Как заключить договор аренды земельного участка с росимуществом

Обновлено: 06.05.2024

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

Подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Заключение договора купли‑продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Прием заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов в случае, если предстоит образовать или осуществить уточнение его границ через МФЦ не осуществляется. Обращаться непосредственно в МТУ Росимущества по СПб и ЛО по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая д. 2/6, лит. А.


Полное наименование:

Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Подписанный проект договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах.
  2. Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
  3. Решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Срок предоставления

Не более 30 календарных дней со дня поступления заявления + 6 рабочих дней на доставку документов.

Стоимость

Заявители

  1. Физические лица.
  2. Юридические лица.
  3. Индивидуальные предприниматели.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • в случае, когда полномочия собственника земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти;
  • наличие вступивших в законную силу судебных актов, налагающих меры по обеспечению иска в отношении указанного в заявлении земельного участка (наложение ареста на земельный участок или запрет на распоряжение таким земельным участком);
  • уполномоченным органом принимается решение об отказе в предоставлении государственной услуги в случае несоответствия направляемых документов п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • заявление подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Приостановление предоставляемой государственной услуги не осуществляется.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
  2. Документ, подтверждающий личность заявителя.
  3. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
  5. Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (может быть представлен как один, так и несколько документов). Полный перечень см. здесь.
  6. Документы, предоставляемые в соответствии с приказом Росреестра от 02.09.2020 №П/0321, см. здесь.
  7. Подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

Основания для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Аренда земельных участков: регистрация договоров

Аренда земельных участков: регистрация договоров

Об особенностях государственной регистрации договоров аренды земельных участков рассказывает главный специалист-эксперт, государственный регистратор Дмитриевского межрайонного отдела Управления Росреестра по Курской области В.Т. Мальцева.

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок или его часть за плату во временное владение, арендатор обязуется выплачивать арендную плату, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, разрешенным использованием и соблюдать требования градостроительных регламентов и других правил, нормативов.

Арендодателями могут быть только собственники и лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду При сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодателями выступают уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок один год и более, составленные в простой письменной форме подлежат обязательной государственной регистрации. При этом государственная регистрация таких договоров является завершающей стадией оформления прав на землю. Именно с момента государственной регистрации договор считается заключенным.

В настоящее время становится распространенным договор аренды участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Обязательным условием для проведения государственной регистрации такого договора является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление таких земельных участков в собственность или в аренду осуществляется путем продажи или заключение договоров земельных участков на аукционе. При проведении аукциона выявляется покупатель, который может предложить наиболее высокую цену. Только в случае, если аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в нем участвовали менее двух участников, договор может быть заключен по начальной цене аукциона с единственным его участником.

Предоставление участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении такого участка, поданного в орган местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться такими участками (на территории района заявление предоставляется а администрацию района).

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина орган местного самоуправления может принять одно из следующих решений:

1.О проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды.

На основании решения о проведении аукциона не менее чем за 30 дней публикуется извещение о проведении такого аукциона (в районной газете или в сети Интернет).

По результатам аукциона победитель и организатор подписывают протокол. Данный протокол является основанием для заключения договора аренды и его государственной регистрации.

После получения двух экземпляров договоров аренды следует зарегистрировать договор в Управлении Росреестра по Курской области

С заявлением о государственной регистрацией может обратиться одна из сторон договора, предоставляя следующие документы для проведения регистрации: документ об оплате госпошлины; документ, удостоверяющий личность физического лица; решение органа местного самоуправления о предоставлений земельного участка в аренду, протокол о результатах аукциона по продажи права на заключение договора аренды участка; опубликование в установленном порядке извещения органа власти о проведении аукциона; договор аренды земельного участка; передаточный акт или акт приема-передачи участка; кадастровый паспорт земельного участка.

Как получить федеральные земельные участки в аренду?

Правовой статус владельца земельного надела определяет собственность на данную территорию. Он является основанием для выделения видов правоспособности земельного массива и его составляющих частей. Сегодня мы поговорим о публичной форме собственности земельных наделов, о земельных участках, находящихся в федеральной собственности, правах собственности на землевладения и формах такой собственности.

Год Интересные цифры
В 2017 Проведено 240 торгов
В 2017-2019 Ожидается 5,6 млрд рублей в бюджет
В 2017-2019 Программа приватизации 2014-2016 продолжается
По 5 мая 2017 В бюджет поступило 4 млрд рублей

Содержание

Существует несколько видов государственной собственности:

  • Федеральный;
  • Отдельного субъекта;
  • Муниципальный.

Существует несколько признаков для зонирования местности, помимо территориального. Федеральной собственностью считают землевладения, занимающие государственную территорию, без нарушения государственных границ. Массивы, переданные в распоряжение отдельных субъектов и муниципалитетов, могут занимать единое географическое пространство. Образуя единый ландшафт, они выполняют совершенно разные функции.

Имея представление о формах и видах права собственности, рассмотрим более конкретные понятия.

Субъекты регионов вступают в непосредственное взаимодействие с представителями федеральной власти. На них возложено исполнение тех решений, которые были приняты в рамках земельного законодательства. В пределах их ведения всегда сохраняются неотчуждаемые территории и земельные наделы, необходимые для решения тех или иных государственных задач.

Если муниципалитет принимает формат публичного образования регионального уровня, то он получает полномочия на самостоятельное распоряжения переданными в его ведение массивами земли. Данная норма зафиксирована также на законодательном уровне.
Землевладения, которые могут быть переданы гражданам, находятся у муниципалитетов в ответственном распоряжении. В большинстве случаев такое распоряжение осуществляется специально созданной комиссией, а решение о дальнейшей судьбе территорий принимается на публичном слушании. Организация публичных слушаний должна отвечать положениям действующих административных регламентов.
В полномочия муниципалитета входит распоряжение любыми правами на земельные массивы, имеющими публичный характер. Под публичным характером понимают назначение права, связанное с реализацией интересов граждан. Законодательством ограничены так называемые нормативы правоспособности. Они необходимы, чтобы не допустить превышения полномочий при принятии решений представителями муниципалитета. Муниципалитеты распоряжаются государственными землями, руководствуясь принятыми на административном уровне актами и нормативами.

Особенности предоставления землевладений, переданных в федеральную собственность

Территории, находящиеся в федеральном ведении, за исключением муниципальных земель, могут быть предоставлены населению на безвозмездной основе на основании соответствующего заявления.

  1. Принадлежащие к межселенной местности тех или иных муниципальных районов землевладения должны быть направлены в ведение тем населенных пунктам, к которым принадлежат. О принадлежности участков к тем или иным массивам судят по утвержденным ранее генпланам населенных пунктов, правилам использования земель и застройки местности;
  2. Находящиеся на межселенной местности муниципальных районов земли поступают в ведение самих муниципальных районов, разработавших и утвердивших схемы планирования местности;
  3. Участки, отведенные под создание объектов регионального формата, поступают в распоряжение отдельных субъектов государства. О целевых назначениях земель судят по утвержденной документации планирования местности, проектам выполненного межевание земельных границ и планировки указанных массивов земли;
  4. В распоряжение субъектов РФ попадают все землевладения, которые расположены на их территориях. В данном случае речь идет о населенных пунктах федерального значения, столицах регионов.

Существуют ограничения, касающиеся передачи землевладений представителям субъектов и муниципалитетов:

  1. Земля не сможет стать собственностью федерального органа, имеющего отношение к исполнительной власти, или созданных на территории РФ некоммерческих предприятий, если на ней в данный момент присутствуют какие-либо постройки. Данные положения распространяются на федеральные предприятия и учреждения всех уровней;
  2. Ограничения законодательством наложены и на земельные наделы, являющиеся частью особых экономических зон, особо охраняемых массивов природных территорий или лесного фонда;
  3. Недопустима передача территорий, которые были зарезервированы для выполнения тех или иных государственных нужд;
  4. Недопустимо изменение владельца для тех территорий, где ранее уже были созданы постройки федерального значения. В данную группу попадают и землевладения, предназначением которых считают создание подобных объектов, согласно положениям документации в отношении планирования земельных массивов;
  5. Не допускается передача землевладения, отведенного под создание объектов регионального формата. О принадлежности участка к данной группе судят по документам, посвященным территориальному планированию и бланкам, связанным с планировкой указанной местности. В качестве исключения выступают ситуации, когда имеет место подача заявления на передачу территории в собственность конкретному субъекту страны;
  6. Сохраняют свой статус и землевладения, управляют и распоряжаются коими представители субъектов РФ;
  7. Аналогичные положения распространяются на массивы земель, в отношении которых уполномоченным органом, созданным для оказания посильного содействия становлению жилищного строительства и образованным в рамках законодательных норм, вынес предписание о необходимости делегирования полномочий по использованию и владению земельными наделами ответственным представителям отечественных субъектов. Это допустимо, если данное решение не противоречит положениям федерального законодательства, направленного на становление строительства жилых объектов. О целесообразности делегирования данных полномочий можно говорить лишь при соблюдении определенных условий, отраженных в действующем законодательстве;
  8. Невозможна передача массивов территорий, которые к моменту подготовки заявки на безвозмездную передачу уже были включены уполномоченными органами в перечень землевладений и успели поступить в распоряжение Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Аналогичные нормы сохраняют актуальность для участков, по которым были заявлены ходатайства в рамках данного законодательства и применяются меры по формированию предложений в рамках законодательной статьи, но еще не утверждено окончательное решение;
  9. Сохраняют свою подведомственность и землевладения, отведенные под создание построек в рамках инвестиционных программ и программ государственного масштаба;
  10. Массивы территорий, по которым произошло согласование последующей передачи участка с представителями органов исполнительной власти федерального масштаба. Аналогичные требования распространяются на землевладения, выставленные на аукцион с размещением соответствующей информации на официальном ресурсе и последующей передачей объекта победителю аукциона на основании заключенного с ним арендного договора;
  11. Территории, переданные в ведение "Российским автомобильным дорогам" на ограниченный и неограниченный периоды;

Землевладения, отведенные под размещение железнодорожных станций и вокзалов, а также под размещение объектов ж/д транспорта федерального значения, ограничиваемых в обороте;

По отношению к некоторым участкам, являющихся федеральной собственностью, применяют отдельные федеральные законы, если они устанавливают отличные от стандартных основания и последовательность передачи земель.

Пример аренды землевладения, являющегося федеральной собственностью

person-GKKI.jpg

Некий гражданин планирует приобрести земельный надел, чтобы возвести на его территории жилищный комплекс. Наш герой совершает визит к представителям местного муниципалитета и заполняет должным образом бланк соответствующего заявления. Приняв заявление, представители муниципалитета направляют гражданину предложение принять участие в предстоящем аукционе. Главная цель подобного аукциона — предоставить лицу права на заключение договора аренды территории, являющейся федеральной собственностью.

Возможности организации подобных аукционов описаны в ФЗ №161, посвященном мерам содействия развитию российского жилищного строительства, в редакции 2008 года. Данный закон возлагает все организационные вопросы в отношении данной процедуры на плечи представителей государственного жилищного фонда. Это касается и участков, на которых запланировано возведение жилья эконом-сегмента.

Став участником аукциона, наш герой смог приобрести некое число квадратных метров, достаточных для обустройства на них жилищного комплекса. Тендер был выигран, что обязывает представителей муниципального органа направлять соответствующее заявление в федеральное подразделение Росимущества. В заявлении содержится предложение о предоставлении земельного надела победителю аукциона. На формирование официального ответа у государственного органа существует 30 дней, после чего наш гражданин получает документ. Этот документ указывает на право победителя аукциона приступать к подготовительным процедурам, предшествующим возведению объектов.

Заключение

Федеральной земельной собственностью считают территории, на которые не имеют прав граждане и организации. Перечень подобных территорий утверждает ЗК РФ и иные законодательные акты, указы и постановления, созданные на его базе. Федеральной собственностью являются земельные наделы, на которых дислоцируются:

Суд также пояснил, что уведомление об изменении рыночной стоимости арендной платы за шесть дней до истечения срока действия отчета об оценке земельного участка само по себе не является злоупотреблением правом


Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-13353 по спору о взыскании региональным управлением Росимущества задолженности с арендатора, возникшей из-за увеличения платы за землю вследствие оценки земельного участка.

Стоимость аренды выросла в более чем в 22 раза на основании отчета оценщика

Новый размер годовой арендной платы за участок составил более 1,4 млн руб. Данный показатель был определен на основе отчета профессионального оценщика. Впоследствии арендатор возвел на арендованном земельном участке объект недвижимости и зарегистрировал на него право собственности.

Спустя год арендодатель направил в адрес контрагента претензию с требованием уплатить долг по арендной плате в размере, указанном в прошлогоднем уведомлении. Впоследствии Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с арендатора задолженности по арендной плате на сумму свыше 32,5 млн руб.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска со ссылкой на п. 5.3 договора, согласно которому изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору. Суд первой инстанции счел, что истец не доказал заключение сторонами соглашения об изменении размера арендной платы. Он также отметил, что истец не пытался добиться в судебном порядке изменений условий договора. В свою очередь, апелляция отметила, что действия арендодателя по направлению уведомления об изменении рыночной стоимости арендной платы за 6 дней до истечения шестимесячного срока с даты составления отчета об оценке, являются злоупотреблением правом со стороны истца и самостоятельным основанием для отказа в иске. Суд округа согласился с выводами нижестоящих инстанций.

ВС не согласился с выводами о злоупотреблении правом

В кассационной жалобе в Верховный Суд РФ Управление Росимущества сослалось на нарушение нижестоящими судами норм материального и процессуального права.

После изучения материалов дела № А41-71074/2018 высшая судебная инстанция напомнила, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности РФ, устанавливаются российским правительством. Правительство также устанавливает порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.

Так, Постановлением Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 г. были утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ. Проанализировав документ, Верховный Суд заключил, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за федеральные земельные участки ее изменение может производиться в том числе в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка.

Со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 Суд отметил, что к договору аренды земельных участков государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу ЗК РФ (п. 3 ст. 65 которого предусматривает необходимость госрегулирования размера арендной платы), применяется порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.

Как пояснил ВС РФ, в рассматриваемом деле спорный договор был заключен обществом после введения в действие Земельного кодекса РФ не по результатам торгов. Следовательно, арендная плата по договору, определенная на основании рыночной стоимости права аренды, является регулируемой и может меняться в связи с изменением рыночной стоимости права аренды. Таким образом, действия арендодателя по направлению арендатору уведомления об изменении арендной платы в связи с изменением ее рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от 20 декабря 2016 г., только 31 мая 2017 г. не могут быть квалифицированы как содержащие признаки злоупотребления правом. Ведь перерасчет арендной платы в связи с изменением ее рыночной стоимости был произведен арендодателем с даты направления уведомления, а не за прошедший период.

В связи с этим Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Арбитражному суду, в частности, нужно будет исследовать обстоятельства для определения размера арендной платы за указанный в иске период, а также проверить довод ответчика о нарушении законодательства об оценочной деятельности при изготовлении отчета об оценке от 20 декабря 2016 г.

Комментируя выводы Верховного Суда, адвокат АП г. Москвы Михаил Красильников отметил, что тот справедливо указал, что отчет оценщика в рассматриваемом деле является одним из видов доказательств, и в случае несогласия с ним ответчик был вправе потребовать проведения экспертизы в судебном порядке – то есть это вопрос состязательности сторон.

Читайте также: