Социальным институтом не является частная собственность брак наука

Обновлено: 02.07.2024

1) одно из древнейших явлений общественной жизни. Сначала она понималась как принадлежность человеку какой-либо вещи, орудия труда, регулировалась обычаями и традициями, затем правовыми способами;

2) отношения собственности глубоко институционализированы. В каждом обществе есть система учреждений, организаций, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, разнообразных форм собственности, гарантий прав собственника. Собственность – характеристика конкретной экономической системы. Так, различия между рыночной и плановой централизованной экономикой определяются типом собственности (частной либо общественной).

3) главное в собственности – обладание человеком вещами, различными предметами природного и социального мира. В юридической терминологии – это владение, пользование, распоряжение ими. Но тот факт, что собственность всегда связана с вещами, не означает, что она и есть сама вещь. Собственность есть взаимодействие между людьми по поводу вещей и предметов. Эти отношения всегда так или иначе оформлены и отрегулированы нормами и санкциями. Собственность есть естественная сущность человека, потому она персонифицирована.

4) исторически сложившийся взгляд на собственность как на источник богатства. Действительно, назначение собственности нельзя представить без тех благ, которые она несет людям. Начала собственности в производстве.

5) собственность проявляет себя лишь в единстве с трудом, в их взаимодействии – ключ к пониманию исторических этапов развития человеческой цивилизации.

Выделяют три исторических способа соединения труда со средствами производства: 1) принудительный труд, основанный на насилии; 2) наемный труд на основе продажи рабочей силы; 3) свободный труд на собственных средствах производства, на частной собственности.

Исторически сложились две основные формы собственности: 1) частная (индивидуальная и групповая); 2) общественная (государственная и муниципальная). Ее считают вторичной, ибо она прямо не понуждает к труду.

Переход от принуждения к найму и от него к свободному труду – закономерность исторического прогресса. Но пока нельзя сказать о доминировании производства на собственности самого производителя. В промышленно развитых странах на основе социально защищенного найма обеспечивается устойчивый и высокий уровень жизни наемных работников.

Так, в США 80% населения работает по найму. Частному капиталу принадлежит лишь 1/3 национальных богатств.

Собственность – поле ожесточенных схваток. В России, например, приватизация, акционирование, аренда, собственность на землю стали острыми проблемами. В мире актуальной стала собственность на информацию, знания. Все большее значение приобретает интеллектуальная собственность и ее защита.

Для социологии проблема собственности важна в двух планах: 1) ощущает ли себя человек собственником? 2) является ли собственность деятельной, эффективной?

Одним из направлений экономической реформы в России 90-х годов стала приватизация – процесс приобретения в собственность граждан объектов материального производства и непроизводственной сферы, акций. Это одна из форм разгосударствления экономики. Ее главная цель реформирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений.

Но не только население, а и руководители органов власти, управления не считали приватизацию значимой и актуальной. Со стороны населения не было противодействия приватизации (разочаровались в государственной собственности и были не против ее распродажи), но и поддержки ее в том виде, как она осуществилась, тоже не было (люди в подавляющей своей массе от нее практически ничего не получили).

Предпринимательство.

Это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений. Она направлена на получение прибыли. Осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-правовой формы предприятия.

Центральной задачей экономической реформы 90-х годов являлось создание разносторонних условий для свободы частной, в том числе индивидуальной и коллективной инициатив в сфере хозяйствования и услуг. Эта задача грандиозна по своим масштабам, революционна по характеру. О трудностях ее решения свидетельствует мировой опыт. Приведем тому два доказательства:

1) Страны западной цивилизации решили эту задачу в ходе естественноисторического развития, затратили не одну сотню лет, пережили много социальных потрясений. Ряд стран Юго – Восточной Азии и Германия прошли этот путь форсированно, при большой помощи развитых стран. Залогом успеха было и наличие в них разнообразных форм собственности и соответствующих социальных групп населения, веками воспитанное уважение к чужой собственности, работали соответствующие социальные нормы и ценности.

2) В России в период 1917 – 1930 гг. группа собственников была целенаправленно уничтожена физически или помещением в тюрьмы, лагеря, эмиграцию. За счет тотальной угрозы физического уничтожения были разрушены соответствующие нормы и ценности. Собственников не только не стало, собственником уже никто не хотел быть. Экономика стала одноукладной. В такой обстановке индивидуальная или коллективная хозяйственная инициатива замерла, предпринимательство превратилось в уголовно наказуемое деяние. Советская власть уничтожила несколько социальных институтов, связанных с рынком, собственностью. Для этого использовались самые глубокие мотивационные механизмы человеческого поведения – страх смерти, опасность одиночества и т.п. Старые нормы и ценности оказались замещены новыми противоположного характера – тотального равенства, социальной закрытости, иерархического управления, вознаграждения за занятую социальную позицию.

В 1991 г. этот эксперимент над собой был прерван. Общество пытается повернуть в другую сторону. Возрождение утраченных социальных институтов, но в современном виде, и стало первостепенной социальной задачей экономической реформы. Ее решение идет в два этапа:

1) обретения свободы от норм и ценностей централизованного давления и принуждения, от нищей и так называемой честной жизни, утверждение свободы форм собственности. Это вызывает значительные социальные последствия – взрывы национализма, регионализма, враждебное отношение к законному, даже быстрому обогащению;

2) формирование норм и ценностей позитивного характера. Это длительный процесс, но в итоге даже бедные будут стремиться к богатству и стабильности.

У значительной части населения традиционно сохраняется отрицательное отношение к предпринимателям, да и в ходе реформ этот отрицательный имидж предпринимателей стал еще больше из-за способов и форм получения прибыли и доходов.

Среди причин, формирующих отрицательное отношение части населения к предпринимательству, можно выделить противоправный характер деятельности многих из них; большой риск банкротства, разорения; отрицательное общественное мнение; угрозы физических расправ над ними.

Бизнесменам, предпринимателям во всем мире присущ определенный набор личностных качеств. Это хороший запас физической энергии; высокий уровень психологической мотивации к улучшению своей жизни; готовность рисковать; опора на свои силы; хорошая стартовая позиция – способности, семейное воспитание, связи. По оценкам специалистов доля личностей с набором таких предпринимательских качеств составляет 5-7% населения Земли. Но пытаются больше. Так, по нашим опросам 40% молодых людей хотели бы заняться предпринимательством.

Труд.

Выделим два аспекта: отношение к труду и рынок труда (занятость). От изменения (улучшения) отношения к труду зависит в конечном итоге успех экономических преобразований. С точки зрения социологов массовое отношение к труду определяется мотивами и стимулами, а также нормами и ценностями, господствующими в обществе.

Мотив – внутреннее побуждение индивида к действию (психологическое). Стимул – внешнее по отношению к индивиду средство побуждения к действию (богатство, слава, популярность, власть, социальные позиции, статусы). Стимулы – спусковой механизм мотивов как причин непосредственной деятельности. Ценности – предметы потребностей, признаваемые обществом, социальной группой наиболее существенными (ценность – власть, круг друзей, высшее образование и пр.).

Плохо или немотивированная деятельность для человека является чужой, навязываемой насильно и потому плохо реализуемой. Социологи отмечают, что за 70 лет советской истории пытались заменить мотивы к труду стимулами. Но в нормальной экономике всегда на первом плане трудовая мораль, а система стимулов к ней подстраивается. Мораль, действующая тогда (до реформы) система стимулирования труда:

1) заставляла растрачивать, а не сберегать ресурсы;

2) часто способствовала не сохранению, а ухудшению окружающей среды, природы;

3) противопоставляла интересы общества, государства интересам отдельных работников;

4) скрывала крайнюю напряженность (государственную эксплуатацию) труда за фразами о народном благе;

5) отрывала вознаграждение от результатов труда;

6) поощряла исполнительность в ущерб развязыванию инициативы.

В годы реформ ситуация с трудом усугубилась из-за распада хозяйственных связей, падения производства, инфляции и роста цен.

Что может быть показателем трудовой морали?

2) Еще один показатель трудовой морали – трудовая и технологическая дисциплина, явления абсентеизма и рестрикционизма. Абсентеиз – отсутствие на работе. Скрытый абсентеизм – формальное присутствие, выполнение правил, но малоэффективная работа. Рестрикционизм – сознательное ограничение работником результатов своего труда. При этом нарушения дисциплины установить легко, а скрытый абсентеизм и рестрикционизм сложно.

Переход к рынку пока незначительно повлиял на повышение трудовой активности.

Аспект второй: Рынок труда. В СССР они существовали как замкнутые теневые нелегальные. Отношения на легальных рынках труда жестко регулировались государством и ведомственными нормативными актами. Существовала масса ограничений на увольнения, переходы с одного рабочего места на другое, на переезды и т.п. Существовало много мелких рынков труда отдельных крупных предприятий.

В ходе рыночных преобразований институты и организационные формы труда находятся еще в стадии становления. Это определяется:

во-первых, возникновением и развитием новых форм собственности, новых социальных институтов (центры занятости, общественные работы и т.п.);

во-вторых, с нестабильностью экономики в переходный период и потому сложностями прогнозирования поведения на рынке труда нанимателей, трудоспособного населения, ищущего работу, и органов власти и организаций, защищающих интересы трудящихся.

Одна из проблем и в том насколько наниматели и население на рынке труда усваивают и руководствуются нормами рыночной экономики.

Особая проблема – безработица как процесс, структура контингента и ее динамика, защита безработных. Она может быть одним из самых сильных источников социальной напряженности и конфликтов. Но пока в большинстве отраслей народного хозяйства снижение объемов производства не привело к значительному высвобождению персонала.

Особая проблема положение и поведение молодежи на рынке труда. Выпускники учебных заведений (не нашедшие работу) – одна из наименее социально защищенных групп населения. Состояние занятости и безработицы среди молодежи характеризуют положение различных категорий молодежи на рынке труда (структура – профессиональной и отраслевой занятости, соотношение спроса и предложения), особенности трудового сознания и поведения различных категорий молодежи на рынке труда (ценностей, требований, предпочтений, потребностей, поведения), наличие и отношение молодежи к программам и мерам занятости, их эффективность.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Определите различия между наукой экономикой и экономической социологией.

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

  • исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
  • система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
  • совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
  • система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т.д.).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

  • воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
  • регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
  • социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
  • интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
  • коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.

  • наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
  • наличие определенных норм и правил поведения;
  • наличие функции, выполняемой в обществе;
  • наличие сети учреждений.

↑ Виды социальных институтов

Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты

В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым.
Семья - важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Государство - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь - социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука - особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право - социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

↑ Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.

Говоря о социальных институтах, стоит понимать, что это структурные элементы из которых строится общество. Институт же, который в переводе называется учреждением, устройством, обозначается как структура с общественными социальными действиями и связями, объединяющими организации людей. Являясь частью социального общества, институты играют роль регулирования и реализации существенных назначений и обязательств. Благодаря социальным институтам общество развивается.

Общество

Понятия

Институты общества и институционалистская теория проанализированы социологами-классиками Спенсером, Контом, Дюркгеймом, Марксом, Вебером и другими философами.

Спенсер сравнивал социальные институты с органами, как у общественного супер организма, которые разрешают жить и действовать совместно, определяя единую структуру. По Веберу, социальные институты – фабрики, которые производят социальные связи. Дюркгейм утверждает, что благодаря этим институтам, для их изучения, появилась наука социология.

Западные социологи дают определение социальному институту как устойчивому комплексу с формальными и неформальными установками, правилами, нормами и принципами. Эти комплексы регулируют человеческую деятельность, распределяют роли и статусы.

В обществе нет ни одной жизненной сферы, не наполненной социальными институтами. Социальные институты создают стабильное существование и соблюдение порядка в обществе, возможность предопределять людское поведение, регулируя нормы и правила. Поэтому социальный институт ещё – регулируемое нормами объединение, представленное служащими, чиновниками, менеджерами и учреждениями. Это объединение поддерживается обществом, которое вкладывает капитал и подготавливает кадры. Чем чётче поставлены цели, правильнее разделён и организован труд и признан престиж труда, тем благоприятнее действия этого института, связанного с другими, всевозможными связями.

В обобщённом определении социальным институтом считается постепенно сложившаяся прочная модель организованных совместных действий индивидов для удовлетворения основных потребностей общества. Это связано с физиологическими потребностями, социальными, экзистенциальными, престижными и духовными.

Потребности

Институты и признаки

Различия общественных институтов – в признаках:

  1. Различие по нормам и правилам поведения с кодексами, письменными и устными. В институте государства – с конституцией и законами, религия – с церковными запретами, образование – с правилами поведения для учащихся. Общество контролирует действия внутри института, а институт следит за поведением граждан.
  2. Институты различаются типами и образцами поведений, которые требует общество. Для государства это выражается в законопослушании и соблюдении подчинения. Для института семьи – в любви, привязанности и уважении. Для института религии – в поклонении.
  3. Различаются институты культурными символами. В институте государства различие по гимну, гербу и флагу, торговлю с бизнесом различают по патентному торговому знаку и индексу, в институте семьи – обручальные кольца.
  4. Практичными чертами культуры: образование – с библиотеками и классами, семья – с мебелью и посудой в квартире, религия – с храмами.
  5. Идеологией и общественными ценностями. Институт государства отличается тоталитаризмом или демократией. Институт семьи – солидарностью и семейным сотрудничеством, религия – мусульманством или православием.

Для скорейшего выполнения норм и предписаний в социальных институтах присутствуют необходимые материальные средства и ресурсы. Что касается личных потребностей, они переходят в статус единого дела, приобретая дополнительные качества, и поддерживают функционирование общества.

Строение социального института

Структура

Строение социального института и составляющие элементы зависят от типа. Составные элементы – цель и область действий с функциями для результативности целей, включая средства, учреждения и соответствующие санкции. Содержательная сторона представлена специальным набором разумного поведения должностных лиц, исходя из конкретной ситуации. Так институт юстиции состоит из судей, адвокатов, прокуроров, юридических учреждений (это прокуратура, суд, тюрьма). Сюда же входят материальные средства. С содержательной стороны – стандартизованные образцы поведения правоспособных лиц, которые выполняют нужные социальные функции.

Спенсером разработана человекоподобная схема социального института, который состоит из средств:

  • для обороны, то есть армии;
  • чтобы поддерживать существование (с помощью заводов, фабрик и сельского хозяйства);
  • для обмена продукцией в торговле;
  • органов, осуществляющих координацию этой деятельности.

Какими функциями наделены социальные институты

Функции

С помощью социальных институтов организуют, направляют, поддерживают и контролируют жизнь людей в обществе, поощряя за поддержание стандартного поведения, и подавляя отступление от норм.

  1. Закрепить и воспроизвести общественные отношения в соответствии с нормами и правилами.
  2. С помощью регулятивной функции регулировать отношения и поведение индивидов, применяя норы, правила, санкции.
  3. Интегративную функцию применяют, чтобы сплотить и укрепить межгрупповые связи внутри социального института, усиливая контакты и взаимодействия между людьми.
  4. Задача коммуникативной функции – создать связи и общение с взаимодействиями, правильно организуя совместную жизни и деятельность людей. Распространять внутреннюю информацию и поддерживать взаимосвязь, не теряя из вида другие институты.
  5. Функция трансляции (социализация) связана с передачей накопленного опыта предыдущими обществами новому поколению.

Человек в жизни связан с существованием институтов и их функциями. Рождение связано с институтом медицины, первичной социализации гражданин обязан институту семьи. Образованием и профессией наделяют устройства, относящиеся к институтам, которые отвечают за предоставление общего и профессионального образования. Следят за здоровьем в институтах по здравоохранению и соцзащите. Институт под названием государство, совместно с институтом правительства, с помощью правовых институтов и другими подобными институтами сохраняют безопасную жизнедеятельность.

Когда в институтах общества заметно постоянство и единение, говорят о его функциональной деятельности. При нанесении вреда обществу, когда институт не справляется с функциями и теряет авторитет, подразумевают дисфункциональность, ведущую к падению престижа общества и деградации.

Классификация социальных институтов: типы

Типы

На классификацию институтов общества влияют поставленные цели и выполняемые функции. Таким образом, устройства считаются главными и второстепенными, значит, частными. Для главных социальных институтов на первом месте – потребности общества. Эти институты представлены организационными структурами – партиями, профсоюзами и государством. Так же и нормативными, где присутствуют обычаи и законы со стандартным поведением, традиции и моральные ценности.

Общество различается жизнедеятельными сферами со специфическими социальными институтами, общественными отношениями и представляет:

  • экономическую;
  • социальную;
  • политическую;
  • духовную;
  • культурно-образовательную;
  • медицинскую и научную сферу.

Для удовлетворения фундаментальных потребностей, общество выделяется:

  1. Институтом семьи, который воспроизводит человеческий род. Институт построен на родстве, браке, совместном быте и на взаимоответственности.
  2. Политическими институтами устанавливаются согласия среди людей, социальных групп и коллективов, с организацией безопасности и правопорядка. Эти полномочия выполняются институтом государства, который управляет жизнедеятельностью общества и налаживает безопасное существование, руководствуясь установленными социальными нормами и правилами. А так же институту права, ведающему этими нормами и отношениями, и охраняемому государственными силами.
  3. Экономическими институтами создаются средства для нормальной жизнедеятельности и существования людей в обществе. Эти институты организуют производственные процессы и распределяют услуги.
  4. Культурно-образовательный институт отвечает за культурные ценности и нравственно-эмоциональное отношение человечества к окружению, учит профессионализму и творчеству. Кроме того, следит за развитием и сохранением духовных и материальных достижений человека.
  5. Институтами религии решаются духовные проблемы с культовыми обрядами и религиозными действиями, ищется смысл жизни.

Деловой мир

Структура в фундаментальных институтах создана отчётливо различающимися маленькими институтами. В экономических институтах главный – базовый институт собственности вместе с финансовыми, производственными, маркетинговыми, организационно-управленческими институтами. Главный институт политики принадлежит институту власти совместно с политическими представительствами, с институтом президентства, с институтом местного самоуправления. Сюда же входит институт парламентаризма и много других подобных установок.

Рассматривая жёсткость и способы управления действиями институтов, их делят на формальные и неформальные структуры. Формальные институты жёстко следят за регламентированным поведением общества. В неформальном институте разрешается открытая свобода граждан, контролируемая осуждением либо одобрением.

Выводы

С помощью социальных институтов современное общество укрепляется, создавая устойчивость с нормальным функционированием и развитием. Кроме того, с помощью общественных институтов, удовлетворяются единые и личные запросы с интересами. Таким образом, отдельные жизненные сферы обществ, сформировали собственные институты.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.. Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни

• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей. (В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Институт собственности — один из наиболее древних (если не самый древний) экономических институтов. Владение теми или иными веща­ми, орудиями труда, имуществом, принадлежность их человеку (роду, семье) существовали изначально и были важной формой совместной деятельности людей в связи с удовлетворением их элементарных по­требностей. Несмотря на отсутствие на начальном этапе человеческой истории особых учреждений и организаций, деятельность которых бы­ла направлена на охрану собственности, отдельные элементы этого ин­ститута существовали. Так, были распространены обычаи, традициирегулирующие отношение к чужой собственности и предполагавшие санкции (часто довольно жесткие) за посягательство на нее.

По мере возникновения государств на смену обычаям и традициям (либо в добавление к ним) появлялись правовые способы регулирова­ния отношений собственности. До сих пор сохранил свое значение и часто используется в современной практике институт римского права, в котором нашла свое отражение одна из наиболее развитых правовых систем защиты собственности.

В конце концов сложился достаточно развитый и сложный инсти­тут собственности, включающий целую систему учреждений и орга­низаций власти и социального контроля, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, связанных с разнообразными формами собственности. Среди их большого количества выделяются своей противоположностью частная (индивидуальная и групповая) и публичная (общественная, государственная и муниципальная) фор­мы. Между ними располагаются, комбинируя в разных сочетаниях черты и функции каждой, другие формы собственности.

25. Структура социальных институтов, их типология по социально-функциональной роли.

Функции социальных институтов — эго на­правления их деятельности и ее последствия, влияющие на сохранение самих институтов, социальной системы, поддержание в ней порядка

Политический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (государство, власть, Социальный институтловые структуры)

Читайте также: