Комитет по управлению имуществом это орган местного самоуправления

Обновлено: 16.05.2024

Муниципальный (микроуровень) – уровень взаимодействия местных органов власти, органов по управлению муниципальной собственностью между собой, с предприятиями организациями, использующих муниципальное имущество, а также с территориальными федеральными органами и региональными органами управления государственным имуществом.

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется для достижения следующих целей:

- устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;

- обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления; получения доходов от использования имущества.

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется в соответствии с принципами: законности; подотчетности и подконтрольности; открытости в деятельности органов местного самоуправления; эффективности; целевого использования имущества.

Планирование деятельности по управлению муниципальным имуществом муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования. Основным документом является Программа управления муниципальным имуществом на очередной финансовый год.

Программа управления муниципальным имуществом включает в себя: показатели социально-экономической эффективности использования муниципального имущества; перечень сфер и видов деятельности, в которых целесообразно создание предприятий, учреждений, с использованием муниципального имущества; мероприятия по повышению доходов (эффективности) от использования муниципального имущества; состав и стоимость муниципального имущества; предполагаемый размер доходов от использования объектов муниципальной собственности; виды имущества, которое предполагается приобрести в муниципальную собственность; объекты муниципального имущества, подлежащие приватизации и т.д.

Средства, полученные от использования муниципального имущества, учитываются в доходах местного бюджета. Расходы на управление и распоряжение имуществом муниципального образования осуществляются за счет средств местного бюджета.

Представительные органы местного самоуправления нормативными актами распределяют полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Муниципальное образование осуществляет права собственника следующими способами: приобретает в муниципальную собственность имущество, в том числе в процессе разграничения собственности на федеральную, государственную (региональную), муниципальную; отчуждает имущество в собственность Российской Федерации, собственность субъекта РФ, а также в собственность граждан и юридических лиц; использует муниципальное имущество (передает имущество в аренду; передает имущество в безвозмездное пользование; передает имущество в залог; передает имущество в доверительное управление и т.д.); совершает сделки по содержанию (хранению) имущества, составляющего муниципальную казну; использует муниципальное имущество для создания юридических лиц с участием муниципального образования; создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения; закрепляет имущество за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления; участвует в создании хозяйственных обществ.

Совершение гражданско-правовых сделок от имени муниципального образования осуществляют должностные лица администрация муниципального образования в пределах полномочий, определенных Уставом муниципального образования и в соответствии с Программой управления муниципальным имуществом муниципального образования.

Учет муниципального имущества осуществляется администрацией муниципального образования путем ведения реестра муниципальной собственности.

Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют представительные органы местного самоуправления, Счетная палата и администрация муниципального образования.

В качестве примера рассмотрим систему органов управления муниципальной собственностью в городском поселении Мытищи Московской области. Структуру органов местного самоуправления городского поселения Мытищи Московской области составляют:




1) Совет депутатов городского поселения Мытищи (представительный орган);

2) Главагородского поселения Мытищи;

3) Администрация городского поселения Мытищи (исполнительно-распорядительный орган).

Полномочия Совета депутатов городского поселения Мытищи по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включают принятие решения:

-о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

-о порядке ведения и содержания реестра муниципального имущества;

-о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

-о порядке осуществления контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципального имущества;

-о порядке передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи его в аренду;

- о порядке передачи в аренду муниципального имущества,

-об утверждении базовой ставки арендной платы;

- о порядке приватизации муниципального имущества;

- о порядке проведения торгов на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Мытищи;

- о порядке проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящемся в собственности городского поселения Мытищи;

-об утверждении программы приватизации муниципального имущества на очередной период;

-об утверждении условий приватизации муниципального имущества.

Полномочия главы городского поселения Мытищи Московской области по управлению и распоряжению муниципальной собственностью связаны с принятием решения путем издания в пределах своей компетенции постановлений, распоряжений администрации:

- в соответствии с решением Совета депутатов об отчуждении муниципального имущества;

-об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципального имущества;

-о передаче муниципального имущества в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление и на ином виде права;

- о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также утверждает их уставы и внесение в них изменений и дополнений;

- о назначении представителей в органы управления хозяйственных обществ, часть акций (доли, вклады) которых находятся в мун.собственности;

- об отнесении имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений к особо ценному движимому имуществу;

- о предоставлении на утверждение Совету депутатов городского поселения Мытищи программы приватизации муниципального имущества.

Полномочия администрации городского поселения Мытищи по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Администрация городского поселения Мытищи от имени муниципального образования осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а именно:

-разрабатывает проекты решений Совета депутатов, постановлений и распоряжений администрации городского поселения Мытищи по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;

-рассматривает перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность;

-ведет реестр муниципального имущества;

-является держателем муниципальной казны;

-обеспечивает учет и сохранность имущества, поступившего в муниципальную казну, до его закрепления за юридическими лицами;

-осуществляет функции учредителя от имени муниципального образования при создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

- осуществляет организацию торгов по продаже муниципального имущества (в соответствии с планом приватизации);

-осуществляет организацию торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования;

-осуществляет организацию аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящемся в собственности поселения;

- осуществляет действия по оформлению права собственности на бесхозяйное имущество, находящееся на территории поселения;

- осуществляет необходимые действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничений (обременений) прав на них;

- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского поселения Мытищи части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- оформляет, ведет учет и контролирует исполнение договорных обязательств по договорам аренды и безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом, находящимся в казне городского поселения Мытищи в соответствии с действующим законодательством;

- организует проведение технической инвентаризации и оценки муниципального имущества в установленном законодательством порядке;

- разрабатывает программу приватизации муниципального имущества;

- организует работу по приватизации МУП и продаже объектов недвижимого и иного имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Мытищи, в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами городского поселения Мытищи и действующим законодательством.

Анализ позволил выявить ряд важных моментов в области формирования структур управления муниципальным имуществом. Во-первых, схемы (структуры) управления представлены в виде решений представительного органа власти и постановлений исполнительного органа местного самоуправления. Во-вторых, система органов управления муниципальным имуществом разнообразна и состоит из министерств, департаментов, комитетов, осуществляющих управление. В-третьих, согласно положениям о структурных подразделениях, отдельные структуры наделены правом юридического лица, издания правовых актов в пределах своей компетенции и финансируются за счет средств местного бюджета.

Структуры органов по управлению муниципальным имуществом включает отделы и службы, обеспечивающие выполнение возложенных на него функций. В общем виде организационная структура Комитета по управлению муниципальным имуществом представлена на рисунке 6.

Структура органов управления имуществом устанавливается муниципальными властями самостоятельно. Например, в г.Ульяновске председателем комитета является заместитель главы администрации города, в его состав входит 13 отделов, а в г.Казани структура комитета земельных и имущественных отношений представлена 18 отделами (рис. 7, 8).


Рисунок 6 - Организационная структура Комитета по управлению муниципальным имуществом


Рисунок 7 - Структура Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска


Рисунок 8 - Структура Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани

Фамилия, имя, отчество

Ермаков Максим Вадимович

Заместитель главы администрации города - председатель Комитета по управлению имуществом

пр. Интернациональный, 10/2

Иванова Ольга Павловна

Заместитель председателя Комитета

пр. Интернациональный, 10/2

Лашина Екатерина Сергеевна

Заместитель председателя Комитета

пр. Интернациональный, 10/2

Приемная (пр. Интернациональный 10/2)

Колесник Татьяна Васильевна

Специалист 1 категории

Перечень отделов, их руководителей

Лаптева Наталья Михайловна

Карасева Анастасия Евгеньевна

Киркова Ксения Сергеевна

Игнатенко Ирина Владимировна

Отдел регистрации прав и ведения реестра муниципального имущества

Вишнякова Ксения Анатольевна

Лазарева Ирина Сергеевна

Сергеева Лариса Владимировна

Новикова Наталья Алексеевна

Кропачева Инна Викторовна

День недели, время, № кабинета

пр. Интернациональный 10/2

Ермаков Максим Вадимович

Заместитель главы администрации города - председатель Комитета по управлению имуществом

Иванова Ольга Павловна

Заместитель председателя Комитета

Понедельник 17:00
каб. № 416

Запись граждан на прием производится:

Понедельник-четверг с 09:00 до 18:00;
пятница с 09:00 до 13:00
по адресу пр. Интернациональный, 10/2 каб. № 415 (приемная),
по телефону 522-711

Телефоны ответственных лиц за индивидуальное устное информирование:
527-711; 527-114;527-112

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Прием обращений, заявлений граждан осуществляется:

Понедельник-пятница с 09:00 до 18:00;
по адресу пр. Интернациональный 10/2 каб. № 407 (отдел кадров и документооборота),

информацию по обращениям, заявлениям можно получить по телефонам:
527-113, 527-112, 527-114 (отдел кадров и документооборота)

Руководители отделов Комитета ведут прием в рабочее время, в служебных кабинетах

ФИО руководителя отдела Комитета, к полномочиям которого отнесены организация приема граждан, обеспечение рассмотрения их обращений, № телефона по которому можно получить информацию справочного характера

Карасева Анастасия Евгеньевна - начальник отдела кадров и документооборота Комитета по управлению имуществом администрации города,

тел. 527-114, каб. № 407 пр. Интернациональный 10/2

Нормативные акты, регламентирующие порядок проведения приема граждан и рассмотрения их обращений.

1. Полномочия Комитета:

2. Задачи и функции Комитета:

2.1. Реализация на основе действующего законодательства полномочий по приватизации муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, и иного имущества;

2.2. Осуществление учета муниципального имущества и ведение единого реестра имущества муниципальной собственности, в том числе земельных участков, а также осуществление информационно - справочного обслуживания его пользователей;

2.3. Осуществление работ по разграничению собственности, подготовка перечней объектов, в том числе земельных участков, принимаемых в муниципальную собственность из краевой и федеральной собственности, и передаваемых из муниципальной собственности в краевую и федеральную собственность;

2.4. Осуществление необходимых действий по созданию, ликвидации или реорганизации муниципальных унитарных предприятий, учреждений;

2.5. Закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение за муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, органами муниципального образования муниципального имущества;

2.6. Осуществление от имени муниципального образования функций арендодателя муниципального имущества, заключение договоров аренды муниципального имущества и других гражданско-правовых договоров по вопросам временного пользования муниципальным имуществом;

2.7. Осуществление от имени муниципального образования функций продавца муниципального имущества, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления действующим законодательством.

2.8. Осуществление от имени муниципального образования прав акционера (участника) в акционерных (хозяйственных) обществах, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности;

2.9. Осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности в уставном капитале;

3. Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции Комитета:

3.10. Постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 15.12.2010 N 3857-па "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и предназначенных для сдачи в аренду";

3.12. Постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2011 N 3835-па "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление сведений о приватизированном из муниципальной собственности имуществе";

3.13. Постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 09.06.2012 №1755-па "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Присвоение (изменение) адресов объектам недвижимого имущества на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре";


II. Основные задачи и обязанности

1. Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом обеспечивает выполнение стоящих перед Комитетом задач, поручений главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и первого заместителя главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области.
2. Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом обязан:
2.1. наладить учет и ведение реестра муниципальных предприятий, учреждений и муниципального имущества;
2.2. участвовать в решении вопросов по созданию муниципальных предприятий, учреждений, их реорганизации и ликвидации;
2.3. решать вопросы по списанию, отчуждению, перераспределению между юридическими лицами имущества Лужского муниципального района;
2.4. участвовать в управлении хозяйственными обществами с долей имущества муниципального образования в уставном капитале;
2.5. разрабатывать перечень имущества, подлежащего приватизации, вносить изменения и дополнения в него, а так же в проекты нормативных актов по вопросам приватизации объектов собственности Лужского муниципального района;
2.6. осуществлять меры по приватизации имущества;
2.7. анализировать ход и эффективность мероприятий по отчуждению муниципального имущества;
2.8. систематически, в установленные сроки осуществлять свод информации о ходе приватизации;
2.9. проводить мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества и в соответствии с действующим законодательством принимать меры для включения его в состав собственности Лужского муниципального района;
2.10. в установленном порядке осуществлять подготовку трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий;
2.11. организовать работу по заключению договоров аренды объектов нежилого фонда;
2.12. участвовать в работе по формированию прогнозируемой программы капитального ремонта зданий и сооружений, относящихся к собственности Лужского муниципального района;
2.13. готовить проекты нормативных документов по вопросам, относящимся к сфере деятельности комитета;
2.14. давать разъяснения по применению нормативных актов, относящихся к компетенции комитета;
2.15. организовать работу комиссии по приватизации, распоряжению муниципальным имуществом;
2.16. организовать работу по выдаче выписок из реестра муниципального имущества;
2.17. вести прием юридических лиц и граждан по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью;
2.18. обеспечивать сбор, анализ и подготовку запрашиваемой информации для представления в вышестоящие органы власти, иные организации;
2.19. участвовать в заседаниях постоянных комиссий и сессий Совета депутатов Лужского муниципального района, совещаниях при главе администрации.
2.20. осуществлять взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам получения информации на официальном портале Росреестра, а также регистрации сделок или права собственности на объекты недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Лужский отдел).
2.21. вносить главе администрации Лужского муниципального района предложения и замечания по вопросам, касающимся деятельности в области имущественных отношений.
2.22. обеспечивать сохранность служебной тайны.

III. Права председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом имеет право:
1.1. участвовать в работе совета депутатов, комиссий по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и приватизации;
1.2. подготавливать в установленном порядке решения о сдаче в залог и передаче в пользование муниципального имущества в пределах своей компетенции;
1.3. принимать участие по изъятию у предприятий и учреждений в установленном порядке закрепленное муниципальное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
1.4. давать разъяснения по применению нормативных актов, регулирующих процесс приватизации;
1.5. представлять интересы администрации Лужского муниципального района в Совете директоров, преобразованных в установленном законом порядке приватизированных предприятий;
1.6. запрашивать и получать информацию о деятельности всех предприятий, учреждений, организаций муниципальной собственности в объемах, необходимых для ведения реестра муниципального имущества, проведения анализа хода приватизации.

IV. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

V. Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами;
11) уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
12) представлять в установленном законодательством порядке и сроки сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

VI. Требования к служебному поведению муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;
3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;
5) проявлять корректность в обращении с гражданами;
6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
7) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.
2. Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

VIII. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
2) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
3) заниматься предпринимательской деятельностью;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
3. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Какой нормой установлен

Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:
режима таких территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий
Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг
Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:
к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;
осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них
Муниципальный земельный контроль
Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Муниципальный жилищный контроль
Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:
к использованию и сохранности жилфонда;
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.
Муниципальный лесной контроль
Статья 84 ЛК (п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения
Соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  • строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в области торговой деятельности.

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;
  • об объявлении предостережения;
  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве

Читайте также: