Федеральные законы как источники земельного права

Обновлено: 28.05.2024

Общая характеристика. Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом. Этот закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления и в силу.

В земельном кодексе особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков.

В земельном кодексе отражены особенности совершения купли-продажи и мены земельных участков. Детально проработаны вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

Источник земельного права – Градостроительный кодекс РФ 1998 г. кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 1997 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.

Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (В редакции Федерального закона от 03.10.2004 № 123-ФЗ)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 № 172-ФЗ; от 04.12.2006 № 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен - Федеральный закон от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; (Абзац введен - Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V7 настоящего Кодекса. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)

Статья 6. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (Пункт введен - Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Абзац введен - Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (Абзац введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

(Абзац введен - Федеральный закон от 30.10.2007 № 240-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 04.03.2013 № 21-ФЗ)

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости; (В редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков,

Законы как источники земельного права, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые представи- тельным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием, состоящих из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума).

К числу федеральных законов относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией РФ, и иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Основополагающим законом является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-Ф3 (в ред. ФЗ от 27.07.06 г. № 154-ФЗ), представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране.

Следует подчеркнуть важность значения нового Земельного кодекса РФ (далее - ЗК), принятого Государственной Думой 28.09.01 г., одобренного Советом Федерации 10.10.01 г.

в ЗК значительное место занимают вопросы правового регулирования охраны земель и законодательно закреплено осуществление комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование, сохранение и восстановление земельных ресурсов в РФ.

Земельный кодекс РФ состоит из XVIII глав и 103 статей.

В I главе (ст. 1-11) закреплены принципы земельного законодательства (рассмотрены в разделе 1.5), определены субъекты и объекты земельных отношений, состав Земельного фонда РФ. Необходимо отметить ст. 9-11 ЗК, в которых определены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Глава III (ст. 15-19) ЗК закрепила систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собст-

венности. Урегулирован вопрос предоставления прав на землю иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, а также лицам без гражданства - теперь они вправе (правда, за рядом ограничений) иметь в собственности земельные участки на территории РФ.

В главе IV (ст. 20-24) ЗК установлены иные, помимо права собственности, права на землю: постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Очень важны с практической точки зрения нормы, отразившие особенности регулирования отношений по поводу аренды земли, а нормы, касающиеся частного и публичного земельных сервитутов.

Глава V ЗК является самой объемной главой Кодекса (включает ст. 25-39) и посвящена возникновению прав на землю. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связанных со строительством, организации и проведения аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в публичной собственности и ряд других вопросов. Особое значение имеет установление ограничений оборо- тоспособности земельных участков, обусловленных пуб-личными интересами (ст. 27 ЗК), а также особенностей купли-продажи земельных участков (ст. 37 ЗК).

Глава VI Кодекса (ст. 40-43) определяет содержание прав и обязанностей собственников и иных правообладателей земельных участков.

Достаточно подробно решены вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки (гл. VII ЗК, ст. 44-56), возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производ-ства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (гл. VIII ЗК, ст. 57-58), а

также защиты прав на землю и рассмотрения земельных споров (гл. IX ЗК, ст. 59-64).

Глава X Кодекса содержит общие положения о плате за землю и оценке земли. Использование земли в РФ признано платным, а в качестве форм платы за землю названы земельный налог и арендная плата.

Учитывая важность управления в области использования и охраны земель, ЗК закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, Государственного земельного кадастра (гл.

В главе XIII определены формы юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Главы XIV-XVIII представляют собой особенную часть Земельного кодекса и посвящены описанию правовых режимов различных категорий земель. Особый упор делается на усиление правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является актуальным в свете продолжающейся деградации земель данной категории. Достаточно конкретно урегулирован правовой режим земель промышленности и иного специального назначения, закреплены дополнительные меры по охране земель особо охраняемых территорий и объектов и т.д.

Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.

явилось важнейшим шагом на пути совершенствования правового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, которых насчитывается в настоящее время около 265 тысяч. Закон содержит ряд специальных норм об организации крестьянских хозяйств, правовом режиме имущества и порядке деятельности хозяйства.

Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществ-ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и по-вышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот не-используемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В Законе также закреплены понятия различных типов и видов мелиорации, урегулированы вопросы права собственности на мелиоратив-ные системы и гидротехнические сооружения, определена система государственного управления в области мелиорации земель, а также решен ряд других вопросов.

рым определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, в области обеспечения плодородия данной категории земель.

Заметим, что ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства является наиболее массовой сферой индивидуальной деятельности граждан - в 1998 году в России почти 70 млн. граждан занималось данным видом деятельности.

Источник земельного права - Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ, детально регулирующий земельные отношения по поводу осуществления градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации, к градостроительному планированию. Особое значение для определения правового режима земель поселений имеет территориальное зонирование. В кодексе определен правовой режим пригородных зон городов, урегулированы вопросы застройки территорий городских и сель- ских поселений, которые непосредственно связаны с исполь-зованием земель.

отметить, что в Российской Федерации насчитывается более 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура и особое мировоззрение. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций объявила 1994-2004 годы Международным десятилетием коренных народов Мира, признавая тем самым их значение и роль в мировой цивилизации.

Помимо специальных федеральных законов, регулирующих исключительно или в основном земельные отношения, в настоящее время действуют федеральные законы, которые являются общими источниками земельного права.

Среди источников земельного права особое значение имеет действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). В гл. 17 части I Гражданского кодекса РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК РФ пре-дусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками.

Наиболее важное значение для регулирования земельных отношений имеют следующие положения ГК РФ:

признание земельных участков недвижимым имуществом (ст. 130);

обязательность государственной регистрации права собственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);

определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);

закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);

закрепление права граждан на осуществление общего пользования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);

закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);

определение содержания правомочий собственников зе-мельных участков по владению, пользованию и распоряжению ими (ст. 260);

закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);

определение правил установления права ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитута (ст. 279-282);

регулирование вопросов изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279-282 ГК).

Отдельно следует остановиться на роли природоохранных и природоресурсных федеральных законодательных актов в регулировании земельных отношений. Строго говоря, источники земельного права одновременно выступают источниками природоресурсного права (поскольку земля является важнейшим природным ресурсом) и являются частью экологического законодательства. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связаны с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и, соответственно, являются источниками земельного права.

К числу таких актов относится, например, Лесной кодекс РФ (далее - ЛК РФ) от 04.12.2006 г. № 22-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2007 г., в котором урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда. В ст. 5 ЛК РФ дано понятие леса как экологической системы или природного ресурса. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Деление лесов по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса предусмотрено ст. 10 ЛК РФ. Глава 2 Лесного кодекса посвящена использования лесов, а глава 3 - их охране и защите.

1.Понятие источников земельного права, их система.

2.Конституционные основы земельного права.

3.Федеральные законы как источник земельного права.

4.Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

5.Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

6.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Понятие источников земельного права, их система.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ источниками земельного права являются:

- общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры,

- указы Президента РФ,

- постановления Правительства РФ,

- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти,

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституционные основы земельного права.

Конституция РФ устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю, а также иные положения, имеющие значение для земельного права.

В части I ст. 9 Конституции РФ закреплена исключительная общественная значимость земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся «совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с данной нормой регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов РФ: на федеральном уровне закрепляются основные принципы, основы регулирования земельных отношений, которые впоследствии развиваются в законодательстве субъектов РФ с учетом региональной специфики.

Права граждан на землю закреплены в ст. 36 Конституции РФ: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. При этом устанавливаются пределы осуществления правомочий собственников земельных участков в целях недопущения нарушения ими общественных интересов, ущемления общественной значимости земли: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Большое значение для земельного права имеют положения Конституции РФ, устанавливающие экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А также обязанности граждан по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам, уплате законно установленных налогов и сборов.

Конституцией РФ закреплен также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которыми могут воспользоваться и участники земельных отношений. В частности, каждому гарантируется судебная зашита его прав, в том числе связанных с землей.

Федеральные законы как источник земельного права.

Федеральные законы. Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 г. № 136, который:

- определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений;

- регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на землю, их возникновением, ограничением и прекращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров;

- устанавливает мероприятия по охране земель, основные положения в области государственного управления земельным фондом — мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю;

- закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законодательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с платой заземлю; с осуществлением функций государственного управления в области использования и охраны земель: государственного земельного кадастра, землеустройства.

Нормы земельного права содержатся также в федеральных законах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лесном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правонарушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д.

В случае несоответствия норм земельного права, содержащихся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Особое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства в имущественных отношениях имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗКРФ и может осуществляться путем издания нормативных указов.

Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регулирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ,

ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулированию:

1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе установление порядка консервации земель;

2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности;

3) отношений, связанных с государственным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земельного контроля;

4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Правительство РФ активно участвует в регулировании земельных отношений. В настоящее время приняты постановления Правительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции.

Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса"

В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постановления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

Субъекты РФ осуществляют регулирование земельных отношений, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ, на основе федерального законодательства.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В Воронежской области – это Закон Воронежской области от 13 мая 2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24 апреля 2008 г.)

В случае противоречия закона субъекта РФ, принятого по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, федеральному закону действует федеральный закон.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Читайте также: