Собственность иностранных юридических лиц что это такое

Обновлено: 16.05.2024

Редомициляция имеет ряд преимуществ по сравнению с ликвидацией и последующей регистрацией, так как позволяет сохранить активы и обязательства предыдущей компании, банковский счет, деловую репутацию, позицию на рынке. Перенесение административного центра компании из одной страны в другую в странах, применяющих критерий местонахождения административного центра влечет за собой потерю ею правосубъектности, прекращение в стране происхождения и создание вновь согласно законам страны приема. Таким образом, перенос за границу компаниями местонахождения своих штаб-квартир без потери первоначальной правосубъектности в большинстве государств-членов ЕЭС невозможен или сопряжен со значительными трудностями.

В то время как офшорные юрисдикции меняют законодательство под давлением международных структур (ФАТФ, МАНИВЭЛ)[1] в свете борьбы с уклонением от уплаты налогов, размыванием налогооблагаемой базы, отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма в сторону прозрачности, редомициляция становится все более актуальной. Основными причинами миграции в другую юрисдикцию становятся: неблагоприятные изменения законодательства в юрисдикции первоначальной регистрации компании; желание воспользоваться более оптимальным налоговым режимом в другой юрисдикции.

Для редомициляции требуется пройти несколько этапов, во-первых, принимающая юрисдикция должна допускать такую процедуру; во-вторых, требуется представить учредительные документы, свидетельство о продлении, положение о намерении совершить редомициляцию, обязательство привести устав в соответствии с законодательством новой юрисдикции, решение единоличного исполнительного органа о перерегистрации, документы, подтверждающие отсутствие задолженностей перед кредиторами[2], платежеспособность компании, заверение о том, что компания не находится в процессе ликвидации, реестр акционеров. После предоставления всех документов в старой юрисдикции выпускается свидетельство о прекращении деятельности и компания удаляется из реестра юридических лиц.

2) организация подала специальную заявку на осуществление деятельности в специальных административных районах в Калининградской области и в Приморском крае. Статус международной компании можно получить только в двух регионах РФ.

3) компания является инвестором, и приняла на себя обязательства по осуществлению инвестиций в определенном размере (путем вложений в уставный капитал, взносы в имущество российских юридических лиц, фонды, инвестиции в капитал на территории Российской Федерации), в том числе на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве;

Личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации в Российской Федерации становится российское право. До начала 2029 года устав международной компании необходимо привести в соответствие с законодательством Российской Федерации. Устав международной компании может предусматривать применение к ней норм иностранного права, регулирующего отношения участников корпораций, учрежденных по праву, которое применялось к иностранному юридическому лицу до даты государственной регистрации международной компании, а также правил иностранных бирж при условии, что такие нормы и правила применялись к иностранному юридическому лицу до принятия решения об изменении его личного закона, и при условии включения в устав международной компании арбитражного соглашения. В этом случае соответствующие нормы иностранного права, а также положения правил иностранных бирж применяются с учетом всех последующих изменений. В российском законодательстве процедура редомициляции возможна пока только в двух регионах. Это вызвано некоторыми ограничениями и для российских юридических лиц, которые внутри страны могут поменять местонахождение компании, но с определенными ограничениями[3]. Такие ограничения касаются максимальной суммы недоимки по уплаченным налогам в бюджет – она составляет 1 миллион рублей, планируемая выездная и камеральная налоговая проверка компании и весьма короткий срок предъявления административных требований в арбитражные суды – он составляет 6 месяцев (ст. 42 НК РФ), недоимки по налогам становятся безнадежными к взысканию либо производство прекращается по пропуску срока, установленного ст. 42 НК РФ. Данный срок исчисляется с учетом 3 месяцев для предъявления требования ФНС и 3 месяцев для взыскания по неудовлетворенному требованию в арбитражных судах.

В большинстве юрисдикций предусмотрена возможность редомициляции. Прежние офшорные юрисдикции предоставляют льготные налоговые режимы для компаний, перерегистрировавшихся на их территории. Процедура предполагает взаимодействие с регистрационными органами обеих юрисдикций путем подачи в них соответствующих документов. Объем документов, требования к их оформлению и сроки завершения процедуры могут варьироваться, т.к. устанавливаются внутренними законодательными или иными актами отдельно взятого государства (территории). Правовое положение ре-домицилированных компаний в разных государствах отличается. По общему правилу, личным законом такой компании становится принимающее государство, но из этого есть некоторые изъятия либо дополнения. Чешское законодательство также регулирует поручительство их членов или членов их органов по долгам юридического лица, в случае их возникновения после переноса места нахождения в Чешскую Республику.

Для этого требуется привести учредительные документы в соответствие праву княжества, и законодательство предыдущей регистрации должно предусматривать возможность такого перенесения. Есть требования по оплате уставного капитала. Законодательство многих государств в настоящее время предусматривает миграцию либо подчинение праву иностранного государства для юридических лиц, при этом требования для осуществления процедуры редомициляции практически идентичны. Зачастую привлекательные юрисдикции устанавливают размер минимального уставного капитала, количество сотрудников, количество собственных средств компании.

Препятствием для редомициляции в Республику Мальта будет место регистрации в стране, которая занесена в черный список в Целевой группе по финансовым действиям (FATF). В настоящий момент, в черный список внесены Исламская Республика Иран и Северная Корея.

В тех случаях, когда иностранная компания является публичной, правила предусматривают, что применяются следующие дополнительные требования:

Если иностранная компания предлагает свои акции широкому кругу лиц, она должна предоставить самый последний проспект ценных бумаг или эквивалентный документ, соответствующий требованиям Закона о компаниях.

Если иностранная компания котируется на фондовой бирже, должны быть предоставлены доказательства для удовлетворения Регистратором согласия соответствующих органов этой биржи на регистрацию такой иностранной компании, как продолжение на Мальте. Должны быть предоставлены доказательства текущего членства в компании или метод и форма регистрации членства, заверенные таким образом, который Регистратор может потребовать для соблюдения требований этой регистрации в отношении списка членов этой иностранной компании.

Компания, которая намеревается перерегистрироваться в Сингапур должна отвечать следующим критериям:

1. Доход за предыдущие два финансовых года, превышающий 10 миллионов долларов США

2. Общая сумма активов превышает 10 миллионов долларов США

3. Имеет в штате не менее 50 сотрудников

Если компания после редомициляции понесла капитальные затраты на приобретение права интеллектуальной собственности, капитальных строений и использует эту собственность с целью торговли и бизнеса в Сингапуре также приобретает право на льготы.

[1] С 2019 года Британские Виргинские острова ввели требования о наличии у всех компаний реального физического офиса и сотрудников на территории островов во всех случаях, кроме случаев признания таких компаний нерезидентами.

[2] § 140 Гражданского Кодекса Чешской Республики 2014 г.: «Юридическое лицо, которое планирует переместить свое место нахождения за границу обязан уведомить как минимум за три месяца до даты планируемого перемещения места нахождения. Кредиторы вправе потребовать достаточного обеспечения своих всё еще не выплаченных требований, если условия возврата могут ухудшиться в связи с миграцией.

Приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".

На территории Российской Федерации вправе вести деятельность не только российские, но и иностранные компании. Если Вы собираетесь работать в России – нужно определиться с формой ведения деятельности на территории нашей страны.

В зависимости от выбранной организационно-правовой формы будут различаться условия регистрации, формы бухгалтерской отчетности и налоговые последствия. Поэтому очень важно знать, какой способ ведения бизнеса предпочтительнее для Вас с точки зрения налогового планирования.

На этой странице Вы найдете информацию о сходствах и различиях иностранных представительств, филиалов и дочерних компаний, а также сможете проанализировать совокупную налоговую нагрузку при разных вариантах работы и принять оптимальное решение при выборе формы работы в Российской Федерации.

Аккредитация сотрудников представительства – обязанность, а не преимущество

Аккредитация сотрудников представительства – обязанность, а не преимущество

Как представительству или филиалу иностранной компании сэкономить 18% на оплате аренды

Как представительству или филиалу иностранной компании сэкономить 18% на оплате аренды

Представительство ведет коммерческую деятельность: возможно ли это и насколько безопасно?

Представительство ведет коммерческую деятельность: возможно ли это и насколько безопасно?

Причины, по которым иностранные представительства стали получать отказ в аккредитации

Причины, по которым иностранные представительства стали получать отказ в аккредитации

Как сотрудникам представительств поднять доход на 24% без увеличения расходов на налоги иностранцев

Как сотрудникам представительств поднять доход на 24% без увеличения расходов на налоги иностранцев

Коротко о главном

Представительство

Обособленное подразделение иностранной организации, расположенное вне места его нахождения, которое только представляет интересы иностранной организации и осуществляет их защиту. Управление представительством осуществляется Главой представительства и органами управления иностранной организации.

Филиал

Обособленное подразделение иностранной организации, расположенное вне места его нахождения. Осуществляет все функции иностранной организации или их часть, в том числе функции представительства, а также получение дохода от коммерческой деятельности. Управление филиалом осуществляется Главой филиала и органами управления иностранной организации.

Дочерняя компания

Самостоятельное юридическое лицо, которое имеет обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам и осуществляет коммерческую деятельность, направленную на получение дохода. Управление дочерней компанией осуществляется учредителем компании и избираемым им Генеральным директором.

Деятельность представительств и филиалов не подвергается валютному контролю – существует упрощенный способ вывода денежных средств.

При деятельности дочерней компании валютный контроль возникает при взаимном перечислении денежных средств.

Особенности налогообложения

Налог на прибыль НДС Налог на имущество
Представительство/филиал 20 % 20 % 2,2 %
Дочерняя
компания
6—20 % 0—20 % 2,2 %

Представительство/филиал:

  • Налог на прибыль: 20 %
  • НДС: 18 %
  • Налог на имущество: 2,2 %

Дочерняя компания

  • Налог на прибыль: 6—20 %
  • НДС: 0—18 %
  • Налог на имущество: 2,2 %

возникает при наличии в собственности транспортных средств и рассчитывается согласно правилам, установленным статьей 359 Налогового кодекса РФ

Особенности
представительства/филиала:

  • Безналоговое использование прибыли головной организацией – взаимное перечисление денежных средств не подпадает под налогообложение. в случае предоставления иностранным организациям, аккредитованным в РФ, помещений в аренду на территории РФ.

Особенности дочерней компании:

  • Возможность применять специальные налоговые режимы, в случае если доля участия иностранной организации не будет превышать 25%.
  • Использование прибыли учредителями возможно посредством выплаты дивидендов. Выплаты дивидендов облагаются налогом по ставке 15%.

Налоги компании

Временно пребывающий иностранный сотрудник

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 1,8 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): 0 %

Временно пребывающий ВКС*

  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %

Временно проживающий иностранный сотрудник

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 2,9 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): 5,1 %

Временно проживающий ВКС*

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 2,9 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %

Постоянно проживающий иностранный сотрудник

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 2,9 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): 0 %

Постоянно проживающий ВКС*

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 2,9 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %

Сотрудник с российским гражданством

  • Пенсионный фонд (ПФ): 22 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — болезнь/материнство: 2,9 %
  • Фонд социального страхования (ФСС) — травматизм: 0,2 %
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): 5,1 %

Статус сотрудника Пенсионный фонд (ПФ) Фонд социального страхования (ФСС) Фонд обязательного медицинского страхования
(ФОМС)
Болезнь/материнство Травматизм
Временно пребывающий иностранный сотрудник 22 % 1,8 % 0,2 % 0 %
Временно пребывающий ВКС* 0,2 %
Временно проживающий иностранный сотрудник 22 % 2,9 % 0,2 % 5,1 %
Временно проживающий ВКС* 22 % 2,9 % 0,2 %
Постоянно проживающий иностранный сотрудник 22 % 2,9 % 0,2 % 0 %
Постоянно проживающий ВКС* 22 % 2,9 % 0,2 %
Сотрудник с российским гражданством 22 % 2,9 % 0,2 % 5,1 %
* ВКС – Высококвалифицированный специалист – иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности с заработной платой не менее 167 тысяч рублей в месяц.

Налоги сотрудников

Налоговый статус
сотрудника
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Резидент* 13 %
Нерезидент** 30 %

* Налоговый резидент – находится в РФ более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев ** Налоговый нерезидент – находится в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

НДФЛ с доходов иностранца

НДФЛ с доходов иностранца

Налоговые вычеты для иностранцев в России: виды и способы получения

Налоговые вычеты для иностранцев в России: виды и способы получения

Как правильно возмещать расходы главе иностранного представительства

Как правильно возмещать расходы главе иностранного представительства

Чем рискуют иностранные компании, не оформляя отпуска, болезни и командировки по российским правилам

Чем рискуют иностранные компании, не оформляя отпуска, болезни и командировки по российским правилам

Отчетность

Филиал / представительство

  • Годовой отчет о деятельности иностранных компаний
  • Декларация по налогу на прибыль иностранных организаций
  • Декларация по НДС
  • Декларация по налогу на имущество
  • Сведения о среднесписочной численности сотрудников
  • Справки 2-НДФЛ
  • Расчет РСВ-1 ПФР
  • Расчет 4-ФСС

Дочерняя компания

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о финансовых результатах
  • Отчет об изменениях капитала (для крупных компаний)
  • Отчет о движении денежных средств (для крупных компаний)
  • Отчет о целевом использовании средств (для крупных компаний)
  • Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности
  • Декларация по налогу на прибыль организаций
  • Декларация по НДС
  • Декларация по налогу на имущество
  • Сведения о среднесписочной численности сотрудников
  • Справки 2-НДФЛ
  • Расчет РСВ-1 ПФР
  • Расчет 4-ФСС
Филиал / представительство Дочерняя компания
Годовой отчет о деятельности иностранных компаний
Бухгалтерский баланс
Отчет о финансовых результатах
Отчет об изменениях капитала для крупных компаний
Отчет о движении денежных средств для крупных компаний
Отчет о целевом использовании средств для крупных компаний
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности
Декларация по налогу на прибыль иностранных организаций
Декларация по налогу на прибыль организаций
Декларация по НДС
Декларация по налогу на имущество
Сведения о среднесписочной численности сотрудников
Справки 2-НДФЛ
Расчет РСВ-1 ПФР
Расчет 4-ФСС
Итого: 8 отчетов 10 (13) отчетов

Расходы и сроки регистрации/аккредитации

Филиал/представительство

Госпошлина за аккредитацию представительства/филиала

    от 130 000 руб.
  • Аккредитация сотрудников при ТПП (до 5 человек): 15 000 руб. / 1 чел.
  • Аккредитация сотрудников при ТПП (от 5 человек): 10 000 руб. / 1 чел.

Срок аккредитации — от 30 рабочих дней

Дочерняя компания

Госпошлина за регистрацию дочерней компании 4 000 рублей
Оплата уставного капитала от 10 000 рублей (минимальный размер)
Нотариальные расходы на заверение документов, необходимых для регистрации дочерней компании от 5 000 рублей

Срок регистрации — от 5 рабочих дней

Назначить встречу *Оплата услуг переводчика, нотариальных расходов, включая заверение перевода и копий документов, производится дополнительно

Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.

Публикация

Статья опубликована в Правовой базе "Консультант" в 2018 году

Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.

Ограничения и запреты для иностранных граждан и иностранных юридических лиц предусмотрены в отношении некоторых типов земельных участков, а именно:

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ).
  2. Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 15 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ").
  3. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Приобретение недвижимости, дальнейшее владение ею и отчуждение влекут за собой налоговые последствия.

Постановка нерезидента на учет в налоговом органе

Прежде всего по факту приобретения недвижимости на территории РФ осуществляется постановка нерезидента на налоговый учет.

По запросу иностранной организации налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет и уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы (абз. 3 п. 23 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н).

В соответствии с упомянутым Приказом, а также п. 4 ст. 85 НК РФ управления Росреестра представляют сведения в управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Таким образом, для получения индивидуального номера налогоплательщика с момента приобретения недвижимости нерезидентом должно пройти не более 15 рабочих дней, фактически же дела обстоят несколько иначе.

Действительно, для получения свидетельства о постановке на учет необходимо ожидать выгрузки документов из Росреестра в территориальную налоговую, но, во-первых, передача не всегда осуществляется в установленные сроки. Во-вторых, по факту поступления информации в Росреестр необходимо подать заявление в территориальную налоговую по месту нахождения приобретенной недвижимости о выдаче уведомления/свидетельства о постановке на учет. Таким образом, заявительный порядок сохранен. Определение времени подачи такого заявления является задачей заявителя посредством произведения звонков в территориальную налоговую инспекцию.

Выходит красиво на бумаге, труднореализуемо на деле. Во всяком случае, никто не застрахован, что именно при передаче его сведений о приобретении недвижимости не возникнет технических неполадок в информационных системах госорганов, незапланированных смен исполнителей и других событий, препятствующих своевременной постановке нерезидента на налоговый учет.

Налог на имущество

Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, - это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций").

На основании п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, является находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

При сомнении в определении вида имущества необходимо проверить наличие данных об объекте в ЕГРН. При отсутствии сведений в ЕГРН - установить, имеются ли основания, подтверждающие прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках (письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).

Для целей уплаты налога на имущество организаций и представления налоговой декларации объектами налогообложения по налогу на имущество организаций не признаются (п. 4 ст. 374 НК РФ):

Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ, в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Порядок определения налога может быть представлен так:

(Кадастровая стоимость имущества x Ставка налога) - Авансовые платежи = Налог за имущество.

В случае если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций указано, что в случае, если кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).

Ввиду отсутствия в п. 6 ст. 378.2 НК РФ конкретизации объектов налогообложения, правило об использовании кадастровой стоимости здания при определении налоговой базы, вероятно, должно применяться и в отношении помещений, принадлежащих иностранной организации.

Если же не определена и кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, принадлежащее иностранной организации, применяется правило п. 14 ст. 378.2 НК РФ: налоговая база равна нулю.

При этом обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, предусмотренная ст. 386 Кодекса, распространяется и на иностранные организации, владеющие имуществом, налоговая база в отношении которого равна нулю (письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-14/8527@).

К слову об обязанности по представлению налоговой декларации, отметим, что иностранное юридическое лицо как владелец объекта недвижимости обязано также сообщать в налоговый орган по местонахождению своей недвижимости сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 386 НК РФ).

Налог на прибыль

Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль.

К доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации и доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества.

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена для иностранных организаций в размере 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Налог на прибыль иностранных организаций, не связанную с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов, также признаваемых объектами недвижимости, в связи с осуществлением международных перевозок, - 10% (пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).

По данному вопросу следует учитывать субъектный состав сделок по отчуждению и сдачи в аренду. Если стороной в сделке с иностранной компанией является российское юридическое лицо, последнее обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль, то есть выступает налоговым агентом. Если стороной в сделке с иностранной компанией является физическое лицо, то исчислить и уплатить налог на прибыль организаций в России должна сама иностранная организация.

Иностранные юридические лица в данном контексте имеет смысл разделить на два типа:

Планируя сделку, следует учитывать факт наличия/отсутствия у РФ соглашения об избежании двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством, предусматривающего нулевую или невысокую ставку налога у источника, а также, по возможности, невысокую эффективную ставку налога на прибыль и отсутствие других налогов на данный вид доходов. При этом нужно помнить, что если в соответствии с международным соглашением выплачиваемый доход облагается в РФ по пониженной или нулевой ставке, для применения этой ставки иностранная организация должна предоставить подтверждение своего постоянного местонахождения в соответствующем государстве (ст. 312 НК РФ).

Отметим, что в некоторых случаях соглашения об избежании двойного налогообложения закрепляют перечень объектов недвижимого имущества, отличный от того, что предусмотрен российским правом. Так, например, согласно п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы морские и воздушные суда не рассматриваются для целей налогообложения в качестве недвижимого имущества.

Налоговую базу по налогам на прибыль, связанную с арендой недвижимого имущества, можно уменьшить за счет:

  • 1) передачи арендуемого недвижимого имущества в доверительное управление;
  • 2) увеличения расходов, связанных с содержанием недвижимого имущества (расходы на ремонт: расходы на реконструкцию, расходы на текущий ремонт, расходы на капитальный ремонт, расходы на реконструктивные работы).

Если нерезидент сдает недвижимое имущество в аренду, важно проработать условия договора аренды, касающиеся порядка распределения расходов по капитальному и текущему ремонту, реконструкции и реконструктивным работам, так, чтобы они соответствовали законодательным нормам о возможности отнесения соответствующих расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Согласно положениям ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Уменьшение допускается при соблюдении одновременно следующих условий:

  • 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • 2) обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Поскольку в сделках с недвижимым имуществом всегда появляются какие-то расходы, обоснованность которых может быть поставлена под сомнение контролирующими налоговыми органами, разумно сопровождать каждое действие в рамках этих сделок пакетом документов, которые смогут послужить доказательствами добросовестности налогоплательщика и его контрагентов.

Если между иностранными и российскими организациями по налогу на прибыль организаций нет серьезных отличий, то положение иностранца - физического лица по уплате НДФЛ не представляется выгодным. Так, при получении дохода от источников в Российской Федерации нерезиденту - физическому лицу придется заплатить НДФЛ по ставке 30%. При этом не имеет значения, как долго имущество находилось в собственности: имущественные вычеты не применяются.

Таковы особенности приобретения нерезидентом недвижимости на территории РФ. Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день существенных отличий в положении резидентов и нерезидентов, которые можно было бы использовать в пользу владельца-нерезидента, не предусмотрено. Преимущество нерезидентного положения можно использовать при наличии между государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающего более выгодные условия, а также при применении сниженной налоговой ставки по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду судов воздушного и водного транспорта.

Читайте также: