На каком счете имущество казны

Обновлено: 19.05.2024

Еще в конце прошлого года в Инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) был введен счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с соответствующими аналитическими субсчетами, предназначенными для учета имущества казны. Однако практика показывает, что и сейчас у бухгалтеров бюджетных учреждений нередко возникают вопросы по его использованию. В настоящей статье методисты фирмы "1С" разъясняют, что относится к имуществу казны, а также в каком случае и в каком порядке оно отражается в бухгалтерском учете.

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Предписания нормативных актов

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, полученное в оперативное управление

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:

  • имущества федеральных государственных учреждений РФ;
  • федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
  • иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.

Счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны"

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 "Нефинансовые активы". Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути";
010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), - ОС, НМА, НПА, МЗ - на остальных счетах счета 010000000 "Нефинансовые активы".

Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 "Основные средства в пользовании".

Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.

Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров является одним из самых сложных. Столкнувшись с вопросом организации учета имущества казны, переданного в оперативное управление бюджетной организации, я попыталась осмыслить полученную информацию. Так получилась эта статья. Надеюсь, эта статья будет Вам полезна.

Немного теории.

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

- Федеральный орган власти - Росимущество;

- Региональный орган власти;

- Муниципальный орган власти.

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

-- 104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

-- 104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

-- 104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

Согласно Инструкции по бюджетномуучету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

- Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

- Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

- Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

- На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061 ).

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Содержание операции

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

3. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2017 года.

Глава района А.Н. Агеев

Направлено главе района

для подписания и обнародования

Председатель Думы

Приложение к решению Думы Сорокинского муниципального района от _________ № ______

Порядок организации бюджетного учета имущества казны

Сорокинского муниципального района

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан для ведения бюджетного учета имущества казны, состоящего из недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности Сорокинского муниципального района, не закрепленного за органами местного самоуправления, автономными, казенными и бюджетными учреждениями (далее – учреждения), муниципальными унитарными предприятиями (далее – предприятия) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

1.2.Цели управления и распоряжения имуществом казны:

- совершенствование системы бюджетного учета, сохранности и содержания имущества казны;

- повышение эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны;

- обеспечение своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

- проведение анализа использования имущества казны.

1.3. Основные задачи бюджетного учета, управления и распоряжения имуществом казны:

- обеспечение полного и непрерывного учета имущества казны и его движения;

- сохранение в составе имущества казны муниципального имущества, необходимого для обеспечения общественных и социальных потребностей;

- выявление и применение наиболее эффективных способов использования имущества казны;

- контроль за сохранностью, содержанием и использованием имущества казны;

- формирование и ведение информационной базы данных, содержащей достоверную информацию о составе недвижимого и движимого имущества казны, его техническом состоянии, стоимостных и иных характеристиках.

1.4. Основания для учета имущества в казне:

- отсутствие закрепления за органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

- отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

- изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за органами местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

- иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

1.5. Инвентарный и аналитический учет имущества казны осуществляет отдел земельно-имущественных отношений – структурное подразделение администрации Сорокинского муниципального района, на которое возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом. Ведение сводного бухгалтерского учета в суммовом выражении осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности администрации района на основании представления сводных квартальных данных отделом земельно-имущественных отношений администрации района.

2. Формирование имущества казны

Формирование имущества казны осуществляется путем:

- создания новых объектов за счет средств местного бюджета;

- приобретения в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в муниципальную собственность;

- безвозмездной передачи объектов в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

- принятия объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов Российской Федерации о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

- изъятия объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений и органов местного самоуправления в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов, или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- поступления объектов из других источников, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Состав имущества казны

В состав имущества казны входит недвижимое и движимое имущество, ценные бумаги, нематериальные активы, находящиеся в собственности Сорокинского муниципального района, не закрепленные за органами местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4. Организация процесса постановки и снятия с учета

имущества казны

Постановка имущества казны на учет, внесение изменений в сведения об объектах, составляющих имущество казны, снятие имущества казны с учета производится на основании распоряжения администрации Сорокинского муниципального района.

5. Бюджетный учет имущества казны

5.1. Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности Сорокинскому муниципальному району.

5.2. Имущество, включенное в состав муниципальной казны, передается на баланс администрации Сорокинского муниципального района (далее – администрация района). Имущество казны отражается в составе актива баланса администрации района.

Бюджетный учет имущества казны осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению, на основе систематизации данных по поступлению, перемещению и выбытию объектов казны. Операции с объектами отражаются в бюджетном учете по мере поступления информации о движении имущества, но не реже чем на отчетную квартальную дату.

Учет имущества казны осуществляется путем занесения сведений о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, других сведений, соответствующих требованиям законодательства о бюджетном учете, а также сведений о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих исключение имущества из состава имущества казны.

5.3. Оценка стоимости объектов казны осуществляется путем:

- использования сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе – экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

6. Отражение операций с имуществом казны в бюджетном учете

Для учета операций с объектами имущества казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов применяются следующие счета:

6.3. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, создании в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом всех изменений (в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки объектов нефинансовых активов).

6.4. Единицей бюджетного учета объектов недвижимого имущества, движимого имущества в составе имущества казны является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту муниципального имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или в консервации, присваивается уникальный инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту нефинансовых активов, сохраняется за ним на весь период нахождения в составе казны. Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов имущества казны не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Списание данных активов производится по мере их непригодности к использованию и невозможности восстановления.

6.5. Аналитический учет объектов казны ведется на инвентарных карточках (форма 0504031).

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов) казны ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в Журнале по прочим операциям.

Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов) казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

6.6. Для учета операций с начисленной амортизацией имущества казны применяются следующие счета:

По объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим муниципальную казну, амортизация отражается в следующем порядке:

- по объектам нефинансовых активов, включенным в состав муниципальной казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем;

- на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества муниципальной казны осуществляется учреждением, предприятием (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, хозяйственного ведения. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре муниципальной казны, и срока нахождения в составе имущества казны.

7. Контроль за сохранностью и целевым использованием

имущества казны

7.1. В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по содержанию и сохранности такого имущества выполняет администрация района за счет средств местного бюджета.

7.2. Для обеспечения достоверности данных учета имущества казны производится инвентаризация имущества казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов муниципальной собственности, их состояние. Применяется инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (форма 0504087).

Периодичность и полнота инвентаризации определяется распоряжением администрации Сорокинского муниципального района.

8. Бюджетная отчетность по имуществу казны

Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны отражаются в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные приказами Министерства финансов Российской Федерации

Источник: Администрация Сорокинского муниципального района
Дата создания: 26.04.2017
Дата обновления: 08.08.2018

Ответ: В данном случае казенное учреждение (УКС) должно передать в казну капитальные вложения, связанные со строительством указанного объекта. Оснований для регистрации прав на данный объект у учреждения нет, так как оно не планирует его использовать в своей деятельности, а без регистрации прав объект не может быть отражен на счете 101.

Оснований для отражения в составе ОС объектов движимого имущества, перечисленных в вопросе, у учреждения тоже нет, так как эти объекты учреждение также не планирует использовать в своей деятельности и получать от их использования экономические выгоды или полезный потенциал. Соответственно, их учет и дальнейшая передача осуществляется на счете 1 106 000.

Обоснование. Основное средство принимается к учету на основании первичных учетных документов: акта ввода объекта в эксплуатацию, акта приема-передачи нефинансовых активов при наличии документов, которые подтверждают госрегистрацию такого недвижимого имущества (Письмо Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925).

До возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество оно учитывается на счете 0 106 11 000 и дополнительно - на забалансовом счете 01. Если расходы по эксплуатации объекта недвижимости осуществляет учреждение-застройщик, за которым не закреплено право оперативного управления, объект также следует отражать на забалансовом счете 01 (п. 36 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 15.10.2020 N 02-07-10/90154, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367, от 02.08.2016 N 02-06-10/45225).

Объект принимается к учету на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета объект относится к основным средствам, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • срок его полезного использования составляет более 12 месяцев (если иное не предусмотрено Федеральным стандартом "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н N 257н и Инструкцией N 157н).
  • он предназначен для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий либо для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд субъекта учета (п. 7 Федерального стандарта N 257н);
  • при его использовании субъектом учета планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал и первоначальную стоимость ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить. Эти критерии признания объекта основных средств должны применяться к инвентарному объекту в целом (п. 8 Федерального стандарта N 257н);
  • он находится в эксплуатации, в запасе или на консервации либо передан во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Средства бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную (муниципальную) казну соответствующего бюджета (п. п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ).

Учитывая, что казенное учреждение (субъект учета) не будет использовать построенный объект и объекты движимого имущества для своих нужд и, соответственно, не планирует получать от использования данных объектов экономические выгоды или полезный потенциал, у него нет оснований для отражения этого объекта в составе основных средств. Поэтому объект должен быть передан в казну в виде капитальных вложений.

Согласно п. 127 Инструкции N 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета.

Таким образом, казенному учреждению при строительстве (создании, приобретении) основных средств для дальнейшей передачи в казну следует сформировать вложения по дебету счета 106 51 (106 52) в сумме затрат на приобретение (строительство) этих объектов и потом передать эти вложения в казну по кредиту счета 106 51 (106 52). Операции отражаются в соответствии с пп. 31, 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Читайте также: