Когда в республике казахстан была легитимирована частная собственность

Обновлено: 16.05.2024

В своем Послании народу Казахстана Президент остро и в императивной форме поставил вопрос о введении частной собственности на земли сельскохозяйственного значения.

Необходимо отметить, что возможность частной собственности на землю предусмотрена пунктом 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (далее — Конституция), в котором записано, что земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

В состав этих объектов права частной собственности были включены:

1) участки, предоставленные (предоставляемые) гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;

2) земельные участки, предоставленные (предоставляемые) гражданам и негосударственным юридическим лицам под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением. Здесь же указывалось, что не могут находиться в частной собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения, кроме участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, а также земли обороны, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фонда, земли общего пользования на землях населенных пунктов.

Таким образом, право частной собственности распространялось на земли населенных пунктов, кроме земель общего пользования, и на земли промышленности, транспорта, связи (за пределами земель населенных пунктов).

За основными землепользователями сельскохозяйственных земель — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, государственными и негосударственными юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственное и лесохозяйственное производство, ранее принадлежавшее им право постоянного владения было трансформировано в право постоянного землепользования. Введение права частной собственности на земли вышеуказанных категорий было спокойно встречено народом Казахстана и не вызвало никаких отрицательных реакций, хотя в самой норме выборочной частной собственности уже с самого начала существовало внутреннее противоречие.

Дело здесь заключается в том, что в составе земель населенных пунктов, которые могут находиться в частной собственности, по состоянию на 1 января 2001 года из общей площади их в 20.2 миллионов гектаров 18,2 миллиона гектаров, или 90%, принадлежит сельскохозяйственным угодьям, а в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые, за вышеуказанным исключением, не могут находиться в частной собственности, общей площадью 93,1 миллиона гектаров 86,1 миллиона гектаров, или 92% представлены сельскохозяйственными угодьями. Поэтому получился некий законодательный парадокс: сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе категории земель населенных пунктов, могут находиться в частной собственности, а такие же сельскохозяйственные угодья, но находящиеся в составе категории земель сельскохозяйственного назначения, не могут находиться в частной собственности.

Для того чтобы представить значимость этих площадей, напомним, что площадь всей Украины составляет 60,4 миллиона гектаров, Узбекистана — 44,7 млн га, суммарная площадь Латвии, Литвы и Эстонии — 17,4 млн га, а суммарная площадь Азербайджана, Армении и Грузии — 18,7 миллионов гектаров.

Весной 1998 года Правительством Республики Казахстан перед депутата ми Парламента Республики Казахстан была поставлена проблема введения частной собственности на все земли сельскохозяйственного назначения, которая должна была оформиться в виде законодательной нормы путем принятия нового закона о земле.

И далее Президент выражает уверенность, что «… именно данный состав Парламента сможет выполнить эту историческую миссию, приняв Закон «О частной собственности на землю.

Поскольку в обществе уже нет столь резкого неприятия частной собственности на земли сельскохозяйственного назначении, как это было ранее, и имеется мощная поддержка введения права частной собственности на землю в Парламенте, то, вероятнее всего, закон о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения будет принят до конца этого года.

При этом возможно два пути приватизации земель сельскохозяйственного значения с последующим фор-

1) приватизация по типу ранее проведенной приватизации жилого фонда, когда жилой фонд, ранее принадлежавший государству, практически бесплатно или с небольшой доплатой передавался а частную собственность его пользователям;

В настоящее время из общей площади Республики Казахстан (по состоянию на 1 января 2001 года) в 272,5 миллиона гектаров 222,5 млн га или 82% составляют сельскохозяйственные угодья, из которых только 86,1 млн га, или 39%, находится в составе земель сельскохозяйственного назначения. Остальные сельскохозяйственные угодья находятся в составе земель других категорий, в том числе:

1) в землях запаса — 102,7 млн га;

2) в землях населенных пунктов — 18,2 млн га;

3) в землях промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения — 5,6 млн га;

4) в землях особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фонда, не подпадающих в настоящее время под право частной собственности и не предполагаемых Категории: Статьи 13.10.2011

Читайте также: