Могут ли музейные ценности находиться в частной собственности

Обновлено: 08.05.2024

Квартира в жилом доме, являющемся объектом культурного наследия (ОКН), – это не только прикосновение к истории и престиж, но и определенные обязательства. Ремонт таких зданий, как и квартир в нем, также не обходится без нюансов. Кто и зачем покупает жилье с "допнагрузкой" и кто платит за его реставрацию, разбирался сайт "РИА Недвижимость".

Цена времени

Квартиры в домах, которые являются объектами культурного наследия, выделяются в отдельную категорию в высокобюджетном сегменте, при этом их стоимость может быть сопоставима или даже превышать прайс в премиальных и элитных новостройках, расположенных в той же локации. По словам директора управления элитной недвижимости компании "Метриум премиум" Анны Раджабовой, это обусловлено как историей конкретного объекта, его локацией, так и высокой стоимостью восстановительных работ, для выполнения которых привлекаются строители, отделочники и реставраторы высокой квалификации.

"Выделить средние значения удорожания квартиры после ремонта или же реставрации дома непросто, так как каждый случай индивидуален и представляет собой отдельную историю. Важно, насколько качественно выполнены работы и какие материалы для этого применялись", – говорит она.

Помимо этого, нередко проводятся работы по приведению объекта к стандартам премиального и элитного жилья, в том числе в части оборудования современными инженерными и цифровыми системами, добавляет эксперт.

Около 90% домов со статусом ОКН находится в центре Москвы. Если исходить из открытых данных, то в столице находятся порядка 750 жилых и доходных домов, а также более 600 городских усадеб, имеющих статус памятника культуры или выявленного объекта культурного наследия, рассказывает Раджабова.

Что касается покупки или продажи квартир в таких домах, то общий объем экспозиции не превышает 150-200 лотов, констатирует она.

"Появляются они на рынке не так часто: собственники понимают ценность подобной недвижимости и стараются сохранить ее во владении. Если все же такой лот выставлен на продажу, то скорость реализации зависит от месторасположения, состояния, характеристик и, разумеется, объективного формирования его стоимости", – утверждает эксперт, добавляя, что варианты в состоянии, близком к идеальному, в востребованной локации и по соответствующей рынку цене продаются очень быстро.

Как отмечает руководитель офиса "Миэль "На Фрунзенской" Ольга Тихонова, средняя цена предложения в ЦАО в марте 2021 года – 506,3 тысячи рублей за квадратный метр, а самыми дорогими районами оказались Арбат и Хамовники – свыше 630 тысяч рублей за "квадрат". Впрочем, на стоимость влияет любое улучшение потребительских качеств объекта.

Если дом делают более комфортным для покупателя, например, меняют лифты, улучшают внешний вид, выделяют места для парковки, то это повышает его привлекательность, а значит и стоимость, говорит Тихонова.

Ценный трофей

Большинство покупателей квартир в домах-памятниках готовы отдать немалую сумму за возможность проживания в доме с историей и особой атмосферой, замечает директор департамента городской недвижимости Knight Frank Андрей Соловьев.

По его словам, для многих покупателей расположение в центре является определяющим фактором при приобретении такой недвижимости, а некоторые целенаправленно ищут для себя жилье не просто на колоритных старинных столичных улочках, но и в домах с богатой историей, которыми и являются объекты культурного наследия. Главное их преимущество заключается в исторической уникальности, что придает дому нематериальную ценность, свой индивидуальный шарм, полагает он.

В срезе финансовых вложений люди покупают такие квартиры именно для себя, указывает Тихонова. Обладание квартирой в объекте культурного наследия сродни приобретению брендовой вещи в бутике, которую человек выбирает не только из-за потребительских качеств, но и эмоционально, проводит аналогию собеседница агентства.

"В Москве есть дома с собственным именем, например, "Дом на Набережной", "Красные дома". Такие здания могут и не относиться к ОКН, но имеют собственное имя, и москвичи понимают, о каком доме идет речь. Это повышает статус объекта", – отмечает она.

Ответственность за историю

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, напоминает адвокат, председатель АА МГКА "Власова и партнеры" Ольга Власова.

При этом историческое здание не имеет автоматически принадлежности к ОКН. "Подлежит охране и является объектом культурно наследия только тот дом, который внесен в указанный реестр. На такой объект выдается владельцу выдается охранное обязательство, в котором устанавливаются конкретные требования к сохранению, содержанию и использованию памятника архитектуры", – подчеркивает адвокат.

В федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплены также общие требования к содержанию и использованию помещений в таких домах. Например, нельзя проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для его сохранности.

Чтобы провести перепланировку в жилом помещении, признанном памятником культуры, необходимо получить заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости перепланировки.

Если в самой квартире есть элементы, которые являются предметом охраны, например, рамы, окна или межтамбурные двери, то собственник может самостоятельно осуществлять их замену или ремонт только при наличии разрешения департамента культурного наследия и только силами специализированной строительной организации, имеющей разрешение на проведение такого вида работ. Если работы были проведены без согласования, то жильцы в зависимости от ситуации могут быть привлечены или к административной, или к уголовной ответственности, указывает Власова.

"Если в доме ОКН проводится капремонт и реставрация с сохранением и восстановлением исторических элементов, то жильцы не вправе требовать замены этих элементов на современные, если охранным обязательством это не разрешено", – подчеркивает Власова.

Старший юрист юридической фирмы "ЮСТ" Люцина Доу-Гуан-Хун указывает, что собственники помещений, нарушившие требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, могут быть привлечены к административной ответственности.

"Так, например, самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тысячи рублей (статья 7.21 КоАП РФ). Кроме того, собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование", – объясняет юрист.

Когда речь идет о капитальном ремонте дома-памятника, то главный приоритет для властей Москвы – сохранить культурно-исторический облик объекта, добавляют в Фонде капитального ремонта (ФКР) города.

"Выбирать цвет стен при ремонте подъезда, к примеру, нельзя, так как он будет точно таким, каким был первоначально по задумке создателя. Однако именно в этом и состоит очарование жизни в доме, являющемся объектом культурного наследия: находиться в воссозданной атмосфере давно ушедшей эпохи", – рассуждает начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля ФКР Сергей Краснов.

Капитальный ремонт в таких домах длится более обычного, однако нельзя привести к единому знаменателю его продолжительность, указывает Краснов.

"Сроки сильно зависят от обилия декоративных элементов, сложности внутренних инженерных систем и прочих особенностей", – говорит он.

Разумеется, капремонт объектов культурного наследия обходится дороже, чем ремонт того же обычного панельного дома, а потому, чтобы не перекладывать бремя дополнительной оплаты на плечи собственников, реставрация проводится за счет городских субсидий. "Механизм действия программы софинансирования следующий: за счет взносов проводится ремонт систем, включенных в программу капитального ремонта, а вот сами работы по реставрации осуществляются за счет бюджета Москвы. Принятое в городе решение о софинансировании позволяет сохранить размер взноса для домов-памятников на общем уровне", – говорит генеральный директор Фонда капитального ремонта (ФКР) города Москвы Артур Кескинов.

Как отмечает Раджабова, для потенциального покупателя владение подобной недвижимостью не столь обременительно, так как он осознает, какой лот приобретает и готов заплатить за желаемый образ жизни.

"Конечно, стоимость содержания зависит от конкретного объекта. Однако разница состоит не в оплате услуг ЖКХ или взносе на капитальный ремонт, а в том, что подобный объект, как правило, окружен премиальной инфраструктурой", – заключает она.

Также данная норма утверждена в статье 47.3 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Исключение объектов из реестра осуществляется нормативным актом Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления).

Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия установлен статьей 22 Закона № 73-ФЗ и предусматривает согласование принятия решения об изменении категории памятника истории и культуры с тем органом охраны объектов культурного наследия, в чьих полномочиях находится его государственная охрана.

В соответствии со статьей 32 Закона № 73-ФЗ основанием для принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, изменении статуса выявленного объекта культурного наследия, иных решений является заключение государственной историко-культурной экспертизы. Данная работа проводится государственными экспертами, лицензированными Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2010 № 393-п.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством все три категории памятников истории и культуры – федеральная, региональная и местная (муниципальная) – имеют одинаковую значимость с точки зрения административной, уголовной и иной ответственности за причинение им вреда. Закон № 73-ФЗ не разграничивает объекты культурного наследия с позиции большей или меньшей важности их сохранения, то есть объекты культурного наследия федеральной, региональной, местной (муниципальной) категорий, а также объекты культурного наследия, находящиеся в статусе выявленных объектов культурного наследия, охраняются государством в равной степени.

До внесения указанных изменений выдача охранного обязательства осуществлялась органом охраны объектов культурного наследия в рамках государственной услуги, носившей заявительный характер, в целях сохранения памятника истории и культуры, на условиях договорных отношений. В настоящее время в соответствии со статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия является государственной функцией и не требует обращения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в орган охраны объектов культурного наследия и согласования им требований охранного обязательства.

Также в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона № 315-ФЗ до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства применяются действующие на день вступления в силу Закона № 315-ФЗ (22.01.2017) охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия. Процедуры признания указанных договоров, охранных обязательств утратившими силу действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2-47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия, представляющего ценность как фрагмент исторической планировки и застройки поселений или градостроительной планировки и застройки, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.

Комитетом в плановом режиме ведется подготовка новых охранных обязательств на объекты культурного наследия, в отношении которых действуют охранные обязательства, выданные до вступления в силу Закона № 315-ФЗ.

При этом признать утратившим силу охранное обязательство на объект недвижимости (помещение в нем), входивший до 22.01.2015 в состав выявленного объекта культурного наследия – исторической застройки, которая впоследствии могла стать достопримечательным местом, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), возможно только путем подачи комитетом сведений в Росреестр для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сведений об утрате данным объектом недвижимости статуса выявленного объекта культурного наследия. Подача этих сведений возможна только при наличии кадастрового номера объекта недвижимости и регистрационного номера, присвоенного достопримечательному месту, в реестре.

Таким образом, у комитета отсутствуют полномочия по согласованию гражданско-правовых договоров между собственником объекта культурного наследия и лицом, которому объект культурного наследия передан во владение или пользование.

10. Можно ли разместить рекламные конструкции на территории достопримечательного места, выявленной исторической застройки?

Установку вывесок на объектах культурного наследия федерального, регионального значения (памятниках, зданиях в составе ансамблей, достопримечательных мест), выявленных объектах культурного наследия необходимо согласовать с комитетом.

То есть установка вывесок среди прочих вопросов по утверждению правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, регулирующих размещение информации на территории муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа.

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 73-ФЗ порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178.

В связи с отсутствием правовой определенности в вопросе отнесения выявленных объектов культурного наследия к тому или иному виду до проведения экспертизы целесообразно руководствоваться частями 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, то есть: не проводить на здании работы, изменяющие облик выявленного объекта культурного наследия, так как предмет охраны его не определен; обеспечить сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2 – 47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства памятника и ансамбля. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав достопримечательного места, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, приспособления для современного использования объекта культурного наследия. Таким образом, после проведения экспертизы выявленного объекта культурного наследия требования к сохранению объекта недвижимости, расположенного на территории достопримечательного места, предъявляются такие же, как к любому другому объекту недвижимости, с условием соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места (статьи 5.1, 56.4 Закона № 73-ФЗ) и сохранением особенностей, послуживших включению его в реестр (предмета охраны).

Обнаружение объектов археологического наследия с помощью специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы и т.п.) в соответствии со статьей 45.2 Закона № 73-ФЗ возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проведенных на основании разрешения (открытого листа). Нарушение данного требования в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях влечет в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей или от 15 до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также использованных инструментов и оборудования.

В связи отсутствием в официальных источниках сведений о местонахождении объектов археологического наследия пребывание на их территориях граждан со специальными техническими средствами поиска без открытого листа расценивается как неправомерное. При должной осмотрительности хоббисту-поисковику с металлоискателем случайно оказаться на территории объекта археологического наследия практически невозможно. Для занятий поиском с металлоискателем необходимо выбирать заведомо безопасные территории, не связанные с возможностью обнаружения археологических предметов, повреждения культурного слоя и т.п., исключающие совершение неправомерных действий.

Аннотация. Законодательное регулирование является неотъемлемой частью любой сферы деятельности. Коллекционирование, в данном случае, не является исключением. В статье изложены основные проблемы в области частного коллекционирования с точки зрения законодательства.

Ключевые слова. Коллекционирование, законодательство, культурные ценности, частное коллекционирование, ввоз и вывоз культурных ценностей.

Y. Chuvilkina (Moscou)

Legislation of the Russian Federation in the field of private collecting of cultural values

Annotation. Legislative regulation is an integral part of any field of activity. Collecting, in this case, is no exception. The article describes the main problems in the field of private collecting from the point of view of the legislation.

Keywords: Collecting, legislation, cultural values, private collecting, import and export of cultural values.

Законодательное регулирование является неотъемлемой частью любой сферы деятельности. Коллекционирование, в данном случае, не является исключением. В музейном законодательстве, как и в любом другом, основополагающим законом является Конституция. Статья 44 гласит, что каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры и доступом к культурным ценностям. Это право представляет собой одно из основных культурных прав, которые гарантирует Конституция РФ.

В соответствии с основополагающими принципами культуры, законодательство содержит в себе специальные федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты о культуре. С точки зрения общества, коллекционирование – это часть культуры, отражение того, что оно переживает в данный момент. Для каждого коллекционера оно выражает осознание своего общественного, национального, исторического долга.

Согласно статье 35.2 вывоз предметов, представляющих культурную ценность, допускается только путем получения разрешения Министерства культуры РФ. Предметы культурной ценности, заявленные к вывозу или возврату после временного вывоза, должны пройти экспертизу, подтверждающую его подлинность[4].

Согласно статье 6 данного закона все коллекции культурных ценностей, в том числе включенные в состав Музейного фонда РФ, должны пройти государственный учет, вне зависимости от того, кто их собственник. Право собственности на коллекционируемые культурные ценности подтверждается свидетельством. В соответствии со статьей 8 данного закона, включение коллекции в состав Музейного фонда РФ происходит по заявлению собственника.

В статье 12 говорится, что коллекции, находящиеся в составе Музейного фонда РФ, могут перейти от одного владельца к другому в порядке правопреемства или другим способом, однако на это должно быть специальное разрешение, которое дает федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры. Сделки с предметами культурной ценности следует заключать в письменной форме, в противном случае сделка будет объявлена недействительной. Сделки с предметами культурной ценности, включенными в музейный фонд РФ, подлежат регистрации с Государственном каталоге музейного фонда РФ[5].

В соответствии со статьей 24 №54-ФЗ частный коллекционер имеет право на государственную правовую защиту и поддержку со стороны органов государственной власти, однако только в том случае, если предметы, которыми он владеет, прошли регистрацию. В законе прописаны следующие формы поддержки со стороны государства:

  • помощь в реставрации в государственных реставрационных учреждениях;
  • помощь в хранении в государственных хранилищах[7].

Данные обстоятельства являются еще одной причиной зарегистрировать имеющиеся культурные ценности. Однако при этом на коллекционеров возлагаются и дополнительные обязательства – в законе установлены единые правила по организации комплектования, учету, хранению и использованию музейных предметов и коллекций.

Согласно статье 9, музейные предметы и коллекции, которые включены в состав Музейного фонда не могут быть из него исключены, не считая случаев утраты, уничтожения, а также отсутствия исторических, культурных, художественных, научных и других ценностей, установленных в ходе проверки. Вышеперечисленные обстоятельства могут стать проблемой для частного коллекционера. Владелец предметов может их продать, обменять, отдать (соответствующим образом оформляя сделки), однако из Музейного фонда их исключить не представляется возможным, возможна лишь перемена владельца[8].

Помимо этого, данный закон может нести в себе еще одно препятствие для коллекционера, в том случае, если обладатель большого количества культурных ценностей решит создать частный музей. Владелец, согласно требованиям законодательства, оформляет юридическое лицо, проводит экспертизу предметов коллекции, регистрирует ее в Музейном фонде РФ, после чего создает некоммерческое учреждение для их хранения, изучения, представления. Однако потом, если в связи с разными жизненными обстоятельствами, коллекционер примет решение передать часть коллекции в другой музей, продать или подарить ее — он столкнется с проблемой. В соответствии со статьей 7 музейную коллекцию нельзя разделить, по закону она является неделимой.

Теперь все коллекции должны пройти регистрацию и поставку на учет. После принятия данного закона, многие коллекционеры ощутили на себе риски, связанные с доступностью сведений об интересующих артефактах для сторонних лиц. Однако в законе прописан также способ легального владения коллекцией. Согласно статье 8, коллекция считается легализованной и принадлежащей коллекционеру, если она была привезена из-за рубежа. Некоторые коллекционеры, данную статью могут считать способом обойти закон. Коллекционер может прибегнуть к контрабанде, вывезя свою коллекцию незаконно, а потом вернувшись уже ее собственником[9].

Рассматривая процесс частного коллекционирования можно сделать вывод о том, что он предполагает существование тесного взаимодействия с рынком художественных ценностей, наличие связи с выставочной деятельностью, экспозиционной работой, а также непосредственной атрибуцией предметов. Например, выставки проходят в крупных музеях России, таких как ГМИИ им. Пушкина, Исторический музей, Третьяковская галерея и Эрмитаж.

Разнообразие данных особенностей регулируется законодательством РФ, с целью сохранения собственной культурной самобытности и обеспечения долгосрочного социального и культурного прогресса. Однако в настоящий период имеется необходимость в доработке некоторых вышеперечисленных законов.

[6] Рыбак К. Е. Налогообложение произведений искусства и предметов коллекционирования // Налоги. 2011. №3. С. 2-5.

[10] Клюканова Л.Г. Частное коллекционирование в современной художественной культуре России: диссертация кандидата культурологии, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, СПб, 2017.

Экспонаты из школ


Судя по фотографиям на странице музея в соцсетях, экспонаты там были действительно очень ценные. Например, хазарские серьги VI–VII веков. Указывается, что добыты в Краснодаре. Хазарская амфора IV века, сабля VI–VII веков. Предметы быта и оружие аланов, финно-угорских племен, волжских булгар.

123

— Искали предметы археологии, искали оружие, — сказал он. — Была женщина, которая не представилась — сообщили, что она научный сотрудник областного музея. Она ходила по музею и говорила — это надо, это не надо. Она руководила тем, что будет изъято. Изъяли самое лучшее, фундаментальное, основополагающее. Как музей дальше может существовать — неясно.


На вопрос о том, откуда в фондах музея такие ценные вещи, Першинг заявил, что их передавали из школьных музеев, которые закрывались в рамках оптимизации, ряд экспонатов — из других источников: частные коллекции, семейные реликвии и так далее.

На вопрос о том, как были оформлены экспонаты, Першинг отвечать отказался.

Экспонаты на сотню могил


Кроме того, в музее было обнаружено и изъято вооружение времен Великой Отечественной войны — в том числе неразорвавшийся шрапнельный артиллерийский снаряд калибра 76 мм. Снаряд обследовали, вывезли на полигон и уничтожили, но к административному делу может добавиться теперь еще и уголовное.

Она подчеркнула, что никакого отношения к музею имени Словцова не имеет, а Першингу свою должность назвала. В протоколе также это прописано.

— Моя задача была — предварительно определить, какие предметы являются археологическими, чтобы уже потом аттестованные специалисты провели их экспертизу, — сказала она.

Пошехонова признается: в помещении музея у нее был легкий шок, потому что археологических предметов там было очень много. Сейчас все предметы переданы на временное хранение в областной краеведческий музей имени Словцова, где они пройдут экспертизу.


— Сотрудник ФСБ потом подсчитал — изъято более 1500 предметов, хотя на самом деле их больше, — пояснила Пошехонова. — Например, некоторые нагрудные украшения я считала как одну единицу, хотя составлены они явно из разных археологических предметов: этот человек делал совершенно безграмотные реконструкции на основе современных капроновых нитей.

Она отметила, что археологические предметы он называл своей собственностью. При этом предоставить книгу поступлений, где должно быть прописано, из каких источников получены экспонаты, Першинг не смог — сначала сообщил, что она есть, затем выяснилось, что она потерялась.

Археологи все друг друга знают, и мы знаем, что он никогда не проводил археологические раскопки, у него нет образования, он физически не мог получить разрешение на проведение таких работ, — заметила она. — В музее есть огромные скифские котлы ( V в. до н.э.— V в. н. э.) — очень ценные, и котлы XII–XIV веков приуральского производства. В основном, насколько я понимаю, предметы из Западной Сибири — и, видимо, добытые из могил. Дело в том, что в поселенческом слое люди оставляли обычно сломанные предметы, непригодные для работы — целые вещи найти там очень сложно. И если эти предметы действительно все получены из разрушенных могил, то их должно было быть уничтожено сотня, а то и две.

Музейный фонд не для всех

Руководитель сектора археологии Института проблем освоения Севера Оксана Зимина замечает: в профессиональной среде всегда удивлялись, на каких основаниях этот частный музей выставляет археологические предметы.


По ее словам, археологи должны передать полученные в результате раскопок предметы на государственное хранение, в государственный музейный фонд. Все остальные действия, связанные с найденными археологическими предметами, незаконны, даже случайная находка должна быть передана государству.

Археологические предметы могут находиться только в государственной части музейного фонда, — подтверждает Пошехонова. — Есть еще негосударственная часть музейного фонда, но она не может включать в себя археологические предметы.


— В ФЗ-73 об археологии есть пункт, в котором написано, что археолог после раскопок должен передать предметы в государственную часть музейного фонда РФ, то есть в федеральные и региональные музеи, — сказал собеседник портала. — Частные музеи хранят только негосударственную часть музейного фонда. Единственное исключение — археологические предметы могут храниться в муниципальных музеях, но только та часть, которая оказалась там с 1996 по 2002 год, когда в законодательстве не было уточнения по муниципальным музеям. Новые археологические предметы туда передавать нельзя.

Сейчас многие из них прекращают существование именно из-за сложного музейного законодательства — они должны оформить свою деятельность как музей, и не все могут это сделать, — сказал специалист. — Они передают свои экспонаты, но в таком случае всегда должен быть акт передачи предметов — как минимум двусторонний документ. Если этого документа нет, факт получения экспонатов из школьных музеев доказать крайне сложно.



Источник — интернет

Опрошенные эксперты признались — они не помнят каких-либо частных археологических музеев в России: археология всегда была уделом государства. Однако на деле в коллекциях частных музеев встречаются в том числе археологические предметы. Сами владельцы музеев при этом отношения к копателям не имеют.


По его словам, при покупке описания предметов, как правило, нет — информацию о них приходится искать в интернете и других источниках. Самарин также замечает, что люди, нашедшие предметы старины у себя на огороде, не обращаются в музеи и Министерство культуры. При этом его коллекцию знают, и он сталкивается только с одобрением своей деятельности, так как сохраняет ценные экспонаты в России.

Читайте также: