Форма стратификации при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как собственность

Обновлено: 05.05.2024

Наличие систем стратификации в серии книг о Гарри Поттере. Рабство как форма неравенства на примере домового эльфа Добби. Кастовая система в отношениях между выходцами из чистокровных магических семей, семей маглов (немагическое население) и сквибами.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2015
Размер файла 26,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики”"

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Гарри Поттер и социальная стратификация

Студента 1 курса бакалавриата группы №415ж

Лучина Анна Александровна

Преподаватель: Кононенко Р.В.

Оглавление

    Введение. Понятие стратификации
  • Рабство
  • Касты
  • Сословия
  • Классы
  • Действительно ли существует неравенство среди героев "Гарри Поттера"?
  • Использованная литература

Введение. Понятие стратификации

Социальное неравенство - это проблема, отголоски которой мы можем найти в любом периоде истории человечества: от древних греков до современного общества, а если рассматривать фантастическую литературу, описывающую будущее, то и там герои буду принадлежать к тем или иным классам.

Неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, стариками и юношами присутствует в любых типах обществ. В книге "Социология" Э. Гидденс говорит о социальной стратификации и определяет ее как "структурированные различия между группами людей". Само слово "стратификация" заимствовано у геологов - изначально stratum - покрывало, в английском языке его стали понимать как пласт (в геологии) или как слой общества (в социологии) 1 . Гидденс различает следующие четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", с. 79 .

В серии книг о Гарри Поттере я попробую выделить наличие различных систем стратификации и проанализировать их.

гарри поттер социальная стратификация

Рабство

Рабство - это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других Гидденс Э. Социология, гл.7. Стратификация и классовая структура .

В книге "Гарри Поттер и тайная комната" появляется домовой эльф Добби, который беспрекословно выполняет любое приказание членов семьи Малфоев, включая слежки и кражи, притом отношение к ним самое пренебрежительное: "Он рывком открыл дверь, домовик послушно побежал за ним, и хозяин пинком вышвырнул его из кабинета. Добби взвизгнул от боли и визжал до конца коридора Роулинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната ". Сама раса домовых эльфов описывается в книге как народ, который относится к своим хозяевам как к детям и радостно угождает любым их капризам. Нежелание эльфов избавляться от добровольного рабства ярко видно в диалоге Гарри и домашнего эльфа Винки в книге "Гарри Поттер и Кубок Огня":

Меня зовут Винки, сэр, а вы, сэр, - тёмно-карие глаза расширились до размеров тарелок, остановившись на шраме Гарри, - вы, должно быть, сам Гарри Поттер! …Добби постоянно говорить о вас, сэр. - Она чуть опустила руки, потрясённо глядя на него.

Ах, сэр! - Винки покачала головой. - Ах, сэр, не подумайте, что я непочтительна, сэр, но я не уверена, что вы оказать Добби услугу, когда отпустить его на волю.

Свобода ударить Добби в голову, сэр, - печально сказала Винки. - …Он хотеть оплаты за свою работу, сэр.

Винки явно ужаснулась подобной идее и сдвинула пальцы, так что её лицо вновь оказалось наполовину скрытым.

Домашние эльфы не брать денег, сэр! - приглушённо пропищала она. - Домашний эльф не положено веселиться, Гарри Поттер, - сурово заметила Винки. - Домашний эльф делать то, что им велено.

Эльф Добби, который получил освобождение от семьи Малфоев с помощью хитрости Гарри Поттера, не вызывает одобрения у его сородичей, потому что это не принято. В течение долго времени устоялось убеждение, что маги властвуют, а эльфы им прислуживают. Эту ситуацию мы можем спроецировать, например, на времена Платона, когда великие мудрецы радели за развитие ума, за политическое равенство, но, тем не менее, не допускали мысли, что рабы могут иметь хоть какие-то права. Интересен тот факт, что, например, в Библии рабство не только не осуждается, но является весьма обыденной вещью. Так, Авраам, когда приходит в Египет, называет Сару, свою жену, сестрой, фараон ее забирает в свой дворец, а Аврааму за это дает "мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошадки, и верблюды" Бытие. Глава 12. .

Петр Штомпка различает три типа идеологий неравенства: элитарные (существуют группы людей, которые изначально "выше"), эгалитарные (созданные дискриминируемыми группами и заключающие требование равенства всех людей перед законом, обеспечения одинаковых условий для начинаний) и меритократические (неравенство оправдано личными заслугами перед обществом) Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Гл.15. Функции и генезис неравенства . Каждая из них в том или ином ключе доказывает справедливость неравенства. Идеология, которой привержены домашние эльфы, относится к элитарному типу и не ставит под сомнение авторитет изначально доминирующей расы магов.

Касты

Сама по себе кастовая система тесно связана с индуистской концепцией реинкарнации (переселения душ), согласно которой недостаточно добросовестные по отношению к своим обязанностям люди в следующем воплощении родятся в более низкой касте и в течение жизни не покинут ее Гидденс Э. Социология. Гл.7. Стратификация и классовая структура . При этом представители высших каст относятся пренебрежительно к представителям низших, то есть присутствует некоторая дискриминация по родовому признаку. Сегодня термин "каста" принято употреблять шире - как определение любой замкнутой группы, в которую возможно попасть только по рождению Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Гл.14. Социальное неравенство. .

В книгах о Гарри Поттере нет примера кастовой системы в ее изначальном значении, однако в более широком смысле весьма близка к ней система отношений между выходцами из чистокровных магических семей, семей маглов (немагическое население) и сквибами.

Чистокровный маг обладает волшебными способностями, его родители были магами; магл не умеет колдовать, зачастую даже не подозревает, что существует магия; маглорождённый (или грубое "грязнокровка") колдовать умеет, но его родители были обычными людьми-маглами; полукровки появляются от союза магла и волшебника; сквибы - это дети магов, которые не имеют магических способностей.

Центральная тема неравенства по родовому признаку в книгах выражена через уста Драко Малфоя:

Дать тебе, Грэйнджер? - Малфой протянул Гермионе значок. - Ой, не дотрагивайся до меня. Я только что вымыл руки. Видишь, какие чистые. Не хочу испачкаться о какую-то грязнокровку. ("Гарри Поттер и Кубок Огня") - Артур Уизли обожает маглов, готов сломать волшебную палочку и перенять у них всё, что можно, - заметил Малфой с презрением. - Глядя на всех этих Уизли в жизни, не скажешь, что они чистокровные! ("Гарри Поттер и Тайная комната")

В течение долгого времени в волшебном мире было принято считать, что чистокровные маги имеют больше прав, чем нечистокровные или не маги вообще. В книге семья Малфоев выступает за чистоту крови и главенство чистокровных как избранных. Оппозицию им составляет семья Уизли, глава которой занимается продвижением в Министерстве магии законов, защищающих маглов и "грязнокровок".

Не менее показательный пример стратификации - сквибы.

Сквибы - это те, кто родился в семье волшебников, но с самого рождения волшебной силы лишён Сквибы большая редкость. И раз Филч учится магии по книжке "Колдовство для начинающих", то, наверное, он и правда сквиб. Даже жалко его, правда. (Рон Уизли, "Гарри Поттер и Тайная комната")

К сквибам относятся с жалостью, причем, не только чистокровные, но и притесняемые группы, то есть, если ты имеешь какое-то отношение к магии, но при этом не умеешь колдовать, ты вызываешь жалость у всех, кто на тебя смотрит, и чаще всего чувствуешь себя не полноценным, как это и произошло с завхозом Хогвартса Аргусом Филчем.

Сама по себе проблема стратификации по кастовому признаку в книге показана весьма субъективно: за дискриминацию выступают злодеи, а положительные персонажи продвигают идею равенства. По моему мнению, этот угол освещения проблемы самый лучший, в конце концов, "Гарри Поттер" - это не мистическая страшилка о графе Дракуле, а волшебная сказка для детей, и в ней, среди прочего, содержится некоторое руководство, как следует относиться к людям, которые чем-то от тебя отличаются, и как принимать их со всеми недостатками.

Сословия

Сословия были частью европейской феодальной системы, которые включали в себя аристократию, священнослужителей и простолюдинов Гидденс Э. Социология, гл. 7. Стратификация и классовая структур .

В "Гарри Поттере" очевидной аристократией является семья Малфоев, чье мнение может повлиять на решения Министерства Магии. Также большим авторитетом пользуется семья Лонгботтомов (Долгопупсов - вариации русского перевода), Уизли, которые считаются чистокровными фамилиями. Кроме того, представителем аристократии является сам Гарри Поттер, чьи родители были известными волшебниками. Сам мальчик считается знаменитостью из-за своего молниеобразного шрама на лбу, который символизирует победу добра над Темным Лордом. Его особое положение в обществе не только открывает ему многие двери, но зачастую спасает от неминуемых наказаний, исключения из школы волшебства, он неоднократно оказывается в центре событий, о нем пишут газеты. Более того, где-то в середине серии книг мальчик сам осознает свое "отличие" от других, а к седьмой книге взваливает на себя тяжесть спасения всего мира, отказывается от помощи друзей и уже осознанно отходит от общей массы волшебников.

Классы

Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом человека, она достигается индивидом с помощью социальной мобильности (продвижением по карьерной или иной лестнице). Классовые различия большей частью связаны с экономическим положением индивидов.

Так, одним ученикам школы допускается, например, иметь сову, другим приходится обходиться только крысами, одни могут тратить деньги из семейных сбережений, как это делает Гарри Поттер, другим приходится иной раз зарабатывать на махинациях самостоятельно, как это делают братья Фред и Джордж Уизли.

Действительно ли существует неравенство среди героев "Гарри Поттера"?

Конечно, разбирая выше приведенные примеры со стороны, мы с ясностью можем говорить, что видим неравенство среди героев "поттерианы", что одни притесняют других, но можем ли мы называть его неравенством, если сами герои не интерпретируют его как таковое?

Л.Г. Ионин в книге "Социология культуры" высказывает мысль, что само по себе социальное неравенство создается тогда, когда оно осознано и становится предметом общественного и научного дискурса. Хотя, конечно, утверждать, что неравенства нет вообще, будет совершенно неверно Ионин Л.Г. Социология культуры. Гл.7. Культура и социальная структура. .

Проблема неравенства поднимается тогда, когда кто-то из сторон заявляет о себе. Если Драко Малфой обзывает Гермиону, а Рон и Гарри за нее заступаются, то здесь происходит столкновение интересов - отсюда, как результат, появляется вопрос, кто прав, кто может притеснять, а кто не может. Но в случае, если Драко Малфой обзывает и приказывает своим спутникам Крэббу и Гойлу, читатель не воспринимает это как неравенство, потому что сами Крэбб и Гойл добровольно повинуются - в их роду принято прислуживать Малфоям. Читатель настолько привык, что у любого злодея есть свои приспешники, что обиды тех же Крэбба и Гойла проходят незамеченными. О том, что несчастного эльфа Добби притесняют, читатель задумывается тогда, когда сам Гарри Поттер поднимает эту проблему и предпринимает попытки освободить эльфа.

Ионин называет такой случай объективным неравенством Там же. , или, говоря проще, его можно назвать добровольным. Дж. Роулинг освещает в книге неравенство как проблему, с которой нужно бороться.

Так, Гарри и Гермиона борются против рабства, семья Уизли провозглашает равноправие между чистокровными и нечистокровными магами, представители разных семей стремятся помогать друг другу, а уважение и привилегии герой заслуживает себе самостоятельно (неважно, будет ли это талантливый добрый волшебник Дамблдор или злодей Волан-де-Морт - за каждым из них закреплена репутация относительно их деяний).

Я думаю, что неравенство невозможно искоренить, однако идеи борьбы с тотальной дискриминацией привлекли мое внимание в книгах о мальчике-волшебнике. Хочется верить, что многотомный труд Дж.К. Роулинг повлиял на умы людей и внес свой небольшой вклад в утверждение согласия между людьми из разных социальных групп.

Использованная литература

1. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". изд. 2012

2. Гидденс Э. Социология. изд. 2005

3. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Тайная комната. изд. 2004

4. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Кубок Огня. изд. 2005

5. Библия. Тора, пророки, писания и Новый завет. изд. 2009

6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польского Червонной С.М. М. "Логос", изд. 2005

7. Ионин Л.Г. Социология культуры. Изд. дом ГУ ВШЭ. изд. 2004

Подобные документы

Причина популярности и характеристика романов Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере. Использование мифология в романе, особенности происхождения имен и названий персонажей. Стилистические особенности романа Дж. Роулинг и трудности его перевода на русский язык.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 24.03.2011

Специфика произведения Дж.К. Роулинг "Гарри Поттер и тайная комната". Классификация имен собственных и реалий в контексте художественного произведения. Сравнительный анализ имен собственных и реалий на примере английского и русского переводов книг автора.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 22.11.2013

Комплексный анализ научно-критической рецепции семитомного цикла "Поттериана" Дж.К. Роулинг как специфического явления современной литературы. Соотношение массовой литературы и качественных текстов, границы понятий массовой и высокой литературы.

статья [31,3 K], добавлен 17.08.2017

Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.

курсовая работа [77,1 K], добавлен 15.02.2011

Влияние классической английской литературы на мировоззрение человека. Некоторые художественные произведения Великобритании - "Портрет Дориана Грея", "Утопия", "Робинзон Крузо", "Гарри Поттер", "Гордость и предубеждение", "Путешествия Чайльд-Гарольда".

реферат [24,9 K], добавлен 03.01.2015

Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

презентация [3,7 M], добавлен 15.03.2013

Описание в романе Л.Н. Толстого жизни нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге - Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Влияние истинных семейных ценностей на формирование личности.

Питирим Сорокин

Что такое социальная стратификация?

Социальная стратификация подразумевает деление общества на так называемые страты – эмпирически определяемые общности людей, объединенных определенным признаком.

У социальной стратификации присутствуют две важных особенности:

  • Верхние слои имеют определенные преимущества перед нижними;
  • Численность верхних слоев значительно меньше, чем нижних;

Согласно теории социальной стратификации, деление человеческого общества на слои можно сравнить с делением горных пород и минералов на пласты в геологии. Данный процесс происходит под влиянием большого количества факторов, при этом никто не прикладывает целенаправленных усилий для его осуществления.

Формы социальной стратификации

В истории человеческой цивилизации наибольшую роль сыграли такие виды социальной стратификации как:

  1. Рабство. Данный социальный институт существовал на протяжении всей истории человечества и продолжает существовать в разных формах даже сегодня, несмотря на то, что в большинстве современных стран данное явление запрещено.
  2. Кастовая система. Деление на касты подразумевает значительное ограничение свобод людей, принадлежащих к определенным кастам. Как правило, существуют ограничения на доступность образования, профессию и возможность заключать браки. Наиболее известный пример – варно-кастовая система Индии.
  3. Сословная система. Сословия в той или иной форме существовали практически у всех народов. Сословная принадлежность, как и кастовая, обычно наследуется от родителей, но при этом существует возможность перейти в другое сословие (например, за заслуги перед правителем). Принадлежность к определенному сословию фактически определяет право заниматься определенными видами деятельности, получать образование.
  4. Классовая система. В отличие от каст и сословий, социальный класс формально не ограничивает права и возможности человека. По сути, классовая принадлежность определяется материальными возможностями. Поэтому любой член общества имеет возможность перемещаться между классами без каких-либо ограничений.

Критерии социальной стратификации

В современном обществе социальная стратификация происходит по таким критериям как:

  • Состояние. Наличие материального имущества и денежных накоплений всегда было одним из основных факторов, приводящих к расслоению общества.
  • Доход. Личный доход человека и доход его семьи могут не коррелировать напрямую с уже накопленным богатством, однако определяют актуальный уровень жизни.
  • Власть. Данный фактор определяется формальными (наличие полномочий) и неформальными (авторитет, репутация) возможностями осуществлять свою волю и оказывать влияние на окружающих.
  • Престиж. Это общественная оценка образования, профессии и прочих достижений человека. Престиж – это субъективный показатель отношения общества к определенному роду занятий или другим факторам (человек окончил престижный вуз и ездит на престижной машине).
  • Образование. От образования напрямую зависит возможность выбирать высокооплачиваемые профессии, следовательно, зависит и доход. Сотрудники с более высоким уровнем образования чаще получают руководящие должности (власть). Кроме того, хорошее образование подразумевает уважение и престиж.

Причины стратификации

Существует несколько основных причин, приводящих к расслоению человеческого общества:

  1. Гендерное неравенство. Общество всегда было патриархальным или матриархальным, поэтому один из полов доминировал и имел определенные привилегии.
  2. Физическое превосходство. В первобытном обществе наибольшими правами обладали самые сильные представители племени. Подобное разделение сохранялось и в более продвинутых цивилизациях. Вплоть до средних веков воины были наиболее знатными и привилегированными членами общества.
  3. Доступ к ресурсам. Если кто-то изначально имеет больше ресурсов, его шансы занять более высокое положение в обществе существенно выше.
  4. Экономические и политические привилегии. В эпоху национальных государств доминирующий этнос, как правило, имел больше возможностей для ведения бизнеса и участия в политике.

Теории социальной стратификации

К числу наиболее значимых теорий социальной стратификации относятся: Классовая теория Карла Маркса, трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера, теория стратификации Питирима Сорокина. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Классовая теория Карла Маркса

Карл Маркс

Немецкий философ Карл Маркс считал, что в любом обществе существует всего два класса: эксплуататоры и эксплуатируемые. Он по-своему понимал, что такое социальная стратификация и как она проявляется. Согласно его классовой теории, тот, кто владеет средствами производства и использует наёмный труд, является эксплуататором. Соответственно, тот, кто не владеет средствами производства и работает за зарплату, является эксплуатируемым.

По мнению Маркса, классы находятся в непрерывном противостоянии, и борьба между ними является основной движущей силой истории (а итогом этой борьбы в любом обществе должна стать революция).

Маркс считал, что развитие любого общества состоит из 5 этапов:

Маркс и его сторонники считали коммунизм вершиной развития любого общества. Однако история показала, что подобный порядок невозможно воплотить в реальность по целому ряду причин.

Трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера

Макс Вебер

Немецкий философ и социолог Макс Вебер предложил своё объяснение того, что такое социальная стратификация и чем она вызвана. Согласно его точке зрения, положение человека в обществе определяется тремя факторами: классовой принадлежностью, социальным статусом и отношением к партии.

  • Класс зависит исключительно от материального положения. Вебер делил всех представителей общества на два класса: имущие (владельцы недвижимости и средств производства) и неимущие.
  • Социальный статус определяется образом жизни, мировоззрением и родом деятельности.
  • Партия не зависит от класса и социального статуса. Отношение к определенной партии определяется участием человека в политической борьбе или общественной деятельности.

Все три составляющие являются взаимно независимыми, и каждая из них может дать человеку определенные возможности для улучшения качества его жизни и жизни его семьи.

Теория стратификации Питирима Сорокина

Питирим Сорокин

Русско-американский социолог Питирим Сорокин, являющийся одним из основоположников теории социальной стратификации, считал, что все факторы, приводящие к расслоению общества, можно разделить на три группы:

  • экономические (богатство, доход);
  • политические (власть, влияние);
  • профессиональные (навыки, квалификация).

Именно этим три категории он считал определяющими. Помимо этого на расслоение могли влиять такие факторы как возраст, воспитание, культура и многое другое. Согласно определению Сорокина, социальная стратификация – это неравномерное распределение прав и привилегий, власти, материальных и иных возможностей среди членов общества.

Сорокин считал, что жизнь в обществе обычно устроена так, чтобы сохранять существующую социальную пирамиду. Но если социальное расслоение значительно усиливается, это может приводит к революциям и разрушению существующего строя. Однако в дальнейшем неизбежно появляется новый привилегированный слой, и довольно часто это происходит сразу же после революции.

Социальная мобильность

Данным термином обозначается возможность перемещения отдельного человека между социальными слоями или группами. Раньше возможности подобного перемещения были сильно ограничены. Однако в современном мире таких ограничений нет, и мобильность достигается за счёт образования, активной политической и общественной деятельности, карьерных и иных успехов.

В социологии рассматривается два типа социальной мобильности:

  • Вертикальная. Это потеря или приобретение социального статуса (женитьба или развод, создание своего бизнеса или разорение, повышение в должности или увольнение).
  • Горизонтальная. Это перемещение между социальными группами (развод с последующим образованием новой семьи, переход на другое место работы с аналогичными условиями).

Сегодня процессы горизонтальной и вертикальной мобильности стали гораздо более интенсивными чем раньше. Это объясняется высокой динамикой современной жизни, наличием больших возможностей и высокими рисками во всех сферах деятельности.

Заключение

Социальная стратификация – это расслоение, возникающее в любом обществе. Никто не прикладывает усилий для того, чтобы организовать такое расслоение. Однако оно неизбежно возникает, поскольку каждый человек стремится получить определенные блага, занять более высокое положение и стать более влиятельным, в результате чего формируется определенная иерархия и возникает социальное неравенство. Современные государства стремятся к тому, чтобы минимизировать влияние социальной стратификации на качество жизни людей и предоставить каждому равный доступ к социальным лифтам.

3. Вопросы типологии классовой структуры в современном обществе.

4. Социальная стратификация и классы.

1. Понятие классовой структуры. В первом вопросе темы следует выделить термины, понятия, которые характеризуют большие группы людей, определяемые в современной социологии как классы.

Экономические различия, а также неравенство зафиксировано в ленинском определении классов, где выделяются такие признаки неравенства как место класса в системе общеобразовательного производства, отношение к средствам производства, а также роль в организации труда и в системе распределения. По этим признакам определялась ведущая роль рабочего класса, занятого в государственном секторе экономики. Крестьянство в советский период также имело статус класса, однако, было самым бесправным в защите своих экономических интересов.

Ленинское определение классов определяло прямое отношение рабочего класса (как ведущего) к политике и идеологии. У М. Вебера последнее исключено. Р. Дарендорф, напротив, определяет класс через отношение власти.

Интеллигенция, будучи по численности больше крестьянства, классом не являлась, так как по определению В.И. Ленина, не имела отношения к средствам производства. Этим также ущемлялась её роль в советском обществе. Интеллигенцию называли социальным слоем.

В постсоветский период А.В. Дмитриев на основе таких признаков как характер труда, размер дохода, уровень образованности и престиж выделяет пять крупных социальных групп:

административная элита (правящая элита);

В этой типологии очевидны экономические признаки, отношения власти и идеологии. А.В. Дмитриев указывает на необходимость введения показателей, дифференцирующие указанные группы на более мелкие подгруппы. В качестве таких признаков выступают отраслевые, демографические, профессионально-квалификационные и др. признаки.

И, наконец, низший класс. Сюда входят как промышленные наемные рабочие, так и лица, занятые в непроизводственной сфере, в сельскохозяйственной и других отраслях с достаточно низкими параметрами социальной защиты, как со стороны государства, так и работодателя. Сюда относят и малоимущие слои населения, куда зачисляются представители разных слоев общества.

Американский социолог Н. Дж. Смелзер характеризует стратификацию как способы, на основе которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или слои людей. На наш взгляд, это важное определение, поскольку оно дополняет упомянутые выше подходы к выявлению дифференциации общества по строго определенному признаку. Дело в том, что сословие – это тоже страта (слой). Его характеристики – права и обязанности, которые закреплены обычаем или юридическим законом и передаваемые по наследству.

Страта может определяться и на основе юридического (правового) признака. Так, рабство, по мнению Гидденса, является формой социальной стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как их собственность. Заметим, в античном обществе достаточно широко практиковалась социальная мобильность. В рабство попадали за долги свободные римские граждане и, наоборот, свободными становились рабы (вольноотпущенники). Последние даже занимали ключевые посты в римском обществе.

Следует указать и на замкнутый тип сословий типа касты. Каста – это страта. Сюда можно попасть только благодаря рождению в данном сословии (касте или страте). Мобильность (переход) из одной касты в другую исключена. Некоторые восточные страны и в настоящее время имеют кастовую (стратифицированную) систему - Индия, Йемен и др.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

1. Понятие, виды, типы социальной мобильности.

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности.

Под вертикальной социальной мобильностью, уточняет П. Сорокин, понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой. П.А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. Переход индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал, в низшую – первая форманисходящей социальной мобильности. Вторая её форма характеризует деградацию социальной группы в целом, понижение её ранга на фоне других групп или разрушение её социального единства.

Восходящая мобильность – проникновение индивида из нижнего слоя в существующий более высокий слой (первая форма); создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этой страты является второй формой восходящей социальной мобильности.

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности. В этом вопросе следует рассмотреть сам механизм социальной мобильности, уяснить характер социальных переходов в том или ином контексте. Рассмотрение предполагает с необходимостью анализ типологии группировок, анализ признаков в соответствии с которыми можно определить статус группы, слоя или индивида.

▪ Основание пирамиды составляют неквалифицированные рабочие;

▪ Четвёртая ступень – мелкая буржуазия;

▪ Пятая – коммерческий класс;

▪ Шестая – технические специалисты среднего уровня.

Престиж – социально закрепленное уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе.

Рабство – форма социальной стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как их собственность.

Равенство – принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; (3) равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею “свободы выбора” не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству. (4) фактическое равенство.

Разделение властей – важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Революция – процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) – это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч – неудавшийся заговор).

Республика – форма государственного устройства, при котором источником власти является народ; высшие органы власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами).

Свобода – способность человека, группы, общности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознавая социально-необходимые объективные ограничения этих действий. (“Свободы тем больше, чем больше клетка” - популярная в среде интеллигентов политическая шутка эпохи “застоя”).

Собственность – совокупность прав индивида как на неодушевленные объекты (земля, дома, предприятия и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Основными правами собственности являются права контроля, распоряжения и извлечения выгоды. “Собственность есть кража” (П. Прудон).

Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.

Социализм – система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства.

Социальный прогресс – тип развития социальной системы, при котором она или ее элементы переходят на более высокую – в соответствии с объективными критериями – ступень зрелости, например, к упрочению социальных связей, смягчению социальных противоречий, улучшению условий жизни людей.

Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.

Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Фашизм – система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Федеративное государство – система государственно-территориального устройства, в которой власть при обоюдных ограничениях осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами политического правления. Субъекты федерации не имеют права выхода из ее состава.

Ценности – разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.

Эволюция – (от лат. evolutio – развертывание) – (1) Развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений (в отличие от революции).

Экспансия – экономическое и/или культурно-информационное (в т.ч. пропагандистское) расширение сфер влияния господствующих групп, государств, союзов, корпораций, религиозных объединений.

Этнос – общность (по Л.Н. Гумилеву - природная, неразрывно связанная с окружающим ее ландшафтом; по Ю.В. Бромлею - социально-историческая), члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним – его самоназвание (русские, мадьяры, суоми, хань, чукча и др.).

Этноцентризм – восприятие идей, образцов поведения и практик других культур (“чужих”) в терминах собственной культуры. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист неспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.

Читайте также: