Как оформить землю под мечеть

Обновлено: 06.05.2024

– Фанзия Тимеряновна, расскажите немного о себе. Интересно узнать историю жизни единственной в России женщины, построившей мечеть.

– Родилась я после войны, в 1947 году, в Башкортостане, в татарской деревне Кузбаево Бураевского района. Папа мой был участником ВОВ, всю войну исколесил за рулем, был шофёром. И после того как вернулся с фронта, тоже работал шофёром, женился на маме, родились мы, трое детей. Папа трагически погиб в ДТП. Мама в возрасте 30 лет овдовела, осталась одна с маленькими детьми на руках, вырастила нас самостоятельно. Бабушки ей помогали. Бабушки были религиозными женщинами, практикующими мусульманками: читали Коран, совершали пятикратный намаз, никогда не пропускали молитву. В детстве меня воспитывали в духе Ислама, в духе любви и покорности Аллаху. Потом коммунистическая идеология отдалила людей от Бога. И я, как многие в то время, была далека от Ислама. И только в 40 лет снова вернулась к своим истокам, к истинной религии. Сиротская жизнь, наверно, воспитала во мне настойчивость, целеустремленность, окончила строительный техникум, по профессии техник-строитель и работала по специальности.

– А как вы оказались в Ханты – Мансийском округе?

– Советский – город и районный центр (8 районных поселков) – многонациональный. Он образовался в 1963 году прошлого века. В 60–70 годы люди разных национальностей, в том числе и татары, и башкиры, приехали в Советский район со всех концов России поднимать лесопромышленность страны. В Советском я живу уже более 35 лет. Сюда приехала с мужем, по распределению супруга по месту работы.

– Как появилась идея построить мечеть?

– А почему они именно на Вас взвалили эту нелёгкую работу, на хрупкие женские плечи?

– Возможно, не нашлось в городе более активного человека, чем я, даже среди мужчин. Видели, наверное, что я очень активная, настойчивая, исполнительная и поэтому доверили именно мне. На строительство мечети дал своё благословение Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин.

– Теперь самое интересное – история о том, как шло строительство мечети.

– Как люди реагировали на то, что мечеть строит женщина?

– У нас живёт много мусульман: татары, башкиры, аварцы, азербайджанцы, казахи, таджики, узбеки и другие мусульмане. А желающих строить мечеть среди них не было. Просто были наблюдатели. Что же будет дальше? Было очень тяжело, были недоброжелатели, завистники и сплетники вокруг меня. Много слёз пролила. Но Аллах помог мне не опустить руки и дойти до конца. Всегда обращалась ко Всевышнему Аллаху, много молилась. Чувствовала всегда Его присутствие в трудные моменты. Всегда говорю: «Бесконечно благодарна Всевышнему Аллаху, Он благословил меня и дал мне такую судьбу. И помог мне пройти этот прекрасный путь. Только один Аллах меня поддержал, дал мне силы. Только с Его помощью это получилось. Без слёз не могу говорить… Это чудо! В 21 веке, маленькая, хрупкая женщина, уже в преклонном возрасте, построила мечеть.

– Какие интересные моменты, связанные со строительством мечети, вам наиболее запомнились?

– Много удивительного происходило со мной в эти годы. Например, вспоминаю, как помогли мне таджики, очень религиозные ребята, истинные мусульмане. Они часто приезжают бригадами на заработки в Советский. Когда фундамент установили, перекрытия были готовы, надо было возводить стены. Платить за работу денег не было. И именно в этот момент бригада таджиков из 16 человек пришли помогать в мечеть, у них было намерение возвести стены бесплатно. Это было в священном месяце Рамадан. Они работали, приходили в свой единственный выходной в мечеть. Возвели стены из кирпича. А ведь многие из них соблюдали пост.

– Мечеть уже открыта?

– Какая у Вас есть мечта?

– Я бесконечно благодарна всем, кто помог мне в этом святом деле стройматериалами, деньгами. Пусть хранит и благословит всех Всевышний Аллах! Мечтаю побывать в исламских странах, где есть красивые мечети, прочитать там намаз. Больше всего мечтаю совершить Хадж, побывать в благословенной Мекке и Медине. Я уже немолодая, успею ли?

Мы просим Аллаха одарить Раем и построить дворец в Раю этой женщине и всем, кто ей хоть чем-либо помог и ещё будет помогать! Амин!

Артур хазрат Мухутдинов возглавляет Духовное управление мусульман Свердловской области

Внешность у главы уральского Духовного управления мусульман Артура Мухутдинова совсем не восточная.

— Удивляетесь? Но говорят, что татары казанского происхождения именно такие — с голубыми глазами, русоволосые, — объясняет он.

Мы встретились с Артуром хазратом в самой большой на сегодня мечети Свердловской области — Медной мечети в Верхней Пышме. Артур хазрат Мухутдинов возглавляет Духовное управление мусульман Свердловской области. Он полпред муфтия Равиля Гайнутдина в УрФО. Окончил Восточный факультет СПбГУ — старейший в России факультет востоковедения, его ректор — Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. Светское образование — Челябинская академия культуры и искусств.

Беседовали мы, наверное, на самую больную для мусульман Екатеринбурга тему — строительство соборной мечети. Недавно власти предложили мусульманам список мест, которые готовы отдать под строительство соборной мечети. Ни одно не подошло.

— Сколько сейчас мусульман в Свердловской области?

— Разные ведомства называют разные цифры. По нашим данным, около человек. Из них около — коренные жители Урала, татары и башкиры.

Курбам-байрам. Мечеть на Репина. Места внутри не хватает

— Остальные мигранты?

— Да, мигранты, приезжие из республик Средней Азии. Есть граждане России из кавказских республик нашей страны. В Екатеринбурге, по нашим данным, коренных мусульман от . Вместе с мигрантами — .

— При этом сколько у нас мечетей?

— Сколько надо мечетей, чтобы во время праздников не было столпотворения, верующие не перекрывали улицы?

— В каждом районе по небольшой районной мечети. И соборная — она нужна Екатеринбургу как столице Урала. Места не хватает, верующие молятся на улице, в холода, под дождем. Нам не нужна помпезная, большая, с лифтами. Пусть это будет не очень большая, но в центре деловой активности.

— Где именно?

— Нам не обязательно, чтобы она стояла на всеобщем обозрении, на пруду. В сквере, понятно, тем более не хотим. Когда нам предлагали участки под мечети, которые оказывались в парковой зоне, мы отказывались.

— А где предлагали?

— На улице Восточной возле оптико-механического завода, на Фурманова — Белинского, возле многоэтажного дома на улице Ткачей, на берегу Шарташа — там есть заболоченный участок. Их было около десяти — ни один не подошел. Или парковая зона, или далеко от транспорта, или у участка уже были хозяева.

— Про землю на месте снесенной телебашни можно забыть?

— Однозначно сложно сказать. Потому что постановление губернатора Свердловской области Росселя о распределении земли под строительство соборной мечети никто не отменял. Юридически это земля под строительство мечети.

— Будете продолжать борьбу за этот участок или смирились?

— У нас был непростой диалог с представителями власти, пришли к пониманию. Они признали, что соборная мечеть нужна Екатеринбургу, что она должна находиться в центре. Но, где именно, пока нет понимания. Проблема соборной мечети встала особенно остро, когда случилось противостояние в сквере. (Мусульманам стало обидно, что православные храмы претендуют на самые лучшие места в городе, а мечетей не хватает, и они обратились с открытым письмом к властям. — Прим. ред.)

Эти ковры для будущей мечети на Сортировке

— Вы во время противостояния в сквере на чьей стороне были? Или неполиткорректно вам это говорить?

— Дело не в политкорректности, я отвечу. Мы за строительство храмов. Это нужно людям, верующим. Другое дело, что мнение горожан надо слушать. Вопрос уже давнишний, пройденный. И слава Богу, что ситуация разрулилась, что власти пошли навстречу, стали разговаривать с людьми.

— Я не знаю, кто против, я не видел лично этих людей. Мы читаем в СМИ, что кто-то собирает подписи против возведения мечети. Уверен, что эти люди не выступают против религии. Скорее, это непонимание. Им кажется, что мечеть принесет им какой-то дискомфорт. Мы общаемся с жителями Сортировки, там очень много мусульман, кто работает на Таганском ряду, много коренных мусульман, кто живет рядом с будущей мечетью. Возможно, есть какие-то провокаторы, кто собирает подписи. Какая у них цель? Расшатать лодку? Вторая причина такого отношения в том, что сказывается атеистическое прошлое нашей страны. Не строительство мечети приведет к протестам, а снос действующих религиозных объектов и запрет на их строительство.

— Местные объясняют, что опасаются шумных мусульманских праздников. Рядом детский садик.

— Да, есть много стереотипов вокруг мусульман. Например, то, что будут резать баранов на глазах у всех. Этого не может быть! Прилюдный забой жертвенных животных запрещен. Только в специальных местах, с соблюдением всех санитарных норм. Если кто-то из горожан заметит подобное, можете сообщать нам, в наше управление, все контакты можно узнать на нашем сайте. Мы обязательно будем разбираться во всех нарушениях общественного порядка.

Артур хазрат Мухутдинов

— Недавно к вам в Медную мечеть летчик Дамир Юсупов приезжал. Он ваш прихожанин?

— Нет, он у нас первый раз. Я его пригласил. Он живет в Полевском, там тоже есть мечеть. К нам он приехал в свой выходной. Мы пригласили людей-прихожан, гостей, я позвал главу Верхней Пышмы. Все хотели увидеть настоящего героя.

— О чем спрашивали Дамира?

— Что чувствовал, когда сажал самолет. Он сказал, что такие ситуация показали, что все в руках Создателя, который дал ему его руки, и они сделали то, что было нужно в эти секунды. Он очень скромный человек, сдержанный, для мусульманина это важное качество.

Самая большая мечеть в Свердловской области — Медная в Верхней Пышме

— Своим авторитетом он может вам помочь со строительством соборной мечети в центре…

— Не хотим специально никого использовать. Все в курсе ситуации. Мы не хотим столкновения интересов. Хотим, чтобы нас слышали, видели, шли навстречу.

— Известные олигархи Козицын, Алтушкин строят храмы, то есть они известны как православные меценаты. Кто спонсоры мусульман?

— Как говорится, не оскудеет рука дающего. К примеру, УГМК не только храмы строит. Нашу Медную мечеть, например, построили на средства УГМК — президент УГМК Искандер Махмудов. Он помогает. И много бизнесменов федерального уровня готовы поучаствовать. Просто есть понятия в исламе: левая рука не знает, что делает правая. То есть стараются не афишировать. Конечно, меценат узнается. На Сортировке на строительство новой мечети УГМК пожертвовала 11 миллионов, плюс 5 миллионов — частные инвестиции, пожертвования.

— На строительство соборной мечети на месте, где сейчас планируют построить Ледовую арену, пожертвовал российский бизнесмен Алишер Усманов.

— Он пожертвовал 8 миллионов рублей на строительство будущей соборной мечети. Денег никаких мы не получали, как и документов на землю. Всё проходило через фонд губернаторских программ, даже пожертвования обычных мусульман шли на этот счет.

— Где сейчас эти деньги?

— Фонд до сих пор существует. Якобы все деньги-пожертвования были потрачены.

— На что? На сваи под мечеть (под строительство соборной мечети уже были забиты сваи. — Прим. ред.)?

— Не можем найти ответа на этот вопрос.

Внутри Медной мечети

— Практически возле всех нововозведенных православных храмов всегда очень симпатично организовано ближайшее пространство: детские площадки, цветники. А вы подобную инфраструктуру вокруг мечетей создавать планируете?

— В будущем планируем вокруг мечети на Сортировке облагородить территорию, взять под опеку родник, который находится рядом, открыть духовно-просветительский мусульманский центр. Возможно, откроем поблизости магазины с экологически чистой продукцией, рестораны. Главное — быть открытыми, не закрываться за забором от людей. Показать, что мы мусульмане — мы свои, коренные, мы такие же граждане — платим налоги. У нас до революции были мечети в городе. Знаменитая семья Агафуровых — купцы строили мечети и медресе (школы мусульманские), они открыли мечеть на Студеной (сейчас улица Маршала Жукова, мечеть давно снесли. — Прим. ред.). Семья Богатиевых, известных купцов, в своем доме на улице Коробковской (сейчас Октябрьской Революции. — Прим. ред.) содержала мусульманскую молельню. Дом, кстати, стоит до сих пор. Так что мусульмане — часть истории нашего города. И отсутствие соборной мечети — это неуважение к коренным жителям Екатеринбурга.

— Отторжение у некоторых горожан вызывают, конечно же, не коренные мусульмане. Многие недолюбливают мигрантов, приезжих.

— Вопрос опять в предрассудках, в неверных стереотипах. Трудовые мигранты — это люди, которые трудятся, работают, зарабатывают кусок хлеба себе и своей семье. Многие получают российское гражданство, занимаются образованием. Уже есть среди них и учителя, и врачи. Проблема мигрантов есть не только в нашей стране. Почему мы забыли, что когда-то жили в одной стране, их деды вместе с русскими, татарами, башкирами воевали и победили фашистов в Великой Отечественной войне. Они живут с нами, работают для нас. И нам нужно работать с этими людьми сейчас, адаптировать их.

Мечеть – это место, предназначенное для богослужения. Как правило, она состоит из разных частей и элементов. Если одни из них общие для всех мусульманских храмов, другие имеются только в некоторых. Какие составные части и элементы выделяются в мечети?


2 – Минбар: кафедра, с которой имам произносит пятничные проповеди (хутба).

Morocco Itinerary | Marrakech to the High Atlas Mountains | Hideaway Report | Islamic architecture, Morocco, Hideaway

3 – Михраб: ниша в стене, направленной в сторону киблы. В михрабе стоит имам во время проведения коллективного намаза. Также он помогает прихожанам определить сторону, в которую надо совершать намаз.


4 – Айван: сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Встречается в сельджукской, османской, иранской архитектуре.


5 – Портик: галерея, поддерживаемая колоннами или арками.


6 – Место для опоздавших на намаз: это место включает в себя расположенные ближе к входу части айвана и портика. Здесь совершают намаз те, кто опоздал на начало молитвы.


7 – Хюнкар махфили: это часть, предназначенная для молитвы султана, членов семьи и высокопоставленных чиновников. Такой элемент возник в мечетях Османской империи.


8 – Курси: кафедра, с которой произносят проповедь разные проповедники.


9 – Женский зал: часть мечети, отведенная для совершения намаза женщинами.

10 – Муэдзин махфили, мукабарийа: специальная платформа в главном зале, предназначенная для муэдзинов.


11 – Внутренний двор: двор мечети, окруженный айваном.


12 – Кладбище, хазире: кладбище в саду мечети, которое является одним из элементов многих османских мечетей. Здесь обычно хоронили людей, построивших мечеть, или государственных деятелей.


13 – Шадырван, сабиль: фонтан для омовения во дворе или у входа мечети. Встречается в османской архитектуре.


14 – Мукаббира: место, с которого имам повторяет для собравшихся восхваления Аллаха (такбир).


15 – Гасильхане: помещение, где омывают и готовят к погребению умерших

16 – Мусалла ташы: каменная скамья, на которой устанавливают тело умершего при совершении заупокойного намаза. Встречается, в частности, в турецких мечетях.


18 – Пиштак (мадхал-и раис, сардар или джюмле капысы): оформленный в виде высокого портала главный вход в мечеть.

Мечеть Чамлыджа Стамбул

Весна 2019 года ознаменовалась грандиозным для Стамбула событием – открытием величественной мусульманской святыни, получившей название Чамлыджа. Это не просто мечеть, это целый архитектурный комплекс, получивший статус самого крупного в мире среди аналогичных сооружений.

Большой вклад в реализацию проекта принадлежит главе государства Реджепу Тайипу Эрдогану, по инициативе которого было начато строительство. Президент Турции лично контролировал процесс возведения объекта, посещая строительную площадку ежемесячно. Поэтому многие местные жители называют комплекс мечетью Эрдогана.

Мечеть Бююк Чамлыджа (Büyük Çamlıca camii): описание

Мечеть Чамлыджа Стамбул

Мечеть Чамлыджа в Стамбуле

Комплекс включает в себя 6 минаретов, ставших символом шести главных столпов мусульманского вероисповедания. Самые дальние из них возвышаются над землей на 90 м. Другие четыре, расположенные ближе к центру комплекса, имеют высоту 107,1 м (в честь сражения при Манцикерте 1071 г.). Каждый из минаретов украшен утонченными шарифе (балконами). Это классическая деталь традиционного османского зодчества. Некогда шарифе использовались муэдзином для того, чтобы с их высоты зазывать верующих на молитву. Самые низкие минареты оборудованы двумя балконами, а самые высокие – тремя. Конечно, сегодня эти балкончики играют лишь декоративную роль.

Главный купол мечети, окружность которого составляет 34 метра, возвышается над землей на 72 метра. И эти цифры тоже символичны: на территории мегаполиса проживает 72 национальности, а 34 – это международный автомобильный номер стамбульского региона. Центральный купол увенчан почти восьмиметровым шпилем. В общей сложности над религиозным комплексом возвышается 70 куполов различных размеров.

Интерьер мечети Чамлыджа

Мечеть Чамлыджа Стамбул

Мечеть Чамлыджа, Стамбул

Главное здание святыни способно одновременно вместить до 25 000 посетителей. Во внешнем дворике с легкостью размещается 22,5 тысяч верующих, а во внутреннем – 12,5 тысяч. По сути, единовременно в комплексе могут находиться около 63 000 человек. Для посетителей, у которых есть какие-либо ограничения в передвижении, предусмотрены комфортные и функциональные подъемники.

Своды здания украшены удивительной красоты мозаичной росписью, нанесенной с использованием современных технологических средств. Кусочки мозаики выполнены из нержавеющей стали и покрыты слоем позолоты (всего 870 элементов, сложенных, как пазл в единую картину). На слой позолоты нанесена золотая роспись. Каллиграфическим шрифтом написаны первая сура Корана и 99 имен Аллаха.

Стены святыни тоже украшены каллиграфией, посвященной 16 турецким странам. Напольное покрытие украшено ковровым полотном в голубых тонах, сотканным вручную. Общая площадь этого полотна около 17 тысяч кв.м. Минбар стоит на 21-метровой возвышенности. С этой трибуны имам читает молитвы, взбираясь на нее посредством специального лифта.

Религиозный комплекс включает не только главную святыню, но и другие сооружения: художественную галерею (3,5 тыс. кв.м), библиотечный фонд (3 тыс. кв.м), музей исламского и турецкого искусства (11 тыс. кв.м.), художественные мастерские (2,5 тыс. кв.м), большой конференц-зал, вмещающий около 1000 посетителей, а также несколько небольших аналогичных залов. Рядом с мечетью оборудована автомобильная парковка, вмещающая 3500 машин, а на цокольном этаже есть бомбоубежище.

История

Стамбул мечеть Чамлыджа

Процесс возведения мечети Чамлыджа

Идея возведения мечети была озвучена в 2012 году. Территория для строительства была выбрана очень быстро, а затем начался продолжительный конкурс проектов, в котором принимали участие как знаменитые, так и начинающие архитекторы со всей страны. Изначально к отбору были представлены 62 проекта, из которых дальше прошли всего 9 вариантов. В итоге победителями стали талантливые зодчие-женщины (Бахар Мизрак и Хайрие Гюль Тоту), которые соединили в своем проекте черты классической османской и современной архитектуры. Женщины-победительницы контролировали процесс возведения и отделки мечети на каждом этапе. Их работу по праву сравнивали с работами великого Мимара Синана.

Первый камень в основание святыни был заложен главой государства весной 2013 года. Фундамент был завершен через несколько месяцев, в августе. Но в общей сложности на воплощение проекта в жизнь ушло около 6 лет. И наконец в священный для мусульман день Кадыр Тун, 6 марта 2019 года, был совершен первый молебен в стенах новой мечети. Официально для всех верующих святыню открыли в начале мая 2019 года. На пышной церемонии присутствовал не только президент Турции, но и другие высокопоставленные лица из соседних государств. Ассоциация мечетей совместно с министерством культуры и просвещения назвала комплекс в честь Реджепа Тайипа Эрдогана, выказав таким образом уважение и почтение главе страны.

Мечеть Чамлыджа Стамбул

Интерьер мечети Чамлыджа

Шикарное строение в бело-голубых тонах находится в правой части холма Чамлыджа. Высота мечети над уровнем моря — 263 метра. Место строительства выбрано не случайно: точку, в которой возвышается святыня, можно увидеть из любого уголка города.

Местные жители обожают холм Чамлыджа. Сюда приезжают на семейные прогулки, новобрачные обязательно посещают наивысшую точку Стамбула в день бракосочетания. Пейзажи отсюда открываются умопомрачительные! Можно вдоволь налюбоваться красотой Мраморного моря, бухты Золотой Рог, пролива Босфор, великолепной городской панорамой и сделать неповторимые фотоснимки на память. Многие экскурсионные маршруты для туристов проходят через холм Чамлыджа. Помимо мечети, путешественники и горожане с удовольствием посещают местные смотровые площадки, уютные кафе и рестораны, шикарный зеленый парк.

Как добраться до мечети Чамлыджа

Как добраться до мечети из Султанахмет

Для начала нам нужно добраться до Азиатской стороны Стамбула. Для этого, на трамвае Т1 доезжаем до пристани Эминёню. Садимся на паром до пристани Ускюдар (Üsküdar). От Ускюдар до мечети можно добраться на автобусе 15С (см пункт про Ускюдар)

Как добраться до мечети из Таксим

Спускаемся от площади Таксим, улицы Истикляль или Галатской башни к пристани Каракёй. Спуститься можно пешком или сесть на станции Тунель (Tünel) на фуникулер и спуститься одну станцию вниз до Каракёй (Beyoğlu-Karaköy). Проходим вниз к пристани около 4 минут и садимся на паром до Ускюдар (Üsküdar). Возле пристани Ускюдар находим остановку транспорта и садимся на автобус 15С.

Как доехать до мечети от пристани Ускюдар

Перейдя дорогу от пристани к остановке транспорта, что рядом с мечетью (Üsküdar Camii önü), садимся на автобус 15С и едем до остановки Büyük Çamlıca Camii. От нее до мечети 2 минуты пешком.

С чем совместить посещение мечети Чамлыджа? Самостоятельный маршрут

Отправной точкой маршрута будет пристань Ускюдар до которой вы можете добраться из старого города — Султанахмет на пароме от пристани Эминёню, из района Таксим — от пристани Каракёй.

В зависимости от ваших планов, прогулка может занять весь день или его половину — просто вычеркните из маршрута несколько пунктов, которые посещать не планируете.

Читайте также: