Гос ком по имуществу уз

Обновлено: 19.05.2024

Кадастровая система Узбекистана: изменения и нерешенные вопросы

Позитивные тенденции

Первая хорошая новость заключается в том, что несвойственные кадастровой службе задачи, функции и полномочия по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель и культур, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению государственного надзора за охраной сельскохозяйственных земель, проведению бонитировки почв, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почвы, проведению исследований в области почвоведения и геоботаники переданы Министерству сельского хозяйства.

Второе положительное изменение – допуск частного сектора в сферу кадастровых услуг. Подготовкой кадастровых дел будут заниматься инженеры по кадастру, аттестованные Агентством по кадастру, и организациями, входящими в его систему. Это практика большинства стран мира, когда делают обмеры, готовят кадастровый план и оформляют кадастровое дело частные лица или компании на договорной основе. Но кадастровые инженеры должны иметь подтвержденную квалификацию и нести ответственность перед клиентом и государством за допущенные ошибки.

Третий положительный момент – официально провозглашенная цифровизация кадастровой деятельности. С 1 октября текущего года документы, предусматривающие возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, вступают в силу после государственной регистрации в Национальной геоинформационной системе. С 1 января следующего года земельный баланс и его отчетность, а также тетрадь районного (городского) земельного кадастра ведутся исключительно в Национальной геоинформационной системе. Данные по всем государственным кадастрам направляются в Единую систему государственных кадастров (ЕСГК) посредством телекоммуникаций, а сама ЕСГК интегрируется в Национальную геоинформационную систему (НГИС). Это означает, что все процессы в кадастровой системе будут осуществляться посредством электронного документооборота, что сильно увеличит производительность труда и скорость оказания услуг. Ускорится поиск нужной информации, так как в электронной базе данных искать быстрее, чем в огромных книгах и папках с документами, практически исключит риск утери документов улучшатся возможности внутреннего контроля за действиями регистраторов прав на объекты недвижимости, что позволит повысить качество услуг.

Наконец, четвертое положительное изменение – это полноценный запуск онлайн-геопортала. Через него обеспечивается доступ к информации о типе, контурах, границах и правообладателях земель. Поскольку геопортал интегрируется с НГИС, то через этот ресурс будет возможно получение и другой информации о пространственных объектах (зданиях, сооружениях, географических местах, территориях определенной категории, например, заповедниках и т.д.). Учитывая, что это онлайн-портал, доступ к кадастровой и другой информации могут получить все заинтересованные лица посредством сети интернет. Это позволит гражданам и юридическим лицам знать содержание своих прав на земельные участки, объекты недвижимого имущества и иметь доказательства для их защиты в виде кадастровой информации о регистрации прав, получить информацию, полезную для принятия инвестиционных и других хозяйственных решений (например, о наличии полезных ископаемых, водных ресурсов, рельефе местности, характере использования соседних земельных участков).

Однако Указ, определяя принципиальную линию реформ, не охватывает многие важные для кадастровой сферы вопросы.

Кадастр и налогообложение

Изначально земельный кадастр создавался как инструмент налоговой политики. Измерение площадей земельных участков, их учет и определение собственников или получателей продукции (доходов) от них было нужно государству для взимания земельного налога. Однако, в отличие от государств древнего мира и средневековья современный кадастр выполняет множество других функций и задач. Кадастровая информация о местоположении и границах земельных участков и других объектов недвижимости, их природных и технических характеристиках и правообладателях нужна для проведения сделок с ними, осуществления работ на объектах, защиты прав участников хозяйственной деятельности. Функция оценки недвижимого имущества, как объекта налогообложения и оценки их стоимости существует, но она не единственная и даже не главная.

Представление о кадастре как о преимущественно инструменте фискальной политики устарело давно и безнадежно. Поэтому в мире практически нет примеров, когда кадастровое ведомство было бы в структуре налоговой службы. Ведь приоритет решения задач, связанных с налогообложением, может мешать реализации других, не менее важных, функций кадастра. Налоговая служба заинтересована в максимальной оценке стоимости объектов и скорейшем учете любых изменений в характеристиках объектов (особенно тех, которые увеличивают налогооблагаемую базу). Такая актуализация требует существенных затрат и отвлечения трудовых ресурсов от других направлений кадастровой деятельности. Кроме того, хозяйствующие субъекты заинтересованы в стабильности налоговых отчислений.

В экономически развитых странах по этому поводу достигнут компромисс. Переоценка кадастровой стоимости недвижимого имущества проводится одни раз в три-пять лет. Но когда кадастровое агентство находится в непосредственном подчинении налогового ведомства практика может сложиться по-другому и вносить корректировки в стоимость объектов придется чаще.

Источники конфликта интересов

В то же время, в соответствие с п. 2 Указа в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество новое Агентство осуществляет:

· обеспечение реализации единой государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

· государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

· ведение государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений;

· осуществление эффективного земельного надзора;

· государственный кадастровый надзор, направленный на обеспечение соблюдения порядка ведения государственных кадастров.

Из чего следует, что Агентство будет осуществлять надзор и над своими подразделениями, которые ведут государственные кадастры, что является явным признаком сохранения конфликта интересов.

Регулирование государственных услуг в сфере недвижимости

Часто услуги в области регистрации прав на недвижимое имущество оказываются учреждениями, оказывающими другие государственные услуги, так происходит в Грузии, Финляндии, Казахстане. Это позволяет снять с кадастрового ведомства непосредственную работу с клиентами и сконцентрировать полученные обязательные платежи на соответствующих счетах в казначействе. Есть и другие примеры, самый известный – Нидерланды, когда кадастровое агентство работает на основе самоокупаемости, хотя и с предельно низкой рентабельность: 1,5-3%. В любом случае тарифы на государственные услуги устанавливаются решение м правительства.

Ответы на многие из поставленных здесь вопросов можно будет получить, когда будет принято постановление Кабинета министров об организации деятельности Агентства по кадастру, а пока что это вполне допустимый предмет обсуждения. Его цель – лучшее соответствие сферы кадастровых услуг потребностям бизнеса и населения и улучшение делового климата в стране.

Читайте также: