Какой режим имущества супругов устанавливал кодекс законов о браке семье и опеке рсфср 1926 г

Обновлено: 04.05.2024

Начиная с 1926 г. на всей территории СССР устанавливается правило, что все имущество, нажитое в браке, является общей собственностью (имуществом) супругов.

Размер доли каждого из супругов в таком имуществе определялся при ее разделе судом. Однако размер доли, как и основания возникновения права общей собственности, определялись по-разному. В одних республиках (например, БССР) общность супружеского имущества определялась одним только фактом состояния в браке, а размер участия всегда определялся в равных долях. В других (ст. 10 КЗоБСО РСФСР) общность супружеского имущества и доля каждого определялась не только фактом состояния в браке, но и степенью участия каждого супруга средствами или трудом в создании этого имущества.

Более того, уже тогда закон предусмотрел случаи, когда при известных условиях и добрачное имущество могло становиться предметом общей собственности. Это могло иметь место тогда, когда один из супругов вкладывал в значительном объеме свой труд или средства в добрачное имущество другого супруга.

Общность имущества супругов означала, что владение, пользование и распоряжение этим имуществом происходит по взаимному согласию супругов. Никакого преимущества ни для одного из супругов в этом случае не устанавливалось. Каждый из них, осуществляя владение, пользование и распоряжение общим имуществом, предполагается действующим от общего имени. Только при купле-продаже строений требовалось прямо выраженное согласие другого супруга.

Кодекс предусматривал невиданную до сих пор норму об ответственности супругов по обязательствам друг друга. Обращение взыскания на имущество супругов по долгам супругов зависело от характера долга. Если долг был сделан в интересах семьи — при ведении общего хозяйства супругов — взыскание может быть обращено на общее имущество супругов. По личным долгам супруг, как общее правило, отвечал своим раздельным имуществом и своей долей в общем имуществе супругов.

Общая собственность супругов прекращалась, как правило, с прекращением брака. Вопрос о возможности раздела общего имущества в период существования брака долгое время считался спорным. Существовало мнение, что разделить имущество супруги могут, только расторгнув брак, а до расторжения брака раздела супружеского имущества не может быть, и что доли возникают лишь при расторжении брака.

Однако постепенно возобладала другая точка зрения, допускающая возможность раздела имущества и при существовании брака. Хотя имущественные отношения супругов и являются существенным элементом брачных отношений, неправильно было бы отождествлять брак с одним только этим элементом. Брак является более широкой общностью интересов, чем только общность имущественных интересов. Нарушение начала общности имущества супругов не всегда и не обязательно влечет за собою прекращение брака. Супруги могут разойтись в вопросе об общем имуществе, о том, как этим имуществом распорядиться, о размере доли каждого из них в этом имуществе, и расхождение между ними может вылиться даже в судебный спор. Этот спор не следует ставить в зависимость от расторжения брака.

Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. Так, согласно ст. 48, размер выдаваемого родителями на ребенка содержания определялся в зависимости от их материального положения.

Кодекс 1927 г,, с одной стороны, фиксировал общепринятые положения (усыновление несовершеннолетних исключительно в их интересах, тождество отношений, возникающих в результате усыновления, с отношениями родственников по происхождению, и т.п.), а с другой — сосредоточивал внимание на перечне лиц, которые усыновителями быть не могли. Новым в кодексе 1927 г. было четкое обозначение, кто не может стать опекуном (попечителем). Причем значительная часть этих ограничений носила классовый характер, поскольку запрет касался тех, кто лишался избирательных прав:

Ø лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли;

Ø лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и т.п. ;частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

Ø монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

Ø служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.

Усыновление производилось постановлением органов опеки и попечительства, а его отмена — либо органами опеки и попечительства, либо судом. При этом родители и усыновители признавались опекунами или попечителями без специального назначения. В общих положениях, касающихся опеки и попечительства, уточнялось, когда устанавливается опека, а когда попечительство, специально предусматривались правила выбора (отбора) того и другого, подчеркивалось, что опека и попечительство осуществляются безвозмездно.

Особое место семейный кодекс 1927 г. уделял имущественным правам и обязанностям опекунов и попечителей. Перечислению сделок, которые им разрешалось заключать, сопутствовал перечень того, что опекуну (попечителю) делать нельзя. И, наконец, как и раньше, без внимания не осталось производстве дел по опеке и попечительству. Мало того, определяющие его правила даже чисто технического характера были подняты на уровень закона.

Таким образом, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. имел свое лицо. Сохраняя прежние положения, он не просто их повторял, а уточнял и дополнял так, как того требовало время, сообразно тому видению правовой проблемы, которое сформировалось в те годы. Женщина теперь могла вступить в брак, будучи не только более зрелой физически, но и способной самостоятельно распоряжаться своими правами.

Общая характеристика содержания статей кодекса такова:

Ü Кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями;

Ü Режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности;

Ü Наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось);

Ü Был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет;

Ü Было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга;

Ü Из кодекса был исключен институт признания брака недействительным;

Ü Был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе;

Ü Был восстановлен институт усыновления;

Ü Было отменено правило об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне брака;

Ü Была усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае непримирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции. Текст нового семейного кодекса обсуждался трудящимися в течение целого года.

Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в сожительство, поскольку любое сожительство теперь считалось браком. В случае спора доказательствами наличия фактического брака, согласно ст. 12 Кодекса, являлись «факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и проч.

Нерешенным оставался вопрос о параллельном существовании нескольких фактических браков. В годы сталинского правления сохранившиеся элементы независимости семьи в очередной раз встали в противоречие со стратегией форсированной индустриализации.

По классификации, предложенной в свое время Г.М. Свердловым, отношение к браку в Советском Союзе можно поделить на два основных этапа. Первый этап охватил отрезок времени с 1918 по 1936 г.

Признание юридической силы за сожительством объяснялось тогда и объясняется сегодня необходимостью защиты интересов женщин (особенно из беднейших слоев населения), интересы которых обычно страдали от культивировавшегося при полной поддержке государства свободного отношения к заключению и расторжению брака. Так что эта мера была скорее всего попыткой остановить институт брака от дальнейшего распада.

В 1926 г. было введено общее владение супружеским имуществом, то брачный договор потерял смысл. Был восстановлен институт усыновления, и с этого года прочно утвердился в отечественном законодательстве как важнейшая форма воспитания в семье детей, лишенных родительского попечения.

Заключение.

История общества в те или иные периоды его развития, как мы убедились, свидетельствует, что браком, точнее сказать, союзом, влекущим правовые последствия и получающим общественную поддержку, могло считаться и простое, и оформленное в установленном государством или церковью порядке сожительство. Однако тенденция такова, что к настоящему времени практически во всех государствах действует общее правило: чтобы считаться браком и получить правовую защиту, сожительство должно пройти официальную процедуру признания чисто светского или религиозного характера.

Список литературы.

1)Андреев В.К. Метаморфозы права собственности в России и в СССР (1917-1992)// Государство и право, 1993, № 3.

2)11 Орлова Н. В. Правовое регулирование брака в СССР. М., 1971.

3)24 Бранденбургский Я. Н. Семейное, брачное и опекунское право РСФСР. М., 1927.

4)Аншелес И. И. Брак, семья и развод. М., 1925.

5)Генкин Д. М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. История советского гражданского права.

6)Антокольская М.А. Лекции по семейному праву, М. 1995.

7)Чегот Д.М. Брак, семья, закон (социально-правовые очерки). Л 1984.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

а) мог быть оформлен в любое время в загсе с указанием его начального срока;

б) признавался в случаях:

— совместного проживания мужчины и женщины;

— ведения общего хозяйства;

— совместного воспитания детей;

— выявления супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и иных документах;

2. Установил единый минимальный возраст вступающих в брак — 18 лет:

а) был повышен брачный возраст женщины с 16 до 18 лет;

б) право снижать брачный возраст женщины, но не более чем на 1 год, предоставлялось местным исполкомам в исключительных случаях.

3. Сохранил право супругов на расторжение брака как по обоюдному согласию, так и по одностороннему желанию одного из супругов:

а) разрешал регистрировать расторжение брака в органах загса без судебного решения;

б) допускал установление факта прекращения брака судом с обязательной регистрацией развода органами загса.

4. Гарантировал равноправие мужчины и женщины в семейных отношениях:

а) ввел норму, согласно которой имущество, нажитое супругами в течение брака, считается их общим имуществом;

б) при расторжении брака размер принадлежащей каждому супругу доли в случае спора решается судом;

в) раздел колхозного двора определялся нормами Земельного кодекса;

г) общая собственность супругов прекращалась с прекращением брака.

5. Предусматривал норму об ответственности супругов по обязательствам друг друга:

а) если долг был сделан в интересах семьи (при ведении общего хозяйства), взыскание обращалось на общее имущество супругов;

б) по личным обязательствам супруг отвечал своим раздельным имуществом и своей долей в общем имуществе супругов;

в) личным отдельным имуществом каждого из супругов считалось имущество, которое получено ими в порядке наследования или дарения (не поступало в состав общего имущества и не подлежало разделу).

а) предоставлял суду право принять решение об отобрании у родителей детей и передаче их органам опеки и попечительства в случаях:

— невыполнения родителями своих обязанностей;

— неправомерного осуществления родителями своих прав по отношению к детям;

— жестокого обращения с детьми;

б) подобное решение суда не освобождало родителей от обязанности по содержанию детей:

— сохраняли за собой право видеться с детьми;

— могли наследовать имущество детей;

— сохраняли право на материальную помощь от детей в старости либо в случаях острой нуждаемости.

7. Устанавливал возможность усыновления несовершеннолетних исключительно в их интересах:

а) производилось органами опеки и попечительства;

б) подлежало регистрации в загсе;

в) требовало соблюдения ряда условий:

— согласие на усыновление родителей ребенка, не лишенных родительских прав;

— обоюдное согласие супругов;

— согласие на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста;

г) ребенку разрешалось присваивать фамилию и отчество усыновителя;

д) усыновленные и усыновители в личных и имущественных правах и обязанностях приравнивались к родственникам по происхождению.

8. Определил права и обязанности опекунов и попечителей, порядок производства дел об опеке и попечительстве:

а) опека учреждалась:

— над несовершеннолетними до 14 лет;

— лицами, признанными в установленном порядке слабоумными или душевнобольными;

б) попечительство учреждалось:

— над несовершеннолетними от 14 до 18 лет;

— совершеннолетними, которые по своему физическому состоянию не могли самостоятельно защищать свои права;

в) опекунами и попечителями назначались:

— лица, выделенные общественными организациями (профсоюзами, комитетами крестьянской помощи и др.);

г) не признавалось право отказа лиц, назначаемых опекунами или попечителями; исключение составляли лица:

— достигшие 60-летнего возраста;

— не способные выполнять опекунские обязанности по болезни, физическому, имущественному положению или роду занятий.

Таким образом, новый кодекс внес новые нормы в ранее действующее законодательство.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСРбыл утвержден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей.

Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак — 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.

Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опекии попечительства.Подробно регламентировались права и обязанности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душевнобольными. Кодекс возобновлял действие института усыновления.

КЗоБСО еще более упростил процедуру расторжения брака. Теперь по делам о разводах исключалось судебное производство, заявление о прекращении брака подавалось в органы записи актов гражданского состояния. При подаче заявления одним из супругов второму немедленно высылалось извещение о расторжении брака и присвоении ему добрачной фамилии.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. действовал до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

30-е годы. Нормы семейного правав рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.

Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях — представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.

При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.

Годы Великой Отечественной войны.

В сфере семейного праваможно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.

Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

89. Подготовка и принятие Конституции СССР 1936 г.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основойСССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.

Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Глава Iрассматривала вопросы общественного устройства. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом согласно Конституции осуществляет рабочий класс как передовой класс.

В главе IIотражались принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция определяла перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.

В главах III — VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. — Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

В главе X Конституции СССРрассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации.

В Конституции СССР также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.

В главе XIбыли закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип независимости судей и подчинения их только закону, открытое разбирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XII Конституциибыла посвящена вопросам о гербе, флаге и столице СССР.

В главе XIIIустанавливался порядок изменения Конституции СССР. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

90. Советское уголовное законодательство во второй половине 1940-х – 1950-е гг.

Реферат. Семейное право России с 1926 по 1969 год.doc

Семейное право России с 1926 по 1969 год

Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года.

Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года:

- кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями;

- режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности;

- наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось);

- был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет;

- было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга;

- из кодекса был исключен институт признания брака недействительным;

- был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе;

- был восстановлен институт усыновления.

Основные изменения, внесенные названным указом в семейное законодательство, состояли в следующем:

- было отменено правило об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне брака;

- была усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае не примирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции.

Брачный возраст по кодексу 1927 г. был одинаковым для мужчин и женщин- 18 лет. Но для женщин он мог быть снижен - не более, чем на один год. Что касается безусловных запретов к браку, то они оставались прежними. То можно сказать относительно личных прав супругов.

Простота прекращения брака путём его расторжения отразилась в ст. 18, где сказано: “При жизни супругов брак может быть прекращен как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему желанию кого-либо из них”.

Права и обязанности лиц, состоящих в родстве, были регламентированы в специальном разделе кодекса, озаглавленном “о взаимоотношениях детей, родителей и других лиц, состоящих в родстве”. Здесь повторялись правила, касающиеся установления отцовства. Согласно ст. 28 кодекса в редакции того времени, матерям в целях защиты интересов ребенка предоставлялось право в период беременности и после его рождения подать заявление об отце ребенка в местный орган записей актов гражданского состояния по своему месту жительства с указанием имени, отчества, фамилии и местожительства отца ребенка. Орган записи актов гражданского состояния извещал его об этом. Если в течение одного месяца со дня извещения от него не поступало возражение, он записывался отцом. Но в течение одного года с момента извещения лицо, записанное в качестве отца, могло возбудить спор против матери ребенка о неправильности её заявления. Кроме того, с заявлением об установлении отцовства после рождения ребенка его мать имела право обратиться в суд. Если суд признавал, что отцом ребенка является лицо, указанное в заявлении, он выносил об этом постановление и налагал на отца обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка, а равно и его матери в течение ее беременности и шестимесячного срока после родов. Если же суд при рассмотрении вопроса об отцовстве устанавливал, что мать ребенка в период зачатия была в половых сношениях, кроме “указанного матерью в качестве отца ребенка, с другими лицами”, то суд выносил решение о признании одного из них отцом и возлагал на него все обязанности, предусмотренные кодексом.

К состоящим в родстве лицам, обладающим правами и обязанностями, кодекс 1927 г. относил, прежде всего, родителей. Но теперь их права осуществлялись исключительно в интересах детей (ст. 33).

Семейный Кодекс 1927 г. сохранял в принципе прежними правила относительно осуществления родительских прав и обязанностей. Но о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей уделялось значительно больше внимания. Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Так, согласно ст. 48 размер выдаваемого родителями на содержание ребенка определялся в зависимости от их материального положения.

Особое место Семейный Кодекс 1927 г. уделял имущественным правам и обязанностям опекунов и попечителей. Перечислению сделок, которые им разрешались заключать, сопутствовал перечень того, что опекуну (попечителю) делать нельзя. И, наконец, как и раньше, без внимания не осталось производство дел по опеке и попечительству, определяющие его правила даже чисто технического характера были подняты на уровень закона.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. сохранял прежние, он не просто их повторял, а уточнял и дополнял так, как того требовало время, сообразно тому видению правовой проблемы, которое сформировалось в те же годы. Женщина теперь могла вступить в брак, будучи не только более зрелой физически, но и способной самостоятельно распоряжаться своими правами, Ради охраны её имущественных интересов впервые признавались при определённых условиях так называемые фактические браки. Во главу решений всех семейно-правовых проблем были поставлены интересы ребенка.

Подобного рода нововведения были объяснимы. Естественно, их перечень казался тогда и исчерпывающим. Но обычно любой кодекс, в том числе и семейный, регулирует уже сложившиеся отношения, направляет их по заданному государством курсу и далеко не всегда и во всем может быть рассчитан на перспективу. Вместе с тем со временем стали обнаруживаться проблемы в законодательстве, несовершенство действующих норм, возникали различного рода проблемы в правоприменительной практике. Поэтому Семейный Кодекс 1927 г. начал претерпевать изменения. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиление уголовной ответственности за неплатежи алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах” в целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям был установлен личный вызов в органы записи актов гражданского состояния обоих разводящихся супругов с обязательной отметкой о разводе в их паспорте. Кроме того, была повышена оплата регистрации разводов.

В проекте нового Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. содержалось правило о признании регистрации брака факультативной, о признании правовой силы и за внебрачным сожительством.

И все же при обсуждении проекта 60 % собраний сельских жителей и часть городских высказались за сохранение обязательной регистрации брака. Ряд советских республик, например, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан, отказались от включения аналогичных правил в свое семейное законодательство.

Читайте также: