Как переоформить квартиру в украине

Обновлено: 16.05.2024

В этой статье мы расскажем о том, что такое дарственная, чем отличается договор дарения от купли-продажи и какие документы вам потребуются для оформления.

Обращаем ваше внимание на то, что наши эксперты специализируются на оценке недвижимости и не предоставляют консультации непосредственно о процедуре дарения. Если вы хотите узнать подробности укладывания данного договора советуем вам обратиться к соответствующим специалистам. Мы, в свою очередь, готовы проконсультировать вас в вопросе об оценке подаренного имущества.

Читайте в этой статье:

Что такое дарственная?

Основанием для оформления договора дарения (он же дарственная) является Гражданский кодекс Украины, который в ст. 717 определяет его как документ, подтверждающий, что право собственности на принадлежащее дарителю имущество на безвозмездной основе передается им одаряемому. Такая передача может произойти сразу (в настоящий момент времени) либо осуществиться в будущем при условии наступления обстоятельств, делающих подарок возможным.

Несмотря на то, что по своей сути договор дарения – это двусторонняя сделка, даритель осознанно идет на нее, понимая, что не получит от нее материальной выгоды. В этом случае стороной, получившей выгоду, выступает только одаряемый. При этом дарителю необходимо иметь в виду, что передать права собственности он может только на ту недвижимость, которая принадлежит ему на законных основаниях, подтверждаемых правоустанавливающими документами. То есть, арендованную даже на длительный срок недвижимость подарить не получится.

Договор дарения или дарственная приобретает законную силу только в случае непременного удостоверения нотариусом.

Что лучше: дарственная или купля-продажа в Украине?

Договор дарения (в том числе недвижимости) имеет принципиальные отличия от соглашения о купле-продаже:

      1. Продажа объекта недвижимости предполагает выплату его стоимости покупателем продавцу. При дарении передача права собственности осуществляется безвозмездно. Требовать от одаряемого любую компенсацию за подарок даритель не имеет права.
      2. Существует устойчивое мнение, что договор дарения нельзя оспорить, и он не имеет обратной силы. Однако законодательством предусмотрены случаи, в которых даритель может обратиться в суд с требованием об аннулировании дарственной. Это допустимо в ситуации, когда одаряемым было совершено преступление против дарителя или членов его семьи. Также оспорить договор дарения в судебном порядке можно, если имели место угрозы или шантаж, с помощью которых дарителя вынудили подписать договор, который был для него заведомо невыгоден. Основанием для подобных действий дарителя могут стать обман и введение его в заблуждение в отношении юридических последствий данной сделки и иные причины. Оснований для расторжения договора купли-продажи существенно меньше. Кроме того, финансовая сторона вопроса, как правило, бывает решена, деньги за проданную недвижимость получены, таким образом нивелируя мотивы для оспаривания сделки.
      3. Исковая давность по договору дарения – срок, на протяжении которого возможно обращение в судебную инстанцию для его расторжения — не превышает 1 года. Сделка купли-продажи может быть оспорена в срок до 3 лет.
      4. Недвижимость, подаренная одному из супругов в браке, считается его личной собственностью, и другой супруг претендовать на нее не имеет права. Объекты недвижимости, приобретенные в браке одним из супругов по договору купли-продажи, по закону имеют статус общей совместной собственности. В случае развода эта недвижимость будет подлежать разделу.
      5. Даритель вправе осуществить дарение своей доли в долевой собственности на недвижимость, не ставя в известность об этом прочих собственников. Продать же свою часть, не уведомив письменно остальных владельцев недвижимости, нельзя. Это невозможно потому, что по закону им принадлежит преимущественное право на покупку продающейся доли.
      6. Не удастся подарить и недвижимость, собственником которой является несовершеннолетний. Такую недвижимость можно лишь продать, если на это предварительно будет получено специальное разрешение органов попечительства и опеки.

      Дарственная или завещание: что дешевле и выгодней в 2021 году?

      Наиболее часто в отношении распоряжения недвижимостью возникает вопрос о том, что лучше – составить завещание или оформить договор дарения в Украине. Выбирая один из вариантов, стоит учитывать, что:

          1. Для оформления дарственной присутствие у нотариуса одаряемого необходимо, поскольку перед подписанием договора могут обсуждаться особенности имущества. При составлении завещания присутствие наследника необязательно.
          2. С даты, указанной в договоре дарения, даритель утрачивает право собственности на подаренную недвижимость. Завещатель после подписания завещания до самой смерти остается собственником недвижимого или иного имущества.
          3. Даритель не может вносить никаких дополнений и изменений в договор дарения после его подписания. Завещатель имеет право вносить в документ любые коррективы, отменить его или сделать наследником другого человека.

          Дарственная на часть квартиры

          Оформить договор дарения на недвижимость, которая принадлежит дарителю целиком, не составит труда. В случае же, когда он является владельцем только ее части, порядок оформления в дар будет определяться формой собственности.

          Вариантов может существовать несколько:

              • квартира находится в общей долевой собственности с выделением доли каждого владельца;
              • недвижимость является общей совместной собственностью, доли собственников в которой не определены.

            В первом случае, когда недвижимость находится в общей долевой собственности и для каждого собственника определена в ней доля, возможно передать свою часть квартиры в дар, не получая согласия остальных собственников.

            Во втором случае, когда доли владельцев не выделены, заключение договора дарения возможно только после получения согласия на это всех собственников.

            Такое же правило действует и в случае, когда квартира или часть в ней является общей совместной собственностью супругов. При желании оформить дарственную на свою часть один из них сможет сделать это только имея письменное согласие другого супруга. Отсутствие такого согласия сделает заключение договора невозможным.

            Документы для оформления договора дарения

            Для оформления договора дарения тот, кто принял решение подарить недвижимость, кроме паспорта и кода, в числе основных должен иметь при себе следующие документы:

            Даритель и одаряемый обязательно должны присутствовать при оформлении сделки. Если согласие сторонами достигнуто и договор заключен, нотариусом делается выписка из Реестра имущественных прав на нового владельца. В этот момент даритель лишается права собственности на недвижимость, а одаряемый приобретает его. На заключительном этапе нотариус выдает одаряемому договор дарения и выписку на его имя из государственного реестра о регистрации права собственности на данную движимость.

            Где оформить дарственную?

            Дарственная может быть оформлена по месту нахождения недвижимости или месту регистрации участников сделки. К примеру, если даритель имеет киевскую регистрацию и недвижимость, которую планируется подарить, также находится в столице, то нельзя оформить договор дарения в нотариальной конторе Николаева или любого другого города в Украине.

            Выбор нотариуса зависит от собственных приоритетов. Это может быть государственный или частный нотариус, стоимость услуг которых практически не отличается. К минусам обращения к государственному нотариусу можно отнести большие очереди и, как следствие, более продолжительный срок ожидания совершения сделки.

            Сколько стоит оформить дарственную в Украине?

            В Украине минимальная стоимость оформления договора дарения находится в пределах 8000 гривен. Однако стоит учитывать, что эта цифра реальна при условии, что одаряемым будет выступать родственник, состоящий в степени родства первой или второй. В случае, если подарок будет решено сделать иностранцу или постороннему лицу, не являющемуся родственником, то это желание обойдется совсем в другую сумму.

            При оформлении дарственной на недвижимое имущество родственнику, относящемуся к 1 или 2 степени родства, необходимо уплатить государственную пошлину, которая составляет 1% от стоимости недвижимости.

            Таким образом, в общую стоимость договора дарения входят:

            • оформление дарственной — от 3500 грн.;
            • внесение договора в реестр — 1800 грн.; — от 2 500 грн. в зависимости от необходимой срочности;
            • государственный налог — 1% от стоимости недвижимости;
            • при дарении дальнему родственнику или лицу, не состоящему в родстве с дарителем — дополнительные 5% и 1,5% военный сбор от суммы оценки;
            • если подарок делает гражданин Украины нерезиденту (гражданину Украины — нерезидент), потребуется уплатить 18% налог, а также военный сбор 1,5% от оценочной стоимости недвижимости.

            Итак, как мы уже упомянули, дарение недвижимости требует проведения оценки. Результаты оценки имеют большое значение, ведь именно от этой суммы будет рассчитываться налог. Вот почему многие владельцы недвижимости щепетильно относятся к выбору эксперта-оценщика. От работы специалиста зависит многое, ведь никто не захочет переплачивать больше.

            Компания “Парето” — это команда высококвалифицированных специалистов, которые знают, как выполнить успешную оценку недвижимости. Одни из наших главных принципов работы — это открытость и взаимосвязь с клиентом. С нами вы будете в курсе, на каком этапе работы находится ваш объект и что еще предстоит сделать. Есть еще вопросы? Тогда обратитесь к нашим экспертам за бесплатной консультацией!

            ivchenko 01

            Должность: директор, эксперт по оценке. Опыт работы 13 лет.
            Эксперт по оценке бизнеса и нематериальных активов.
            Специализация: Оценка недвижимого и движимого имущества, а также целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов.


            Какими законами регламентируется продажа квартир в Украине?

            Что такое договор купли-продажи?

            оформление операций с недвижимостью

            Договор купли-продажи – это документ, заверенный нотариусом и имеющий юридическую силу, в котором зафиксирован факт перехода права собственности от одного лица к другому. После его подписания необходимо внести информацию о новом собственнике в электронный реестр недвижимости и можно спокойно праздновать новоселье.

            В любом случае в нем указывается такая информация:

            • Данные продавца и покупателя с указанием серии и номера паспортов и идентификационных кодов для физических лиц и реквизитов для юридических.
            • Дата заключения договора.
            • Технические характеристики квартиры: ее адрес, планировка, площадь.
            • Вид собственности.
            • Название документа, подтверждающее право собственности на имущество.
            • Сумма оценки недвижимости.
            • Полная стоимость квартиры, а также описание того, в какой валюте и каким способом будет производиться расчет.
            • Адрес нотариальной конторы, ФИО нотариуса его подпись.

            В договор также записываются все другие нюансы сделки. Например, когда из квартиры выселяться все проживающие, кто будет оплачивать коммунальные в этот период, кто будет оплачивать услуги нотариуса и т.д.

            Какие документы нужны для продажи квартиры?

            Чтобы продать квартиру владелец готовит пакет документов и со всеми их оригиналами приходит к нотариусу. В зависимости от обстоятельств, в списке будут следующие пункты:

            документы для продажи квартиры на вторичном рынке

            Расскажем немного подробнее о некоторых из документов для продажи недвижимости.

            К документам, подтверждающим право собственности относятся: договор-купли продажи квартиры, подтверждающий ваше приобретение недвижимости;

            свидетельство о праве собственности, в том числе если она была получена по наследству, в результате дарения или по договору мены; решение суда, согласно которому квартира принадлежит вам.

            Выписка из Государственного реестра прав на недвижимость. Её можно получить не выходя из дома, для этого нужно зарегистрироваться на странице Кабинета электронных сервисов на сайте Министерства юстиций Украины и следовать пошаговой инструкции: ввести необходимые данные, оплатить сбор 20 грн., получить необходимую информацию на свой электронный адрес.

            Согласие мужа или жены собственника на продажу. Если это совместно нажитое имущество, то супруги не имеют право единолично совершать продажу недвижимости. Именно поэтому создается письменное заявление, заверенное нотариусом, которое подтверждает, что муж или жена не имеют возражений относительно сделки.

            Разрешение опекунского или попечительного совета . Этот документ для продажи квартиры нужен в тех случаях, когда совладельцем собственности является несовершеннолетний. Что делать? Обратиться в Опекунский совет по месту жительства и предоставить следующие документы: согласие родителей на продажу недвижимости, справку о составе семьи, техпаспорт квартиры, выписку из государственного реестра, паспорта всех собственников имущества. После этого будет выдано официальное письменное разрешение.

            справка про состав семьи

            Оценка квартиры . Поскольку любая сделка купли-продажи недвижимости подлежит налогообложению, прежде чем ее совершить, нужно получить справку об оценочной стоимости жилья. Сделать это можно с помощью Единой базы реестров.

            Предположительно с лета 2020 года доступ к ней будут иметь все граждане страны и после заполнения онлайн-формы, система рассчитает цену автоматически, а затем бесплатно выдаст данные об оценке.

            В случае, если владелец недвижимости не согласен с предлагаемой суммой, он сможет заказать услугу у независимого оценщика. Специалист зарегистрирует свой отчет, который станет основой для сделки. Но учтите, что разница между автоматической оценкой квартиры и результатом оценщика не может составлять более 25%.

            Как проходит оформление договора купли-продажи?

            Как проходит оформление договора купли-продажи

            Оформляет договор купли-продажи нотариус. Лучше, если вы сами подберете нотариальную контору, чтобы минимизировать риски.

            Процедура оформление купли продажи квартиры в 2020 следующая:

            1. Продавец и покупатель готовят и подают нотариусу необходимые документы
            2. Нотариус составляет договор и дает сторонам для ознакомления и уточнения
            3. Стороны проверяют правильность внесения информации в договор
            4. Супруги сторон, если они есть, подписывают согласие на совершение сделки
            5. Стороны оплачивают все налоги и платежи
            6. Проводится передача денег от покупателя продавцу
            7. Нотариус заверяет договор купли-продажи и вносит данные в реестр государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество

            Согласно последним изменениям законодательства регистрация права собственности на недвижимость в Украине проводится нотариусом через интернет-портал.

            В результате вы на руки получаете оригинал и заверенную копию договора купли-продажи, выписку с реестра, технический паспорт на квартиру и ключи.

            Что такое предварительный договор купли-продажи квартиры и в каких случаях он оформляется?

            Предположим, прошла встреча с потенциальным покупателем, обе стороны довольны и заинтересованы в сделке, но продавец не успел получить несколько необходимых документов для ее совершения, а покупатель рассчитывал на меньшую стоимость и ему нужно время, чтобы собрать недостающую сумму.

            В таком случае идеальным вариантом будет составление предварительного договора купли-продажи. В этом документе обе стороны закрепляют свои обязательства перед друг другом и прописывают все нюансы: сроки заключения сделки, сумму внесенного задатка, конечную стоимость квартиры и т.д.

            Также можно прописать, что в случае, если покупатель откажется от приобретения, задаток остается продавцу. И наоборот, если продавец передумает, то ему придется заплатить сумму в размере 2 задатков.

            Согласно статье 635 Гражданского кодекса Украины, соглашение должно быть заверено нотариально для вступления в силу.

            Налоги при продаже квартиры

            Владелец имущества, продавая его, получает прибыль, поэтому вырученная сумма облагается налогом на доходы физических лиц, который составляет 5% от стоимости квартиры и военным сбором в размере 1,5%.

            Налог не взимается в следующих двух случаях:

            1. Квартира принадлежит ее владельцу на протяжении не менее 3 лет и это первый его договор купли-продажи в текущем году.
            2. Недвижимость была получена по наследству.

            Для того, чтобы продажа квартиры прошла легко и безболезненно, нужно заранее позаботиться о наличии всех необходимых документов, согласии совладельцев, отсутствии коммунальных задолженностей, получении разрешений и поиске надежного нотариуса. Это поможет ускорить процесс и станет залогом успешной сделки.

            Наверняка, каждый из нас сталкивался с вопросами оформления или переоформления недвижимости. Приобретение недвижимости в собственность – радостное событие, но к сделке необходимо отнесись ответственно, соблюдая все законы и правила.

            Совершая продажу или покупку недвижимости, в частности частного дома, необходимо оформить договор. Этот документ станет свидетельством того, что имущество перешло от одного владельца другому. Но перед тем, как продавать недвижимость и оформить заветный договор купли-продажи, нужно пройти несколько этапов и узнать сколько стоит переоформить дом в Украине 2021

            Договор купли – продажи

            Сколько стоит переоформить дом в Украине 2021

            Этот документ оформляется у нотариуса. Наличие договора свидетельствует о том, что одна сторона на законных основаниях продала свою недвижимость другой, а та в свою очередь её приобрела. Покупателю выдаётся оригинал документа, а продавцу копия. После совершения сделки, данные о новом владельце, вносятся в электронную систему вещных прав.

            Что необходимо сделать перед продажей дома?

            • Владельцу дома необходимо выписаться из него. Для совершения этой процедуры, продавцу необходимо прийти в Центр предоставления административных услуг.
            • Произвести оценку недвижимости. Это делается для расчёта налоговых сборов и для проведения приватизации. Важно, что продавец и покупатель оценщиками быть не могут. Оценивать недвижимость имеют право оценщики из фонда Государственного имущества Украины или независимые эксперты. Услуги таких специалистов требуют дополнительного вложения денежных средств. Эту услугу оплачивает продавец, либо продавец и потенциальный покупатель 50 на 50. Сейчас, есть множество фирм, которые оказывают услуги по оценки недвижимости. В среднем, цена услуги – 2000 гривен. Оплату за предоставленную услугу производят через банк, но иногда и с помощью наличных.
            • Оплатить счета. Собственнику дома необходимо погасить задолженности по коммунальным платежам и получить об этом справки. Их можно получить в коммунальных службах.

            Документы, необходимые для переоформления дома

            Сколько стоит переоформить дом в Украине 2021

            У собственника дома на момент переоформления должен быть следующий пакет документов:

            Документы, необходимые для покупателя

            • Оригинал и ксерокопии паспорта и ИНН.
            • Свидетельство о браке, если потенциальный покупатель состоит в браке. Также паспорт и код супруга или супруги. В момент заключения сделки купли – продажи присутствие супруги или супруга необходимо.
            • Если по какой-то причине, у одного из супругов нет возможности присутствовать на сделке, то у одного из присутствующих супругов должно быть с собой заявление, заверенное у нотариуса, в котором говорится об отсутствии возражений по поводу совершаемой сделки. Стоимость такого документа относительно недорогая.

            Вообще на всякий случай, лучше иметь несколько ксерокопий вышеперечисленных документов.

            Способы покупки и продажи дома

            Сколько стоит переоформить дом в Украине 2021

            • В век современных технологий, когда необходимо приобрести дом, многие из нас обращаются за помощью на разные сайты, социальные сети. Часто, в соответствующих группах предлагают купить, обменять недвижимость. Потенциальная недвижимость может находиться в любом уголке Украины. Есть и локальный тип объявлений, когда можно найти недвижимость в конкретном городе или посёлке. Естественно, искать дом в городе, в котором живёшь удобнее и легче, т.к. по предварительной договорённости можно приехать и посмотреть дом, увидеть его общее состояние. А если, к примеру, потенциальный покупатель находится в Киеве, а понравившийся ему дом находится в Одессе, то на принятие важного решения о приобретении потребуется больше времени и денежных вложений.
            • Многие за помощью обращаются к риелторам. Ведь это экономит личное время и поиском покупателей занимается профессионал своего дела. В каждом городе есть риэлтерские агентства, которые с радостью займутся поиском клиентов, однако на это потребуется немало финансовых вложений. В основном оплата таких услуг – это фиксированная стоимость или % от суммы продажи. Например, в Киеве это 2-6% от сделки, а в Харькове и Днепре – 5%. Минимальная комиссия до 3% в таких городах как, Одесса, Чернигов, Львов. На форуме рынка недвижимости можно точно узнать из чего формируется гонорар риелтора.

            Получив договор купли – продажи следует проверить еще раз это документ, важно ничего не упустить и не допустить ошибок. Вообще, для безопасности лучше привлечь юриста. Он обезопасит от возможных рисков и потери денег.

            регистрация недвижимости киев

            который уполномочен выдавать информационную справку из государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество. Cвидетельство о собственности, напечатанное на бумаге, уже устарело и больше выдаваться не будет, а регистрация прав на недвижимость будет проводиться через специальные ресурсы в интернете.

            Важно знать, что регистрация права собственности на коммерческую недвижимость производится так же, как и на объекты недвижимости, которые принадлежат частным лицам. Владельцам коммерческих объектов недвижимости юристы рекомендуют не выбрасывать выданное прежде свидетельство о праве на собственность, так как оно сохраняет юридическую силу, но обязательно обзавестись и новой информационной справкой из гос. реестра.

            Где регистрируют права собственности

            Права на недвижимость можно оформить, подав соответствующее заявление на регистрацию или нотариусу, или в центр админ. услуг. Перед подачей заявления установленного образца, нужно подготовить и иметь при себе пакет необходимых для регистрации документов, о нем будет сказано ниже. Также о деталях процедуры вас проконсультирует наш юрист занимающийся проверкой недвижимости в Киеве.

            Сроки регистрации права собственности и стоимость

            Сроки оформления права собственности на недвижимое имущество одинаковы на всей территории Украины. Административный сбор за услугу, который взимается с подателя заявления, тоже одинаковый, как в Киеве, так и в других регионах Украины. Законом предусматриваются следующая оплата за регистрацию:

            • гос. регистрация собственности за 5 рабочих дней обойдется в 10% от минимальной зарплаты;
            • регистрация за 2 рабочих дня будет стоить 1 минимальную зарплату;
            • стоимость регистрации недвижимого имущества в течение суток (исключая выходные и праздничные дни) – 2 минимальные зарплаты;
            • за гос. регистрацию в течение 2-х часов, прошедших с момента принятия заявления, заявитель должен заплатить сумму, равную 5-ти минимальным зарплатам.

            Государственный регистратор, то есть нотариус, согласно поданному заявлению и в установленном порядке, производит проверку поданных документов на подлинность и достоверность, после чего выносит решение либо о регистрации прав на недвижимость, либо об отказе в совершении регистрации, также сообщает о причинах отказа. В случае обнаружения основания для подозрения подателя заявления в мошенничестве, нотариусу разрешается передать информацию о правонарушении в соответствующие правоохранительные органы.

            Какой пакет документов для регистрации недвижимости необходимо представить, если нужно зарегистрировать квартиру

            Список необходимых для совершения регистрации документов, оригиналы (а не копии) которых необходимо взять с собой:

            • паспорт и идентификационный код;
            • технический паспорт регистрируемого объекта недвижимости;
            • один из документов, подтверждающих право собственности: свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарственная на недвижимость, свидетельство о наследовании;
            • полученную от собственника доверенность, если оформлением занимается его доверенное лицо;
            • квитанция об уплате административной пошлины за гос. регистрацию;
            • квитанция об уплате за справку из гос. реестра.

            Таким образом, направляясь к нотариусу, необходимо при себе иметь паспорт и ИК, а также оригинал свидетельства о собственности и тех. паспорта квартиры или другого помещения. Квитанции будут выданы на месте, после уплаты всех административных налогов и сборов.

            Что еще необходимо знать о регистрации права собственности

            Нужную информацию из гос. реестра можно получить и самостоятельно, на сайте Министерства юстиции. Для этого требуется пройти несложную регистрацию по номеру паспорта и идентификационной карты. Там же можно просмотреть и другие опубликованные решения по регистрации.

            Юристы рекомендуют в целях надежности и экономии времени обращаться к частным нотариусам, так как из-за субъективного понимания некоторых правовых актов, многие государственные регистраторы могут принимать совершенно разные решения, которые зачастую бывает трудно оспорить. А у частных нотариусов хоть и стоимость регистрации несколько выше, но зато все возникшие при регистрации проблемы можно будет решить в более оперативном порядке, без лишней нервотрепки.

            Читайте также: