Как оформить выкуп лизингового имущества в 1с на балансе лизингополучателя

Обновлено: 28.04.2024

В редакцию журнала поступил интересный вопрос, связанный с организацией учета транспортного средства, выкупленного по окончании срока действия договора лизинга. Организация арендовала автомобиль стоимостью около 1 млн руб., по окончании срока договора аренды и уплаты всех лизинговых платежей она выкупила данный автомобиль за 1 000 руб. (в том числе НДС). У бухгалтера возник вопрос: как правильно его оприходовать, имея на руках акт о приеме-передаче объекта ОС (форма ОС-1), в котором указано, что объект полностью самортизирован и его цена составляет 1 000 руб.? Можно ли учесть его в составе МПЗ и сразу списать на расходы? Как это документально оформить?

О принятии объекта к учету после выкупа.

О хозяйственной операции и первичных документах.

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[3] все хозяйственные операции подлежат оформлению первичными документами, одним из обязательных реквизитов которых является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. В рассматриваемом случае фактом хозяйственной жизни является купля-продажа объекта лизинга, первичным документом – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1). Данный документ в пору его обязательного применения предназначался (см. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7) для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов ОС между организациями с целью:

  • включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших в том числе по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект ОС находится на балансе лизингополучателя);
  • выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Прием-передачу объекта между организациями для включения в состав ОС для организации-получателя или выбытия его из состава ОС для организации-сдатчика надлежало оформлять одним общим документом. В рассматриваемом случае это акт по форме ОС-1.

В данный момент, когда формы применяемых первичных документов утверждаются хозяйствующими субъектами самостоятельно, использование унифицированных форм также допустимо.

В рассматриваемой ситуации в акте о приеме-передаче объекта ОС лизингодатель (он же продавец) указал первоначальную стоимость объекта, информацию о его амортизации и выкупную стоимость объекта в размере 1 000 руб.

При условии что стоимость, составляющая 1 000 руб., была согласована в договоре лизинга или дополнительном соглашении к нему, данные, зафиксированные в акте, следует считать достоверными и подлежащими регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (см. ч. 3 ст. 9 и ч. 1, 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Кстати, в целях налогообложения согласно ст. 40 НК РФ цена сделки, указанная сторонами, считается соответствующей уровню рыночных цен (пока не доказано обратное).

Учет автомобиля: от ПБУ 6/01 к ПБУ 5/01.

Операция

Комментарий

Проводки

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие к учету имущества

Передача объекта в эксплуатацию

На данном этапе следует определить порядок списания стоимости автомобиля в состав расходов и составить первичный документ (при условии использования унифицированных форм для этого подходит требование-накладная (форма М-11) – см. п. 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). Согласно общему правилу, сформулированному в п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, стоимость материалов списывается на счета учета соответствующих затрат по мере их отпуска в производство

Право арендатора на выкуп имущества по низкой цене является отличительной чертой финансовой аренды, то есть лизинга. Поэтому поступление в организацию автомобиля стоимостью 1 000 руб. по окончании срока лизинга и уплаты лизинговых платежей, соразмерных рыночной стоимости автомобиля, не указывает на недобросовестность получателя. Законодательство разрешает принять такой объект к учету как МПЗ и списать его стоимость на расходы единовременно, а забалансовый учет автомобиля позволит обеспечить контроль его сохранности и использования.

В бухгалтерии предприятия 3.0 можно отразить лизинг и для лизингополучателя и для лизингодателя. Включим настройку лизинга в разделе главное далее настройки пункт функциональность.

image002.jpg

image004.jpg

Рассмотрим отражение лизинга когда объект и учет на балансе лизингополучателя. Объектом лизинга является Reno. По договору лизингополучатель будет перечислять ежемесячный платеж.

image006.jpg

Чтобы завести данные о поступлении ОС в лизинг перейдем в раздел ОС и НМА пункт поступление в лизинг. В появившейся форме нажимаем создать, откроется документ. Заполняем данные контрагента и задаем счет расчетов. Табличную часть заполняем поступившими позициями потом проводим документ.

image008.jpg

Примем автомобиль к учету, перейдем в раздел ОС и НМА пункт принятие к учету ОС.

image010.jpg

Откроется окно, где по кнопке создать сформируем принятие к учету. Вариант поступления выбрать по договору лизинга, заполнить контрагента и оборудование.

image012.jpg

Откроем закладку основные средства и в табличной части добавим основное средство, кликнув создать.

image014.jpg

image016.jpg

На вкладке бухгалтерский учет введем условия начисления амортизации в бухгалтерском учете.

image018.jpg

На закладке налоговый учет прописываем настройки амортизации в НУ. Если есть амортизационная премия, то ее можно настроить на соответствующей вкладке.

image020.jpg

Заведем лизинговый платеж. Зайдем в раздел покупки пункт поступление (акты, накладные).

image022.jpg

image024.jpg

В нем заполняем данные платежа по условию договора. Счет расчетов с контрагентом 76.07.2, счет авансов 60.02. Заполняем данные счет-фактуры.

image026.jpg

Расчет амортизации и признание в НУ лизинговых платежей происходит при выполнении регламентных операций в закрытии месяца. Чтобы выполнить данные операции зайдем в раздел операции пункт закрытие месяца.

image030.jpg

В полученной форме нажимаем выполнить закрытие месяца.

image032.jpg

Далее посмотрим случай, если учет и объект находится у лизингодателя. Лизингодатель приобретает ОС у контрагента и отдает его в лизинг лизингополучателю с ежемесячными платежами. Создаем поступления оборудования, перейдем в раздел ОС и НМА пункт поступление оборудования.

image034.jpg

Заводим необходимые данные, проводим документ сформируется счет-фактура.

image036.jpg

Для принятия к вычету НДС зайдем в раздел операции и перейдем в пункт регламентные операции НДС.

image038.jpg

По кнопке заполнить на вкладке приобретенные ценности встанет наше поступление. После заполнения проводим документ.

image040.jpg

Принять к учету ОС сделаем в разделе ОС и НМА. Вводим данные в документ, способ будет приобретение за плату.

image042.jpg

Заполним оставшиеся вкладки необходимыми данными, сформируем проводки.

image044.jpg

image046.jpg

image048.jpg

В полученных проводках автоматически не заполняется субконто 1 для счета 03.02. Ставим галку ручной корректировки и указываем лизингополучателя.

image050.jpg

Сформируем документ реализации из раздела продажи для отражения лизингового платежа.

image052.jpg


Заполним документ и выпишем счет-фактуру по кнопке в нижней части.

image054.jpg

При закрытии месяца пройдет операция по начислению амортизации.

Еще один вариант отображения, если имущество у лизингодателя, а учет у лизингополучателя.

Лизингополучатель отражает данное ОС на забалансовом счете 001 через ручную операцию в разделе операции.

Screenshot_1.jpg

image057.jpg

Начисляем платеж в разделе покупки.

image059.jpg

Счет расчетов ставим 76.05, указываем счет-фактуру.

image061.jpg

После того, как все платежи будут сделаны данное ОС переходит в собственность лизингополучателя. Заводим ручную операцию с данными на рисунке ниже.

image063.jpg

Выкупная стоимость ОС вводится через поступление оборудования в разделе ОС и НМА. Заполняем данные и проводим документ.

image065.jpg

Потом принимаем к учету через документ принятие к учету ОС заполнив данные по амортизации и выбрав карточку ОС.

image067.jpg

Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.

*Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы ( для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)


Лизинг – страшный сон почти любого бухгалтера. Почему "почти"? Потому что говорят, что новые возможности программы 1С:Бухгалтерия, ред. 3 позволяют с помощью документов отражать следующие операции: поступления ОС в лизинг и принятие его к учету, отражение лизинговых платежей и списание по ним НДС, последующий выкуп этого имущества.

Наиболее сложным считается учет имущества на балансе у лизингополучателя. В своей статье я попробую разобраться с этим хитроумным учетом в программе и возможно это станет еще одним поводам к переходу на 3 редакцию бухгалтерии.
Начнем с того, что 3 версии программы в план счетов добавлены субсчета 76 счета, для учета арендных операций и НДС по ним. Уже хорошо! В предыдущей редакции этого нет, и подозреваю что вряд ли будет.

План счетов 1С:Бухгалтерия ред.3

Итак, первый факт хозяйственной деятельности – это поступление объекта лизинга, и для ее отражения есть документ, который так и называется "Поступление в лизинг" и находится в разделе ОС и НМА:

Вкладка

Создаем новый документ, в котором надо указать полную стоимость основного средства по договору. Счет расчетов, счет учета и счет НДС подставляются в документ автоматически:

Документ

Кстати, обратите внимание на счет 08.04.1. В плане счетов появились два новых субсчета:

Новые субсчета в счете 08.04

Счастливые обладатели подписки ИТС ПРОФ прочитав на портале ИТС описание этих субсчетов вряд ли что то поймут, так же как и я. Почему? Да потому что оказывается оба счета предназначены для учета затрат по приобретению объектов основных средств, требующих монтажа.
Возможно, в описание этих счетов вкралась ошибочка, надежду на это вселяют названия счетов. А заодно у меня возник вопрос: а как же быть со счетом 07? Вроде как он всегда использовался для отражения поступления оборудования, требующего монтажа. Ну да ладно. Наша задача рассмотреть что и как делает программа. Если вас не устраивает то, что при выборе номенклатуры из группы "Оборудование (объекты основных средств)" в документ подставился счет 08.04.1, то вы можете изменить счет учета для номенклатуры из этой папки. Как это сделать, можно прочитать здесь
Извиняюсь за лирическое отступление от темы нашего разговора. Итак, мы создали документ "Поступление в лизинг". Так как мы имеем дело с арендованным имуществом, значит, право собственности на него к нам не переходит и счета-фактуры по этой операции нет.
Давайте проанализируем проводки, которые делает этот документ:

Проводки документа

Ммм, ну что сказать. Вроде все верно. Отражена на 08 счете цена поступившего имущества и сформирован отложенный НДС. Правда меня смущает в дебете счета 08.04.1 пустое второе субконто. Если в документе выбрать счет 08.04 (по старинке) то в проводках все три субконто заполнены. Что-то опять какая то халтурочка. Ну, или может так и надо, а мне пока не ясен тайный смысл происходящего.
Давайте продолжим. Следующий этап – это ввод в эксплуатацию арендованного имущества. Здесь надо воспользоваться уже давно знакомым нам документом "Принятие к учету ОС", но с некоторыми уточнениями по его заполнению.
Итак, в заполнении шапки документа ничего нового и необычного, а вот на первой закладке "Внеоборотный актив" надо правильно выбрать способ поступления: По договору лизинга.

Принятие к учету ОС

Закладка "Основные средства" тоже не таит в себе ничего неожиданного. Сюда мы подставляем наше основное средство.

Документ

Переходим на закладку "Бухгалтерский учет". Здесь все привычно, кроме счета учета и счета начисления амортизации. Они проставляются автоматически, в зависимости от способа поступления на закладке "Внеоборотный актив":

Документ

Это кстати счастливая возможность узнать о новых счетах в плане счетов:

План счетов Бухгалтерского учета

Переходим на закладку "Налоговый учет". Здесь ВАЖНО правильно указать первоначальную стоимость арендованного имущества. Для целей налогового учета мы должны указать сумму расходов лизингодателя.

Документ

Проанализируем проводки, сделанные этим документом:

Движения документа

Вот такие интересные записи сделал этот документ. На счете 01.03 по бухгалтерскому учету стоимость объекта лизинга отражена полностью, а по налоговому учету – только расходы лизингодателя. Неамортизируемая в налоговом учете часть стоимости ОС учтена на счете 01.К.
Теперь перейдем к начислению ежемесячных лизинговых платежей. Начисляются они в программе с помощью документа "Поступление (акт, накладная)", вид операции "Услуги лизинга"

Поступление (акты, накладные)

При формировании документа в программе автоматически проставляются счета расчетов и счета учета. При расчетах в валюте или в у.е. их можно поменять на 76.27.2, 76.37.2, 76.27.1 или 76.37.1 соответственно.
Также не забываем в этом документе зарегистрировать счет-фактуру для принятия к вычету НДС.

Поступление: Услуги лизинга

В результате проведения документ сделал следующие записи: начислен лизинговый платеж, отражена сумма входящего НДС и списана сумма отложенного НДС:

Движение документа

Начисление амортизации и принятие к НУ лизинговых платежей – это регламентные операции, которые выполняются автоматически при закрытии месяца:

Закрытие месца

Эти регламентные операции делают следующие проводки:
- принимаются к расходам суммы амортизации

Проводка 1

- принимаются к расходам в НУ лизинговые платежи на сумму разницы между поступлением арендных платежей и начисленной в НУ амортизацией:

Проводка 2

Также можно сформировать справку-расчет о признании расходов по арендованным основным средствам:

Справка расчет о признании расходов по арендованным ОС

Справку можно сформировать как бухгалтерскому, так и по налоговому учету. Для этого воспользуемся кнопкой "Показать настройки":

19

И поставим переключатель в нужное нам положение:

20

По окончании срока договора необходимо отразить в программе переход права собственности на арендуемое имущество. Для этого воспользуемся специальным документом: "Выкуп предмета лизинга"

Вкладка

В этом документе заполняем сведения о предмете лизинга и его выкупной стоимости:

Документ

На закладке "Бухгалтерский учет" автоматически проставлены счета по арендным обязательствам и собственным основным средствам:

Вкладка бухгалтерский учет в документа

На закладке "Налоговый учет" указываем варианты включения выкупной стоимости в состав расходов. По умолчанию всегда устанавливается вариант "Начислять амортизацию". При установке соответствующего флажка программа автоматически рассчитывает оставшийся срок полезного использования ОС:

Вкладка Налоговый учет в документа

Этот документ делаем несколько проводок: переводит предмет лизинга в состав собственных ОС, переносит накопленную амортизацию на счет 02.01 и закрывает оставшиеся арендные обязательства и НДС по ним, отражает предъявленный НДС:

Движение документа Выкуп предметов лизинга

personal photo

В 1С предусмотрено два варианта учета:

    Учитывать арендную плату в текущих затратах. Это так называемая простая схема учета аренды.

Что нового появится в учете аренды по ФСБУ 25/2018?

Арендатор должен будет признавать имущество как право пользования активом (далее – ППА), не важно у кого на балансе находится предмет аренды (лизинга). Стоимость ППА будет погашаться через амортизацию.

Также арендатор признает обязательства по аренде. Сумма будущих арендных платежей будет состоять из приведенной стоимости арендных платежей и процентов по аренде.

ФСБУ 18/2018 позволяет не признавать право пользования активом и обязательство по аренде в следующих случаях и может пользоваться простой схемой учета аренды:

- срок аренды по договору менее 1 года;

- рыночная стоимость предмета аренды не превышает 300 000 рублей (при этом арендатор может получать экономические выгоды от предмета аренды);

- арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

При этом упрощения не распространяются:

- на договоры, предусматривающие выкуп предмета аренды;

- на предметы аренды, которые предполагается предоставлять в субаренду.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

В Учетной политике (раздел Главное) можно отметить, что организация начала досрочно применять ФСБУ 25. Рекомендуем вносить изменения в учетную политику через создание новой записи по гиперссылке История изменений.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Учет лизинга по простой схеме

Для учета лизинговой платы по простой схеме формируйте документ Поступление с видом операции Услуги лизинга (Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД) – Поступление – Услуги лизинга). Как говорилось выше, применять упрощенный способ могут субъекты малого предпринимательства, если предмет аренды не выкупается и если он не будет передаваться в субаренду.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Учет лизинга с признанием права ППА

Рассмотрим учет лизинга с признанием права ППА. Поступление в лизинг оформляем одноименным документом (ОС и НМА – Поступление в лизинг - Создать). В шапке документа укажите дату получения предмета лизинга от лизингодателя, лизингодателя из справочника Контрагенты и договор на лизинг, дату окончания лизинга, способ принятия к учета (этим документом или позднее), способ отражения расходов для амортизации предмета лизинга в бухгалтерском учете и налоговом учете. В Бухгалтерии предприятия версии КОРП указывается также способ оценки приведенной стоимости лизинговых платежей, ставка дисконтирования и график перечисления платы по договору лизинга.

В табличной части документа укажите предмет лизинга и сумму платы за весь период

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Документ формирует следующие проводки:

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Начисление услуг по лизингу оформляем документом Поступление услуг лизинга (Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД) – Поступление – Услуги лизинга).

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

В ходе работы помощника Закрытие месяца (Операции – Закрытие месяца) начислятся амортизация ОС и процентные расходы.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Изменение условий лизинга

В случае изменений условий лизинга создается документ в разделе ОС и НМА – Изменение условий лизинга - Создать.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Поступление в лизинг ОС

В разделе ОС и НМА – Поступление в лизинг – Создать. В шапке заполняются данные по нашей организации, организации-лизингодателе и договоре. Счет расчетов (76.07.1), а также указывается каким документом оформляется принятие к учету: данным документом или позднее.

В табличной части указывается ОС из справочника Номенклатура.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Проводки по документу (принятие к учету данным документом):

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Проводки по документу (принятие к учету позже):

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Если вы решили принимать к учету ОС позже, то документ формируется из раздела ОС и НМА – Принятие к учету ОС – Создать. При этом важно перевыбрать Вид документа с Оборудование на Предмет аренды. Иначе проводки будут сформированы некорректно.

Завершение лизинга

При окончании договора оформляется документ Выкуп предмета лизинга (Раздел ОС и НМА). В документе указывается предмета лизинга и его выкупная стоимость в табличной части.

Лизинг по ФСБУ 18 БП 3.0

Переход на ФСБУ 25/2018

Читайте также: