Это обязанность отдать господину за пользование его землей часть урожая или заплатить деньгами

Обновлено: 27.04.2024

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.

Основные понятия: сеньория, трехполье, община, натуральное хозяйство, повинности, оброк, барщина.

  • учебник В.А.Ведюшкина “История средних веков. 6 кл.”,
  • рабочая тетрадь к учебнику,
  • раздаточный материал (документы задания),
  • мультимедийная установка,
  • презентация. (Приложение 5)

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

I. Организационный момент – обоснование темы урока, актуализация знаний. (Ученики отвечают на вопросы учителя)

- Что такое сословие?

- Какие сословия существовали в средние века?

- Какое сословие было обязано трудиться?

- А как жилось крестьянам в средние века? На этот вопрос вы дадите ответ в конце нашего урока, тема которого “Средневековая деревня”. (Дети записывают тему в тетрадь)

II. Объяснение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Что было главным богатством в средние века?

- Кому принадлежала земля в это время?

Крестьяне пользовались землей феодала и за это несли повинности – принудительные обязанности (записывают в словарь). Повинности были двух видов:

А) Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. Сколько работали? От нескольких дней в году до нескольких дней в неделю.

Б) Оброк – плата крестьян феодалу продуктами или деньгами (записывают в словарь).

Кроме этого многие крестьяне были обязаны молоть муку только на мельнице феодала, платить за разрешение жениться и т.д.

1) Определите, какая повинность изображена на слайде № 2, 3, 4, 5? (Приложение 5)

2) Какие из перечисленных ниже повинностей были формами:

  • выпас господского скота;
  • починка дома феодала;
  • предоставление господину изготовленных в крестьянском хозяйстве изделий;
  • работа на поле господина;
  • рытье рва вокруг замка;
  • сбор грибов и ягод в господском лесу;
  • обязанность отдавать десятую часть урожая в пользу церкви;
  • обязанность отдавать часть скота господину;
  • обязанность отдавать часть урожая со своего надела.

(Учащиеся получают карточки с заданием. (Приложение 1).

Работают индивидуально в тетрадях, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Мог ли феодал изменять размер повинностей, например, увеличивать? Почему?

- Проверьте правильность своих предположений с помощью текста учебника стр. 109, 3 абзац. (Учащиеся работают с текстом параграфа)

- Почему крестьяне подчинялись феодалам?

Прочитайте текст учебника на стр 109, абз 3 и заполните пропуски в схеме (слайд № 6):


Проверка (слайд № 7)


- Проанализируйте документ, составленный во Франкском государстве в VIII в. О какой форме зависимости крестьян идет речь в документе? Докажите.

“Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.” (Приложение 2).

Дети анализируют документ. Ответ – лично зависимые. Доказывают цитатой.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, какой категории крестьян жилось наиболее тяжело?

- Почему крестьяне становились зависимыми? - ответьте на этот вопрос с помощью документа “Из анналов аббатства Мури” в учебнике на стр 114. Ученики анализируют документ. Ответ – крестьяне нуждались в защите .

Учитель демонстрирует слайд № 8.

Вопросы к слайду:

- Кому принадлежит замок?

- Кому принадлежат: Лес? Луга? Поле? Река?

- А что это за маленькие домики, крытые соломой? Чьи они? А маленькие участки земли?

- А крестьяне получили эти участки от феодала просто так?

- А всё вместе (земля и крестьяне, работающие на ней) называется сеньорией. Составьте формулировку этого понятия самостоятельно. (Сеньория – земля феодала вместе с крестьянами, которые её обрабатывают.)

Дети составляют объяснение.

- Сравните правильно ли мы объяснили это слово с помощью учебника на стр 108, абз. 2.

1. Отметьте, что было в сеньории собственностью:

  1. Конюшня
  2. Крестьянские наделы
  3. Жилище (деревянный дом, покрытый соломой)
  4. Птичник
  5. Господское поле
  6. Рабочий скот с плугом
  7. Грабли, коса
  8. Замок
  9. Леса
  10. Луга
  11. Овцы и козы
  12. Воды (река)

(Учащиеся получают карточки с заданием (Приложение 3). Работают индивидуально, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Рассмотрите иллюстрации на стр.108–111 учебника и скажите, чем занимаются крестьяне? (Что они делают?)

Вывод: главное занятие – работа на поле. Их жизнь была однообразной и неспешной. Ритм жизни зависел от природы. Но другой жизни крестьяне не знали, главное было иметь землю, чтобы прокормиться. А как выглядело крестьянское поле? Слайд № 9.

Пояснение учителя к слайду: Было распространено трехполье. Вся пахотная земля делилась на три участка: первый засевали весной (яровые), второй – осенью (озимые), а третий – отдыхал (пар). На следующий год участки меняли. Это было необходимо для того, чтобы восстановит плодородие почвы. Кроме того крестьяне чередовали культуры и использовали удобрения (какое?). Но в целом урожайность была невелика - сам-два, сам-три. А ещё надо было отдать оброк и церковную десятину, отложить на семена. Так что крестьяне часто недоедали. Частыми были и неурожаи! Но крестьяне быстро восстанавливали свои хозяйства. Почему? (Помогала община)

Прочитайте распоряжение для управителей хозяйства задание №3 на стр 39 рабочей тетради и скажите, нужно ли было феодалам (сеньорам) что-нибудь покупать? А крестьянам?

“Пусть управляющие наши ежегодно к Рождеству Господню … нас извещают о всех наших доходах, чтобы мы могли знать, что и сколько мы имеем…. Сколько вспахано быками, …..сколько дров и факелов, сколько тесу и другого лесного материала, сколько с пустошей, сколько овощей, сколько пшена и проса, сколько шерсти, льна и конопли, сколько плодов с деревьев, сколько орехов и орешков, …сколько с садов, сколько с репных гряд, сколько с рыбных садков, сколько кож, сколько мехов и рогов, сколько мёда и воска, сколько сала, жиров и мыла, сколько вина ягодного…. Сколько пива, сколько виноградного, зерна… сколько кур, яиц и гусей, сколько рыболовов, кузнецов, оружейников и сапожников…”. (Приложение 4)

Хозяйство, в котором производится всё нужное для жизни, а не покупается, называется натуральным хозяйством (записывают в словарь).

Так что же торговля совсем прекратилась в то время? - проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (стр 112, 1 абзац). (Дети работают с учебником)

Очень часто после уборки урожая крестьянин выгонял скот на своё поле, а если соседнее поле ещё не убрано? Как быть в этой ситуации? Необходимо договориться между собой, решить сообща на собрании всей общины. Община устанавливала правила пользования землей и пастбищами, разрешала споры, защищала от чужаков. Члены общины не только работали, но и отдыхали вместе. Вся жизнь крестьянина проходила на виду всей общины, тем более, что сами деревни были небольшими. (Слайд № 10)

В основном крестьяне были неграмотными. Значит, у них не было культуры? Докажите свой ответ с помощью фактов. - работа с текстом учебника, стр. 113 п.5.

Выслушиваются ответы учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу. Давайте ответим на наш главный вопрос: Как жилось крестьянину в средние века: легко или тяжело?

Свой ответ представьте в виде синквейна “Крестьянин” или с помощью ПОПС-формулы.


О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16, 21, 24, 30.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с О. А. Жидковым), главы 1–8,15, 20, 23, 25, 27–29, 31–33.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук, доцент — глава 19.

В. Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — главы 10–12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — главы 17, 18, 22, 26.

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т. д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII–XIX в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савинъи и др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Поста — в Германии, П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М. М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX–XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной 'Истории права' немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), 'Панорамы правовых систем' (1928) и 'Истории права' (1924) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллтолъ, Р. Монъе, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко- правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по 'праву знатнейших древних и нынешних народов', а в начале XX века (1907–1908 гг.) профессор В. Т. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Методология науки и курса истории государства и права. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически- материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской

Читайте также: