Как составляется договор на съем квартиры для военнослужащих

Обновлено: 25.04.2024

Сотрудники полиции и Росгвардии могут получить до 15 000 Р компенсации за аренду жилья. Члены их семей — тоже.

В России есть постановление, которое позволяет некоторым категориям граждан получать компенсацию за аренду жилья. Я получаю такую компенсацию и в этой статье постараюсь максимально подробно рассказать о том, кому именно она полагается и как ее добиться.

Кому дают денежную компенсацию

Постановление разрешает компенсировать стоимость аренды сотрудникам органов внутренних дел РФ и тем, кто служит в Росгвардии. Еще компенсацию могут оформить члены семей сотрудников и служащих, погибших или умерших во время службы.

Вот кто считается членом семьи по закону:

Компенсацию не получится оформить сожителям — то есть тем, кто просто живет под одной крышей и не вступает в брак. Братьям, сестрам и всевозможным племянникам тоже эта компенсация не положена, если только они не находятся на иждивении.

Как победить выгорание

Условия компенсации

Чтобы сотрудник ОВД РФ или служащий Росгвардии получил деньги, должны совпасть два условия:

  1. У него нет жилья в собственности в населенном пункте, где он служит.
  2. Работодатель не может предоставить ему жилье.

При этом неважно, есть ли у человека постоянная регистрация в месте службы. С ней можно получить компенсацию, главное, чтобы своего жилья не было.

Для членов семьи сотрудников, погибших при исполнении, условия похожие:

  1. Работодатель сотрудника не может предоставить им жилье.
  2. Они не снимают жилье по договору социального найма. И никто из членов их семей тоже не должен арендовать жилье по такому договору.
  3. У них или у членов их семей нет своего жилья. Например, если вдова погибшего служащего Росгвардии выйдет замуж за человека со своей квартирой, она не сможет претендовать на компенсацию — даже если будет жить с новым мужем раздельно.

Служебное жилье. Сотрудники полиции и Росгвардии могут бесплатно жить в служебных квартирах — их выделяют из специализированного жилого фонда. Компенсацию за аренду можно получить, только если свободного служебного жилья нет и сотруднику приходится снимать квартиру за свой счет. Стоимость аренды не компенсируют, если свободное жилье в месте службы есть, но сотрудник об этом не знает.

Поэтому прежде чем подавать заявление на компенсацию, нужно будет написать рапорт на получение служебного жилья — о нем расскажу дальше в статье.

Размер выплаты

Максимальную сумму рассчитывают по двум нормативам:

  1. Общей площади жилого помещения. На одного сотрудника это 24 м², на семью из двух человек — 36 м², из трех — 43 м², на семью из четырех человек и больше — по 12 м² на каждого.
  2. Предельной стоимости найма 1 м² общей площади жилого помещения. Ее ежегодно утверждает Минтруда.

Предельную стоимость найма 1 м² можно узнать из соответствующего приказа Минтруда. Например, в 2021 году в Москве она составляет 778,43 Р , а в Ростовской области — 346,09 Р .

Получается, если вы снимаете квартиру в Москве, а ваша семья вместе с вами насчитывает трех человек, максимальная сумма компенсации будет: 43 × 778,43 = 33 472,49 Р .

Однако радоваться рано. Такую сумму может одобрить только руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором сотрудник проходит службу, и такое происходит крайне редко. Поэтому ориентироваться нужно на максимальные размеры компенсации из того же постановления:

  • в Москве и Санкт-Петербурге — 15 000 Р ;
  • в других городах и населенных пунктах — 2700—3600 Р .

Таким образом, если вы втроем снимаете квартиру в Москве, максимум вам дадут 15 000 Р . Если вы сумеете найти жилье дешевле этой суммы, платить будут еще меньше — столько, сколько вы тратите на аренду.

максимальная ежемесячная компенсация за аренду жилья в Москве для сотрудников полиции и Росгвардии

Еще сумма компенсации увеличивается на 50%, если с сотрудником живет трое и больше членов семьи или если семья погибшего сотрудника состоит из трех и более человек. То есть если вместе с вами в семье четыре человека, например вы, супруга и два ребенка, максимальная сумма компенсации в Москве будет 22 500 Р вместо 15 000 Р .

Какие документы нужны сотрудникам

Чтобы получить компенсацию, сотруднику нужно подать:

  1. Рапорт на предоставление служебного жилья.
  2. Рапорт на получение денежной компенсации.
  3. Копию действующего договора найма или поднайма жилого помещения.
  4. Копии паспортов сотрудника и членов его семьи.
  5. Справку из территориального органа Ростехинвентаризации о том, что у сотрудника и членов его семьи нет жилья в собственности в том месте, где сотрудник служит.

Документы нужно отнести в жилищно-бытовую комиссию учреждения, в котором сотрудник проходит службу. Как правило, этим занимаются тыловики, в некоторых органах — кадровики.

Образец рапорта на предоставление служебного жилого помещения. Обычно свободное служебное жилье — редкость

Дата написания этого рапорта — один из самых важных моментов. Выплачивать компенсацию вам начнут со дня найма жилья, но не раньше, чем вы подадите рапорт на предоставление служебного помещения. То есть если вы сняли квартиру 1 января, а рапорт подали только в апреле — месяцы с января по апрель вам не компенсируют.

Рапорт на получение денежной компенсации. Этот документ уже пишут на имя руководителя места, где вы проходите службу. Образец рапорта нужно взять у работника жилищно-бытовой комиссии.

Образец рапорта в одном из административных округов Москвы. В рапорте обращаются к непосредственному руководителю

Копия и оригинал договора найма жилого помещения. Договор должен быть заключен в соответствии с законодательством РФ. Вот что это значит на практике:

На все эти моменты жилищно-бытовая комиссия обращает особое внимание.

Копии паспортов. Тем, кто старше 14 лет, необходимо сделать копии всех страниц паспорта, детям до 14 — копию свидетельства о рождении. Заверять их у нотариуса не нужно, но жилищно-бытовая комиссия может потребовать заверить копии в отделе кадров. Оригиналы паспортов и свидетельства о рождении тоже возьмите с собой: комиссия попросит их показать.

Остается самое сложное — справки о наличии или отсутствии жилья в собственности. Готовьтесь, будет много бюрократии.

Справки о наличии или отсутствии жилья в собственности

Я получал их в Москве, поэтому расскажу, как это делается здесь. Во всех административных округах требуют предоставлять по три справки на каждого члена семьи:

  1. О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Москвы с 1991 года по 1998 год.
  2. О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Московской области с 1991 года по 1998 год.
  3. О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Москвы и Московской области с 1998 года по настоящее время. Если вы или член вашей семьи родились после 1998 года, первую и вторую справки оформлять не нужно.

Все документы выдают разные организации.

Справку дают бесплатно, но для ее получения нужно предоставить два вида документов:

Когда собрали все нужные документы, заполняем анкету.

Справку делают 14 рабочих дней, готовую присылают в личный кабинет.

Справка о наличии или отсутствии жилья на территории Московской области за 1991—1998 годы. Этот документ оформляют либо на портале Московского областного БТИ, либо непосредственно в его филиале.

Затем выбираем способ получения справки: в отделении или по почте.

Далее указываем свои паспортные данные и загружаем фотографии или сканы страниц паспорта: разворот с фотографией, страницу с постоянной регистрацией и страницу со сведениями о ранее выданных паспортах. Если вы меняли фамилию, прикрепите также документ, подтверждающий это.

Готовая справка об отсутствии в собственности жилых помещений на территории Московской области с 1991 года по 1998 год

Справка о наличии или отсутствии жилья на территории Москвы и МО с 1998 года по настоящее время. Ее можно получить в МФЦ или заказать на сайте Росреестра. Второй вариант подходит только тем, у кого есть электронная цифровая подпись. Я получал в МФЦ.

Для оформления справки нужны:

  1. Паспорт или свидетельство о рождении — для тех, кому нет 14 лет.
  2. Документы о смене ФИО в период с 1998 года до дня обращения заявителя — если такие есть.

Оформить справку в МФЦ стоит 1450 Р , ее делают три рабочих дня после подтверждения платежа — правда, подтверждение может занять до семи дней.

У всех трех справок нет определенного срока действия, но жилищно-бытовая комиссия может вас убеждать, что они действуют в течение месяца. Это спорный вопрос: сотрудники комиссии руководствуются своими внутренними актами или даже устными распоряжениями начальства. Но лучше перестраховаться и сдать все документы за месяц.

придется заплатить за три справки

Какие документы подают члены семьи

Список документов для членов семьи умершего или погибшего сотрудника такой же, но вместо рапорта они подают заявление о предоставлении денежной компенсации за наем или поднаем жилого помещения.

Если члены семьи получают пенсию по потере кормильца, за компенсацией им нужно обращаться в пенсионное отделение по месту получения пенсии. Если не получают, то в последнее место службы погибшего.

Выплату компенсации членам семей выплачивают со дня найма жилья, поэтому они могут подавать документы в любое время. Например, если семья заключила договор найма 1 января, а заявление о компенсации подала только спустя 4 месяца, деньги начислят за все эти месяцы.

Что делать, если комиссия требует другие документы

С точки зрения законодательства, перечисленных выше документов достаточно, чтобы получить компенсацию. В реальности же комиссия может начать требовать дополнительные справки и документы. Вот примерный список:

  1. копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на нанимаемое жилье — она должна быть у наймодателя;
  2. копия паспорта или свидетельства о рождении собственника нанимаемого жилья;
  3. копия справки о временной регистрации;
  4. справки с работы и о составе семьи;
  5. справка с места работы супруга или супруги;
  6. копии документов, подтверждающие родственные отношения: например, свидетельство о заключении брака;
  7. рапорт о том, что руководитель сотрудника посетил арендуемое жилье — образец рапорта дают в комиссии.

Требовать эти документы незаконно: комиссия обязана принять и рассмотреть тот пакет документов, что предусмотрен постановлением.

п. 4 правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений из постановления № 1228PDF, 271 КБ

На практике же проще собрать дополнительные документы, поэтому по возможности лучше позаботиться об этом еще на этапе заключения договора с арендодателем: попросить сделать временную регистрацию и копии паспорта со свидетельством о регистрации жилья.

Когда начнут выплачивать компенсацию

После того как сотрудник передает документы комиссии, у нее есть месяц на рассмотрение. Если комиссия одобрит рапорт, руководитель издаст указ о выплате денежной компенсации — с указанием срока и размера выплаты.

Компенсацию выдают раз в месяц вместе с денежным довольствием. В первый месяц выплат вам сделают перерасчет в соответствии с тем количеством дней, которое прошло со дня найма или со дня подачи рапорта на предоставление служебного жилья.

Допустим, Иван написал рапорт на предоставление служебной квартиры 25 февраля 2021 года и получил отказ: свободного жилья не было. 1 марта он снял квартиру и подписал договор аренды, после чего подал рапорт на компенсацию. 15 апреля комиссия удовлетворила рапорт на сумму 15 000 Р . Вместе с денежным довольствием Иван 20 апреля получил компенсацию за весь март и 20 дней апреля, то есть 25 000 Р .

Если бы Иван при тех же условиях подал рапорт на предоставление служебной квартиры 31 марта, то компенсация бы пришла только за 20 дней апреля — это было бы 10 000 Р .

Поэтому за служебным жильем лучше обращаться еще до съема квартиры — чтобы компенсацию выдали с даты найма.

Могут ли перестать платить компенсацию

Право на компенсацию пропадет, если:

  1. сотрудник и наймодатель расторгнут договор или изменят его условия;
  2. сотрудник получит служебное жилье или купит свое;
  3. члены семьи погибшего или умершего сотрудника заключат договор социального найма или купят жилье. То же самое относится и к их членам семьи;
  4. сотрудник или его семья получили социальную выплату на покупку или строительство жилья и прошло три месяца со дня выплаты;
  5. сотрудник получал повышенную компенсацию, но состав семьи изменился. Например, сотрудник развелся или кто-то из детей достиг предельного возраста — 18 лет или 24 года.

Условия, при которых возмещаются расходы на аренду квартиры

Организация вправе выплачивать компенсацию за съем жилья сотрудникам, вынужденным исполнять трудовые обязанности не по месту постоянного жительства. Трудовое законодательство обязывает работодателя возместить расходы на переезд и обустройство работника при вынужденном переезде (ст. 169 ТК РФ). Компенсация аренды жилья сотрудникам в составе таких расходов не поименована. Но компания вправе прописать подобное возмещение в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.

При необходимости переезда сотрудника в новое место жительства пропишите размер и порядок того, как выплачивается компенсация за съемное жилье в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Это позволит учесть затраты в налоговом учете.

Документы, необходимые для возмещения затрат

Перечислим, какие документы нужны для компенсации аренды жилья. Обычно требуется всего 2 документа

  1. Заявление сотрудника на компенсационную выплату.
  2. Копии договора аренды, платежных документов.

Образец заявления

служебная записка на компенсацию жилья сотруднику

Организация вправе не компенсировать понесенные затраты работникам, а арендовать жилое помещение для размещения работников самостоятельно и предоставлять его в пользование работникам, вынужденным сменить место жительства. В этом случае необходимы:

  1. Договор аренды жилого помещения на организацию.
  2. Договор безвозмездного пользования квартирой работником.

Собрав пакет документов, издайте приказ на компенсацию жилья или предоставление в пользование служебной квартиры.

приказ компенсации арендных платежей на квартиру

Надо ли удерживать НДФЛ и страховые взносы

Контролирующие органы относят компенсацию оплаты жилья работнику по трудовому договору к зарплатным выплатам (Письмо Минфина от 14.01.19 №03-04-06/1153) и полагают, что с них уплачиваются:

И предоставление безвозмездного проживания в служебной квартире, и компенсация расходов на аренду жилья сотруднику являются доходом физического лица. Следовательно, облагаются налогом на доходы физлиц в полном объеме (ст. 422 НК РФ).

Существует судебная практика, которая показывает, что если выплаты производились работникам в качестве возмещения дополнительных затрат, связанных с разъездным характером работы (и организация смогла доказать это, представив ЛНА, такие как служебная записка на компенсацию жилья сотруднику, табели, путевые листы), то такие выплаты не облагаются страховыми взносами.

Поскольку компенсационная выплата производится в рамках трудовых отношений и не включена в необлагаемые (ст. 422 НК РФ), то ее включают в базу обложения страховыми взносами в полном объеме.

Как компенсируются затраты сотруднику Как определить налогооблагаемую базу
Выплачивается возмещение расходов Сумма компенсационной выплаты
Предоставляется служебная квартира Сумма арендного платежа, уплачиваемого организацией

Отражаем в бухучете и учитываем в целях налогообложения

В бухгалтерском учете затраты на возмещение арендных платежей за квартиру относятся к расходам по основной деятельности. Проводки формируются следующие:

Операция Дебет Кредит
Начислено возмещение арендных платежей работнику 26, 44 73
Возмещение расходов на аренду выплачено работнику 73 50, 51
Арендные платежи за квартиру организацией учтена в расходах 26, 44 60, 76
Арендные платежи перечислены арендодателю 60, 76 51
Удержан НДФЛ 70 68
Начислены страховые взносы 26, 44 69

В налоговых расходах компенсация найма жилья сотрудникам признается только в размере, не превышающем 20% от начисленной заработной платы работника. Дело в том, что Минфин относит такие выплаты к оплате труда в натуральной форме (Письмо от 14.09.16 №03-04-06/53726, ст. 131 ТК РФ). Отстоять право учитывать возмещение аренды сотрудникам при исчислении налога на прибыль в большем размере удастся только в суде.

В соответствии с законами РФ, человек, владеющий недвижимостью, имеет право легально сдавать её в аренду. Порядок оформления документации зависит от того, происходит ли заключение договора между физическими или между юридическими лицами.

Но не все владельцы любят официально оформлять отношения, ошибочно полагая, что это убережёт их от налоговой ответственности. И очень зря: этот документ позволяет избежать как простых противоречий, так и серьёзных судебных разбирательств. А вот от необходимости платить налог с дохода отсутствие договора как раз не избавляет.

Что такое договор: договор найма и договор аренды

Договор найма жилого помещения – это взаимный возмездный договор, заключённый между собственником или управомоченным лицом (наймодатель) и лицом, желающим использовать это помещение для проживания в течение определённого времени (наниматель). Это может быть как квартира, так и жилой дом, часть дома или комната.

Договор аренды заключается, только если хотя бы одна из сторон – юридическое лицо. В таком случае предметом договора может быть не только жилая, но и коммерческая недвижимость. Поэтому стоит всегда обращать внимание на заголовок документа. Если он неверный и вместо найма будет обозначена аренда, это повлечёт за собой проблемы в случае возникновения спорных моментов.

Какие права и обязательства подразумевает договор аренды квартиры?

В договоре можно описать практически любые материальные отношения собственника и жильца. Но есть базовые моменты, пренебрегать которыми точно не стоит.

Со стороны наймодателя:

  • наймодатель обязуется предоставить нанимателю свободное жилое помещение и имущество в пользование;
  • обеспечить, чтобы на момент заключения договора найма были выполнены следующие условия: квартира не сдана внаём, не заложена; имеется законное право сдавать квартиру нанимателю, есть альтернативное место проживания на весь срок найма;
  • наймодатель обязуется поддерживать все элементы и технические системы квартиры, а также оборудование в ней в исправном и безопасном состоянии в течение всего срока найма и немедленно организовать ремонт любого из них за свой собственный счёт в случае неисправности или поломки, при условии, что они не были вызваны виной нанимателя или проживающих в квартире лиц. Очень важно прописать этот момент, чтобы не возникло споров при аварийных ситуациях;
  • обязуется обеспечивать предоставление коммунальных услуг;
  • наймодатель имеет право посещать квартиру единожды, предупредив нанимателя о таком посещении за 24 часа по телефону или адресу электронной почты. Бывают случаи, когда наймодатель настаивает на внеурочных проверках. Это прямое вторжение в частную жизнь и нарушение договора, которое должно пресекаться.

Со стороны нанимателя:

  • наниматель обязуется использовать квартиру только для проживания, обеспечивать сохранность помещения и содержать его в надлежащем состоянии, включая находящееся в нём имущество и оборудование;
  • обязуется полно и своевременно информировать наймодателя по всем существенным вопросам и обстоятельствам, имеющим отношение к квартире;
  • наниматель не имеет права проводить ремонтные работы или осуществлять какие-либо изменения в квартире без письменного разрешения наймодателя;
  • обязуется своевременно вносить оговоренную арендную плату за пользование помещением.

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Срок аренды и страховой депозит

Договоры делятся на два типа в зависимости от срока аренды: краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (до пяти лет). При желании обеих сторон возможно внесение правок в договор, чтобы продлить или же уменьшить этот срок. Если у одной из сторон возникают непредвиденные обстоятельства и происходит досрочное одностороннее прекращение договора, возникают свои нюансы. Так, наймодатель имеет право удержать депозитный взнос в случае преждевременного съезда жильца. А в противоположном случае уже жилец имеет право претендовать на компенсацию морального ущерба. Но, опять же, только в том случае, если это зафиксировано юридически: то есть эти условия стоит заранее прописать в договоре.

Про страховые депозиты (денежный залог) следует сказать отдельно. Это давно закрепившаяся практика, доказавшая свою эффективность в спорных вопросах. Чаще всего размер страхового депозита соответствует размеру месячной аренды, однако это напрямую зависит от количества и уровня имущества и оборудования, которое сдаётся вместе с квартирой. Денежный залог – своеобразная страховка собственника, позволяющая за её счёт компенсировать ущерб, нанесённый арендатором. Если же ущерба не было и договор расторгается по истечении срока, депозит возвращается нанимателю в полном объёме или же идёт в счёт последнего месяца проживания (если такое предусмотрено договором).

Договор аренды: проверка документов

Прежде чем подписать договор аренды недвижимости, владельцу жилья и арендатору стоит тщательно проверить документы друг друга.

Первое, что необходимо уточнить арендатору: точно ли собственник является собственником и имеет ли право сдавать данную недвижимость.

Документы, которые необходимо запросить у наймодателя:

  • паспорт, чтобы убедиться, что человек – именно тот, что указан в правоустанавливающих документах на собственность;
  • один из следующих документов: выписку из ЕГРН (желательно не старше 6 месяцев), свидетельство о праве собственности (стоит отметить, что подобные документы выдавались до 15 июля 2016 года); договор купли-продажи, договор мены или же решение суда о принадлежности имущества. (Если договор подписывается не собственником, а его представителем, необходимо приложить доверенность, подтверждающую, что представитель имеет право на подписание договора найма и получение в дальнейшем денежных средств от лица собственника). Стоит уточнить, что в выписке из ЕГРН может быть указано, что собственник у квартиры не один. В таком случае желательно, чтобы при подписании договора присутствовали все собственники квартиры или же в договоре должно быть прописано, что наймодатель гарантирует их согласие;
  • несколько последних квитанций об оплате коммунальных услуг. Стоит проверить, нет ли задолженности за квартирой, а если есть – собственник обязан её погасить до момента подписания документов.

Документы, которые необходимо запросить у нанимателя: чаще всего единственный документ, который требуется, – это паспорт. Можно проверить его подлинность на сайте МВД, а также убедиться, что человек не находится в розыске. Помимо того, стоит обратить внимание на прописку. Если арендатор прописан в другом регионе, ему понадобится временная регистрация. По закону, владелец обязан зарегистрировать своих квартирантов. Многие боятся этой процедуры, но она ни на что не влияет, её можно отменить в любой момент (регистрация аннулируется в одностороннем порядке по желанию владельца), и никаких прав на жилплощадь арендатор не приобретает. Самый простой способ оформить временную регистрацию – обратиться в МФЦ обеим сторонам (необходимо личное присутствие) с двумя паспортами и справкой из ЕГРН.

Бланк договора аренды квартиры

Типовой бланк договора аренды можно скачать в интернете. Но зачастую представленные образцы не включают важные пункты. Давайте подытожим те, которые обязательно должны присутствовать:

В России достаточно редко происходят разбирательства между собственниками и арендаторами в суде. Чаще всего подобные вопросы решаются посредством переговоров, к сожалению, не всегда удачных для одной из сторон. Поэтому подробный и тщательно составленный договор найма позволит сэкономить силы обеих сторон.

А чтобы сберечь ещё и нервы, можно воспользоваться сервисом долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости. Менеджеры Аренды не только найдут арендаторов и проверят их, а потом помогут с оформлением документов, но и возьмут на себя все переговоры с жильцами после заселения. А в случае внезапного съезда арендаторов собственник продолжит получать арендную плату, пока сервис подыскивает новых.

Кто хоть раз в жизни снимал квартиру, знает, что найти хорошее жилье очень непросто, а вероятность того, что обманут или будут нарушать права, велика. Обман при съеме квартиры – достаточно распространенная проблема. Чтобы обезопасить себя, всегда нужно заключать договор аренды. Каким он должен быть, рассказывают наши эксперты.

Что представляет собой договор на съем жилья

Можно ли снимать квартиру без договора? Надо понимать, что такое действие будет незаконным: в законе предусмотрено, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674 ГК РФ). К тому же отсутствие договора делает обе стороны более уязвимыми, так как устные договоренности, нигде не зафиксированные, легко нарушить.

Договор найма жилья – документ, подтверждающий предоставление собственником квартиры (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за определенную плату во владение и пользование с ограниченным сроком по времени и другими условиями. Что интересно, нотариально заверять такой договор необязательно, однако при желании сторон это возможно.

Содержание договора зависит от желания сторон – что наниматель и наймодатель хотят зафиксировать (кроме тех случаев, когда наличие определенного условия предписано законом – ст. 421 ГК РФ).

Особенности заключения договора аренды квартиры между физическими лицами

Что обязательно должно быть прописано в договоре аренды квартиры на длительный срок

В договоре обязательно указываются фамилии, имена и отчества сторон, данные документа, который подтверждает личность. Стоимость аренды также прописывается в договоре – это позволит избежать конфликтных ситуаций по вопросу изменения суммы или отговорок в случае невозможности платить.

Объект найма

В договоре указывается адрес жилья, которое сдается в аренду, а также площадь, этажность (если речь о доме), расположение на участке. Важно, чтобы эти данные совпадали с реальными, то есть записывать нужно те сведения, которые были перепроверены. Эти параметры помогают однозначно определить предмет договора, поэтому забывать об этом пункте не стоит.

Гарантийный взнос

Если предполагается наличие гарантийного взноса, его размер и условия, на которых наниматель получает назад деньги, тоже обязательно нужно указать в договоре. Одна из самых распространенных ситуаций – собственник жилья при выезде нанимателя всеми правдами и неправдами старается найти причину не возвращать взнос. Чтобы этого не произошло, обязательно пропишите условия, на которых получаете назад деньги. Если в квартире перед заездом есть какие-то недостатки (поломки, дефекты в покрытиях, сломанные предметы и т. д.), их нужно зафиксировать, лучше с фотографиями, и приложить список к договору, чтобы потом вас не обвинили в их появлении. Опись имущества при сдаче квартиры тоже пригодится: в договоре будет зафиксировано, что в квартире есть, и потребовать несуществующего собственник потом с вас не сможет.

Другие расходы

Собственник и наниматель договариваются, кто оплачивает коммунальные расходы (или часть расходов берет на себя каждая сторона). Это тоже нужно зафиксировать в договоре. Если этого прописано не будет, по умолчанию обязанность вносить коммунальные платежи лежит на нанимателе.

Также не лишним будет написать, кто занимается ремонтом и каким образом компенсируется эта трата, если ремонт ложится на плечи нанимателя (кроме тех случаев, когда ремонт необходим для устранения недостатков, возникших по вине проживающего в квартире). То же самое можно указать относительно дорогих покупок в дом (мебель, техника и т. д.).

Ваша ответственность

В идеале наниматель должен сдать жилье в том же виде, в каком оно было, когда он заселялся. На практике, конечно, это практически нереально, если речь идет о длительном проживании. Но надо понимать, что перед выездом квартиру необходимо привести в порядок, максимально близкий вид к тому, что был. То есть недостатки и поломки, возникшие по вашей вине, вы устраняете сами. В противном случае вам не вернут гарантийный взнос. Владелец также может подать в суд, и, если договор такое предполагает, вас обяжут привести квартиру в надлежащий вид.

Дополнительные нюансы

В квартире имеют право жить те люди, которые указаны в договоре. Несовершеннолетние дети проживают со своими опекунами или родителями – согласно ст. 679 ГК РФ, при вселении несовершеннолетних детей согласия арендодателя не требуется (но, чтобы не было лишних вопросов и конфликтных ситуаций, лучше, конечно, рассказать о наличии ребенка заранее). Если у вас есть животные, об этом необходимо сообщить собственнику квартиры до заключения договора, чтобы он принял информированное решение о сдаче жилья.

Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет. Если договор заключен на срок менее одного года, то это считается краткосрочным наймом.

Как провести досрочное расторжение договора аренды квартиры

Как расторгнуть договор аренды квартиры досрочно, знают не все наниматели, и это может стать источником обмана (например, если собственник будет выдвигать какие-то дополнительные условия или требовать дополнительную плату).

Наниматель может расторгнуть договор в любой момент, если согласны все проживающие с ним люди. Но выехать из квартиры сразу не получится, потому что уведомить собственника надо за три месяца. Для этого необходимо оформить уведомление и вручить его лично или по почте.

Если с жильем что-то произошло и оно стало непригодным для проживания, расторгнуть договор можно через суд.

А вот собственник может расторгнуть договор в двух случаях:

  • Проживающие не платят шесть месяцев и больше (при краткосрочном найме – в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа).
  • Проживающие или третьи лица нанесли квартире урон, за который не хотят платить.

То есть просто выставить вас за дверь, потому что нашлись более выгодные наниматели жилья, нельзя – должны быть указанные выше веские обстоятельства.

Также нужно иметь в виду, что при истечении срока договора долгосрочного найма жилья наниматель имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. При этом, если наймодатель отказался от продления договора в связи с решением не сдавать помещение внаем, но в течение года со дня истечения срока договора с нанимателем заключил договор найма жилого помещения с другим лицом, наниматель вправе требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.

Если же собственник жилого помещения сообщает, что продает данное жилье, и просит съехать нанимателя, то данный факт не является основанием для расторжения договора. В этом случае, согласно ст. 675 ГК РФ, новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

Субсидия на приобретение жилья

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи , состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

  1. являются инвалидами, страдающими определенными видами заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н;
  2. страдают от тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними является невозможным, согласно Приказу Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

blank

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.

Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).

Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.

Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

blank

blank

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

blank

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

blank

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи. Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

blank

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

blank

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

blank

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

blank

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Читайте также: