Как оприходовать бесхозное имущество на баланс

Обновлено: 16.05.2024

Основной сложностью в делах о признании имущества бесхозным является установление факта, что имущество не имеет владельца. В случае если заявление подано относительно действительно бесхозного имущества, принятое судом решение не обжалуется (поскольку нет лиц, заинтересованных в обжаловании), вступает в силу и имущество переходит в собственность территориальной громады. Однако большое количество решений по делам данной категории все-таки обжалуется в апелляционную инстанцию, ведь заявления подаются относительно спорного имущества. А иногда обжалуется даже решение госрегистратора о регистрации имущества бесхозным. Поэтому при подготовке признания, имущества бесхозным необходимо внимательно относиться к определению владельца имущества.

Если заявителем соблюдена определенная законодательством процедура приобретения права собственности на бесхозную недвижимую вещь, со дня взятия на учет бесхозного недвижимого имущества истекло более года и возможные владельцы имущества не установлены, то суд удовлетворяет заявление органа местного самоуправления и принимает решение о передаче в коммунальную собственность бесхозного имущества (решение Рогатинского райсуда Ивано-Франковской области от 15.06.16 г. по делу № 349/599/16-ц).

Суть дела

Городской совет (заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недвижимого имущества бесхозным и его передаче в коммунальную собственность городского совета.

В заявлении горсовет отметил, что на его территории выявлено бесхозное имущество, а именно: нежилое здание площадью 20,3 м 2 по адресу-1. Горсовет 08.04.15 г. обратился в Регистрационную службу РУЮ с заявлением о взятии на учет этого имущества. После получения выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества было подано объявление в средства массовой информации о выявлении на территории города бесхозного нежилого помещения. Поскольку со времени взятия на учет указанного имущества истек год и никто из физических или юридических лиц за этот период не обращался с подтверждением права собственности на данное имущество, городской совет просил суд передать нежилое здание в его коммунальную собственность. Суд удовлетворил заявление горсовета.

Аргументы суда

1. В соответствии со ст. 335 Гражданского кодекса (далее – ГК) бесхозной является вещь, которая не имеет владельца или владелец которой неизвестен. Бесхозные недвижимые вещи берутся на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены. О взятии бесхозной недвижимой вещи на учет делается объявление в печатных СМИ. По истечении одного года со дня взятия на учет бесхозной недвижимой вещи она по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной громады, может быть передана по решению суда в коммунальную собственность.

2. Согласно ст. 273 Гражданского процессуального кодекса суд, установив, что недвижимая вещь является бесхозной и взята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и что один год со дня взятия на учет недвижимой вещи истек, принял решение о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность соответствующей территориальной громады.

3. Судом установлено, что на территории горсовета находится бесхозное имущество, а именно: нежилое здание площадью 20,3 м 2 , расположенное по адресу-1. Владельцы имущества неизвестны. В связи с тем что имущество длительное время не используется, здание находится в запущенном состоянии, поэтому в целях его сохранения решением городского совета от 23.01.15 г. здание взято на его баланс.

На основании этого решения горсовет обратился с заявлением в Регистрационную службу РУЮ о взятии на учет бесхозного имущества.

Имущество было взято на учет, что подтверждается выпиской из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества, в сформированной 08.04.15 г. Регистрационной службой РУЮ.

Таким образом, суд пришел к заключению, что заявителем соблюдена определенная ст. 335 ГК процедура приобретения права собственности на бесхозную недвижимую вещь, со дня взятия на учет указанного имущества истекло более года, данные о возможных владельцах имущества не установлены, поэтому при таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

Суть дела

Истец – Министерство инфраструктуры Украины (далее – Истец), ответчик – Регистрационная служба районного управления юстиции (далее – Ответчик), третье лицо – сельский совет. Истец обратился в суд с иском относительно отмены решения о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества – здания отделения связи.

Судебные решения по делу

Постановлением окружного административного суда от 27.10.15 г., оставленным без изменений постановлением Апелляционного административного суда от 15.12.15 г., иск удовлетворен. Признано противоправным и отменено решение Ответчика о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества. Кассационная жалоба сельского совета, с которой он обратился к ВАСУ, постановлением от 14.04.16 г. отклонена. Постановления судов предыдущих инстанций оставлены без изменений.

Аргументы суда

1. В соответствии со ст. 335 ГК бесхозной является вещь, которая не имеет владельца или владелец которой неизвестен. Бесхозные недвижимые вещи берутся на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены. О взятии бесхозной недвижимой вещи на учет делается объявление в печатных СМИ. По истечении одного года со дня взятия на учет бесхозной недвижимой вещи она по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной громады, может быть передана по решению суда в коммунальную собственность.

2. Согласно ст. 8 Закона № 1952 к полномочиям органа госрегистрации прав относится, в частности, обеспечение учета бесхозного недвижимого имущества, который ведется по заявлению органа местного самоуправления в порядке, определенном КМУ (ч. 11 ст. 15, в редакции, действующей на момент возникновения отношений). Во время рассмотрения заявления о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества госрегистратор устанавливает отсутствие регистрации права собственности и других вещественных прав на недвижимое имущество, относительно которого подано заявление, а также отсутствие регистрации обременений вещных прав на такое недвижимое имущество в специальном разделе Госреестра прав.

3. По материалам учетного дела госрегистратор во время рассмотрения заявления о взятии на учет бесхозного имущества – нежилого здания установил отсутствие в Госреестре прав, Реестре прав собственности на недвижимое имущество, Госреестре ипотек, Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества сведений о регистрации вещественных прав и/или обременений на отмеченное недвижимое имущество за другими лицами. С учетом отсутствия оснований для отказа во взятии на учет такого имущества госрегистратор и принял обжалуемое решение.

7. В соответствии с ч. 4 ст. 41 Конституции никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым.

Таким образом, суд пришел к заключению, что нежилое здание – отделение связи не является бесхозным имуществом и принадлежит государству на праве собственности, которое возникло до вступления в силу Закона № 1952. Поскольку указанные обстоятельства существовали на время принятия обжалуемого решения, указанный объект недвижимого имущества не мог быть взят на учет как бесхозный. Следовательно, принятое государственным регистратором решение о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества – здания отделения связи не может считаться обоснованным и правомерным, поэтому суд принял решение о его отмене.

Читайте также: