Должностные обязанности социального педагога в детском доме

Обновлено: 28.04.2024

Правила приёма в Дом ребёнка. Задачи и функции.

Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижении четырехлетнего возраста - по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.

Задача и функции Дома ребенка.

• содержание детей на основе полного государственного обеспечения

• ;обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;

• создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

• обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;

• поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями, родственниками детей и иными гражданами.

В развитии детей-сирот важными функциями домов ребёнка всех типов детских домов кроме развития, образования и воспитания является – коррекция, реабилитация адаптация и социализация воспитанников.

Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в Доме ребёнка при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в Дом ребёнка.

Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными педагогом учреждения, направлена на оказание детям помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. На первом этапе пребывания ребенка в детском Доме ребёнка для него наиболее значимы являются адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции.

Дом ребенка осуществляет следующие функции:

• прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

• уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;

• организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;

• проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;

• оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;

• диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

• проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;

• реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• проведение иммунопрофилактики детей;

• при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;

• направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;

• направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);

• взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи - операции "кохлеарная имплантация";

• направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;

• осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;

• разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;

• организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

• ведение медицинской документации в установленном порядке;

• взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;

• установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;

• взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;

• взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;

• оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

• защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;

• повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.

Специфика работы социального педагога в Доме ребёнка.

Социальный педагог Дома ребёнка осуществляет:

• Сбор и анализ информации о воспитанниках;

• Прогноз дальнейшего развития и социализации воспитанника как личности;

• Профилактику и социальную терапию негативных явлений окружающей среды;

• Решает образовательно-воспитательные задачи;

• Составляет и ведет документацию;

• Работает с педагогическим коллективом.

Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальныепрофессиональные методы и реализует следующие функции:

• Образовательно-воспитательную – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе;

• Организаторскую – организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, в адаптации, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

• Прогностическую – участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микросоциума, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

• Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав воспитанника в обществе;

• Организационно-коммуникативную – способствует включению добровольных помощников, учащихся и студентов в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе по интересам воспитанников;

• Охранно-защитную – использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия;

• Посредническую – осуществляет связи между семьей, учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Социальный педагог – ключевая фигура в Доме ребёнка, объединяющая усилия коллектива, семьи, общественности для оказания помощи и защиты своим воспитанникам.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в Доме ребёнка:

o Помощь семье в решении проблем, связанных со здоровьем, воспитанием, присмотром за ребенком;

o Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его адаптацию в Доме ребёнка;

o Привлечение учащихся, студентов, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, праздников и развлечений;

o Диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

o Индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

o Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в воспитательно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

o Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности Дома ребёнка;

o Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

o Решение практических вопросов обеспечения воспитательной работы в свободное время.

Работа социального педагога в Доме ребёнка разнообразна. Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетнего воспитанника, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Для успешного взаимодействия социальный педагогдолжен обладать следующими качествами: веселый характером, умение помочь, дружелюбием, вежливостью, справедливостью.

Деятельность социального педагога направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его жизненном пространстве.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту: - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют; - помочь ребенку адаптироваться в новой среде; - помочь воспитателю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и педагогам) понять друг друга.

В работе социального педагога важна подлинная вера в то, что каждый ребёнок имеет право и в дальнейшем способен сам и с помощью родителей или замещающих родителей достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Формы устройства детей в условиях Дома ребёнка.

Право ребёнка иметь семью призвано в России неотъемлемой на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного.Утрата несовершеннолетними родительского попечения наступает в следующих случаях: смерть родителей; лишение родителей родительских прав; ограничение родителей в родительских правах; отобрание детей у родителей; длительная болезнь родителей; признание родителей умершими по суду; признание родителей судом недееспособными; признание родителей судом безвестно отсутствующими; длительное пребывание родителей в командировке (более шести месяцев); отбывание родителями срока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребёнка на длительное время без присмотра взрослых; заявление от родителей о согласии на усыновление другими гражданами.

Существующие в Доме ребёнкаформы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные - (опека, усыновление); - возвращение в биологическую семью; - государственные (детские дома, школы-интернаты различного типа). Специфика психолого-педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.

Как бы хорошо ни было воспитанникам в Доме ребёнка, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба дома ребёнка ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.

Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из важных направлений деятельности социального педагога и заключается:

• в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;

• в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;

• в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Возвращено в биологическую семью – 224 детей из них 64 ребёнка-инвалида.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

53 из них 9 инв. 39 из них 18 инв. 66 из них 18 инв. 30 из них 9 инв. 36 из них 10инв

Приоритетной формой устройства ребёнка на воспитание в замещающие семьи является – усыновление. За последние годы из Дома ребенка (с 2013 – по 2017 г.) было установлено усыновление над 34 детьми, из них 4 ребёнка- инвалида.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

11 из них 1 инв. 10 из них 2 инв. 7 5 из них 1 инв. 1

Другой формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. В Доме ребёнка сложилась следующая статистика передачи детей под опеку. За эти годы переедено под опеку 185 детей из них 73 категории ребёнок-инвалид.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

43 из них 9 инв. 44 из них 22 инв. 26 из них 13 инв. 32 из них 15 инв. 40 из них 14 инв

Государственная форма устройства детей, достигших предельного возраста нахождения в доме ребенка, после заключения ПМПК Курской области является перевод воспитанников в другие интернатные учреждения Курской области. Из Дома ребёнка в учреждения образования было переведено - 22 ребёнка из них 19 инвалидов:

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017.

7 из них 7 инв. 3 из них 2 инв. 6 из них 4 инв. 4 из них 4 инв. 2из них 2инв.

В учреждения социальной защиты - 15 детей и все категории ребёнок-инвалид:

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

4 из них 4 инв. - 9 из них 9 инв. 1 из них 1 инв. 1 из них 1 инв.

Ребенок - это личность с самого рождения, а детство - часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем. Лучшее для ребёнка – его любящая семья.

Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением близких родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам.

Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, сотрудничая со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, реализуя защиту прав и законных интересов воспитанников.

Основное направление в работе социального педагога – помочь ребёнку вернуться в свою семью или найти любящих его, неравнодушных людей, способных создать для него прекрасную семью. Все дети должны жить и воспитываться в семье!

1. ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

3. Л. В. Мардахаев. Социальная педагогика. / Москва. 2005.

4. И. З. Гликман. Теория и методика воспитания. / Москва. 2002.

5. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М. : ИНФРА – М. 2001.

6. М. В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога. / Москва 2004.

7. Р. В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. / Москва 2001.

8. Т. А. Шишковец. Справочная книга социального педагога. / Москва 2005.

9. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. 2001.

10. Павленок. П. Д. Методлогия и теория социальной работы. /Москва. 2008.

Циклограмма работы социального педагога детского сада Понедельник 7.30 – 9.00 Наблюдение за детьми и стилем педагогов взаимодействия с ними в группах (реж. моменты – ранний возраст) 9.00 –.

Музыкально-ритмические занятия — основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Музыкально-ритмические занятия – основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Е. А. Романенко,.

Советы социального педагога родителям Советы социального педагога родителям 1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. 2. Будьте честными.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Эссе социального педагога Эссе социального педагога Шохалевич Ольги Витальевны МБДОУ"ДС"Елочка" Главная цель моей работы: воспитание здоровой, духовно-нравственной.


1. Корректировка списка обучающихся по социальному статусу: неполные семьи, многодетные семьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

2. Помощь в адаптации к новым условиям обучения.

3. Работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4. Вовлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общественную жизнь колледжа.

5. Оказание помощи в учёбе.

6. Изучение социально-бытовых условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общежитии колледжа.

7. Поддержание тесной связи с органами опеки города, района и области.

8. Консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

9. Взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам

10. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот.

11. Работа с обучающимися по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

Цели:

1) помочь обучающимся адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх;

2) создание благоприятного климата для налаживания отношений между преподавателями и обучающимися, между обучающимися, объединение усилий педагогического коллектива по социализации обучающихся;

3) создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Задачи:

1. Оказание помощи в жизненном самоопределении обучающихся.

2. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция обучающихся в обществе.

3. Своевременное выявление обучающихся, склонных к совершению противоправных действий, причин и условий совершенного проступка.

4. Создание психологического комфорта и безопасности обучающихся в колледже, в семье, в общежитии.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.

6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий обучающихся (в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций в семье и в учебном коллективе.

8. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

9. Развитие гражданской и социальной ответственности.

Направления деятельности социального педагога:

2. Сотрудничество/Взаимодействие с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы учащихся и выпускников.

3. Работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. Работа с обучающимися по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

6. Работа по содействию обучающихся в реализации и защите его прав и законных интересов.

Социальный педагог колледжа сотрудничает со следующими органами власти:

- Служба опеки и попечительства Управления образования и молодежной политики администрации г. Георгиевска;

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Георгиевского муниципального района Ставропольского края.

Работа социального педагога с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: повышение уровня социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями за счёт оптимизации взаимодействия студента, семьи, педагога.

Задачи:

1.Создать условия приобщения детей-инвалидов к социуму:

- помочь студенту в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;

2.Создание комплексной системы психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, в том числе профессиональной подготовки детей-инвалидов и их дальнейшего трудоустройства.

3. Развивать и совершенствовать систему коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов в условиях колледжа.

4.Обращение социальных и всех заинтересованных служб, ведомств к потребностям детей-инвалидов.

5. Помочь родителям в налаживании межличностных отношений со студентом в привлечении их к обнаружению личностных проблем и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;

6. Помочь педагогам в выстраивании эффективного взаимодействия со студентами - инвалидами.

Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по специальностям в ГБПОУ ГК на 2016 – 2017 учебный год (1-4 курс) - 6 человек.

Социальный педагог в детском доме - это педагог, который хранит личные дела воспитанников, в которых собирается информация о ребенке для того, чтобы помочь ему жить, работать, расти, найти свое место в этой жизни, в обществе, стать полезным для своей Родины. Социальный педагог, выполняя свои должностные обязанности, помогает ребенку, находящемуся в детском доме, получить возможность продолжить свою жизнь достойным гражданином своей страны.

ВложениеРазмер
professiya_sotsialnyy_pedagog_v_detskom_dome.docx 5.02 КБ

Предварительный просмотр:

"Профессия - социальный педагог в детском доме"

Социальный педагог в детском доме - это педагог, который хранит личные дела воспитанников, в которых собирается информация о ребенке для того, чтобы помочь ему жить, работать, расти, найти свое место в этой жизни, в обществе, стать полезным для своей Родины. Социальный педагог, выполняя свои должностные обязанности, помогает ребенку, находящемуся в детском доме, получить возможность продолжить свою жизнь достойным гражданином своей страны.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденным явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка.

Деятельность социального педагога в детском доме направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется:

Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества. Профессиональная задача деятельности социального педагога легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает тогда, когда не обеспечено необходимое развитие, воспитание и образование ребенка. Работа в детском доме специфична в силу того, что в туда чаще попадают дети из низкоорганизованных, асоциальных семей, дети, имеющие педагогическую и социальную запущенность. Социальная помощь детям во время их пребывания в детском доме включает в себя решение множества социальных проблем : личных – это получение личных документов, материальных – это получение пенсий, пособий, алиментов, жилищных вопросов и т.д.

Деятельность социального педагога начинается с того момента, как ребенок переступает порог детского дома. После передачи личного дела ребенка и изучения документов выделяют проблемы, требующие решения. Как правило в детских домах воспитываются дети разных возрастных категорий, поэтому приходится осуществлять индивидуальный подход, учитывая проблемы и особенности определенного возраста и пола. Специфика деятельности проявляется в координации социально - психологического развития каждого ребенка в отдельности, с целью успешной адаптации воспитанников. В нашем детском доме успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: воспитателями, медицинскими работниками, психологом, логопедом, дефектологом и другими сотрудниками детского дома.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье - это утверждение вряд ли кто возьмется оспорить. Ведь при расставании с семьей у ребенка нарушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и способность эти связи устанавливать. Специалисты утверждают, что навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. Поэтому работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи занимает важное место в работе социального педагога.

Сиротами при живых родителях становятся дети, которых отказались забрать из родильного дома, или родители которых были лишены родительских прав, чаще всего – из-за уклонения от выполнения родительских обязанностей, из-за жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, что также приравнивается к жестокому обращению.

Вся эта деятельность преследует основную цель – сохранить для ребенка возможность воспитываться в кровной семье, а если это невозможно, то необходимо подобрать для него замещающую семью, в которой он будет согрет теплом, любовью, вниманием и лаской.

1.2.Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.4. Социальному педагогу подчиняются классные руководители.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни. 2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи. 2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки; перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде; ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

3.2. Прогнозирует последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся; тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.

3.3. Планирует и организует процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям; мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации; сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации; систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся; систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.

3.4. Координирует совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся; взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся. 3.5. Руководит: деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся; созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

3.6. Контролирует реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе; выполнение принятых решений в области социальной адаптации; дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы. 3.7. Корректирует ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.

3.8. Разрабатывает нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся; отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.

3.9. Консультирует родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся; лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

3.10. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося; установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

3.11. Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях.

3.13. Координирует работу с семьями опекунов, опекаемыми детьми.

3.14. Взаимодействует с отделом по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних, управление по вопросам семьи и детства.

3.15. Участвует в заседаниях Штаба воспитательной работы, советах профилактике, профилактических беседах.

3.16. Организует участие обучающихся в социально-значимых мероприятиях, конкурсах, акциях, конференциях, форумах всех уровней.

3.17. Организует эстетичное и информационно-насыщенное оформление школьных стендов по курируемым направлениям.

3.18. Выполняет отдельные служебные поручения директора.

3.19. Участвует в городских, общешкольных субботниках .

Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Принимать участие: в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов; в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся; в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности; в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

4.2. Вносить предложения: о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся; о начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов программ социальной адаптации.

4.3. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

4.4. Запрашивать для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.6. Требовать от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

4.7. Давать обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу, классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.9. Повышать свою квалификацию.

4.10. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании".

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, социальный педагог несет ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по воспитательной работе. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы, заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.6. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.

6.7. Исполняет обязанности заместителя директора по воспитательной работе в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 561-ст, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1 Специалист по социальной работе в доме-интернате относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность специалиста по социальной работе в доме-интернате принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности [вписать нужное], без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Специалист по социальной работе в доме-интернате назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Специалист по социальной работе в доме-интернате должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в области социального обслуживания граждан;

- основы психологии и социологии;

- основы общей и семейной педагогики;

- программно-методическую литературу по социальной работе;

- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

- формы и методы воспитательной и социальной работы;

- особенности психологии [указать категорию населения, с которой работает данный специалист];

- национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

- нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе в доме-интернате:

2.1. Устанавливает причины, по которым граждане оказались в трудной жизненной ситуации, определяет характер и объем необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

2.2. Организует и проводит работу по социальной реабилитации проживающих в доме-интернате (далее - проживающие), направленную на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

2.3. Проводит социальную диагностику.

2.4. Организует занятость проживающих.

2.5. Проводит работу по сохранению общественно-полезной активности проживающих.

2.6. Создает благоприятный микроклимат в доме-интернате и способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми.

2.7. Поддерживает семейные связи и контакты проживающих.

2.8. Организует содержательный досуг проживающих.

2.9. Ведет необходимую документацию на вверенном участке работы.

2.10. Консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.

2.11. Участвует в оформлении документов, необходимых для помещения нуждающихся в дом-интернат.

2.12. Организует работу, направленную на избавление проживающих от вредных привычек.

2.13. Повышает свое профессиональное мастерство и квалификацию.

2.14. Участвует в работе по привлечению средств спонсоров.

2.15. [другие должностные обязанности].

3. Права

Специалист по социальной работе в доме-интернате имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.5. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий.

3.6. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Специалист по социальной работе в доме-интернате несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Читайте также: