Как оформить выкуп лизингового имущества в 1с на балансе лизингополучателя
Обновлено: 28.04.2024
В редакцию журнала поступил интересный вопрос, связанный с организацией учета транспортного средства, выкупленного по окончании срока действия договора лизинга. Организация арендовала автомобиль стоимостью около 1 млн руб., по окончании срока договора аренды и уплаты всех лизинговых платежей она выкупила данный автомобиль за 1 000 руб. (в том числе НДС). У бухгалтера возник вопрос: как правильно его оприходовать, имея на руках акт о приеме-передаче объекта ОС (форма ОС-1), в котором указано, что объект полностью самортизирован и его цена составляет 1 000 руб.? Можно ли учесть его в составе МПЗ и сразу списать на расходы? Как это документально оформить?
О принятии объекта к учету после выкупа.
О хозяйственной операции и первичных документах.
В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[3] все хозяйственные операции подлежат оформлению первичными документами, одним из обязательных реквизитов которых является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. В рассматриваемом случае фактом хозяйственной жизни является купля-продажа объекта лизинга, первичным документом – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1). Данный документ в пору его обязательного применения предназначался (см. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7) для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов ОС между организациями с целью:
- включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших в том числе по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект ОС находится на балансе лизингополучателя);
- выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Прием-передачу объекта между организациями для включения в состав ОС для организации-получателя или выбытия его из состава ОС для организации-сдатчика надлежало оформлять одним общим документом. В рассматриваемом случае это акт по форме ОС-1.
В данный момент, когда формы применяемых первичных документов утверждаются хозяйствующими субъектами самостоятельно, использование унифицированных форм также допустимо.
В рассматриваемой ситуации в акте о приеме-передаче объекта ОС лизингодатель (он же продавец) указал первоначальную стоимость объекта, информацию о его амортизации и выкупную стоимость объекта в размере 1 000 руб.
При условии что стоимость, составляющая 1 000 руб., была согласована в договоре лизинга или дополнительном соглашении к нему, данные, зафиксированные в акте, следует считать достоверными и подлежащими регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (см. ч. 3 ст. 9 и ч. 1, 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).
Кстати, в целях налогообложения согласно ст. 40 НК РФ цена сделки, указанная сторонами, считается соответствующей уровню рыночных цен (пока не доказано обратное).
Учет автомобиля: от ПБУ 6/01 к ПБУ 5/01.
Операция
Комментарий
Проводки
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Принятие к учету имущества
Передача объекта в эксплуатацию
На данном этапе следует определить порядок списания стоимости автомобиля в состав расходов и составить первичный документ (при условии использования унифицированных форм для этого подходит требование-накладная (форма М-11) – см. п. 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Согласно общему правилу, сформулированному в п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, стоимость материалов списывается на счета учета соответствующих затрат по мере их отпуска в производство
Право арендатора на выкуп имущества по низкой цене является отличительной чертой финансовой аренды, то есть лизинга. Поэтому поступление в организацию автомобиля стоимостью 1 000 руб. по окончании срока лизинга и уплаты лизинговых платежей, соразмерных рыночной стоимости автомобиля, не указывает на недобросовестность получателя. Законодательство разрешает принять такой объект к учету как МПЗ и списать его стоимость на расходы единовременно, а забалансовый учет автомобиля позволит обеспечить контроль его сохранности и использования.
В бухгалтерии предприятия 3.0 можно отразить лизинг и для лизингополучателя и для лизингодателя. Включим настройку лизинга в разделе главное далее настройки пункт функциональность.
Рассмотрим отражение лизинга когда объект и учет на балансе лизингополучателя. Объектом лизинга является Reno. По договору лизингополучатель будет перечислять ежемесячный платеж.
Чтобы завести данные о поступлении ОС в лизинг перейдем в раздел ОС и НМА пункт поступление в лизинг. В появившейся форме нажимаем создать, откроется документ. Заполняем данные контрагента и задаем счет расчетов. Табличную часть заполняем поступившими позициями потом проводим документ.
Примем автомобиль к учету, перейдем в раздел ОС и НМА пункт принятие к учету ОС.
Откроется окно, где по кнопке создать сформируем принятие к учету. Вариант поступления выбрать по договору лизинга, заполнить контрагента и оборудование.
Откроем закладку основные средства и в табличной части добавим основное средство, кликнув создать.
На вкладке бухгалтерский учет введем условия начисления амортизации в бухгалтерском учете.
На закладке налоговый учет прописываем настройки амортизации в НУ. Если есть амортизационная премия, то ее можно настроить на соответствующей вкладке.
Заведем лизинговый платеж. Зайдем в раздел покупки пункт поступление (акты, накладные).
В нем заполняем данные платежа по условию договора. Счет расчетов с контрагентом 76.07.2, счет авансов 60.02. Заполняем данные счет-фактуры.
Расчет амортизации и признание в НУ лизинговых платежей происходит при выполнении регламентных операций в закрытии месяца. Чтобы выполнить данные операции зайдем в раздел операции пункт закрытие месяца.
В полученной форме нажимаем выполнить закрытие месяца.
Далее посмотрим случай, если учет и объект находится у лизингодателя. Лизингодатель приобретает ОС у контрагента и отдает его в лизинг лизингополучателю с ежемесячными платежами. Создаем поступления оборудования, перейдем в раздел ОС и НМА пункт поступление оборудования.
Заводим необходимые данные, проводим документ сформируется счет-фактура.
Для принятия к вычету НДС зайдем в раздел операции и перейдем в пункт регламентные операции НДС.
По кнопке заполнить на вкладке приобретенные ценности встанет наше поступление. После заполнения проводим документ.
Принять к учету ОС сделаем в разделе ОС и НМА. Вводим данные в документ, способ будет приобретение за плату.
Заполним оставшиеся вкладки необходимыми данными, сформируем проводки.
В полученных проводках автоматически не заполняется субконто 1 для счета 03.02. Ставим галку ручной корректировки и указываем лизингополучателя.
Сформируем документ реализации из раздела продажи для отражения лизингового платежа.
Заполним документ и выпишем счет-фактуру по кнопке в нижней части.
При закрытии месяца пройдет операция по начислению амортизации.
Еще один вариант отображения, если имущество у лизингодателя, а учет у лизингополучателя.
Лизингополучатель отражает данное ОС на забалансовом счете 001 через ручную операцию в разделе операции.
Начисляем платеж в разделе покупки.
Счет расчетов ставим 76.05, указываем счет-фактуру.
После того, как все платежи будут сделаны данное ОС переходит в собственность лизингополучателя. Заводим ручную операцию с данными на рисунке ниже.
Выкупная стоимость ОС вводится через поступление оборудования в разделе ОС и НМА. Заполняем данные и проводим документ.
Потом принимаем к учету через документ принятие к учету ОС заполнив данные по амортизации и выбрав карточку ОС.
Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.
*Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы ( для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)
Лизинг – страшный сон почти любого бухгалтера. Почему "почти"? Потому что говорят, что новые возможности программы 1С:Бухгалтерия, ред. 3 позволяют с помощью документов отражать следующие операции: поступления ОС в лизинг и принятие его к учету, отражение лизинговых платежей и списание по ним НДС, последующий выкуп этого имущества.
Наиболее сложным считается учет имущества на балансе у лизингополучателя. В своей статье я попробую разобраться с этим хитроумным учетом в программе и возможно это станет еще одним поводам к переходу на 3 редакцию бухгалтерии.
Начнем с того, что 3 версии программы в план счетов добавлены субсчета 76 счета, для учета арендных операций и НДС по ним. Уже хорошо! В предыдущей редакции этого нет, и подозреваю что вряд ли будет.
Итак, первый факт хозяйственной деятельности – это поступление объекта лизинга, и для ее отражения есть документ, который так и называется "Поступление в лизинг" и находится в разделе ОС и НМА:
Создаем новый документ, в котором надо указать полную стоимость основного средства по договору. Счет расчетов, счет учета и счет НДС подставляются в документ автоматически:
Кстати, обратите внимание на счет 08.04.1. В плане счетов появились два новых субсчета:
Счастливые обладатели подписки ИТС ПРОФ прочитав на портале ИТС описание этих субсчетов вряд ли что то поймут, так же как и я. Почему? Да потому что оказывается оба счета предназначены для учета затрат по приобретению объектов основных средств, требующих монтажа.
Возможно, в описание этих счетов вкралась ошибочка, надежду на это вселяют названия счетов. А заодно у меня возник вопрос: а как же быть со счетом 07? Вроде как он всегда использовался для отражения поступления оборудования, требующего монтажа. Ну да ладно. Наша задача рассмотреть что и как делает программа. Если вас не устраивает то, что при выборе номенклатуры из группы "Оборудование (объекты основных средств)" в документ подставился счет 08.04.1, то вы можете изменить счет учета для номенклатуры из этой папки. Как это сделать, можно прочитать здесь
Извиняюсь за лирическое отступление от темы нашего разговора. Итак, мы создали документ "Поступление в лизинг". Так как мы имеем дело с арендованным имуществом, значит, право собственности на него к нам не переходит и счета-фактуры по этой операции нет.
Давайте проанализируем проводки, которые делает этот документ:
Ммм, ну что сказать. Вроде все верно. Отражена на 08 счете цена поступившего имущества и сформирован отложенный НДС. Правда меня смущает в дебете счета 08.04.1 пустое второе субконто. Если в документе выбрать счет 08.04 (по старинке) то в проводках все три субконто заполнены. Что-то опять какая то халтурочка. Ну, или может так и надо, а мне пока не ясен тайный смысл происходящего.
Давайте продолжим. Следующий этап – это ввод в эксплуатацию арендованного имущества. Здесь надо воспользоваться уже давно знакомым нам документом "Принятие к учету ОС", но с некоторыми уточнениями по его заполнению.
Итак, в заполнении шапки документа ничего нового и необычного, а вот на первой закладке "Внеоборотный актив" надо правильно выбрать способ поступления: По договору лизинга.
Закладка "Основные средства" тоже не таит в себе ничего неожиданного. Сюда мы подставляем наше основное средство.
Переходим на закладку "Бухгалтерский учет". Здесь все привычно, кроме счета учета и счета начисления амортизации. Они проставляются автоматически, в зависимости от способа поступления на закладке "Внеоборотный актив":
Это кстати счастливая возможность узнать о новых счетах в плане счетов:
Переходим на закладку "Налоговый учет". Здесь ВАЖНО правильно указать первоначальную стоимость арендованного имущества. Для целей налогового учета мы должны указать сумму расходов лизингодателя.
Проанализируем проводки, сделанные этим документом:
Вот такие интересные записи сделал этот документ. На счете 01.03 по бухгалтерскому учету стоимость объекта лизинга отражена полностью, а по налоговому учету – только расходы лизингодателя. Неамортизируемая в налоговом учете часть стоимости ОС учтена на счете 01.К.
Теперь перейдем к начислению ежемесячных лизинговых платежей. Начисляются они в программе с помощью документа "Поступление (акт, накладная)", вид операции "Услуги лизинга"
При формировании документа в программе автоматически проставляются счета расчетов и счета учета. При расчетах в валюте или в у.е. их можно поменять на 76.27.2, 76.37.2, 76.27.1 или 76.37.1 соответственно.
Также не забываем в этом документе зарегистрировать счет-фактуру для принятия к вычету НДС.
В результате проведения документ сделал следующие записи: начислен лизинговый платеж, отражена сумма входящего НДС и списана сумма отложенного НДС:
Начисление амортизации и принятие к НУ лизинговых платежей – это регламентные операции, которые выполняются автоматически при закрытии месяца:
Эти регламентные операции делают следующие проводки:
- принимаются к расходам суммы амортизации
- принимаются к расходам в НУ лизинговые платежи на сумму разницы между поступлением арендных платежей и начисленной в НУ амортизацией:
Также можно сформировать справку-расчет о признании расходов по арендованным основным средствам:
Справку можно сформировать как бухгалтерскому, так и по налоговому учету. Для этого воспользуемся кнопкой "Показать настройки":
И поставим переключатель в нужное нам положение:
По окончании срока договора необходимо отразить в программе переход права собственности на арендуемое имущество. Для этого воспользуемся специальным документом: "Выкуп предмета лизинга"
В этом документе заполняем сведения о предмете лизинга и его выкупной стоимости:
На закладке "Бухгалтерский учет" автоматически проставлены счета по арендным обязательствам и собственным основным средствам:
На закладке "Налоговый учет" указываем варианты включения выкупной стоимости в состав расходов. По умолчанию всегда устанавливается вариант "Начислять амортизацию". При установке соответствующего флажка программа автоматически рассчитывает оставшийся срок полезного использования ОС:
Этот документ делаем несколько проводок: переводит предмет лизинга в состав собственных ОС, переносит накопленную амортизацию на счет 02.01 и закрывает оставшиеся арендные обязательства и НДС по ним, отражает предъявленный НДС:
В 1С предусмотрено два варианта учета:
-
Учитывать арендную плату в текущих затратах. Это так называемая простая схема учета аренды.
Что нового появится в учете аренды по ФСБУ 25/2018?
Арендатор должен будет признавать имущество как право пользования активом (далее – ППА), не важно у кого на балансе находится предмет аренды (лизинга). Стоимость ППА будет погашаться через амортизацию.
Также арендатор признает обязательства по аренде. Сумма будущих арендных платежей будет состоять из приведенной стоимости арендных платежей и процентов по аренде.
ФСБУ 18/2018 позволяет не признавать право пользования активом и обязательство по аренде в следующих случаях и может пользоваться простой схемой учета аренды:
- срок аренды по договору менее 1 года;
- рыночная стоимость предмета аренды не превышает 300 000 рублей (при этом арендатор может получать экономические выгоды от предмета аренды);
- арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При этом упрощения не распространяются:
- на договоры, предусматривающие выкуп предмета аренды;
- на предметы аренды, которые предполагается предоставлять в субаренду.
В Учетной политике (раздел Главное) можно отметить, что организация начала досрочно применять ФСБУ 25. Рекомендуем вносить изменения в учетную политику через создание новой записи по гиперссылке История изменений.
Учет лизинга по простой схеме
Для учета лизинговой платы по простой схеме формируйте документ Поступление с видом операции Услуги лизинга (Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД) – Поступление – Услуги лизинга). Как говорилось выше, применять упрощенный способ могут субъекты малого предпринимательства, если предмет аренды не выкупается и если он не будет передаваться в субаренду.
Учет лизинга с признанием права ППА
Рассмотрим учет лизинга с признанием права ППА. Поступление в лизинг оформляем одноименным документом (ОС и НМА – Поступление в лизинг - Создать). В шапке документа укажите дату получения предмета лизинга от лизингодателя, лизингодателя из справочника Контрагенты и договор на лизинг, дату окончания лизинга, способ принятия к учета (этим документом или позднее), способ отражения расходов для амортизации предмета лизинга в бухгалтерском учете и налоговом учете. В Бухгалтерии предприятия версии КОРП указывается также способ оценки приведенной стоимости лизинговых платежей, ставка дисконтирования и график перечисления платы по договору лизинга.
В табличной части документа укажите предмет лизинга и сумму платы за весь период
Документ формирует следующие проводки:
Начисление услуг по лизингу оформляем документом Поступление услуг лизинга (Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД) – Поступление – Услуги лизинга).
В ходе работы помощника Закрытие месяца (Операции – Закрытие месяца) начислятся амортизация ОС и процентные расходы.
Изменение условий лизинга
В случае изменений условий лизинга создается документ в разделе ОС и НМА – Изменение условий лизинга - Создать.
Поступление в лизинг ОС
В разделе ОС и НМА – Поступление в лизинг – Создать. В шапке заполняются данные по нашей организации, организации-лизингодателе и договоре. Счет расчетов (76.07.1), а также указывается каким документом оформляется принятие к учету: данным документом или позднее.
В табличной части указывается ОС из справочника Номенклатура.
Проводки по документу (принятие к учету данным документом):
Проводки по документу (принятие к учету позже):
Если вы решили принимать к учету ОС позже, то документ формируется из раздела ОС и НМА – Принятие к учету ОС – Создать. При этом важно перевыбрать Вид документа с Оборудование на Предмет аренды. Иначе проводки будут сформированы некорректно.
Завершение лизинга
При окончании договора оформляется документ Выкуп предмета лизинга (Раздел ОС и НМА). В документе указывается предмета лизинга и его выкупная стоимость в табличной части.
Переход на ФСБУ 25/2018
Читайте также: