Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность при петре 1

Обновлено: 05.05.2024

За период с 1995 по 2010 годы религиозным организациям было передано около 1,1 тыс. культовых зданий (9,9 % от числа объектов культурного назначения, являющихся культовыми памятниками по состоянию на декабрь 1995 года). По закону № 327 Русской православной церкви к 2018 году было передано не более тысячи зданий. Таким образом к 2018 году около 80 % сохранившихся культовых памятников, национализированных в советских период, оставалось в руках государства.

Содержание

Большая часть дореволюционных зданий религиозных организаций в 1920-е — 1930-е годы была конфискована у верующих. Часто конфискация происходила после того, как религиозная община признавалась распавшейся (очень часто распад происходил под давлением властей), то есть насчитывающей менее 20 совершеннолетних верующих. В этом случае у общины здание изымалось.

Часть изъятых зданий была снесена, но многие сохранились к концу 1980-х годов. Большинство сохранившихся было перестроено и использовалось как административные здания. Некоторые культовые здания были превращены в музеи и состояли на государственной охране как исторические памятники. Многие сохранившиеся к концу 1980-х годов культовые здания находились в ветхом и аварийном состоянии. Сохранились отчеты по обследованию бывших культовых зданий советскими властями. Так, в 1985—1986 годах было проведено обследование сохранившихся культовых зданий в Татарской АССР, выявившее более 260 культовых зданий (из них 58 были под государственной охраной как объекты истории и культового зодчества), сохранивших полностью или частично внешний вид, которые распределялись на следующие группы по техническому состоянию [7] .:

  • Хорошее состояние — 19 зданий;
  • Удовлетворительное состояние — 144 здания;
  • Аварийное состояние — 97 зданий (из них 84 здания пустовали).

По состоянию на 1995 год под государственной охраной по официальным данным (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 15 декабря 1995 года) находились 12107 культовых памятников (абсолютное большинство — православные), из которых около трети (3743) пустовали [13] .

Среди переданных в 1990-е годы Русской православной церкви объектов религиозного назначения — Донской монастырь, храм Мученицы Татианы при МГУ, храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме [14] .


здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

Передачу имущества осуществляет исключительно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случае, если объект является памятником истории и культуры — по согласованию с Министерством культуры РФ для объектов федерального значения и органами охраны памятников истории и культуры субъектов РФ для объектов местного значения (пп. 5 и 6). Постановление прописывало список документов, прилагаемых к обращению религиозной организации о передаче ей имущества (в том числе заключение государственного органа охраны памятников истории и культуры субъекта РФ о возможности передачи памятника истории и культуры в собственность или пользование религиозной организации, а для движимого имущества — письмо организации, за которой закреплено указанное имущество, о характере его использования и о согласии (несогласии) с передачей имущества религиозной организации либо с его совместным использованием) (п. 8а, 12в).

В 2007 году в МЭРТ началась разработка проекта федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находившегося в федеральной собственности. Сообщалось, что концепцию законопроекта утвердил глава правительственной комиссии, первый заместитель Председателя правительства Дмитрий Медведев [20] .

В 2008 году патриарх Алексий II заявил, что РПЦ не будет поднимать вопрос о реституции, однако приветствует шаги государства по возвращению церковных зданий [21] .

В ноябре 2007 года Президент Владимир Путин по просьбе патриарха Алексия II передал в храм Христа Спасителя частицу ризы Господней вместе с ковчежцем из Музеев Московского Кремля, несмотря на протесты музейного руководства. В июле 2008 года ещё 10 экспонатов из коллекции Музеев Московского кремля были переданы РПЦ, несмотря на то, что эти экспонаты никогда не принадлежали церкви: до революции они были собственностью царской семьи, затем — государства [22] .

В ноябре 2009 года Министерство культуры РФ по запросу патриарха Кирилла приняло решение о передаче Торопецкой иконы Божией Матери из Русского музея в новую церковь Александра Невского в Княжьем Озере в Подмосковье. В сентябре 2010 года Русский музей продлил договор хранения иконы в церкви до марта 2011 года [24] .

В январе 2010 года состоялась встреча патриарха Кирилла с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. На встрече присутствовали министр культуры Александр Авдеев и глава Росимущества Юрий Петров [25] . Путин пообещал передать Русской православной церкви Новодевичий монастырь (передача состоялась в марте того же года [26] ). После встречи подготовка законопроекта о передаче имущества религиозного назначения ускорилась.

10 февраля 2010 года на сайте Славянского правового центра был опубликован текст законопроекта [27] ; однако официальной публикации законопроекта его разработчиком — Министерством экономразвития России — до 10 февраля 2010 года не было. Заместитель министра культуры Андрей Бусыгин заявил, что по состоянию на 18 февраля 2010 года законопроект проходил доводку и не был передан в Правительство России [28] [29] .

9 марта 2010 года заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин в ходе круглого стола, посвящённого проблемам возвращения церковного имущества, высказал мнение, что процесс полной передачи Новодевичьего монастыря Русской православной церкви станет моделью для выработки закона о возвращении Церкви религиозного имущества [41] .

24 февраля 2010 года председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Академии художеств игумен Александр (Фёдоров), комментируя письмо 150 музейных работников, отмечал, что в России необходимо восстановить существовавшую до революции 1917 года систему больших и малых церковных музеев; по его мнению, вопрос местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должен решаться коллегиально и отдельно по каждому предмету [45] .

5 марта 2010 года Всеволод Чаплин сделал заявление, в котором предположил, что за позицией руководителей ряда музеев России против передачи Церкви имущества религиозного могут стоять корыстные интересы [50] .

25 марта 2010 года протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Информационного отдела Московского Патриархата В. Р. Легойда и архимандрит Тихон (Шевкунов) опубликовали открытое обращение в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д. А. Медведева, в котором дали свои ответы на вопросы музейных сотрудников [51] .

23 июня 2010 года главный раввин (ФЕОР) России Берл Лазар заявил о намерении вернуть все культовые здания иудеев, отобранные после Октябрьской революции [54] .

В сентябре 2010 началось рассмотрение законопроекта в Государственной думе РФ. [56] . По сравнению с предварительными версиями, в текст закона была добавлена оговорка о том, что его действие не распространяется на объекты, входящие Музейный, Архивный и Библиотечный фонды РФ. Таким образом, закон не касался передачи движимого имущества, против которой активно выступали музейщики. Одновременно из текста закона исчез список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, не подлежащих передачи религиозным организациям.

Закон был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года [59] , подписан президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года [60] .

Передаче верующим согласно закону 2010 года подлежат более 11 тыс. объектов культурного наследия по всей России. Федеральных объектов религиозного назначения, признанных объектами культурного наследия и подлежащих передаче верующим было на момент принятия закона № 327 6584 единицы (6402 православных, 79 мусульманских, 68 католических, 13 евангелически-лютеранских, 21 буддистский и 1 иудаистский), а ещё 4417 подлежащих передаче объектов были памятниками регионального значения (4241 православный, 86 мусульманских, 76 католических и 14 иудейских) [63] .

Таким образом распределение подлежащих передаче по закону 2010 года объектов религиозного назначения по религиозным организациям на 2010 год составило по России:

  • 10643 православных (96,7 % от общего количества);
  • 165 мусульманских (1,5 % от общего количества);
  • 144 католических (1,3 % от общего количества);
  • 21 буддистских (0,2 % от общего количества);
  • 15 иудаистских (0,1 % от общего количества).

Закон вводит заявительный порядок передачи имущества. Отменен список дополнительных документов и согласований для передачи памятников истории и культуры. Закон не предусматривает проведения специальной экспертизы на предмет возможности передачи памятника по состоянию сохранности, а также необходимости согласования с Министерством культуры или региональными органами по надзору за сохранением памятников. В нём отсутствует положение о совместном использовании имущества религиозной организацией и организацией культуры. Закон не называет конкретного органа, отвечающего за принятие решений о передаче имущества и их реализацию, отсылая к федеральным законам и нормативным правовым актам федерального, регионального или муниципального уровня. Закон устанавливает четкие сроки по передаче имущества: 6 лет, если имущество закреплено за организациями культуры, унитарными предприятиями, либо в нём проживают люди, и 2 года для остальных случаев.

Отмечается, что в некоторых случаях церковным пользователям удаётся обеспечить надлежащую сохранность памятников [71] .

Проблема с сохранностью экспонатов имеет место и по отношению к имуществу, находящемуся в музеях, как в связи с пропажей экспонатов [72] , так и в связи с оплошностями реставрационного вмешательства. Данная проблема обсуждается в контексте передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения [72] . В частности, в 2006 году во время внутримузейной проверки в русском отделе Эрмитажа была выявлена пропажа 221 экспоната. Была организована правительственная комиссия, которая при проверке всех музейных фондов России из 83 миллионов находящихся в музеях предметов не смогла обнаружить порядка 86 тысяч. Также в некоторых случаях реставрационное вмешательство приводит к ухудшению состояния произведений искусства. В частности, по мнению сотрудников Русского музея И. В. Соловьевой и И. А. Шалиной, реставрация Торопецкой иконы Божией Матери в 1937 и 1957 годах (расчистка Н. В. Перцева) привела к ухудшению состояния иконы [73] .

Другой проблемой в конце 2000-х годов назывался ограниченный доступ к ряду памятников, как, например, к некрополю Донского монастыря в Москве [71] . В Русской православной церкви на замечание о недоступности отвечали, что вход в храм, в отличие от входа в музей, является бесплатным для всех [13] .

В значительной степени ограниченной является доступность экспонатов, находящихся в музейных коллекциях [72] . В экспозиции находится от 3 до 5 % музейных коллекций, в то время как остальные предметы находятся в запасниках, доступ к которым затруднён. Перемещение имущества в церкви может в некоторых случаях значительно повысить доступность экспонатов. Так, Торопецкую икону Божией Матери за время её хранения в церкви Александра Невского в Княжьем Озере до 3 февраля 2010 года смогли увидеть около 30 тыс. человек [75] .


Особенная ситуация сложилась в Калининградской области. До 1945 года этот регион являлся частью Германии (Восточной Пруссии). На этой территории, по данным А. П. Бахтина, располагались 222 кирхи и церкви XIII—XX веков постройки, из которых 90 были почти полностью уничтожены, а ещё 67 находились в руинированном состоянии [78] . Таким образом, в Калининградской области уцелели не в руинированном состоянии от германского периода 45 кирх и церквей.

В феврале 2010 года в пользование РПЦ был передан замок Георгиенбург близ Черняховска [81] , а в мае в собственность РПЦ были переданы бывшие кирхи в посёлках Владимирово и Дружба [82] . Кирха в Дружбе до передаче РПЦ использовалась местной лютеранской общиной Правдинского района, причём община, по мере своих возможностей, ремонтировала здание и поддерживала его в порядке, сделав кирху одним из культурных центров посёлка. Часть средств на ремонт собиралась частным образом в Германии, жертвователи восприняли передачу здания РПЦ болезненно. В качестве компромисса РПЦ предложила выделить протестантам отдельную комнатку в кирхе, но община посчитала такое сотрудничество невозможным [83] . При этом православные службы в переданном здании проходят не чаще раза в год из-за малого интереса местных жителей. [79] До 450 тысяч евро, собранные в Европе, были вложены в ремонт кирхи Арнау, которую местные власти поначалу отказались передавать, но которая впоследствии тоже была передана и переоборудована в православную церковь, причём реставрация старинных росписей была на полпути прервана без консервации, служебные отметки реставраторов удалены, леса разобраны, сама кирха несколько месяцев стояла бесхозной [84] [85] [86] [87] [79] .

В мае 2010 года в собственность РПЦ были переданы ещё 26 объектов, расположенных на территории Калининградской области, при этом многие из этих объектов ранее были полностью разрушены. Таким образом, РПЦ стала собственником земельных участков (в частности, сквер на улице Сергеева на берегу Нижнего пруда) [88] .

Осенью 2010 года в Калининграде прошло несколько акций протеста против передачи немецких памятников истории РПЦ. Они стали частью волны протестов, произошедших в регионе в 2009—2010 годах. [ источник не указан 292 дня ]

Закон 2010 года не распространяется на музейные предметы и архивные документы. Порядок передачи музейных предметов и архивных документов регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года [11] . Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года было отредактировано и стало полностью посвящено передаче религиозным организациям музейных и архивных материалов [11] . В частности было установлено, что договор о передаче может быть расторгнут, если переданные материалы хранятся с нарушением федерального законодательства [11] .

Также возникли трудности с возвратом имущества, переданного театрам, например, колоколов. Митрополит Русской православной старообрядческой церкви Корнилий в 2020 году сообщил, что власти согласны вернуть старообрядцам колокола, изъятые из старообрядческого храма в Гавриковом переулке и переданные в Большой театр, только если религиозная организация сделает за свой счет и передаст государству точные копии этих колоколов [92] .

В 1995—2010 годах передача недвижимости религиозным организациям шла в России медленно. В декабре 1995 года на государственном учёте состояли 12107 культовых памятников [13] , а в 2010 году — 11 001 культовый памятник [93] . Таким образом, за 15 лет (с 1995 по 2010 годы) религиозным организациями по всей России было передано около 1,1 тыс. культовых зданий, или 9,1 % от их общего количества в государственной собственности по состоянию на 1995 год.


Михайло-Архангельский храм в Меркушине (Свердловская область), взорванный в советский период (вид 2001 года). В 2000-е годы восстановлен

Проблемой при передаче стало восстановление передаваемых дореволюционных зданий. Многие национализированные здания дореволюционной постройки находились в ветхом, аварийной состоянии, а то и в руинах. Например, все здания, переданные верующим в Приморском крае к 2017 году, на момент передачи находились в неудовлетворительном состоянии. После передачи к 2017 году на территории Приморского края не было ни одного случая, чтобы новый пользователь ухудшил состояние переданного ему ранее объекта [95] .

В конце 1980-х — начале 1990-х годов верующим передавали здания в том состоянии, в котором они на момент передачи находились. Только распоряжение президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года и дополнившее его положение № 490 от 30 июня 2001 года обязали собственника передаваемого здания до момента передачи завершить в нём комплекс реставрационно-восстановительных работ [8] . До выхода этих документов объект передавали религиозной общине в текущем состоянии, причём община давала обязательство отреставрировать его за свой счёт [96] . В некоторых случая община верующих должна была ещё и оплатить властям расходы по переезду того светского учреждения, которое занимало передаваемое культовое здание. Например, лютеранская община взяла на себя обязательство выплатить 500 тыс. долларов США на переезд музея Краснознаменного Тихоокеанского флота из здания кирхи во Владивостоке (само здание было изношено к тому времени по официальному заключению на 65-70 %) [95] .

Читайте также: