Как оформить землю в собственность если ей пользовались больше 20 лет

Обновлено: 28.04.2024

Если коротко: что нужно делать для узаконения самозахвата; какие штрафы полагаются за пользование чужой землёй.

Брошенный участок вовсе не означает, что у него нет хозяина. Возможно, собственник имеется, но земельным наделом по каким-то причинам не пользуется. Если постороннее лицо начинает использовать участок, у которого есть хозяин, а именно: возводить постройки, производить сельхозработы — это будет считаться самовольным захватом. За такие действия полагается административная ответственность. О том, как узаконить самовольно занятую землю — читайте в статье.

Как узаконить самовольно занятые земли

Другими словами: самозахват — это использование чужого земельного надела в своих целях, не имея на эти действия законного права. К таким действиям относятся: возведение построек, возделывание земли в сельскохозяйственных целях. Использование участка в этом случае происходит исключительно в личных целях, а захват территории по своей инициативе.

Не стоит думать, что самозахватом занимаются только обычные граждане, разместив огород на заброшенной соседней даче. В большинстве случаев закон нарушают должностные лица, имеющие данные о земельных наделах. Владея информацией о не востребованных собственниками участках и происходит захват земли.

Если вы столкнулись с подобным, когда неустановленное лицо использует вашу землю в личных целях, не имея на это прав — обращайтесь в правоохранительные органы и нарушителя привлекут к ответственности.

Как узаконить самовольно занятые земли

Использовать землю для личных нужд в нашей стране можно при наличии одного из нескольких факторов:

  • прав собственности;
  • арендного договора;
  • сервитута;
  • наследственных прав.

Если у лица, использующего земельный надел, не окажется ни одного из вышеперечисленных документов, можно предположить, что оно присвоило участок и является нарушителем закона. Данные лица не имеют права совершать никаких действий с земельным наделом, а именно: продавать; отдавать в арендное пользование третьим лицам; составлять завещание; отчуждать права иными способами. Если лицо, совершившее захват чужой территории, занимается коммерческой деятельностью на этой земле, денежные средства, извлечённые из этой деятельности, будут считаться незаконным доходом.

Штрафы

Незаконные землепользователи попадают под административную ответственность — штрафы. Сумма штрафа зависит от того, стоит ли участок на кадастровом учёте и определена ли кадастровая стоимость данного земельного надела.

Если таковая имеется, то по статье 7.1 КоАП РФ суммы штрафов составят:

  • для гражданских лиц — 1-1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • должностные лица — 1-1.5% от кадастровой оценки, но не менее 20 тыс. рублей;
  • юридические лица — 2–3%; минимальный штраф не меньше 100 тыс. рублей.

В случаях, когда кадастровая стоимость не определена, штрафы составят:

  • для гражданских лиц от 5 до 10 тысяч рублей;
  • должностным лицам от 20 до 50 тысяч рублей;
  • юридическим лицам от 100 до 200 тысяч рублей.

Но закон не призван лишь карать за пользование чужим участком, в некоторых случаях самозахват можно узаконить. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Найти правообладателя участка.
  2. Произвести процедуру межевания и в новом порядке установить границы земельного надела; получить кадастровый паспорт.
  3. На основании собранного пакета документов оформить право собственности.

Установить собственника земли несложно, для этого необходимо сделать запрос в Росреестр либо в архитектурный/земельный отдел при органах самоуправления. Данные организации обязаны предоставить официальный ответ, в котором будет собрана необходимая информация о правообладателе участка.

Как узаконить самовольно занятые земли

Четыре варианта развития событий

  1. Если участок принадлежит местному самоуправлению или СНТ, нужно предоставить заявление о выделении этого земельного надела для использования в личных целях обратившемуся лицу.
  2. В случае когда участок принадлежит государству, нужно будет принять участие в аукционе и, соответственно, выйти победителем. Аукцион даёт потенциал увеличить земельную площадь и оформить самозахват территорий общего пользования быстро и недорого. Стоимость квадратного метра в этом случае составит 15% от кадастровой оценки.
  3. Возможно, у земли уже есть владелец и в этой ситуации остаётся лишь один выход — вступить в переговоры и настаивать на отчуждении прав собственности. Простыми словами — уговаривать продать и сделать это как можно дешевле.
  4. Ещё один вариант — земля бесхозная, а значит не имеет владельца. Тогда нужно обращаться в местные органы самоуправления с заявлением постановки земли на кадастровый учёт. Но эта процедура достаточно долгая, так как после постановки на кадастр участок станет собственностью муниципалитета через год. И только по истечении года можно становиться претендентом на право пользования землёй.

Как зарегистрировать право собственности на самовольно захваченный участок

Для оформления прав собственности на землю нужно предоставить в уполномоченные органы заявление, к которому в обязательном порядке приложить: планы геодезии и БТИ; кадастровый паспорт; акт о владении земельным наделом. Если муниципалитет одобрит заявление, землепользователь может выкупить участок.

Для получения кадастрового паспорта необходимо провести межевание границ участка — мероприятие недешёвое, но нужное. Для данной процедуры надо пригласить кадастрового инженера и предоставить документы: паспорт гражданина; документацию, подтверждающую, что заявитель имеет права на использование земли; план геодезии; межевой план; заявление на получение кадастрового паспорта; квитанция об уплате госпошлины. В наилучшем варианте документ будет готов по истечении 20 рабочих дней после обращения. Если специалист сделает замечания, срок изготовления кадастрового паспорта будет продлён до момента устранения нарушений.

При наличии нового кадастрового паспорта можно начинать оформление прав собственности на самовольно захваченный участок. Это делается непосредственно в Росреестре, либо заявитель обращается через МФЦ.


Документы, необходимые для регистрации права собственности:

  • паспорт гражданина;
  • заявление;
  • кадастровый паспорт;
  • соглашение, позволяющее заявителю пользоваться земельным наделом;
  • оплата госпошлины.

В случае если на земле есть незаконные постройки, их можно узаконить, когда участок перейдёт в собственность к заявителю.

Как узаконить самовольно занятые земли


В регистрации прав часто отказывают и на это есть несколько причин:

Конечно, всё это делается не быстро и зачастую проходит нелегко, но если есть возможность, оформлять в собственность захваченные земли необходимо. По крайней мере, это будет лучше штрафов и судебных издержек, и также откроет новые перспективы.


Действующим законодательством РФ (а именно – ст. 234) установлено такое понятие как приобретательная давность – она дает право стать владельцем участка земли гражданину или организации, которые пользовались им на протяжении установленного промежутка времени. Для участка этот период составляет 15 лет, но к данному сроку необходимо прибавлять 3 года (срок исковой давности), в связи с чем, обращаться за оформлением возможно лишь через 18 лет. Если были соблюдены все необходимые условия (добросовестное, открытое и непрерывное использование) и сроки, возможно приступать к оформлению земли в собственность.

В первую очередь важно учесть, что главным документом для оформления участка по приобретательной давности является решение суда, вступившее в законную силу. Для его получения, соответственно, необходимо обратиться в судебный орган с заявлением. Если заявителем выступает гражданин, обратиться необходимо будет в городской (районный) суд, если организация – в арбитражный.

В заявлении необходимо будет указать:

  • Наименование судебного органа, в который оно подаётся.
  • Данные об истце и ответчике (Ф.И.О/наименование компании, адрес места проживания/нахождения, контактный номер телефона).
  • Название документа.
  • Сведения об участке, на который претендует заявитель, а также о том, как давно он им пользуется.
  • Просьбу к суду о признании права собственности на землю.
  • Перечень прилагаемой к иску документации.
  • Дату подачи иска, а также подпись заявителя.

К заявлению необходимо будет приложить копии:

  • Исков по количеству лиц, принимающих участие в деле.
  • Паспорта истца (уполномоченного лица).
  • Паспорта представителя и доверенности (если истец действует не самостоятельно).
  • Документов, которые бы подтвердили добросовестное, открытое, а также непрерывное пользование.
  • Документов на землю.

Кроме того, потребуется предоставить оригинал квитанции, подтверждающей, что госпошлина была оплачена в полном объеме. Реквизиты для уплаты возможно уточнить непосредственно в канцелярии суда, сумму же к оплате потребуется вычислить самостоятельно – исходя из инвентаризационной стоимости участка.

Также перед обращением в суд потребуется:

  • Осуществить межевание земли.
  • Найти свидетелей, которые бы смогли подтвердить в процессе факт постоянного, открытого и добровольного пользования.

После того, как заявление поступило в судебный орган, в течение 5 дней судья решает – принять к производству или по каким-либо объективным причинам отказать. Если иск был принят к производству, стороны вызываются в процесс, где и принимается решение – удовлетворить заявленные требования или нет. В случае, когда судья решил удовлетворить требования заявителя, выносится соответствующий акт, после вступления в законную силу которого возможно приступать к следующему этапу оформления земли. С этой целью необходимо обратиться в Росреестр (или МФЦ), предоставив следующий пакет документации:


  1. Заявление установленного образца (бланк возможно получить в уполномоченном органе – при обращении).
  2. Решение судебного акта, с отметкой о вступлении в законную силу.
  3. Паспорт (оригинал + копию).
  4. Доверенность и паспорт представителя (если интересы заявителя представляет 3-е лицо).
  5. Кадастровый план земельного участка.
  6. Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.

Когда заявление передается при личном визите, после его принятия специалист уполномоченного органа передает заявителю расписку. В течение 10 дней специалисты проводят проверку всех документов и, в случае, если они представлены в полном объеме и не содержат ошибок, то заявитель сможет забрать свидетельство, подтверждающее право владения.

К сожалению, далеко не всегда, при обращении граждане и организации получают положительный ответ – в этой ситуации им предоставляется мотивированный отказ, оформленный в письменном виде. При получении необходимо будет выбрать один из 2 вариантов действий:


Право собственности на земельный участок приобретается многими способами. Это и купля-продажа, завещание, дарение, мена и т.д. Существует еще один способ узаконить участок. Это приобретательская давность на землю. Вместе с тем только небольшое количество граждан может заявить, что знает об этой процедуре все.

Что такое приобретательная давность на землю

Законом определено понятие приобретательной давности. Это способность стать собственником земельного участка гражданину или организации, если они ранее не были собственниками, но добросовестно им владели и пользовались.

Сроки, установленные 234 статьей ГК, составляют для земельного участка 15 лет, для другого типа имущества 5 лет пользования. По истечении этого времени владелец может на законных основаниях обратиться в соответствующие органы для оформления имущества в собственность.

При владении хозяин может защищать свой участок от претензий третьих лиц, если они не имеют каких-либо документов претендовать на имущество. При этом участок земли не должен быть во владении гражданина или организации по договору. В срок давности засчитывается промежуток времени, в который фактическим пользователем стал правопреемник, например, по завещанию.

Если лицо пользовалось участком на условиях договора, то этот период в срок для оформления по приобретательской давности входить не будет.

О том, как оформить земельный участок по приобретательной давности пойдет речь далее.

Когда возникает право оформления земельного участка по приобретательной давности

Итак, земельный участок может быть оформлен по приобретательской давности в следующих случаях:

  • Владение участком осуществлялось более 15 лет
  • Пользование землей было добросовестным
  • Участок использовался открыто
  • Владелец пользовался земельным участком непрерывно

ВАЖНО! Ни при каких обстоятельствах не получится оформить в собственность земли, отнесенные к памятникам природы, природоохранные зоны или земли, которые были заражены.

Одним из условий оформления земли в собственность является добросовестность. Это понятие означает, что, во-первых, лицо завладело участком законным путем, во-вторых, и также им владело. То есть, гражданин или организация при начале пользования участком знали, что имущество признано бесхозным и на него не претендуют наследники.

Если владелец знал и скрыл данные о наличии наследника, пользование будет признано недобросовестным. Та же участь и ожидает лицо, которое в результате мошеннических действий завладело имуществом.

Недобросовестность должна быть доказана в судебном порядке заинтересованным человеком.
Недобросовестным же владением могут быть признаны, к примеру, неуплата налогов за землю или использование имущества в незаконных целях.

Открытость владения характеризуется тем, что пользователь не скрывает факт использования земли. Это необходимо для того, чтобы в случае появления наследников на земельный участок они могли в судебных органах отстоять свои права на участок. Владельцу также выгодна открытость. С помощью нее он сможет привлечь в качестве свидетелей соседей или иных лиц, которые смогут подтвердить право на получение разрешения для оформления в собственность имущества по приобретательской давности на землю.

Непрерывностью признается постоянное владение земельным участком. Промежутки во владении, которые не были признаны уважительными, не допускаются. Исключение составляет вынужденный характер, когда для сохранения имущества просто было необходимо его передать.

Непрерывностью будет признаваться и передача земельного участка правопреемнику от хозяина в случае его смерти. Такое правило действует лишь в случае, если бы в случае составления завещания наследником признавался представитель в силу закона.

Как оформить земельный участок по приобретательной давности

Главным документом для оформления по этому основанию признается постановление суда.
Для получения этого документа нужно подать исковое заявление на приобретательную давность земли. Для граждан — в районный суд, для организаций — в Арбитражный.

Помимо искового заявления при рассмотрении дела по существу понадобится:

  • Провести межевание земельного участка (если не проводилось) для получения кадастрового плана.
  • Заручиться поддержкой свидетелей, которые смогли бы доказать время владения землей.
  • Необходимые иные документы, позволяющие определить добросовестность и непрерывность владения.

Судебное разбирательство может продолжаться довольно долго, необходимо запастись терпением.
В случае положительного принятия решения судебными органами следующей инстанцией будет отделение Росреестра.

В отделение Росреестра представляются:

  1. Заявление, заполненное в установленной форме
  2. Решение суда, которое вступило в законную силу
  3. Паспорт гражданина или представителя ЮЛ
  4. Кадастровый план
  5. Документ о том, что уплачена госпошлина

Размер госпошлины определяется в зависимости от вида участка.

После принятия документов специалист отдела выдает расписку в получении документов.
Если сведения, представленные для регистрации, соответствуют требованиям, в 10- дневный срок собственник получает подтверждающие право собственности документы.

В случае отказа в регистрации будет получен мотивированный ответ. И при возможности устранения недочетов впоследствии подать документы на регистрацию снова.

До 2001 года земельные отношения в России были недостаточно урегулированы. Это значит, что участком могли пользоваться на основании садоводческой книжки или иных бумаг, которые в настоящее время не имеют юридической силы. Законно продать такой участок невозможно, поэтому цена его невысока. Да и государственные органы имеют право забрать его под те или иные нужды, не выплачивая компенсации.

Чтобы решить проблему с оформлением земли в собственность, необходимо будет изучить историю конкретного участка, собрать необходимые документы и оформить право собственности в Росреестре.

С чего начать оформление участка

Чтобы оформить землю в собственность, если ей пользовались больше 20 лет, необходимо начать со сбора всех документов, которые подтверждают ее использование. Нужно обратиться в дачное хозяйство или архив местных органов власти за выпиской.


В документе должно быть указано:

  • когда был выделен участок;
  • кому;
  • его площадь и границы;
  • на основании какого решения;
  • на какой срок.

После этого потребуется провести межевание. Этим занимаются специально уполномоченные организации региона. Новый план будет внесен в кадастровый реестр. Иногда получаются расхождения между свежей информацией и уже имеющимися там данными. Это допустимо, новая информация заменит старую.

Третий пакет документов понадобится в том случае, если земля оформляется наследниками пользователя. Потребуется доказать, что никто другой из родственников или людей, указанных в завещании, не претендует на собственность.

Регистрацию права собственности проводит местное отделение Росреестра, куда и направляются документы. Так проходит процедура, которая не вызывает осложнений. То есть местный архив не потерялся и не сгорел, родственники единодушны в принятии решения, а сосед не требует отодвинуть забор на 5 см.

Неприватизированная дача – что делать

Много сложностей вызовет перевод в собственность дачного участка, если сам массив не был должным образом оформлен. В этом случае придется начинать с общего собрания дачников, на котором принимается решение о приватизации.

В этом случае председатель нанимает землемеров, которые:

  • составляют общий план массива;
  • делят его на отдельные участки;
  • оформляют границы между собственностью.

Потребуется официально зарегистрировать дачный кооператив как некоммерческую организацию. После этого план и документы общества передаются в местный муниципалитет. Если все сделано правильно, то тот в течение месяца обязан выдать документы о передаче земли в собственность объединению дачников.


Из аренды – в собственность

Иногда государство выделяло землю людям не в пожизненное владение, а давало в аренду. Но это не значит, что такой участок нельзя сделать своим. Поправки в земельный кодекс допускают выкуп этой земли, но только с одним условием – на нем должен быть построен жилой дом или строение сельскохозяйственного назначения. Процедура в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Подается заявление о выкупе, в котором указываются основания и просьба о выкупе
  2. К нему прикладывается кадастровый план.
  3. Указываются контактные данные.

Местные органы власти рассматривают заявление и дают ответ. При этом наличие постройки позволяет переводить аренду в собственность без проведения аукциона. Еще проще оформить арендную землю в собственность, если строение на участке уже было приватизировано.


В этом случае участок межуется, и в Росреест направляется заявление, кадастровый план и документы о приватизации.

Стать собственником через суд

Не всегда есть возможность собрать пакет документов. Дачный кооператив прекратил существование, членская книжка потеряна при переезде, а в поселковой администрации потеряли документы. Много путаницы внесла реформа начала девяностых, когда участки передавали в совместную собственность. В жизни бывает разное, и разрешит ситуацию суд.


На адрес судьи пишется исковое заявление, в котором излагаются все обстоятельства дела. К заявлению прикладывается полный пакет документов по делу. Необходимо подготовить три комплекта ксерокопий, оригиналы остаются у истца и предъявляются по требованию судьи.

После того, как суд выносит постановление в пользу истца, пакет документов направляется в Росреестр, где и происходит окончательное оформление участка.

Хотя процедура оформления земли в собственность и является достаточно хлопотной, но желательно не тянуть с документарным оформлением. Есть вероятность, что в 2017 году будет закончена программа приватизации недвижимости. Вполне возможно, что и изменения в Земельном и Жилищном кодексе усложнят процедуру оформления собственности.

Читайте также: