Как оформить линию электропередачи в собственность

Обновлено: 06.05.2024

В СНТ построены и введены в строй "под ключ" Специализированными организациями новая трансформаторная подстанция и реконструирована ЛЭП СНТ.

Однако в Росреестре электрические сети мы не зарегистрироали.

Проводим межевание ЗОП и возникли проблемы.

Ответы на вопрос:

По общему правилу строительство линейных объектов требует получения разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ч.ч. 2, 17 ст. 51, ч.ч. 1, 10, 15 с

т. 55 ГрК РФ, письмо Росреестра от 30.09.2016 N 14-08711/16).

Таким образом, вам нужно пригласить технического инженера составить план линии электропередач, получить ввод в эксплуатацию объекта на основании проекта технического инженера у администрации города, которая выдавала разрешение на строительство и регистрировать подстанцию.

Обратитесь к кадастровому инженеру, он поможет.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О кадастровой деятельности"

Статья 29. Кадастровый инженер.

Вам следует предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Схема земельного участка СНТ с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, а также точек технологического присоединения к сетям ТСО, Акт о технологическом присоединении. Если Вам делали "под ключ", то данные документы запросите в Специализированной организации, так как эти документы должны входить. По большому счету Вам должны были передать пакет документов для дальнейшей регистрации.

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

Всего Вам наилучшего!

Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ.

. К текстовой части относятся следующие разделы:

1) общие сведения о кадастровых работах;

2) исходные данные;

3) сведения о выполненных измерениях и расчетах;

4) описание местоположения объекта недвижимости;

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 N 689)

5) характеристики объекта недвижимости;

6) сведения о части (частях) объекта недвижимости;

7) характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении;

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 N 689)

8) заключение кадастрового инженера.

К графической части технического плана относятся следующие разделы:

1) схема геодезических построений;

2) схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке (далее - Схема);

3) чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости; далее - Чертеж);

4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения).

Если в СНТ построены и введены в строй "под ключ" новая трансформаторная подстанция и реконструирована ЛЭП СНТ. Если введены в строй, то должно иметься разрешение на ввод в эксплуатацию этих объектов и разрешения на строительство Вам нужно истребовать от специализированных организаций эти документы Из вашего вопроса неясно, переданы ли эти объекты на баланс СНТ. Если не переданы, то нужно со специализированными организациями составлять акт-приема передачи этих объектов в СНТ Право собственности СНТ ст 209 ГК РФ возникает с момента передачи этих объектов. Для регистрации права собственности на указанные объекты нужно вашему СНТ составлять еще технический план на эти объекты Что должен включать этот технический план я описал выше.

Технический план объекта недвижимости или "техплан" - это специальный документ, который может быть составлен только кадастровым инженером. Кадастровый инженер - это специалист, получивший соответствующий аттестат на право осуществления Кадастровой деятельности.

Поэтому вам нужно будет обращаться к кадастром инженеру для составления технического плата на эти объекты Для составления технического плана кадастровому инженеру нужно будет предоставить всю техническую документацию на объекты Если она находится в специализированных организациях тогда нужно будет в акт о приеме передаче в СНТ данных объектов включать и сведения о передаваемой технической документации.

После подготовки технического плана,-его вместе с разрешением на строительство и разрешением на ввод в эксплуатацию, актом о приеме-передачи указанных объектов СНТ и схемой расположения земельного участка СНТ нужно предоставить в Росреестр для государственной регистрации права собственности СНТ на эти объекты.

Таким должен быть алгоритм ваших действий, я его достаточно подробно описал и надеюсь что мой ответ позволит ваш решить вопрос государственной регистрации этих объектов

В практике работы территориальных сетевых оргнанизаций имеют место обращения за документами о технологическом присоединении владельцев объектов, которые представляют собой часть ранее присоединённого к электрическим сетям целого объекта. В частности, владельцев помещений, если ранее присоединялось к электрическим сетям здание, владельцев отдельных гаражей при наличии только документов о присоединении гаражного кооператива, владельцев отдельных строений на территории производственной базы, которая ранее была присоединена к сетям в целом. Встречаются и случаи, в которых во владение сетевым организациям отдельно передаются трансформаторная подстанция с линией электропередачи - ранее при присоединении они входили в общий комплекс со зданием, для электроснабжения которого они служат, но с момента передачи это становится объектом электросетевого хозяйства, отдельным от подключённого к нему здания, и соответственно, поступают заявки сетевых организаций о получении на них отдельных документов о технологическом присоединении. Такие документы заявителям, как правило, требуются для заключения отдельного договора электроснабжения – каждому владельцу в отношении только своей части.

Нормативно такая ситуация не урегулирована, но существует настоятельная необходимость в определении общего подхода к решению данных проблем.

То есть, возможность и право оформления документов о технологическом присоединении при переходе прав на часть ранее присоединённого объекта предусмотрены.

В практике сетевых организаций встречаются различные подходы:

- проведение процедуры перераспределения мощности (в этом случае к владельцу мощности, ранее выделенной на целый объект, приравнивается владелец той части, в которой находится первое по схеме энергопринимающее устройство, присоединенное к внешним сетям, а он уже выделяет часть мощности владельцам остальных частей объекта),

- получение отдельных документов о технологическом присоединении только при проведении процедуры изменения точки присоединения в отношении части объекта, владельцу которой необходимы данные документы,

- переоформление документов о технологическом присоединении только на целый объект (с указанием в нём всех новых владельцев), или на каждую из частей в отдельности.

Каждый из этих подходов имеет свои затруднения и недостатки.

1. Полный и безусловный отказ в оформлении требуемых документов о технологическом присоединении при обращении владельца только части ранее присоединённого объекта противоречил бы указанному выше требованию закона. Отсутствие установленной процедуры переоформления не должно препятствовать реализации законного права. Соответственно, такой вариант действий влечёт значительный риск признания отказа неправомерным.

2. Проведение процедуры перераспределения мощности означает, что сетевая организация признаёт право на мощность ранее присоединенного объекта за нынешним владельцем только части этого объекта (в которой располагается вводное устройство, трансформаторная подстанция и т.п.), а остальные части ранее присоединённого общего объекта, после разделения, полагает уже неприсоединёнными к электрическим сетям.

Таким образом, проведение процедуры технологического присоединения каждой образовавшейся части (в порядке перераспределения мощности) неверно сразу в двух аспектах – это повторное присоединение уже ранее имевших присоединение частей, и кроме того, владелец первой по схеме присоединённой части в действительности не обладает единолично всей присоединенной мощностью, чтобы иметь право выделять какую-либо долю от неё иным лицам.

3. Технологическое присоединение образовавшихся частей по иной схеме (с изменением точки присоединения) возможно, но не может представляться сетевой организацией как единственный имеющийся вариант получения документов о технологическом присоединении, поскольку законом предусмотрено право получения таких документов и на основании присоединения, имевшего место ранее.

4. Переоформление документов о технологическом присоединении на целый ранее присоединенный объект (при обязательном обращении всех владельцев образовавшихся частей) может быть наиболее удобным вариантом для сетевой организации, поскольку при таком подходе требуется только воспроизвести содержание ранее имевшихся документов на целый объект, с однтм дополнением – поскольку вместо одного владельца теперь надо будет указать несколько владельцев. Указанная выше статья Закона об электроэнергетике не уточняет, оформляются ли при переходе прав на часть присоединённого ранее энергопринимающего устройства документы только на эту часть, или на целый ранее присоединённый объект, то есть, такой вариант закону противоречить не будет.

Вместе с тем, можно предположить, что полученные при этом документы в отношении технологического присоединения целого объекта не будут иметь практического значения для того потребителя, который владеет только одной частью объекта. Ведь намерение заявителей состоит в получении таких документов о технологическом присоединении, которые позволят заключить отдельный договор электроснабжения на часть объекта. Даже надлежаще составленный документ о технологическом присоединении целого объекта (содержащий в себе перечисление всех владельцев частей объекта), с большой долей вероятности, не поможет заключить договор на часть. Энергоснабжающие организации, как правило, требуют вместе с заявкой представлять документы о технологическом присоединении строго в отношении того энергопринимающего устройства потребителя, для электроснабжения которого он обращается. А в данном случае, наименование присоединенного объекта в составленном акте не будет совпадать с наименованием той части, которая принадлежит конкретному потребителю и указана в его заявке. То есть, такой акт может быть отвергнут энергоснабжающей организацией.

Если, столкнувшись с такой проблемой, владелец части объекта будет настаивать на получении именно отдельного документа о технологическом присоединении принадлежащей ему части, представить объяснения невозможности его оформления затруднительно.

Сетевой организацией, в поддержку невозможности оформления отдельных документов на часть объекта, может быть заявлен довод о недопустимости ущемления интересов владельцев иных частей (а ущемление действительно может состояться - в виде выделения на данную часть объекта такой доли общей мощности, с которой другие владельцы могут не согласиться, или в виде закрепления такой схемы присоединения части объекта к внутренним сетям, которую иные владельцы могут считать самовольной и неверной). Хотя такой довод сетевой организации был бы справедлив, это не означает, что возможно оформление только единого акта, ведь если совместно обратятся все владельцы образовавшихся частей, но каждый потребует отдельный документ о технологическом присоединении своей части, то их права также не будут нарушены.

Также со стороны сетевой организации возможен довод о затруднительности закрепления в документах той части схемы электроснабжения каждой из частей, которая располагается внутри ранее присоединенного целого объекта, и по этой причине сетевой организации неизвестна. Но это препятствие также можно преодолеть, ведь не исключается определение данной части схемы электроснабжения по факту по результатам осмотра. То есть, и этот довод не дает солидного обоснования для отказа в оформлении отдельного акта технологического присоединения на часть объекта.

Соответственно, такой вариант действий (переоформление единого акта на всех новых владельцев совместно) возможен, но затруднительно обосновать заявителям, что это единственный допустимый вариант.

5. Оформление отдельных документов о технологическом присоединении на ту часть ранее присоединенного объекта, владелец которой обращается с заявлением – наиболее отвечает интересам заявителя. Вместе с тем, для сетевой организации такой вариант действий может быть связан с организационными затруднениями, правовой неопределённостью, и риском привлечения к ответственности в случае ущемления интересов тех или иных лиц.

Процедура такого переоформления документов на часть ранее присоединённого объекта не закреплена, и не во всём может быть использована аналогия с переоформлением документов на целое ранее присоединённое энергопринимающее устройство.

В частности, из ранее оформленных документов схема присоединения известна только частично. До границ ранее присоединённого целого объекта в этих документах схема будет видна, а внутренняя схема присоединения каждой из частей может быть установлена только по результатам осмотра. А даже при наличии возможности произвести осмотр – могут встретиться затруднения в виде скрытой проводки, сложных схем подключения, и противодействия такому осмотру владельцев иных частей.

Также затруднительно определить размер максимальной мощности, приходящейся на часть объекта, по которой поступило обращение (мощность ранее присоединенного целого объекта известна и закреплена документально, и соответственно, недопустимо использовать способы из пункта 77 Правил, которые действуют при неизвестности величины максимальной мощности, но закрепленного законом механизма для определения доли из этой мощности, приходящейся на конкретную часть объекта, не имеется). Рискованно для сетевой организации самостоятельно определять такую долю мощности по доле площади данной части объекта в общей площади всего объекта (или иным способом, не закрепленным в Правилах), поскольку с таким распределением могут не согласиться иные владельцы, – которые обладают не столько большой площадью, сколько большим количеством мощного оборудования. Определение доли мощности, приходящейся на конкретную часть объекта, по прибору учета или по замерам (хотя такие способы закреплены в Правилах, и их применение по аналогии можно обосновать), также может вывести на величину мощности, с которой не согласятся иные владельцы, – в настоящее время не потребляющие большого количества энергии, но имеющие намерение увеличить потребление. Кроме того, такие способы могут вывести на суммарную величину максимальной мощности всех образовавшихся частей, не соответствующую величине ранее закрепленной в документах максимальной мощности на целый объект, что также необоснованно и недопустимо.

В случае, если в сетевую организацию обратится за оформлением документов о технологическом присоединении владелец только одной части ранее присоединённого объекта, и ему будут оформлены документы на принадлежащую ему часть, возникнет неопределённость в отношении всех иных частей – ведь и ранее выданные документы о технологическом присоединении целого объекта станут неактуальными, и оснований для оформления отдельных документов о присоединении в отношении других частей (без обращения их владельцев) сетевая организация не имеет.

Все указанные затруднения снимаются, если одновременно за оформлением отдельных документов о технологическом присоединении обращаются все владельцы образовавшихся отдельных частей ранее присоединённого целого объекта. Ведь в этом случае распределение мощности ранее присоединенного целого объекта между ними может быть произведено на основании их заявлений или на основании соглашения между ними, разногласия по схеме подключения также маловероятны, а если и возникнут, то могут быть урегулированы в процессе составления документов. Для сетевой организации особенно важно, что в отношении каждой части в результате будут иметься актуальные документы о технологическом присоединении, что позволит избежать разночтений в будущем. С учетом этого, сетевая организация может рекомендовать заявителям обращаться за переоформлением документов именно совместно всем владельцам.

Вместе с тем, такое совместное обращение является зачастую затруднительным, а сетевая организация в пользу его необходимости может привести только довод о том, что в этом случае определенно не произойдет ущемления интересов какого-либо из владельцев (но не может сослаться на обязательность именно единовременного обращения всех владельцев, поскольку такой обязанности законом не установлено).

6. Теоретически возможна комбинация двух приведенных вариантов – переоформление документа о технологическом присоединении в отношении целого ранее присоединённого объекта, но с выделением в таком документе доли мощности и схемы присоединения в отношении каждой части.

Такое компромиссное решение, в отличие от оформления отдельного акта по каждому заявлению владельца одной части объекта, не допускает неопределенности и ущемления интересов иных владельцев, поскольку в этом случае само существо единого акта требует обращения совместно владельцев всех частей, то есть, будет учтено мнение каждого, и никто не останется без оформленного документа о технологическом присоединении. Но в отличие от общих документов о технологическом присоединении, в которых не выделены доли мощности и схемы присоединения отдельных частей, такой акт будет больше соответствовать интересам заявителей, ведь есть все основания предположить, что представив такой акт, они смогут заключить отдельные договоры электроснабжения.

Вместе с тем, и применение этого варианта может столкнуться с затруднениями – если владелец одной части ранее присоединённого объекта будет настаивать на том, что не имеет возможности обеспечить обращение иных владельцев, и будет требовать оформления отдельных документов на его часть на основании только его заявления, то сетевой организации будет сложно обосновать невозможность удовлетворения его требований и обязательность оформления именно общего акта.

Прошу всех заинтересовавшихся представить свое мнение - какой вариант наиболее обоснован в имеющейся ситуации (когда нормативное регулирование практически отсутствует). Поятно, что в законе имеется пробел - и соответственно, жду также мнений, какой вариант целесообразно закрепить законодательно. Возможно, кто-то из юристов территориальных сетевых организаций напишет, какой вариант именно его компанией применяется на практике – это тоже будет очень ценно.

от 25 августа 2017 года N АН-9414/09

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N ДМ-П11-5236 (пункт 3), от 20 декабря 2016 г. N АД-П9-7781 информируем о разработке Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России единых рекомендаций по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее - рекомендации, СНТ, ТСО), при участии органов исполнительной власти Тюменской и Московской областей, а также ПАО "Россети".

В настоящее время продолжает оставаться острым вопрос обеспечения надежности снабжения потребителей, расположенных на территориях СНТ, электрической энергией, а также соблюдения требований к ее качеству. Практика показывает, что зачастую объекты электросетевого хозяйства СНТ предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии и требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации, требований к границам охранных зон объектов электросетевого хозяйства и организации системы учета электрической энергии.

В соответствии с изложенным просим довести рекомендации до СНТ и ТСО вашего региона и совместно с органами местного самоуправления оказать содействие СНТ, изъявившим желание передать свои объекты электросетевого хозяйства на баланс ТСО, в том числе по оформлению (восстановлению) документов, подтверждающих право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства и земельные участки, на которых они расположены, а также обеспечить учет в полном объеме экономически обоснованных расходов на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства СНТ, переданных на баланс ТСО, при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе

Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее - рекомендации, СНТ, ТСО) разработаны в целях содействия передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО и повышения надежности электроснабжения потребителей, а также качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Рекомендуемая последовательность действий при передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО

1. Направление СНТ в адрес ТСО, к электрическим сетям которой технологически присоединены объекты электросетевого хозяйства СНТ, предложения о приобретении электрических сетей, расположенных в границах СНТ.

Предложение направляется в произвольной форме с указанием сведений и характеристик объектов электросетевого хозяйства (протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи по классам напряжения, количество и номинальная мощность силовых трансформаторов и др.), контактной информации, с приложением копий документов (при их наличии), указанных в приложении N 1 к рекомендациям.

2. Проведение совместного выездного технического осмотра электрических сетей СНТ с инвентаризацией электросетевых объектов СНТ:

- пригодных для эксплуатации без необходимости проведения их реконструкции;

- пригодных для эксплуатации при условии возможности их реконструкции;

- непригодных для эксплуатации в связи с невозможностью проведения их реконструкции из-за расположения объектов на земельных участках общего пользования в труднодоступных и недоступных местах, на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц;

- бесхозяйных сетей, расположенных в границах СНТ.

При техническом осмотре, как правило, оценивается состояние объектов электросетевого хозяйства в соответствии с приложением N 2 к настоящим рекомендациям.

3. Формирование перечня электрических сетей СНТ, возможных к передаче на баланс ТСО, исключающего непригодные для эксплуатации сети, и поставленные на учет в качестве бесхозяйных.

4. Направление рекомендаций СНТ со стороны ТСО в отношении сетей, непригодных для эксплуатации на момент обследования, в зависимости от причин (указание объектов, для обслуживания которых должны быть выделены земельные участки, указание бесхозяйных объектов, для которых необходимо оформление прав).

5. Определение ТСО формы гражданско-правового договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО (договор дарения, договор долгосрочной аренды, договор купли-продажи, договор купли-продажи будущего недвижимого имущества).

7. Проведение общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ.

Повестка дня общего собрания членов (собрания уполномоченных) определяется индивидуально для каждого СНТ в зависимости от:

- вида собственности отчуждаемого имущества (совместная собственность членов СНТ или собственность СНТ как юридического лица);

- вида оснований использования земельных участков, на которых расположены отчуждаемые электросетевые объекты (собственность или постоянное бессрочное пользование);

- видов отчуждаемых объектов недвижимости (электросетевые объекты и земельные участки под ними или только электросетевые объекты).

ТСО проводит консультативное сопровождение формирования повестки дня и проекта протокола общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ с целью указания в протоколе всех существенных условий договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, а также указания действий, которые необходимо провести СНТ для заключения такого договора.

8. Проведение СНТ действий и работ, необходимых для заключения договора передачи электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, включающих (при необходимости):

- совершение действий, необходимых для оформления права собственности на земельные участки под электросетевыми объектами;

- по бесхозяйным электросетевым объектам - оформление прав собственности, в том числе в судебном порядке;

- по электросетевым объектам, непригодным для эксплуатации - осуществление комплекса мероприятий по приведению их к состоянию, пригодному для дальнейшей эксплуатации или создание условий для возможности проведения их реконструкции (в случае непригодного для эксплуатации размещения объектов).

- обязательства СНТ по регистрации прав собственности на передаваемые объекты и выделению земельных участков под объектами (при отсутствии прав на земельные участки под объектами предусматривается также регистрация прав на земельные участки);

9. Направление в адрес ТСО протоколов общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ, документов и сведений, необходимых для заключения договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

10. Подготовка ТСО пакета документов по сделке.

11. Заключение договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

12. При заключении договора купли-продажи будущего недвижимого имущества - выполнение со стороны СНТ и ТСО условий, предусмотренных данным договором.

13. Подписание Акта приёма-передачи недвижимого имущества (электросетевых объектов и земельных участков под ними).

Приложение N 1

Рекомендуемый перечень документов, направляемый СНТ в ТСО при передаче объектов электросетевого хозяйства на баланс ТСО

1. Учредительные документы.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более 2 мес.).

3. Подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а при его отсутствии допускается предоставление следующих документов: акт допуска электроустановки в эксплуатацию, технические условия и акт их выполнения, договор на строительство с актами ввода объектов, паспорта на оборудование, проект и сметы, договор купли-продажи объекта, договор энергоснабжения.

5. Протокол общего собрания с решением о передаче электросетевого имущества в ТСО на праве собственности или ином законном праве согласно требованиям устава (приложения к протоколу: перечень передаваемого имущества, перечень фактически запитанных потребителей).

6. Документы, подтверждающие право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства.

7. Схема земельного участка СНТ с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, а также точек технологического присоединения к сетям ТСО.

Приложение N 2

Оценка состояния объектов электросетевого хозяйства СНТ

Воздушные линии электропередачи 0,4 и 6-20 кВ:

- состояние деревянных, железобетонных и металлических опор (загнивание древесины, растрескивание бетона стоек и приставок, состояние арматуры, состояние оттяжек и пр.);

- состояние пролетов воздушных линий (длинные пролеты, несоблюдение габарита провода, несоблюдение расстояния от провода до строений, несоблюдение расстояния от проезжей части дорог);

- состояние трассы воздушных линий (ширина трассы, заросли древесно-кустарниковой растительности);

- состояние неизолированного провода (скрутки, соединения, распушение, обрывы проволок и т.д.);

- состояние самонесущего изолированного провода (СИП) (крепление, соединения, состояние изоляции и т.д.);

- состояние изоляторов (сколы, растрескивание изоляторов, неудовлетворительное состояние крюков и траверс);

- состояние грозозащитных устройств, заземляющих спусков и контуров заземления (отсутствие разрядников, ограничителей перенапряжения, искровых промежутков, отсутствие повторных заземлений на ВЛ 0,4 кВ);

- состояние разъединителей и секционирующих выключателей ВЛ.

Кабельные линии электропередачи 0,4 и 6-20 кВ:

- состояние кабеля и кабельных муфт (отсутствие исполнительной и технической документации, схем прокладки, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции).

Трансформаторные пункты 6-20/0,4 кВ:

- состояние охранной зоны ТП (заросли древесно-кустарниковой растительности);

- состояние ограждения и конструкций ТП (отсутствие ограждения, площадок обслуживания, состояние фундамента, коррозия конструкций и корпусов, отсутствие дверей и замков);

- состояние трансформатора (отсутствие исполнительной и технической документации, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции и анализа масла, низкий уровень масла, протечки масла, коррозия корпуса);

- состояние оборудования РУ 6-20 кВ и РУ 0,4 кВ (вводов, проходных и опорных изоляторов, токоведущих шин, разъединителей, рубильников, автоматических выключателей, ограничителей перенапряжения, разрядников и пр.);

Ответ: Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны.

Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Форма заявления, а также перечень предъявляемых документов определены Порядком согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства (Приказ Ростехнадзора от 17 января 2013 года № 9).

Вопрос:

Ответ: Пунктом 8 указанных Правил определено: В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

Исполнение Ростехнадзором функций по привлечению к ответственности нарушителей требований Правил осложняется действиями администраций муниципальных образований, способствующих указанным правонарушениям при выделении земли арендаторам для размещения объектов и отсутствием со стороны администрации должного контроля за самовольным размещением объектов на земельных участках муниципального образования в уже существующих охранных зонах.

Вопрос:

Какие меры необходимо предпринять субъекту электроэнергетики для привлечения к ответственности нарушителей установленных охранных зон объектов электросетевого хозяйства?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ за нарушение установленных границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которое могло вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, протоколы об административном правонарушении составляют и в соответствии со ст. 23.30 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора.

Вопрос от 20.01.2020:

Прошу Вас разъяснить, в случае, если у подстанции с наивысшим классом напряжения 10 кВ отсутствуют подводящие воздушные линии электропередач, на вводе и выводе, а подводятся только подземные изолированные кабельные линии электропередач 10 кВ и 0,4 кВ, подстанция выполнена в виде капитального кирпичного здания с металлическими дверями и находится в границах населенного пункта, какое расстояние охранной зоны от подстанции в метрах – 5 (пять) или 10 (десять) должно быть установлено при проектировании охранной зоны.

Ответ: В соответствии с п.6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. №160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация).

Дом подключен от частной подстанции: как узаконить электроснабжение?

Ситуация: дом был подключен к электросетям от частной подстанции. Официального договора нет, за свет собственник дома расплачивается с хозяином подстанции чуть ли не наличными. И по ценам, намного выше официальных тарифов. Ситуация кажется абсурдной, но, как показывают вопросы от посетителей ЭнергоВОПРОС.ру, встречается достаточно часто. Как можно в таком случае легализовать потребление электроэнергии, получить нормальный договор энергоснабжения со сбытовой компанией и платить электричество по официальному тарифу? Попробуем разобраться.

Частная подстанция (ЛЭП ): каковы обязанности собственника и права потребителя?

Взимать денежные средства сетевые организации могут лишь по тарифу, которые утверждает для каждой ТСО уполномоченный государственный орган. Обычно это орган исполнительной власти региона, отвечающий за тарифную политику. В Москве, например, это департамент экономической политике. В Московской области — областной комитет по ценам и тарифам.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные лица, владеющие сетевыми объектами (линиями электропередач и подстанциями) автоматически статус ТСО не получают. Соответственно, тариф на передачу электроэнергии для них не утверждается. Взимать денежные средства за услугу по передаче электроэнергии они права не имеют.

И если собственник небольшой по мощности трансформаторной подстанции (скажем , 500 кВт) и ЛЭП, длинной метров 500-600, берет с хозяев объектов, подключенных к его инфраструктуре, деньги за передачу электроэнергии (в какую бы формулировку это не оборачивалось), то делает он это незаконно. Это, во-первых.

Таким образом, собственник небольшой по мощности частной подстанции

  1. не может получить статус сетевой организации
  2. не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через свой объект.

Если хозяин ТП действует в правовом поле, то у нет просто нет легальных возможностей взимать средства с подключенных через его подстанцию потребителям.

Но есть нюанс. Все описанное выше работает, если подключенный через частую подстанцию потребитель имеет договор энергоснабжения с поставщиком электроэнергии и оплачивает этой электроснабжающей организации плату за свет. Т.е. существует официально.

В таком случае, если ему отключат свет, такой потребитель может предпринять официальные действия. Написать заявление в прокуратуру, антимонопольную службу, жилищную инспекцию. С практически 100% вероятностью виновника отключения накажут.

Но возможен вариант, когда электроснабжение осуществляется без каких-либо договорных обязательств. Собственник подстанции деньги берет наличными, энергосбытовая организация никак в процессе не участвует. Иными словами, мы приходим к ситуации, которая описана в начале статьи. Когда подключение к частной подстанции было осуществлено, что называется, неофициально.

Что в такой ситуации нужно делать? Ответ очевиден – легализовать подключение.

Как собственнику частного дома легализовать подключение от частной подстанции?

Конечно, в каждом конкретном случае — свои нюансы, но, если говорить в целом, могут быть следующие способы решения проблемы:

  1. официально оформить имеющееся подключение
  2. подать заявку на новое подключение
  3. изменить схему подключения через новую точку

Разберем эти варианты по порядку.

Самый очевидный, конечно, это узаконить существующее подключение. Что для этого нужно? Подписать с собственником подстанции и/или линии электропередачи акт о технологическом присоединении, а так же акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Собрав эти документы и установив прибор учета на границе зон ответственности, собственник объекта, подключенного через частную ЛЭП, подает заявку местному гарантирующему поставщику (в Московской области, например, это Мосэнергосбыт), на заключение договора энергоснабжения.

После того, как договор будет заключен, а счетчик, установленный на границе – опломбирован, потребитель будет оплачивать электроэнергию по официальному, установленному для населения данного региона тарифу. При этом собственник подстанции потеряет какую-либо возможность навязывать дополнительные платежи, равно и отключить/ограничить электроснабжение.

Сложность же здесь такая: согласно действующему законодательству, присоединение имеет однократный характер. Если сеть будет иметь свидетельства того, что объект заявителя уже был подключен к сетям, то в заявке будет отказано.

Свидетельства этим могут быть визуальные: в ходе осмотра будет обнаружено, что к дому ведет кабель. Либо документальные: собственник частной подстанции, подключаясь к сетям, например, указал, что подключение осуществляется, в том числе, и для организации энергоснабжения объектов на вашем участке. И это нередкий случай, если речь идет о коттеджных поселках.

Соответственно, можно исходить из того, что потребитель в случае намерения изменить точку присоединения, должен действовать в обычном порядке:

  • подать в сетевую компанию заявку на тех. присоединение в виде смены точки присоединения
  • сетевая организация обязана в 20-дневный срок предложить проект договора тех. присоединения и технические условия к нему
  • потребитель должен их согласовать
  • в течение шести месяцев (если речь идет о физическом лице и мощности до 15 кВт), должно быть произведено физическое подключение

Хотя, еще раз повторимся, в деталях процедура смены точки присоединения в нормативных документах не прописана. И это главная проблема, если рассматривать этот вариант решения проблемы с подключением к электросетям через частную подстанцию.

Читайте также: