Имущественное расслоение как фактор преступности несовершеннолетних

Обновлено: 28.04.2024

Преступность несовершеннолетних называют одной из наиболее важных проблем современного общества. Задача любого государства – воспитать подрастающее поколение таким образом, чтобы получить достойных членов общества, квалифицированных молодых специалистов. Если же молодежь становится на путь криминала, то с этой проблемой нужно бороться, находя причины подобного поведения. Ниже мы поговорим о преступности несовершеннолетних в России.

Общие положения

Если же закон нарушает лицо, не достигшее 14 лет, то привлечь его к уголовной ответственности не удастся. Таких преступников ставят на учет в детской комнате полиции. Вместо наказаний, с ними проводятся воспитательные беседы сотрудниками правоохранительных органов.

Значительный рост преступности среди несовершеннолетних наблюдается в течение последних 3-5 лет. Сегодня лица в возрасте 16-18 лет являются субъектами практически всех видов преступлений, ответственность за которые предусматривается Уголовным кодексом РФ.

Особенности преступности несовершеннолетних

Рассмотрим ключевые особенности преступности несовершеннолетних:

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Многие преступления совершаются подростками, преследующими корыстные цели. Например, желание получить дорогую, престижную вещь или денег для развлечения, покупки алкоголя или наркотиков. Порядка 70% преступлений, совершенных несовершеннолетними, носят групповой характер. Причем преступные группы, как правило, малочисленны и состоят из 2-3, реже 5-6 участников. Такие формирования являются нестойкими и распадаются спустя 1-3 месяца.

Причины преступности несовершеннолетних

Подрастающее поколение связывает свою жизнь с криминалом по целому ряду причин. По статистике большинство малолетних преступников являются выходцами из следующих семей:

  1. Неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Ухудшает ситуацию алкоголизм, наркомания родителей. Дети в таких семьях нередко терпят истязания, избиения. Действия ребенка никто не контролирует, родители не объясняют ему, что хорошо, а что плохо, своим примером подталкивая к принятию неверных решений. Кроме того, в ряде неблагополучных семей детей заставляют заниматься кражами, проституцией, просить милостыню и т. д.
  2. Семьи с гиперопекой. Такие родители пытаются всячески оградить ребенка не только от проблем, но и от внешнего мира. В результате несовершеннолетний не имеет возможности самостоятельно принимать решения и начинает совершать преступления назло своим родителям.
  3. Попустительские. Ребенку всячески потакают, приветствуют любые его идеи и исполняют любые желания. Дети в таких семьях нередко оказываются избалованными. Им никто не объясняет, какие действия являются недопустимыми, родители никак их не контролируют. Соответственно, ребенок может попросту не понимать, что совершает преступление, привыкнув к вседозволенности.

Среди социально-экономических факторов следует выделить такие:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Отсутствие нормальных условий существования, необходимость самостоятельно добывать средства на обеспечение базовых потребностей. Преступниками нередко становятся беспризорники, дети, занимающиеся бродяжничеством.
  2. Корыстные мотивы. Зависть и желание иметь дорогие вещи нередко толкают подростков на совершение грабежей.

К психологическим факторам, побуждающим детей к преступной деятельности, относится:

  1. Клептомания. Речь идет о болезненном, навязчивом влечении к воровству. Сегодня клептомания признается расстройством психики. Многие несовершеннолетние не осознают, что они больны, будучи не в состоянии контролировать свои действия.
  2. Отчуждение от общества, что приводит к тому, что у несовершеннолетнего формируется враждебное отношение к окружающим. Подобное выливается в агрессию по отношению к окружающим, противопоставление себя взрослым.
  3. Отсутствие волевых качеств при сильном влиянии посторонних. Часто несовершеннолетние становятся на путь преступности под воздействием взрослых. Также склонить подростка к совершению преступлений могут более волевые сверстники.
  4. Психологическое унижение. В данном случае несовершеннолетний может подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Преступником может также стать ребенок, не имеющий тех материальных возможностей, которые доступны другим детям.
  5. Психологическая склонность к совершению преступлений. Наблюдается у некоторых подростков, демонстрирующих агрессию к окружающим и непринятие установленных в обществе законов.

Одной из причин начала криминальной деятельности среди несовершеннолетних может стать отсутствие организованного досуга. Например, бесцельное времяпровождение, когда подросток не имеет хобби, не посещает кружки и секции, а большую часть времени проводит на улице в компании сверстников. Такие дети проявляют склонность к совершению преступлений.

Преступность несовершеннолетних: статистика, особенности, причины

Недостаток внимания со стороны родителей также может стать причиной ведения преступной деятельности. Когда родственники или опекуны не занимаются ребенком, не контролируют его, он может начать совершать мелкие кражи, что впоследствии перерастает в серьезные проблемы с законом.

Статистика преступлений, совершенных подростками

По статистике преступления совершают не только сироты и дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Среди малолетних злоумышленников немало и тех лиц, чьи родители зажиточны и даже богаты. И именно отсутствие контроля со стороны родственников чаще всего приводит к совершению преступлений. Есть и обратная сторона медали, когда ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, испытывая чрезмерное давление со стороны родителей.

Среди всех причин детской преступности на первом месте находится семья. Именно неправильное воспитание или же его отсутствие нередко приводит к тому, что ребенок становится жестоким, циничным, демонстрируя асоциальный тип поведения.

Ежегодно в РФ более 100 тысяч детей остаются без родительского попечения. Большая часть из них являются социальными сиротами. То есть, они были брошены родителями или отобраны у матерей и отцов, не справляющихся со своими обязанностями. Такие дети попадают в детские дома. Наиболее благоприятным исходом для них является усыновление, но так везет лишь единицам.

Приблизительно 20% детдомовцев по достижении совершеннолетия становятся преступниками, порядка 30% – бомжами.

Ежегодно более 90 тысяч детей сбегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей. Находясь вне закона, им приходится выживать за счет краж и разбоя. Причем порядка 10% таких беглецов заканчивают жизнь самоубийством.

Лишенные возможности удовлетворять свои базовые потребности, дети из асоциальных семей нередко вовлекаются в криминальные сферы деятельности. Среди такого нелегального заработка лидируют следующие направления:

  • проституция;
  • работа на улице в неудовлетворительных условиях;
  • съемки в порнографических роликах;
  • попрошайничество;
  • торговля алкогольной и табачной продукцией;
  • распространение наркотиков и т. д.

Нередко главарем банды подростков является взрослый человек с криминальным прошлым. Ему подростки должны отдавать львиную долю дневной выручки.

С каждым годом количество подростков, нуждающихся в деньгах для удовлетворения базовых потребностей, увеличивается. В бедных семьях родители не способны давать своим детям достаточно средств на карманные расходы. В результате подросткам приходится искать возможности заработка самостоятельно, что в итоге оборачивается криминальными связями. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые семьи начали жить в долг, и лишних денег попросту нет.

Отличительная особенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними – это проявление насилия и жестокости. Подростки редко проявляют сострадание к жертве, у них снижен порог ощущения смертельной опасности, а потому они не способны трезво оценивать тяжесть своих поступков.

Нередко при совершении разбойных нападений малолетние злоумышленники применяют холодное и огнестрельное оружие (около 20% от всех совершенных преступлений). На втором месте находятся снотворные препараты. Их чаще всего используют при совершении преступлений против половой свободы личности.

В последние годы также возросла доля групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними. Причем их показатель втрое выше в сравнении с преступными деяниями, совершенными взрослыми. Среди всех групповых преступлений порядка 65% приходится на несовершеннолетних.

По данным уголовной статистики, около 50% тяжких преступлений совершается несовершеннолетними. Среди них:

  • 22,7% составляет нанесение тяжких телесных повреждений;
  • 27,3% – убийства.

В последние годы количество преступлений, совершенных девочками-подростками, возросло с 11 до 16%. Причем правоохранители отмечают усиление агрессивности, цинизма, дерзости, а также многоэпизодности подобной преступной деятельности. Подростки нередко сопровождают преступления пытками и жестокостью.

Причем с каждым годом увеличивается число малолетних преступников-рецидивистов. В среднем такой прирост составляет по 10% в год. А данный момент рецидив среди злоумышленников-подростков наблюдается в 40% случаев.

По статистике более трети всех преступлений совершается подростками под влиянием взрослых. Нередко к преступной деятельности несовершеннолетних подталкивают ранее судимые матерые воры.

Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее не защищенной части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15 % несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних, а, в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат правонарушение.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой – за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, способная решать собственные проблемы. Таким образом, несовершеннолетние из неблагополучных слоев общества оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их должное развитие и воспитание.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоев населения. Нельзя утверждать, что все население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоев населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор – это негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т. д., не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах – среди сверстников на улице.

Можно ли считать неполную семью неблагополучной только потому, что она неполная? Да, если исходить из мысли, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет определенные обязанности, неисполнение которых может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, лучше изолировать от них подростка. Итак, неблагополучной является семья, в которой:

– ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, иногда не осознавая этого, а, напротив, проявляя гиперопеку;

– родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия.

Они, естественно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, особенно, если в семье существуют тесные эмоциональные отношения. При отсутствии таковых не исключено, что самые правильные наставления и назидания, праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом – подростком. Он будет глух к ним, потому что они чужие.

Итак, я не думаю, что неполная семья является катастрофой. Лучше неполная семья, чем пьющий отец или мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям.

Подростки, отвергнутые семьей, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовый оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности. Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что неформальные группы сверстников – это в общем-то группы отторгнутых семьей и школой подростков. Не подумайте, что я перекладываю на семью и школу всю вину. Я думаю, что сами подростки должны отвечать за то, что они делают. И на них самих тоже лежит вина, это естественно. Но тем не менее это подростки, выброшенные из семьи и школы.

У несовершеннолетних преступников обязательно надо формировать чувство вины, поскольку без него нет нравственности. Однако эта очевидная и давно известная истина далеко не всегда принимается во внимание правоохранительными органами и средствами массовой информации. Так, образ подростка-убийцы или разбойника на экране телевизора или на страницах печати почти всегда сопровождается сентиментальными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные остаются за кадром, как будто их не существует. Естественно, герои подобных репортажей вполне могут чувствовать себя незаслуженно гонимыми. Например, некий 17-летний осужденный за убийство матери в целях ограбления сказал, что его пребывание в воспитательной колонии совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно способствовать покаянию.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали и, по-видимому, всегда будут упрекать в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним нередко примыкает молодежь, которая и не учится, и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьезным.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом.

– Снижение значимости образования. В России фактически происходит переход от обязательного всеобщего среднего образования к неполному среднему образованию. Это весьма печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством своего образования. Однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена обязательного всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение являлось основным критерием оценки работы конкретной школы. Многим неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы.

– Коммерциализация образования, в свете которой возникает все больше платных школ и высших учебных заведений. Это свидетельствует о наличии сословного образования и служит индикатором поляризации общества. Впрочем, сословное расслоение в школе существовало всегда: богатые родители могли нанять своим детям репетиторов и преподносить учителям подарки. Система подарков и поныне остается явным недостатком школы, который тем не менее хоть как-то компенсирует нищенские заработки школьных учителей.

– Сужение объема преподавания гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли смогут компенсировать этот недостаток, кроме того, это противоречит Конституции России.

– Как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то поведение сельских жителей всегда определялось не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т. д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются с серьезными трудностями. Они нередко пополняют ряды городских правонарушителей, не выдержав конкурсного отбора в желаемый университет или институт.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:

– лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности: каждый год немалое число таких лиц ставится на учет в милиции; ежегодно они совершают примерно 100 тыс. проступков;

– лица, сбежавшие из интернатных учреждений или из семьи: в 2002 г. было задержано около 700 тыс. таких подростков;

– подростки, состоящие на учете в милиции и достигшие возраста уголовной ответственности: по некоторым данным (И.А. Кобзарь, 2001 г.) число таких несовершеннолетних составляет около 400 тыс. в год.

В то же время нельзя не отметить, что заметно повысился уровень жестокости многих насильственных и корыстно-насильственных преступлений подростков, производя временами впечатление самоцели. Надо признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления, достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970–80-е годы в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что жестокость и агрессия становятся самостоятельным мотивом их поведения, с их помощью они самоутверждаются, компенсируют ощущение ущемленности и смутно ощущаемые обиды.

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В задачи органов прокуратуры входит надзор за безусловным соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, являющихся объектами

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении

4. Причины преступности в современной России

4. Причины преступности в современной России Здесь речь пойдет не о причинах индивидуального преступного поведения или отдельных видов преступлений, а о причинах общей преступности в современной России, переживающей сложный этап своей истории, России с ее бедами и

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних Прежде всего надо пояснить, что представляет собой особенная часть криминологии. В отличие от общей части, содержащей методологические основы науки криминологии и посвященной общим проблемам преступности,

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная – это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности

2. Причины рецидивной преступности

2. Причины рецидивной преступности Причины рецидивной преступности нужно исследовать в контексте прежде всего общих причин преступности. Иными словами, факторы, которые порождают преступность в целом, детерминируют и рецидивную преступность. Собственно говоря, в

2. Причины насильственной преступности

2. Причины насильственной преступности Причины насильственной преступности составляют часть проблем причин преступности в целом. Но вместе с тем необходимо отметить, что именно они достаточно специфичны.Прежде всего, причины насильственной преступности связаны с

2. Причины корыстной преступности

2. Причины корыстной преступности Социально-экономическое развитие страны в последние годы происходит под влиянием объективных внутрисистемных и внешнеполитических воздействий, сформировавшихся в посткризисный (после 1998 г.) период и связанных с ликвидацией

2. Причины коррупционной преступности

2. Причины коррупционной преступности Причины коррупционной преступности имеют сложный характер не только потому, что представляют собой комплекс явлений разной природы, но и потому, что многие из них существуют очень давно и превратились в традиции и образ жизни.

2. Причины сексуальной преступности

2. Причины сексуальной преступности Проблема причин сексуальной преступности, несомненно, относится к числу самых сложных, поскольку затрагивает самые глубинные, интимные переживания людей. Эти переживания обычно связаны с имеющими бытийное значение представлениями

2. Причины организованной преступности

2. Причины организованной преступности Давно замечено, что организованная преступность существует в демократических, а не тоталитарных странах. Это и понятно, поскольку тоталитарное государство не потерпит никакой другой организации, кроме своей собственной или той,

2. Причины женской преступности

2. Причины женской преступности Анализ современных социально-экономических и психологических процессов и условий жизни женщин позволяет считать, что причины преступности среди них в настоящее время связаны с такими явлениями: значительно более активным участием в

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительным помещением в однополые коллективы самых

2. Причины преступности военнослужащих

2. Причины преступности военнослужащих Причины преступности военнослужащих следует рассматривать в двух плоскостях: общественной и армейской. Однако главные причины кроются в самих Вооруженных Силах. Связано это с тем, что: Вооруженные Силы – хотя и неизолированный

9.1. Причины, характер и особенности преступности

9.1. Причины, характер и особенности преступности Преступность – весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние, особенно в периоды

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Характер и содержание преступности неодинаковы в различные периоды развития общества. Изменчивость преступности четко отражается и в истории уголовного законодательства России. Сегодняшнее состояние преступности таково, что нас тревожит не столько ее рост, сколько те тревожные тенденции, которые происходят в ее качественных характеристиках. Прежде всего это дерзость, масштабность и квалифицированность действий преступников; эскалация криминального насилия; сращивание отечественных и зарубежных криминальных структур; глобальное проникновение криминала в экономику страны.

В структуре преступности устойчиво доминируют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства, удельный вес которых приближается
к 58%; покушения на убийство, умышленное убийство, где достаточно высока доля заказных. Тревожит стремительный рост наркомании и наркопреступности, которая за последние пять лет возросла в шесть раз [5].

Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, устранения помех в формировании правильной жизненной позиции членов общества, вступающих в самостоятельную жизнь. Преступность несовершеннолетних в значительной мере зависит от состояния борьбы с ней и уровня социального контроля со стороны государства, семьи, воспитательных учреждений, общественности за времяпровождением подростков.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется следующими особенностями:

Характеризуя социальные причины и условия преступности несовершеннолетних, следует выделять внешние и внутренние их составляющие, т.е. те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие (обуславливающие) преступность и преступления в целом. Внешние причины обуславливаются состоянием общегосударственного социального развития, внутренние, напротив, проистекают из психологических особенностей личности.

Вместе с тем следует отметить, что мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему несколько ограниченней, чем у взрослых, и более отмечена определенными признаками инфантилизма. Здесь мы имеем в виду, что у несовершеннолетних отсутствует мотивация служебной корысти, профессиональной небрежности, несколько ограничены аспекты семейно-бытовой агрессивности.

Социально-бытовая неустроенность приводит сегодня к раннему взрослению несовершеннолетних. Рамки стереотипа воспитания взрослости претерпели некоторую корректировку в сторону снижения летоисчисления (12-14 лет). Быть взрослым на самом деле и казаться им - далеко не одно и то же для любого несовершеннолетнего. Наступает момент социально-психологической ломки, повышается агрессивность, конфликтность личности, возрастает ложная самостоятельность.

Следует помнить, что при этом у молодых людей бурно формируется чувство протеста, связанное с тем, что несовершеннолетние больше других возрастных групп страдают от социальной и экономической нестабильности. Особые травмы психики несовершеннолетним наносит моральная обстановка в стране. Сегодня потеряны необходимые ориентации в ценностях и идеалах: старые разрушены - новые не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду. У многих подростков сформировалось убеждение в том, что сегодня каждый живет только для себя, изворачиваясь и обманывая другого. В формировании таких взглядов особенно преуспели средства массовой информации, а также создатели кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, порнографией. Утвердившуюся государственную ложь особенно остро переживают дети. Речь идет прежде всего о доверии к миру в целом со стороны растущего поколения.

Для полноты понимания социальных причин преступности несовершеннолетних следует рассмотреть некоторые социальные аспекты жизни российского общества.

Первый аспект - демография и здоровье детей. В России проживает около десяти миллионов детей в возрасте до 18 лет, или 26,7% от общей численности населения страны. Уровень рождаемости за последние 5-
6 лет на 32% ниже уровня 1987 года. Смертность превышает рождаемость примерно на 10-12%, что привело в большинстве регионов страны к естественной убыли населения. В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил: «Россия - это прежде всего люди… Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Сегодня демографическая ситуация одна из наиболее тревожных [6].

По данным Российской Академии образования, за тридцать последних лет количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. Отмечается также рост хронических нервно-психических заболеваний среди молодых людей. Так, у 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями [7, с. 59].

Данная проблема требует сегодня особого подхода. Аномалия психики - это врожденное или приобретенное функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на различных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на содержание и характер его социального поведения, в том числе и на формирование и общественно опасного поведения. Опасное для общества действие может совершать как вменяемый, так и невменяемый человек, как при полном сознании, так и при абсолютном непонимании его существа и содержания. Современная юридическая наука и психиатрия разграничивают несколько категорий состояния и поведения лиц, совершивших поступки, объективно опасные для общества. Из психологически неполноценных несовершеннолетних преступления совершают лица с врожденной умственной отсталостью - олигофрены, психопаты и подростки, страдающие эпилепсией.

Второй аспект - семья.В сегодняшней России свыше трех миллионов семей являются неполными, в них воспитывается около 4,5 млн. детей. Каждый четвертый брак распадается на первом году. Материнская смертность при родах в 2,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Примерно
500 тыс. детей остаются в семье без одного родителя. В России больше сирот, чем в развитых странах. Более 100 тыс. ребятишек воспитываются в детских домах и приютах [8].

Следует признать, что в сегодняшнем российском обществе наличествует серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Речь идет о том, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией важнейшей ячейки общества - семьи, которая просто перестала выполнять такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеется в виду то, что в семьях имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. С другой стороны, принуждение к послушанию у одних родителей соседствует с полным отсутствием интереса к потребностям ребенка либо переоцениванием или недостаточным контролем за ним - у других. В результате у подростков проявляется неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для неповиновения, разрушительных действий и противоправных поступков.

Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса. Данный кризис сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Третий аспект - образование и воспитание. Следует признать, что целенаправленное педагогическое воздействие на детей ослаблено по всем направлениям. За последние десять лет сократился объем ввода новых школ, практически прекратили работу вечерние школы, закрываются ведомственные дошкольные учреждения.

Важно видеть и то, что все подростки возраста 11-15 лет в основном находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Посему социальный статус подростка в принципе не отличается от детского. Противоречивость же этого возраста объясняется не только психологическими факторами, но и биологическими и социальными. Беда заключается в том, что психологическое новообразование - чувство взрослости - вызывает к жизни новый уровень притязаний, зачастую предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Это, в свою очередь, вызывает повышенную конфликтность, сопровождаемую социальной и личностной неопределенностью. Социальную адаптацию могут затруднять различные нервно-психологические заболевания, отклонения, акцентуации. (Советский психиатр А.Е. Личко определил и выделил акцентуацию характера как крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.)

Непродуманность вовлечения детей в различные секты и школы религиозного и околорелигиозного толкования не только отодвигает подростков от истинной веры в бога, но и формирует в их душах готовность к фанатичному жертвованию собой ради какой-то цели, которая далеко не радикальна по своему содержанию.

Четвертый аспект - материальный уровень жизни. Новизна современной ситуации, естественно, не может не влиять на умонастроение масс, особенно тех групп населения, которые только начинают втягиваться в самостоятельную жизнь - на подрастающее поколение. Не имея четких нравственных ориентиров, несовершеннолетние отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ личности. Преступность несовершеннолетних увеличилась примерно вдвое за последние 10-12 лет. Мотивы преступлений в своей массе связаны с плохим материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Сегодня решение молодым человеком проблем собственной самореализации и поиск своего пути в новых социально-экономических условиях довольно часто сопровождается ориентацией на ускоренное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптивности. Особенно это характерно для подростка 14-15 лет, когда он начинает, порой вынужденно, совершать социально значимые поступки.

Социально-криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних за 1998 и 1999 годы выглядит так:

Читайте также: