Договор доверительного управления имуществом заключается на срок

Обновлено: 18.05.2024

1. В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

срок действия договора.

2. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Комментарий к Статье 1016 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит перечень существенных условий договора доверительного управления имуществом, по которым стороны для заключения договора должны достигнуть соглашения в требуемой законом форме:

состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

срок действия договора.

Состав имущества, передаваемого в доверительное управление, должен быть подробно указан. Например, при передаче в доверительное управление предприятия как имущественного комплекса выполнить требования закона о составе имущества, переданного в доверительное управление, можно при предоставлении акта инвентаризации предприятия, бухгалтерского баланса, заключения аудитора о составе имущества и стоимости предприятия, перечня его обязательств.

Поскольку доверительный управляющий осуществляет управление имуществом в интересах другого лица (учредителя управления или выгодоприобретателя), то существенным условием договора является указание на имя гражданина или наименование юридического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя).

Если договором предусмотрено вознаграждение доверительного управляющего, то в нем должны быть предусмотрены его форма и размер. Следовательно, цена договора не является его существенным условием, и договор будет действовать и в том случае, если в нем не предусмотрена уплата управляющему вознаграждения. И только когда договором предусмотрено право управляющего на вознаграждение, требуется согласование его размера и формы. Таким образом, условие о размере и форме вознаграждения признается существенным лишь для возмездных договоров доверительного управления имуществом.

Так как передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в договоре должен быть предусмотрен срок его действия, который согласно п. 2 не может превышать 5 лет. Если договор заключается на более длительный срок, то считается, что срок его действия составляет 5 лет. Для некоторых видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом может быть предусмотрен иной предельный срок. Так, срок доверительного управления наследственным имуществом не может превышать срока, установленного для принятия наследства наследниками (п. 4 ст. 1171, п. 2, 3 ст. 1154, п. 2 ст. 1158).

2. Часть 2 п. 2 комментируемой статьи содержит правило о порядке продления действия договора доверительного управления имуществом. Если по истечении срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором. Если стороны не предусмотрели в договоре срок его действия, договор считается незаключенным.

Быть арендодателем непросто: нужно следить за квартирантами, разбираться с соседями, требовать регулярной оплаты. Все это можно перепоручить организации или человеку. РБК Недвижимость разбирается, что такое доверительное управление и как его использовать

Фото: Shutterstock

Что такое доверительное управление имуществом

Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.

В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.

Владелец квартиры и управляющий заключают договор, который определяет перечень услуг, срок их оказания и вознаграждение. За свои услуги менеджер берет комиссию с дохода, таким образом он заинтересован в высокой прибыли не меньше владельца жилья.

Фото:Shutterstock

Отношения по доверительному управлению регулирует гл. 53 Гражданского кодекса РФ [1]. Закон допускает передавать доверительному управляющему не только квартиры или акции, но и предприятия и права распоряжения чем-то. Ограничения касаются лишь имущества, находящегося в хозяйственном ведении, то есть государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Важно! Доверительное управление не означает передачу прав собственника на имущество. Продавать, дарить или осуществлять иные действия, не предусмотренные договором, распорядитель не может.

Плюсы доверительного управления имуществом

  • Экономия времени. Собственнику не приходится заниматься поиском жильцов, показывать квартиры, заключать договор, заботиться об оплате коммунальных услуг.
  • Возникающие проблемы решает менеджер. Если соседи зальют жильцов сверху, они будут звонить именно ему, а не собственнику.
  • Не нужно тратиться на юридические услуги. Все договоры с жильцами заключает менеджер.
  • Износ помещения может быть не вашей заботой. Управляющий принимает квартиру от жильцов и принимает решение о ее обновлении, ремонте и цене на ее аренду. Клининг после жильцов тоже может входить в комплекс услуг.

Минусы доверительного управления

  • На оплату работы управляющего уйдет примерно 10% стоимости аренды.
  • Оплата налогов в таком случае обязательна. Более того, налогом будет облагаться целиком весь доход без учета комиссии.
  • В случае доверительного управления собственник может не знать, кто живет в квартире и как она используется.
  • Менеджер заинтересован извлечь максимум выгоды, поэтому высок риск посуточной субаренды.
  • Высокий неконтролируемый износ жилья, если управляющий сдает его под хостелы или в посуточную аренду.

Как передать квартиру в доверительное управление

Если вы решили доверить свое имущество другим лицам, например, чтобы сдавать одну или несколько квартир, необходимо сделать следующее:

  1. Найти доверительного управляющего. Это может быть как компания, так и индивидуальный предприниматель. Важное уточнение: доверительным управлением не может заниматься выгодоприобретатель, то есть человек, который в итоге получит доход. Соответственно, наследник имущества не может выполнять эту роль [2]. Чаще всего именно для сдачи квартиры договор заключается с агентством недвижимости или частным риелтором. Лучше обращаться в специализированные компании с хорошей репутацией, так ниже риск встретить мошенников.
  2. Необходимо сразу обговорить все детали, которые будут включены в договор: объем выполняемых услуг, срок действия, полномочия менеджера, минимальная или максимальная доходность, размер комиссии.
  3. Для расчетов с управляющим нужно открыть банковский счет.
  4. Сбор документов для передачи имущества в управление. Для заключения договора вам потребуется свидетельство, подтверждающее ваше право собственности, доверенность на менеджера.
  5. Составить и подписать договор с двух сторон.
  6. Подписать акт приема-передачи жилья.
  7. Зарегистрировать договор в Росреестре. Это упростит разбирательства и дополнительно зафиксирует все обязательства сторон.

Как заключить договор доверительного управления

Важно правильно составить договор и включить в него все детали и потенциальные сложности, которые могут возникнуть в процессе управления имуществом. Предметом договора является не сам объект недвижимости, а именно услуги. Соответственно, договор доверительного управления — это договор об оказании услуг.

Фото:Pexels

В документе должны быть указаны:

  • состав объекта имущества. Вы можете отметить наличие мебели и ее состояние, допустимый износ;
  • выгодоприобретатель. Ваши Ф. И. О. или наименование компании, от чьего лица будет действовать управляющий;
  • размер комиссии или другая форма вознаграждения за оказание услуг (чаще всего 10% годового дохода);
  • услуги, которыми ограничивается доверительное управление. Сюда можно включить клининг или охрану, оплату коммунальных платежей;
  • срок действия договора. Закон предусматривает, что договор должен действовать не более пяти лет, но в случае согласия сторон он может быть пролонгирован [3].

К договору может прилагаться дополнительное соглашение, в котором прописываются все детали сделки.

После заключения договора стоит зарегистрировать его официально в Росреестре. Это гарантирует, что в случае проблем суд признает договор и будет рассматривать его как официальный документ.

Процесс регистрации довольно прост. Вам потребуются:

  • паспорт выгодоприобретателя;
  • договор;
  • акт передачи объекта;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • согласие супруга, если собственник недвижимости состоит в браке. Документ должен быть заверен у нотариуса.

Пакет документов можно подать через МФЦ или непосредственно в Росреестр.

Действие договора может быть прекращено досрочно по нескольким причинам. В первую очередь, из-за невозможности исполнения договора одной из сторон, например в случае банкротства, признания недееспособным или смерти. Односторонний отказ от исполнения договора тоже может стать причиной его расторжения. Веским поводом для разрыва договора может стать банкротство предпринимателя, являющегося учредителем управления.

Риски доверительного управления

При всем удобстве передачи забот по сдаче в аренду жилья определенные риски при этом тоже есть.

Наиболее распространенные проблемы, возникающие при такой форме отношений, — когда управляющий для извлечения максимальной выгоды сдает квартиру посуточно или организует хостел. Такой подход не только влияет на высокий износ жилья — мебель и ремонт довольно быстро приходят в негодность, стоимость жилья на рынке аренды падает. Возникшие проблемы арендаторов с соседями и полицией могут быть уже переадресованы собственнику.

Чаще всего владельцы жилья ожидают видеть арендаторов с определенным достатком, которые будут жить долго и поддерживать сохранность жилья. Поэтому важно вносить в договор и состояние жилья и мебели, а также вероятность их износа. Возможно включить пункт о страховке.

Связанная с этим неприятность — сокрытие всей прибыли, которую получает управляющий в результате обращения с вашим имуществом. Пример: вы ожидаете, что вашу квартиру сдают семье за 30 тыс. руб. в месяц, а вместо этого риелтор сдает ее посуточно, получая в месяц до 50 тыс. руб., оставляя себе и комиссию за услуги, и сокрытую разницу.

Еще один риск — передав свое жилье менеджеру, вы столкнетесь с отсутствием его заинтересованности в прибыли. В таком случае ваше жилье будет простаивать, вы потеряете возможную прибыль. Чтобы этого не происходило, в договор стоит включить минимальный размер дохода, который обязуется обеспечить для вас управляющий.


— Необходимо разделять разные виды управления:

  1. Полноценное управление через уполномоченное юридическое лицо. В этом случае заключается договор о доверительном управлении имуществом, прописывается, какое имущество поступает в управление, круг обязанностей управляющего юридического лица и т. д. Чаще такие договоры заключаются для дорогого имущества. В этом случае конечный пользователь — например, арендатор — не видит данных собственника, а договор аренды заключается с юрлицом. Это делается для конфиденциальности бенефициара.
  2. Доверенность на определенные действия с определенным имуществом, выдаваемая физическому лицу — поверенному. Это может быть любой человек. В доверенности обязательно нужно прописать, какие действия и с каким имуществом может выполнять данный поверенный. Например, организовывать и проводить показы квартиры, получать денежные средства. Возможны случаи, когда деньги идут напрямую собственнику.

В первом случае в дополнительном соглашении к договору можно и нужно прописать условия и форму отчетности о состоянии объекта имущества. Законом такие формы не установлены. Там же можно прописать частоту проверок. Иногда фиксируется, что, например, раз в месяц предоставляется видеоотчет о состоянии объекта или проводится сеанс видеосвязи.

Налоги платит конечный бенефициар, то есть собственник жилья. Налоги платятся по месту нахождения имущества. Например, если собственник — гражданин иного государства, но сдает квартиру в Москве, то он должен будет заплатить налоги как нерезидент по ставке 30%.

Первый вариант доверительного управления не подразумевает использования квартиры собственником, иначе возникнет наложение правовых полей. Чаще всего такой договор заключается с людьми, у которых данная квартира — далеко не единственная, то есть потребности в ее использовании нет. В случае частного поверенного возможны варианты, которые оговариваются заранее.

Доверительное управление имуществом путем заключения договора с профессиональным управляющим позволяет грамотно использовать его собственником в целях получения прибыли. Удостоверение договора нотариусом дает гарантии его соответствия требованиям закона и дополнительно защищает интересы обеих сторон.

Кто может заключить договор

Нормы, регулирующие доверительное управление, установлены главой 53 ГК РФ. Собственник имущества, он же учредитель договора, передает второй стороне (управляющему) права на распоряжение им для извлечения дохода в свою пользу или в интересах третьего лица (выгодоприобретателя). В качестве управляющего может выступать юридическое лицо (организация) или предприниматель.

Законом установлено два случая, когда учредителем может выступать не собственник имущества, а услугу может оказывать любое лицо, в том числе не имеющее статуса ИП:

когда договор доверительного управления имуществом учреждает нотариус по просьбе наследников в целях сохранения наследства (ст. 1173 ГК РФ);

учредителем выступает орган опеки в интересах подопечного (ст. 38 ГК РФ) или опекун, попечитель с его разрешения.

Управляющий получает вознаграждение, как правило, в процентах от полученной прибыли, что обуславливает его интересы. Если управление осуществляется безвозмездно, это должно быть обязательно указано в соглашении. Оно заключается на срок до пяти лет, и может продлеваться на такой же период по умолчанию, если стороны не изъявили желания его расторгнуть.

Когда договор управления нужно заверять у нотариуса

Согласно ст. 1117 ГК РФ особые требования предъявляются к соглашениям, если объектом оказания услуг является недвижимость. Такие договоры подлежат регистрации в Росреестре и составляются в форме, предусмотренной для купли-продажи. В свою очередь последние требуют обязательного нотариального удостоверения при следующих обстоятельствах:

в число собственников входят несовершеннолетние, опекаемые лица;

объектом является доля в праве на недвижимое имущество.

В перечисленных случаях обязательно по закону удостоверять договор доверительного управления имуществом у нотариуса, иначе он будет ничтожным. В иных ситуациях стороны самостоятельно принимают решение о соблюдении нотариальной формы в целях обеспечения своей безопасности и снижения рисков мошенничества.

Договор управления наследственным имуществом

Это вид соглашений предусмотрен ст. 1173 ГК РФ и призван обеспечить сохранность и грамотное управление имуществом, входящим в состав наследства. Окончательный состав наследников определяется и переход прав к ним на собственность умершего лица происходит через полгода после смерти наследодателя. Такие же виды имущества, как предприятие, интеллектуальная собственность, недвижимость требуют постоянного контроля. Особенность такого наследственного договора в том, что в его отношении законом установлены прямые нормы:

1) до заключения ДДУ проводится независимая оценка объектов;

2) наследственная собственность передается управляющему по описи;

3) основная цель учреждения — сохранение имущества, а не его приумножение;

4) управляющий не вправе оплачивать из доверенной собственности долги наследодателя;

5) при управлении долей ООО — информация об этом вносится в ЕГРЮЛ.

По заявлению наследников нотариус выступает учредителем договора управления имуществом, входящим в состав наследственной массы. Заявление также могут подать органы местного самоуправления, опеки, а также участники ООО, в уставном капитале которого котором есть доля умершего лица.

Объект, предмет и существенные условия

Доверительное управление может осуществляться в отношении следующих объектов:

недвижимость (дома, квартиры, земельные участки);

предприятия, имущественные комплексы, доли ООО;

ценные бумаги (акции, облигации и другие);

исключительные права (авторские и смежные).

Предметом договора управления имуществом являются услуги — фактические действия управляющего, производимые в целях получения и увеличения дохода от объектов, переданных ему собственником. Документ будет ничтожным, если в нем не определен предмет.

Существенные условия

    Состав передаваемого имущества. Доверительное управление возможно только в отношении конкретно определенных объектов. Они должны быть описаны с указанием стоимости по документам или результатам независимой оценки.

Указание на бенефициара — в соглашении обязательно прописывается, в чью пользу совершается действие, то есть кому оказывается услуга. Обычно это собственник имущества, но допускается заключение соглашения в интересах третьих лиц, или выгодоприобретателей.

Исключением является договор управления наследством — в этом случае до его принятия, оно само выступает выгодоприобретателем или те, кто докажет право на него. В момент учреждения состав этих лиц не определен и выявляется при наступлении определенного события, указанного в соглашении (выдачи свидетельств о праве наследникам умершего лица).

Размер и форма вознаграждения управляющему. По общему правилу договор доверительного управления считается возмездным. В отношении недвижимости сложилось правило, согласно которому это обычно 10 % от дохода, но стороны могут установить любую сумму и любой порядок выплаты.

В отношении управления наследственным имуществом предельная сумма вознаграждения управляющему не может превышать 3 % от его стоимости. Отсутствие положений о вознаграждении является основанием для признания договора незаключенным. Однако закон не запрещает безвозмездное оказание услуги — при условии, что это будет специально оговорено соглашением.

Срок действия и основания прекращения.

Срок, на который заключается доверительное управление имуществом, не может превышать пяти лет. Его действие прекращается в случае:

смерти управляющего, либо утраты им дееспособности, признания его банкротом;

отказа управляющего вследствие невозможности лично осуществлять управление;

банкротства учредителя, обладающего статусом ИП;

смерти выгодоприобретателя (ликвидации, если он является юридическим лицом);

отказа учредителя в доверии управляющему при условии выплаты вознаграждения.

Сторона, проявившая инициативу прекращения договора, должна предупредить другую за три месяца до наступления события.

Доверительный управляющий несет ответственность за свои действия и убытки, причиненные учредителю вследствие неумелого или халатного отношения к выполнению обязанностей. В том числе взыскание может быть обращено на его личную собственность.

Риск для учредителя договора в том, что если в связи с доверительным управлением возникли долги, оплату которых не покрывает стоимость доверенного имущества и собственности управляющего, взыскание может быть обращено и на другие имущественные объекты учредителя.

Вам может быть интересно:

  • Завещать или подарить?
  • Порядок вступления в наследство по закону
  • Заявление о принятии наследства
  • Отказ от наследства у нотариуса
  • Стоимость завещания у нотариуса
  • Вступление в наследство после смерти

Будние дни:
с 10:00 до 21:00
Выходные дни:
с 10:00 до 20:00

Одним из новых институтов, появившихся под воздействием процесса реформирования экономических отношений в нашей стране, является договор доверительного управления имуществом, который призван защищать имущественные прав как физических, так и юридических лиц. В Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан определено, что для формирования прочных гражданско-правовых основ дальнейшего развития рыночной экономики и привлечения иностранных инвестиций необходима, в том числе, и оптимизация видов договоров, обеспечение стабильности договорных отношений.

Основной смысл договора доверительного управления имуществом заключается в доверительном управлении имуществом собственника с целью извлечения последним прибыли. В целом ряде случаев возникают ситуации, при которых собственник не может эффективно использовать свое имущество. Например, не владеет профессиональными знаниями, необходимыми для извлечения доходов при использовании таких видов имущества, как ценные бумаги, авторские права, различные объекты недвижимости. В некоторых случаях собственник не в состоянии осуществлять самостоятельно принадлежащие ему правомочия. Это происходит при отсутствии законных представителей малолетних и несовершеннолетних. Что касается предпринимательской сферы, то и юридические лица, и предприниматели так же нуждаются в хорошем профессиональном управляющем, который бы смог вывести их организацию из кризисного состояния либо на высоком профессиональном уровне извлекал из их капиталов наибольшую выгоду.

Одним из способов разрешения указанных ситуаций является заключение договора доверительного управления имуществом, основное назначение которого - возложить бремя осуществления правомочий собственника на другое лицо, способное их эффективно использовать в интересах собственника либо по его указанию в интересах других лиц.

Договор доверительного управления имуществом был введен в систему обязательств национального гражданского права с принятием нового Гражданского кодекса Республики Узбекистан. Доверительное управление имуществом — это универсальный институт, который рассчитан на применение как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Как в первом, так и во втором случае на практике могут возникнуть затруднения при применении норм законодательства.

Применение договора доверительного управления имуществом вызвало необходимость дальнейшего совершенствования его законодательного урегулирования, что и было сделано путем внесения определенных дополнений в проект новой редакции Гражданского Кодекса.

Считаем целесообразным исключить положения относительно денег и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, как специального объекта договора доверительного управления имуществом, так как деньги — это вещи, а денежные средства - более широкое понятие, включающее в себя также и нематериальные деньги на счетах в банке, институты хозяйственного ведения и оперативного управления предложено так же исключить из проекта новой редакции ГК.

Оправдано отнести к объектам доверительного управления предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, недвижимости ценные бумаги права, удостоверенные ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (включая, имущественные права, обязательственные права требования, в том числе - денежные требования).

В проект указанной статьи предложено внести положение, определяющее, что в случаях доверительного управления ценными бумагами или денежными средствами, перечисление действий, которые может осуществлять доверительный управляющий, обязательно.

Включение указанных положений объясняется изучением практики заключения договоров доверительного управления, а также позволит определить суть договора, а именно - то, о чем стороны договорились. Так же необходимо определение в данной статье и условия о праве доверительного управляющего на вознаграждение или об осуществлении доверительным управляющим своей обязанности на безвозмездной основе. Это позволит определить какой характер (возмездный или безвозмездный) носит договор доверительного управления в каждом конкретном случае.

Пятое. С учетом того, что в ГК есть статьи, закрепляющие права и обязанности, а также ответственность доверительного управляющего, но нет статьи, определяющий статус учредителя доверительного управления, то целесообразным является включение статьи, закрепляющей права и обязанности учредителя доверительного управления. В проекте новой редакции ГК необходимо определить следующие права учредителя доверительного управления:

требовать от доверительного управляющего предоставления отчетов о своей деятельности, в порядке, по форме и в сроки, предусмотренные договором доверительного управления;

требовать возврата имущества, переданного в доверительно управление на условиях предусмотренным законом или договором доверительного управления;

получать выгоды (доходы) от управления имуществом, переданным в доверительно управление;

другие права предусмотренные законом и договором доверительного управления.

Учредитель доверительного управления обеспечивает выплату доверительному управляющему вознаграждения за управление имуществом, переданным в доверительное управление, в случае его возмездности, и возмещение расходов, произведенных доверительным управляющим для обеспечения надлежащего доверительного управления имуществом.

Учредитель доверительного управления может иметь другие обязанности, предусмотренные законом или договором доверительного управления.

Так же доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки, но и по форме, и в порядке, установленные договором доверительного управления имуществом.

Данную статью целесообразно дополнить и положением, предусматривающим, что обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему правомочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий за счет своего имущества. Это необходимо в целях регулирования взаимоотношений, возникающих при заключении договоров доверительным управляющим в нарушении своих правомочий, предлагается данная норма. При этом, с учетом защиты доверия иных лиц, заключавших договор с доверительным управляющим, вся ответственности возлагается на доверительного управляющего.

В целях предупреждения злоупотреблений, предлагается ограничить возможность присвоения выгоды доверительным управляющим помимо положенного вознаграждения, включив положение, предусматривающее, что доверительный управляющий не может присваивать выгоды от управления имуществом.

Часть 2 указанной статьи логично изложить в следующей редакции, предусматривающей , что доверительный управляющий, которым является индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, несет ответственность за убытки причиненные в связи с нарушением интересов выгодоприобретеля или учредителя доверительного управления или не проявлением должной заботливости об их интересах, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления. Таким образом, при определении ответственности доверительного управляющего будет действовать презумпция виновной ответственности.

Одиннадцатое. Главу 49 ГК, регулирующую договор доверительного управления имуществом целесообразно дополнить статьями, определяющими доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами и валютными ценностями, имуществом по специальным основаниям.

Доверительное управление ценными бумагами включает в себя и право управления денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги в целях увеличения их стоимости.

Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основе инвестиционной декларации, составляемой учредителем доверительного управления.

Инвестиционная декларация среди других обязательных сведений должна содержать:

перечень надлежащих объектов инвестирования денежных средств учредителя управления, т. е. таких ценных бумаг, приобретение которых и включение управляющим в состав имущества учредителя управления является правомерным;

сведения о структуре активов, сохранять которую в течение всего срока действия договора обязан доверительный управляющий, и в частности, соотношение между ценными бумагами различных видов и эмитентов, а также между находящимися в доверительном управлении ценными бумагами и денежными средствами данного учредителя управления.

Доверительному управляющему запрещается приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств:

ценные бумаги, принадлежащие на праве собственности самому доверительному управляющему или его учредителям;

ценные бумаги, выпущенные его учредителями; ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации или банкротства.

Доверительный управляющий также не вправе передавать доверенные ему денежные средства во вклады в пользу третьих лиц или заключать за счет этих средств договоры страхования, выгодоприобретателями по которым определены третьи лица, а также не может выдавать или получать кредиты (займы) за счет средств, переданных в доверительное управление.

Риски неисполнения доверительным управляющим ценными бумагами своих договорных обязательств должны быть застрахованы и обеспечены мерами исполнения обязательств.

Данное дополнение вносится в целях устранения существующего пробела в регулировании данного вопроса. В настоящее время аналогичные сделки имеют место при осуществлении биржевой деятельности, но нормами Гражданского кодекса они не урегулированы. Это необходимо и с учетом развития рынка ценных бумаг.

Доверительный управляющий не может выдавать кредиты (займы) за счет средств, переданных в доверительное управление, а также получать кредиты (займы) в качестве доверительного управляющего.

Это необходимо в виду того, что наличные деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев передачи в управление в рамках другого имущества или управления ценными бумагами. В составе комплекса имущества деньги представляют собой средство управления этим комплексом и его результат, но не являются самостоятельным объектом в доверительном управлении. Поэтому в части доверительного управления денежными средствами речь фактически идет о доверительном управлении банковским счетом или вкладом.

вследствие необходимости постоянного управления имуществом лица, находящегося под опекой или попечительством;

вследствие необходимости управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

вследствие необходимости управления имуществом при наследовании по завещанию;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными законами.

Это необходимо в виду того, что на доверительное управление имуществом подопечных лиц распространяются общие правила о доверительном управлении. Имущественные интересы лиц, находящихся под опекой или попечительством, могут быть обеспечены договором доверительного управления. Доверительное управление имуществом подопечного может учреждаться органом опеки и попечительства при необходимости постоянного управления имуществом. При этом независимо от указания исполнителя, так как доверительное управление может быть востребовано и до вступления наследников в права. Право учредителя доверительного управления (собственника) в случаях наследования принадлежит исполнителю или нотариусу.

Правовому регулированию договора хранения посвящена глава 51 Гражданского кодекса, которая регулирует понятие, форму, содержание, виды договора хранения.

В данную главу в рамках разработки дополнений, определенных в Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, вносятся определенные предложения.

Читайте также: