Какое имущество было общим у сородичей

Обновлено: 15.05.2024

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по истории Древнего мира 5 класс Волкова Вако

После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так появилось скотоводство.

Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

С возникновением земледелия и скотоводства изменились отношения в общинах. Племена, которые занимались земледелием, перешли к оседлому образу жизни, так как людям было необходимо возделывать землю и следить за урожаем. А племена скотоводов стали кочевниками – они передвигались с места на место на поисках пастбищ.

Стр. 33. Итоговые вопросы

№ 1. Представьте схему родо-племенного строя. Укажите, какие группы людей составляли основу родо-племенной организации общества. Кто руководил жизнью общины?

Важным достижением людей разумных стал их переход к жизни родовыми общинами. Родовая община состояла из нескольких семей одного рода. Род — это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Первобытные люди могли считать своим предком не только человека, но зверя и птицу. Род носил его имя, поклонялся ему.

Каждый род жил в общей пещере или в нескольких больших хижинах, стоявших рядом. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, воспитанием детей, шили одежду, готовили еду. Трудились все вместе, и имущество у людей было общим. Личными были только одежда и оружие. Принадлежа к одному роду, люди чувствовали своё един­ство, отличие от других родов. Много значила для людей взаимная помощь сородичей, помогавшая им выживать.

№ 2. Расскажите, как у людей появились домашние животные. Как их использовали?

После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Они служили источником мяса и молока. К началу IV тысячелетия до н.э. была одомашнена лошадь, которую стали использовать также для передвижения и в качестве тягловой силы. Перевозка грузов значительно облегчилась после изобретения колеса в IV тысячелетии до н.э. Вместе с колесом появились повозки. Благодаря этому перемещать грузы на большие расстояния стало быстрее и легче.

Самым первым приручённым животным стала собака. Дикие собаки следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Постепенно они стали жить рядом с людьми. Собаки помогали людям в охоте, охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками охотникам и пастухам. Также они охраняли жилища древних людей.

Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница и рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые они научились выращивать. Родиной ячменя, риса и чая является Азия, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.

Занятие земледелием требовало много сил. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. С помощью топора вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали его. Землю рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку. Сначала это были просто сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. Поэтому ученые назвали ранее земледелие мотыжным, а более позднее плужным.

Земледельцы стали оседлым населением. Не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где для этого были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

№ 4. Вы узнали, что освоение людьми земледелия и скотоводства означало переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. А какие новые материалы, предметы стали производить древние люди? Какие ремёсла у них возникли?

Кроме скотоводства и земледелия, люди изготовляли орудия труда, одежду, посуду из дерева, коры и других материалов, плели корзины, строили жилища, научились шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Тогда они стали намеренно обжигать глиняные изделия. Так был открыта керамика. Керамические сосуды украшали орнаментом, раскрашивали яркими красками. Со временем для обжига посуды придумали специальные печи.

Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.

Глиняную посуду поначалу лепили вручную, но затем стали использовать гончарный круг. Гончар обеспечивал соплеменников посудой. Ремесло, стало его основным занятием. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.

№ 5. Используя текст и иллюстрации параграфа, объясните, какое значение имело изобретение гончарного круга и ткацкого станка. Чем отличались изделия ремесленников от домашних поделок членов общины?

Глиняную посуду поначалу лепили вручную. Такую несложную работу умели делать многие. Каждый мог вылепить грубый глиняный горшок или изготовить какое-либо орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Гончар обеспечивал соплеменников посудой.

Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.

Создание вещей своими руками стало основным занятием ремесленников. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились оружейники, ювелиры, строители.

Рис. 1. ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 6 Древние земледельцы и скотоводы

Читайте также: