Какой способ продажи муниципального имущества имеет преимущество для муниципального образования

Обновлено: 17.05.2024

Может ли администрация сельского поселения продать муниципальный жилой дом для пополнения бюджета учитывая то, что существует очередь нуждающихся в жилье 60 человек?

Ответы на вопрос:

уважаемый Сергей! При наличии нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных в очередь согласно ст.49-51 Жилищного кодекса РФ, это будет неправомерным. В этой связи имеет смысл обратиться с жалобой в прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", чтобы провели проверку, почему в бюджете нет денег и продают муниципальную собственность при том, что есть обязательства перед гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

нет, не имеет такого права, поскольку, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:

.

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Вообще, по общему правилу собственник сам решает как распоряжаться имуществом (ст. 209 ГК РФ)

И в данном случае на уровне закона никак не закреплено, что при указанных Вами условиях администрация не вправе продавать жилой дом.

Могут быть иные источники предоставления жилья.

Одно с другим никак не связано.

Поэтому продать могут.

Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" это никак не противоречит.

Для пополнения бюджета администрация не имеет право, так как существует очередь из нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вот например,но не должно ущемлять права очередников.

То есть это противоречит целям постройки данного социального жилья.

.8.2. Продажа муниципальных жилых помещений в иных случаях осуществляется на аукционе. 8.3. Действие настоящей статьи не распространяется на жилье, находящееся у муниципальных предприятий и учреждений. 8.4. В соответствии с настоящей статьей подлежат продаже жилые помещения

Решение Думы Заводоуковского муниципального района Тюменской области от 11 мая 2005 г. N 226 "Об утверждении положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом муниципального образования "Заводоуковский район" (утратило силу) Приложение. Положение о порядке управления муниципальным жилищным фондом муниципального образования "Заводоуковский район" Статья 8. Продажа муниципальных жилых помещений гражданам

Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижнего Новгорода (с изменениями на 20 сентября 2017 года)

2. Порядок и условия продажи долей жилых помещений

муниципального жилищного фонда города Нижнего Новгорода

2.1. Продаже подлежат доли в праве общей собственности на жилое помещение (квартиры, комнаты, индивидуальные жилые дома) (далее - доли жилого помещения), если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей долевой собственности.

2.2. Продажа долей жилого помещения осуществляется участникам долевой собственности.

2.3. Продажа доли жилого помещения осуществляется по рыночной стоимости, определенной в установленном порядке независимым оценщиком.

2.4. Администрация города Нижнего Новгорода направляет одновременно всем участникам долевой собственности письменное предложение о приобретении отчуждаемой доли жилого помещения по рыночной стоимости.

2.5. Участник долевой собственности, желающий приобрести долю жилого помещения (далее - Покупатель), в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, подает соответствующее заявление в администрацию города Нижнего Новгорода и прилагает следующие документы:

2.5.1. Свидетельство о праве собственности на долю жилого помещения.

Для продажи должны быть соблюдены несколько условий.

Во первых в поселении должна отсутствовать очередь из нуждающихся.

Во вторых, муниципальное жилье, так же как иное имущество продается исключительно на аукционе.

Оценивается такая недвижимость на основании отчета независимого оценщика.

При нарушении этих условий прокуратура обязана провести проверку на основании главы 1 раздела 3 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ". Возможно возбуждение уг. дела и признание сделки недействиетльной.

Здесь нужно четко знать на какие цели будут направлены деньги поступившие в местный бюджет от продажи этого дома.

Согласно статьи 14 нижеуказанного закона к вопросам местного значения относится обеспечение жильем нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями,

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Суд решил, что невозможно обязать ни государственные и муниципальные предприятия, ни собственника их имущества дать согласие на приватизацию имущества субъектом малого и среднего предпринимательства даже тогда, когда у последнего есть право на это


Адвокаты неоднозначно оценили выводы ВС. Один из них полагает, что государство обязано предоставлять имущество в таких случаях. Второй, напротив, подчеркнул, что проблема поддержки предпринимателей не должна решаться за счет исключительно государственного и муниципального имущества. Третий утверждает, что праву арендатора здесь корреспондирует обязанность продать имущество именно ему, но только в том случае, если решение о продаже будет принято.

В ноябре 2017 г. предприниматель обратился к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Воронежа и комбинату. В своих заявлениях он указал, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому хочет реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества в соответствии с Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, № 159-ФЗ.

Предприятие отказало Сергею Думанову, сославшись на то, что оно не вправе продавать недвижимое имущество, переданное ему в оперативное управление администрацией города. Управление также отказало, указав, что помещение с 2006 г. закреплено на праве оперативного управления за комбинатом и что последний договор аренды в день обращения ИП уже не действовал.

В связи с этим Сергей Думанов подал иск в Арбитражный суд Воронежской области к управлению и предприятию. Гражданин потребовал признать незаконными их решения об отказе в реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения и обязать администрацию города передать указанный объект в собственность предпринимателя.

Суд удовлетворил иск, апелляция и кассация согласились с его позицией (дело № А14-297/2018). Две первые инстанции пришли к выводу, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены. Суды согласились с наличием у Сергея Думанова преимущественного права на приобретение помещения в собственность. Они указали, что именно управление уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом, поэтому оно вправе изъять из оперативного управления предприятия имущество и оказать содействие в реализации арендатором его преимущественного права на приватизацию.

Управление посчитало принятые судебные акты незаконными и подало кассационную жалобу в Верховный Суд, который в Определении от 13 августа 2019 г. № 310-ЭС19-6352 согласился с ним.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу, что принятие решения о возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не обязанностью предприятия. В данном случае необходимо согласие собственника на отчуждение, однако решение о приватизации юрлицо принимает самостоятельно.

ВС подчеркнул: Закон № 159-ФЗ не предусматривает ни обязанность предприятия принять решение о совершении такой сделки, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию. Принятие такого решения государственным или муниципальным предприятием и согласие собственника в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть получены в принудительном порядке.

По мнению Экономической коллегии, исключительно собственнику принадлежит право распоряжаться таким имуществом, в том числе закреплять его на праве оперативного управления за каким-либо предприятием и изымать в случае использования не по назначению. При этом никто не вправе требовать от собственника принять решение об изъятии имущества из оперативного управления предприятия, в том числе и в целях предоставления его в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, сказал ВС, передача предприятием части закрепленного за ним имущества в аренду третьим лицам не является использованием имущества не по назначению. Это право охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности данной организации.

Верховный Суд согласился с тем, что в соответствии с разъяснениями Информационного письма ВАС № 134 суд может признать наличие у арендатора права на приобретение такого имущества и обязать уполномоченный орган осуществить действия по реализации данного права. Однако это возможно только в том случае, если соответствующее предприятие получило имущество после опубликования Закона № 159-ФЗ и с целью исключительно воспрепятствовать реализации предпринимателем своего права на приобретение арендованного имущества в собственность.

В данном деле, подчеркнула коллегия, помещение находилось в оперативном управлении комбината с 2006 г., т.е. до опубликования Закона № 159-ФЗ. Кроме того, во всех договорах аренды, заключенных предприятием с Сергеем Думановым, было отражено наличие права оперативного управления арендодателя. Следовательно, муниципальный орган не осуществлял никаких действий, направленных на воспрепятствование реализации субъектом малого предпринимательства преимущественного права на приобретение арендованного им помещения.

На основе этого Суд решил, что у комбината и управления отсутствовала обязанность принять решение об отчуждении предпринимателю нежилого помещения, закрепленного за предприятием на праве оперативного управления. При этом соответствующее право субъекта малого или среднего предпринимательства может быть реализовано исключительно при наличии согласия этих лиц. Поэтому экономическая коллегия пришла к выводу, что суды безосновательно признали незаконным отказ муниципального органа и обязали совершить действия, направленные на отчуждение арендатору помещения. В этой части ВС принял новое решение по делу, отказав в удовлетворении требований истца.

По словам адвоката, преимущественному праву арендатора на приобретение недвижимого имущества корреспондирует не обязанность собственника или предприятия продать объект, а обязанность продать имущество именно арендатору в том случае, если решение о продаже имущества уже принято.

от 13 июня 2006 года N 374

О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче
имущества из федеральной собственности в собственность субъекта
Российской Федерации или муниципальную собственность,
из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную
собственность или муниципальную собственность, из муниципальной
собственности в федеральную собственность или собственность
субъекта Российской Федерации

(с изменениями на 29 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Установить, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1_1 настоящего постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2011 года N 425 - см. предыдущую редакцию):

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

1_1. Установить, что для принятия решения о передаче объектов недвижимости, в которых расположены жилые помещения, объектов недвижимости инженерной инфраструктуры, объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, управление и распоряжение которыми осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе, или копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению;

б) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты;

в) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

г) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления ими своих полномочий и обеспечения их деятельности в соответствии с федеральными законами.

2. Установить, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:

а) предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества в федеральную собственность, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;

б) выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника имущества;

з) согласие (письмо) государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

и) заверенная в установленном порядке копия устава государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

к) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

л) бухгалтерский баланс государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения - в случае их передачи как имущественных комплексов;

м) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений;

н) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

о) предложение федерального органа исполнительной власти о передаче в федеральную собственность имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается осуществить закрепление имущества (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), либо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества;

п) обращение федерального государственного предприятия, федерального государственного учреждения или государственного предприятия, государственного учреждения субъекта Российской Федерации о принятии имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации соответственно в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней;

р) заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества;

с) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.

3. Установить, что при передаче федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных предприятий (учреждений) субъекта Российской Федерации, муниципальных предприятий (учреждений) как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, наряду с документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящего постановления, представляется перечень указанных предприятий и учреждений согласно приложению N 1, а также перечень недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

К предложению о передаче имущества наряду с документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящего постановления, прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, согласно приложению N 2.

Перечни, предусмотренные приложениями N 1 и 2 к настоящему постановлению, представляются в 2 экземплярах, в том числе один экземпляр представляется на магнитном носителе.

4. Установить, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.

4_1. Установить, что предложения субъекта Российской Федерации или муниципального образования о передаче имущества, используемого организациями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Управление делами Президента Российской Федерации соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2012 года N 800)

5. Установить, что в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.

5_1. Установить, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у Вооруженных Сил Российской Федерации или у организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность направляются соответственно в Министерство обороны Российской Федерации или в Управление делами Президента Российской Федерации уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 585 - см. предыдущую редакцию).

В целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской Федерации в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 585 - см. предыдущую редакцию).

6. Министерству финансов Российской Федерации подготовить методические рекомендации по применению положений настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 13 июня 2006 года N 374

ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных
учреждений, государственных предприятий (учреждений) субъекта Российской Федерации,
муниципальных предприятий (учреждений) как имущественных комплексов,
предлагаемых к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской
Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской
Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности
субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной
собственности в собственность субъекта Российской Федерации


Муниципальные образования, которые представлены в виде больших и малых городов, сельских районов и поселений, кроме того, что являются органами управления, обладают довольно существенными полномочиями в области управления имуществом. Одной из форм управления муниципальным имуществом, которое может составлять значительные материальные активы, является продажа части имущества, принадлежащего муниципалитету на специальных торгах, что дает возможность принять участие в них практически любому.

В этой статье будет рассказано о том, что такое торги муниципальным имуществом, как они проводятся, и что нужно для того, чтобы принять в них участие.

Для чего проводятся публичные торги муниципальной собственности

Основной смысл проведения торгов муниципальным имуществом состоит в том, чтобы повысить эффективную отдачу от активов, находящихся в распоряжении городов и поселков.

Типы дохода от муниципального имущества

Но кроме задачи пополнения бюджета в виде продажи муниципальных зданий, сооружений или земельных участков, проведение открытых торгов преследует и другую не менее важную цель.

Продажа муниципальной земли

Эта цель — за счет прозрачности процедуры проведения торгов снизить возможность заключения коррупционных сделок, а также создать конкурентные условия торгов. Кроме этого, задача торгов муниципальным имуществом отчасти состоит в том, чтобы дать возможность местным предпринимателям получить на торгах и аукционах муниципальным имуществом доступ к активам по приемлемым ценам, достаточные для того, чтобы начать свое дело и таким образом повысить роль частного предпринимательства в местной экономике (занятость, налоги, социальные задачи).

Что можно приобрести и что выставляется на торги муниципальной собственностью

В существующем российском законодательстве пока нет конкретного указания на то, какое именно имущество может быть выставлено на торги муниципалитетами. В общем смысле, муниципалитет может продавать любые активы, находящиеся в его собственности.

Как правило, это могут быть:

    , включая как различные жилые помещения, так и социальные объекты (например, бывшие школы, больницы и т.п.)
  1. земля и земельные участки, входящие в территориальные границы муниципального образования. Причем, это могут быть не только земли поселений, но и земельные участки, подпадающие в категорию земель сельхозназначения, природных объектов, лесные участки и даже некоторые водные объекты и водоохранная прилегающая территория.

Торги земельными участками

  1. имущество, принадлежащее муниципалитету на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обычно под этим подразумевается имущество муниципальных предприятий и других подобных учреждений, где муниципалитет имеет основную долю собственности или капитала (является учредителем или главным акционером). Например, это могут быть техника или имущество, принадлежащее муниципальным предприятиям торговли и обслуживания.

Права на пользование имуществом

  1. права на пользование каким — либо имуществом. В частности, на торги могут быть выставлены права на аренду земельного участка или помещение под магазин.
  2. права на пользование объектами интеллектуальной собственности, принадлежащее муниципалитету. Это может быть, например, использование в торговых марках коммерческих предприятий названий городов, поселков, или использование в рекламных целях герба города и подобных исторических артефактов.
  3. нередки случаи, когда на муниципальные торги может выставляться имущество, принадлежащее государственным (федеральным) или региональным органам власти (субъектам федерации). Например, может быть продано с муниципальных торгов имущество военных городков, которое было передано в ведение муниципалитета. Это и жилые здания, и элементы инженерной инфраструктуры. Также могут быть переданы в собственность муниципалитетов участки дорог, мосты для последующего размещения их на конкурсных торгах.

Кроме этих основных типов имущества, которое может быть продано на муниципальных торгах, также имеются специальные торги и объекты муниципальной собственности. Наиболее интересным большинству граждан и предпринимателей является момент, связанный с приватизацией муниципального жилья и других объектов.

Также не менее интересной является продажа муниципалитетами имущества, которое перешло к ним от лиц признанных судом банкротами. Это может быть не только имущество квартирантов – неплательщиков, но и имущество коммерческих компаний.

В каких формах проводятся торги с муниципальной собственностью

Многочисленными нормативными актами и законами имеется перечень форм и методов реализации муниципального имущества через конкурсные торги. Эти торги могут проводиться, как в обычной форме открытых мероприятий, так и через специальные электронные торговые или аукционные площадки.

В независимости от технических аспектов того, как проходят торги муниципальной собственности, при проведении торгов муниципальным имуществом существуют следующие типы сделок, применяемых в российской практике:

  • аукцион и конкурс (торги на повышение);
  • продажа посредством публичного предложения (торги сначала на понижение, затем возможно на повышение);
  • специализированный аукцион;
  • торги без объявления цены (цена формируется участниками в ходе торгов).

При этом все требования Федеральной антимонопольной службы могут быть реализованы в электронной форме. В том числе:

Как видно из сказанного, любой участник может выбрать для себя два варианта участия в торгах, и стоит заметить, что участие в электронной форме торгов становится все более востребованным.

Как проводятся торги муниципальной собственности

Чтобы было понятно, как происходит на практике покупка муниципальной собственности на торгах, приведем ниже всю последовательность того, как начинаются муниципальные торги имуществом, и как они заканчиваются.

  1. в первую очередь муниципалитет, вернее сказать, его законодательный орган (городская дума, поселковый совет) принимает своими законодательными постановлениями ряд важных документов. Это план — график продажи или приватизации муниципального имущества на текущий год, с обязательным указанием того, какое имущество, когда и где будет выставлено на торги.

Также принимается Регламент или Положение о конкурсной комиссии, в чьи полномочия будет входить организация и проведение муниципальных торгов. Здесь необходимо особо отметить, что в некоторых случаях муниципалитеты делегируют полномочия на торги на муниципальную собственность сторонним организациям — аукционам или торговым площадкам.

Особенно это касается небольших муниципалитетов, которые не в состоянии провести торги самостоятельно и поэтому им выгоднее воспользоваться услугами сторонних организаторов торгов, чем самим этим заниматься.

Перечень муниципального приватизируемого оборудования

Вся эта информация является открытой и должна быть опубликована, как в местных СМИ, так и через интернет – ресурсы, включая и интернет сайт самого муниципального образования (официальный сайт города или поселка).

  1. После того, как утвержден план — график и назначена комиссия по торгам, специальным решением законодательного местного органа власти, принимается извещение (постановление) о проведении торгов, согласно ранее утвержденному план — графику. На основе этого решения определяется, какое имущество выставляется на муниципальные торги, место и дата их проведения, порядок приема заявок, а также требования к участникам торгов.
  1. следующим шагом, который должна сделать местная администрация в виде ее конкурсной комиссии – это опубликовать всю конкурсную документацию по тому, какой объект продается, его техническое состояние, какая будет процедура ознакомления с объектом, кто и как проводит аудит или оценку объекта. Т.е. конкурсная документация должна содержать всю важную информацию, которая нужна для участника торгов, чтобы принять решение о своем участии или неучастии.
  2. Прием заявок. После того, как информация о проведении торгов размещена в СМИ, конкурсная комиссия начинает прием заявок от участников. Здесь нужно отметить два важных момента. Во – первых, заявку можно подать непосредственно в саму комиссию (в извещении о торгах указывается адрес, куда подаются заявки). Тогда заявка участника регистрируется в специальном журнале приема заявок на участие в торгах и заявке участника присваивается номер, под которым она будет и дальше проходить во время проведения уже самой процедуры конкурса или торгов.

Также заявку можно оформить на электронном ресурсе проведения торгов, что требует, конечно, некоторой подготовки каждого участника, так как обычно при заполнении заявки, кроме общих данных, требуется внесение различных данных — с реестров юридических лиц, ИНН, номера счетов, лицензии, сертификаты и прочее. Поэтому, прежде чем заполнять заявку в электронной форме, нужно тщательно подобрать все документы.

Задаток вносится, либо через банковский счет, либо методом, указанным в извещении о проведении торгов. Здесь надо иметь в виду, что задаток в любом случае будет возвращен всем участникам, кроме тех, кто выиграл конкурс. В этом случае задаток пойдет в счет заключаемого контракта с победителем.

  1. перед началом торгов, особенно тех, что связаны с недвижимым имуществом, каждый участник имеет право ознакомиться не только с документацией, касающейся объекта недвижимости, но и посмотреть фактически его состояние на месте. Т.е. кроме фотографий на сайте у претендента на конкурс должна быть возможность увидеть в реальности то, что ему предлагается на муниципальных торгах. Все это входит в обязанности организатора торгов или конкурсной комиссии.
  2. В назначенные день и час проведения торгов, осуществляется регистрация всех заявленных участников, и начинаются сами торги. Обычно торги проводятся в режиме последовательного повышения или снижения цены продаваемого имущества через определенный ценовой интервал (шаг аукциона), пока не будет найден покупатель имущества. Если же покупателя не нашлось или на торги пришел только один участник, то такие торги признаются не состоявшимися и проводятся либо повторно, либо аннулируются полностью.

Во многом все это касается и электронных торгов. Если же торги на муниципальную собственность состоялись и определен победитель, то непосредственно сразу после торгов (не дольше чем три дня) подписывается протокол проведения торгов. Этот протокол является основанием (правовым) для того, чтобы потом можно было заключить по всей форме договор купли — продажи реализованного на торгах муниципального имущества.

  1. После подписания протокола он подлежит обязательной публикации вместе с постановлением конкурсной комиссии, отчетом, а также публикуются все результаты торгов муниципальной собственности.

Несоблюдение организатором торгов, конкурсной или аукционной комиссией положений Правил, содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах, а также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. Это могут быть нарушения, установленного нормативными правовыми актами, порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Что нужно для того, чтобы быть включенным в торги по муниципальной собственности

Мотивом стать участником торгов, где продается муниципальное имущество, может быть у каждого человека множество.

Кому — то хочется приобрести себе жилье по программе приватизации. Кто — то хочет открыть свое дело и у него есть шанс по случаю на торгах приобрести автотехнику, разорившегося муниципального предприятия. А кто- то имеет большое желание купить землю, чтобы построить там свой новый дом.

Для того, чтобы стать полноправным участником муниципальных торгов имуществом, нужно:

  1. во — первых, тщательно изучать нормативную базу, касающуюся вопросов торгов имуществом, объектами недвижимости или земельными участками. Торги хоть и проходят по единому стандарту, но при торгах различными категориями имущественных объектов есть свои правовые нюансы, что, в частности, выражается в конкурсной документации, также крайне необходимо знать при заполнении заявки на участие.
  2. во – вторых, после того, как определена возможность участия в торгах, нужно ознакомиться с графиком торгов конкретного муниципального образования с тем, чтобы знать, к какому времени подготовить нужные документы и спланировать свои финансовые возможности.

Всю эту информацию можно получить, зайдя на сайт муниципалитета или на многочисленные электронные ресурсы, связанные с муниципальными или государственными торгами.

  1. как только вышло извещение по интересующим торгам, можно подавать заявку на участие и внести задаток. Причем, лучше сначала внести задаток на счет, а потом оригинал или копию платежного поручения банка или выписку со счета, предоставить вместе с заявкой, или требуемыми для участия в торгах документами.
  2. Подав заявку, которая прошла регистрацию, с этого момента можно считать себя участником торгов и ждать их начала.

Протокол по муниципальным торгам

  1. Если продается недвижимость на торгах, то имеет смысл ознакомиться со всеми документами по объекту (кадастровый паспорт, план межевания, технические документы, проверить на юридическую чистоту и т.п.). Все это должна предоставить участнику конкурсная комиссия.

Как только пройдены все этапы, можно считать себя полностью готовым к проведению муниципальных торгов имущества.

В заключение

Остается отметить, что практика проведения торгов муниципальным имуществом доказала, что наиболее эффективным способом являются именно электронные торги, так как исключается во многом человеческий фактор, что часто имеет место при проведении торгов стандартным публичным способом.

Читайте также: