Как сделать декларацию на дом и где можно взять выписку

Обновлено: 14.05.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Налоговая декларация 3-НДФЛ относится к тем видам отчетов, которые заполняют и подают самостоятельно. Большинство россиян вообще никогда не сдавали такой документ в ФНС, хотя у них и могли быть доходы, которые подлежат налогообложению по законодательству РФ. Граждане могли не знать об этом или скрывать доходы целенаправленно. Однако незнание правил, не защитит от штрафов. И если налоговая служба узнает об уклонении от налогов, то назначит наказание.

  1. Зачем нужна справка 3-НДФЛ
  2. Когда без 3-НДФЛ не обойтись
  3. Поощрения от юридических лиц и ИП
  4. Подарки от физических лиц
  5. Продажа имущества до определенного срока
  6. Другие поступления
  7. Где взять справку
  8. Что нужно указывать в декларации
  9. Когда сдавать отчет о доходах
  10. Документы, необходимые для подачи декларации
  11. Способы подачи справки 3-НДФЛ
  12. Ответственность налогоплательщика

Так справка 3-НДФЛ это обязательный отчет или добровольный, кто должен его заполнять и как оформить такую декларацию, разобрался Бробанк.

Зачем нужна справка 3-НДФЛ

Налоговая декларация 3-НДФЛ – это отчет, который заполняют налогоплательщики, когда информируют налоговую службу о своих доходах. В документе указывают сведения о полученных прибылях за предыдущий год.

Обязаны заполнять и подавать в налоговую справку 3-НДФЛ:

  1. Индивидуальные предприниматели.
  2. Резиденты страны, занимающиеся частной практикой, в том числе адвокаты и нотариусы.
  3. Налоговые резиденты РФ, которые получают доходы зарубежом.
  4. Физические лица, с которыми рассчитываются работодатели по договорам ГПХ.
  5. Граждане, которые сдают в аренду любую собственность.
  6. Фрилансеры или другие работники, которые не оформили самозанятость и не отчисляют налоги от доходов.
  7. Физические лица, которые выиграли в лотерее или получили другие виды прибылей, не связанных с зарплатой.

Если ИП за отчетный год не вел деятельность, то он вправе подать в налоговую нулевую 3-НДФЛ.

Все, кто подает декларацию 3-НДФЛ, смогут вернуть часть ранее отчисленных в бюджет налогов с помощью компенсации налогового вычета. Его могут возместить по месту официальной работы, тем, кто работает по найму, или перечислить суммой на банковскую карту.

Кредит наличными в банке Хоум Кредит

Справку 3-НДФЛ иногда просят в банке у частных адвокатов, нотариусов или предпринимателей, при оформлении кредитной карты, карты рассрочки или для выдачи кредита наличными. В этом случае декларация выступает документом, который подтверждает платежеспособность потенциального заемщика. Чтобы документ приобрел юридическую силу и банк убедился в его подлинности, на нем должна стоять электронная или мокрая печать налогового органа.

Физические лица, у которых нет никакого дополнительного дохода, кроме заработка от основного работодателя, не подают декларацию 3-НДФЛ. Налоги с их заработка удерживает и выплачивает бухгалтерия сразу после начисления зарплаты. Но если появляется другой вид дохода, например, сдана в аренду машина или квартира, придется самостоятельно информировать налоговую службу о поступивших деньгах и оплачивать налог.

Когда без 3-НДФЛ не обойтись

Сдают отчет 3-НДФЛ, если налоговому резиденту поступят:

  • вознаграждения от ИП и юрлиц;
  • подарки от физлиц;
  • прибыль от продажи имущества при определенном сроке владения;
  • другие виды доходов.

Вторая цель подачи декларация 3-НДФЛ – получение компенсации за счет вычета из ранее уплаченного налога на доходы.

Поощрения от юридических лиц и ИП

Если работодатель решил поздравить коллектив с 23 февраля, 8 марта или Новым годом, отчитываться каждому работнику о полученном доходе не надо. Это сделает бухгалтерия. Причем существует лимит, до которого с премий не удерживают НДФЛ – 4 тысячи рублей в год. Все что будет подарено работникам сверх лимита – подлежит налогообложению.

4 000 рублей в год не подлежат налогообложению

Но есть случаи, когда гражданину придется самостоятельно вносить в декларацию сведения о полученном доходе, например при участии в лотерее. Налоговая ставка и необходимость представления отчета отличаются и зависят от того, кто организовал розыгрыш, и от того, кто победил. Если выиграл нерезидент, то налоговая ставка составит 30%. Гражданин РФ обязан уплатить 13% или 35%, процент зависит от организатора. Если это госорган, букмекерская контора, казино – 13%, если коммерческая компания, которая проводит розыгрыш как рекламную акцию – 35%.

Подавать отчет о прибыли и платить налог от полученной суммы придется, если выиграть больше 4 тысяч рублей. Самостоятельно отчитываться перед ФНС надо обо всех выигрышах от 4 000 до 15 000 рублей. При этом неважно, кто выдает приз – производитель, государство, букмекерская контора или тотализатор. Если единоразовый выигрыш больше 15 тысяч рублей, то отчитываться и перечислять налог обязан организатор розыгрыша.

Если подарок вручают компании или ИП, которые устраивали акцию в рекламных целях, то оплатить надо 35%. Но чаще всего подавать декларацию физлицу не приходится, это берет на себя организатор розыгрыша. Он сам перечисляет деньги в бюджет и не требует компенсацию налога от победителя. Если с физлица все-таки будут удерживать налог за приз, то его обязаны уведомить об этом письменно. В тексте письма от организатора розыгрыша указывают стоимость приза и сумму налога.

Налоговые вычеты не применяют к выигрышам в лотереи и азартные игры.

Подарки от физических лиц

Если даритель – физическое лицо, которое не относится к близким родственникам, дарит любое имущество – квартиру или машину – придется заплатить налог. При этом подаренные денежные суммы, независимо от величины, не облагают налогом.

Налоговая служба автоматически получает сведения о получателе дара, когда он регистрирует подаренное имущество. Чтобы не стать нарушителем, которого выявят в ходе контрольной проверки, заполните 3-НДФЛ и перечислите налог.

Если не отчитаться в ФНС о доходе и это станет известно налоговой службе, можно потерять намного больше. Умышленное уклонение от налогообложения приведет к штрафам, пеням и даже уголовной ответственности.

Продажа имущества до определенного срока

При продаже жилого имущества, которое находилось в собственности меньше 3 или 5 лет, необходимо заполнять справку 3-НДФЛ. Надо платить налог или нет, зависит от того, за какую сумму продано жилье. Если продали дороже, чем купили, налог обязателен.

Трехлетний минимальный срок владения имуществом устанавливают в тех случаях, когда:

  • близкий родственник оформил дарение или наследовал имущество;
  • квартиру приватизировали;
  • оформили договор ренты с пожизненным содержанием.

Во всех остальных случаях применяется срок в 5 лет.

При продаже автомобиля минимальный период владения имуществом 3 года. Если срок меньше – надо заплатить налог.

Другие поступления

Другие виды полученных доходов, о которых необходимо отчитываться путем подачи декларации 3-НДФЛ:

  1. Сдача имущества в наем. При получении дохода от аренды владелец собственности должен оформлять справку 3-НДФЛ. С оплаты арендатора он оплатит налог в размере 13%. Подсчитывается сумма всех платежей за год.
  2. Ведение консультаций или преподавание. Это касается только тех случаев, когда консультационная или преподавательская деятельность ведется помимо основной работы.
  3. Доход из другой страны. При получении денег от иностранных компаний или физических лиц, нужно отчитаться об этом в декларации и уплатить 13%.
  4. Доходы по акциям, облигациям или другого вида инвестиционной деятельности, если передача отчета и удержание налога не входит в обязанности брокера.

Наследники авторских прав обязаны платить налог в 13% от дохода

Также информируют налоговую службу о полученной прибыли авторы или наследники авторских прав на произведения искусства, книги, изобретения, картины. Они также отдают в бюджет страны 13% от полученного дохода.

Где взять справку

Работники по найму не обязаны заполнять справку 3-НДФЛ. Но если того требуют обстоятельства, и у них есть прочие доходы помимо зарплаты, то взять бланк для заполнения декларации можно в бухгалтерии по месту работы. При этом убедитесь, что там выдали актуальную форму для заполнения.

С 2019 года бланк декларации 3-НДФЛ изменили – она стала чуть проще. Найти бланки для заполнения можно на официальном сайте ФНС. Формы можно скачать в бесплатном доступе. Также можно лично обратиться в отделение налоговой инспекции. Сотрудник предоставит бланк и образец для заполнения.

Скачайте бланк декларации 3-НДФЛ в двух форматах:

Что нужно указывать в декларации

Оказать помощь при заполнении декларации 3-НДФЛ могут специалисты в налоговой службе или на тематических форумах. Профессиональные компании, которые составляют отчеты за налогоплательщика для ФНС, могут потребовать дополнительную плату за помощь.
Декларации 3-НДФЛ содержит подробные сведения:

  • о личных данных налогоплательщика;
  • из документов, которые свидетельствуют о наличии дополнительных расходов и доходов;
  • о расчете налоговых выплат.

Часть информации предоставляют в виде специальных кодов. Их классификацию и значение можно найти в Приложении 2 к приказу ФНС России от 03.10.2018 г. №ММВ-7-11/569@.

Когда сдавать отчет о доходах

Срок подачи декларации 3-НДФЛ зависит от цели:

Цель Срок
Требуется отчет о полученных доходах До 30 апреля следующего года после отчетного. В 2020 году срок продлен до 30 июля из-за карантина по коронавирусу.
Для получения права на возмещение части уплаченных средств – налоговый вычет Конкретных сроков нет, но воспользоваться вычетом можно только за 3 предыдущих года после возникновения права.

Обратите внимание на то, что даже если налог уплачивать не придется, сообщить в налоговую службу о полученных средствах все равно необходимо. Иначе последуют штрафы и пени.

Для получения налогового вычета нужно, чтобы гражданин, который подает декларацию, официально работал и отчислял налоги от заработной платы. Если НДФЛ не уплачивали, то и возвращать деньги неоткуда.

Документы, необходимые для подачи декларации

Для подачи справки 3-НДФЛ для получения компенсации из ранее уплаченного налога придется собрать дополнительные документы.

Наиболее часто запрашиваемые бумаги - паспорт и свидетельства о рождении детей

В зависимости от вида вычета понадобятся разные комплекты бумаг. Чаще всего могут запросить:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Свидетельства о рождении детей или об усыновлении.
  3. Свидетельство о праве собственности на имущество.
  4. Договор ипотеки при приобретении жилья в ипотеку, договор купли-продажи или контракт о долевом строительстве.
  5. Квитанции и чеки, подтверждающие сделки.
  6. Контракт с образовательным учреждением при возврате налога на обучение.
  7. Договор с медучреждением при возврате налога за лечение.
  8. Договор о приобретении ценных бумаг при возврате инвестиционного вычета.

Уточнить конкретный список документов на определенный вычет можно у сотрудников налоговой службы.

Способы подачи справки 3-НДФЛ

Налоговую декларацию 3-НДФЛ можно подать в двух видах: электронном и бумажном. Если подаете декларацию лично в налоговую инспекцию, то понадобится бумажная форма. При сдаче декларации сотрудник налоговой проверит правильность заполнения и наличие всех необходимых данных.

Если не можете обратиться в налоговую службу лично, за вас это может сделать уполномоченный представитель. У него должна быть нотариальная доверенность на представление интересов. Для экономии времени можно записаться на прием к сотруднику налоговой через портал госуслуг.

Также подавать отчет 3-НДФЛ можно через МФЦ. Но только в тех регионах РФ, которые заключили с многофункциональными центрами соглашения на такой вид обмена информацией.

Ответственность налогоплательщика

При значительных суммах поступлений и уклонения от уплаты налога с них получателю грозит, в том числе и уголовная ответственность. Крупный налоговый долг:

  • 900 000 руб., если эта сумма больше 10% от размера налогов к уплате за 3 года;
  • 2,7 млн руб., которые не привязаны ни к годам, ни к процентам.

Наказание за уклонение – 100 тысяч рублей, в некоторых случаях и тюремное заключение. Если заплатить штрафы, недоимки и пени добровольно, то от наказания освободят. В той ситуации, когда НДФЛ не дотягивает до уголовной статьи, применяют штраф в размере 40% от суммы.

За неуплату налогов вам может грозить штраф или уголовная ответственность

Ответственность за просроченную подачу справки 3-НДФЛ или умышленное уклонение от уплаты налогов наступает для физических лиц и ИП, которые обязаны отчитываться о полученных доходах. Меры ответственности определены в статье 119 НК РФ.

Если не предоставить вовремя отчетность по заработку, также назначат штраф. Его минимальный размер – 1000 рублей. За более позднюю подачу декларации назначат штраф в размере 5-30% от суммы неуплаченного налога, но не менее 1000 рублей. Кроме этого придется уплатить и сам налог.

Для тех, кто подает декларацию для получения части потраченных средств, никаких сроков нет, поэтому и ответственности за отсутствие документа не последует.

Документ пригодится, если вы совершаете сделки с недвижимостью или если налог на имущество вам начисляют неправильно.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна

ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости — это база, в которой содержится информация обо всех домах, квартирах, коммерческих помещениях, включая данные об их площади, планировке, всех собственниках в разные периоды, наличии обременений и так далее.

Получить выписку из ЕГРН вы можете не только на объект, который вам принадлежит, но и на любой другой (не всегда, при каких условиях — читайте ниже). Выписка пригодится, если вы решаете вопросы, так или иначе касающиеся недвижимости, и может понадобиться, например:

  • Для подтверждения права собственности. В 2016 году свидетельства о праве собственности на недвижимость упразднили Что значит отмена свидетельств о праве на недвижимость? . Так что выписка — единственный документ, который теперь выполняет эту функцию. Доказательство, что вы владелец, потребуется, если вы продаёте квартиру или сдаёте её в аренду, подаёте документы на налоговый вычет.
  • При покупке жилья. Из выписки вы узнаете всю важную информацию об объекте, а также выясните, сколько у квартиры было владельцев в разное время и кто они.
  • При аренде недвижимости, чтобы узнать, имеет ли право человек, с которым вы общаетесь, её сдавать.
  • Для оформления ипотеки. Выписка ЕГРН нужна банку, чтобы понять — одобрить кредит или нет.

Какими бывают выписки из ЕГРН

По форме

Росреестр выдаёт выписки в электронном виде и на бумаге. Обе версии имеют равную юридическую силу.

По содержанию

Об объекте недвижимости

Это максимально расширенная версия выписки из ЕГРН, которая содержит всю информацию об объекте. В ней указаны его характеристики, наличие обременений — ипотеки или ареста, информация о кадастровой стоимости объекта, выдержки из технической документации. Также она позволяет узнать, включена ли недвижимость в реестр объектов культурного наследия.

Когда нужна: в любой непонятной ситуации, если недостаточно документов из списка ниже. Эта выписка предельно исчерпывающая.

В ней содержатся сведения о собственниках, кадастровая стоимость, дата ввода объекта в эксплуатацию, обременение. Она включает план расположения помещения на этаже или схему расположения объекта на участке.

Когда нужна: если хотите доказать своё право собственности или выяснить, не находится ли объект под обременением.

О переходе прав на объект

В этой выписке, помимо прочего, содержится история того, как менялись собственники недвижимости. Правда, полные данные о предыдущих хозяевах будут доступны только нынешнему владельцу. Остальным покажут лишь фамилию, имя и отчество.

Когда нужна: если вы покупаете квартиру и хотите проверить, не было ли у неё подозрительных собственников. Чтобы узнать полные данные, будет лучше попросить нынешнего собственника жилья получить и предоставить вам эту выписку.

Это выписка о земельном участке, на котором строится многоквартирный дом. В документе указывают застройщика, дольщиков и номера договоров, которые они заключили.

Когда нужна: если вы приобретаете квартиру в новостройке. При покупке у застройщика вы сможете по выписке понять, как идут продажи. При уступке права требования — проверить, действительно ли существует договор и кто его заключил.

О кадастровой стоимости объекта

Содержание понятно из названия — в этой выписке из ЕГРН указана кадастровая стоимость недвижимости.

Когда нужна: если вы хотите проверить, правильно ли вам рассчитывают налог на имущество, или прикинуть рыночную стоимость своего объекта.

О правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости

Когда нужна: если необходимо показать ситуацию в динамике. Это может пригодиться, например, если ФНС начисляет вам налог на уже проданную квартиру.

О лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества

Эту выписку также выдают только собственнику или его официальному представителю. Она показывает, кто интересовался вашим объектом.

Когда нужна: если вам по каким‑то причинам любопытно.

О содержании правоустанавливающих документов

Ещё один вид выписки из ЕГРН, который дадут только владельцу или его официальному представителю. В ней содержится информация о том, как вы получили право собственности и на каком основании его сохраняете.

Когда нужна: если вы потеряли оригиналы бумаг, которые доказывают ваше право на жильё.

Сколько стоит получить выписку из ЕГРН

Документ готовится и выдаётся платно. Сумма зависит Размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН от вида выписки и её формата:

Как получить выписку из ЕГРН онлайн

Оформить документ можно на сайте Росреестра. Правда, в электронном виде доступны не все, а только следующие виды выписок:

1. Подайте заявление на сайте Росреестра

В блоке справа выберите, какая именно выписка вас интересует.

Заполните форму слева. Чтобы получить выписку, достаточно знать адрес объекта. Но если вам известен кадастровый номер, можно указать и его.

Затем действия будут немного различаться в зависимости от того, электронная или бумажная версия вам нужна. Если первая, укажите электронный адрес, на который вам придёт ссылка на выписку.

После этого второе поле изменится, и туда надо будет вбить свой почтовый адрес или указать адрес нужного отдела Росреестра.

На следующем шаге нужно приложить документы, если вы, например, являетесь официальным представителем заявителя. Если нет, пропустите этот шаг.

2. Оплатите госпошлину

3. Дождитесь письма

Если ждёте бумажную версию выписки, то она придёт по почте или вас известят, что пора прогуляться до территориального отдела Росреестра.

Для получения электронной версии вам пришлют ссылку для доступа к документу и ключ для его скачивания. Перейдите по ссылке, введите капчу и ключ.

С 1 января 2020 года в России ввели электронные трудовые книжки. У работодателей возникла необходимость предоставлять сотруднику сведения о его трудовой деятельности. В связи с этим Министерство труда утвердило новую справку. Приказом № 23н ведомство ввело форму СТД-Р.

В статье рассмотрим, для чего используют СТД-Р, как и где заказать этот документ.

В каких случаях выдаётся справка СТД-Р

Справку СТД-Р обязаны выдавать работодатели, у которых есть сотрудники в штате, оформленные по трудовому договору. Также документ выдают работникам, которые выполняют свои обязанности по совместительству, на дому или дистанционно.

Компания выдаёт СТД-Р в случае, если:

  • сотрудник уволился;
  • работник запросил сведения о своей трудовой деятельности.

В первом случае документ предоставляют в последний рабочий день, во втором — в течение трёх рабочих дней после запроса.

Согласно ст. 66.1 ТК РФ, сотрудник вправе заказать СТД-Р, если у него есть электронная трудовая книжка. Физлицо с бумажной трудовой получает аналогичную справку по форме СТД-ПФР. Для этого он обращается в МФЦ, Пенсионный фонд или на портал Госуслуг.

Важно! Работник с бумажной трудовой книжкой также может заказать справку СТД-Р. В таком случае для работодателя предоставление документа является правом, а не обязанностью.

Для чего необходима справка СТД-Р

Форма СТД-Р нужна для подтверждения сведений о своей трудовой деятельности, в случае если у физлица электронная трудовая книжка. Соискатель предъявляет документ при трудоустройстве. Если кандидат ведёт бумажную трудовую книжку, то справку предоставлять не нужно.

В каком виде выдавать СТД-Р

Сотрудник может сам выбрать удобный ему формат документа. Получить СТД-Р можно в бумажном или электронном виде. Бумажную справку заверяют печатью организации, подписью руководителя или кадрового работника. Если документ выдан в виде электронного файла, его понадобится подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Приобрести такую подпись можно только в удостоверяющем центре, который аккредитован Минцифры.

Как заказать справку СТД-Р по заявлению

Для получения справки сотруднику необходимо:

  1. Написать заявление на имя работодателя;
  2. Указать формат документа;
  3. Получить справку в течение трёх дней.

Заявление составляют в свободной форме. Предлагаем образцы документов на получение справки СТД-Р в различных форматах:

Образец заявления на выдачу справки СТД-Р в бумажном виде

Образец заявления на выдачу справки СТД-Р в электронном виде

Как заполнить форму СТД-Р

Справка СТД-H должна содержать в себе информацию о сотруднике и компании. Бланк состоит из двух частей.

В первой части указывают:

  • сведения о застрахованном лице – Ф.И.О. работника, дату рождения, СНИЛС;
  • регистрационные сведения о страхователе – название организации, номер в Пенсионном фонде России, ИНН и код причины постановки на учёт;
  • дату подачи заявления о продолжении ведения трудовой книжки в формате ДД.ММ.ГГ;
  • дату, когда подано заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности – в формате ДД.ММ.ГГ.

Вторая часть содержит таблицу с информацией о трудовой деятельности сотрудника. Рассмотрим важные к заполнению графы:

В данную графу вписывают кадровые перемещения сотрудника. Указывается код, сокращённое и полное наименование мероприятия. Данные пишутся с заглавной буквы.

Код Наименование мероприятия Полное наименование мероприятия
1 ПРИЁМ Трудоустройство
2 ПЕРЕВОД Перевод на другую работу
3 ИЗМЕНЕНИЕ Изменение наименования страхователя
4 УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ) Установление работнику следующей профессии, специальности или квалификации. Указывают полученный разряд, класс или иную категорию данной профессии, специальности или уровню квалификации
5 УВОЛЬНЕНИЕ Увольнение с работы

Если работник уволен по решению суда, то указывают должность, основание и срок лишения должности.

Основание для прекращения трудового договора или причину увольнения указывают согласно Трудовому кодексу РФ. Запись вносится без сокращений, аналогично трудовой книжки.

Графу следует заполнять в том случае, если требуется отменить ранее поданные сведения.

Образец заполнения СТД-Р

По ссылке можно скачать актуальную форму бланка СТД-Р или воспользоваться примером заполнения справки.

Образец заполнения справки СТД-Р:

 Образец заполнения справки СТД-Р

Как заказать СТД-Р на Госуслугах

Справку с информацией аналогичной СТД-Р получают не только у своего работодателя. Сделать это можно через Личный кабинет гражданина сайта ПФР или электронный сервис Госуслуг. В обоих случаях физлицо получит выписку из электронной трудовой. Документ называется СТД-ПФР

Работодатель предоставляет в ПФР информацию о своих сотрудниках с 1 января 2020 года. Данные составляют и отправляют по форме СЗВ-ТД. Ведомство хранит полученные сведения и формирует их по требованию граждан через Госуслуги или сайт ПФР.

В отчёте отражаются все кадровые мероприятия, которые происходили в отношении работника за отчётный период. В том числе в справке указан формат трудовой книжки, которую использует сотрудник.

Отличается ли СТД-Р от СТД-ПФР

Форма СТД-ПФР отображает сведения о деятельности работника у всех работодателей, в то время как в СТД-Р вписывают данные с последнего места работы. Справка СТД-ПФР полностью дублирует информацию, которую содержит электронная трудовая книжка.

Согласно 439-ФЗ, компании должны были перейти на электронные трудовые с 2021 года. Сотрудникам, работающим до 31 декабря 2020 года, оставили за собой право ведения бумажной трудовой. Физлицам, которые начали трудовую деятельность начиная с 1 января 2021 года, работодатель вправе заводить трудовую только в электронном формате.

Как получить налоговый вычет за отделку квартиры

Часть денег за покупку и отделку квартиры можно вернуть. Для этого оформляют налоговый вычет: подают заявление в ФНС и подтверждают расходы. Рассказываем, кому вернут часть денег за отделку и что для этого сделать.

Кому положен вычет


Налоговый вычет уменьшает доход, с которого государство берет налог. Тем, кто подал заявление, возвращают часть расходов. На вычет имеет право каждый гражданин РФ, который платит НДФЛ — 13% с дохода.

У вычета на покупку и отделку жилья есть лимит — 2 млн рублей на человека. Он выдается на всю жизнь: можно подать заявление на несколько квартир или домов, но общая сумма вычета будет такая. Это правило действует для жилья, которое купили с 1 января 2014 года. Для квартир и домов, которые купили раньше, по-другому: вычет оформляют только за один объект, даже если он стоил меньше 2 млн рублей.

Государство вернет 13% от суммы вычета. Максимум — 260 тыс. рублей.

Рассмотрим на примере. Квартира стоила 1,8 млн рублей. За отделку заплатили 600 тыс. Получается, на вычет подаем 1,8 млн за саму квартиру и 200 тыс. — за отделку. Возвращаем 260 тыс. рублей.

Супруги могут каждый получить вычет за квартиру в полном объеме, даже если квартиру оформили на одного из них. Получится до 4 млн рублей вычета на одну квартиру и до 520 тыс. возврата.

Мы не просто так говорим не «ремонт», а «отделка». Налоговый вычет положен, только если квартира в новостройке, куплена у застройщика и продавалась без отделки. Последнее закрепляют в договоре. Если часть работ выполняет застройщик, в документе разделяют стоимость квартиры и отделки.

Какие расходы подойдут для вычета


Вычет можно получить за составление проекта и сметы, покупку строительных материалов и работу мастеров. Дизайн интерьера и мебель не подойдут.

Ориентир — раздел 43.3 ОКВЭД. Там перечислены отделочные работы, за которые получится получить вычет: укладка плитки, установка дверей и окон, монтаж кухонного гарнитура и другие. В договорах и актах используйте формулировки из ОКВЭД, а не те, что приняты у подрядчика: так у налоговой не возникнет вопросов.

Стоимость строительных материалов тоже подходит для вычета. Сохраняйте чеки от грунтовки, шпатлевки, штукатурки, краски и обоев — они пригодятся. А вот новый перфоратор учесть не получится: инструменты не подлежат вычету.

Как подать заявление


Чтобы получить вычет, придется подтвердить расходы. Сохраняйте все чеки, договоры, акты, расписки. Электронные чеки тоже подойдут.

Кроме того, они без проблем предоставят все необходимые документы. Если обращаетесь к частному мастеру, обязательно внесите в договор его паспортные данные, иначе вычет можно не получить.

Вычет на отделку оформляют вместе с вычетом на покупку жилья. Подать заявление можно двумя способами: через работодателя и самостоятельно, вместе с декларацией 3-НДФЛ.

Чтобы оформить вычет, понадобятся:

  • заявление на возврат налога по форме ФНС
  • копия свидетельства о праве собственности или выписка из ЕГРН
  • копия договора купли-продажи, участия в долевом строительстве
  • копия акта приема-передачи
  • копии документов, подтверждающих расходы: чеков, счетов, договоров с подрядчиками, расписок и платежек
  • справка 2-НДФЛ, если подаете заявление с декларацией
  • копия паспорта.

Важно следить за формулировками в документах. Если вместо «отделки» там фигурирует «ремонт», а наименования работ не совпадают с ОКВЭД, в вычете могут отказать.

Если ремонт затянулся, не страшно: документы на вычет подают хоть каждый год, пока сумма не достигнет 2 млн. рублей. Или подают один раз, когда отделка закончена — так тоже можно.

Читайте также: