Каким образом пао газпром получило в собственность свой имущественный комплекс от государства

Обновлено: 05.05.2024

  Приватизация Газпрома

В газовый ряд с ваучерным рылом не пускают

24 января начался всероссийский чековый аукцион акций "Норильскгазпрома". Это далеко не самое крупное предприятие из входящих в состав РАО "Газпром", его уставный капитал чуть больше 936 млн рублей, но если кто-то хочет поучаствовать в приватизации газовой промышленности России, делать это надо немедленно. Похоже, больше никаких "газовых" акций в открытую продажу не поступит. Самая, быть может, процветающая часть красных директоров, газовые бароны, делиться не намерена. Общенародным достоянием — газовой промышленностью России — никакому народу завладеть не дадут. Ни сейчас, ни потом.

Уставный капитал РАО "Газпром" сформирован за счет 100% акций уставного капитала ряда НИИ, фирм, объединений, но это мелочи. Куда важнее то, что в состав "Газпрома" входят предприятия Единой системы газоснабжения (это предприятия по добыче и переработке газа: Уренгойгазпром, Надымгазпром, Ямбурггаздобыча, и т. д., по транспортировке газа: Лентрансгаз, Мострансгаз и ряд других, а также предприятия по разведке газовых месторождений: Приполярбургаз и Тюменбургаз). Впечатляет, не так ли? Но и это далеко не все. Самым лакомым куском "Газпрома", несомненно, является внешнеэкономическое объединение "Газэкспорт". В "Газпром" внесены контрольные (не менее 51%) пакеты акций дочерних предприятий: НИИ, промышленных предприятий, ассоциаций и объединений, строительно-монтажных предприятий, а также доли, принадлежавшие госконцерну "Газпром" в имуществе российских и зарубежных предприятий и иное имущество концерна.

Тот же указ президента задал распределение акций РАО "Газпром": 40% акций закрепляются на три года в федеральной собственности; 15% акций распределяется по закрытой подписке между работниками предприятий, входящих в состав общества всем своим капиталом (то есть перечисленных предприятий по разведке, добыче, переработке и транспортировке газа). По нашим сведениям, к настоящему времени акции "Газпрома" по
закрытой подписке уже приобрели свыше 300 тыс. человек.
Далее. Согласно указу, не менее 20% акций общества должно было быть продано гражданам России за приватизационные чеки. В то время такое заявление было просто революционным: ваучерная приватизация только начиналась, никаких актов, регламентирующих минимальное количество акций, продаваемых на чековом аукционе, не существовало в природе. Казалось бы, все прекрасно. Но уже 26 января 1993 года президент издал распоряжение, где более детально регламентировалось распределение акций "Газпрома", — и революционность полиняла.
В распоряжении сказано: "Разрешить РАО 'Газпром' приобрести до 1 июня 1993 года 10% акций Общества (то есть собственных акций. — Ъ) за приватизационные чеки по номинальной стоимости с последующим размещением их в течение года на рынке ценных бумаг с направлением выручки на освоение газоконденсатных месторождений п-ва Ямал и других перспективных месторождений". Изобретение уникально: общество по номинальной стоимости приобретает своих акций на 8,9 млрд рублей (в то время в "Газпроме" еще не были произведены "структурные изменения", однако потом они были произведены и "Газпром" купил своих акций по номиналу на сумму свыше 26 млрд рублей) — стоит ли говорить, какую выручку может принести их продажа по рыночной цене, если номинал акций соответствует ценам 1992 года?
Согласно тому же распоряжению, 5,2% акций РАО "Газпром" продается на чековом аукционе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. вы, наверное, догадались, кому? Разумеется, малочисленным народам Севера (ну еще и работникам бюджетных организаций, обеспечивающих освоение газоконденсатных месторождений). Простые подсчеты показывают, что даже если все население Ямало-Ненецкого округа принадлежит к перечисленным категориям, то на каждого жителя придется приблизительно по 75 акций "Газпрома". Если же учесть, что на самом деле народы Крайнего Севера и работники названных бюджетных (они же практически все приватизированы!) организаций составляют, по нашей оценке, лишь пятую часть населения Ямало-Ненецкого автономного округа, а рыночная цена акций "Газпрома" составит уж ник к не менее 10 номиналов, на каждого счастливца придется — в среднем! считая младенцев! — по 4 млн рублей.
Еще 28,7% акций передается населению других регионов, в которых размещены газодобывающие и газотранспортные предприятия РАО "Газпром" — пропорционально стоимости основных фондов объекта на соответствующей территории. Вот тут и следует пункт, перечеркивающий всю революционность исходного указа. Оказывается, что населению Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов, где обитает "Газпром", акции продаются на закрытых чековых аукционах. (Любопытно, что в то время не существовало никаких документов, регламентирующих проведение закрытых аукционов). Таким образом, формально все положения указа вроде бы соблюдены — населению продается даже не 20%, а целых 34,9% акций "Газпрома". И всего лишь одна загвоздочка: к населению-то относятся только "свои" — да дежурные "народы Севера", для придания этому денному грабежу видимости приличия.
(Внимательный читатель, наверное, заметил, что не распределены еще 1,1% акций "Газпрома". Так вот, они проданы за ваучеры акционерному обществу "Росгазификация".)
При чтении этих документов помимо риторических вопросов (А не жирно ли будет распределять такой лакомый кусочек по закрытой подписке? Неужели у "Газпрома" все так хорошо, что ему не нужны сторонние инвесторы?) возникают еще и вопросы технические, касающиеся вопросов проведения закрытых чековых аукционов вообще. Вот лишь один из них: как "Газпром" сможет законным образом застраховаться от того, что крупный инвестор подаст заявку на закрытый аукцион через подставное лицо, к оному аукциону допущенное? Ну, да они что-нибудь придумают. Возможно, и не вполне законное.

И на вторичный рынок тоже особенно не надейтесь
Итак, президент позаботился о том, чтобы при первичном размещении акции "Газпрома" достались лишь узкому кругу лиц. Но ведь сторонние инвесторы по идее могли бы скупить акции на вторичном рынке. В заборе, ограждающем газпромовское поместье от чужаков, могли появиться дыры. И тут на помощь президенту пришел премьер-министр: 17 февраля 1993 года вышло постановление Совмина за его подписью, которым было учреждено РАО "Газпром" и утвержден устав этого акционерного общества.
Устав написан сильной рукой. Со сторонними инвесторами обращаются в нем почти как с прокаженными. Правда, еще в президентском распоряжении были ограничения на покупку акций "Газпрома" одним физическим или юридическим лицом, включая иностранных инвесторов, и их аффилированными лицами, а также условия преимущественного приобретения обществом своих акций у их держателей. Но в уставе пошли дальше. И шире.
Обществу предоставлено право приобретать свои акции с условием их продажи в течение года, причем нераспроданные акции, находящиеся на балансе общества, не участвуют в управлении и по ним не выплачиваются дивиденды. Все это точно соответствовало бы законодательству, не будь незаметно обойден 10-процентный лимит на приобретение обществом своих акций. Да что говорить — в уставе предусмотрена возможность выпуска именных акций на предъявителя (устав явно писали люди, знакомые с фондовым рынком, предусмотрели же они возможность выпуска варрантов и конверсионных облигаций!) Минфин Газпрому не помеха. Ему вообще никто не помеха.
Концентрации акционерских голосов "Газпром" не хочет категорически. Согласно уставу, приобретение акций
общества его предприятиями и дочерними обществами, а также иными предприятиями и организациями, в имуществе которых доля указанных предприятий и обществ превышает 1%, а равно физическими и юридическими лицами, владеющими долей (акциями) указанных акционерных обществ в размере, превышающем 1% уставного капитала этих обществ, не допускается. Кроме того, "акции в количестве, обеспечивающем более 3% голосов общего максимального числа акционеров Общества, могут быть приобретены одним физическим или юридическим лицом, а также лицами, связанными с такими лицами или имеющими взаимные интересы (изумительный термин! — Ъ). только с предварительного письменного разрешения Правления Общества. Акции, приобретенные сверх установленных настоящим уставом пределов с нарушением предусмотренных им правил, не принимают участия в голосовании, не дают право на получение дивидендов и участие в распределении прибыли общества после его ликвидации". Кроме того, Российская Федерация как акционер обладает правом вето на регистрацию приобретения акций иностранным участником (физическим или юридическим лицом).
Но это все не самые любопытные пункты устава. Дальше так: ". физические и юридические лица, которые приобрели акции Общества, вправе реализовать их с соблюдением условий . (перечисляются вышеназванные ограничения. — Ъ) после того, как в письменной форме направят обществу предложение о приобретении акций. Общество вправе в течение одного месяца со дня получения предложения приобрести акции по цене, определяемой до создания рынка ценных бумаг на основе оценки стоимости акций по данным бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату. (Кстати говоря, очень неплохая цена. — Ъ) Неполучение акционером ответа от Общества в течение указанного срока приравнивается к отказу Общества от получения акций. Передача акций, совершенная с нарушением данного порядка, не подлежит регистрации в реестре акционеров общества, а соответствующая сделка признается недействительной". Видите, как мило: хочешь продать акцию — жди месяц, пока тебе дадут разрешение. Кроме того, из приведенного текста следует, что реестр акционеров "Газпрома" будет находиться в одном определенном месте, и никакой инвестиционный институт не получит право трансферт-агента. Как-то трудно поверить, что РАО "Газпром" намерено заботиться о поддержании ликвидности рынка своих акций.
Отметим особую пикантность случая, когда попытка продать акции происходит в преддверии закрытия реестра акционеров. Как известно, право на получение дивидендов имеет акционер, купивший акции не позднее чем за 30 дней до даты объявления дивидендов — то есть получатель дивидендов фактически будет определяться качеством услуг федеральной почты.
Немало сделано авторами устава для возможности манипулировать собранием акционеров. Акционеры общества могут осуществлять свои права через представителей, коими могут являться только другие акционеры или должностные лица общества. Своеобычны и процедуры проведения собраний. Так, заботливо затруднено внесение интересующих акционеров дополнительных пунктов в повестку собрания.
То есть даже если сторонний инвестор приобретет акции "Газпрома" (скупив их у работников предприятий или участников закрытых чековых аукционов), он столкнется с непростыми проблемами при формировании сколько-нибудь крупного пакета и попытках проведения своей политики на собраниях акционеров.

Кость ваучеровладельцам
Теперь, надеемся, понятно, почему эксперты Ъ советуют инвесторам, желающим приобрести "газовые" акций не на дискриминационных условиях, не мешкая принять участие в чековом аукционе АО "Норильскгазпром". Это предприятие находится в несколько привилегированном положении — согласно упоминавшемуся президентскому указу, "Норильскгазпром" и "Якутскгазпром" почему-то приватизируются на общих основаниях, по программе приватизации и 721-му указу.
Именно поэтому "Норильскгазпром", в отличие от прочих предприятий ТЭК, приватизировался по второму варианту льгот, то есть 51% его акций был распределен среди его работников. Однако 38% акций закреплено в федеральной собственности, и всего 6% выставлено на всероссийский чековый аукцион. Оставшиеся 5% акций распоряжением первого зампреда ГКИ Петра Мостового будут продаваться — вы, конечно, угадали — на закрытом чековом аукционе для народов Крайнего Севера. Наивный человек, начитавшись этих распоряжений, и вправду мог бы поверить, что малые северные народы будут владеть львиной долей акций нефтяного и газового комплекса России.
Итак, инвесторам подарили 6% акций одного, далеко не самого крупного предприятия, входящего в концерн "Газпром".
Что же касается другого предприятия — "Якутскгазпром", то поступление его акций в открытую продажу — дело более чем сомнительное. Ведь до сих пор акции крупных якутских предприятий ни разу не появлялись на чековых аукционах — вся приватизация в Якутии прошла практически по "четвертому" варианту льгот: акции были распределены между трудовыми коллективами и смежниками. Кроме того, по слухам, существует какое-то очень своеобразное соглашение о разделе собственности между Россией и республикой Саха. Похоже, что и "Якутскгазпром" Саха если и не приберет к рукам, то во всяком случае сумеет тихо продать на чековом аукционе "для своих".
У читателя может возникнуть вопрос: а не запоздала ли наша публикация на год? Ведь почти все документы, которые мы здесь упоминали, были приняты почти год назад. Каемся: до последнего момента мы надеялись на лучшее — на то, что апологеты ваучерной приватизации, как и в борьбе с нефтяниками, одержат верх. Надежды не оправдались: слишком мощные силы отстаивают продажу "Газпрома" среди узкого круга лиц. Госкомимуществу эти силы оказались совершенно не по зубам. По информации из ГКИ, совсем недавно состоялось очередное заседание Совета директоров РАО "Газпром", на котором в очередной раз был подтвержден описанный нами порядок приватизации предприятия.
Впрочем — не стоит отчаиваться. Ведь в "Газпроме" сосредоточено всего лишь 95% российской газодобычи. Может быть, в свободную ваучерную продажу обломится что-нибудь и из остальных пяти процентов.

  • оптовую цену на газ;
  • плату за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками;
  • тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительных организаций;
  • специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенная для финансирования программ газификации.

Каким образом оформляется изменение цены на газ в рамках договорных отношений?

При изменении регулируемой оптовой цены на газ внесение изменений в договор поставки газа не требуется, т.к. изменение цены происходит в силу издания ФАС России (уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен на газ) соответствующего нормативного акта.

Изменение оптовой цены, определенной в договоре поставки газа в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен (установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к договору поставки газа.

Предусмотрена ли ответственность за отклонение от планового объема поставки?

  • с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;
  • с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Договор, на условиях Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 333 заключается:

  • с конечными потребителями, впервые заключившими договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
  • с конечными потребителями, приобретающими газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Каким образом могут быть подтверждены полномочия лица на подписание договора поставки газа от имени юридического лица?

  • Если договор подписывается руководителем юридического лица — протокол или решение об избрании (назначении) руководителя.
  • Если договор подписывается лицом, не являющимся руководителем — доверенность и протокол или решение об избрании (назначении) руководителя.

Какими документами подтверждается право потребителя на газифицируемый объект, если объект недвижимости не сдан в эксплуатацию?

Если объект недвижимости не сдан в эксплуатацию, право Контрагента на газифицируемый объект можно подтвердить действующим разрешением на строительство.

На основании каких документов определяется плановый годовой объем газа для вновь заключаемых договоров?

Договор в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333 заключается:

  • конечными потребителями, впервые заключившим договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
  • с конечными потребителями, приобретающими газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Допускается ли неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца?

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором и п. 14 Правил поставки газа.

Покупатель выбирает в любые сутки поставки газ в объеме от минимального суточного объема, который составляет восемьдесят процентов (80%) от соответствующего суточного договорного объема, до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110%) от соответствующего суточного договорного объема.

Объем газа, выбранный Покупателем в сутки поставки, не должен превышать максимальный суточный объем.

Как избежать применения штрафных санкций за перебор газа в случае неравномерного потребления по суткам?

В соответствии с Правилами поставки газа и договором поставки, предусмотрена возможность оформления графика неравномерности потребления газа, заявка на согласование которого направляется в адрес Поставщика до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки.

Каким образом можно изменить плановый объем поставки газа по действующему договору?

В рамках действующего договора предусмотрено изменение объемов поставки газа по письменному запросу потребителя до начала месяца поставки (п. 2.7).

Какой порядок действий при газификации объектов газопотребления?

Куда обратиться за получением технических условий?

В соответствии с Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314, Покупатель должен получить технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в газораспределительной организации.

Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения — совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Где и как получить технические требования на узел измерения расхода газа.

Технические требования выдаются с целью информирования владельца УИРГ о требованиях, предъявляемых действующим законодательством в сфере газоснабжения РФ к УИРГ, облегчением задачи по выбору метода измерений, для предотвращения возможных дальнейших претензий при учете расхода газа и эксплуатации УИРГ, а также исключения необоснованных затрат Покупателя.

Необходимо ли устанавливать систему телеметрии (далее — СТМ) на узле измерения расхода газа?

Целью создания ЕИТП является повышение надежности работы Единой системы газоснабжения и возможность постоянного дистанционного контроля корректности учета объёма поставляемого газа.

Порядок согласования проектной документации, какие документы для этого необходимы?

Согласование проектной документации осуществляется на основании заявки (письма) Покупателя и направления оригинальных экземпляров проектной документации по адресу: Москва, пос. Газопровод, д. 103А.

В составе проектной документации в обязательном порядке должны быть предусмотрены следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • расчет выбора прибора учета расхода газа (счетчика газа).
  • расчет допускаемого значения потерь давления на счетчике газа;
  • расчет допускаемого значения потерь давления на фильтре газа;
  • схема узла измерений (с указанием длин прямых участков счетчика);
  • аксонометрическая схема (внутреннее газоснабжение);
  • схема газоснабжения предприятия;
  • система телеметрии;
  • резервное топливо (если предусмотрено проектом).

Обязательно должна быть отражена информация о типах и диапазонах датчиков давления, температуры и средствах измерения перепада давления на счетчике и на фильтре.

Проектная документация должна соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.

Для чего необходима своевременная поверка приборов учета газа?

В соответствии с требованиями действующего законодательства все средства измерений, применяющиеся в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны быть поверены (Федеральный закон об обеспечении единства измерений ФЗ № 102).

Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений несут организации, которым принадлежат данные средства измерений (п.25 Правил поставки газа).

Данные виды работ проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Какие действия предусмотрены со стороны Потребителя при монтаже/демонтаже приборов учета газа в связи с его поверкой, заменой или ремонтом?

Согласование с Поставщиком замены/установки измерительного и газоиспользующего оборудования предусмотрена договором/контрактом поставки газа, а также для обеспечения достоверного учета поставленного Покупателю газа.

Для чего необходимо проводить реконструкцию узла измерений газа (в случае если у Потребителя установлен только счетчик газа).

Правила учета газа, утверждённые приказом Минэнерго РФ № 961 от 30.12.2013г. (далее — Правила), определяют требования к учету газа для всех категорий потребителей.

Кроме того, пунктом 1.2 Правил определено, что при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением.

Таким образом, для получения достоверных результатов измерений объема природного газа при стандартных условиях в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений наличие счетчика газа, измеряющего объем при рабочих условиях, недостаточно. В состав узла измерений должны входить средства измерений утвержденного типа объема (расхода) газа, температуры, давления (кроме метода Т-пересчет) и средства обработки результатов измерений.

Для чего необходим акт на соответствие требованиям аттестованной методике выполнения измерений узла измерений расхода газа.

Подтверждением проведения мероприятий по проверке соответствия узла измерений требованиям аттестованной методике выполнения измерений является документ (акт), оформленный соответствующей организацией, аккредитованной на право проведения данных вид работ.

В заключении данного документа указывается на возможность применения для коммерческого учета узла измерений расхода газа.

Соответственно при проведении взаиморасчетов между Поставщиком и Покупателем газа должен применяться узел измерений, соответствующий требованиям действующего законодательства РФ.

В настоящее время основными типовыми методиками выполнения измерений являются:

Также действующим законодательством предусмотрено право оформления для узла измерений индивидуальной методики измерений, аттестованной в установленном порядке.

Какой порядок приемки узла измерений расхода газа в коммерческую эксплуатацию и какие документы для этого необходимо предоставить?

Перечень документов, необходимых для приемки прибора учета газа:

Порядок проведения приемки узла измерений расхода газа.

В случае выявления замечаний оформляется акт-предписание с указанием выявленных несоответствий и нарушений.

Услуга по приемке узла измерений расхода газа в коммерческую эксплуатацию является безвозмездной.

Напишите нам ваш вопрос

Если вы не находите ответа на ваш вопрос, заполните форму обратной связи. Укажите актуальный номер телефона и электронную почту, на которую вам будет удобно получить квалифицированный ответ.

Читайте также: