период правления президента Сальвадор Альенде, завершивший национализацию.

Колумбия

Granahorrar Bank был банком, базирующимся в Колумбия (1972–1998). Когда он был открыт, он был частью бизнес-конгломерата Grupo Grancolombiano. Конгломерат также владел Banco de Colombia (Bancolombia), Крупнейший банк Колумбии. В 1982 году конгломерат пережил период кризиса. Следовательно, колумбийское правительство национализировало банк Granahorrar и фактически захватило банк силой у его частных владельцев. [19]

Германия

Мексика

Один из примеров экспроприации произошел между Соединенные Штаты и Мексика в 1938 году, когда президент Мексики Ласаро Карденас подписал приказ, который экспроприированный почти все иностранные нефтяные компании, работающие в Мексике. Первоначально это имело серьезные негативные последствия для экономики Мексики, когда их экспорт нефти был бойкотирован крупными нефтяными компаниями, что резко снизило экспорт. [22] но позже экономические выгоды от этого шага стали очевидны, когда новая национальная нефтяная компания PEMEX вносить важный вклад в Мексиканское чудо, [23] и другие страны вскоре последовали национализация нефти осуществляется в большинстве Латинская Америка и развивающийся мир.

В 1982 году президент Хосе Лопес Портильо началась национализация мексиканской банковская система в ответ на долговой кризис. Под Карлос Салинас де Гортари президентства (1988–1994) национализированные банки приватизирован очень быстро между 1991 и 1992 годами в мексиканские семейные группы. [24]

Венесуэла

С 2007 года правительство Уго Чавес началась национализация разных компаний. Он стартовал 1 мая 2007 года с крупнейшими нефтяными компаниями мира. 3 апреля 2008 года Чавес приказал 9 апреля национализировать цементную промышленность и национализацию венесуэльского сталелитейного завода, в том числе предприятий по переработке и упаковке цемента и риса. [25] [26] [27] [28]

Конкретные цели проведения национализации различны:

1) поддержание необходимого уровня функционирования отраслей, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства;

2) выведение из-под контроля иностранного капитала отраслей и производств, имеющих ключевое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности страны;

3) обеспечение экологической безопасности страны;

4) защита потребителей от злоупотреблений естественных монополий (если невозможно погасить негативные последствия деятельности монополий рыночными методами);

5) осуществление структурной перестройки народного хозяйства (если таковая не может быть проведена частным капиталом либо с помощью традиционных мер государственного вмешательства в экономику);

6) пресечение незаконного вывода прибылей из страны;

7) установление в экстремальных ситуациях контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы;

8) обеспечение реализации главных социально-экономичес-ких целей, намеченных национальным планом.

Субъектами права собственности на национализируемое имущество в зависимости от того, в чьей собственности находилось имущество до того, как оно было приватизировано, а также от того, из какого бюджета будут проводиться выплаты собственникам имущества, могут выступать:

государство в целом (в унитарных государствах);

федерация, субъект федерации (в странах с федеративным устройством).

Объектами национализации являются изначально частные предприятия либо ранее приватизированные предприятия.

Формы возмещения следующие:

в денежной форме в национальной валюте. При этом не допускается возмещение в рассрочку;

в виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательно и др.

Статус национализируемых предприятий различается:

1) в России это государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- казенное (госбюджетное) предприятие, управляемое соответствующим министерством и финансируемое из госбюджета;

- публичная корпорация, подотчетная парламенту и правительству, обладающая производственной и финансовой автономией в рамках полномочий, предоставленных ей парламентом;

- смешанное общество с долей государственного участия.

Исчерпывающий перечень способов национализации составить невозможно. Препятствием к такой систематизации является постоянное изменение форм осуществления капиталовложений, ведения предпринимательской деятельности, средств и механизмов государственного управления экономикой, которые влекут изменение форм национализации. Можно выделить наиболее распространенные способы национализации:

1) на добровольной основе:

а) на основе договора (по договору купли-продажи, дарения или в счет погашения задолженности переда бюджетом);

б) путем сознательного обанкрочивания;

в) путем уступки контроля, допуская вложения государственного капитала в масштабах, обеспечивающих контроль;

2) в принудительном порядке на основании:

а) закона (не принят);

б) решения суда в случае:

- изъятия имущества в пользу государства путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника;

- отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

- отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится;

- выкупа бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей;

- выкупа земельного участка для государственных нужд;

- нарушения процедуры совершения приватизации;

- расторжения договора купли-продажи имущества предприятия, прошедшего процедуру приватизации;

- занижения стоимости приватизированного имущества или уменьшения доли собственников в пользу государства на величину разницы между реальной и продажной ценой предприятий;

Страхование имущества от национализации – эффективнейший способ защиты капиталовложений. Для повышения стабильности экономики необходимо расширять деятельность по страхованию инвестиций от политических рисков. Это предлагается сделать путем разрешения страховать отечественные вложения, упрощения процедуры заключения договора страхования, расширения круга лиц, имеющих право на страхование инвестиций, увеличения размера страховых выплат.

Читайте также: