Как выкупить землю у государства в собственность в 2021 году в казахстане

Обновлено: 03.05.2024

Мужчина держит в руках модель дома

Каждый гражданин Казахстана имеет возможность получить в личное пользование 10 соток земли бесплатно.

Участок выдается под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и переходит в личное владение получателя как частная собственность.

При этом не имеет значения, есть ли у казахстанца в имуществе другое жилье или земельные участки. Об этом сообщает портал Электронного правительства.

Как получить 10 соток земли

Казахстанцы, желающие получить земельные участки, могут обратиться с соответствующим заявлением в местные акиматы.

То есть можно написать заявление в местные исполнительные органы:

  • городов республиканского значения и столицы,
  • городов областного значения,
  • городов районного значения,
  • поселков или аулов (сел).

Все зависит от места проживания.

Люди подписывают жилищный договор

Также вместе с заявлением казахстанцы должны предоставить удостоверение личности и его копию.

В тексте заявления подробно указываются цель получения участка (ИЖС), площадь и расположение.

При этом нужно обозначить и другой свободный земельный участок, который может устроить заявителя в качестве альтернативного варианта.

Следует отметить, что рассматривается заявление в течение двух месяцев. В результате заявитель становится в очередь на получение земли.

Расходы при получении участка

Как только наступит очередь, нужно оформить следующие документы:

  • право временного пользования, или аренды – через местный акимат,
  • идентификационные данные об участке и его границах (техпаспорт).

При этом получатель участка будет сам оплачивать работы по подготовке актов и устройству земли.

Как только документы будут готовы, необходимо начать строительство жилья.

Все дело в том, что казахстанцам дается полгода с момента получения акта на землепользование.

За этот срок нужно потсроить жилье и оформить подписание акта о вводе собственного жилого дома в эксплуатацию. Только с этого момента земля переходит из аренды в частное владение.

Следует помнить, что если за полгода не удается построить жилье, то аренду можно продлить на срок до 1 года в местном акимате.

Пара обсуждает перепланировку квартиры

Иллюстративное фото: Freepik / pressfoto

Когда дом будет построен и сдан в эксплуатацию, нужно оформить частную собственность на земельный участок. Для этого потребуются:

  • заявление,
  • удостоверение личности с копией,
  • акт приемки в эксплуатацию построенного дома,
  • идентификационный документ на полученный участок.

В течение 7 рабочих дней будет рассмотрено заявление. Далее потребуется только оформить регистрацию прав на недвижимость.

В итоге казахстанцы становятся полноправными владельцами земли с площадью 10 соток.

Важно! Государство может отобрать земельный участок, если в течение трех лет не будет идти стройки и не будет построено жилье, согласно 92 статье Земельного кодекса.

При этом также придется заплатить государству за причиненный ущерб, если среди неисполнения сроков не было причин, связанных с неопреодолимыми обстоятельствами.

Срок на пострйоку дома может оказаться больше, если это предусмотрено проектно-сметной документацией.

Также, если выделенный казахстанцу участок не имел соответствующей инфраструктуры (коммунальной), то срок на постройку жилья будет отсчитываться с момента обеспечения инженерой инфраструктуры.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Земельный кодекс Казахстана – мина, которая может взорваться в 2021 году?

За последний месяц уже несколько депутатов казпарламента заявили о проблемах в существующем в стране земельном законодательстве. На слуху и махинации с земельными участками в разных городах Казахстана, и подходящий в декабре 2021г. срок окончания моратория на передачу земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность казахстанцам и на применение норм их аренды иностранцам.

Анализ правоприменительной практики показывает, что конфликтных моментов в Земельном кодексе очень много. Однако комиссия по земельной реформе, работавшая в 2016 году, возможно, не особо вникала во все проблемы и ограничилась несколькими направлениями.

Косметические правки

Помимо моратория комиссия утвердила план из десяти пунктов, которые затем ушли на рассмотрение парламенту:

· Сохранение института аренды земель сельхозназначения для резидентов Казахстана на 49 лет. Одновременно предполагалось усиление контроля рационального использования этих ресурсов.

· Было предложено предусмотреть отдельную и детальную регламентацию порядка предоставления сельхозземель в Земельном кодексе; для обеспечения прозрачности конкурсов по предоставлению сельхозземель включить в состав конкурсной комиссии представителей общественных советов и объединений. А кроме того – разработать правила проведения конкурсов, устанавливающих конкретный порядок действий акиматов по предоставлению сельхозземель.

· Также решено установить предельные (максимальные) размеры сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам.

· Важное, но, возможно опоздавшее предложение – определить площади пастбищ и сенокосов вокруг населенных пунктов для удовлетворения нужд населения и отнести их к категории госнужд.

· По причине миллионной очереди за положенными каждому казахстанцу десятью сотками дать акиматам право преимущество выкупа земель для этих нужд.

· Министерству сельского хозяйства предложено организовать работу по расширению действия моратория на нормы предоставления сельхозземель совместным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю иностранного капитала.

· Также Минсельхозу рекомендовано продолжить деятельность по совершенствованию земельного законодательства.

· И, наконец, в комиссии речь шла об инвентаризации, создании земельного фонда.

Большая часть этих предложений была одобрена президентом Нурсултаном Назарбаевым и узаконена как поправки к Земельному кодексу в мае 2018 г.

Еще одна уловка

Государство не оставляло попыток вернуться к легитимизации иностранного владения земельными участками, либо правом на землепользование.

В январе 2017 года президент Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой законодательно перераспределить полномочия ветвей власти.

После этого в Конституцию страны внесли положения о подотчетности правительства разделили между президентом и парламентом. Под шумок в Основной закон хотели внести и изменения, касающиеся расширения прав нерезидентов на владение любым имуществом.

Однако это породило всплеск протестов тех, кто подозревал, что опять-таки казахстанскую землю хотят продавать иностранцам. В результате крамольный пункт не узаконили. В силу приоритета Конституции это положение, возможно, могло, что называется, бить козырем любые запреты для иностранцев, прописанные в Земельном кодексе.

Сам Земельный кодекс был принят в 2003 г. парламентом без голосования, что означало, что нижняя палата против его принятия. И это понятно – проект шел в спешке, парламентарии предложили к нему сотни поправок (почти 700), многие из которых были проигнорированы.

В результате спустя несколько лет в большинстве регионов сложились масштабные конгломераты латифундистов. Несмотря на запрет в кодексе, наблюдались проявления скрытой субаренды. Повсеместны факты захвата, неподконтрольного распределения и неиспользования земель.

Покойный мэтр казахстанской журналистики Владимир Катков описывал многочисленные случаи, когда бывшие владельцы наделов становились классическими батраками у земельных капиталистов. Тысячами бывшие жители сельской местности покидали села, поскольку выкупленные земли оказались в активе у хозяев из Алматы и Астаны (сегодня Нур-Султан). А нужны так сказать про запас.

В период подготовки к утверждению закона о моратории юрист Сакен Айсин провел анализ земельного законодательства и сделал неутешительные выводы. В частности, он отмечает использование земель не по назначению, а также коррупционный фактор – ответственные за предоставление участков органы имеют возможность менять целевое назначение, выводить их в запас и предоставлять затем для любых целей.

Также неурегулированным оставался вопрос с рыночным выведением земель в оборот.

Мнение эксперта

Земельный вопрос с начала 2021 года стал темой номер один в обсуждениях агробизнеса, депутатов и чиновников. В частности, с марта начала работу Комиссия по земельной реформе, цель которой - найти оптимальные подходы к наиболее эффективному использованию сельхозугодий, обезопасив государство от потери земель.

У озвученных подходов есть как сторонники, так и противники, поэтому дискуссии продолжаются. Своим мнением с порталом ElDala.kz поделился Алмасбек Садырбаев, председатель национальной ассоциации овцеводов Shopan-ata, также являющийся членом комиссии.


- Решение запретить иностранцам аренду и частную собственность сельхозземель исходит из опасений, что землю в Казахстане могут массово скупить иностранные граждане, - рассказал Алмасбек Садырбаев (на фото). - Поскольку наша страна находится между двумя большими империями (Россия и Китай), такие опасения небеспочвенны. Поэтому Президент и подписал данный законопроект. Он уже прошёл Мажилис, и, думаю, Сенат также без проблем пройдёт. Считаю, что это правильная позиция, обеспечивающая безопасность государства.

Конечно, возникает вопрос - может ли запрет обернуться какими-то негативными последствиями для сельскохозяйственной отрасли Казахстана? Не лишится ли страна инвестиций, которые иностранцы могли внести в нашу экономику?

И тут Алмасбек Садырбаев разделяет вопросы аренды и частной собственности. Если запрет на продажу земли иностранцам однозначно никак не повлияет на инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, то вот в случае с арендой все не так однозначно. Действительно, запрет для иностранцев работать на сельхозземлях может привести к оттоку инвестиций. Хотя вопросы обеспечения государственной безопасности весь возможный негатив перевешивают.

- Сам министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров докладывал, что в Казахстане сейчас около 100 тыс. гектаров земли находятся именно в аренде у иностранцев, - отметил А. Садырбаев. - Поэтому риски, конечно, есть. Но что поделать, придётся с этим как-то мириться, искать какие-то решения, поскольку безопасность страны - это тоже очень важный вопрос.

Тут стоит отметить, что те земельные участки, которые уже были выданы в аренду иностранным гражданам до 1 июля 2016 года, не будут у них изыматься. Право аренды будет действовать до окончания оговоренного срока, но продлению эти договоры подлежать уже не будут.


Не менее обсуждаемый вопрос - срок аренды сельхозугодий гражданами Казахстана. Тут тоже много мнений - одни предлагают делать его длительным, для уверенности фермеров в завтрашнем дне. Другие озабочены эффективностью землепользователей и предлагают увязать срок аренды с тем, насколько высока отдача с гектара.

- Срок аренды в самом худшем случае должен быть до 98 лет, - сказал Алмасбек Садырбаев. - Это подразумевает, что она будет передаваться из поколения в поколение. Такое практикуется только в Израиле, поскольку только там существует аренда земли. В остальном цивилизованном мире сельскохозяйственные земли находятся в частной собственности.

А вот насчёт возможности передавать арендные земли по наследству эксперт высказался резко против:

- Это будет ужасно, если крупный латифундист, владеющий 50-100 тыс. га арендованной земли, сможет просто передавать её по наследству, - пояснил Алмасбек Садырбаев. - И это будет нескончаемо, от такого подхода граждане Казахстана могут многое потерять. Поэтому лучше частная собственность, но в ограниченном количестве. Это очень серьёзный момент, аренду я не приветствую, пусть она будет иметь место, но частная собственность предпочтительнее. Если введут институт частной собственности, то сроки аренды можно будет сокращать.


Также эксперт объяснил, почему именно частная собственность на землю нужна нашей стране и как избежать негативных последствий в виде захвата земель латифундистами, а также других негативных моментов.

- Конечно, частная собственность на землю нужна, это мировой опыт! - уверен Алмасбек Садырбаев. - Сегодня всего четыре страны в мире не имеют рынка земли и частной собственности на землю: это Северная Корея, Республика Конго, Таджикистан и Беларусь. В остальном мире частная собственность существует. Конечно, нужно страховаться, чтобы это не привело к тому, чтобы кто-то захватывал в собственные владения огромные площади. Необходимо принимать ограничительные меры. В предложенном мною проекте указано, что 500 га - это верхний потолок, больше в одни руки передавать нельзя. Также нельзя передавать землю в частную собственность юридическим лицам. Земля должна принадлежать гражданам Казахстана, физическим лицам. То есть, один ИНН - и на него максимум 500 га, и больше ни сотки. Только так можно обезопаситься, чтобы в руки латифундистов не ушли огромные площади земли. Тот же самый латифундист может открыть десятки и даже сотни предприятий и по 500 га оформить на них множество участков. И получится, что в его реальном владении будет и 50 и 100 тыс. га.

Немаловажен и вопрос о том, какое количество земель фермеры смогут получить в арендное пользование.

- Думаю, что эта цифра не должна превышать 5000 га, - считает Алмасбек Садырбаев. - А может быть, даже сократить до 3000 га. Земли, выделяемые под пашни, достаточно до 3000 га. А там, где пасётся скот, можно до 5000-7000 га в одни руки, не более.

Какие же меры сегодня нужно принять для того, чтобы земли, выделяемые в аренду, максимально эффективно использовались?

- Эффективность использования земли сегодня должно мониторить само общество, - убеждён Алмасбек Садырбаев. - Это нужно делать через космомониторинг, через всеобщую цифровизацию. Все данные по земле должны быть открытыми. Та самая инспекция не должна находиться под влиянием региональных акиматов. Её должен напрямую контролировать Земельный комитет Республики Казахстан. Тогда инспекция будет независимой от местных акимов. Эту инспекцию нужно выводить на новый уровень, цифровизировать, делать открытый доступ, чтобы любой интересующийся человек мог проверить любого другого человека, какие земли у него есть, сколько гектаров, как они используются, какую отдачу дают.

Мнение эксперта

Мужчина держит в руках модель дома

Каждый гражданин Казахстана имеет возможность получить в личное пользование 10 соток земли бесплатно.

Участок выдается под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и переходит в личное владение получателя как частная собственность.

При этом не имеет значения, есть ли у казахстанца в имуществе другое жилье или земельные участки. Об этом сообщает портал Электронного правительства.

Как получить 10 соток земли

Казахстанцы, желающие получить земельные участки, могут обратиться с соответствующим заявлением в местные акиматы.

То есть можно написать заявление в местные исполнительные органы:

  • городов республиканского значения и столицы,
  • городов областного значения,
  • городов районного значения,
  • поселков или аулов (сел).

Все зависит от места проживания.

Люди подписывают жилищный договор

Также вместе с заявлением казахстанцы должны предоставить удостоверение личности и его копию.

В тексте заявления подробно указываются цель получения участка (ИЖС), площадь и расположение.

При этом нужно обозначить и другой свободный земельный участок, который может устроить заявителя в качестве альтернативного варианта.

Следует отметить, что рассматривается заявление в течение двух месяцев. В результате заявитель становится в очередь на получение земли.

Расходы при получении участка

Как только наступит очередь, нужно оформить следующие документы:

  • право временного пользования, или аренды – через местный акимат,
  • идентификационные данные об участке и его границах (техпаспорт).

При этом получатель участка будет сам оплачивать работы по подготовке актов и устройству земли.

Как только документы будут готовы, необходимо начать строительство жилья.

Все дело в том, что казахстанцам дается полгода с момента получения акта на землепользование.

За этот срок нужно потсроить жилье и оформить подписание акта о вводе собственного жилого дома в эксплуатацию. Только с этого момента земля переходит из аренды в частное владение.

Следует помнить, что если за полгода не удается построить жилье, то аренду можно продлить на срок до 1 года в местном акимате.

Пара обсуждает перепланировку квартиры

Иллюстративное фото: Freepik / pressfoto

Когда дом будет построен и сдан в эксплуатацию, нужно оформить частную собственность на земельный участок. Для этого потребуются:

  • заявление,
  • удостоверение личности с копией,
  • акт приемки в эксплуатацию построенного дома,
  • идентификационный документ на полученный участок.

В течение 7 рабочих дней будет рассмотрено заявление. Далее потребуется только оформить регистрацию прав на недвижимость.

В итоге казахстанцы становятся полноправными владельцами земли с площадью 10 соток.

Важно! Государство может отобрать земельный участок, если в течение трех лет не будет идти стройки и не будет построено жилье, согласно 92 статье Земельного кодекса.

При этом также придется заплатить государству за причиненный ущерб, если среди неисполнения сроков не было причин, связанных с неопреодолимыми обстоятельствами.

Срок на пострйоку дома может оказаться больше, если это предусмотрено проектно-сметной документацией.

Также, если выделенный казахстанцу участок не имел соответствующей инфраструктуры (коммунальной), то срок на постройку жилья будет отсчитываться с момента обеспечения инженерой инфраструктуры.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Земельный кодекс Казахстана – мина, которая может взорваться в 2021 году?

За последний месяц уже несколько депутатов казпарламента заявили о проблемах в существующем в стране земельном законодательстве. На слуху и махинации с земельными участками в разных городах Казахстана, и подходящий в декабре 2021г. срок окончания моратория на передачу земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность казахстанцам и на применение норм их аренды иностранцам.

Анализ правоприменительной практики показывает, что конфликтных моментов в Земельном кодексе очень много. Однако комиссия по земельной реформе, работавшая в 2016 году, возможно, не особо вникала во все проблемы и ограничилась несколькими направлениями.

Косметические правки

Помимо моратория комиссия утвердила план из десяти пунктов, которые затем ушли на рассмотрение парламенту:

· Сохранение института аренды земель сельхозназначения для резидентов Казахстана на 49 лет. Одновременно предполагалось усиление контроля рационального использования этих ресурсов.

· Было предложено предусмотреть отдельную и детальную регламентацию порядка предоставления сельхозземель в Земельном кодексе; для обеспечения прозрачности конкурсов по предоставлению сельхозземель включить в состав конкурсной комиссии представителей общественных советов и объединений. А кроме того – разработать правила проведения конкурсов, устанавливающих конкретный порядок действий акиматов по предоставлению сельхозземель.

· Также решено установить предельные (максимальные) размеры сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам.

· Важное, но, возможно опоздавшее предложение – определить площади пастбищ и сенокосов вокруг населенных пунктов для удовлетворения нужд населения и отнести их к категории госнужд.

· По причине миллионной очереди за положенными каждому казахстанцу десятью сотками дать акиматам право преимущество выкупа земель для этих нужд.

· Министерству сельского хозяйства предложено организовать работу по расширению действия моратория на нормы предоставления сельхозземель совместным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю иностранного капитала.

· Также Минсельхозу рекомендовано продолжить деятельность по совершенствованию земельного законодательства.

· И, наконец, в комиссии речь шла об инвентаризации, создании земельного фонда.

Большая часть этих предложений была одобрена президентом Нурсултаном Назарбаевым и узаконена как поправки к Земельному кодексу в мае 2018 г.

Еще одна уловка

Государство не оставляло попыток вернуться к легитимизации иностранного владения земельными участками, либо правом на землепользование.

В январе 2017 года президент Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой законодательно перераспределить полномочия ветвей власти.

После этого в Конституцию страны внесли положения о подотчетности правительства разделили между президентом и парламентом. Под шумок в Основной закон хотели внести и изменения, касающиеся расширения прав нерезидентов на владение любым имуществом.

Однако это породило всплеск протестов тех, кто подозревал, что опять-таки казахстанскую землю хотят продавать иностранцам. В результате крамольный пункт не узаконили. В силу приоритета Конституции это положение, возможно, могло, что называется, бить козырем любые запреты для иностранцев, прописанные в Земельном кодексе.

Сам Земельный кодекс был принят в 2003 г. парламентом без голосования, что означало, что нижняя палата против его принятия. И это понятно – проект шел в спешке, парламентарии предложили к нему сотни поправок (почти 700), многие из которых были проигнорированы.

В результате спустя несколько лет в большинстве регионов сложились масштабные конгломераты латифундистов. Несмотря на запрет в кодексе, наблюдались проявления скрытой субаренды. Повсеместны факты захвата, неподконтрольного распределения и неиспользования земель.

Покойный мэтр казахстанской журналистики Владимир Катков описывал многочисленные случаи, когда бывшие владельцы наделов становились классическими батраками у земельных капиталистов. Тысячами бывшие жители сельской местности покидали села, поскольку выкупленные земли оказались в активе у хозяев из Алматы и Астаны (сегодня Нур-Султан). А нужны так сказать про запас.

В период подготовки к утверждению закона о моратории юрист Сакен Айсин провел анализ земельного законодательства и сделал неутешительные выводы. В частности, он отмечает использование земель не по назначению, а также коррупционный фактор – ответственные за предоставление участков органы имеют возможность менять целевое назначение, выводить их в запас и предоставлять затем для любых целей.

Также неурегулированным оставался вопрос с рыночным выведением земель в оборот.

Читайте также: