Способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников называется

Обновлено: 28.04.2024

В процессе хозяйственной деятельности средства предприятия находятся в непрерывном движении. Их величина и структура изменяются в связи с совершающимися хозяйственными операциями. Основным содержанием каждой хозяйственной операции является движение средств предприятия, смена их форм. К примеру, организация за счет собственных средств (денег) приобретает сырье и материалы для производства готовой продукции, затем в процессе производства это сырье при взаимодействии со средствами производства (основными средствами) видоизменяются, в результате чего образуется готовая продукция. Которая затем реализуется и организация получает выручку, т. е. деньги. В результате приведенного примера можно проследить несколько стадий изменения формы средств организации.

Совокупность однородных операций составляет хозяйственный процесс. Непрерывный кругооборот средств предприятия состоит из хозяйственных процессов:

Кругооборот хозяйственных средств предприятия приведен на рисунке 4.


Рисунок 4 – Кругооборот хозяйственных средств

Процесс снабженияявляется первой стадией кругооборота хозяйственных средств, когда деньги превращаются в определенные предметы труда, образующие производственные запасы. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства.

Процесс производстваявляется основной стадией кругооборота средств, на которых создаются материальные блага.

Процесс реализации - заключительная стадия кругооборота средств, при котором хозяйственные средства превращаются в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения.

Все процессы (снабжение, производство и реализация)состоят из множества хозяйственных операций, взаимосвязаны и постоянно возобновляются, создавая на предприятии непрерывный кругооборот средств.

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Другими словами можно сказать, что метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов используемая в бухгалтерском учете.

К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся элементы, приведенные на рисунке 5.

Документация - это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является фиксирование их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям. От качества первичных документов зависит качество всего первичного учета.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Документация и инвентаризация Оценка и калькуляция Система счетов и двойная запись Баланс и отчетность
Способы первичного наблюдения и контроля за объектами учета Способы стоимостного измерения объектов учета Способы текущей регистрации и группировки хозяйственных средств и источников Способы итогового обобщения данных учета

Рисунок 5 – Элементы метода бухгалтерского учета

Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все его ценности. Она проводится в установленные сроки, в присутствии материально ответственных лиц.

Оценка – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости по статьям калькуляции. Применяется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и их источниками, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плана, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов осуществляется с помощью специальной системы счетов.

Счет экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам.

Отражение хозяйственных операций на счетах происходит при помощи двойной записи, вытекающей из двойственности хозяйственной операции. Каждая хозяйственная операция вызывает два хозяйственных явления: изменения в средствах или источниках.

Двойная запись- способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах в

Для подведения итогов хозяйственной деятельности возникает необходимость в информации о наличии хозяйственных средств и состоянии их источников на конец отчетного периода. Такие сведения получают при помощи баланса.

Баланс -способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату - первое число месяца. Актив и пассив баланса равны между собой, т.е. средства равны источникам их образования.

Кроме сведений о состоянии ресурсов для оценки итогов хозяйственной деятельности предприятия нужны показатели

по отдельным участкам его работы (данные о выпуске продукции, себестоимости, о финансовых результатах деятельности). Эти показатели получают посредством отчетности.

Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа производственно-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Перечислите объекты бухгалтерского учета

2. Раскройте сущность классификации средств по составу, видам, по роли в производстве.

3. Раскройте сущность классификации средств по источникам их образования

4. Раскройте сущность классификации хозяйственных процессов

5. Приведите понятие метода бухгалтерского учета.

6. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.

7. Поясните сущность оценки и калькуляции

8. Поясните назначение элемента документации и инвентаризации

6. В чем заключается сущность понятия – счета и двойная запись

ТЕМА 3: БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание и характеристика актива и пассива баланса.

Для управления предприятием необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении, требуется экономическая группировка средств. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерский баланс – это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) организации, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке.

Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируется средства по источникам образования и целевому назначению, называется пассив. Актив и пассив баланса выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разных разрезах. Поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны - это обязательное требование, предъявляемое к балансу.

Баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1 – е число следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом). Методика заполнения, содержание и структура бухгалтерского баланса регламентируются законодательством.

Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса.


Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Виды хозяйственного учета

Начальным моментом хозяйственного учета является наблюдение фактов и явлений хозяйственной деятельности.

Различают три вида хозяйственного учета:

  • оперативный;
  • бухгалтерский;
  • статистический.

Оперативный учет служит для отражения информации в ее направленности на управление конкретными хозяйственными операциями.

Бухгалтерский учет предназначен для управления производственными коллективами, выявления резервов хозяйственной деятельности и контроля за ними. Главной особенностью бухгалтерского учета является то, что вся информация должна быть документально оформлена.

Статистический учет отражает экономические, социальные, демографические и другие аспекты, необходимые для управления на региональном и общегосударственном уровне.

Метод бухгалтерского учета

Прежде всего бухгалтерский учет отражает имеющееся у организации имущество (активы) и источники его формирования (включая собственный капитал и обязательства). Эти источники всегда противостоят активам и называются пассивами.

Уравнивая активы с пассивами, можно использовать балансовый метод обобщения информации, позволяющий получить две различные группировки одного и того же хозяйственного комплекса (имущества организации). Такая двойственная характеристика объектов учета обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации.

Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой взаимосвязанное отражение, балансовое обобщение и соизмерение юридически доказательной информации об объектах бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерителе. Приведенное определение метода бухгалтерского учета содержит в себе указания на все основные приемы и способы познания сущности предмета бухгалтерского учета: документирование, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, балансовое обобщение, отчетность

Основой методологии бухгалтерского учета является система способов и набор определенных приемов, которые применяются в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета.

  • Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
  • Счета (синтетические и аналитические) -
  • Двойная запись — прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.
  • Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества по данным бухгалтерского учета.
  • Оценка -способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
  • Калькуляция -способ группировки затрат и определения себестоимости.
  • Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.
  • Отчетность -единая система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности.

Документация

Документ в переводе с латинского языка означает свидетельство, доказательство. С помощью документов осуществляется первичная регистрация хозяйственных операций. Они обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Каждый отдельный документ — письменное свидетельство факта совершения хозяйственной операции. Бухгалтер особое внимание уделяет сохранности документов, которые подшиваются в специальные папки. При автоматизированной обработке данные первичных документов переносят на технические носители информации, создавая при этом базу данных. Хранение документов осуществляется в течение определенного периода времени.

  • наименование документа и организации;
  • дата составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Данные первичных документов в дальнейшем группируются и обобщаются в учетных регистрах.

Счета

Счета (синтетические и аналитические) являются инструментом кодировки, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций. Каждый счет представляет таблицу, в которой накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования. По каждому учетному объекту, категории средств и источников открывают отдельный счет. Счета служат для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам. Левая часть счета называется дебетом, правая — кредитом.

Двойная запись

Отражение каждой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах, по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме, называется двойной записью. Благодаря двойной записи осуществляется контроль за правильностью ведения учета по объектам. Кодировка хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки. Например, получение материалов от поставщиков оформляется следующей проводкой: дебет счета 10 "Материалы" и кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Инвентаризация

Проверка соответствия фактического наличия средств, их источников, а также состояния расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется с помощью инвентаризации.

Оценка

Для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними, а также дальнейшего отражения в учете необходима их правильная оценка. В основу оценки имущества положены реальные затраты, выраженные в денежном измерении. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифных ставок и должностных окладов. С целью сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях. Это достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.

    , нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости;
  • производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления;
  • готовая продукция — по фактической производственной стоимости и т.д.

Основные принципы оценки устанавливаются законодательными документами, которые определяют порядок государственного регулирования бухгалтерского учета.

Калькуляция

Для осуществления контроля необходимо знать величину затрат на производство продукции, а также себестоимость каждого ее вида. Это достигается с помощью калькуляции. Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции. Калькуляция — способ группировки затрат и исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в определении общей суммы фактических затрат и установлении себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Калькуляция используется для установления договорных цен.

Бухгалтерский баланс

Сгруппированная информация по счетам, полученная с использованием двойной записи, и исчисленный финансовый результат необходимы для дальнейшего укрупненного обобщения показателей деятельности предприятия. Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Для того чтобы определить величину средств и дать им экономическую оценку, составляют бухгалтерский баланс. Это документ, фиксирующий в обобщенном виде состояние средств предприятия, их источников и результаты хозяйственной деятельности на определенную календарную дату (начало квартала, года) в единой денежной оценке. Он состоит из двух частей: левая — актив, правая — пассив. В активе отражаются сгруппированные по видам средства предприятия, в пассиве — источники этих средств. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования. Отсюда и название этого документа (в переводе с французского — равновесие). Равенство сумм актива и пассива обусловлено тем, что все хозяйственные средства предприятия обязательно имеют определенный источник своего возникновения. Эта сумма называется "валютой баланса".

Отчетность

Бухгалтерский баланс представляет собой основную отчетную форму, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. В соответствии с федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Составление и рассмотрение бухгалтерской отчетности — завершающий этап учетной работы предприятия.

В процессе хозяйственной деятельности средства предприятия находятся в непрерывном движении. Их величина и структура изменяются в связи с совершающимися хозяйственными операциями. Основным содержанием каждой хозяйственной операции является движение средств предприятия, смена их форм. К примеру, организация за счет собственных средств (денег) приобретает сырье и материалы для производства готовой продукции, затем в процессе производства это сырье при взаимодействии со средствами производства (основными средствами) видоизменяются, в результате чего образуется готовая продукция. Которая затем реализуется и организация получает выручку, т. е. деньги. В результате приведенного примера можно проследить несколько стадий изменения формы средств организации.

Совокупность однородных операций составляет хозяйственный процесс. Непрерывный кругооборот средств предприятия состоит из хозяйственных процессов:

Кругооборот хозяйственных средств предприятия приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Кругооборот хозяйственных средств

Процесс снабженияявляется первой стадией кругооборота хозяйственных средств, когда деньги превращаются в определенные предметы труда, образующие производственные запасы. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства.

Процесс производстваявляется основной стадией кругооборота средств, на которых создаются материальные блага.

Процесс реализации - заключительная стадия кругооборота средств, при котором хозяйственные средства превращаются в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения.

Все процессы (снабжение, производство и реализация)состоят из множества хозяйственных операций, взаимосвязаны и постоянно возобновляются, создавая на предприятии непрерывный кругооборот средств.

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Другими словами можно сказать, что метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов используемая в бухгалтерском учете.

К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся элементы, приведенные на рисунке 5.

Документация - это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является фиксирование их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям. От качества первичных документов зависит качество всего первичного учета.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Документация и инвентаризация Оценка и калькуляция Система счетов и двойная запись Баланс и отчетность
Способы первичного наблюдения и контроля за объектами учета Способы стоимостного измерения объектов учета Способы текущей регистрации и группировки хозяйственных средств и источников Способы итогового обобщения данных учета

Рисунок 5 – Элементы метода бухгалтерского учета

Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все его ценности. Она проводится в установленные сроки, в присутствии материально ответственных лиц.

Оценка – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости по статьям калькуляции. Применяется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и их источниками, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плана, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов осуществляется с помощью специальной системы счетов.

Счет экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам.




Отражение хозяйственных операций на счетах происходит при помощи двойной записи, вытекающей из двойственности хозяйственной операции. Каждая хозяйственная операция вызывает два хозяйственных явления: изменения в средствах или источниках.

Двойная запись- способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах в

Для подведения итогов хозяйственной деятельности возникает необходимость в информации о наличии хозяйственных средств и состоянии их источников на конец отчетного периода. Такие сведения получают при помощи баланса.

Баланс -способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату - первое число месяца. Актив и пассив баланса равны между собой, т.е. средства равны источникам их образования.

Кроме сведений о состоянии ресурсов для оценки итогов хозяйственной деятельности предприятия нужны показатели

по отдельным участкам его работы (данные о выпуске продукции, себестоимости, о финансовых результатах деятельности). Эти показатели получают посредством отчетности.

Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа производственно-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Перечислите объекты бухгалтерского учета

2. Раскройте сущность классификации средств по составу, видам, по роли в производстве.

3. Раскройте сущность классификации средств по источникам их образования

4. Раскройте сущность классификации хозяйственных процессов

5. Приведите понятие метода бухгалтерского учета.

6. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.

7. Поясните сущность оценки и калькуляции

8. Поясните назначение элемента документации и инвентаризации

6. В чем заключается сущность понятия – счета и двойная запись

ТЕМА 3: БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание и характеристика актива и пассива баланса.

Для управления предприятием необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении, требуется экономическая группировка средств. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерский баланс – это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) организации, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке.

Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируется средства по источникам образования и целевому назначению, называется пассив. Актив и пассив баланса выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разных разрезах. Поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны - это обязательное требование, предъявляемое к балансу.

Баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1 – е число следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом). Методика заполнения, содержание и структура бухгалтерского баланса регламентируются законодательством.

Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса.

Оценка –это способ выражения объектов бухгалтерского учета в денежном измерителе.

Фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость) – сумма ДС или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объекта (или при учете КЗ).

Текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость) – сумма ДС или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Текущая рыночная стоимость (стоимость реализации) - сумма ДС или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

Дисконтированная стоимость (используется при отсутствии иной базы измерения оцениваемого объекта) – величина будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Оценка имущества и обязательств

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации.

Незавершенные капитальные вложения

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.

Основные средства

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Нематериальные активы

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В процессе хозяйственной деятельности средства предприятия находятся в непрерывном движении. Их величина и структура изменяются в связи с совершающимися хозяйственными операциями. Основным содержанием каждой хозяйственной операции является движение средств предприятия, смена их форм. К примеру, организация за счет собственных средств (денег) приобретает сырье и материалы для производства готовой продукции, затем в процессе производства это сырье при взаимодействии со средствами производства (основными средствами) видоизменяются, в результате чего образуется готовая продукция. Которая затем реализуется и организация получает выручку, т. е. деньги. В результате приведенного примера можно проследить несколько стадий изменения формы средств организации.

Совокупность однородных операций составляет хозяйственный процесс. Непрерывный кругооборот средств предприятия состоит из хозяйственных процессов:

Кругооборот хозяйственных средств предприятия приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Кругооборот хозяйственных средств

Процесс снабженияявляется первой стадией кругооборота хозяйственных средств, когда деньги превращаются в определенные предметы труда, образующие производственные запасы. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства.

Процесс производстваявляется основной стадией кругооборота средств, на которых создаются материальные блага.

Процесс реализации - заключительная стадия кругооборота средств, при котором хозяйственные средства превращаются в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения.

Все процессы (снабжение, производство и реализация)состоят из множества хозяйственных операций, взаимосвязаны и постоянно возобновляются, создавая на предприятии непрерывный кругооборот средств.

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Другими словами можно сказать, что метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов используемая в бухгалтерском учете.

К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся элементы, приведенные на рисунке 5.

Документация - это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является фиксирование их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям. От качества первичных документов зависит качество всего первичного учета.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Документация и инвентаризация Оценка и калькуляция Система счетов и двойная запись Баланс и отчетность
Способы первичного наблюдения и контроля за объектами учета Способы стоимостного измерения объектов учета Способы текущей регистрации и группировки хозяйственных средств и источников Способы итогового обобщения данных учета

Рисунок 5 – Элементы метода бухгалтерского учета

Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все его ценности. Она проводится в установленные сроки, в присутствии материально ответственных лиц.

Оценка – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости по статьям калькуляции. Применяется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и их источниками, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плана, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств.

В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов осуществляется с помощью специальной системы счетов.

Счет экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам.




Отражение хозяйственных операций на счетах происходит при помощи двойной записи, вытекающей из двойственности хозяйственной операции. Каждая хозяйственная операция вызывает два хозяйственных явления: изменения в средствах или источниках.

Двойная запись- способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах в

Для подведения итогов хозяйственной деятельности возникает необходимость в информации о наличии хозяйственных средств и состоянии их источников на конец отчетного периода. Такие сведения получают при помощи баланса.

Баланс -способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату - первое число месяца. Актив и пассив баланса равны между собой, т.е. средства равны источникам их образования.

Кроме сведений о состоянии ресурсов для оценки итогов хозяйственной деятельности предприятия нужны показатели

по отдельным участкам его работы (данные о выпуске продукции, себестоимости, о финансовых результатах деятельности). Эти показатели получают посредством отчетности.

Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа производственно-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Перечислите объекты бухгалтерского учета

2. Раскройте сущность классификации средств по составу, видам, по роли в производстве.

3. Раскройте сущность классификации средств по источникам их образования

4. Раскройте сущность классификации хозяйственных процессов

5. Приведите понятие метода бухгалтерского учета.

6. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.

7. Поясните сущность оценки и калькуляции

8. Поясните назначение элемента документации и инвентаризации

6. В чем заключается сущность понятия – счета и двойная запись

ТЕМА 3: БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание и характеристика актива и пассива баланса.

Для управления предприятием необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении, требуется экономическая группировка средств. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерский баланс – это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) организации, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке.

Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируется средства по источникам образования и целевому назначению, называется пассив. Актив и пассив баланса выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разных разрезах. Поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны - это обязательное требование, предъявляемое к балансу.

Баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1 – е число следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом). Методика заполнения, содержание и структура бухгалтерского баланса регламентируются законодательством.

Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса.

Читайте также: