Могут ли собственники уменьшить размер платы за содержание общего имущества

Обновлено: 16.05.2024

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

от 1 июня 2021 года N 01-13-488/21-0-0

Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Законом Санкт-Петербурга от 08.11.2006 N 553-87 "Об упорядочении государственного регулирования тарифов (цен)", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга" и распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 N 250-р (ред. от 22.03.2021) "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год" (далее - распоряжение N 250-р) с 01.07.2021 изменяется размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга.

Установленный на территории Санкт-Петербурга размер платы за содержание жилого помещения применяется для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - наниматели), а также для собственников помещений в многоквартирном доме, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно положениям ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников жилищного фонда.

Приведенная в настоящем информационном письме примерная структура расходов в составе платы за содержание жилого помещения не может быть одинаковой для каждого многоквартирного дома.

Размер платы за содержание жилого помещения должен соответствовать степени благоустройства многоквартирного дома. В случае отсутствия какой-либо степени благоустройства или вида оборудования (например, при отсутствии в многоквартирном доме мусоропровода или внутридомовых инженерных систем газоснабжения) размер платы за содержание общего имущества должен быть уменьшен на соответствующую величину.

Размер платы за содержание жилого помещения рассчитан исходя из равномерной оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в течение 12 месяцев в году.

Размер платы за содержание жилого помещения (с учетом платы за управление многоквартирным домом), установленный распоряжением N 250-р, можно дифференцировать в зависимости от наличия/отсутствия в многоквартирном доме степеней благоустройства следующим образом (Таблица 1):

Дифференциация размера платы за содержание жилого помещения

Степень благоустройства многоквартирного дома (МКД)

Единицы измерения

Размер платы с 01.07.2021

МКД, оборудованные внутридомовым газовым оборудованием**

оборудованные лифтами*

с мусоропроводом

Руб. в месяц за 1 кв. м общей площади жилого помещения

без мусоропровода

с мусоропроводом

без мусоропровода

МКД, не оборудованные внутридомовым газовым оборудованием

оборудованные лифтами*

с мусоропроводом

без мусоропровода

с мусоропроводом

без мусоропровода

_______________
* В размере платы учтена плата за содержание и ремонт лифтов для 9-этажного многоквартирного дома с 1 лифтом грузоподъемностью до 500 кг, скоростью движения до 1 м/с и распашными дверями в размере 3,18 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

** В размере платы учтена плата за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном стационарной электрической плитой.

При этом организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - управляющие организации), могут определять направления использования платы за содержание жилого помещения в соответствии с техническим состоянием многоквартирных домов, наличием механического, электрического, санитарно-технического или иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме, с учетом степени его изношенности в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - минимальный перечень), и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.

Размер платы за содержание жилого помещения учитывает необходимость повышения безопасности работы инженерных систем газоснабжения, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойности поставки газа населению при условии организованного исполнителем коммунальных услуг аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутридомового газового оборудования.

Кроме того, размер платы за содержание жилого помещения содержит расходы на обслуживание общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды, предусматривающие надлежащую эксплуатацию приборов учета, осмотры, техническое обслуживание, поверку приборов учета и т.д. Оплата по данной статье взимается при наличии соответствующих приборов учета в составе общего имущества многоквартирного дома.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя следующие составляющие:

1. Управление многоквартирным домом - 3,88 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (в соответствии со статьей 154 ЖК РФ).

В плате за услуги, работы по управлению многоквартирным домом учтены административно-хозяйственные расходы на управление многоквартирным домом, включающие в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, приобретение бланков и технической литературы, услуги связи, содержание помещений, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, затраты на услуги, связанные с осуществлением соответствующими организациями расчетов за оказанные гражданам жилищные услуги (ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, осуществление приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности), услуги вычислительных центров, страхование общедомового имущества, а также другие затраты.

2. Содержание общего имущества в многоквартирных домах - 13,66 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (в соответствии с пунктом 11 Правил), в том числе:

2.1. Обеспечение соблюдения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности жизни и здоровья граждан; доступности пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; осмотр общего имущества, обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования - 5,19 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц, содержит следующие составляющие:

2.1.1. Технические осмотры конструкций и оборудования многоквартирного дома, относящихся к общедомовому имуществу, обеспечение работоспособности конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности помещений многоквартирного дома для инвалидов и иных маломобильных групп населения, - 0,56 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

2.1.2. Работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание объединенных диспетчерских систем, поверка манометров и др. работы), работы по диагностике внутридомового газового оборудования - 0,63 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц, в том числе работы по эксплуатации систем автоматизированного регулирования теплопотребления - 0,20 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

При этом расходы на техническое обслуживание объединенных диспетчерских систем (ОДС) определены исходя из расценок согласно Таблице 2.

Расценки на техническое обслуживание ОДС с проводной (беспроводной) связью

Единицы измерения

Расценка с 01.07.2021 (с учетом НДС), руб.

Техническое обслуживание ОДС с проводной (беспроводной) связью


Плата за работы по диагностике внутридомового газового оборудования включена в состав платы во исполнение требований Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, в размере 0,20 руб./кв.м. При этом в многоквартирных домах, в которых отсутствует внутридомовое газовое оборудование, управляющая организация сможет перераспределить составляющую платы за работы по диагностике данного оборудования на другие виды работ, указанные в п.2.1 настоящего информационного письма.

2.1.3. Услуги аварийного обслуживания, по обследованию аварийных квартир - 2,06 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (включая затраты на материалы). При заключении договоров на аварийное обслуживание возможна оплата разового выезда аварийной бригады.

2.1.4. Работы по подготовке домов к сезонной эксплуатации - 1,59 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

2.1.5. Услуги по дератизации и дезинсекции - 0,08 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

2.1.6. Услуги по помывке фасадов - 0,27 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

2.2. Очистка кровли от наледи и снега - 0,69 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

Работы по очистке кровли от наледи включают в себя:

- удаление сосулек по периметру кровли;

- очистку кровли от снега;

- уборку и вывоз снега.

Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.

Данная составляющая размера платы может быть перераспределена на другие виды работ (услуг), стоимость которых входит в состав платы, указанной в п.2.1 настоящего информационного письма.

2.3. Уборка лестничных клеток - 2,20 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

2.4. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) - 5,58 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц, в том числе:

2.4.1. Сбор и транспортирование ТКО - 2,98 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

Составляющая размера платы за сбор и транспортирование ТКО для населения рассчитана с учетом показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России, и составляет 435,67 руб./куб.м.

2.4.2. Захоронение (обработка, обезвреживание) ТКО - 2,60 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

Составляющая размера платы за захоронение (обработку, обезвреживание) ТКО рассчитана исходя из тарифов организаций, осуществляющих соответствующие виды деятельности, с учетом тарифов на захоронение на полигонах Ленинградской области, что составляет 380,12 руб./куб.м.

Суммарная величина расходов на услугу по обращению с ТКО составляет 815,79 руб./куб.м.

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" субъекты Российской Федерации - города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, вправе не применять до 01.01.2022 положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО. В связи с этим Правительством Санкт-Петербурга продлен ранее действующий мораторий на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.

Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО до даты начала функционирования регионального оператора по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

3. Текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах - 6,33 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил).

В соответствии с пунктом 18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Согласно пункту 19 Правил, в состав работ по текущему ремонту общего имущества не входят работы по текущему ремонту дверей в жилое или нежилое помещение, не являющееся помещением общего пользования, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения.

В состав работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме включены работы, предусмотренные ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", но не учтенные при расчете размера платы за содержание и текущий ремонт лифтов согласно пункту 11 настоящего информационного письма, для лифтов, отработавших срок службы менее 25 лет.

4. Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке и предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома, - 2,10 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (в соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Правил).

5. Очистка мусоропровода - 1,74 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц. В соответствии с пунктом 2 Правил в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

6. Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирных домов - 0,34 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

В соответствии с пунктом 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома.

7. Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты - 0,40 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц. В соответствии с пунктом 11 Правил, а также пунктом 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.

8. Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения - 0,98 руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц (в домах, оборудованных системами газоснабжения). В соответствии с пунктом 5 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система газоснабжения (Таблица 3).

Основные составляющие размера платы "Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения"

Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?

Плата за содержание жилого помещения входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и включает в себя (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

Расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства, и включают, в частности, расходы на содержание внутридомовых инженерных систем, на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД и другие расходы (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ; п. 29 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Если в МКД не созданы ТСЖ, жилищный кооператив либо иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание жилого помещения (кроме платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества) определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее года (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил N 491).

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета может определяться (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ):

исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - если эта система учета обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний;

среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам.

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов (ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).

Договор управления МКД может предусматривать индексацию тарифов размера платы за содержание жилого помещения (Письмо Минстроя России от 26.12.2018 N 51876-ОО/04).

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме (Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2019 N 307-ЭС19-5652 по делу N А21-6042/2018).

Собственники тоже не могут в одностороннем порядке без учета предложений управляющей организации принять на общем собрании решение об уменьшении установленного договором управления МКД размера платы за содержание жилого помещения или изменении порядка его определения. В противном случае управляющая организация может обратиться в суд для признания такого решения недействительным (Письмо Минстроя России от 12.07.2019 N 25373-ИА/04).

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, определяется органами управления соответствующего объединения граждан согласно его уставу.

Лица, не являющиеся членами ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с таким объединением граждан.

В указанные платежи и (или) взносы также включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (ч. 6 ст. 155, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ; п. 33 Правил N 491).

При непосредственном управлении МКД собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими такие услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в состав платы за содержание жилого помещения не включаются (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил N 491).

2.4. Порядок определения размера платы для нанимателей жилых помещений, а также, если решение о выборе способа управления МКД не принято либо размер платы не установлен

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, региональным законодательством не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 491; Методические рекомендации, утв. Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр).

Если способ управления МКД не выбран, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, в состав платы за содержание жилого помещения не включается (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

Разъяснения в части принятия размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и судебная практика


Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы в виде платы за содержание жилого помещения, определяемой решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации и в размере, обеспечивающем содержание общего имущества. При этом инициировать проведение общего собрания вправе как любой собственник, так и управляющая организация.

Управление многоквартирным домом осуществляется исходя из утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Однако размер платы за содержание исходя из минимального перечня государством не установлен.

Работы и услуги, входящие в минимальный перечень обязательны к выполнению. По решению собственников, перечень может быть дополнен, но исключение из него какого-либо вида работ является незаконным.

Учитывая изложенное, при решении вопроса определения размера платы на содержание, собственникам следует учитывать рыночную стоимость услуг и работ, входящих в минимальный перечень, текущее состояние и степень износа общего имущества в многоквартирном доме, оценивая при этом необходимость дополнения перечня иными видами работ и принимая во внимание предложения управляющей организации, обоснованные сметами расходов. Все это представляет собой экономическую основу тарифа на содержание.

Из разъяснений следует, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно и должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Как показывает судебная практика, при рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания собственников об определении размера платы за содержание общего имущества, суд изучает экономическую составляющую тарифа.

Например, в ноябре 2017 года решением Кировского районного суда города Омска по иску управляющей организации к собственникам помещений одного из многоквартирных домов признано незаконным решение общего собрания о принятии экономически необоснованного размера платы за содержание общего имущества.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что примененный собственниками принцип расчета не соответствует требованиям закона, так как фактически собственниками в основу расчета экономической обоснованности тарифа заложен меньший объем услуг по сравнению с обязательным минимальным перечнем.

В июне 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда по итогам рассмотрения в открытом судебном заседании гражданского дела по иску управляющей организации признала недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в части установления размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, поскольку перечень работ и услуг, указанный в приложении к протоколу общего собрания в качестве обоснования размера платы за жилое помещение, не предусматривает расходы на ряд обязательных работ.

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области обращает внимание собственников на то, что качество выполнения управляющей организацией работ по содержанию и ремонту общего имущества напрямую зависит, в том числе, и от экономической обоснованности размера платы за содержание, принятого решением общего собрания.

Кроме того, инспекция напоминает, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год.

Ранее мы обобщали противоречивые позиции Верховного Суда РФ по вопросу индексации размера платы за содержание жилья. Их объединяло то, что все они были сформулированы в определениях об отказе в передаче кассационных жалоб в Судебную коллегию ВС РФ для полноценного рассмотрения.

Разногласия начались традиционно – с предписания органа жилищного надзора произвести перерасчет платы жителям, которую управляющая компания проиндексировала на 5,3%.

Стоит отметить, что возможность индексации не просто была прописана в договоре управления, как это часто бывает, а предусмотрена отдельным решением общего собрания собственников, согласно которому был утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества, порядок ее индексации и изменения, и порядок внесения данных платежей.

Условие договора управления об индексации звучало так:

Пользуясь условиями такого договора и решения общего собрания общество проиндексировало размер платы, однако орган жилищного надзора оценил это как одностороннее изменение цены договора и выдал предписание. Управляющая компания решила оспорить решение контролирующего орган в судебном порядке, и Арбитражный суд Калининградской области ее поддержал (дело №А21-463/2018).

Он обратил внимание на то, что условия договора управления утверждены на общем собрании собственников. Утверждением условий договора, в том числе по порядку индексации, собственники фактически приняли решение об индексации платы на индекс потребительских цен, рассчитываемый Росстатом, за каждый предыдущий год по региону.

Более того, суд указал, что решение принято собственниками и по отдельному вопросу повестки дня общего собрания, и подробно утверждено в качестве условия договора управления МКД. Поэтому указание контролирующим органом в акте проверки на то, что собственники на общем собрании не утвердили и не указали порядок индексации, не соответствует действительности и является необоснованным.

Утвержденный договором управления и общим собранием порядок индексации и определения размера платы управляющая организация в одностороннем порядке не изменяла. Решения общего собрания собственников и условия договора управления об индексации в суде не оспаривались и недействительными не признаны.

Такое решение суда первой инстанции не удовлетворило Министерство регионального контроля надзора Калининградской области и было обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Однако тот согласился с мнением управляющей организации и мотивированным решением Арбитражного суда Калининградской области. Апелляционный суд продублировал в решении доводы нижестоящего суда.

С судами первой и апелляционной инстанции не согласился Арбитражный суд Северо-Западного округа, который по жалобе контролирующего органа отменил судебные решения, посчитав обоснованным предписание Министерства. При этом суд кассационной инстанции сослался на п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, согласно которому управляющая компания не имеет права в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления.

Суд проигнорировал тот факт, что компания не меняла порядок определения платы в одностороннем порядке, она вообще его не меняла, а лишь использовала тот порядок, который собственники утвердили на общем собрании и предусмотрели в качестве условия договора управления. Согласно ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ одним из обязательных условий договора управления является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В этом деле договор управления предусматривал порядок определения размера платы, которым и руководствовалась организация при взимании платы.

Определением Верховного Суда РФ от 10.06.2019 года жалоба управляющей организации была передана на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Суд посчитал заслуживающими внимание доводы управляющей компании о том, что сами собственники приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества и определили порядок ее индексации и изменения. После этого они реализовали свое решение, заключив с компанией договор управления, содержащий условия индексации размера платы и ее изменения.

Верховный Суд РФ в определении от 5 июля 2019 г. № 307-ЭС19-2677 поддержал управляющую компанию и отменил решение суда округа, оставив в силе решение суда апелляционной инстанции, признав его выводы обоснованными.

Он указал, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

Закон не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.

Однако в данном деле установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества, определен порядок индексации и изменения данной платы, а также утвержден договор управления многоквартирным домом. Данное решение общего собрания никем из собственников дома не оспорено и является действительным.

Договор управления утвержден собственниками помещений многоквартирного дома также на общем собрании в редакции, предусматривающей наличие условий про индексацию платы.

Кроме того, управляющая организация сообщила собственникам о предстоящем применении индексации платы проинформированы в установленном порядке, такая информация размещена обществом в платежных документах.

Верховный Суд РФ пришел к выводу, что собственниками фактически принято решение, предоставляющее управляющей организации право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.

Таким образом, исходя из того, что отношения между собственниками и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у контролирующего органа не было оснований для возложения на управляющую компанию обязанности произвести перерасчет платы:

Выводы.

Суд пришел к выводу о возможности индексации платы за содержание жилья. В рассматриваемом деле были соблюдены следующие условия:

- общее собрание приняло отдельное решение о порядке изменения платы,

- в договоре управления было внятно прописано, как будет изменяться размер платы, откуда берется индекс, а также содержалось указание о том, что дополнительных ежегодных решений общих собраний для подтверждения изменения размера платы не требуется.Позиция Верховного Суда РФ по индексации размера платы за содержание жилья.

Читайте также: