Хранение навоза на участке правовые нормы

Обновлено: 01.05.2024

Проблема загрязнения окружающей среды животноводческими предприятиями обширна, ее можно рассматривать с точки зрения санитарного, ветеринарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, с точки зрения проблем земельных отношений.

Обратим внимание прежде всего на основы правового регулирования и технологические особенности деятельности в агропромышленном комплексе.

Правовые основы

Предприятия индустриального животноводства оказывают масштабное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Федеральный закон № 7-ФЗ 1 определяет НВОС как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1029 2 , осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более) и по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2 тыс. мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более) относится к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). Это объекты I категории.

В соответствии с указанным постановлением объекты по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более), сельскохозяйственной птицы (менее 40 тыс. птицемест) и по выращиванию и разведению свиней (менее 2 тыс. мест), свиноматок (менее 750 мест) оказывают умеренное НВОС и относятся ко II категории.

Крупные животноводческие предприятия (по разведению крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы) в зависимости от проектной мощности могут относиться к объектам I или II категории НВОС.

К объектам, оказывающим НВОС, предъявляются повышенные требования по обеспечению экологической безопасности, в частности для объектов I категории необходимо получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Для объектов II категории предусмотрено предоставление декларации о воздействии на окружающую среду, а при наличии соответствующих отраслевых информационно-
технических справочников по НДТ правомерно и получение КЭР.

На основании ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ 3 органами государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства РФ № 806 4 определено, что критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами как РФ, так и субъектов РФ (далее — обязательные требования), и вероятность несоблюдения таких требований.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Поэтому очень важно знать, к какому уровню государственного надзора относится конкретное предприятие — к федеральному или региональному.

На основании п. 4 постановления Правительства РФ № 903 5 федеральному государственному экологическому надзору подлежат объекты, которые относятся к I категории НВОС и II категории, если на такой объект выдано КЭР. Соответственно, если объект II категории предоставляет декларацию о воздействии на окружающую среду, то такой объект подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Федеральный государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ № 426 6 .

Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Правительство РФ вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

В связи с тем что крупные животноводческие предприятия относятся к объектам, оказывающим значительное и умеренное НВОС, и надзорные органы обязаны предъявлять к ним повышенные требования, юридическим лицам следует особенно внимательно относиться к соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, начиная от выбора технологических решений и заканчивая получением всех необходимых разрешительных документов.

На животноводческих предприятиях существенными загрязнителями окружающей среды являются отходы жизнедеятельности животных и сельскохозяйственной птицы — навоз и помет. Ввиду большого количества их образования при неправильном обращении могут возникать различного рода экологические проблемы, вплоть до локального экоцида (уничтожения экосистем). Порой такие проблемы являются наказуемыми деяниями как с точки зрения административных последствий, так и с точки зрения возможности уголовного преследования.

Экологические преступления — это общественно опасные, виновные, противоправные, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека деяния, запрещенные и наказуемые в соответствии с уголовным законом и посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды.

В связи с этим если у следственных органов будет достаточно оснований полагать, что последствия содержат в себе признаки преступления, предусмотренные гл. 26 Уголовного кодекса РФ 7 , то есть вероятность привлечения ответственных лиц к уголовной ответственности.

На основании п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 21 8 под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 Уголовного кодекса РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства: потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы; уничтожение объектов растительного мира, повлекшее за собой существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в 3 раза и более.

На основании п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ 8 загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 Уголовного кодекса РФ) может быть результатом нарушения не только правил водопользования (например, эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств), но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов).

На основании п. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ 1 иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.

В связи с этим хозяйствующим субъектам следует проявлять сознательность и дальновидность при принятии управленческих решений.

Технологические особенности животноводства

В общем смысле под навозохранилищем понимается сооружение для сбора, обеззараживания и хранения навоза, удаленного из животноводческих помещений. Типы навозохранилищ зависят от консистенции навоза, сроков его хранения, способов удаления, а также от природно-климатических условий 9 .

На основании СП 289.1 325 800.2017 10 хранилища навоза и помета могут быть заглубленными, полузаглубленными и наземными. Конструкция хранилищ зависит от консистенции поступающих в них навоза и помета и гидрогеологических условий строительства.

Необорудованные навозохранилища или низкая их вместительность, а также отсутствие у животноводческих предприятий сельскохозяйственных угодий приводят к тому, что в большинстве хозяйств объемы навоза превышают объемы навозохранилищ в 1,5−2 раза. В результате навоз размещается на неподготовленных площадках, где он размывается дождями. Жидкая субстанция попадает в подземные воды, тем самым загрязняя и почву, и водные объекты*.

* Утилизация навоза (помета) на животноводческих фермах для обеспечения экологической безопасности территории, наземных и подземных водных объектов в Ленинградской области. СПб., 2012.

При выборе места для строительства и эксплуатации животноводческого и птицеводческого объекта необходимо предусматривать выделение сельскохозяйственных угодий для полного использования навоза и стоков в качестве органических удобрений с учетом охраны окружающей среды.

В каждом животноводческом или птицеводческом комплексе должны быть предусмотрены способ и технические средства для обеззараживания навоза или помета. Для этой цели могут использоваться длительное выдерживание, химический, биологический или термический способы.

Проектом санитарных правил также устанавливается, что для обеззараживания навоза или помета методом выдерживания следует емкость хранилищ принимать из расчета выдерживания объема навоза или помета в течение 6 мес., а свиного навоза — в течение 12 мес. Хранилища должны быть секционными, их огораживают. Однако этот метод неприемлем для обеззараживания навоза, обсемененного устойчивыми микроорганизмами (возбудителями туберкулеза, сибирской язвы и др.), а также для зон низких температур, где патогенные микроорганизмы выживают значительно дольше указанных сроков.

Выводы

Правовое регулирование воздействия животноводческих предприятий на окружающую среду до сих пор находится на этапе становления.

Наряду с устаревшими нормами права советского периода действуют неоднозначные документы, значительно усложняющие отрасли жизнь, но при этом, ввиду формального подхода, фактически не оказывающие значительного оберегающего эффекта для окружающей среды.

До сих пор не найден баланс между социальными, экономическими и экологическими проблемами в индустриальном животноводстве.


ГОСТ 26074-84
(СТ СЭВ 2705-80)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению,
транспортированию и использованию

Liquid manure. Veterinary and sanitary requirements for treatment, storage,
transportation and utilization

Срок действия с 01.07.84
до 01.07.89*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 5-6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

РАЗРАБОТАН Министерством сельского хозяйства СССР

ВНЕСЕН Министерством сельского хозяйства СССР

Член Коллегии А.Д.Третьяков

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 9 января 1984 г. N 47

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.12.88 N 3953 с 01.04.89 и опубликованное в ИУС N 2, 1989 год

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 1989 год

Настоящий стандарт распространяется на жидкий навоз и устанавливает ветеринарно-санитарные требования к его обработке, хранению, транспортированию и использованию.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Обработку, хранение, транспортирование и использование жидкого навоза осуществляют с учетом охраны окружающей среды от загрязнений и безопасности для здоровья животных и человека.

1.2. Сооружения для обработки жидкого навоза должны располагаться за пределами ограждения промышленных животноводческих комплексов.

1.3. Все сооружения и строительные элементы системы удаления жидкого навоза из животноводческих помещений, его обработки, хранения и транспортирования должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию, а также фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты.

1.4. Территория сооружений для обработки и хранения жидкого навоза должна быть ограждена, защищена многолетними зелеными насаждениями, благоустроена и иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной 3,5 м. Ширина лесозащитной полосы должна быть не менее 10 м.

2. СПОСОБЫ УДАЛЕНИЯ ЖИДКОГО НАВОЗА ИЗ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ
ПОМЕЩЕНИЙ И ЕГО ОБРАБОТКИ

2.1. Системы удаления жидкого навоза из животноводческих помещений должны обеспечивать своевременное удаление экскрементов, максимальную чистоту животноводческих помещений и рекомендуемый микроклимат.

2.2. Удаление жидкого навоза из животноводческих помещений производят механическим, гидравлическим (гидросмыв, самотечные системы) или пневматическим способом.

2.3. На случай эпизоотии в каждом животноводческом комплексе должны быть предусмотрены способ и технические средства для обеззараживания жидкого навоза.

2.4. На очистных сооружениях промышленных животноводческих комплексов должны быть предусмотрены карантинные хранилища, или секционные прифермские навозохранилища, обеспечивающие шестисуточное выдерживание жидкого навоза. В течение этого периода уточняют эпизоотическую обстановку на комплексе.

При появлении эпизоотии всю массу жидкого навоза, контаминированного возбудителя инфекционных болезней, обеззараживают до его разделения на фракции. Обеззараженный навоз обрабатывают и используют по технологии, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Жидкий навоз в случае эпизоотии обеззараживают до его разделения на фракции одним из следующих способов:

химическим - с помощью аммиака или формальдегида;

биологическим - выдерживанием в течение 12 мес

термическим - с помощью пароструйных установок.

Выбор способа обеззараживания осуществляется по указанию государственной ветеринарной службы с учетом вида возбудителя заболевания.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5.1. При обеззараживании жидкого навоза аммиаком или формальдегидом должны соблюдаться следующие нормы расхода дезинфицирующих средств и время воздействия:

15-30 кг аммиака на 1 м навоза с нанесением на зеркало навоза эмульсионно-дезинфицирующей пленки в количестве 2-4 дм/м санитарного лизола марки "дезонол" или масляного альдегида, время воздействия 24-72 ч;

3 кг формальдегида на 1 м жидкого навоза, время воздействия 72 ч и гомогенизация в течение 6 ч.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5.2. Дезинфицирующее средство вводят таким образом, чтобы при гомогенизации жидкого навоза обеспечивалось равномерное распределение дезинфицирующего средства.

2.5.3. При использовании пароструйных установок тепловую обработку жидкого навоза проводят при температуре 110-120 °С и давлении 0,2 кПа. Обеззараживание наступает через 10 мин, возбудители споровых форм микроорганизмов погибают через 10 мин при температуре 120 °С.

2.6. Твердую фракцию жидкого навоза, если она не обеззараживалась до разделения на фракции, подвергают биотермическому обеззараживанию. Биотермическое обеззараживание производят на площадке с твердым водонепроницаемым покрытием, имеющим уклон в сторону водоотводных лотков.

2.7. Для обеззараживания твердой фракции навоза на площадку укладывают солому, торф, опилки или обеззараженный навоз слоем 30-40 см. На влагопоглощающие материалы рыхло укладывают твердую фракцию навоза влажностью до 80% в штабеля высотой до 3,5 м, шириной 5 м (длина произвольная) и обкладывают обеззараженным навозом, торфом и соломой слоем 20 см.

Время выдерживания в штабелях в теплое время года - 2 мес, в холодное - 3 мес. Началом срока обеззараживания твердой фракции навоза считают день повышения температуры в в средней трети штабеля до 60 °С.

Выделяющаяся из навоза жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8. Исключен. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Жидкий навоз хранят в специальных навозохранилищах.

3.2. Вместимость навозохранилищ рассчитывают исходя из суточного количества выхода навоза и его использования.

3.3. Навозохранилища, предусмотренные для хранения неразделенного на фракции навоза, должны быть оборудованы устройствами для его перемешивания. Скосы и днища навозохранилищ должны иметь твердое покрытие. Закрытые навозохранилища должны иметь люки и приточно-вытяжную вентиляцию.

3.4. Транспортирование жидкого навоза и его продуктов переработки осуществляют передвижным или стационарным устройством (гидромеханический транспорт).

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИДКОГО НАВОЗА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

4.1. Навоз и стоки животноводческих комплексов используют на сельскохозяйственных и (или) лесохозяйственных угодьях в качестве органического удобрения.

4.2. Навоз и стоки животноводческих комплексов используют в растениеводстве, избегая повреждений или загрязнений продуктов урожая, а также не вызывая отдаленных последствий влияния на животных и человека.

4.3. При использовании для внесения жидкого навоза дождевальной техники со средним и большим охватом площади учитывают скорость движения ветра и его направление.

4.4. При внесении жидкого навоза в качестве удобрения в вегетационный период соблюдают время ожидания от срока последнего внесения до сбора урожая или его использования.

Текст документа сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1984

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Читайте также: