Имущественные затраты что это

Обновлено: 08.05.2024


20 сентября 2021

Анализ расходов организации: как провести по данным бухгалтерской отчетности

Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Анализ расходов предприятия: цель, методы, источники информации

Цель деятельности коммерческой организации – зарабатывать прибыль. Ее не достичь, если расходы систематически превышают доходы. Поэтому разумно контролировать траты компании, соотнося их динамику с приростом экономических выгод.

Анализ расходов нужен, чтобы ответить на вопросы:

На каждый из заданных вопросов отвечает конкретный метод анализа:

  • горизонтальный. Оценивается динамика значений в увязке с доходными величинами;
  • вертикальный. Рассчитываются удельные веса различных элементов в общей величине трат;
  • коэффициентный. Находится соотношение между показателями, которые связаны экономическим смыслом. Например, отдача делится на вложения и вычисляется эффективность;
  • факторный. Определяется влияние факторов на результат. Факторами могут быть составляющие расходов, а результатом – себестоимость.

Прежде чем перейдем к этапам, отметим два важных момента.

Первый. В каких строках отчетности отыскать расходы

Потребуются две формы:

  • отчет о финансовых результатах;
  • пояснения к нему и балансу.

На схеме показали, цифры из каких строк понадобятся.

image001-6.jpg

image002-5.jpg


Второй. С чем нельзя путать расходы.

На обывательском языке к последним относятся и денежные оттоки, и затраты. Однако это совсем другое.

Если говорить кратко, то расходы – это траты компании, которые уменьшили финансовый результат. Если такого уменьшения нет пока или не будет вообще, то это нечто иное.

Этап 1. Анализ динамики расходов

Сводится к расчету темпов роста. Для этого значения текущего периода делятся на величины предыдущего. Если выходит меньше 1, значит, расходы сократились.

Однако просто посчитать один общий темп роста недостаточно. Вот чем можно усилить методику анализа и в итоге увидеть и понять больше:

Проведем горизонтальный анализ для ОАО «РЖД.

Таблица 1. Анализируем динамику

Показатель, млн руб.

Расходы по обычным видам деятельности:

– проценты к уплате

Расходы в целом

– совокупные прочие доходы

2020-й оказался неудачным по каждому из трех моментов, на которые предлагали обратить внимание:

Этап 2. Анализ структуры расходов

На втором этапе рассчитываются удельные веса. Сначала для основных и прочих расходов в целом. Затем для компонентов основных.

Для расходов по обычной деятельности разумно оценить структуру двояко: исходя из ее представления в отчете о финансовых результатах, а также по элементам из пояснений к отчетности.

На что обратить внимание в ходе анализа полученных цифр? На три момента.

Первый. Насколько доля основных трат превышает прочие

Если ненамного или даже не превышает, то это тревожный момент. Выходит, основной бизнес в упадке, так как второстепенные расходы сопоставимы с теми, что по обычной деятельности.

Важно помнить: прочая составляющая в отчетности – это нечто незначительное. Нарушение данного правила говорит о нестабильности главных направлений деятельности.

Второй. Каковы доли трат на сбыт и управление в сравнении с себестоимостью продаж

У производственного или торгового предприятия удельный вес последней должен быть ощутимо больше. Почему? Потому что если компания очень мало производит и продает, то чем оправдать значительные расходы на нужды сбытовиков и управленцев. Это не касается тех, кто только начинает бизнес. Речь про давно функционирующие организации.

Третий. Сколько процентов приходится на прочий элемент в расходах по обычным видам деятельности

Заметьте, мы сейчас не про прочие расходы, а про то, что остается в основных, если из них убрать зарплату с отчислениями, материальный компонент и амортизацию. Если доля оставшегося больше 10-15%, то это повод провести тщательный анализ. Там оседают, например, траты на командировки, представительские расходы, услуги внешних консультантов, аудиторов и т.п.

Возможно, сумма обоснована и вызвана потребностями бизнеса. А возможно, здесь что-то прячут. Известны случаи, когда в прочие траты по обычной деятельности относили стоимость в разы завышенных услуг клининговой компании. Причина завышения: сговор главбуха с начальником предприятия, наводящего чистоту.

Читайте также: