Как оспорить перевод земель из одной категории в другую
Обновлено: 04.05.2024
1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Комментарии к ст. 8 ЗК РФ
1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.
Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV - XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 - 13).
В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.
Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.
Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.
2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.
Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).
Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:
1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.
Изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в установленном ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.
3. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом как материального (неверного или необоснованного решения по существу вопроса), так и процессуального (нарушение установленной законом процедуры перевода земель) характера.
Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.
В зависимости от вида оспариваемого правового акта в гражданском процессе производство осуществляется по правилам гл. 24 или 25 ГПК РФ, в арбитражном процессе - по правилам гл. 23 или 24 АПК РФ.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти (Леноблкомимущество).
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
кадастровый номер земельного участка;
категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав, которой предполагается осуществить;
обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
права на земельный участок, наличие обременений и ограничений.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);
выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
В обоснование перевода земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли иных категорий в ходатайстве о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий указываются:
обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее цель перевода земельного участка в иную категорию,
сведения об объекте, планируемом к размещению на земельном участке,
обоснование целесообразности размещения объекта именно на испрашиваемом земельном участке,
обоснование возможности размещения объектов на земельном участке, в том числе способов обеспечения санитарно-защитной зоны и потребности в инженерном и транспортном обеспечении в заявленных объемах,
обоснование отсутствия иных вариантов размещения объектов (в случае перевода земель на основании пунктов 4, 7, 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"),
иные сведения, позволяющие обосновать целесообразность и необходимость испрашиваемого перевода (указываются по усмотрению заявителя).
В ходатайстве о переводе земель или земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, на территории Ленинградской области указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства заявителя - для физического лица. Представителем заявителя дополнительно указываются реквизиты доверенности;
полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, юридический адрес и местонахождение заявителя, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для юридического лица;
наименование, адрес местонахождения, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для индивидуального предпринимателя;
сведения о местоположении и площади земельного участка, подлежащего переводу в другую категорию;
категория земель, перевод которых предполагается осуществить, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
права на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить, а также права на земельный участок, входящий в границы таких земель;
согласие заявителя - физического лица на передачу и обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие доводы, приведенные в обосновании.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются
- кадастровый номер земельного участка;
- категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить;
- обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
- права на земельный участок;
- ИНН, ОГРН (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- номер и дата заключения государственной экологической экспертизы (при наличии).
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую заявителем прилагаются следующие документы
- Копия документа, удостоверяющего личность ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с ходатайством обращается представитель ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (предоставляется письменное согласие правообладателя земельного участка, удостоверенное личной подписью, для юридических лиц на фирменном бланке удостоверенное подписью уполномоченного лица).
- Утвержденный проект рекультивации земель в связи с добычей полезных ископаемых (в случае перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
- Разработка проектов рекультивации осуществляется за счет средств ходатайствующего на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. на обработку персональных данных (согласно приложению N 9 к Административному регламенту).
В ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, указываются:
- местоположение земель;
- основание для перевода земель в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
- категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить;
- обоснование перевода земель из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- ИНН, ОГРН (для юридических лиц);
- номер и дата заключения государственной экологической экспертизы (при наличии), наименование органа Ростехнадзора, утвердившего заключение государственной экологической экспертизы, регистрационный номер приказа Ростехнадзора об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.
К ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, заявителем прилагаются
- Копия документа, удостоверяющего личность ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с ходатайством обращается представитель ходатайствующего (копия документа предоставляется при предъявлении оригиналов документов либо предоставляются нотариально удостоверенные копии документов).
- Картографические материалы, на которых нанесены границы предполагаемого перевода земель, утвержденные муниципальным образованием, на территории которого расположены указанные земли, согласованные смежными землепользователями (оформляются за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Текстовое описание границ предполагаемого перевода (оформляется за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Каталог координат поворотных точек границ земель в требуемой системе координат для постановки на государственный кадастровый учет (оформляется за счет средств ходатайствующего лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-Ф "Об экологической экспертизе
Указ Президента Республики Саха (Якутия) 16 марта 2011 года N 529 "Об утверждении порядка разработки и утверждения административного регламента предоставления государственной услуги
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2011 года N 226 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)"
Как оспорить отказ о переводе земель? Такой вопрос не раз приходилось разбирать нашему адвокату. Иногда встает необходимость использовать участок земли не по назначению. И для этого требуется сменить его вид (назначение использования). Данная ситуация может возникнуть в любой момент и с каждым владельцем земельного участка.
ВНИМАНИЕ : перевод земли из одной категории в другую без аукциона – это процедура сложная, наш адвокат по земельным отношениям поможет Вам сделать все правильно, на выгодных условиях и в срок.
Когда возникает отказ в переводе земли из одной категории в другую?
Согласно закону, земельные участки делятся на виды:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенные пункты;
- земля социспользования;
- земля охраняемая;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- резервные участки.
Все виды участков должны быть использованы с учетом своего целевого назначения. И чтобы эти правила соблюдать, может потребоваться перевод из одной категории в другую. Например, перевод земли из дачного в ИЖС, перевод земель лесного фонда в другую категорию и т.п.
Для осуществления такого перевода заинтересованное лицо подает ходатайство в соответствующие органы. Они в свою очередь могут либо выдать акт о переводе, либо выдают акт об отказе. И в последнем случае следует прибегнуть к такой процедуре, как оспорить отказ в переводе земель.
В большинстве случаев оспаривание отказа приносит положительные результаты.
Основания отказа в переводе земель
Но прежде чем подавать ходатайство на перевод земли, вы должны понимать, в каких случаях вам могут отказать:
- предоставили неполный пакет документов;
- неправильное заполнение документов;
- земля не подлежит переводу, так как входит в перечень ограничений и запрета (часто в вопросах перевода земель лесного фонда в земли других категорий или в отношении водных объектов недвижимости);
- экспертиза по переводу земли является отрицательной;
- информация по будущему целевому назначению земли не соответствует.
Порядок обжалования отказа о переводе земель
Отметим, если отказ был получен по причине, указанной в первых двух пунктах выше представленного списка, то в данном случае это не является признание незаконным отказа в переводе земель. Так как вам просто направляются документы на доработку. После чего ваше ходатайство примут в делопроизводство.
В данном случае главным является правильно подойти к ситуации, заручиться поддержкой нашего опытного юриста. Так как с практической стороны дела процедура оспаривания отказа в переводе земель имеет много нюансов и противоречивых ситуаций.
Если все же отказ был получен не по основаниям неполноты пакета документов, то на вопрос, куда оспорить отказ в переводе земель, ответ один – исключительно в суд. Нужно составить исковое заявление и обосновать судье несправедливость принятого в отношении Вас решения государственного органа.
ВНИМАНИЕ : как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами – смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в комментариях ролика пройдет профессионально и в срок.
Адвокат по оспариванию отказа в переводе земель в Екатеринбурге
Не стоит осуществлять обжалование отказа в переводе земель в иную категорию самостоятельно, не имея юридического образования и знаний всех нюансов данного процесса.
Отзыв о нашем земельном юристе
Читайте еще по вопросу перевода категории земель:
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди
Читайте также: