Как переоформить земельный участок в рк

Обновлено: 02.05.2024

1. Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется в следующем порядке:

1) принятие к рассмотрению заявления об изменении целевого назначения земельного участка;

2) определение возможности использования земельного участка по запрашиваемому целевому назначению;

3) согласование заявления об изменении целевого назначения земельного участка посредством государственных информационных систем либо на бумажных носителях при отсутствии у согласующих органов этих систем;

4) подготовка заключения земельной комиссии;

5) исключен Законом РК от 29.06.2020 № 352-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

6) принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах компетенции об изменении целевого назначения земельного участка;

7) изготовление идентификационного документа на земельный участок.

2. Физические и юридические лица, заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка, подают заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка на бумажном носителе либо посредством веб-портала "электронного правительства" или Государственной корпорации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Заявлению присваивается регистрационный номер по дате его принятия и заявителю выдается уведомление, подтверждающее подачу заявления, в котором указывается дата получения решения по вопросу изменения целевого назначения земельного участка либо в его отказе.

В заявлении указываются следующие сведения:

кадастровый номер земельного участка;

запрашиваемое целевое назначение земельного участка;

площадь земельного участка;

номер и дата правоустанавливающего и идентификационного документов на земельный участок.

3. Заявление об изменении целевого назначения земельного участка рассматривается в срок до тринадцати рабочих дней с момента его поступления.

4. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аким города районного значения, поселка, села, сельского округа в течение одного рабочего дня направляет поступившее заявление об изменении целевого назначения земельного участка в уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо в структурное подразделение соответствующего местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции.

5. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления определяет возможность использования земельного участка по заявленному целевому назначению и направляет его на согласование одновременно всем заинтересованным государственным органам, соответствующим службам.

6. Согласующие органы в течение трех рабочих дней представляют соответствующие заключения о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.

7. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заключений подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.

8. Решение об изменении целевого назначения земельного участка принимается на основании заключения земельной комиссии. Заключение земельной комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней с момента поступления в земельную комиссию предложения о возможности изменения целевого назначения земельного участка.

9. Исключен Законом РК от 29.06.2020 № 352-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

10. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии подготавливает соответствующее решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа.

11. Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение двух рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии.

12. Отказ в изменении целевого назначения земельного участка должен быть мотивированным.

13. Копия решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка вручается заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия.

Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении целевого назначения земельного участка должно содержать:

кадастровый номер земельного участка;

целевое назначение земельного участка;

площадь земельного участка.

В случае подачи заявления в форме электронного документа посредством веб-портала "электронного правительства" решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка направляется заявителю в форме электронного документа в срок не позднее трех рабочих дней после его принятия.

14. При изменении целевого назначения земельного участка срок изготовления идентификационных документов составляет не более шести рабочих дней.

Часто встречаются случаи, когда земельный участок приобретается с одним целевым назначением, а фактически его собственник или землепользователь в силу различных причин использует этот земельный участок в других целях, то есть не по назначению, определенному в соответствующих документах. В связи с этим возникает вопрос: как можно изменить целевое назначение земельного участка?

Для этого вам необходимо подать соответствующее заявление в акимат по месту расположения участка.

Куда необходимо подать заявление?

Заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка физические и юридические лица подают полную информацию в заявлении:

Необходимая информация

В заявлении указываются следующие сведения:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • запрашиваемое целевое назначение земельного участка;
  • площадь земельного участка;
  • номер и дата правоустанавливающего и идентификационного документов на земельный участок;
  • ИИН заявителя;
  • ФИО полностью;
  • Адрес земельного участка

К данному заявлению прикладывается акт оценки земельного участка, утвержденный уполномоченным органом.

При рассмотрении заявления на изменение целевого назначения земли акимат вправе запросить у собственника земли или землепользователя дополнительные документы, подтверждающие необходимость изменения целевого назначения.

Порядок изменения

Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется в следующем порядке:

  1. принятие к рассмотрению заявления об изменении целевого назначения земельного участка;
  2. определение возможности использования земельного участка по запрашиваемому целевому назначению;
  3. согласование заявления об изменении целевого назначения земельного участка посредством государственных информационных систем либо на бумажных носителях при отсутствии у согласующих органов этих систем;
  4. подготовка заключения комиссии, создаваемой местными исполнительными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Земельного Кодекса Республики Казахстан;
  5. составление земельно-кадастрового плана земельного участка в случае изменения целевого назначения земельного участка, расположенного в черте населенного пункта, для целей строительства;
  6. принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах компетенции об изменении целевого назначения земельного участка.

Заявлению присваивается регистрационный номер по дате его принятия и заявителю, выдается уведомление, подтверждающее подачу заявления, в котором указывается дата получения решения по вопросу изменения целевого назначения земельного участка либо в его отказе.

Дополнительная информация

В случае необходимости выкупа земельного участка нужно подать акт кадастровой стоимости земельного участка.

При изменении целевого назначения земельного участка, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренную законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.

При изменении целевого назначения, за исключением земель, изъятых для государственных нужд, земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также сельскохозяйственного использования в пределах черты населенного пункта для использования его в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, собственник указанного земельного участка обязан выплатить в бюджет сумму, равную разнице между кадастровой (оценочной) стоимостью, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения, и ценой, по которой этот участок ранее был приобретен у государства.


Торговля недвижимостью заняла прочное место на рынке Казахстана. Попутно множится количество неправильно оформленных сделок и типичных ошибок, в том числе в процессе купли-продажи жилого дома с земельным участком.

Очень часто незнание некоторых юридических тонкостей при покупке жилого дома с земельным участком приводит к признанию сделки недействительной, и вы рискуете потерять уже купленный и обустроенный дом. В лучшем случае вы можете потребовать возврата уплаченных вами по договору сумм и возврата понесенных на ремонт расходов при наличии подтверждающих документов.

Специфика объекта

Первым делом – документы

При купле-продаже жилого дома с земельным участком в обязательном порядке необходим следующий пакет документов:

Земельный участок, на котором находится дом, должен быть не только правильно оформлен, но и обязательно находиться в собственности продавца. Необходимые документы при оформлении сделки:

Это далеко не полный перечень документов при оформлении сделки купли-продажи, а также мены или дарения жилого дома с земельным участком, но наиболее распространенный.

В частности, следует знать, что собственниками жилого дома являются все лица, указанные в правоустанавливающих документах. Не имеет значение, проживает ли сособственник в данном доме или нет. Кроме того, право собственности не прекращается и при выезде за границу.

Поэтому при оформлении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком должны участвовать все, кто указан в правоустанавливающих документах. Или на руках должна быть доверенность от отсутствующего собственника с правом отчуждения принадлежащей ему доли. Исключение возможно в том случае, когда сособственник умер к моменту заключения сделки. В этом случае необходимо оформить наследство в установленной законом форме.

Оформляем грамотно

Действующее законодательство Республики Казахстан предусматривает письменную форму договора купли-продажи жилого дома (квартиры) путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы сделки влечет её недействительность в случаях, установленных законодательством (статья 153 ГК РК). Составленный договор купли-продажи не обязательно подлежит нотариальному удостоверению. Но всё-таки лучше обратиться к специалисту, так как нотариус уже на стадии заключения договора помогает внести ясность во взаимоотношения сторон и устранит все противоречия, чтобы в дальнейшем исключить споры. Удостоверяя сделки с недвижимостью, нотариус установит личность участников сделки, проверит их дееспособность и полномочия, принадлежность отчуждаемого имущества и действительную волю сторон.

Расчет по сделке можно произвести в присутствии нотариуса, сумма оплаты будет указана в договоре и сделана отметка о полном расчете.

Переход права собственности по договору продажи жилья к покупателю (ст. 118 ГК РК) наступает лишь после его государственной регистрации в органах юстиции. Подача документов для регистрации осуществляется через центры обслуживания населения (ЦОНы) по месту нахождения домовладения.

Сегодня при обращении в ЦОН для получения кадастровой справки вам сразу, в момент подачи заявления, сообщат все необходимые данные об обременениях выбранного вами жилого дома с земельным участком или квартиры (арест, залог, ипотека, запрет на отчуждение и т.д.). В единой системе электронного документооборота департамента юстиции (в ЦОНе) об этом есть вся информация. Помимо того, что право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, обременения также регистрируются. Каждую запись об ограничении идентифицируют номером регистрации.

Обременения могут возникнуть на основании:

  • сделки в отношении недвижимого имущества;
  • акта органов государственной власти (органов местного самоуправления);
  • закона;
  • решения суда, вступившего в законную силу.

Кадастровую справку об обременениях недвижимости вы получите моментально.

Береженного бог бережет!

Купля-продажа недвижимости сопряжена на практике с определенной долей риска, в том числе по той причине, что до государственной регистрации перехода права собственности собственником дома фактически остаётся продавец.

Во избежание непредвиденных ситуаций следует в момент оформления документов на отчуждение домовладения озвучить у нотариуса все нюансы, имеющие иногда значительное материальное значение. Например, продавец после подписания договора отремонтирует крышу, фасад дома и т.д. Все озвученные вами дополнительные условия по сделке нотариус обязательно включит в договор купли-продажи жилого дома с земельным участком. Это предотвратит возможные конфликты между сторонами, а в случае их возникновения поможет в будущем разрешить спор на законных основаниях. Если дом покупается с обстановкой, особенно важно составить два договора купли-продажи — жилого дома и имущества с полным его перечнем.

Бывает, что используя юридическую неосведомленность граждан, мошенники добиваются заключения с гражданами соглашений об отчуждении жилья на крайне невыгодных для них условиях или с помощью махинаций вообще лишают их законного жилища. Поэтому во избежание подделок целесообразно провести юридическую экспертизу уже имеющихся документов. Так, после легализации имущества в Казахстане на рынке недвижимости появились объекты с правоус-танавливающими документами в виде решений комиссий по проведению легализации при акиматах. В случае приобретения такой недвижимости необходимо насторожиться и проверить решение о легализации в акимате города. Есть случаи, когда легализация выполнена на совершенно посторонних лиц в спешке, без достоверной проверки документов и объекта. И нет гарантий, что приобретенная вами недвижимость по решению суда не будет потом изъята его настоящим владельцем.

Следует насторожиться или вообще отказаться от покупки дома, который в течение короткого периода времени имел множество продаж. Потому что есть вероятность того, что предыдущие сделки оформлялись с использованием подставных лиц и могут быть позднее признаны недействительными. Подобное возможно, если, например, жилой дом являлся совместной собственностью супругов, но один из них не получил нотариального согласия другого на продажу объекта. Или когда при продаже не были соблюдены права несовершеннолетних детей, недееспособных граждан, законных наследников, или просто дом был взят в аренду, а потом путем подделки документов продан. Даже если вы не знали и не могли догадываться об этом, ваша правильно оформленная сделка в соответствии с действующим законодательством будет признана недействительной, так как предыдущая была выполнена с нарушениями закона.

Чтобы избежать этого, получите в департаменте юстиции выписку из истории объекта о переходе права собственности на недвижимость, где содержится информация о ее предыдущих владельцах или поинтересуйтесь, например, у соседей о том, кто является собственником продаваемого имущества.

Редакция благодарит юриста Евгения Роута за помощь в подготовке материала


Земля всегда имела для казахстанцев особое сакральное значение и приравнивается к бесценному сокровищу нации. Именно поэтому земельное законодательство, в особенности в области арендных отношений, находится под пристальным вниманием общества. Об условиях и способах получения земель сельскохозяйственного назначения в Казахстане читайте в нашей подробной инструкции.

Кому предоставляется право аренды?

Согласно Земельному кодексу РК, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства. На земельных участках не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов, включая индивидуальные.

До 31 декабря 2021 года продажа земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан не допускается.

Право аренды предоставляется физическим и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия: во-первых, для ведения крестьянского или фермерского хозяйства гражданам РК на срок от 10 до 49 лет и оралманам на срок до 25 лет; во-вторых, для ведения сельскохозяйственного производства негосударственным юридическим лицам РК на срок до 49 лет.

Кто и как предоставляет земли?

Правом предоставления земель для сельскохозяйственного назначения от лица государства обладают местные исполнительные органы: акиматы городов Астана, Алматы, Шымкент, областей и районов.

Информация о свободных землях сельскохозяйственного назначения размещаются на официальных интернет–ресурсах акиматов или в периодических печатных изданиях.

Первый способ получения земель

Акиматы регулярно проводят конкурсы по предоставлению земельных участков в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.

Порядок проведения конкурса

Организатор конкурсов не менее чем за 30 календарных дней до проведения конкурса публикует объявление о проведении конкурса в периодических печатных изданиях, на официальном интернет-ресурсе акимата.

В объявлении указываются следующие сведения:

1. порядок участия в конкурсе;

2. месторасположение земельного участка, площадь, целевое назначение;

3. начальная цена;

4. размер и порядок внесения гарантийного взноса;

5. дата, время и место проведения заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов участников и подведению итогов конкурса;

6. окончательный срок подачи заявок на участие в конкурсе;

8. срок представления предложений (конкурсной заявки) по цене и использованию земельного участка;

9. критерии по условиям и требованиям (объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест, охрана земель и др.) к использованию земельного участка;

10. требования к предложению (конкурсной заявке) по цене и использованию земельного участка.

Заявка для участия в торгах принимаются в письменном виде в акимате (управление либо отдел земельных отношений) по адресу, указанному в объявлении о проведении конкурса.

Процедура участия в конкурсе

Первый этап – регистрация на участие в конкурсе

1) заявка на участие в конкурсе;

2) нотариально засвидетельствованная копия удостоверения личности;

нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

3) оригинал или нотариально засвидетельствованная копия справки установленной формы, соответствующего налогового органа об отсутствии или наличии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды более чем за три месяца, предшествующие дате вскрытия конвертов с конкурсными заявками за подписью первого руководителя или лица, имеющего право подписи, с печатью данного налогового органа;

4) платежный документ, подтверждающий внесение гарантийного взноса (5% от минимальной цены земельного участка);

5) документ, удостоверяющий полномочия представителя;

Для подтверждения достоверности копий предъявляются оригиналы для сверки.

Второй этап – подача конкурсной заявки по цене и использованию земельного участка

для юридических лиц:

– предлагаемый участником бизнес-план или производственную программу использования земельного участка в произвольной форме;

– оригинал справки о наличии в штате предприятия не менее двух специалистов в соответствующих отраслях сельского хозяйства с указанием их квалификации и стажа работы за подписью первого руководителя или лица, имеющего право подписи, с печатью юридического лица;

– оригинал справки о наличии необходимых сельскохозяйственных машин для возделывания сельскохозяйственных культур (за подписью первого руководителя или лица, имеющего право подписи, с печатью юридического лица) и (или) представить копию договора (или протокола намерений) на их приобретение (аренду, покупку услуг и так далее);

для физических лиц:

– предлагаемый участником бизнес-план или производственную программу использования земельного участка в произвольной форме с указанием фактического наличия необходимых сельскохозяйственных машин для возделывания сельскохозяйственных культур и (или) представить копию договора (или протокола намерений) на их приобретение (аренду, покупку услуг и так далее);

– копию диплома об образовании (при его наличии) или автобиографию с указанием сведений о трудовой деятельности и стаже работы в отраслях сельского хозяйства.

Участник может представить и иную достоверную информацию о себе, которая может быть учтена Конкурсной комиссией при определении победителя конкурса

Отсутствие конкурсной заявки по цене и использованию земельного участка участника торгов данных документов является основанием для отклонения конкурсной заявки.

Форма предоставления конкурсных документов

– Конкурсные заявки отпечатываются и представляются в прошитом виде, с пронумерованными страницами и последняя страница заверяется: для физических лиц – подписью участника / для юридических лиц – подписью первого руководителя (или доверенного лица) и печатью.

– В конкурсных заявках не допускаются вставки между строчками, подтирки.

– Конкурсные заявки представляются организатору нарочно или по почте до окончания срока приема документов.

В случае отказа в принятии заявки на участие в конкурсе организатор письменно либо посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений извещает об этом заявителя с изложением причины такого отказа в течение двух рабочих дней со дня поступления заявки.

Порядок определения победителя конкурса:

1) В установленное в объявлении о проведении конкурса время конкурсная комиссия в присутствии участников конкурса:

– вскрывает конверты с поступившими конкурсными заявками;

– проверяет соблюдение всех установленных требований;

– определяет наличие необходимых сведений и документов;

– оглашает поступившие предложения.

2) Конкурсная комиссия оценивает конкурсные заявки в соответствии с порядком балльной оценки по заявленным критериям использования земельного участка.

3) По итогам рассмотрения конкурсных заявок участников составляется заключение конкурсной комиссии с указанием результатов балльной оценки.

Акимат в течение двух рабочих дней со дня подписания заключения конкурсной комиссии определяет победителя конкурса. Итоги конкурса публикуются в периодическом печатном издании, на официальном интернет-ресурсе в течение десяти календарных дней со дня подведения итогов конкурса.

1) подписывает протокол о результатах конкурса;

2) заключает договор купли-продажи в течение одного рабочего дня со дня принятия продавцом решения;

3) исполняет обязательства по договору купли-продажи.

Участникам, не победившим по итогам конкурса, возвращаются гарантийные взносы в срок не более пяти банковских дней со дня подачи заявления о возврате гарантийного взноса с указанием реквизитов участника.

Второй способ получения земель

Согласно Земельному кодексу Республики Казахстан (ст. 48), для реализации инвестиционного проекта предоставление юридическим лицам РК земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, может быть осуществлено вне конкурса.

Для этого необходимо включить инвестиционный проект в карту индустриализации на республиканском уровне или карту поддержки предпринимательства регионов на местном уровне.

1. В рамках Правил заявитель для включения проекта в карту индустриализации или карту поддержки предпринимательства представляет нарочно в местный уполномоченный орган соответствующего региона следующие документы на электронном и бумажном носителях:

– заявку по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

– утвержденную заявителем копию паспорта проекта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

– утвержденную заявителем копию плана-графика реализации проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

– копии документов, подтверждающих проработку финансирования проекта (меморандум и соглашение о намерениях и/или решение о финансировании проекта);

– слайд-презентацию на 1 странице, который содержит следующие сведения: наименование проекта; цель проекта; заявитель; место реализации; период реализации; общая стоимость проекта; структура финансирования; ожидаемые результаты; создание рабочих мест на период строительства и эксплуатации;

– копия письма местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы, подтверждающего наличие свободного земельного участка, а также копия акта предварительного выбора земельного участка с указанием координат (схемы) местоположения и планируемой площади отвода под реализацию проекта.

2. Проект выносится на рассмотрение регионального координационного совета – консультативно-совещательный орган, создаваемый и возглавляемый акимами областей, городов Астана, Алматы и Шымкент с участием представителей бизнес-сообщества не менее 50% от общего числа (РКС);

4. Срок осуществления региональной экспертизы на каждый проект составляет не более 15 рабочих дней с момента регистрации заявки. Сроки рассмотрения проекта для включения в карту поддержки предпринимательства региона зависят от содержания проекта, но не должны превышать двух месяцев со дня подачи заявки.

5. Заявителем, являющееся инвестиционным проектом самостоятельно заказывается землеустроительный проект – схема (план) земельного участка, который включает сведения о площади земельного участка, его границы и местоположение, сведения о смежных собственниках и землепользователях земельных участков и об обременениях и сервитутах на земельные участки (сроки согласно заключенного договора с изготовителем).

6. Землеустроительный проект утверждается приказом уполномоченного органа в сфере земельных отношений (района) и составляется проект решения МИО в течение семи рабочих дней (постановление акимата).

7. Принимается решение МИО (постановление) и на основании принятого решения составляется договор об аренде земельного участка в течении10 (десяти) рабочих дней.

Читайте также: