Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями осуществляли

Обновлено: 14.05.2024

Арбитражные суды возникли давно. Наибольшее применение арбитраж получил в торговых спорах, он был особенно распространен в сфере международной торговли, потому как торговцы из-за незнания чужих систем права и судопроизводства были взаимно несклонны к передаче споров в иностранные суды. В таких ситуациях арбитраж оказался наиболее подходящим механизмом разреше¬ния споров, поскольку он являлся нейтральным правовым институтом с понятными для обеих сторон правилами разбирательства.

Файлы: 1 файл

доклад на конференцию.doc

АРБИТРАЖНЫЙ СУД — постоянно действующий официальный государственный орган, разбирающий хозяйственные споры между организациями, предприятиями, фирмами и выносящий по ним решения. Арбитражный суд рассматривает в основном споры по поводу договорных отношений и соблюдения вытекающих из договора обязательств. Объектом рассмотрения арбитражных судов являются также внешнеторговые и другие международные экономические связи.

Арбитражные суды возникли давно. Наибольшее применение арбитраж получил в торговых спорах, он был особенно распространен в сфере международной торговли, потому как торговцы из-за незнания чужих систем права и судопроизводства были взаимно несклонны к передаче споров в иностранные суды. В таких ситуациях арбитраж оказался наиболее подходящим механизмом разреше¬ния споров, поскольку он являлся нейтральным правовым институтом с понятными для обеих сторон правилами разбирательства.

Особую роль в упорядочивании судебной системы и арбитражного производства, в частности, сыграл Петр I. Во-первых, в 1699 г. создается Бурмистрская палата, во-вторых, 22 февраля 1711 г. организуется Сенат, который становится высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, в-третьих, в 1719 г. учреждается Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

В 1727 году был утвержден Устав суда таможенного. На его основе в ряде городов России действовали суды, к ведению которых были отнесены спорные торговые дела. Однако повсеместного распространения они не получили, во многих городах коммерческие споры по-прежнему продолжали рассматриваться по правилам общего судопроизводства. Позднее торговые споры были отнесены частью к ведомству магистратов, частью же к ведомству надворных судов.

Важной вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года "Об учреждении коммерческих судов", этим же документом были учреждены особые правила судопроизводства для них. Создание таких судов, согласно Указу, обусловливалось тем, что в городах, отправляющих обширную торговлю, многосложные торговые споры "от слияния их со множеством других дел" часто подвергались "значительным затруднениям". Ведомству коммерческих судов подлежали споры "по торговым оборотам", "по векселям", а также по договорам и обязательствам, "свойственным торговле" между частными лицами, между государственными кредитными учреждениями и частными лицами, а также дела "о торговой несостоятельности

История органов государственного арбитража берет свое начало с 21 сентября 1922 года, когда Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР издали "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями". Этим положением было предусмотрено, что имущественные споры между государственными учреждениями, предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны РСФСР, а на местах – арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Деятельность комиссии была направлена на разрешение имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями области, на повышение хозяйственной дисциплины и ответственности организаций. Она имела право отсрочить и рассрочить исполнение обязательств, заменить одно обязательство другим и т. д.

Постановлением СНК СССР от 23 марта 1931 года было установлено, что все споры, возникающие между хозяйствующими органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами госарбитража.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1931 года была образована республиканская система государственного арбитража. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июня 1933 года утвердили "Положение о Государственном арбитраже РСФСР". В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами государственного арбитража.

Вплоть до 1991 года органы Госарбитража состояли и действовали при исполнительных комитетах областных (краевых) Советов народных депутатов.

Государственный арбитраж совмещал в себе функции судебного органа и органа государственного управления. Этим его деятельность отличалась от деятельности нынешнего арбитражного суда. Как органу государственного управления ему поручалось активно воздействовать на предприятия в целях выполнения ими плановых заданий и договорных обязательств, способствовать усилению режима экономии и устранению потерь в народном хозяйстве, развитию региональных связей и т. д.

Так, например, Арбитражная комиссия при Удмуртском облисполкоме была упразднена в соответствии с постановлением Центрального Комитета (ЦИК) и СНК СССР от 3 мая 1931 года, разрешениями ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1931 года и Удмуртского облисполкома от 28 июля 1931 года и передала свои функции вновь образованному Государственному арбитражу при Удмуртском облисполкоме.

Государственный арбитраж учреждался для разрешения наиболее крупных и важных хозяйственных споров между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в систему разных ведомств, для укрепления плановой и договорной дисциплины, хозяйственного расчета, повышения материальной ответственности хозяйственных органов и т. Д

Созданная на базе организованных в начале 20-х годов арбитражных комиссий система государственного арбитража, постепенно развиваясь, приобретала форму универсальной системы по разрешению споров экономического характера, обладающую конкретными принципами работы, четкими нормами судопроизводства. Тем не менее, несмотря на возрастающую "легалистичность" процессуальных норм, система государственного арбитража оставалась скорее квазисудебным органом, а не судом.

С принятием Конституции СССР 1977 года, конституций союзных, а также автономных республик Государственный арбитраж получил статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего процессуальную основу его деятельности.

Разрушение основанной на государственной собственности плановой экономики, повлекшее за собой зарождение в России в 90-х годах института частной собственности, формирование системы частных интересов в сфере экономики, необходимость эффективного управления государственной собственностью обусловили и необходимость введения судебного разбирательства экономических споров, возникающих в сфере формирующейся рыночной экономики. Арбитраж, который до сих пор имел дело только с регулированием отношений между субъектами одной государственной формой собственности, надлежало превратить в независимый суд, имеющий дело с многообразием связей владельцев частной, государственной и муниципальной собственности.

В результате в 1991 году были ликвидированы государственные арбитражи, а на их кадровой и материальной основе была создана единая и цельная система арбитражных судов России, к компетенции которых было отнесено рассмотрение экономических споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 года окончательно закрепила за судебными органами, в том числе и арбитражными судами, статус органов по отправлению правосудия. В соответствии со статьей 188 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно данному конституционному положению иные обязанности, в том числе органов государственного управления, на арбитражные суды возложены быть не могут. Хотя впервые конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 года, глава в этой Конституции называлась "Правосудие и прокурорский надзор", в Конституции 1993 года в полном соответствии с принципом разделения властей идея обособления функций правосудия от функций законодательной и исполнительной власти нашла отражение в отдельной главе 7 "Судебная власть". Именно Конституцией 1993 года арбитражные суды были закреплены как самостоятельная ветвь судебной системы.

В правовом государстве, каким в 90-х годах была провозглашена Россия, на судебную власть возлагается особая миссия по развитию в обществе принципов демократии и начал справедливости. Для этого законодателем создается и соответствующая нормативная база. Так, 4 июля 1991 года был принят Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а 5 марта 1992 года первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

В 1991 году был образован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. За этим последовало назначение в 1992 году Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также председателей и судей арбитражных судов Российской Федерации. В том же 1992 году, вслед за вступлением в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начал функционировать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, начали свою работу и все арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Согласно ст.127 Конституции Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В эти годы увеличилось число судей, во много раз возросло количество рассматриваемых арбитражными судами дел, принципиально изменился и характер споров, что потребовало от судей познаний в различных отраслях права, пристального внимания ко всем изменениям в законодательстве.

В связи с развитием рыночных отношений, переходом от нецивилизованного рынка к рыночной экономике потребовалось принятие огромного числа новых законов, регулирующих все сферы общественной жизни. В 2001–2003 годах законодательство РФ претерпело значительные изменения, приняты новые кодексы и огромное число новых законов.

В 2002 году был принят новый, третий по счету, Арбитражный процессуальный кодекс, основной целью которого является повышение эффективности и обеспечение большей доступности правосудия для граждан и юридических лиц. С его принятием обеспечивается более четкое разграничение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. В основу этого разграничения был положен принцип, согласно которому все экономические споры рассматриваются арбитражными судами.

  1. Съезд Советов рабочих солдатских, крестьянских и казачьих депутатов;
  2. ВЦИК;
  3. Совет Народных Комиссаров;
  4. ВЧК.
  1. репрессивно-политического аппарата;
  2. выборным путем;
  3. на основании укрепления авторитета партии.
  1. борьбу за мир;
  2. уничтожение эксплуатации человека человеком;
  3. уничтожение капиталистической собственности;
  1. Декрет о земле и Декрет о мире;
  2. Декрет о правах трудящихся;
  3. Декрет о свержении Временного правительства;
  4. Декрет о созыве Учредительного собрания.
  1. 5 тысяч рублей;
  2. 10 тысяч рублей;
  3. 15 тысяч рублей;
  4. 20 тысяч рублей.
  1. 26 декабря 1917 г.;
  2. 5 января 1918 г.;
  3. 10 июля 1918 г.;
  4. 25 сентября 1918 г.
  1. против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
  2. контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи;
  3. должностные преступления;
  4. имущественные.
  1. орган розыска и следствия;
  2. орган дознания;
  3. орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками; +
  4. орган контроля.
  1. с декабря 1917 г. до марта 1918 г.;
  2. с сентября 1918 г. до февраля 1919 г.;
  3. с января 1920 до сентября 1920 г.
  1. передавали дела в трибуналы;
  2. самостоятельно рассматривали дела по существу и определяли меры наказания;
  3. отправляли в вышестоящий орган для вынесения окончательного решения.
  1. Наркомзем;
  2. Президиум ВЦИК;
  3. Наркомат юстиции РСФСР.
  1. были формальной инстанцией, одобряющей или не одобряющей кодексы;
  2. активно участвовали в подготовке проектов законов;
  3. не принимали участия в кодификации советского законодательства.
  1. губернский суд;
  2. народный суд;
  3. Верховный суд;
  4. Военный трибунал.
  1. военно-полевой суд;
  2. кассационный отдел;
  3. особый революционный трибунал.
  1. запрещала свободный выход союзных республик из Союза;
  2. разрешала свободный выход республик из состава СССР;
  3. разрешала свободный выход республик из СССР устанавливала механизм этого процесса.
  1. прокуратура;
  2. Наркомат юстиции;
  3. Военный трибунал.
  1. 1922 г.;
  2. 1924 г.
  3. 1925 г.;
  4. 1930 г.

Имущественные споры в советском государстве между государственными учреждениями и предпринимателями осуществляли:

  1. арбитражные комиссии;
  2. областные экономические совещания;
  3. военные коллегии.
  1. Съезд Советов;
  2. Верховный Совет СССР;
  3. Совет Народных Комиссаров.
  1. имела право на свою конституцию;
  2. не имела права на свою конституцию;
  3. имела право на свою конституцию, не противоречащую Конституции СССР.
  1. всеобщее избирательное право только для трудящихся;
  2. всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения;
  3. всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
  1. 8 января 1936 г.;
  2. 11 июня 1936 г.;
  3. 29 сентября 1936 г.;
  4. 5 декабря1936 г.
  1. с 7 до 15;
  2. с 7 до 11;
  3. с 11 до 15.
  4. С 7 до 16.
  1. 1932 г.;
  2. 1934 г.;
  3. 1935 г.;
  4. 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. закрепляла имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности в СССР:

  1. государственная;
  2. колхозно-кооперативная;
  3. государственная и колхозно-кооперативная;
  4. государственная, колхозно-кооперативная и личная.
  1. Советы рабочих депутатов;
  2. Советы депутатов трудящихся;
  3. Советы рабочих крестьянских и красноармейских депутатов.
  1. непосредственно Верховным судом СССР;
  2. непосредственно населением;
  3. Верховным Советом СССР.
  1. конце 20-х гг.;
  2. середине 30-х гг.;
  3. конце 30-х гг..

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Содержание


Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Арбитражными Комиссиями, действующими на основании сего Положения в центре при Совете Труда и Обороны и на местах при Областных Экономических Совещаниях, поскольку эти споры согласно общим законам не разрешаются внутри ведомства.
Примечание 1. Арбитражные комиссии разбирают также и споры, возникающие на основании договора между государственными учреждениями и предприятиями.
Примечание 2. Настоящее Положение не распространяется на государственные учреждения (Государственный Банк, Главное Правление Государственного Страхования), поскольку утвержденные положения о них предусматривают разрешение их (и обратно - к ним) имущественных претензий и споров в судебном порядке.


Высшая Арбитражная Комиссия при Совете Труда и Обороны образуется в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и двух членов непосредственно назначаемых Советом Труда и Обороны. В соответственном порядке назначаются: заместитель председателя и заместители членов Комиссии.


Арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образуются в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиция, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.


К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии относятся:
а) разрешение споров, в коих хотя бы одной из сторон является центральное учреждение;
б) споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области;
в) рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий (ст. 18);
г) пересмотр в порядке ст. ст. 19, 21 всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.


Дела в арбитражных комиссиях начинаются по письменному исковому заявлению учреждения или предприятия, считающего свои права нарушенными.


Участвующие в деле учреждения и предприятия могут поручать представительство своих интересов, как своим сотрудникам, так и лицам, имеющим право ведения чужих дел в общих судах Республики.


К слушанию дела вызываются стороны. Неявка сторон не останавливает разбирательства. Арбитражная комиссия может признать явку обязательной.


Слушание дела происходит с применением начала состязательного процесса. Истец обязан доказать свой иск, а ответчик свои возражения. Однако, арбитражная комиссия в праве, в случае необходимости, по собственному почину собирать доказательства.


Способы проверки и оценка доказательств всецело предоставляются усмотрению арбитражной комиссии.


Вступление в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, а также в качестве пособников той или другой стороны и привлечение сторонами третьих лиц в качестве пособников, допускается по особым постановлениям арбитражной комиссии, если она найдет участие третьих лиц целесообразными. Примечание. В качестве пособников могут вступать или привлекаться также и частные лица.


Решения постановляются по большинству голосов. В случае равенства голосов голос председательствующего дает перевес.


Решения арбитражных комиссий имеют силу судебных решений и приводятся в исполнение в порядке, указанном в ст. 14 настоящего Положения.


При постановлении решения арбитражная комиссия разрешает спор и право, руководствуясь действующими законами и законными распоряжениями властей, но может, принимая в соображение общегосударственные интересы, постановить: а) об отсрочке или рассрочке исполнения, б) о замене предмета исполнения другим предметом или денежным эквивалентом в исключительных случаях, в) о полном или частичном освобождении от обязательства или ответственности.


В решении суд указывает конкретный способ исполнения или дает общие указания относительно способа исполнения.


Решение объявляется в том же заседании, в котором дело слушалось по существу. Подробная мотивировка решения, если она по сложности не могла быть изложена письменно одновременно с постановлением решения; приобщается к делу и сообщается в письменной форме сторонам не позднее семи дней по объявлении решения. Необжалованное решение вступает в законную силу по истечении срока обжалования (ст. 17), а по делам, решаемым местными комиссиями, окончательно (ст. 16), через 3 дня по приобщении к делу мотивированного решения.


Решения местных арбитражных комиссий могут быть обжалованы сторонами в Высшую Арбитражную Комиссию. Обжалование по делам, по коим цена иска не превышает 5000000 р., не допускается.


Жалоба подается в течение 14-ти дней со дня приобщения к делу мотивированного решения, в комиссию, постановившую обжалуемое решение, которая обязана не позднее чем через 7 дней, препроводить дело со своими заключениями в Высшую Арбитражную Комиссию.


Областным экономическим совещаниям предоставляется право в порядке надзора приостанавливать решения местных арбитражных комиссий с передачей этих решений на пересмотр Высшей Арбитражной Комиссии.


Подача жалобы приостанавливает исполнение, но комиссия, постановившая решение, может в случае необходимости, по ходатайству истца, допустить предварительное исполнение, если таковое не опротестовано областным экономическим совещанием в 3-дневный срок.


Всякое не вступившее в законную силу решение, независимо от цены иска, может быть экономическим совещанием, при котором состоит постановившая решение комиссия, перенесено на рассмотрение Высшей Арбитражной Комиссии. По предложениям Совета Труда и Обороны Высшая Арбитражная Комиссия пересматривает решения местных комиссий, хотя бы и вступившие в законную силу.


Высшая Арбитражная Комиссия может отменить, изменить обжалованное решение, или передать его на новое рассмотрение другой местной арбитражной комиссии, если найдет существенным установление таких обстоятельств, которые не могут быть непосредственно установлены Высшей Арбитражной Комиссией.
Указания Высшей Арбитражной Комиссии обязательны для местной комиссии при вторичном рассмотрении дела.


Решения Высшей Арбитражной Комиссии в качестве 2-й инстанции окончательны, но Совет Труда и Обороны в порядке надзора может изменить их, либо передать на новое рассмотрение.


Подробные правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, а равно и размеры судебных пошлин и сборов устанавливаются Высшей арбитражной комиссией и утверждаются Советом Труда и Обороны.

Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН

Заместитель
Председателя Совета
Народных Комиссаров
А.РЫКОВ

Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ



Имущественные споры

Данные споры касаются прежде всего отношений между физическими и юридическими лицами. Эти отношения вытекающие в споры могут касаться различного имущества или прав на него, денежных средств и обязательств, которые вытекают из норм законодательства или заключенных договоров. Как правило, они связаны с нарушением интересов и прав собственника, либо с причинением вреда.

Что такое имущественные споры

Имущественные споры — это правовые разногласия возникающие между юридическими и физическими лицами касающихся владения и распоряжения имуществом, вытекающие из вещных прав, имеющие отношение к материальным благам.

Однако к категории данных споров относят и такие, которые вроде бы и не имеют явного отношения к имуществу — например, вопросы, связанные с возмещением морального вреда, однако поскольку возмещение происходит (и требуется) в имущественной форме.

Объекты имущественных споров (ст. 128 Гражданского кондекса РФ (далее ГК)

Объектами данных правоотношений являются денежные средства, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, любой другой объект движимго и недвижимого субъекта, а также блага не имеющие экономического содержания (честь и достоинство личности, деловая репутация).

Субъекты имущественных споров

Субъектами имущественных правоотношений могут быть физические лица (граждане) и юридические лица (коммерческие или некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели и государственные учреждения в лице министерств и ведомств.

Категории имущественных споров

Данные вопросы носят довольно разнообразный характер, но практически всегда в их основе лежит право на ту или иную собственность.

  1. разногласия связанные с нанесением ущерба собственности;
  2. связанные с причинением вреда здоровью;
  3. связанные с возмещением морального ущерба;
  4. связанные с использованием чужих денежных средств;
  5. и, наконец, противоречия, которые связаны со взысканием нанесенного ущерба, упущенной выгоды, пеней, штрафов и т.п.

Как правило, они возникают на почве разбирательства прав на владение, пользование и распоряжение имуществом и исходят из данных отношений между физическими или юридическими лицами. Камень преткновения все тот же — права на имущество.

Ключевые направления имущественных споров

Истребование имущества от других лиц

Движимое или недвижимое имущество, переданное кому-либо во временное пользование или находящееся по любым другим причинам у других лиц, иногда приходится возвращать через суд. Для этого необходимо подтвердить право собственности и предъявить судебный иск об истребовании имущества. По решению суда, через приставов, имущество будет возвращено собственнику.

Споры о порядке пользования имуществом

Если имущество находится в долевой или общей собственности, может возникнуть спор о пользовании. Суть состоит в удобстве для всех собственников. Споры об устранении препятствий в пользовании имуществом. В подавляющем большинстве случаев это споры по недвижимости, когда кого-то не пускают в квартиру, в которой он имеет законные основания находиться. Лишенный возможности пользования недвижимым имуществом жилец может добиться через суд устранения незаконно создаваемых ему препятствий.

Вопросы сервитута

Сервитут – это ограниченное право пользования земельным участком, которое может быть предоставлено по суду для прокладки каких-либо коммуникаций, если проложить их в другом месте нет никакой возможности. За установление сервитута владельцу участка может быть предложена денежная компенсация.

Подсудность имущественных споров

Имущественные споры

Имущественные споры рассматриваются не только в судах общей юрисдикции, но и в Арбитражных судах. Это могут быть: о взыскании любых видов задолженности (по договорам поставки, купли-продажи, подряда, оказания услуг), споры о взыскании задолженности за коммунальные услуги, компенсации морального вреда.

В судах общей юрисдикции

Мировые судьи рассматривают имущественные споры физических лиц (граждан) до 50 тыс. руб., в том числе и в упрощенном порядке. Дела, рассматриваемые в упрощенном порядке на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб., подсудны уже районным судам. Свыше 100 тыс. руб. — также районным судам, но в общем исковом порядке. При этом дела приказного производства подсудны мировым судьям на сумму до 500 тыс. руб.

В арбитражных судах на примере аренды муниципального имущества

Упрощенный порядок АПК РФ

Порядок разрешения имущественных споров

Особенности процедуры могут меняться в зависимости от ситуации. Обычно процесс осуществляется по следующей схеме:

  1. Лицо, чьи права были нарушены, собирает пакет документов и оформляет досудебную претензию.
  2. Бумагу вместе с доказательной базой направляют в адрес нарушителя.
  3. Автор претензии дожидается рассмотрения документа. Если ответ в установленный срок не поступил, или принятое решение заявителя не устроило, необходимо подготовить иск и инициировать судебное разбирательство.
  4. Будет назначено судебное заседание. Его необходимо посетить. Во время процесса суд рассмотрит все представленные доказательства, выслушает доводы участников разбирательства и вынесет итоговое решение.
  5. Если вердикт не устроил заявителя, можно подготовить апелляцию и обжаловать решение.

Участие в имущественных спорах требует наличия знаний норм действующего законодательства и умения применять их на практике. Самостоятельно разобраться во всех нюансах процесса за короткий срок проблематично. Лучше заручиться поддержкой адвоката. Услуги по защите интересов клиента в суде предоставляют специалисты юридического кабинета Суворов Лигал. Наши юристы проведут правовую экспертизу документов, сообщат наиболее эффективные варианты урегулирования разногласия, проведут примирительные процедуры, представят интересы заказчика во время судебного разбирательства. Клиент может заказать комплексное сопровождение или единоразовую услугу.

Примеры имущественных споров

Распространенные примеры споров:

  1. Оспаривание договоров, сделок, заключенных с нарушением российского законодательства.
    Примеры: продажа недвижимого объекта третьему лицу гражданином, не являющимся законным собственником помещения, вынужденное подписание дарственной вследствие угроз, обмана, введения в заблуждение владельца имущества.
  2. Подтверждение права собственника на какой-либо объект.
    Пример: утрата правоустанавливающей документации без возможности ее восстановления.
  3. Истребование личного имущества из постороннего незаконного владения.
  4. Оспаривание законности наследования имущества.
    Конфликт возникает между наследниками одной очереди, претендентами на долю имущества покойного по завещанию
  5. Признание права собственности на вновь возведенный недвижимый объект. Разрешение разногласия реально, если возведение было согласовано и законно.
  6. Подтверждение законных прав на объект, принадлежащий гражданину по принципу приобретательной давности.
    Он применяется по отношению к бесхозному объекту либо к имуществу, принадлежащему иному лицу. Стать собственником таковой недвижимости можно при условии добросовестного непрерывного пользования не менее 15 лет, движимых объектов – не менее 5 лет.
  7. Оспаривание незаконных приватизационных сделок.
  8. Освобождение собственности из-под ареста.
    Такая мера – охранительная, обеспечительная в отношении имущества должника. В процессе спора доказывается, что арест незаконен, ущемляет интересы гражданина.
  9. Разбирательства касательно интеллектуального (исключительного) права.

Данные вопросы разрешаются в судебном порядке. Для признания правоты истца требуется обширная доказательная база. Допускаются любые письменные документы, с помощью которых можно подтвердить, установить статус собственника.

Принцип справедливости в данных спорах

В статье 12 Гражданского кодекса РФ приведен примерный перечень способов защиты гражданских прав, в соответствии с которой защита нематериальных благ (личных неимущественных прав) может осуществляться, в частности, посредством возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда или же признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Общая тенденция широкого применения принципа справедливости, в том числе и его разновидности — принципа социальной справедливости, характерна для судов общей юрисдикции разных уровней по гражданским делам, связанным с имущественными спорами. Можно даже сказать, что по определенным группам гражданских дел суды общей юрисдикции основывают свои решения в большей мере на принципе социальной справедливости, чем на законе. К примеру, встают на сторону дольщиков по делам о долевом жилищном строительстве, решают споры о праве на социальные льготы, о возмещении вреда и пр.

На принцип справедливости суды общей юрисдикции нередко ссылаются при обращении с запросом в Конституционный Суд РФ.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Читайте также: