Кран маевского это общедомовое имущество или нет

Обновлено: 28.04.2024

Замена батарей отопления в квартире может повлечь за собой ряд существенных расходов. Это знают многие владельцы жилья в многоквартирных домах (далее – МКД). Если же говорить о том, что даже находящиеся внутри квартир батареи отопления могут относиться к общедомовому имуществу, то об этом знает далеко не каждый человек.

В определенных ситуациях собственник квартиры не должен менять батареи за свой счет. Их своевременная замена и поддержание в надлежащем состоянии, устранение течей и других неполадок может лежать на управляющей компании (далее – УК). Более того, самовольная замена батарей может считаться по закону нарушением правил пользования жилыми помещениями в МКД, что влечет за собой штраф до 1,5 тысяч рублей (согласно ст.7.21 КоАП РФ).

Об этих и других особенностях замены батарей отопления в квартире мы поговорим в данной статье.

Чьей собственностью являются квартирные радиаторы и трубы?

Радиаторы отопления внутри квартир в МКД могут относиться к общедомовому имуществу. Это регламентируют следующие законодательные акты:

  • ЖК РФ – см. ст.36 ч. 1.
  • ГК РФ – см. ст. 290 ч. 1.
  • ПП РФ №491 от 13.08.2006г. ввело в ранг законодательного акта Правила содержания общего имущества в МКД – см. п.5 и 6 данных Правил (далее – Правила эксплуатации МКД).

Во всех указанных актах законодательства отмечено, что к общедомовому имуществу батареи / радиаторы отопления внутри квартиры относятся тогда, когда они являются частью общей системы и обслуживают более одного помещения.

Если на стояке в вашей квартире нет запорного крана, позволяющего отключать радиатор от общей системы отопления – это общедомовое имущество, и его содержание в надлежащем состоянии – обязанность УК.

Если отсекающие краны на трубах перед батареей имеются, ремонт при протечках самих радиаторов системы центрального отопления или замена на более современное оборудование возлагается на кошелек собственника жилья. В этом случае к общедомовому имуществу радиаторы относиться не будут – это оговорено в пункте 5 Правил эксплуатации МКД. В данном разделе указано, что общее имущество – это все, что находится до запорного вентиля (перемычки) на отводе трубы от стояка к батарее.

В пункте 6 Правил при этом говорится, что сама регулирующая и запорная арматура является имуществом общедомовым, отсюда вытекает, что при протечке именно в месте стыковки запорного крана и радиатора устранять неполадку также должна УК за свой счет.

При отсутствии запорного вентиля от стояка отопления в сторону батареи производить их замену самостоятельно запрещено (кто должен производить замену стояков отопления в квартире?). Это может привести к аварийной ситуации, а также повлечет за собой штраф и, возможно, требование демонтировать незаконно установленное оборудование.

Кто и когда должен заниматься обслуживанием и ремонтом?

Согласно указанным выше нормативам, ремонт и замена отопительных приборов, относящихся к общедомовому имуществу, возлагается на УК, собственностью которых является вся система теплоснабжения в доме, если эта тепловая сеть не имеет разграничений внутри квартир (запорных вентилей).

Кто должен ремонтировать, мы разобрались. Теперь о том, когда должно меняться или ремонтироваться такое оборудование. В случае аварийных ситуаций – незамедлительно.

Вопрос замены радиаторов сложнее. Здесь следует опираться на ГОСТы и другие нормативы, определяющие срок службы батарей.

Сколько составляет срок службы по ГОСТ?

Регулируют сферу изготовления и эксплуатации батарей ГОСТ 31311-2005 и СП 60.13330.2012. В них указаны сроки службы отопительных приборов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены:

  • чугунные служат 25-35 лет;
  • биметаллические – 25-30 лет;
  • алюминиевые – 20-25 лет;
  • стальные – 15-20 лет.

Выяснив, какие батареи обогревают вашу квартиру и когда они были установлены, можно понять, пора ли их заменить.

Если батареи справляются с обогревом помещения, поддерживая в квартире температуру от +18 °С, не протекают и не имеют других дефектов – УК может отказаться их заменить даже при истечении срока службы.

Оценить состояние батарей отопления могут представители УК. В результате проверки комиссия составит акт, в котором будут даны необходимые рекомендации. Если будет рекомендовано заменить радиаторы, являющиеся общедомовым имуществом, можно писать заявление на проведение этих манипуляций самой УК.

За чей счет происходит смена старых радиаторов на новые?

На практике УК часто отказываются покупать, менять или ремонтировать отопительные приборы за свой счет. Это основание для обращения в суд.

По всей стране известны случаи решения таких спорных ситуаций в пользу собственников жилья.

Если запорные вентили в системе отопления имеются, то менять батареи придется за свои деньги. Но обойтись без участия УК все равно не получится. Правила эксплуатации МКД устанавливают (см. п. 5.2.5), что нужно получать разрешение на проведение данных действий. Кроме того, правильно подобрать подходящие батареи можно только проконсультировавшись у специалистов УК.

Перед заменой батарей нужно провести экспертизу и рассчитать, какие радиаторы нужно покупать (сколько секций и т. д.). Экспертиза, если отопительные приборы не являются общедомовой собственностью, также оплачивается владельцем квартиры. Вносить изменения в техпаспорт не нужно – замена батарей не является перепланировкой или переоборудованием, если они устанавливаются на тех же местах, где стояли старые.

Как поменять или отремонтировать отопительный прибор бесплатно через УК / ЖЭК?

Итак, вы живете в квартире, где являющиеся имуществом УК приборы отопления давно пора заменить, либо приобрели жилье на вторичном рынке и столкнулись с такой необходимостью. Только одного желания недостаточно – законность требований бесплатной замены батарей нужно доказать — вышел срок эксплуатации, либо батареи не справляются с обогревом квартиры, не обеспечивая нужной температуры, имеют дефекты и т. д. (узнать температурный график центрального теплоснабжения по ГОСТу и нормы нагрева воды в радиаторах системы отопления можно здесь).

Для того чтобы официально через ЖЭК произвести ремонт или замену радиаторов, должны быть основания. Алгоритм действий должен быть определенным, если добиться цели вы хотите без ущерба для собственных нервов и траты лишнего времени. Все заявления нужно подавать письменно. Инструкция, как добиться бесплатной замены или ремонта отопительных приборов в квартире – далее.

Куда обращаться?

  1. Для начала обратитесь в вашу УК для проведения экспертизы с составлением акта проверки температурного режима в квартире, либо анализа состояния батарей отопления.
  2. На основании рекомендаций, данных по результатам экспертизы, подайте в УК письменное заявление о замене батарей (в двух экземплярах – на вашем принимающий заявление сотрудник должен поставить входящий номер с датой принятия, разборчивой подписью).

Если УК выполняет свои обязательства – вопрос решен, останется лишь дождаться ремонта/замены батарей.

Составив претензию, как и в случае с заявлением, приносите два экземпляра. На вашем должны быть проставлены все те же данные:

  • входящий номер;
  • дата;
  • подпись принявшего документ сотрудника.

В суд следует идти только после прямого обращения в вашу УК с заявлением на ремонт/замену батарей. Возможно, представители УК пойдут навстречу и обращаться в другие инстанции не придется. Обращение в суд – только после направления в УК письменной претензии. Невыполнение изложенных в претензии требований и будет являться основанием для иска.

Необходимые документы

Подавая в УК заявление на бесплатную замену отопительных приборов в квартире, к данному документу нужно добавить составленный специалистами акт о замерах температуры внутри квартиры или осмотра состояния батарей – документ, подтверждающий обоснованность вашей просьбы. Не обойтись и без свидетельства о собственности на квартиру. Можно также приложить квитанции об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.

Составление заявления

Писать заявление на бесплатную замену или ремонт батарей отопления следует на имя руководителя УК. В заявлении обязательно должны быть следующие подпункты:

Помимо указанных выше нормативов, регламентирующих правомерность требований граждан на бесплатную замену батарей отопления, можно упомянуть Жилищный кодекс (например, ст. 161, описывающую обязанность УК осуществлять управление МКД так, чтобы это обеспечивало жильцам комфортные и безопасные условия жизни), Правила предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ №354 от 6 мая 2011г (отсутствие обслуживания отопительного оборудования нарушает положения данных Правил).

В заявлении нужно описать проблему как можно подробнее, но без лишних слов и эмоциональной окраски.

Ни в коем случае не пишите угроз или оскорблений – это делу не поможет. Суть ваших требований должна быть предельно ясна, стиль изложения – деловой.

Если вы затрудняетесь написать заявление самостоятельно, либо сразу хотите изложить информацию максимально убедительно, то правильно его составить поможет юрист с опытом ведения дел в коммунальной сфере.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Сроки процедуры

Законом не установлены сроки выполнения замены отопительных приборов. В аварийных ситуациях меры по обеспечению безопасности должны быть приняты безотлагательно. Насколько может затянуться решение вопроса, если экстренной необходимости нет – зависит только от вашей УК.

Если дело дошло до подачи претензии, в ней указывать сроки выполнения ваших требований необходимо. В случае решения вопроса судом – временные рамки установит данный орган.

Когда управляющая компания может отказать и что делать в таком случае?

Практика отказа УК владельцам квартир в МКД заменять батареи отопления бесплатно – повсеместна. На основании того, что радиатор находится внутри квартиры, представители УК утверждают, что платить за новые отопительные приборы и все работы собственник жилья должен сам.

Обращение в вышестоящие инстанции – единственный выход в такой ситуации. Помимо суда, можно обратиться с жалобой на УК в Жилищную Инспекцию или Роспотребнадзор.

Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?

Самостоятельная замена батарей в квартире чревата:

  • нарушением теплообмена в доме;
  • аварийными ситуациями;
  • штрафами.

Если произвести замену батарей самовольно, то при любых авариях платить за порчу имущества будет владелец квартиры. Причем, не только соседям, но и УК.

Заменять батареи, не относящиеся к имуществу УК, можно только после получения письменного разрешения.

Лучше поручать работы сотрудникам вашей УК, так как при дальнейших аварийных ситуациях за нарушения в работе системы отопления дома отвечать будут они. Сторонние же организации не смогут обеспечить собственнику жилья правовую защиту в случае аварий, в том числе возникших не по вине владельца жилья.

Ответственность в случае аварийной ситуации

При авариях после ремонта, если монтаж новых батарей отопления выполнялся сотрудниками не вашей УК, а сторонних организаций, вся финансовая ответственность ляжет на ваши плечи.

Доказать непричастность к аварийным ситуациям можно только в тех случаях, если при замене радиаторов вы получили разрешение, а после установки была произведена экспертиза и подписан акт, подтверждающий, что все работы выполнены в соответствии с нормативами и нарушений не выявлено.

Замена батарей в квартире – сложный вопрос. Если вы мерзнете, а УК не идет навстречу – решить проблему поможет только вышестоящий орган.

Решившись заменять батареи самостоятельно, что приходится делать многим собственникам квартир в МКД, не желающим обращаться в суд и тратить время и деньги, обязательно получите в УК разрешение на проведение работ и наймите для их выполнения сотрудников вашей УК – так можно защитить себя от дальнейших неприятностей.

Практика решения проблем с отоплением в пользу собственников квартир встречается все чаще. Все больше граждан решаются отстаивать свои права, сводя общение с УК не только к ежемесячным оплатам квитанций, но и к тому, чтобы данные компании выполняли свои обязательства перед людьми.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Здравствуйте. В чьей зоне ответственности отсекающие краны на полотенцесушитель? За чей счёт происходит замена? В каком законе или постановлении это прописано? Спасибо.

В зоне ответственности собственника жилья.

На стояке с горячей водой от застройщика установлен кран. УК обязывает меня демонтировать этот кран меня, за свой счет. прислали письмо, ссылаются на постановления правительства Москвы № 73 от 08.02.2005, №883 , № 831, № 993. насколько я знаю, что это общедомовое имущество на обслуживании УК и они сами должны демонтировать данный кран.

Если застройщик без вашего заявления установил кран в разрыв стояка, то к вам требования безосновательны.

Добрый вечер!Ручки кранов на стояках холодной и горячей воды пришли в негодность.Обратилась в свою УК, о замене.Они отказываются менять,так как этот кран стоит от застройщика и он целый.Так сам кран,фильтр и ещё круглая штука все едино.Для них это очень дорого эти краны стоят.Как быть?

Обязаны заменить, напишите им письменное требование, посмотрим, что напишут в ответе.

Спасибо за ответ.

Здравствуйте! Купила квартиру в плохом состоянии, на стояках гвс и хвс отсутствуют первые о секающии краны. Кто их должен установить уп или собственник?

По заявлению собственника устанавливает УК или ТСЖ.

Стояк крайний этаж, дальше не идет. Там стоит заглушка, я им не пользуюсь., т. К. Их в квартире 4 стояка. Обязательно ли ставить кран?

На ваше усмотрение, закон этого не требует. Если собираетесь что-то менять (радиаторы), то имеет смысл.

Здравствуйте. У меня вышли из строя краны маевского. Вызвали сантехника из УК, он сказал, что замена двух таких кранов будет стоить 1200. У меня вопрос, за чей счёт меняются эти краны, если я даже воздух не могу спустить батарей чуть тепленькие?

О каких именно кранах идет речь? Если это клапаны для сброса воздуха, то кто устанавливал батареи?

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, (ответвлений от стояков до первого отключающего устройства), расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, если вентиль на стояке является первым запирающим устройством на отводах от общедомового стояка, то данное оборудование относиться к общедомовому и его замена производиться за счет управляющей организации, при этом, за отключение стояка водоснабжения Вам производить оплату не нужно.

Добрый день тоже предстоит заменить вводные краны которые являются первые от ответвления, мне кажется в статье есть противоречие я выделили предложение в скобки можно по четче это сформулировать?

От стояков до первый кранов (включая краны) собственник квартиры ответственности не несет и не платит за их ремонт или замену.

Добрый день,собираюсь в квартире установить новые трубы для холодной и горячей воды,а также запорную арматуру ( краны перекрытия воды),подскажите, я должен нанимать сантехника от управляющей компании или могу пригласить сантехника со стороны?

Лучше от УК и получить с него соответствующие чеки, иначе все проблемы повесят на вашу ответственность.

Добрый день. 2-х этажный дом. В подвале на водяном стояке стоит кран для перекрытия воды на 2-е квартиры. Кран нужно заменить. Это общедомовое имущество?

Здравствуйте, перестал держать вентиль на холодную воду, трубы полипропилен, за чей счет меняется вентиль и как быть с отключением стояка , платное оно получается или нет , заранее спасибо!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", определены границы эксплуатационной ответственности по обслуживанию систем и оборудования между обслуживающей организацией и собственниками помещений.

Так, управляющая организация отвечает за обслуживание только общедомового имущества, к которому, в частности, отнесено:
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Таким образом, если вентиль на стояке является первым запирающим устройством на отводах от общедомового стояка, то данное оборудование относиться к общедомовому и его замена производиться за счет управляющей организации, при этом, за отключение стояка водоснабжения Вам производить оплату не нужно.

Оплата за отключение стояков водоснабжения производится только при выполнении работ по замене внутриквартирного сантехоборудования за счет средств граждан.

Добавить вопрос или комментарий

Юрист может сам перезвонить Вам, если укажите номер телефона и город. Телефон не публикуется! Без указания номера телефона - ожидайте ответ на этой странице.

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.

При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО "Управляющая организация "Десятка Завеличье" (далее - ООО "УО "Десятка Завеличье", общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "УО "Десятка Завеличье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., ООО "УО "Десятка Завеличье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила).

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее - административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта "д" пункта 10 и подпункта "з" пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 - 6), предписанием (л.д. 7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 - 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю. заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Подпунктом "д" пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.

При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.

Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.

Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.

Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "УО "Десятка Завеличье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО "УО "Десятка Завеличье", - без удовлетворения.

Читайте также: