Что считается гостиницей в чем отличие от мини отеля с точки зрения земельного права

Обновлено: 24.04.2024

В середине октября 2019 года в силу вступили поправки Жилищного кодекса России. Парламентарии пересмотрели содержание статьи 17. Норма регламентирует порядок пользования жилыми помещениями и вводит целый ряд ограничений. В числе прочего законодатель запретил оказывать в домах и квартирах гостиничные услуги.

Изменения вызвали настоящий ажиотаж. Информационные издания сообщали россиянам о недопустимости посуточной аренды, пугали санкциями и проверками. Однако относиться к таким заявлениям серьезно не стоит. Журналисты неверно истолковали закон и поспешили с выводами.

Что такое гостиничные услуги

  1. Классический отель. Для оказания услуг используется отдельное здание или обособленная его часть. Гостей встречают сотрудники службы размещения. В большинстве гостиниц организуется питание, а также предоставляется дополнительное обслуживание.
  2. Объекты культурного наследия. Постояльцев размещают в исторических зданиях или сооружениях, признанных особо ценными. Характерной чертой таких заведений является сохранение оригинальной планировки. Периодически здесь проводят реставрационные и ремонтные работы.
  3. Туристические базы. К этой группе относят средства размещения, расположенные в курортно-санаторной зоне. Гостиничные услуги здесь совмещают с оздоровительными процедурами, спортивными и развлекательными мероприятиями.
  4. Апартотель. Постояльцам предлагают проживание в студиях и апартаментах. Иных типов комнат в номерном фонде нет.
  5. Мотель. Отличие категории – собственная стоянка. Услуги оказывают преимущественно водителям автомобилей и их спутникам.
  6. Комплекс апартаментов. В группу включают заведения, номерной фонд которых состоит из нескольких помещений с кухней и санузлом.
  7. Акватель. Гостиницы представляют собой переоборудованные плавучие средства. По прямому назначению водный транспорт не используется.
  8. Хостел. Постояльцев размещают в общих номерах. В одной комнате допускается одновременное проживание до 12 человек. Гости могут пользоваться общими кухнями, ванными комнатами и другими общественными зонами.
  9. Фермерский гостевой дом. Заведения открывают в сельской местности. Нередко здесь организуют питание, предлагая блюда из продуктов собственного производства.
  10. Бунгало, горные приюты, дома охотников, шале. Это отдельно стоящие коттеджи с кухнями, расположенные в удаленных и труднодоступных местностях.

Дополнительно гостиницам присваиваются звезды. Критерием оценки становится уровень обслуживания. Выход на рынок без получения соответствующего свидетельства признается административным правонарушением. Статья 14.39 КоАП РФ предусматривает штраф за проступок в размере не менее 50 000 рублей. Максимальная сумма взыскания зависит от выручки. При этом при рассмотрении дел к предпринимателям и юридическим лицам применяются одинаковые санкции. Различия в правовом статусе значения не имеют.

Гостиничная деятельность в России не лицензируется. В законе 99-ФЗ нет упоминаний об этом коммерческом направлении.

Основные и дополнительные гостиничные услуги

В ходе обслуживания отельеры руководствуются правительственным постановлением 1085 и законом о правах потребителей. Дополнительно разрабатываются внутренние правила. Локальными регламентами устанавливается порядок заселения и проживания в номерах.

Перечень услуг руководство отеля определяет самостоятельно. Условно их делят на три вида.

Основные

Содержание гостиничной услуги четко нормативными актами не определено. В статье закона 132-ФЗ присутствует отсылка на правительственное постановление № 1085. Однако в регламенте однозначного толкования нет. Комплексный анализ норм позволяет сделать вывод, что основной задачей отеля является размещение постояльца в пригодных к проживанию номерах за вознаграждение. Обязанность по поддержанию уровня комфорта лежит на принимающей стороне – гостинице. В виду имеются уборка, замена постельного белья, отопление, электроснабжение, подача воды и другое.

Дополнительные

В эту категорию входят услуги, которые оказываться клиентам по отдельному запросу. В пункте 27 Правил № 1085 приведен перечень требований, которые подлежат бесплатному исполнению. В список входят вызов администраторами скорой медицинской помощи, пожарных и спасательных бригад, других специализированных служб. Бесплатно отель доставляет постояльцам корреспонденцию, поступившую на их имя. В стоимость номера входят выдача кипятка, лекарственных препаратов и медицинских средств из аптечки, побудка, обеспечение нитками, иголками, одним комплектом столовых приборов.

Перечень платных дополнительных услуг руководство гостиницы утверждает самостоятельно. Распространенными вариантами являются аренда халатов, мини-бар в номере, Wi Fi.

Сопутствующие

Эта группа услуг связана с гостиничным сервисом косвенно. Деятельность вполне может вестись и в отрыве от отеля. Так, гостиница вправе предложить постояльцам посетить кафе или ресторан, воспользоваться прачкой, сауной, баней, бассейном. Сопутствующими услугами признаются все виды развлечений (бильярд, детские игровые комнаты). Нередко гостиницы организуют экскурсии по достопримечательностям, открывают в здании сувенирные лавки, а также обеспечивают работу спортивно-оздоровительных комплексов.

Поскольку основной задачей отеля является извлечение прибыли, со всех постояльцев удерживается плата. Цена устанавливается с учетом рыночных показателей. Жестких ограничений здесь нет. В практике распространение получили две системы расчета: посуточная и почасовая. Оба варианта являются законными. При получении денег сотрудники гостиниц обязаны выдавать кассовые чеки установленного образца.

Что такое посуточная аренда квартир

Рядовые граждане, предприниматели и организации могут свободно владеть и распоряжаться жилыми помещениями. Возможность заключать сделки с имуществом прямо следует из определения права собственности (ст. 209 ГК РФ). Договоры найма или аренды не являются исключением. Законные владельцы лично принимают решение о заключении соглашения, выбирают контрагента, определяют срок и условия сотрудничества.

Посуточная аренда (наем) квартир – это частная гражданско-правовая сделка. Отношения между ее участниками регулируются положениями глав 34 и 35 ГК РФ. В зависимости от субъектного состава передачу помещений оформляют по одной из следующих схем:

Аренда

Наем

Правила главы 34 ГК РФ применяются к сделкам, арендатором по которым выступает организация. Обязательным условием становится использование недвижимости для размещения людей (сотрудников, деловых партнеров и др.).

Снять жилье с опорой на статьи 671 – 688 ГК РФ могут только физические лица. Такие соглашения заключаются не более чем на 5 лет.

Участники оборота часто путают правовые механизмы. Однако содержание сделок сильно отличается. К арендатору законодатель не столь лоялен. Если он нарушает условия, договор расторгается с взысканием штрафных санкций. Нанимателям же приходится отводить срок на устранение недочетов. Разорвать с ними сделку немедленно не получится.

Соглашения заключают в письменной форме (статьи 674 и 609 ГК РФ). Это правило действует даже в том случае, если помещение предоставляется на несколько часов/суток. Пренебрежение требованием влечет недействительность договора.

Если доход от аренды квартиры извлекается нерегулярно, речи о предпринимательской деятельности не идет. Собственнику-физлицу достаточно отчитаться в получении денег по окончании года. Сведения подаются в налоговую инспекцию по форме 3-НДФЛ. Зарегистрировать бизнес придется при систематичности сделок (ст. 2 ГК РФ). В каких случаях посуточная аренда не является предпринимательством, Верховный суд России разъяснил постановлением № 23 от 18.11.2004 года.

Закон о запрете гостиниц в жилых домах

Во второй половине 2019 года информационные издания не переставали публиковать материалы об изменении законодательства. Журналисты сообщали о запрете посуточной аренды квартир, пугали собственников санкциями и даже обвиняли парламентариев в ограничении права распоряжения имуществом. Истинный же смысл поправок оказался совершенно иным.

В статье 17 Жилищного кодекса России появилась дополнительная формулировка. Квартиры запретили использовать в целях оказания гостиничных услуг.

Гостиничные услуги и посуточная аренда

Изменения вступили в силу. Никаких упоминаний о посуточной аренде или найме жилых помещений поправки не содержат. Опровергли выводы журналистов и представители Государственной Думы РФ. О недопустимости смешения понятий заявил, например, секретарь комитета ЖКХ Павел Склянчук.

Целью нововведения стала защита интересов рядовых граждан. При размещении отелей в многоквартирных зданиях ущемляются права соседей. Многочисленные постояльцы используют общее домовое имущество, пренебрегают запретами на нарушение тишины. Более того, непрекращающийся поток людей создает дополнительную нагрузку на коммунальные системы, увеличивает скорость их износа. При этом у управляющих компаний не возможности установить разный размер взносов на содержание общественных зон и оборудования.

Является ли посуточная аренда гостиничной услугой

Рассуждая о последствиях законодательного запрета, важно отделить одно понятие от другого. По общему правилу, заключение договоров найма или аренды не является гостиничной деятельностью. Более того, разовые сделки вообще нельзя отнести к предпринимательству. Однако недобросовестные бизнесмены нередко пытаются маскировать хостелы в многоквартирных домах. Выявить такие нарушения позволяет сравнительный анализ сделок.

Гостиничный бизнес

Посуточная аренда

Помещение внаем сдает законный владелец. В большинстве случаев это физлицо. Сделка заключается лично или через доверенного представителя.

Одновременно с размещением постояльца оказываются дополнительные и сопутствующие услуги. Силами отельера проводится уборка, поддерживается заявленный уровень комфорта.

Арендодатель (наймодатель) лишь предоставляет помещение для проживания. Текущее его содержание ложится на непосредственного пользователя.

При заселении в отель постоялец получает отдельный номер или комнату. В стоимость входят постельное белье, полотенца, а иногда и ванные принадлежности.

По договору передается все жилое помещение. Иногда соглашением предусматривается наличие предметов мебели или бытовой техники.

Подтверждением сделки является квитанция об оплате, заявка на бронирование или иной документ.

Отношения всегда оформляются письменным договором.

Гостиницы обязаны соблюдать закон о защите прав потребителей.

Участники соглашений аренды или найма отстаивают свои интересы, опираясь на ГК РФ, деловой оборот и судебную практику.

Документально закрепить намерения к заключению сделки стороны могут предварительным соглашением.

Таким образом, поправки не коснутся рядовых граждан. Нововведение затронет только отели и гостиницы, разместившиеся в жилых домах. Владельцам таких заведений придется искать другие помещения для ведения бизнеса. Замаскировать услуги под посуточную аренду не удастся. Основанием проверок станут жалобы жильцов и управляющих компаний. Оценивать же ситуацию суды буду комплексно, выясняя истинный смысл отношений сторон.

Клиент гостиницы должен соблюдать и ряд обязанностей:

  • Запрещено передавать ключ от номера третьим лицам;
  • Не оставлять посторонних в номере отеля;
  • Соблюдать меры пожарной безопасности;
  • Следовать уставу и временному регламенту отеля;
  • Бережно эксплуатировать гостиничное оборудование, мебель, сантехнику;
  • Своевременно производить оплату предоставляемых услуг;
  • В случае нанесения ущерба имуществу гостиницы возмещать причинённые убытки.
  • Международная классификация гостиниц по звездам
  • количество комнат;
  • общие помещения;
  • оборудование отеля;
  • комфортность жилья;
  • обслуживания;
  • доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.

Критерии звездности отелей в России

Классификация отелей

В большинстве стран принято присваивать рейтинг отелям в виде количества звезд от одной до пяти, причем, чем больше звезд, тем лучше. Условия проживания в жилых комплексах разной классности существенно отличаются, в первую очередь, общим благоустройством здания, оснащенностью номеров и регламентом обслуживания, но, при этом, гостиница любой категории должна отвечать требованиям безопасности и гигиены, обеспечивать круглосуточный сервис, неотложную медицинскую помощь, сохранность ценностей, стирку постельного белья, почтовые услуги.

Часто уровень отеля определяется фактом его принадлежности к престижным гостиничным цепочкам, таким как "Хилтон", "Мариотт", "Шератон" и др.

Так что, стоит помнить, что звездность отеля не всегда соответствует реальному уровню сервисного обслуживания в нем. Есть много гостиниц, которые могли бы получить аттестацию на высшую категорию, но сознательно этого не делают с целью минимизации налогов, и наоборот, много гостиниц, которые "притягивают" лишнюю звезду для получения дополнительных клиентов. Поэтому Вам не стоит ориентироваться только на число звезд, зачастую следует, по возможности, подробно расспросить о гостинице, например, у представителя турагентства.

Однозвездочные отели

Это наименее качественные отели, в большинстве случаев предоставляющих минимальный уровень сервиса. Площадь стандартного двухместного номера составляет менее 10 кв.м., в номере имеется шкаф или вешалка, а также стулья, умывальник и зеркало. Выдается по два полотенца на каждого проживающего. На этаже имеется не менее двух ванных, а количество туалетов не должно быть меньше, чем один на пять комнат. Телевизор и холодильник будут общими, по одному на этаж. Уборка должна производиться ежедневно, смена белья – раз в 7-8 дней, а полотенец – каждые 3-4 дня. Питание в таком отеле чаще всего не предусматривается, но иногда за отдельную плату можно получить скромный завтрак. Обычно отели такого класса маленькие (до 10 номеров), находятся вдали от каких-либо достопримечательностей. Вернуться ночью, скорее, всего, не удастся – запрещено.

Двухзвездочные отели

Самый популярный вариант недорогого проживания. Эта категория отелей уже обеспечивает приемлемый уровень сервиса, хотя и без излишеств. Размер комнат от 10-12 кв.м. Отдельный санузел обязателен - в каждом номере обязательно имеется туалет и ванная комната, туалетный столик, в ванной комнате – набор туалетных принадлежностей. В номере должен быть телевизор, телефон, радио, часто кондиционер, мини-бар и другие удобства. Смена белья происходит 2 раза в неделю, а полотенца меняются каждый день. Обязательно предоставление завтраков. На территории отеля часто находятся автостоянка, ресторан, парикмахерская, обмен валют, бассейн. Персонал гостиницы одет в форменную одежду, имеющую разделение по службам.

Это если в общем. А в реалиях – читайте описания и отзывы, так как гостиницы 3* ОЧЕНЬ отличаются друг от друга. Цена может зависеть не только от уровня сервиса, но и от места расположения. Есть закономерность: если у гостиницы удобное месторасположение, качество и количество предоставляемых услуг в ней уменьшается.

Один из самых показательных примеров – 3-звездочные отели в Париже. Если отель расположен в центре, то он будет стоить достаточно дорого, несмотря на то, что ваш номер будет чуть больше кровати, чемоданы вы будете поднимать по винтовой лестнице без лифта, а вид из окна ограничится глухой стеной соседнего здания.

Четырехзвездочные отели

Гостиницы высокого класса. Эта категория гостиниц предлагает повышенный уровень сервиса. Предусматривает удачное месторасположение в центре города или на первой линии пляжа. Обязательно должны быть номера разной категории (одноместные, двухместные, семейные), персонал на ресепшн, говорящий как минимум на двух иностранных языках. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв.м. Часто отели класса 4* располагают номерами улучшенной планировки: студио, сьюты и т. п. В номере – кондиционер, телевизор, мини-бар, телефон с выходом на межгород, сейф. Если в трехзвездочном отеле бесплатно выдается только мыло, то в четырехзвездочном в ванной комнате имеется шампунь, гель для душа, фен. В Европе в отелях 4*, как правило, дают халаты и тапочки.

Уборка номеров и смена постельного белья и полотенец производится каждый день. Возможны услуги стирки, чистки и глаженья одежды, а также множество дополнительных услуг. На территории отеля имеются: прачечная, бизнес-зал, зал для завтраков, ресторан, бар, салон красоты, спа, сауна, бассейн, спортивно-оздоровительный центр, охраняемая автостоянка, аренда автомобилей, игровой и конференц-залы, различные развлекательные учреждения (ТВ и музыкальный салон).

В идеале обязательны: бесплатные тренажерные залы, корты и бассейны, отельные шоу, дискотеки.

Пятизвездочные отели

Лучшие отели по международной классификации, предоставляющие обслуживание на самом высоком уровне. Номера размером от 16 кв.м., иногда имеется второй санузел. Все, что предоставляется в четырехзвездочных отелях, здесь предлагается на более высоком уровне.

К услугам, предоставляемым в 4*, добавляется наличие нескольких баров и ресторанов с различной кухней, ночной клуб (иногда казино), магазины, парикмахерские, косметические салоны, прачечные, химчистки, фитнес-залы и бизнес-центры, бассейны (в том числе и закрытые). Предлагаются номера от одноместных (не менее 16 кв. м.) до апартаментов с несколькими комнатами; само здание оснащено несколькими лифтами. Для деловых людей есть номера с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В номере есть всё: индивидуальный кондиционер, мини-бар, телефон, цветной телевизор и т. д. Большая ванная комната оснащена биде, большой лежачей ванной, часто - джакузи и отдельной душевой кабиной. Клиенту предлагается большой выбор косметических средств, а также халаты и комнатные тапочки. В ванной комнате, как правило, много зеркал, в том числе специальные для бритья и макияжа, имеются фен и гладильный аппарат. Предлагается набор эксклюзивных услуг, зависящих от фантазий хотельера – поля для гольфа, вертолетная площадка, СПА-центры, массажные салоны, магазины, дискотеки, концертные залы и прочая, прочая… Лучше 5-звездочных отелей могут только отели 6 и 7*, которые существуют только в Эмиратах.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

УК РосинвестОтель

Эффективнее и экономически выгоднее открыть гостиницу с нуля. По времени реализации проекта это дольше, но в рамках эксплуатации надежнее! Ваш проект, ваши материалы, ваша концепция - ваша экономика!

2. Сколько минимально должно быть номеров или койка-мест в хостоле?

Экономика гостиницы будет интересной от 12 -14 номеров. Но идеального шаблона для отеля нет. Важно учитывать местоположение помещения и площадь. Насколько позволяет грамотно зонировать конструктив помещения. Важно наличие окон, размера коридора, входной группы.

3. Какие услуги в гостинице сделать бесплатными, а за что брать оплату?

Гости привыкли, что минимальный набор дополнительных услуг в виде интернета, чая и кофе - бесплатно. Не стоит из за небольших затрат, ломать сложившийся стереотип. Гости могут болезненно отнестись к вашему отелю, если за привычные услуги вы будете просить оплату. Другой вопрос если вода питьевая бутилированная, а кофе вы провариваете в кофемашине. Это уже стоит дополнительной оплаты.

4. Какое количество сотрудников потребуется на мини гостиницу на 12-15 номеров?

Городской мини отель площадью от 250-300 кв. м - потребует штатное расписание 5-6 человек (администраторы, горничные, управляющий). Остальные услуги на аутсорсинг (белье, инженер, столяр, разнорабочий). Важно также понимать, как у вас будет организованно питание.

5. Покупаем помещение под отель или берем в аренду?

На низком рынке, если позволяют инвестиции - надо покупать. Аренда, это более быстрое оборачиваемость денег, но меньшая защита от недобросовестного собственника помещения. К сожалению, длинный арендный договор, не защищает в полной мере ваши права и может быть оспорен, по тем или иным причинам.

6. Какую юридическую форму выбрать: ООО или ИП?

Для большего маневра, в случае если вы хотите пусть в бизнес партнеров, подойдет ООО. Уступка долей, продажа готового гостиничного бизнеса. Если же отель для вас единственный проект, то можно выбрать ИП.

7. Какая выбрать систему налогообложения - 15% или 6%?

На первый год для МСР выбирайте УСН 15%. На второй год 6%.

8. На какой срок заключать договор аренды?

На максимальный. С возможностью приоритетного продления по его окончание. 10 лет для вас должно быть интересно. Вам нужно и вернуть инвестиции и получить прибыль. В пару лет не уложитесь.

9. Что нужно согласовывать, что бы открыть мини отель или хостел?

Необходимо пройти классификацию и получить документ о присвоение "звездности" вашей гостинице. Подать уведомление в Роспотребнадзор о начале коммерческой деятельности.

10. Трудоустраивать сотрудников?

Трудоустраивать с обязательным 3 месячным испытательным сроком. Можно использовать короткие договора.

11. Какая должна быть арендная ставка у помещения?

Аренда не должна превышать 35% от выручки гостиницы. В противном случае, любая ситуация, которая будет влиять на выручку и снижать ее, отразиться на обязательствах по аренде. Разработка финансово-экономической модели проекта, даст ответ, какой уровень арендной платы сможет выдержать максимально проект. Считайте грамотно.

12. Дизайн важен для мини отеля и хостела?

Если у вас есть понимания сегмента гостей, концепция отеля, то вы сможете с помощью дизайнеров воплотить все в интерьере. Работайте на выбранную целевую аудиторию, отразите в дизайне, что хочет и ждет гость (а не вы, как собственник). Дизайн - это эмоция, через которую вы говорите с гостями. Дайте им эту эмоцию!

13. Какую локацию выбрать для отеля?

Центр. Близость исторических и культурных памятников. Транспортные развязки и метро. Возможность круглосуточного доступа. Безопасность. Наличие ночной жизни. Зона парков и скверов. Спортивные и прогулочные маршруты.

14. Какое ИТ решение выбрать для управление отелем и учета гостей?

Рынок предлагает до 10 компаний и их решений для малых средств размещения. Выбирая Channel Manager и PMC системы, обращайте внимание на какое количество рабочих мест они встают и какую отчетность вам выдают. Например в конкурентной локации вам может потребоваться больше статистике для работы. Bnovo, Trevelline - проверенные поставщики решений с достаточно хорошей технической поддержкой.

15. Необходима ли касса?

Да, обязательно и он-лайн!

16. Стирать белье самим или отдавать в прачку?

Только отдавать на аутсорсинг! Вам не нужны эти хлопоты и площадей у вас нет лишних для ее организации.

17. Через какой срок хостел выйдет на самоокупаемость?

На третий месяц вы должны выходить в ноль, через семь месяцев в плюс, через 2-2,5 года можете окупиться. Но это не шаблон для каждого отеля, успех будет зависеть от набора факторов. Но успех всегда рядом.

18. Есть цоколь, могу я там открыть мини отель, хостел?

Запоминаем! Цокольный этаж, чердак, подвальные помещения - НЕ ПРИГОДНЫ для проживания и организации средства размещения!

19. На сколько звезд классифицировать. Чем больше, тем лучше?

Начните с простого - отель без звезд. Повысить категорию или оказывать сервис более высшего качества вы всегда сможете.

20. Нужно ли регистрировать иностранных граждан?

Да, необходимо. Можно эту процедуру проводить он лайн. Избегайте ненужных штрафов, они влияют на ваши доходы!

Вопрос на миллион. Сколько нужно инвестиций, что бы открыть мини отель?

Разработать концепцию мини гостиницы - от 150 000 рублей. Затраты на номер - от 390 000 рублей. ФОТ персонала в период запуска гостиницы - от 300 000 рублей. Добавляем пусковой комплект, закупку основных средств, ремонт помещения и общественных зон. По итогу отель 12-15 номеров потребует инвестиций от 6 500 000 рублей (аренда не включена)

Представленные в заголовке статьи понятия различны с точки зрения права, но имеют и схожие характеристики по своей сути и экономическому содержанию. Это приводит к тому, что гостиничные услуги предлагают не только гостиницы и отели, но и владельцы всех иных средств размещения и проживания, включая жилые дома и квартиры. К чему приводит такая конкуренция, несложно догадаться. Потребитель вводится в заблуждение, а сами услуги не всегда оказываются качественно и в полном объеме. Квартира - это не гостиница, верно? Давайте разберемся вместе.

Что такое гостиничное обслуживание?

Сегодня гостиницы предлагают большой выбор услуг, который не ограничивается предоставлением гостиничного номера, организацией питания и уборкой номера. Видна тенденция к улучшению качества обслуживания постояльцев в гостинице, включающая оснащение помещений высокотехнологичным оборудованием, в том числе современными системами отопления, вентиляции, водоснабжения, электроснабжения, пожарной и охранной сигнализации. Вошло в обиход предоставление всевозможных дополнительных услуг - химчистки, прачечной, массажного кабинета, бара, ресторана, салона красоты, сауны, солярия, телефонной связи, проката автомобилей, путешествий и экскурсий. Отдельные отельеры предлагают даже развлекательные программы своим постояльцам. При этом не обойтись без квалифицированного персонала, к которому предъявляются определенные требования.

Что такое гостиничные услуги "без изысков"?

Наряду с этим массовый характер приобрело предоставление так называемых гостиничных услуг в отдельных квартирах многоквартирных домов, причем услуг низкого качества, которые доставляют массу дискомфорта и проблем жителям такого дома и нарушают их права. Иногда квартиры-"гостиницы" занимают целые этажи, иногда, наоборот, в одной квартире проживает несопоставимое с нормами нормального проживания количество "постояльцев", а иногда основной режим ее использования - это проведение разных увеселительных мероприятий.
Представление гостиничных услуг в квартирах чревато не только нарушением покоя и тишины, в том числе в вечернее и ночное время суток. Возникают дополнительные расходы для собственников других помещений, связанные с оплатой потребленных коммунальных ресурсов. При этом собственники квартирных "отелей" не спешат с декларированием получаемых от использования принадлежащих им квартир в качестве гостиничных номеров доходов и уплатой с них налога. Еще одним минусом является отсутствие регистрационного учета граждан (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства) по месту пребывания в квартирах-"гостиницах".

Выполнимы ли требования к средствам размещения?

В действующих Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ этот вопрос не рассмотрен, так как они приняты в качестве отраслевого пояснения к Закону о защите прав потребителей , в котором все внимание уделено взаимоотношениям производителя (исполнителя) с потребителем (заказчиком). Более содержательным в этом плане можно считать Порядок классификации объектов туристской индустрии , но документ опять же не является обязательным к применению для всех средств размещения туристов.
--------------------------------
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Утвержден Приказом Минкультуры России от 03.12.2012 N 1488.

Не правда ли, читатель, все это можно организовать и в квартире со всеми удобствами? В ней также можно предусмотреть хранение багажа проживающих (в отдельной кладовой) и предоставление медицинских услуг (вызов скорой помощи). Таким образом, невыполнимых для квартир-"гостиниц" требований к средствам размещения нет.
Приходится констатировать, что действующее законодательство, с одной стороны, запрещает деятельность квартир-"гостиниц", а с другой стороны, позволяет. Поясним.

Аргументы против квартир-"гостиниц"

В общем случае гостиницей считается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания услуг. Такое определение приведено в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ. В них также сказано, что исполнитель (организация или предприниматель) не только размещает постояльцев в номере, но и оказывает иные, сопутствующие услуги.
Обратимся к другому документу - Порядку классификации объектов туристской индустрии. В нем гостиницы рассматриваются как средства размещения с определенным количеством номеров, используемых для временного проживания граждан. Минимальное количество номеров - от 5 до 15, что отвечает категории "мини-отель". В свою очередь, номер - это одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания граждан.
Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. На сегодня классификация объектов туриндустрии, в том числе гостиниц и отелей, не обязательна, за исключением средств размещения, задействованных в ходе проведения зимней Олимпиады 2014 г. Для таких исключений предусмотрена ответственность за оказание гостиничных услуг без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной Системой классификации гостиниц (ст. 14.39 КоАП РФ).
Из всего вышесказанного следует, что для размещения гостиницы в жилом доме как минимум требуется перевести помещение в нежилое, а также оснастить его оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества. Жилищное законодательство не исключает возможности перевода в нежилое помещение квартиры в многоквартирном доме при условии, что такая квартира расположена на первом этаже указанного дома (или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми) (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).
При этом Жилищный кодекс несколько смягчает последнее правило и разрешает гражданам, проживающим в жилом помещении на законных основаниях (собственнику, членам его семьи, нанимателю и т.д.), использовать помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое помещение. По смыслу п. 2 ст. 17 ЖК РФ собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности (адвокатской, репетиторской деятельности). но не размещение гостиницы.

Аргументы за квартиры-"гостиницы"

Услуга по размещению в гостиничном номере имеет некоторое сходство с предоставлением имущества в пользование (аренда, наем жилья). Если жилые помещения, принадлежащие собственнику, будут сдаваться в аренду для проживания по договорам, то и перевод в нежилой фонд не потребуется. При этом ст. 288 ГК РФ разрешает собственникам предоставлять помещения в наем по договору как физическим, так и юридическим лицам. В последнем случае помещение снимается для персонала компании.
Именно в результате нечеткого законодательного регулирования происходит смешение понятий. Несмотря на то что отношения в сфере гостиничной деятельности представляют собой комплексные общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т.д., непосредственно действующее законодательство не содержит точного определения термина "гостиничные услуги". Поэтому оказывать такие услуги могут не только традиционные гостиницы и отели, но и мини-отели, а также квартиры-"гостиницы".
Еще один аргумент в пользу малого бизнеса - вышеупомянутый ГОСТ Р 51185-2008. Стандарт распространяется на средства размещения, предназначенные для проживания туристов. На основе названного ГОСТа могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к средствам размещения конкретных видов, в том числе стандарты организаций - исполнителей услуг средств размещения. Средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. К последним относятся средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Примерами индивидуальных средств размещения являются гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны. Гостевые комнаты - комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком. Шале, бунгало - отдельно стоящие домики с кухонным оборудованием. Дальше пояснять нет смысла. Главное, что комнаты в частных домах могут использоваться для проживания туристов и для оказания им соответствующих гостиничных услуг.

Что же в итоге имеем?

Несмотря на распространенность словосочетания "гостиница в квартире" в рекламных объявлениях, вполне очевидно, что рекламируемая деятельность не соответствует признакам гостиничного обслуживания. Услуги владельца квартиры-"гостиницы" ограничиваются предоставлением клиенту в пользование жилого помещения.
Договор между владельцем квартиры-"гостиницы" и его постояльцами по своему содержанию является договором коммерческого найма жилья (краткосрочного), а не договором возмездного оказания услуг. Отсутствие в законодательстве прямого запрета на использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг обусловливает достаточно пассивное отношение правоохранительных органов к подобной деятельности, при этом судебная практика по данному вопросу неоднозначна, а нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства труднодоказуемы.

Что ждет малый гостиничный бизнес в будущем?

В Государственную Думу внесен законопроект , направленный на регулирование вопросов и разделение связанных с временным проживанием понятий предоставления гостиничных услуг и найма жилого помещения. Данные понятия, возможно, будут разграничены на законодательном уровне, а не в рекомендательных актах.
--------------------------------
Законопроект N 538404-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Авторы проекта предлагают сохранить право граждан на возможность предоставления жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем с ограничением количества проживающих с учетом нормы общей площади жилого помещения на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. В то же время будет введен запрет на предоставление гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов.
Для того чтобы отделить гостиничный бизнес от найма, вводятся понятия гостиницы (иного средства размещения), гостиничных услуг, гостиничного номера и обязательной сертификации гостиничных услуг. Это позволит обеспечить потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания и ассортименте предлагаемых средством размещения услуг, гарантировать, что сервис средства размещения соответствует категории, установленной в нормативных документах, принятых в данной системе. Но важнее повысить качество обслуживания и конкурентоспособность гостиниц и других средств размещения. А в глобальном масштабе это означает содействие развитию въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам сертификации средств размещения и, соответственно, увеличение доходной части "туристского баланса" России.
На словах все звучит хорошо, посмотрим, как будет на деле. Отметим другую аналогичную инициативу, с которой выступило Минкультуры. Его чиновники, как и депутаты, собираются навести порядок в гостиничном бизнесе - а именно вести по аналогии с туроператорами единый федеральный реестр гостиниц, отелей и иных средств размещения. В нем будут содержаться сведения о классифицированных гостиницах и иных средствах размещения, а также о малых средствах размещения. Но пока классификация гостиниц и иных средств размещения на всей территории РФ не является обязательной, целесообразность ведения названного реестра остается под вопросом. Поэтому проект Минкультуры пока еще не внесен в Госдуму и находится в проработке.

Итак, пока в действующем правовом поле на рынке гостиничных услуг могут работать как коллективные средства размещения (гостиницы, апарт-отели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря), так и индивидуальные средства размещения (гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны). К последним также могут быть отнесены жилые помещения в частных и многоквартирных домах, не столько по теории (нормативная база не проработана), сколько по факту (в реалиях предложений на рынке временного размещения и проживания).
Поэтому пока вся надежда на опытных туристов. Если они надеются получить гостиничные услуги, то пусть тщательно выбирают гостиницы, отели или иные средства коллективного размещения. Если же для постояльца главное - найти временный приют, то вполне оправдан наем жилого помещения, пусть названного гостиницей. Только качество таких услуг может неприятно удивить постояльца, ведь комнаты в домах и квартирах не имеют "звезд". Разве что небольшое средство размещения (более пяти комнат) может иметь статус мини-отеля. Но опять же - это нежилое помещение. А жилье предназначено для проживания, не для временного размещения. Необоснованно требование при съеме комнаты дома или квартиры предоставить гостиничные услуги. Возможно, скоро это будет закреплено и в законодательстве.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Гостиничный бизнес в России активно развивается: на рынке востребованы и дорогие отели и гостиницы, и бюджетные хостелы.

Однако чтобы такой бизнес приносил прибыль, нужно соблюдать множество правил. В статье расскажем, в чём принципиальные различия гостиниц и хостелов, как выбрать помещение под них, а также какие нормы должен соблюдать владелец, чтобы к нему не было претензий от проверяющих органов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Гостиница и мини-отель — это общественные места или нет?

Хостел — это мини-гостиница для туристов с небольшим бюджетом. Посетитель может снять отдельное спальное место или целый номер (второй вариант всегда дороже).

Гостиницы и хостелы не относятся к общественным местам, поскольку это владения частной собственности.

Общественное место, согласно административному Кодексу РФ — это место, где могут появиться посторонние люди: парки, скверы, остановки транспорта или офисы, к которым не ограничен доступ.

В чем разница?

  • Гостиничные помещения в отличие от комнат хостела, просторнее, с дорогим ремонтом. В номерах есть отдельный туалет, ванная комната и балкон. Номера могут состоять из нескольких комнат, проживать в них могут до 5 человек. Гостиницы располагаются в старинных особняках или специально построенных под них бизнес зданиях.
  • В хостеле в одной комнате могут ночевать более 10 человек, а уборные и душевые расположены за пределами комнат. Часто помещения под хостел перепланируют, поскольку самый распространенный вариант — хостел в большой квартире. В России есть и сетевые хостелы, которые занимают отдельные здания или целые подъезды/этажи.

Какие требования предъявляются к жилым зданиям в России?

Требования для размещения гостиниц остались прежними:

  • Удобные и просторное подъезды, сквозные проезды вокруг здания.
  • Помещения должны быть зонированы: отдельно, что бы встречать и регистрировать гостей, отдельно —для номеров.
  • Если в здании гостиницы работают точки торговли или сферы услуг, у них должны быть отдельные входы и выходы.

Остальные требования для открытия хостелов не изменились:

  • номера не должны располагаться в подвалах и на цокольных этажах;
  • площадь на одного гостя должна быть не меньше 5м2, для 6 человек должен быть минимум один умывальник, для 12 гостей — один унитаз, для 14 посетителей— один душ;
  • площадь санузла — не менее 1,5 м2 для совмещённого, не менее 1 м2 — для раздельного;
  • высота потолков — от 2,1 до 2,5 м;
  • пол и стены должны быть обшиты нетоксичными материалами;
  • в помещении должно быть противопожарное оборудование.

Как выбрать место и оформить документы для открытия?

Самое удачное место для хостела — это центр города. Например, в историческом центре Петербурга мини-гостиницы пользуются огромным спросом, потому что все важные архитектурные и музейные объекты — в шаговой доступности.

Также важно, чтобы рядом с хостелом были автобусные остановки или вокзал. Для туристов, путешествующих на автомобиле, важны парковка и удобный подъезд к зданию. Внутреннее убранство хостела должно соответствовать базовым правилам в сфере гостиничного бизнеса: чистота, тишина, комфорт.

Для оформления недвижимости под хостел потребуется следующий пакет документов:

    Разрешение от пожарной службы на соответствие помещения противопожарным нормам.

Возможно, что хостельера попросят пропитать противопожарным составом пол и крышу, проверить пожарные входы и выходы.

Как организовать мини-гостиницу в квартире: инструкция

Чтобы организовать приятный хостел, который всегда будет востребован у туристов, нужно следовать таким путём:

  1. Выбрать место и помещение.
  2. Зарегистрировать бизнес.
  3. Заняться перепланировкой помещения и завезти мебель. Рекомендую выбирать качественные кровати, поскольку хостел чаще всего снимают из-за спального места.
  4. Пригласить на работу персонал: управляющего, администратора (с хорошим английским языком), горничную, сантехника, электрика, охранника. Также должен быть маркетинговый отдел, отдел бронирования и бухгалтерия.
  5. Вложить деньги в рекламу.

Для перевода квартиры в нежилую должны соблюдаться следующие правила:

  • Квартира расположена на первом этаже. Если выше — под ней должны быть нежилые помещения.
  • В помещение есть отдельный вход (не через общий подъезд) или его можно организовать.
  • В квартире нет прописанных и в ней не живут.
  • Здание не аварийное.

Чтобы перевести квартиру в нежилой фонд, нет необходимости получать согласие всех жильцов. Это нужно будет сделать, только в том случае, если хозяин захочет сделать к ней пристройку или демонтировать балкон.

Документы для перевода жилья

Стандартная процедура перевода жилого помещения в нежилое предусматривает сбор документации. В пакет документов входят:

  • план помещения;
  • технический паспорт;
  • справка из пожарной службы, Роспотребнадзора и ДЕЗа (дирекции единого заказчика), которые занимаются вопросами организации работ по обслуживанию жилого фонда;
  • документ, подтверждающий, что собственники многоквартирного дома согласны на пристройку к зданию или демонтаж балкона квартиры (при необходимости);
  • проект перепланировки;
  • документ, подтверждающий отсутствие прописанных в квартире жильцов;
  • справка из БТИ о стоимости перевода помещения;
  • документ, подтверждающий регистрацию права собственности.

В хостеле должны быть соблюдены противопожарные и санитарно-гигиенические нормы, владелец должен будет заключить договоры с обслуживающими компаниями (для уборки, вывоза мусор, плановой дезинфекции и пр.), а сотрудники должны вести журнал миграционного учёта и вписывать туда данные об иностранных гостях.

Какие налоги нужно платить?

Любой бизнес, в том числе гостиничный, нужно регистрировать и платить налоги. Будущий владелец может стать юрлицом — ООО или остаться физическим лицом и зарегистрировать ИП.

Хозяин хостела может платить налог по упрощенной системе налогообложения в том случае, если годовая выручка от бизнеса составляет не более 64 млн руб.

Чтобы понять, выгодна УСН или нет, необходимо составить бизнес-план и понять примерные доходы и расходы. Затем нужно рассчитать рентабельность: прибыль разделить на выручку.

Организация отеля

Бизнесмену, который решил открыть гостиницу, нужно пройти те же самые шаги, что и хостельеру. Отличие будет в регистрации бизнеса. Небольшой хостел можно зарегистрировать как ИП, а вот большую гостиницу лучше оформлять как ООО.

Для регистрации ООО понадобятся:

  • Заявление.
  • Устав организации.
  • Решение об открытии ООО или протокол (если несколько учредителей или партнёров).
  • Квитанция об оплате госпошлины — 4000 руб.
  • Копии паспортов учредителей (нужно заверить у нотариуса).
  • Заявление на переход упрощённой системы налогообложения (при необходимости).

Коммерческая недвижимость бывает разных видов и классов. О том, как выбрать и получить помещение под магазин, офис, общепит, салон красоты и парикмахерскую, мы рассказываем в отдельных материалах.

Если соблюдать все правила по ведению гостиничного бизнеса, в среднем за 3-5 лет он должен себя окупить. Главное, выбрать подходящее место, следить за культурными событиями в городе (и предоставлять свои услуги при необходимости), не экономить на рекламе, отличаться качеством услуг и не снижать планку.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: