Является ли встроенно пристроенное нежилое помещение общим имуществом

Обновлено: 01.05.2024

В многоквартирном доме располагается нежилое помещение, являющееся согласно техническому паспорту встроенно-пристроенным, находящееся к тому же в границах земельного участка, входящего в состав многоквартирного дома. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, данными с публичной кадастровой карты. Управляющая организация по данному помещению осуществляет начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всей площади встроено-пристроенного нежилого помещения.

Правомерно ли начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всех площади встроено-пристроенного нежилого помещения, без исключения пристроенной части?

В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ, ч.1 ч.2 ст.39 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

На основании ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме возникает у каждого собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В соответствии ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, распространяется на всех собственников помещений в этом доме (независимо от вида помещений), включая собственников встроено-пристроенных помещений. Размер платы за содержание жилого помещения, включая расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для каждого собственника в многоквартирном доме поставлен в зависимость от общей площади принадлежащего ему жилого или нежилого помещения на основании ч.1 ст.37 ЖК РФ, которой предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что Жилищный кодекс РФ, устанавливая порядок несения расходов за содержания общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений в таком доме, не делает исключений для собственников встроено-пристроенных помещений, поскольку ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не связывает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя обязательных расходов по содержанию общего имущества с видом принадлежащих им помещений (жилое, нежилое, встроенное, пристроенное и т. д.).

Рассмотрим основания для признания всей площади встроено-пристроенного помещения, расположенного в многоквартирном доме (включая его пристроенную часть), общей площадью нежилого помещения в многоквартирном доме, используемой в качестве базы для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника указанного помещения.

Общей площадью помещений для указанных целей является та площадь, которая указана в правоустанавливающих документах и (или) в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)).

В п. 7 Порядка № 943 установлено, что вотношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих сведения о характеристиках объекта недвижимости и сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества.

В частности, в записи кадастра недвижимости о здании указываются такие сведения о здании, как:

кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение;

описание местоположения помещения;

площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

обозначение (номер) помещения на поэтажном плане;

назначение помещения (жилое, нежилое).

Если сведения о встроено-пристроенном помещении отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, то отнесение его к нежилому помещению в многоквартирном доме либо к самостоятельному объекту капитального строительства возможно исходя из признаков единства здания, определяемых, как правило, на основании соответствующей экспертизы. Так, согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, признаками единства здания служат:

То есть, если пристроенное помещение, расположенное вне контура капитальных наружных стен здания, имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену и (или) общий фундамент, то такое помещение обладает признаками единства со зданием.

Соответственно, если встроено-пристроенное нежилое помещение и многоквартирный дом, в котором данное помещение расположено, являются единым объектом капитального строительства, то плата за содержание жилого помещения (в том числе в плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), определенная исходя из общей площади встроено-пристроенного нежилого помещения (включая площадь пристроенной части), подлежит внесению собственником данного помещения независимо от того, пользуется ли указанный собственник общим имуществом в многоквартирном доме или нет.

Другие материалы на эту тему:

Вопрос:
Правилами № 354 установлено, что объем тепловой энергии, потребленный на отопление нежилого помещения, определяется в порядке, установленном Правилами № 354. Исходя из пунктов 42(1), 43 Правил № 354, формул 2(3) и 2(5) приложения № 2 к Правилам № 354 на неотапливаемые нежилые помещения приходится доля тепловой энергии, ранее не предъявляемая к оплате. Договор теплоснабжения между РСО и собственником такого нежилого помещения никогда не заключался. Каким образом в данной ситуации РСО выставить долю на отопление? Необходимо ли заключать на эту долю отдельный договор? Что в данной ситуации будет являться предметом договора?

Может ли один из собственников нежилого помещения в нежилом здании расторгнуть договор с управляющей организацией, и вправе ли такой собственник требовать выставления ему оплаты только за коммунальные услуги?

По вопросу о внесении собственником нежилого помещения платы за вывоз ТБО сообщаем, что, в случае, если собственник нежилого помещения заключил договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, то соответствующая плата подлежит внесению региональному оператору

Вопрос:
Распространяется ли действие Постановления Правительства РФ от 2.04.2020 № 424 на потребителей в нежилых помещениях в МКД?

Лица, обязанные вносить плату за жилое помещение, в которую включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, поименованы в ч.2 ст.153 ЖК РФ. Арендатор общего имущества среди таких лиц не поименован. Однако, стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях общего имущества, арендуемых арендатором, может учитываться при определении размера арендной платы, Соответственно собственники несут расходы на оплату коммунальных ресурсов в целях СОИ путем внесения платы за содержание жилого помещения, включая плату за коммунальные ресурсы на СОИ, а арендатор вносит собственникам арендную плату, в т.ч. покрывая такой платой расходы собственников по оплате коммунальных ресурсов в целях СОИ.

При централизованной открытой системе теплоснабжения многоквартирный дом (МКД) подключен к тепловым сетям по независимой схеме. Тепловая энергия (ресурс) подаётся на индивидуальный тепловой пункт (ИТП) МКД, а услуги по отоплению и горячему водоснабжению подаются в дом через водо-водяные подогреватели, установленные в ИТП МКД. Дом находится в управлении управляющей компании (УО) и оснащён общедомовым прибором учёта (ОДПУ), учитывающим поданный ресурс. Договор теплоснабжения заключен РСО с УО на поставку ресурса.
Просим пояснить: может ли собственник нежилого помещения в рассматриваемом МКД заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО), если услуги по отоплению и горячему водоснабжению предоставляет УО. Если может, то каким образом будет производиться расчёт с собственником нежилого помещения по данному договору?

Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также договор на обращение с ТКО) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил № 1156. Этот раздел был введен в Правила № 1156 Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и начал действовать со 2 октября 2018 года, значительно упростив для регионального оператора процедуру заключения договора на обращение с ТКО с потребителями.

В настоящей статье рассмотрим новый порядок заключения договора на обращение с ТКО и особенности признания его заключенным в силу прямого указания Правил № 1156.

Понятие встроенно-пристроенного помещения является противоречивым. Под встроенным помещением подразумевается единый комплекс с основным зданием, а пристроенное помещение является самостоятельным объектом недвижимости, имеющим собственную крышу и фундамент, но в соединении с основным зданием. Эта неопределенность влечет ряд проблем. Так, между собственниками таких помещений и управляющими компаниями зачастую возникают конфликты по оплате общедомовых расходов. Стороны конфликта, как правило, по-разному оценивают статус помещения, а судебная практика опирается на документы и результаты экспертиз в каждом конкретном случае. Проанализируем законодательные положения и судебную практику по данному вопросу.

О чем спор?

В спорах об оплате общедомовых расходов собственниками встроенно-пристроенных помещений у каждой стороны конфликта свой взгляд на то, как и за что эта оплата должна осуществляться.

Управляющая компания уверена в одном: ремонт встроенно-пристроенных помещений – обязанность их собственника, при этом собственник должен оплачивать расходы на ремонт общедомовой крыши, лифта и т. п.

Понятие встроенно-пристроенного помещения является противоречивым с точки зрения существующей судебной практики, поскольку под встроенным помещением подразумевается единый комплекс с основным зданием, а пристроенное помещение является самостоятельным объектом недвижимости, имеющим собственную крышу и фундамент, но в соединении с основным зданием.

При оценке обоснованности возложения на собственника встроенно-пристроенного помещения оплаты расходов на общедомовое имущество суды тщательно исследуют признаки единства здания и пристроенного помещения.

Так, в Постановлении АС ПО по делу А65-22466/2015 указано: «Из представленного истцом технического паспорта усматривается, что сама многоэтажная часть здания и спорные встроенно-пристроенные помещения имеют общий фундамент, материалы стен идентичны (кирпич), описание конструктивных элементов всего здания в техпаспорте, в том числе стен и фундамента, идет совместно со встроенно-пристроенными помещениями, что ответчиком документально также не опровергнуто.

Из свидетельств о государственной регистрации и иных соответствующих документов судом усматривается, что в данном случае на праве собственности у ответчика имеют место быть именно нежилые помещения, а не здание как отдельно возведенный объект.

Встроенные помещения, принадлежащие истцу на праве собственности, находятся непосредственно в многоквартирной части здания дома, в котором расположены жилые помещения, то есть это встроенные помещения подвала и первого этажа.

Вышеуказанная совокупность выводов позволила суду оценить помещения как встроенно-пристроенные и возложить бремя несения общедомовых расходов на их собственника.

За чей счет расходы?

Часто собственники встроенно-пристроенных помещений пытаются высчитать из суммы платы за общедомовое имущество площадь пристройки, оплатив расходы только пропорционально площади встроенной части помещения. Судебная практика свидетельствует о том, что рассуждения собственников неверны.

Согласно Постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу А46-7668/2016 в приложении к техническому паспорту на многоквартирный дом № 6 по ул. 5-й Армии в г. Омске имеется поэтажный план строения, из которого явствует, что помещение ответчика (встроенно-пристроенная его часть) едино с обозначенным выше многоквартирным жилым домом и находится над подвальной частью помещений дома, где размещены все инженерные коммуникационные сети.

Согласно имеющейся документации использование коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, отоплению и электричеству ответчиком, так и жильцами многоквартирного дома осуществляется с общих систем жизнеобеспечения. Ответчиком доказательств наличия у встроенно-пристроенной части помещения автономных инженерных систем, отдельных вводов сетей теплоснабжения и водоснабжения не представлено.

Следовательно, как встроенная, так и пристроенная часть спорного помещения находятся в непосредственной связи с обозначенным выше жилым домом.

В связи с этим ноша содержания нежилого помещения собственником включает расходы по эксплуатации общего имущества многоквартирного дома исходя из площади как встроенной, так и пристроенной части указанного помещения ответчика.

Обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества. В данном случае не имеет существенного значения наличие у пристроенной части помещения ответчика отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, собственник такого помещения должен оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения пристроенной части нежилого помещения во взаимосвязи с многоквартирным домом без изоляции (постановления АС СЗО от 11.11.2015 по делу № А56-54328/2014, от 15.04.2016 № Ф07-1727/2016 по делу № А66-9848/2014).

В то же время ряд характеристик здания, встроенно-пристроенного помещения, расположения коммуникаций и фундамента в их совокупности могут способствовать тому, что суд оценит помещение как пристроенное. В таком случае собственник помещения расходов по оплате общедомового имущества не понесет.

Встроенное или пристроенное?

Зачастую невозможно без судебного решения и экспертного заключения достичь ясности в вопросе о том, является ли помещение встроенно-пристроенным или пристроенным.

Судебная практика свидетельствует о том, что для освобождения от бремени уплаты расходов на общедомовое имущество собственник встроенно-пристроенного помещения должен доказать следующие факты, в том числе и путем назначения строительно-технической экспертизы:

–самостоятельность вывоза ТБО и т. п.;

–отдельный акт ввода в эксплуатацию;

–наличие договоров, свидетельствующих об автономности коммуникаций;

–наличие самостоятельных затрат на ремонт обособленного помещения, уборка территории и т. п.;

В случае если встроенно-пристроенное помещение будет признано частью многоквартирного жилого дома, собственники помещения обязаны нести расходы по общедомовому имуществу, а собственники квартир в многоквартирном жилом доме – расходы на содержание и ремонт крыши встроенно-пристроенного помещения, которое суд признает частью многоквартирного дома.

Если же встроенно-пристроенное помещение будет признано самостоятельным объектом недвижимости, оснований для взыскания расходов по общедомовому имуществу у управляющей компании не будет, равно как у собственника такого помещения будет отсутствовать право требовать отремонтировать крышу своего помещения.

В случае наличия спора по оплате расходов и ремонту как многоквартирного дома, так и встроенно-пристроенного помещения важно получить судебное решение, в котором будет поставлена точка в ответе на вопрос о типе помещения.

Содержание помещения и.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10 Правил № 491).

Содержание общего имущества в соответствии с п. 11 Правил № 491 включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил № 491 ответственными лицами; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

Осмотры общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом проводятся лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 13 и 14 Правил № 491).

. ремонт помещения

В силу п. 18 Правил № 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (ст. 42 Правил № 491).

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо, имеется ли по вопросу их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме или нет. При этом, если у собственника встроенно-пристроенного помещения возникла необходимость в ремонте крыши, следует оценить ее состояние и определиться с тем, насколько срочным будет ремонт.

Судебная практика свидетельствует о том, что крайне важно поднять вопрос о ремонте крыши заблаговременно на общем собрании собственников, указав, что крыша находится в аварийном состоянии и требует ремонта, и представив соответствующее заключение.

В противном случае суды отказывают в распределении бремени на содержание крыши на всех собственников многоквартирного жилого дома. Кроме того, суд может исследовать и вид проведенных работ, а также законность его, поскольку работы по ремонту крыши могут в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 входить в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Важно учитывать, что согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение ремонтных работ требует разрешения на строительство (реконструкцию) (например, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу № А62-673/2016).

Необходимо также провести досудебную претензионную работу, писать заявления и жалобы на управляющую организацию, если она отказывается убирать территорию и чинить крышу, и добиваться привлечения управляющей организации к ответственности путем обращения в соответствующие органы (прокуратуру или жилищную инспекцию). Данные действия будут являться доказательством уклонения управляющей компании от исполнения своих обязанностей.

Что касается земельного участка, на котором расположено встроенно-пристроенное помещение, необходимо исследовать вопрос о том, кому принадлежит такой земельный участок, является ли он обособленным и/или выделенным, и в зависимости от этого определять, кто должен нести расходы на содержание и уборку такого участка.

Организации, обслуживающие жилищный фонд, не обязаны проводить уборку придомовых территорий, которые не оформлены в общедолевую собственность домовладельцев (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 № 20АП-3477/2016 по делу № А62-673/2016).

Подводя итог, следует учитывать, что для грамотного распоряжения недвижимым имуществом собственники встроенно-пристроенных помещений должны тщательно изучить имеющуюся у них строительно-техническую и иную документацию на помещение на предмет уточнения судебных перспектив в части оплаты расходов по общедомовому имуществу и ремонту крыш указанных помещений.

Зачастую результат такого изучения позволяет собственнику определить перспективы судебных процессов и возможности для проведения переговоров с управляющей компанией. Однако чаще всего точку в таких спорах ставит именно суд.

Хотелось бы отметить, что настойчивость собственников встроенно-пристроенных помещений начала давать свои плоды, и все больше дел разрешается в их пользу с учетом баланса интересов сторон в этом непростом соседстве многоквартирного дома и встроенно-пристроенных помещений.

В многоквартирном доме располагается нежилое помещение, являющееся согласно техническому паспорту встроенно-пристроенным, находящееся к тому же в границах земельного участка, входящего в состав многоквартирного дома. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, данными с публичной кадастровой карты. Управляющая организация по данному помещению осуществляет начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всей площади встроено-пристроенного нежилого помещения.

Правомерно ли начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из всех площади встроено-пристроенного нежилого помещения, без исключения пристроенной части?

В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ, ч.1 ч.2 ст.39 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

На основании ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме возникает у каждого собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В соответствии ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, распространяется на всех собственников помещений в этом доме (независимо от вида помещений), включая собственников встроено-пристроенных помещений. Размер платы за содержание жилого помещения, включая расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для каждого собственника в многоквартирном доме поставлен в зависимость от общей площади принадлежащего ему жилого или нежилого помещения на основании ч.1 ст.37 ЖК РФ, которой предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что Жилищный кодекс РФ, устанавливая порядок несения расходов за содержания общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений в таком доме, не делает исключений для собственников встроено-пристроенных помещений, поскольку ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не связывает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя обязательных расходов по содержанию общего имущества с видом принадлежащих им помещений (жилое, нежилое, встроенное, пристроенное и т. д.).

Рассмотрим основания для признания всей площади встроено-пристроенного помещения, расположенного в многоквартирном доме (включая его пристроенную часть), общей площадью нежилого помещения в многоквартирном доме, используемой в качестве базы для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника указанного помещения.

Общей площадью помещений для указанных целей является та площадь, которая указана в правоустанавливающих документах и (или) в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)).

В п. 7 Порядка № 943 установлено, что вотношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих сведения о характеристиках объекта недвижимости и сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества.

В частности, в записи кадастра недвижимости о здании указываются такие сведения о здании, как:

кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение;

описание местоположения помещения;

площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

обозначение (номер) помещения на поэтажном плане;

назначение помещения (жилое, нежилое).

Если сведения о встроено-пристроенном помещении отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, то отнесение его к нежилому помещению в многоквартирном доме либо к самостоятельному объекту капитального строительства возможно исходя из признаков единства здания, определяемых, как правило, на основании соответствующей экспертизы. Так, согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, признаками единства здания служат:

То есть, если пристроенное помещение, расположенное вне контура капитальных наружных стен здания, имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену и (или) общий фундамент, то такое помещение обладает признаками единства со зданием.

Соответственно, если встроено-пристроенное нежилое помещение и многоквартирный дом, в котором данное помещение расположено, являются единым объектом капитального строительства, то плата за содержание жилого помещения (в том числе в плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), определенная исходя из общей площади встроено-пристроенного нежилого помещения (включая площадь пристроенной части), подлежит внесению собственником данного помещения независимо от того, пользуется ли указанный собственник общим имуществом в многоквартирном доме или нет.

Другие материалы на эту тему:

Вопрос:
Правилами № 354 установлено, что объем тепловой энергии, потребленный на отопление нежилого помещения, определяется в порядке, установленном Правилами № 354. Исходя из пунктов 42(1), 43 Правил № 354, формул 2(3) и 2(5) приложения № 2 к Правилам № 354 на неотапливаемые нежилые помещения приходится доля тепловой энергии, ранее не предъявляемая к оплате. Договор теплоснабжения между РСО и собственником такого нежилого помещения никогда не заключался. Каким образом в данной ситуации РСО выставить долю на отопление? Необходимо ли заключать на эту долю отдельный договор? Что в данной ситуации будет являться предметом договора?

Может ли один из собственников нежилого помещения в нежилом здании расторгнуть договор с управляющей организацией, и вправе ли такой собственник требовать выставления ему оплаты только за коммунальные услуги?

По вопросу о внесении собственником нежилого помещения платы за вывоз ТБО сообщаем, что, в случае, если собственник нежилого помещения заключил договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, то соответствующая плата подлежит внесению региональному оператору

Вопрос:
Распространяется ли действие Постановления Правительства РФ от 2.04.2020 № 424 на потребителей в нежилых помещениях в МКД?

Лица, обязанные вносить плату за жилое помещение, в которую включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, поименованы в ч.2 ст.153 ЖК РФ. Арендатор общего имущества среди таких лиц не поименован. Однако, стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях общего имущества, арендуемых арендатором, может учитываться при определении размера арендной платы, Соответственно собственники несут расходы на оплату коммунальных ресурсов в целях СОИ путем внесения платы за содержание жилого помещения, включая плату за коммунальные ресурсы на СОИ, а арендатор вносит собственникам арендную плату, в т.ч. покрывая такой платой расходы собственников по оплате коммунальных ресурсов в целях СОИ.

При централизованной открытой системе теплоснабжения многоквартирный дом (МКД) подключен к тепловым сетям по независимой схеме. Тепловая энергия (ресурс) подаётся на индивидуальный тепловой пункт (ИТП) МКД, а услуги по отоплению и горячему водоснабжению подаются в дом через водо-водяные подогреватели, установленные в ИТП МКД. Дом находится в управлении управляющей компании (УО) и оснащён общедомовым прибором учёта (ОДПУ), учитывающим поданный ресурс. Договор теплоснабжения заключен РСО с УО на поставку ресурса.
Просим пояснить: может ли собственник нежилого помещения в рассматриваемом МКД заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО), если услуги по отоплению и горячему водоснабжению предоставляет УО. Если может, то каким образом будет производиться расчёт с собственником нежилого помещения по данному договору?

Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также договор на обращение с ТКО) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил № 1156. Этот раздел был введен в Правила № 1156 Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и начал действовать со 2 октября 2018 года, значительно упростив для регионального оператора процедуру заключения договора на обращение с ТКО с потребителями.

В настоящей статье рассмотрим новый порядок заключения договора на обращение с ТКО и особенности признания его заключенным в силу прямого указания Правил № 1156.

При выборе места ведения бизнеса наиболее часто выбор падает не на аренду стеклянной коробки в бизнес-центре или гипермаркете, а на полноценное отдельное помещение на первом этаже жилого дома. Это удобно и близко к клиенту. Рассмотрим нюансы и особенности таких помещений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Нежилое помещение в многоквартирном доме — что это такое?

Разницей между жилыми и нежилыми помещениями в МКД является их целевое использование. Нежилые используются исключительно для коммерческих, административных или общественных нужд, категорически запрещается использование их для постоянного проживания. Например, нежилые помещения используются в качестве офисов, магазинов и точек сферы обслуживания.

Согласно этому документу, встроенное нежилое помещение — это помещение, находящееся в габаритах жилого дома и выступающее за его пределы не более, чем на полтора метра.

Требования к таким площадям в МКД

Основные требования основываются на базовом принципе сохранения и поддержания комфортных условий проживания для жильцов:

При приобретении недвижимости в конкретных целях внимательно ознакомьтесь со всей технической документацией, возможно ли использование данного помещения для ваших нужд.

Как узнать размер?

Чаще всего путаница происходит в понятиях общедомового и нежилого имущества. К общедомовым площадям относятся:

  • подвалы;
  • лифтовые зоны;
  • чердак;
  • лестницы.

Математически формулу площади нежилых пространств в доме можно выразить следующим образом:

Оставшаяся часть и будет искомым значением.

Чтобы узнать площадь жилых и нежилых помещений в МКД, нужно обратиться к выписке из ЕГРН, где представлены точные данные о поставленных на кадастровый учёт зданиях. Также эти данные указаны в техническом паспорте строения, ознакомиться с ним можно в ТСЖ или внимательно изучив квитанцию об оплате услуг. В ней указаны площади помещений каждого типа.

Кто может быть собственником?

У нежилой части дома, как и у жилой, обязательно должен быть законный владелец с оформленным правом собственности. Имея те же права и обязанности, что и собственники квартир, они несут расходы по оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества. Собственником нежилого имущества может выступать как физическое, так и юридическое лицо, получившее право владения в результате покупки, получения в дар или наследования.

Как получить в собственность эту территорию?

Самый простой вариант получения такой собственности — это покупка помещения с уже оформленным статусом от застройщика или владельца. Вариантами получения в собственность также может быть сделка обмена, приватизация, дарение, получение наследства или любой другой способ отчуждения права владения предыдущим хозяином.

Однако чаще всего первоначально имеется жилая квартира на первом этаже, которую сперва необходимо оформить как нежилую, а затем получить регистрацию права собственности.

Каким законом регламентируется?

Как стать владельцем: пошаговая инструкция

Поэтапный алгоритм действий с перечнем необходимых документов и приблизительными сроками на реализацию каждого этапа:

  1. Предварительный анализ. Первоначальная оценка и осмотр здания, анализ технического или электронного паспорта дома, создание плана перепланировки. По времени занимает 14-20 дней.
  2. Получение согласия всех собственников жилья. Сделать это можно на очередном или внеочередном общем собрании. Для созыва внеочередного придется обратиться с заявлением в управляющую компанию, и оповестить каждого собственника дома письменно как минимум за 10 дней до сбора.

Собрание будет считаться состоявшимся, если присутствует не менее 50% владельцев жилья, а решение о смене статуса помещения будет легитимным в случае согласия как минимум 75% собравшихся.

В перечень обязательных к подаче входят:

  • заявление на перевод помещения;
  • подлинные или нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов;
  • согласованный и корректно оформленный проект переустройства;
  • протокол собрания собственников, подтверждающий факт общего согласия (п.п. 6, 7 ч.2 ст.23 введены Федеральным законом N 116 от 29.05.2019;
  • поэтажный план дома и техпаспорт помещения.

Данный перечень документов регламентирован законодательно в ч.2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ. Требование предоставить любые иные дополнительные документы неправомерно.

Работы и услуги, влекущие финансовые затраты:

  1. Заказ технической документации в БТИ.
  2. Услуги проектного бюро по созданию плана перепланировки.
  3. Работа нотариуса, привлеченных юридических фирм-посредников.
  4. Строительные работы.
  5. Оплата госпошлины за регистрацию права собственности в Росреестре. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в 2019 г. составляет 2000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для юридических лиц.

Ответственность за незаконное присвоение

В Уголовном кодексе РФ прописаны 2 состава злонамеренного преступления, которые могут расцениваться как незаконное присвоение чужого имущества: присвоение (ст. 160 УК) и самоуправство (ст. 330 УК). Наступающая ответственность будет зависеть от тяжести преступления, наличия или отсутствия отягчающих обстоятельств.

Максимально возможные виды негативных последствий:

  1. Выплата денежного штрафа до 500 000 рублей или суммарный заработок захватчика за полгода.
  2. Обязательные исправительные работы до 480 часов.
  3. Исправительные работы сроком до 2 лет.
  4. Принудительные работы длительностью до 5 лет, при этом возможно ограничение свободы до 1,5 лет.
  5. Срок заключения 5, 6 или 10 лет.

Нежилые помещения коммерческого назначения сегодня часть практически каждого многоквартирного дома. Основные тезисы и понятия, которые необходимо знать как собственникам помещений так и деловым людям были рассмотрены в статье. Однако законодательство имеет свойство со временем меняться, поэтому в случае возникновения любых вопросов или сомнений следует обращаться к специалистам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: