Муниципальная собственность на землю понятие виды основания возникновения эссе

Обновлено: 17.05.2024

Понятие права государственной собственности на землю

Государственная собственность на землю — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по владению, распоряжению и пользованию земельными участками государственными организациями.

Право государственной собственности на землю предусматривает возможность владения, пользования землей, распоряжения ею и отчуждения отдельных земельных участков.

Понятие права собственности на землю рассматривают как:

  • комплексный институт конституционного, земельного и гражданского права, регулирующий отношения собственности на землю, который устанавливает основания возникновения, осуществления, изменения права собственности, его прекращения (в объективном смысле);
  • наделение законом собственника правомочиями по владению, распоряжению, пользованию землей (земельной долей, участком), которая принадлежит ему в установленном законом порядке, без нанесения ущерба окружающей среде (в субъективном смысле).

Понятие права собственности сводится к пониманию его как юридически обоснованного и обеспеченного права владения своим имуществом, пользования и распоряжения им. Понятие права собственности понимается как совокупность норм права, которые закрепляют принадлежность имущества кому-либо.

В отличие от владения имуществом, собственность на землю является понятием, представляющим собой определенную условность, поскольку господство над землей ограниченно, и она неперемещаема. Значимой чертой, которая отличает право собственности на землю, является отсутствие существования абсолютной земельной собственности.

Государство, с одной стороны, предоставляет право собственникам самостоятельно владеть, распоряжаться землей в пределах норм действующих законов, а с другой стороны, в силу специфики земли, ее ценности как природного объекта, может ограничить это право (на время или постоянно).

Основания для ограничения прав собственности на землю

Основания для ограничения прав собственности на землю в интересах общества и государства предусматриваются федеральными законами.

Готовые работы на аналогичную тему

Ограничения могут быть следующими:

  • режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных, охранных зонах;
  • особые условия охраны природы (памятников природы, животного и растительного мира, естественной среды их обитания, путей миграции) и окружающей среды (археологических объектов, памятников истории, культуры и др.);
  • условия освоения или застройки земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту ремонта или строительства автомобильной дороги при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности.

Право государственной собственности на землю является правом собственности на такую землю, которая не находится в собственности юридических лиц, граждан или муниципальных организаций.

В Советском Союзе практически до конца прошлого века существовала исключительная государственная собственность на землю. На сегодняшний день есть разные формы собственности на землю, которые закреплены в Конституции РФ.

Структура и содержание прав государственной собственности на землю

Структуру государственной собственности составляет федеральная или общегосударственная собственность на землю, собственность субъектов федерального значения. Такой собственностью является земля, природные ресурсы Российской Федерации в целом. Российская Федерация является обладателем исключительной собственности на землю в силу ее целевого назначения или вида использования. Правом собственности на землю обладают власти автономных округов и областей, краев, республик, областей, городов.

Содержание права собственности на землю состоит из конкретных правомочий, прав конкретного собственника земли на владение, пользование и распоряжение ею, представляет собой субъективное право. Это право реализуется по усмотрению собственника, но в пределах норм закона.

Содержание права собственности на землю включает следующие правомочия:

  • владение — право фактического обладания землей, сохраняется за собственниками при передаче земли в пользование арендаторам и землепользователям;
  • пользование — право и обязанность использовать земельный участок по целевому назначению;
  • распоряжение землей — право ее хозяйственной эксплуатации для удовлетворения потребностей собственника путем получения дохода или извлечения полезных качеств, это правомочие позволяет собственнику по закону определять судьбу земельного участка с юридической точки зрения.

Субъекты права государственной собственности на землю не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли сами, а реализуют свое право через систему платежей при передаче земли юридическим лицам и гражданам, получая часть земельной ренты.

Основные признаки права государственной собственности на землю

Право государственной собственности на землю предусматривает предоставление земельных участков в собственность юридических и физических лиц. Исключение составляют земли, которые согласно федеральным законам не могут являться частной собственностью. Право государственной собственности на землю от имени государства в пределах их компетенции реализуют органы государственной и муниципальной власти.

Государство как собственник владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом — землей и природными ресурсами. Государство как суверен и обладатель публичной власти устанавливает правила пользования землей, придает земельным и природным платежам не фискальный, налоговый, а компенсационно-восстановительный характер.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется.

от имени Российской Федерации и от имени субъектов РФ права собственника земельных участков осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Министерство экономического развития РФ

В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми ФЗ;

право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Приобретение земельных участков РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, а также в порядке наследования вымороченного имущества от граждан.

Случаи возникновения прав на землю:

Во-первых, в основе возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативно-правовой акт.

Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ).

В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

Ст. 44 ЗК РФ Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка у собственника допускает только по основаниям, предусмотренным законом:

1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам;

2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) при реквизиции земельного участка;

4) при конфискации земельного участка;

5) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 49 ЗК).

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Муниципальная собственность на землю

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. - для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае - земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:


Право собственности на земельный участок — это комплекс законов и правил.

Акты и принципы управляют отношениями между гражданами, государством и гражданами, муниципалитетами и государством или гражданами касательно использования, распоряжения и владения землёй.

В статье разберем все основные понятия, связанные с правом владения на наделы, что является основанием для возникновения, какие виды собственности существуют.

Основные моменты


Гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, юридически имеет возможность распоряжения в своих интересах, использования и владения этим недвижимым имуществом.

Все действия такого собственника не должны противоречить существующему законодательству или нарушать права других людей.

А также допускать вмешательства посторонних в хозяйственную деятельность человека на собственном участке земли.

Право собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Конституции РФ, состоит из трёх основных правомочий:

  1. Владение участком — базирующаяся на законодательстве возможность обладания землёй. Подобное владение условно, так как господство владельца ограничивается не перемещаемостью участка. В реальности владение выражается в проведении линий границ надела, установке пограничных знаков, которые будут охраняться законодательством. А также в построении забора, дома и других сооружений. Если любая из построек нарушает действующий нормативно-правовой акт, то она подлежит сносу за счёт виновного лица.
  2. Пользование — это эксплуатация земельного надела в допустимых законодательством пределах для удовлетворения потребностей владельца. Т. е. собственник недвижимости имеет право построить на ней что-то (например, дом, сарай, забор), произвести мелиоративные работы, выращивать овощи и фрукты. При этом хозяйственная деятельность должна организовываться рационально, без ущерба для окружающей среды и ущемления интересов других людей.
  3. Распоряжение — это право продать недвижимое имущество, обменять его на что-то, подарить или завещать. Человек, арендующий участок может всё это сделать только с согласия владельца земли.

Регулирующее законодательство

Отношения между людьми или государством и гражданами касательно земельных участков регулируются земельным (ЗК) и гражданским (ГК) законодательством.

В ГК РФ прописаны основные принципы, исходя из которых, право на землю появляется или исчезает.

Земельное законодательство регламентирует нюансы оформления прав на участок, прекращение и возникновение права владения землёй.


Источники земельного права:

Понятие владения

Содержание данного понятия включает в себя привилегию владеющего распоряжаться имуществом (землёй), использовать его и владеть им.

Это субъективные права человека, имеющего данный конкретный надел в собственности. Собственник может поступать со своим участком так, как ему захочется, но его действия не должны противоречить закону.

Виды владений земельным наделом

В Конституции РФ (пункт 2 статья 9) и Гражданском Кодексе РФ (статьи 209-217) указано, что в России существуют следующие виды:

  • частная (граждан и юрлиц);
  • государственная (участок находится во владении субъекта РФ или относится к федеральной собственности);
  • муниципальная.

В РФ у одного надела может быть один владелец или сразу несколько граждан вправе использовать, распоряжаться и владеть одним и тем же участком.

Причём может быть определено какая конкретно часть надела кому принадлежит. Также возможна общая совместная собственность, при которой какая доля земельного надела кому из владельцев принадлежит неизвестно. То есть, они просто все вместе владеют определенным наделом без определения долей.


Бессрочно (постоянно), согласно статье 39.9 ЗК РФ, пользоваться участком вправе:

  1. муниципалитеты и госучреждения;
  2. федеральные казённые предприятия;
  3. центры историко-культурного наследия;
  4. органы местного самоуправления и госвласти.

Остальные субъекты хозяйствования и юрлица, которые являлись бессрочными пользователями, обязаны были до 01.01.2004 оформить надел в собственность или арендовать.

Обычным гражданам надел в бессрочное пользование не даётся.

Подробный разбор видов и форм собственности можно изучить в нашей статье.

Основания для возникновения правовладения

Наделы могут стать собственностью следующими путями:

  1. Частной в соответствии со статьями 17 и 18 ГК РФ:
    • мена, дарение, купля-продажа или другая сделка об отчуждении недвижимого имущества (участка);
    • в качестве наследства или в результате реорганизации юрлица (правопреемство);
    • приватизация муниципальной или госсобственности;
    • другие основания в соответствии с пунктом 3 статьи 218.
  2. Госсобственностью согласно статьям ЗК РФ:
    • в результате разграничения госсобственности;
    • на гражданско-правовых основаниях;
    • в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами;
    • благодаря безвозмездной передаче.
  3. Муниципальной:
    • после разграничения госсобственности;
    • благодаря действующим федеральным законам;
    • на основании гражданско-правового законодательства;
    • безвозмездная передача муниципалитету федеральной собственности.

Госрегистрация сделок с земельными наделами осуществляется согласно федеральному законодательству. Частное владение подтверждается свидетельством о госрегистрации или выпиской ЕГРН и появляется сразу же после окончания процедуры оформления участка в собственность.

Об основаниях подробная информация в статье по ссылке.

Содержание правомочий

Владение содержит три правомочия:


  • владения — зафиксированная юридически возможность хозяйствования на принадлежащем наделе;
  • пользования — возможность извлекать пользу из своего имущества, закреплённое за владельцем юридически;
  • распоряжения — возможность определения дальнейшей судьбы принадлежащей недвижимости (также фиксируется за владельцем юридически).

При правовладении

Подразумевает фактическое обладание земельным наделом. Именно из этого правомочия берёт начало осуществление двух других — распоряжения и пользования.

Благодаря этому правомочию владелец вправе:

  1. запретить (или ограничить) доступ на свой надел другим людям;
  2. не разрешить осуществлять какую-либо деятельность на своей территории физическим или юрлицам;
  3. обозначить границы надела (построить забор, изгородь).

Владелец обязан использовать землю по целевому назначению. Неиспользование надела на протяжении определённого времени служит основанием для привлечения собственника к ответственности в соответствии с ЗК РФ. В результате участок могут забрать.

Землю, которая находится в госсобственности не обязательно использовать.

При пользовании

Правомочие пользование подразумевает обеспеченное владельцу законодательством право хозяйствования на принадлежащем участке посредством получения дохода или пользы для удовлетворения своих потребностей.

Для юрлиц и отдельных граждан, владеющих земельными участками, правомочие пользования это в то же время обязанность использования имущества. Как должен использоваться участок, прописано в федеральном законодательстве.

Если надел не используется на протяжении трёх лет, либо использование нецелевое, то право на него может быть прекращено (участок отберут). Владелец вправе пользоваться своим имуществом по своему усмотрению, но в границах целевого назначения.

Собственнику позволено:


  • самостоятельное хозяйствование;
  • добыча полезных ископаемых (например, пресной воды, торфа);
  • строить дом и другие сооружения (даже производственные) в соответствии с законодательством;
  • проводить мелиорацию не нарушая природоохранные законы;
  • сеять и сажать сельхозкультуры;
  • сдавать участок в аренду.

При распоряжении

Владельцы недвижимости вправе:

  1. продать,
  2. подарить,
  3. сдать в аренду,
  4. обменять,
  5. передать по наследству
  6. использовать в качестве залога.

Это относится как ко всему участку, так и к его части. Распоряжение участками, находящимися в муниципальной или госсобственности, осуществляется местными органами самоуправления или государственной власти.

Ими издаются правовые акты, в соответствии с которыми происходит предоставление участков или изъятие уже отданной в пользование земли.

Особенности и нюансы

Специфические черты владения землей изложены в ЗК РФ и не противоречат законам, прописанным в ГК РФ.

Особенности права владения земельным наделом:

  • Стать частной собственностью может далеко не любой надел. Список земель, которыми не могут владеть частные лица, содержится в ЗК и ФЗ.
  • Собственник обязательно должен быть правоспособным и дееспособным.
  • Если продаётся дом, то права на землю, на которой он находится, переходят к новому владельцу.
  • Участок автоматически считается госсобственностью, если не принадлежит частному лицу или муниципалитету.

Заключение

Для гражданина право владения земельным наделом ограничивается невозможностью перемещения такого имущества.

Можно возвести забор или построить дом на принадлежащей земле, добыть пресную воду или торф, выращивать сельхозкультуры, сдавать в аренду за деньги. Но все действия владельца надела не должны противоречить действующему природоохранному законодательству, ГК и ЗК.

Подобное имущество, находящееся в собственности, важно использовать в соответствии с целевым назначением.

Неиспользуемый на протяжении трёх лет или используемый не по назначению надел может быть изъят. Принадлежащий земельный участок можно подарить, продать, завещать или использовать как залог.

Читайте также: