Как оплатить штраф за нарушение земельного законодательства

Обновлено: 29.04.2024

Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации налагают штрафы на юридические, должностные лица и граждан за нарушения земельного законодательства, предусмотренные ст.125 Земельного кодекса РСФСР, а также на руководителей хозяйств за задержку сроков выделения земли и имущественного пая, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР".

Налагать штрафы от имени органов комитета вправе краевые, областные, окружные, межрайонные, районные, городские комиссии комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в составе председателя и не менее двух членов комиссии, назначенных приказом этих органов.

Должностное лицо комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, установив нарушение земельного законодательства, составляет протокол об указанном нарушении.

В протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, существе правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение; объяснения нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и физическим или юридическим лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом (форма протокола прилагается).

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При рассмотрении дела об административных правонарушениях комиссией ведется протокол заседания (форма протокола прилагается).

Комиссия, рассмотрев протокол и выслушав объяснения по делу, в недельный срок выносит постановление о наложении штрафа на виновных должностных лиц.

Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. При наложении штрафа учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось штрафу.

Постановление о наложении штрафа должно содержать: наименование органа, вынесшего постановление, состав комиссии, дату рассмотрения, сведения о лице, на которое накладывается штраф; изложение установленных обстоятельств; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность; размер штрафа (форма постановления прилагается).

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов и подписывается председательствующим.

Копия постановления о наложении штрафа регистрируется в специальной книге и в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, или вручается ему под расписку.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) или районного (городского) народного суда является окончательным.

Вышестоящий комитет по земельной реформе и земельным ресурсам рассматривает на комиссии жалобу в десятидневный срок со дня поступления и выносит решение. Копия решения по жалобе регистрируется в специальной книге и в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае неуплаты штрафа в срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Суммы штрафов вносятся на специальные счета соответствующих комитетов и используются на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, ведением кадастра, землеустройством, проведением топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель, повышением их плодородия, защитой от эрозии, оползней, подтопления.

Не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.

При выявлении нарушений земельного законодательства, предусмотренных ст. 44 Земельного кодекса (порча земель, нерациональное использование, использование земель не по целевому назначению), должностное лицо Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам обязано до наложения штрафа вынести указание-предупреждение с установлением не более трехмесячного срока для их устранения (форма указания - предупреждения прилагается).

В случае неустранения указанных нарушений в установленный срок виновные подвергаются штрафу.

При выявлении случаев задержки выделения земли и имущественного пая гражданам, выходящим из колхозов, совхозов и других государственных предприятий для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, на руководителей хозяйств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам налагают штраф в размере трех месячных окладов в соответствии с настоящим Временным порядком.

Этим же Указом должностные лица республиканских, областных, краевых, автономной области и автономных округов, районных и городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам приостанавливают неправомерные решения местной администрации по форме согласно приложению.

БК РФ Статья 46. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде

(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 46 БК РФ

1. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:

Пп. 1 п. 1 ст. 46 не распространяется на указанные в ст. 9.1 ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ (ред. от 01.07.2021) административные штрафы с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно.

С 01.01.2022 в пп. 1 п. 1 ст. 46 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) судьями федеральных судов (если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи);

Пп. 2 п. 1 ст. 46 не распространяется на указанные в п. 7 ст. 8 ФЗ от 31.07.2020 N 263-ФЗ административные штрафы с 01.01.2020 по 01.01.2024.

2) должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, иных федеральных государственных органов (если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи);

3) должностными лицами Центрального банка Российской Федерации;

4) должностными лицами государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

2. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:

1) должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если иное не установлено пунктами 5 и 6 настоящей статьи);

2) должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.

С 01.01.2022 в абз. 1 п. 4 ст. 46 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению (если иное не установлено пунктами 3, 5, 5.1 и 6 настоящей статьи):

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 50 процентов;

2) в бюджет муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов.

5.1. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами государственных внебюджетных фондов, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

С 01.01.2022 ст. 46 дополняется п. 5.2 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, из которых были предоставлены соответствующие бюджетные средства, бюджетные кредиты, межбюджетные трансферты, бюджетные инвестиции, субсидии, по нормативу 100 процентов.

7. Суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации:

1) за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

2) за нарушение муниципальных правовых актов, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований по нормативу 100 процентов.

8. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению суммы административных штрафов, подлежащие в соответствии с настоящей статьей зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

9. Суммы штрафов (судебных штрафов), установленных Уголовным кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

10. Суммы судебных штрафов (денежных взысканий), налагаемых судами в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

11. Суммы штрафов, пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) суммы штрафов, пеней, исчисляемых исходя из сумм (ставок) налогов (сборов, страховых взносов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам, страховым взносам);

2) суммы иных штрафов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, - в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

12. Суммы штрафов, пеней, исчисляемых исходя из сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов, уплачиваемых организациями в соответствии с федеральными законами на выплату доплаты к пенсии, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в которые зачисляются указанные взносы, по нормативу 100 процентов.

13. Пени и проценты, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные ввозные таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено правом Евразийского экономического союза.

14. Пени и проценты, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

15. Пени, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

16. Суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 п. 16 ст. 46 дополняется абзацем (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

17. Денежные средства, обращенные в собственность государства на основании обвинительных приговоров судов, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Денежные средства, изымаемые в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов в соответствии с решениями судов в случаях, не предусмотренных абзацами первым и третьим настоящего пункта, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов по нормативу 100 процентов.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

18. Денежные средства, полученные от реализации конфискованного имущества, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено пунктами 17, 19 и 20 настоящей статьи.

19. Денежные средства, полученные от реализации конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений, обращенных в собственность субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

20. Денежные средства, полученные от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства, заготовки древесины (за исключением орудий, изъятых в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и продукции незаконного природопользования, подлежат зачислению по нормативу 100 процентов в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу (за исключением имущества, закрепленного за бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями), подлежат зачислению в бюджеты публично-правовых образований, в собственности которых находится указанное имущество, по нормативу 100 процентов.

22. Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях регионального значения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях местного значения, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет которых осуществляются расходы, связанные с охраной и использованием таких территорий, по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подлежат зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

23. Суммы штрафов, уплачиваемых (взыскиваемых) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.7 КоАП РФ Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статья 8.8 КоАП РФ Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", - влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Статья 10.9 КоАП РФ Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта

Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 10.10 КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации налагают штрафы на юридические, должностные лица и граждан за нарушения земельного законодательства, предусмотренные ст.125 Земельного кодекса РСФСР, а также на руководителей хозяйств за задержку сроков выделения земли и имущественного пая, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР".

Налагать штрафы от имени органов комитета вправе краевые, областные, окружные, межрайонные, районные, городские комиссии комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в составе председателя и не менее двух членов комиссии, назначенных приказом этих органов.

Должностное лицо комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, установив нарушение земельного законодательства, составляет протокол об указанном нарушении.

В протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, существе правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение; объяснения нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и физическим или юридическим лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом (форма протокола прилагается).

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При рассмотрении дела об административных правонарушениях комиссией ведется протокол заседания (форма протокола прилагается).

Комиссия, рассмотрев протокол и выслушав объяснения по делу, в недельный срок выносит постановление о наложении штрафа на виновных должностных лиц.

Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. При наложении штрафа учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось штрафу.

Постановление о наложении штрафа должно содержать: наименование органа, вынесшего постановление, состав комиссии, дату рассмотрения, сведения о лице, на которое накладывается штраф; изложение установленных обстоятельств; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность; размер штрафа (форма постановления прилагается).

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов и подписывается председательствующим.

Копия постановления о наложении штрафа регистрируется в специальной книге и в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, или вручается ему под расписку.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) или районного (городского) народного суда является окончательным.

Вышестоящий комитет по земельной реформе и земельным ресурсам рассматривает на комиссии жалобу в десятидневный срок со дня поступления и выносит решение. Копия решения по жалобе регистрируется в специальной книге и в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае неуплаты штрафа в срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Суммы штрафов вносятся на специальные счета соответствующих комитетов и используются на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, ведением кадастра, землеустройством, проведением топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель, повышением их плодородия, защитой от эрозии, оползней, подтопления.

Не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.

При выявлении нарушений земельного законодательства, предусмотренных ст. 44 Земельного кодекса (порча земель, нерациональное использование, использование земель не по целевому назначению), должностное лицо Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам обязано до наложения штрафа вынести указание-предупреждение с установлением не более трехмесячного срока для их устранения (форма указания - предупреждения прилагается).

В случае неустранения указанных нарушений в установленный срок виновные подвергаются штрафу.

При выявлении случаев задержки выделения земли и имущественного пая гражданам, выходящим из колхозов, совхозов и других государственных предприятий для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, на руководителей хозяйств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам налагают штраф в размере трех месячных окладов в соответствии с настоящим Временным порядком.

Этим же Указом должностные лица республиканских, областных, краевых, автономной области и автономных округов, районных и городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам приостанавливают неправомерные решения местной администрации по форме согласно приложению.

Читайте также: