Зарубежный опыт предоставления земельных участков

Обновлено: 14.05.2024

Наше понимание и определение «землеустройства» как системы мероприятий по организации рационального использования и охраны земли, в большинстве зарубежных стран отсутствует, несмотря на то, что все землеустроительные действия имеют место, называясь по-разному.

Нет и аналога слову «землеустройство». Его переводят иностранные авторы не одинаково. В английском языке как "Land Use Planning" — планирование использования земель; "Land Managment" — земельное управление; "Land Survevy" — межевание, земельная съемка, хотя специалисты под всеми этими терминами понимают конкретные землеустроительные действия. Близкими, но не равнозначными аналогами землеустройства во французском языке являются слова "Amanagment Foncier", в немецком языке — "die Flurbereinigung".

Такое положение обусловлено, в основном, историческими причинами, неодинаковыми земельными отношениями и характером земельной собственности в XX веке в России и за рубежом, а также, в некоторой степени, изоляцией землеустроительной науки и ученых нашей страны в это время. Поэтому, если научные фундаментальные работы в области геодезии российских ученых и практиков востребовались и хорошо понимались за рубежом, переводились на иностранные языки, в т.ч. для использования в Западной Европе, США и Канаде, то учебники по землеустройству применялись только в социалистических странах Восточной Европы, Китае, Монголии, Вьетнаме, имеющих одинаковую земельную политику.

И только в настоящее время, в связи с открывшейся возможностью изучения опыта землеустройства в зарубежных странах, создались условия для сближения точек зрения и понятий в землеустроительной науке и практике.

Землеустроительные действия в Западной Европе, США и Канаде исторически были связаны с земельным кадастром. Это было обусловлено следующими причинами:

- данные земельного кадастра использовались при разделе, переделе, объединении земельных участков в ходе земельных сделок, на их основе выдавались документы, удостоверяющие право земельной собственности (пользования);

- земельно-кадастровые сведения применялись органами власти различного уровня для принятия управленческих решений в области землепользования (планирования использования земель, контроля земельного обустройства и т.п.);

- на основе земельного кадастра осуществлялись учет и оценка не только земельных участков, которые считались недвижимостью, но и других объектов недвижимого имущества, связанных с землей (зданий, инженерных сооружений и т.д.), которые давали информационную основу для налогообложения;

- материалы земельного кадастра служили землевладельцам инструментом, дававшем возможность обслуживать их земельную собственность в комплексе: координировать строительство различных объектов (зданий и сооружений, дорог, систем водоснабжения и канализации, рекреационных и торговых центров), осуществлять земельные сделки, согласовывать использование своих земель с общественными интересами.

Таким образом, земельный кадастр за рубежом, включающий в себя не только технические действия, но и определенный земельно-кадастровый процесс, связанный с регистрацией земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и сделок с ним, исторически аккумулировал в себе большую часть землеустроительных работ.

Поэтому зарубежные ученые, понимая важность и самостоятельные цели землеустройства, в силу сложившихся обстоятельств вряд ли смогут выделить землеустроительное производство в отдельную отрасль, так как это сделано в нашей стране.

Во многих странах часть землеустроительных действий, связанных с различными съемками местности, составлением карт, производством измерений концентрировалась в службах, ведающих земельным кадастром или геодезией и картографией.

Землеустройство, при этом, организуют органы исполнительной власти различного уровня (государственного, регионального, местного) в зависимости от своей компетенции.

При этом землеустроительные работы включают в себя следующие действия.

Организация рационального использования и охраны земель на основе государственных, региональных и муниципальных программ и методов государственного управления земельными ресурсами (Land Managment)

В ряде стран осуществление основных мероприятий по организации рационального использования и охраны земель взяло на себя государство, проводя их через специальные программы охраны окружающей природной среды, консервации и защиты фермерских земель и т.п.

Лидером в этом направлении являются США. Данная страна финансирует программы через Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агентство по защите окружающей среды, Армейский корпус инженеров Министерства сухопутных сил. Только в 1996 г. федеральные затраты на программы в области консервации и охраны окружающей среды, имеющие отношение к сельскому хозяйству, по этим министерствам и ведомствам составили 6,74 млрд. долларов. В системе МСХ действует специальная Служба охраны почв, раннее Почвенная служба (Soil Survey), похожая на нашу землеустроительную службу.

Программы проводятся в следующих направлениях: - прямое финансирование проектов землеустройства (мелиорации, водоснабжения, освоения, консервации земель);

- техническая, консультационная и научно-информационная работа.

Кроме того, бюджеты штатов также выделяют средства на осуществление программ. Наиболее распространенным на штатном и местном уровнях инструментом земельно-ресурсной политики является контроль над использованием земель. При этом власти применяют следующие методы регулирования: установление критериев максимальных уровней загрязнения окружающей среды в планах развития региона; зонирование территории для установления в законодательном порядке характера ее использования; скупка в собственность штата земель, требующих немедленной консервации и использование их в качестве местных рекреационных ресурсов; регулирование размещения производственных и транспортных объектов.

В случае выделения территориальных зон, штатные ведомства районируют земли штата по определенному функциональному признаку (например, использование только для рекреационных целей, ведения сельского хозяйства, транспортного строительства и т.п.). Основываясь на этом местные власти имеют возможность регулировать размещение тех или иных объектов на своей территории. После принятия в 1972 г. федерального закона «Об управлении прибрежными землями» (The Coastal Zone ManagementАСТ) особую роль в практике стало играть регулирование использования прибрежных (вдоль открытых водоемов — рек и озер) зон.

Проведение землеустроительных работ, связанных с совершенствованием землевладений и землепользовании.

Объединение земель (Land Consolidation). Если земельно-кадастровые съемки служат за рубежом средством формирования недвижимости, то данный вид землеустройства используется как метод улучшения недвижимости. В ряде европейских стран мероприятия по консолидации земель проводились на основании законов (актов) «О формировании недвижимости», или специальных законов по объединению земельных участков.

Задачами консолидации земель, относящейся к межхозяйственному (территориальному) землеустройству, являются:

- комассация земель (сведением разбросанных участков, принадлежащих одному собственнику, в один массив — парцеллу);

- ликвидация недостатков землевладения и землепользования (чересполосицы, вклинивания, вкрапливаний, дальноземелья и т.п.);

- укрупнение земельных участков за счет присоединения рядом расположенных земель.

Данные работы проводились в Европе, в первую очередь, на землях сельскохозяйственного назначения и на лесных угодьях (там, где есть частная собственность на леса). Наиболее интенсивно эти работы велись с середины XIX в. до 30-х годов XX в., когда в Европе происходило укрупнение фермерских хозяйств и ликвидация чересполосицы. Например, в Швеции до 1920 г. работы по консолидации земель были проведены на площади 20 млн. га. При этом из 287 тыс. землевладельцев на новые места переехали (перенесли дома) 83 тыс. хозяев. В настоящее время консолидация земель проводится во многих странах в достаточно большом объеме. Это, прежде всего, страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия), Польша (южные районы) и др.

Работы осуществляются на основе специальных землеустроительных проектов по консолидации земель. Их разрабатывают государственные или частные компании (предприятия), имеющие соответствующие лицензии на эти землеустроительные действия.

Формирование земельных участков помимо межевания и консолидации земельных участков проводятся следующие землеустроительные действия:

- раздел недвижимости (Subdivision);

- переформирование недвижимости (Transformation);

- перепланировка земельных участков (Reallotment);

- формирование земельной собственности (Real Property Formation);

- определение границ (Delimitation);

- вынос границ в натуру (Demarcation);

- землеустроительные работы при приобретении земельных участков (Land Acquisition) и др.

Данные отдельные землеустроительные действия необходимы при совершении сделок с земельными участками, развитом земельном обороте (купле-продаже недвижимости, наследовании, дарении, залоге части участка и др.). Их выполняют землемеры, как правило, за счет средств земельных собственников, если государство не вмешивается в регулирование земельных отношений.

Читайте также: