Отказ от получения квартиры по договору социального найма

Обновлено: 20.05.2024

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Какое жилье признается благоустроенным?

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Суд подчеркнул, что правоприменительные органы обязаны учитывать все значимые обстоятельства при предоставлении жилья вне очереди по договорам соцнайма инвалидам с тяжелыми формами хронических заболеваний


1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

Конституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

Эксперты оценили выводы КС

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

По договору соцнайма малообеспеченные россияне могут снять квартиру у государства по цене в разы ниже рыночной. А потом приватизировать ее. Но придется потратить время на сбор бумаг и несколько лет постоять в очереди. Разбираемся в деталях и тонкостях

Статью проверила и прокомментировала Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Что такое социальный наем жилья

Социальный наем — это одна из разновидностей аренды жилья. Арендодателем выступает не частное лицо или компания, а государство или муниципальный орган власти, который сдает жилье нуждающимся гражданам по низкой цене.

За такое жилье нужно оплачивать коммунальные услуги — но сумма гораздо меньше, чем за аренду аналогичного жилья на рынке. Налогом на недвижимость оно не облагается, но и продать его до приватизации не получится.

Кто может заключить договор соцнайма

Право на жилье по соцнайму имеют лица, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях. Первое понятие использовалось до 2005 года, второе в ходу сейчас.

Малоимущим может быть признан один человек или вся его семья с доходом меньше регионального прожиточного минимума. Общий доход семьи делится на количество ее членов. При этом все взрослые и трудоспособные родственники должны работать.

На статус нуждающегося в улучшении жилищных условий могут рассчитывать:

  • человек или семья, у которых нет собственного жилья в собственности или соцнайме;
  • человек или семья, у которых такое жилье есть, но его площадь меньше установленных нормативов. В каждом регионе свои нормативы, обычно это 10–12 кв. м жилой площади (без учета ванной, туалета и прихожей) на человека;
  • люди, которые живут в непригодных для проживания домах. Такой статус могут получить аварийные постройки, здания, которые скоро будут снесены, и дома, расположенные в зоне риска затопления или оползней;
  • люди, проживающие в квартире по соцнайму вместе с человеком с тяжелым хроническим заболеванием: туберкулезом, гангреной и т. д. Полный список заболеваний можно посмотреть в приказе Минздрава.

Жилье по соцнайму предоставляется в порядке очереди. На внеочередное получение могут претендовать люди из последних двух категорий и жители коммуналок — если их соседи освобождают площадь, она делится между остальными жильцами.

Согласно Жилищному кодексу, членами семьи нанимателя квартиры по соцнайму по умолчанию считаются его родители, несовершеннолетние дети и иждивенцы, проживающие с ним. Другие родственники тоже могут быть признаны членами семьи, если будет доказано, что они живут вместе с нанимателем и ведут общее хозяйство.

К примеру, отец и мать двух несовершеннолетних детей разведены. Один ребенок живет с отцом, а второй — с матерью. Вместе с отцом проживает еще и его троюродная тетя.

Допустим, ребенок, отец и тетя живут в Брянской области. Чтобы быть признанными малоимущей семьей, им нужно зарабатывать меньше 32,61 тыс. руб. — прожиточный минимум в регионе составляет 12,085 тыс. руб. для трудоспособного взрослого, 9,319 тыс. руб. для пенсионеров и 11,206 тыс. руб. для детей.

Отец ребенка и его тетя на двоих получают 30 тыс. руб. и могут быть признаны малоимущими. Тогда государство признает единой малоимущей семьей их троих — ребенка, отца и тетю. Они будут иметь право на квартиру по соцнайму. Но ни у бывшей жены, ни у второго ребенка, который не живет с отцом, никаких прав на нее не будет.

Какое жилье можно получить

По договору соцнайма предоставляются квартиры из государственного или местного жилфонда. Каждый регион устанавливает минимум площади, предоставляемой одному человеку. Обычно это 15–18 кв. м жилого помещения.

Могут выделить и больший метраж — все зависит от того, какие квартиры есть в жилфонде. Но верхние рамки тоже есть. К примеру, в Москве одному человеку не дадут квартиру площадью больше 40 кв. м, бездетной паре — больше 44 кв. м, а семье из двух человек не супругов (например, матери и ребенка) — больше 54 кв. м.

Если у семьи есть жилье в собственности или в соцнайме, но его площадь ниже установленных нормативов, то можно попытаться получить от государства еще одну квартиру. В таком случае из площади нового жилья вычтут площадь уже имеющегося.

К примеру, семья из четырех человек — мать, отец и два несовершеннолетних ребенка — ютится в квартире жилой площадью 30 кв. м. Квартиру по соцнайму получил еще покойный отец матери. Семья живет в Тульской области, где норматив жилплощади по соцнайму на человека — 15 кв. м. Они могут оставить за собой эту квартиру и получить по соцнайму еще одну, площадью от 30 кв. м, или отказаться от своего старого жилья и получить квартиру в два раза больше.

Как получить жилье в соцнаем

  • Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
  • Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
  • Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
  • Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
  • Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
  • Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
  • Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.

Как заключить договор соцнайма

Успешно отстояв очередь на жилье по соцнайму, человек заключает с государством или местной администрацией договор, по которому получает жилье в бессрочное пользование, а взамен обязуется соблюдать жилищное законодательство. Договор требует лишь подписи нанимателя и представителя наймодателя, заверять его у нотариуса не нужно.

Вы можете получить в бессрочное пользование квартиру по договору социального найма, если состоите на жилищном учете и проживаете в Санкт-Петербурге больше 10 лет.

На основании договора можно оформить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Если вы снимаете жилье на срок до года, зарегистрироваться получится только по месту пребывания.

В рамках данной услуги вы также можете изменить договор социального найма, если в вашей жизни происходят изменения (например, в квартиру вселяется новый член семьи, меняется наниматель квартиры и другое).


Полное наименование:

Заключение (изменение) договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

Выдача заявителю договора социального найма, либо дополнительного соглашения об изменении договора социального найма, либо направление уведомления об отказе в предоставлении услуги.

Срок предоставления

Не более 25 рабочих дней со дня обращения заявителя и предоставления документов.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

  1. В случае заключения договора социального найма:
    • граждане, в отношении которых в установленном порядке принято решение о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга по договору социального найма, в том числе в связи с исключением жилого помещения из специализированного жилищного фонда и включением его в государственный жилищный фонд Санкт‑Петербурга социального использования, и признанные нанимателями такого жилого помещения;
    • граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда по договору социального найма, заключившие договор об обмене жилыми помещениями в соответствии со статьей 74 Жилищного кодекса Российской Федерации.
  2. В случае изменения договора социального найма:
    • граждане, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга по договорам социального найма — в случае изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан в качестве членов семьи нанимателя, в связи с признанием нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя, в связи с объединением в одну семью граждан, проживающих в одной квартире, пользующихся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма);
    • граждане, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга по договорам социального найма, в отношении которых администрацией района Санкт‑Петербурга (Администрация) принято решение о предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому жилому помещению в данной квартире — в случае изменения договора социального найма в связи с предоставлением освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги — представлены не все документы.

Основания для отказа в предоставлении услуги:

  1. Заявитель не имеет законных оснований на предоставление государственной услуги.
  2. Наймодателем отказано в изменении договора социального найма (в случае обязательности наличия согласия наймодателя на изменение договора социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок действий уполномоченной организации

I. Специалист МФЦ:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов нормативному перечню.
  4. Принимает от лица, подающего документы, заявление на предоставление услуги:
    • об изменении договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан в качестве членов семьи нанимателя по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с объединением в одну семью граждан, проживающих в одной квартире, пользующихся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с признанием нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с предоставлением освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому жилому помещению по договору социального найма по форме.
  5. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за услугой.
  6. Заверяет электронное дело своей электронной подписью (ЭП).
  7. Направляет копии документов и реестр документов в ГКУ ЖА:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя в МФЦ;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов) в течение трех рабочих дней со дня обращения заявителя в МФЦ.
  8. При обнаружении несоответствия документов нормативному перечню, возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.
  9. По окончании приема документов выдает заявителю расписку в приеме документов и информирует о необходимости обращения в ГКУ ЖА для получения результата предоставления услуги с указанием даты, по истечении которой заявитель может обращаться в ГКУ ЖА за получением результата предоставления услуги.

II. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления услуги

Специалист, ответственный за заключение договоров социального найма в ГКУ ЖА:

  1. Проводит сверку реестра документов с представленными документами.
  2. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  3. Назначает дату обращения для получения результата предоставления услуги.

III. Рассмотрение представленных документов и принятие решения об изменении (отказе в изменении) договора социального найма

Специалист, ответственный за заключение договоров социального найма в ГКУ ЖА:

  1. В течение двух рабочих дней рассматривает представленные заявителем документы.
  2. Принимает решение об изменении (отказе в изменении) договора социального найма. Резолюция об изменении (отказе в изменении) договора социального найма проставляется на заявлении об изменении договора социального найма.
  3. В случае решения об отказе в изменении договора социального найма в течение пяти рабочих дней:
    • изготавливает проект уведомления об отказе в изменении договора социального найма по форме;
    • обеспечивает подписание уведомления об отказе в изменении договора социального найма директором ГКУ ЖА (со стороны наймодателя);
    • в случае изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан (за исключением супруга, детей или родителей) в качестве членов семьи нанимателя решение об изменении (или отказе в изменении) договора социального найма принимается с учетом мнения районной жилищной комиссии (Комиссия). В таком случае обеспечивает рассмотрение вопроса об изменении договора социального найма в части включения нового члена семьи нанимателя на Комиссии;
    • в случае если при изменении договора социального найма в связи с признанием заявителя нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального (умершего) нанимателя установлено, что предыдущий наниматель не снят с регистрационного учета, свидетельство о смерти передает в орган регистрационного учета — соответствующий территориальный пункт Управления федеральной миграционной службы по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области для снятия его с регистрации.

Районная жилищная комиссия (Комиссия):

  1. Рассматривает вопрос о согласовании вселения.
  2. Принимает решение о согласовании или отказе в согласовании изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя.
  3. Передает протокол заседания Комиссии должностному лицу ГКУ ЖА.

IV. Подготовка проекта дополнительного соглашения об изменении договора социального найма жилого помещения

Специалист, ответственный за заключение договоров социального найма в ГКУ ЖА:

  1. Изготавливает проект дополнительного соглашения (соглашения) об изменении договора социального найма в двух экземплярах:
    • об изменении договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан в качестве членов семьи нанимателя по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с признанием заявителя нанимателем жилого помещения по договору социального найма по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с передачей наймодателем нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по форме;
    • об изменении договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение несовершеннолетнего(их) гражданина(н) в качестве члена(ов) семьи нанимателя по форме.
  2. Обеспечивает подписание проекта дополнительного соглашения об изменении договора социального найма директором ГКУ ЖА (со стороны наймодателя).

V. Заключение и выдача нанимателю дополнительного соглашения об изменении договора социального найма жилого помещения либо выдача уведомления об отказе в изменении договора социального найма

Специалист, ответственный за заключение договоров социального найма в ГКУ ЖА:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. В случае принятия решения об изменении договора социального найма:
    • предлагает для подписания заявителю изготовленный проект дополнительного соглашения об изменении договора социального найма;
    • присваивает номер и дату дополнительному соглашению об изменении договора социального найма, регистрирует дополнительное соглашение об изменении договора социального найма в журнале;
    • выдает один экземпляр дополнительного соглашения об изменении договора социального найма заявителю;
    • осуществляет учет дополнительного соглашения об изменении договора социального найма в автоматизированной системе.
  4. В случае принятия решения об отказе в изменении договора социального найма выдает заявителю уведомление об отказе в предоставлении услуги.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

А) В случае заключения договора социального найма

  1. Заявление по форме.
  2. Выписка из распоряжения Администрации о предоставлении жилого помещения или договор об обмене жилыми помещениями, заключенный в порядке, установленном статьей 74 Жилищного кодекса Российской Федерации.
  3. Документ, удостоверяющий личность заявителя:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • удостоверение личности военнослужащего;
    • паспорт иностранного гражданина;
    • вид на жительство.

Б) В случае изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан в качестве членов семьи нанимателя

  1. Заявление об изменении договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение других граждан в качестве членов семьи нанимателя, содержащее согласие на изменение договора социального найма всех членов семьи нанимателя жилого помещения, по форме.
  2. Согласие других членов семьи нанимателя на изменение договора социального найма может быть заверено должностным лицом ГКУ ЖА непосредственно при приеме заявления и документов, необходимых для предоставления услуги в ГКУ ЖА, либо может быть предварительно заверено в Отделе вселения и регистрационного учета ГКУ ЖА, либо может быть представлено в виде отдельного документа, заверенного нотариусом.
  3. Документы, подтверждающие родственные отношения (в случае вселения супругов, детей или родителей) — свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака.
  4. Решение районной жилищной комиссии о согласовании изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение (за исключением случаев вселения супругов, детей или родителей нанимателя).
  5. Документ, удостоверяющий личность заявителя:
  6. паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение личности военнослужащего;

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • удостоверение личности военнослужащего;
  • паспорт иностранного гражданина;
  • вид на жительство.

В) В случае изменения договора социального найма в связи с объединением в одну семью граждан, проживающих в одной квартире, пользующихся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма

  1. Заявление об изменении договора социального найма в связи с объединением в одну семью граждан, проживающих в одной квартире, пользующихся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма, содержащее согласие на изменение договора социального найма всех членов семьи нанимателей, по форме.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителей:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • удостоверение личности военнослужащего;
    • паспорт иностранного гражданина;
    • вид на жительство.
  3. Договор(ы) социального найма занимаемых жилых помещений и (или) ордер(а) на жилые помещения.
  4. Документы, подтверждающие объединение в одну семью (свидетельство о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи).

Г) В случае изменения договора социального найма в связи с признанием заявителя нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя

  1. Заявление об изменении договора социального найма в связи с признанием заявителя нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя, содержащее согласие на изменение договора социального найма всех членов семьи нанимателя, по форме.
  2. Договор социального найма занимаемого жилого помещения или ордер на жилое помещение.
  3. Документ, удостоверяющий личность заявителя:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • удостоверение личности военнослужащего;
    • паспорт иностранного гражданина;
    • вид на жительство.
  4. Свидетельство о смерти нанимателя жилого помещения (в случае смерти предыдущего нанимателя, если он не снят с регистрационного учета в связи со смертью).
  5. Документы, подтверждающие, что заявитель является членом семьи нанимателя жилого помещения в соответствии с требованиями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации:
    • свидетельство о заключении брака;
    • свидетельство о рождении;
    • решение суда о признании членом семьи нанимателя;
    • решение суда об установлении факта ведения общего хозяйства с нанимателем и членами его семьи.

Д) В случае изменения договора социального найма в связи с предоставлением освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире:

  1. Заявление об изменении договора социального найма в связи с предоставлением освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому жилому помещению по договору социального найма в данной квартире по форме.
  2. Выписка из распоряжения Администрации о предоставлении жилого помещения в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
  3. Документ, удостоверяющий личность заявителя:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • удостоверение личности военнослужащего;
    • паспорт иностранного гражданина;
    • вид на жительство.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписка из распоряжения Администрации о предоставлении жилого помещения.
  2. Договор об обмене жилыми помещениями.
  3. Договор социального найма занимаемого жилого помещения или ордер на жилое помещение.
  4. Решение районной жилищной комиссии о согласовании изменения договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение (за исключением случаев вселения супругов, детей или родителей нанимателя).

III. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица или законного представителя):

  1. В случае обращения доверенного лица:
    • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
    • доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги.

Доверенное лицо при обращении за предоставлением государственной услуги, может представить доверенность, подтверждающую его полномочия, оформленную в простой письменной форме.

  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства).

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги:

Читайте также: